Приведя Своего избранника в духовное совершенство, Господь уготовляет Ксенофонту жребий служения страждущему миру. В 1912-1913 гг. на Афонской горе возникла на самое короткое время так называемая “имябожническая” или “имяславническая” ересь — смута. Безусловно, о. Ксенофонт никакого отношения не имел к этой ереси, но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих ни в чем не повинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта.   Накануне отъезда о. Ксенофонт побежал в пустыньку к своему духовному отцу и сказал:   — Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!   — Нет, чадо, — возразил старец, — так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей. — Затем вывел его из келии и спросил: — Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?   — Хочу, отче.   — Тогда смотри. — Старец перекрестил темное ночное небо и оно стало светлым, перекрестил еще раз — оно как береста свернулось, и о. Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых. Что они видели, слышали и что им было возвещено, батюшка Кукша, рассказывая об этом впоследствии, не поведал. А тогда он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал:   — Отче, мне страшно!   Через некоторое мгновение старей произнес:   — Вставай, не бойся.   Отец Кукша поднялся с земли — небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Так батюшка, уезжая с Афона, был утешен и удостоен Божественных откровений.   В 1913 году афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Во время первой мировой войны он разделил печали и скорби военного времени, молитвами и трудами служа отечеству. В 1914 г. о. Ксенофонт на 10 месяцев вместе с другими монахами был направлен на нелегкое послушание “брата милосердия” в санитарный поезд, ходивший по линии “Киев-Львов”. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=23&iid=1...

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отменить пп. 1, 2 журнала 74 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2011 года. 2. Временное управление Киевской епархией поручить Преосвященному Павлу, митрополиту Вышгородском и Чернобыльском, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. ЖУРНАЛ 7 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) - СЛУШАЛИ доклад Преосвященного Павла, митрополита Вышгородского и Чернобыльского, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры об аудиторской проверке хода строительных работ и финансирование строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви г.Киева. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. В целях совершенствования административно-финансовой деятельности при строительстве Свято-Воскресенского Кафедрального собора и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви (г.Киев, Железнодорожное шоссе, 3) освободить Преосвященного Александра, архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского от должности настоятеля храма Всех Святых комплекса Кафедрального Свято-Воскресенского собора (г. Киев, Железнодорожное шоссе, 3), освободить протоиерея Георгия Коваленко с должности ключаря и Председателя Приходского совета Свято-Воскресенского Кафедрального собора г.Киева. 3. Поручить Преосвященному Софронию, митрополита Черкасского и Каневского совершать контроль над ходом строительства и финансированием строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 8 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) -

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В ряду же этих других кто иной мог ведать сокровенную жизнь и потаенные деяния отца Парфения, как более всего высокопреосвященный Филарет, который сначала в 1838 году сам возложил схиму на него и избрал его с той поры себе в духовники, а затем от его руки и сам восприял, за семнадцать лет до своей кончины, этот же великий ангельский образ – схиму с именем первоначальника Лавры святого преподобного Феодосия. Наконец, по словам преосвященного Антония, начато было им само жизнеописание отца Парфения по личному желанию высокопреосвященного Филарета и составлялось под его же указаниями; потому все, ведомое последним, было передано первому. Справедливо было бы думать, что это «Сказание...» о своем любимом духовном отце и друге писал (вначале в своем сердце) сам высокопреосвященный Филарет. О том, что «Сказание...» вышло в 1856 году одновременно в двух изданиях, из которых одно, лучшее, с портретом старца и его факсимиле: «Буди благословен, преблагословен и треблагословен день Благовещения Богородицы, несомненной моей надежды отныне (1845 года) и до века. Аллилуиа», а другое, более дешевое, без портрета и о том, что оно составлено ректором Киевской Духовной Академии архимандритом Антонием, писал священник Н. Миловский 9 . Основой написания настоящего издания также стало «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения», составленное архимандритом Антонием (Амфитеатровым) . Каждая самая частная черта из жизни святых драгоценна. Настоящая книга представляет собой попытку собрать все, что можно было найти нового о преподобном Парфении в духовной литературе, архивах, музеях. Были просмотрены по возможности все печатные материалы о преподобном Парфении, вышедшие с 1856 по 2007 годы и хранящиеся в библиотеках Москвы, Петербурга, Киева и в библиотеке Московской Духовной Академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. К сожалению, из библиотеки Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры почти все архивы и книги были изъяты в наше время и переданы в другие библиотеки Киева, в частности, в Национальную библиотеку Украины имени В.И.Вернадского.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Мы никогда не согласимся с этим. Против амбиций Константинопольского Патриархата, ведущих к уничтожению соборного начала в жизни Церкви, выступают представители и других Поместных Православных Церквей. Как отметил на днях Святейший Патриарх Кирилл, «сегодня позиция Русской Православной Церкви, которая перестала поминать Патриарха Константинопольского, имеет отношение не только к отношениям двух Патриархатов — речь идет о самой природе Православной Церкви». — Полный официальный титул главы так называемого «Киевского патриархата» Филарета после последнего синода этой структуры включил наименования двух лавр канонической Украинской Православной Церкви  и звучит теперь так: «Святейший и Блаженнейший (имя), архиепископ и митрополит Киева — матери городов Русских, Галицкий, патриарх всея Руси-Украины, Свято-Успенской Киево-Печерской и Почаевской лавр, священноархимандрит». Что это значит и чем грозит? Как Вы вообще можете охарактеризовать личность Филарета? — О личности этого человека лучше всего говорят его дела — создание раскола, нарушение клятвы, данной Собору, одобрение насильственных захватов храмов, призывы, нарушающие межрелигиозный мир в стране, и т.д. Рассматривая в этом свете последние решения «синода» возглавляемой Филаретом Денисенко раскольнической структуры, можно увидеть, что «Киевский патриархат» претендует на то, чтобы отобрать у канонической Украинской Православной Церкви великие святыни этой земли — Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. Вот только вопрос: что он будет делать с этими знаменитыми монашескими обителями? По всей стране у раскольников нет такого числа монахов, сколько насчитывается в одной Киево-Печерской лавре. Тогда что движет раскольниками, желающими забрать эти святые для миллионов людей монастыри, которые хранятся, а зачастую и реставрируются силами верующих канонической Церкви? Просто желание получить некую «недвижимость»? — Велика ли угроза, что в случае неуступчивости канонической Украинской Православной Церкви раскольники при поддержке экзархов Константинополя и украинских властей отберут у нее лавры и другие исторические памятники, обители и храмы? Какую реакцию верующих и духовенства канонической УПЦ можно спрогнозировать?

