О Византийской иконе Богородицы читать под 7 апреля. Царевококшайская икона Пресвятой Богородицы находится в монастыре, устроенном на месте явления ее в 15 верстах от . Царевококшайска, Казанской епархии. Явилась она в 1647 г. одному земледельцу. Богоматерь изображена на иконе с женами мироносицами, почему икона называется еще Мироносицкой. 2-е число Память Св. Афанасия, патриарха Александрийского. Читать о нем под 18 января. Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении, Романа и Давида (Память их 24 июля). Святые князья были детьми пятого из князей российских, св. равноапостольного князя Владимира, который ввел христианскую веру в нашем отечестве. Св. князь Владимир крестился в 988 году до Р. Х.; около этого времени жили святые князья Борис и Глеб. У князя Владимира было 12 сыновей, но свв. Борис и Глеб, как две светлые звезды, сияли между братьями. Когда Владимир крестился, то крестил и своих сыновей. При крещении свв. Борис и Глеб переменованы Романом и Давидом, но равно сохранили и те и другие имена. В нашем отечестве вначале было так, что великий князь управлял главной и большей частью ее, а всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племянниками. По разделу, св. Борис получил Ростов, а Глеб Муром. Св. князья, подобно своему отцу, были очень благочестивы и любили чтение священных книг, писаний святых отцов и житий святых. Читая, разгорались любовью к Богу и старались подражать святым, были очень добры и милостивы. Горячо любили отца и друг друга. Ни тот, ни другой не вступали в брак, хотя отец и желал видеть их женатыми. В своих уделах заботились о распространении веры Христовой и в делах правления отличались правосудием. Св. Борис отправился против печенегов, напавших на Россию; между тем св. Владимир умер, и на его великокняжеский престол вступил Святополк. Киевляне не любили Святополка, – они очень любили Бориса, – и Святополк, чтобы удержать за собой великокняжеский престол, решился на братоубийство. Борис возвращался уже домой и очень горевал о смерти своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Названные источники, а также нек-рые иностранные (прежде всего нем. хроника нач. XI в. Титмара Мерзебургского ) следующим образом описывают обстоятельства жизни и гибели младших Владимировичей. СС и летописная повесть (текстологически тесно связанные между собой) называют матерью Б. и Г. некую «болгарыню», хотя на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Б. и Г. были сыновьями Владимира от брака с визант. царевной Анной (наиболее аргументированно эту гипотезу развивает Поппе). Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болг. происхождении по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» - болг. корня, братья Борис II и Роман занимали болг. престол соответственно в 969-971 и 977-991 гг., имя Давид также известно в правившей династии Западноболгарского царства во 2-й пол. X в. Возможно, «болгарыня» принадлежала к болг. царской фамилии и попала на Русь как пленница в 90-х гг. X в., когда рус. войска в качестве союзников Византии участвовали в войне против болгар. Менее вероятной представляется т. зр., что дети от «болгарыни» родились до брака св. Владимира с Анной, заключенного в 988/89 г. (Мюллер), поскольку эта гипотеза противоречит единодушному свидетельству всех источников, что святые погибли юными. Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII Святые Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XVII Согласно СС и летописи, при жизни отца Б. занимал княжеский стол в Ростове, а Г.- в Муроме. Иначе изложено дело в ЧН. Здесь местом княжения Б. назван, по-видимому, Владимир-Волынский, где Б. обосновался после женитьбы, а Г. представлен находившимся по малолетству при отце в Киеве. Сделать решительный выбор в пользу той или иной версии работавших примерно одновременно (в 70-80-х гг. XI в.) авторов затруднительно. «Владимер» во фразе прп. Нестора «Таче посла и потом отець на область Владимер» ( Абрамович. Жития. С. 6) вполне можно понять и как название города, и как уточнение к «отець». Однако 2-я трактовка плохо вписывается в логику рассуждений прп.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