http://patriarchia.ru/db/text/5297616.ht...

Затем митрополит Георгий пригласил для участия в дискуссии за стол президиума игумена Варфоломея (Петрова), наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; игумена Петра (Мажетова), настоятеля Свято-Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской митрополии ; игумена Исаакия (Иванова), настоятеля Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии ; игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря; игумению Евдокию (Левшук), настоятельницу Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в Полоцке ( Белорусский экзархат) ; игумению Антонию (Минину), настоятельницу Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатове. Принимать участие в дискуссии имели возможность все собравшиеся. Заинтересованное обсуждение показало, что в монастырской жизни остается еще много вопросов, которые могли бы стать темами будущих научно-практических конференций. По окончании дискуссии был принят итоговый документ, в котором собравшиеся констатировали, что традиции отцов-основоположников монашества, воплощаемые в современных египетских монастырях, явились в свое время источниками традиций русского монашества и могут во многом послужить для вдохновения и поучения современных иноков. В завершение работы игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на проведение конференции, посвященной наследию древних египетских отцов, а также председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту и сотрудникам Синодального отдела за гостеприимство и хорошую организацию работы конференции. Особое значение имело участие в форуме представителя Киевской духовной академии , в чьем докладе было отмечено преемство лучших традиций древних отцов колыбелью русского монашества — Киево-Печерской лаврой , благоговейное сохранение этих традиций сегодня, во время испытаний, выпавших Украинской Православной Церкви . Все участники единодушно просили передать братское приветствие и поклон Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и наместнику Успенской Киево-Печерской лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу и выразили молитвенную поддержку братии. 

http://patriarchia.ru/db/text/5305492.ht...

3. Благодарить Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Верейскомогоу, Наусського и Камбанийського за молитвенное общение во время посещения святой десницы с епископатом, духовенством и верующим народом УПЦ; 4. Направить искреннюю благодарность Народному депутату Украины, Председателю депутатской фракции в Верховной Раде Украины «Реформы ради мабутнього» И. А. Рыбакову за содействие в организации привоза в Украину десницы святого великомученика Димитрия Солунского. 4 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о праздновании в 2012 году 20-летия исторического Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви и 20-летие пребывания на Киевской кафедре Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить проведение в 2012 году торжественных мероприятий по случаю 20-летия исторического Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви и 20-летие пребывания на Киевской кафедре Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 2. Для организации юбилейных мероприятий создать Комиссию в составе: 1) Преосвященный Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры — председатель Комиссии; 2) Преосвященный Митрофан, архиепископ Белоцерковский и Богуславский, управляющий делами УПЦ; 3) Преосвященный Александр, архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ; 4) Преосвященный Антоний, архиепископ Бориспольский, Ректор КДАиС; 5) Протоиерей Виталий Косовский, Секретарь Киевской Митрополии; 6) Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ; 7) Архимандрит Варсонофий (Столяр), Казначей Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры;