В русском искусстве второй половины XVII века довольно часто встречаются отдельные изображения князя Владимира без его сыновей, что прежде считалось скорее иконографической редкостью. Также в это время складывается традиция изображения Владимира, Бориса и Глеба вместе с другими святыми киевского периода. Яркий пример подобной идейной программы — пелена «Святые киевские и черниговские князья» (1660-е годы, Сольвычегодский музей) 6 , вложенная Григорием Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. На ней в предстоянии Богоматери Знамение помимо крестителя Руси и его сыновей изображены также Михаил Черниговский, боярин Феодор, Николай Святоша. Этих святых объединяет принадлежность к древнейшему периоду русской истории и к региону, входившему в XVII веке в Киевскую митрополию. Так же, как и Борис с Глебом, князь Михаил Черниговский и боярин Феодор были мучениками, первыми пострадавшими в Орде русскими правителями. Николай Святоша — первый принявший монашество русский князь, ставший послушником Киево-Печерской лавры. Вместе изображения святых князей составляют образ идеального правителя — смиренного, но твердого в своей вере. Идея Вертограда: честное древо самого рая Другой пример развития киевской темы в иконографии святых кня­зей XVII века — уникальная икона 1660-х годов «Древо Киево-Печерских святых» (Угличский историко-художественный музей) 7 . В чашечках, которыми заканчиваются ветви, изображены полуфигуры связанных с Киево-Печерским монастырем святых. В центральном медальоне в предстоянии перед Т-образным крестом в молитвенных позах изображены Владимир и Ольга, за Владимиром — Борис и Глеб, Михаил Черниговский и мученики «из варяг» Федор и Иоанн, принявшие смерть во время мятежа в Киеве в 983 году (память 12 июля, Борис и Глеб — 24 июля). За Ольгой представлены: боярин Феодор Черниговский и три виленских мученика Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавших при князе Ольгерде в Вильне в 1347 году, память которых отмечается почти одновременно с поминовением Бориса, Глеба и Ольги — 26 июля 8 .

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_knya...

Мы не можем знать, как и зачем это все хлынуло " сюда " , но, судя по внезапности и интенсивности потока, " там " произошел взрыв невообразимой радости. Насколько можно видеть по историческим документам, такого не было еще ни при одной канонизации - тут просто как плотину прорвало. Бумажные иконки, простые фотографии царственного мученика являют чудо мироточения в квартирах сотен никакой особой святостью не отличающихся граждан, а что касается храмов, то там это чудо стало настолько всеобщим, что почти не вызывает уже удивления. Но на одном не совсем обычном знамении хочется все же задержаться. В московской церкви Бориса и Глеба начала мироточить икона этих святых князей. Казалось бы, какое это имеет отношение к канонизации Николая Второго? Подумав, приходишь к поразительному выводу: имеет! Борис и Глеб - первые святые нашей Церкви, и они прославлены в том же чине страстотерпцев, что и Николай Александрович, их дальний родственник. Когда-то воин Пелгусий видел, как Борис и Глеб плыли по небу на ладье, чтобы помочь святому Александру Невскому в битве со шведами; теперь, придя в храм в Зюзино, каждый может увидеть, как они ликуют вместе со своим более поздним родственником, который вошел в их небесное сообщество. Видя такое, невольно вспоминаешь слова одного мудрого человека, который предрек, что в будущей возрожденной России царь Николай будет не просто святым, но одним из самых почитаемых народом святых. Небывалая манифестация чудес и знамений, начавшаяся сразу же после прославления Государя, позволяет думать, что так оно и будет. 2. Перемены в национальном сознании не могут происходить так же быстро, как в невещественном горнем мире: коллективно выработанные стереотипы мышления, как и все земное, обладают инерцией. Общество не любит открыто менять свои убеждения, отождествляя такое изменение с изменой, поэтому искать перемены нужно там, где они имеют косвенное проявление, например, в тех телепередачах и газетных статьях, которые не несут прямой идеологической нагрузки.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/13.h...

говорят, что это труд императрицы Марии Феодоровны, пожалованный в монастырскую церковь . Еще замечательнее 8) икона Воскресения Христова, находившаяся прежде в ризнице, а ныне положенная в церкви на аналое. Она иконописная, на доске, в 12 верш. длины и 10 ширины, в гладком серебряном, без пробы, вызолоченном окладе, в котором веса 1 ф. 39 зол. На нижнем крае ее, на длинном белом свитке, находится следующая надпись: «Сей святой образ Ея Императорскому Величеству Елизавете Петровне Самодержице Всероссийской от Святейшего Синода принесся апреля 26 дня 1742 года». Значит он поднесен ко дню коронования, которое происходило 28 апреля того же года. Судя поэтому и по самой надписи, надобно предполагать, что и образ Св. Ипатия поднесен был также при коронации Императрицы Анны Иоанновны. В подобном же гладком серебряном вызолоченном окладе есть 9) икона Киевских чудотворцев. Хотя материя, которой она была обложена с обратной стороны оборвана и потому нельзя судить о ее назначении; но тщательность письма и отделки не позволяет сомневаться, что это благословение Киевской лавры высочайшей особе, и, по всей вероятности, Императрице Елизавете Петровне, которая летом 1743 г. лично посещала Киев. Мерой эта икона в выс. 12 верш. и 10 верш. в ширину. На нижнем крае оклада вырезана следующая надпись: «Собрание преподобных отец наших российских чудотворцев киевских яве зримых и покланяемых кроме под спудом сокровенных самому Богу исчитающему множество звезд и всем им имена нарицающему сведомых и именуемых». В нижней части, по середине, на втором плане, изображен Св. Равноапостольный князь Владимир, с крестом в правой руке, с двух сторон его св. мученики Борис и Глеб, а над ними женские изображения в княжеских венцах, как надобно полагать, Св. Княгини Ирины и Княгини Ефросинии (надписей на сих 5 венцах нет. На первом плане, с боков изображения князей, представлены пр. Антоний и Феодосий; за ними в ряд святые и затем ряды святых восходят выше и выше. Всех ликов по правую сторону Владимира – 75, по левую – 48, и над всеми ими гладкие серебряные венцы с означением имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По описанию Ларева, он был затянут холстом и по форме напоминал трапецию. На скатах потолка по холсту были писаны иконы Господа Саваофа и Спасителя. Иконы были окантованы деревянными рамками. Левое и правое отделение трапезной имели обыкновенные накатные бревенчатые потолки, которые были так низки, что, по описанию этнографа П.А. Ровинского, осматривавшего храм в 1871 г. высокий человек мог дотянуться до них рукой. Иконы на перегородках были старорусского письма, писанные на холсте. Время их написания, судя по датам, поставленным на иконах, относилось к 1696-1702 г.г. На иконах средней части перегородки справа были изображены святители митрополиты Филипп, Иоанн. Алексей, Петр. С другой стороны той же перегородки - святые мученики Борис, Глеб и Александр Невский. На перегородке по левую сторону были изображены вселенские святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Николай Чудотворец. С противоположной стороны - великомученицы Варвара и Прасковья. Все изображения, за исключением Варвары и Прасковьи, сделаны в рост человека. Предалтарная часть, или собственно церковь, отделялась от трапезной решетчатой перегородкой с широкой дверью посередине, она была небольшой и представляла пространство шириной 3,5 м длиной 2,4 м. У перегородки по обе стороны дверей были установлены скамейки. Священник М. Сизой считал, что эта часть церкви предназначалась для воеводы, его семьи и близких, что весьма вероятно. Для этого, по всей видимости, и была поставлена решетчатая перегородка, чтобы отделить высокого ранга чиновника от простого народа. Иконостас состоял из трех рам. Верхняя часть рам была украшена решетчатой перегородкой простой работы. В нижней части иконостаса с северной стороны, почти примыкая к стене, была устроена дверь для входа в алтарь. На двери висела икона архидьякона Стефана, писанная на холсте. В средней раме, по центру, были устроены царские врата с закруглением в верхней части. На каждой створке ворот располагались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, выполненные в рост. Между северными и царскими вратами была помещена икона Иоанна Устюжского. С правой стороны от царских врат - икона Спаса Нерукотворного, вышитая золотой и серебряной нитью по шелку (бывшее казачье знамя, ныне хранится в Иркутском краеведческом музее). Наверху, над царскими вратами, располагался Деисусный Чин. В центре - Спас Вседержитель, по бокам - Богоматерь и Иоанн Предтеча. Иконы крепились к матице.

http://sobory.ru/article/?object=17511

Пресс-конференция Волобаев Алексей Алексеевич, генеральный директор Центра изящных искусств на Волхонке, Задорожный Николай Васильевич, Директор Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы», протоиерей Леонид Калинин Протоиерей Леонид Калинин И. А. Шалина Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва) Святитель Николай, архиепископ Мирликийский с житием в восьми клеймах. Последняя треть XIX века. Собрание С.А. Ходорковского (Москва). Царские врата. Начало XVIII века. Русский Север. Собрание А.П. Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Евхаристия (Причащение хлебом). Фрагмент Царских врат. Первая половина XVII века; старообрядческая реставрация (врезок). Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-44. Иоанн Богослов из деисусного чина иконостаса. Конец XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-448. Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу. Около 1600 года. Происходит из погоста Лядины Каргопольского района. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Архангел Гавриил из деисусного чина иконостаса. XVII век. Вологда. Собрание А.В.Ренжина (Москва). Воскресение – Сошествие во ад. XVII век. Собрание А.В.Новикова (Москва). Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Умиление – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Около сердины XVII века. Среднерусские земли. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована до поступления в коллекцию. Инв. ЧМ-332. Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511.

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

Князь Игорь, как известно, погиб, пытаясь собрать дань с древлян. Фактически тоже насильственная смерть. Святополк погиб, возвращаясь с неудачного похода на Византию, в том числе, вероятно, с элементами заговора. Брат князя Владимира Ярополк был убит самим князем Владимиром в борьбе за власть. Сыновья князя Владимира готовились к такой же смене власти. И когда святой князь Владимир скончался, они начали эту борьбу. И два их брата отказались в ней участвовать. Этот демонстративный отказ от участия в борьбе за власть демонстрировал что-то совершенно необычное, непривычное в политической культуре Руси. Привнесение туда христианского начала. И это очевидно предложившая Святому Борису начать эту самую борьбу дружина отцовская, с которой он шел искать в степи печенегов, но, правда, не нашел. Естественно, она покинула святого Бориса, поскольку она не нашла в нем отзыва на то, чего хотели они. Они хотели поставить того князя, которого они любили, которому привыкли слушаться. Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского мон-ря. XIII–XIV вв. Борис, отказавшись от борьбы за власть, покинутый дружиной, с малой дружиной, остался в нескольких десятках километров от Киева, примерно километрах в 15–20 на реке Альте, поджидая, в общем, свою смерть. И когда убийцы добрались до него, они добрались до него в момент совершения богослужения, чтения и пения утрени, они не встретили сопротивления. Они встретили готовность к смерти, хотя памятники, посвященные Борису и Глебу, доносят до нас в какой-то степени плач его о своей молодости, о том, что он, конечно же, не хочет расставаться с жизнью, но готов это сделать, если этого захочет старший брат. Гибель его брата Глеба оказалась еще более трагичной. Она сопровождается в сказании о Борисе и Глебе подлинным плачем о юности о неготовности умирать, о том, что убийцы могли бы пощадить его, поскольку они идут резать его как ягненка перед смертью. И при этом Глеб все равно практически добровольно подставляет свою шею своему собственному повару, который напал на него в лодке, видя, что преследователи рядом. Подобного рода смерть для князей не только предшествующей эпохи, но и начиная с XII века, кажется, довольно обыденной. Конечно, не каждый князь умирал на поле боя или будучи отравлен или зарезан какими-нибудь убийцами, но ситуация с Борисом и Глебом чем-то явно отличается от ситуации с последующими князьями, ряд из которых погибли насильственной смертью.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

«Чтения» прп. Нестора: «Благодарю тя, владыко, Господи Боже мои, яко сподобил мя еси недостоинаго съобьщнику быти страсти Сына твоего, Господа нашего Исуса Христа. Посла бо единочаднаго Сына своего в миръ, егоже безаконьнии предаша на смерть; и се аз посланъ быхъ отъ отця своего, да спасу люди отъ супротивящихся ему поганъ, – и се ныне уязвенъ есмь отъ рабъ отца своего. Нъ, владыко, отдаи же имъ грехов, мене же покои съ святыми и не предаи же мене въ руц врагомъ, яко ты еси защититель мои, Господи, и въ руц твои предаю дух мои» 6 . Общий смысл всех трех молитв один: святой просить дать ему силы на то, чтобы невинно пострадать в подражание невинным страданиям Христа, что, собственно, и есть ответ на искомый вопрос. Однако «Летопись» и «Сказание», более близкие друг к другу, вводят еще библейский мотив братоубийственной зависти, восходящий к Авелю и Каину. В «Чтениях» же скорее подчеркивается уподобление самому Христу: святой изранен рабами отца, наподобие Христа, погубленного рабами Его Отца Небесного. Святые Борис и Глеб. XIII – начало XIV в. Национальный музей «Киевская картинная галерея». Икона происходит из монастыря прп. Саввы Вишерского под Великим Новгородом 2 Столетия бедствий и разорений, казалось, должны были бы вовсе уничтожить в Киеве память не только о былом величии, но и тем более об одушевлявших его богословских идеях, однако этого не произошло. Каким-то чудом Киев сохранил свою ментальную связь с прошлым и, по словам Р. Штуппериха, начиная с XV века, он вновь начинает ощущать себя «как святой город, как святыня всей страны», что становилось как бы восполнением утраченного политического значения 7 . Тем более в XVII веке, когда благодаря возникновению и развитию духовной школы вновь оживилась богословская жизнь, имя «второго Иерусалима» импонировало Киеву, помогая ему удержать тем самым свое уникальное место в русской духовной традиции. Эпизод Невской битвы 15 июля 1240 г. Явление кн. Александру Невскому свв. Бориса и Глеба, оказавших помощь в одолении шведов. Современная икона

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. ДЕИСУСНЫЙ ЧИН В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: “Аз есмь свет миру” (Ин.8:12). Его образ завершает вертикаль: царственные мученики – престол – крест – купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые XX – XIX вв. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками. КЛЕЙМА Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника. Клейма справа по вертикали - изображения мученических кончин отдельных святых. Клейма слева – массовые сцены. В среднике и в деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения. Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю. ПЕРВОЕ КЛЕЙМО Соловки Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников.

http://expo.pravoslavie.ru/other/455.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010