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

В ХХ в. картографические изображения Ближних и Дальних пещер изучались наряду с их археологическими исследованиями. Археологические исследования Ближних и Дальних пещер проводились в годы советской власти, когда Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра не функционировала как монастырь, а была преобразована в " центр " атеистической пропаганды. Археологические раскопки проводились в 1934, 1937, 1968-1969, 1979, 1988 годах. Раскопки имели не только научную, но и пропагандистскую антирелигиозную направленность. В них участвовали антропологические комиссии, " которые раскрывали гробницы с мощами в 1922 и 1939 годах " и установили, " что в гробницах были перемешаны кости людей, похороненных в пещерах в разные периоды существования монастыря, а не " нетленные мощи святых " , как утверждали монахи " . На территории Лавры была устроена выставка " История лаврских пещер " , оскверняющая не только такую святыню как Киево-Печерская Лавра, но и чувства сотен тысяч православных христиан. Среди материалов ее были " различные планы пещер, которые свидетельствуют о перестройках и приспособлении их монахами для массового посещения богомольцев; культовые предметы, применявшиеся как " целебные средства " (металлическая шапка Иоанна Многострадального, так называемые " мироточивые главы " — обычные человеческие черепа, которые монахи выдавали за главы неизвестных святых; эти головы якобы выделяли целебное миро), вериги — железные цепи, которые носили на теле фанатики, и другие экспонаты " . Экскурсоводы Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника, водя экскурсантов по пещерам, рассказывали в духе атеистической пропаганды о " научных данных о мумификации, т.е. высыхании трупов, и особых природных условиях лаврских пещер, которые способствовали этому естественному и распространенному явлению " . Верующие могли попасть в пещеры только присоединившись к таким экскурсионным группам. Они старались отставать от толпы. Чтобы приложиться к святым мощам, попросить у преподобных исцеления и заступничества перед Богом.

http://sedmitza.ru/text/413321.html

Здание относится к типу пятикамерных украинских церквей с тем отличием, что к восточным сторонам боковых пространственных ячеек пристроены апсиды пастафориев (жертвенник и дьяконник). Церковь завершалась главой в центре здания и меньшей по размерам главой – над престолом. В характере барочного архитектурного декора (треугольные фронтоны и лучковые сандрики над окнами, профилированные карнизы, формы оконных проемов) исследователь (Б.А. Крицкий) усматривает черты, близкие к творчеству С.Д. Ковнира. Кладка стен кирпичная на известковом растворе, перекрытия - коробовые и купольные. Барабан был установлен на парусах. Тимпаны фронтонов южного портала и прилегающие площади украшены лепниной в виде орнамента из растительных мотивов. По бокам дверного проема северного портала находятся декоративные полуколонки, прилегающие к пилястрам. Тимпан фронтона этого портала заполнен барельефной скульптурой. В 1854 г. перестроены старые купола и надстроены три новых. В 1892 г. (арх. В.Н. Николаев) были произведены работы по расширению здания за счет разборки двух пристроек и устройства большого прямоугольного в плане объема с запада. В 1970 г. начаты работы по исследованию и реконструкции памятника. Памятник в основном сохранил формы и декор, типичный для украинского барокко в.в. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1983 г., т. 1. В центре Китаевской пустыни, вблизи пруда. Сооружена по указу Синода от 1759 г. арх. Киево-Печерской лавры С.Д. Ковниром за счет князя О. Голицына, Войта И. Сычевского, киевских жителей В. Гудымы, К. Сулимы и др. В 1854 г., после переименования Китаевской пустыни в Свято-Троицкую, осуществлен капитальный ремонт. Снаружи храм тинькован, переложен верхом, покрашены стены, все бани заново покрыто медными листами, центральная баня позолочена. Худ. Й. Шелтовский вместе с мастерами Лаврской школы живописи заново расписал интерьер, восстановил резной позолоченный иконостас. Капитальная реконструкция храма осуществлена в 1892 г. арх. В.Н. Николаевым: сделан ремонт кирпичной кладки фундаментов, стен и сводов, растесаны новые окна, боковые фасады укреплены контрфорсами, к западному фасаду сделана большая пристройка, деревянный пол заменен чугунными плитами из Успенской церкви Киево-Печерской лавры. В 1900 г. храм преобразован в теплый: в тамбуре перед входом поставлено четыре голландских груба. В 1907-1910 г.г. окрашены бани и промыта живопись. Крыша пострадала во время 2-й мировой войны. В 1950-х г.г. упали бани. В 1978 г. разработан проект реставрации церкви (архитекторы В. Безякин, Р. Быкова, Г. Максимова). В 1992 г. осуществлен ремонт и реставрация.

http://sobory.ru/article/?object=07348

Елена Ускова . Греция: вдали от туристических троп . Фото Дмитрия Неумоина//Фома. - – октябрь 2009. – С.56-60. – (раздел « Люди »). соседству со знаменитыми паломническими дорогами понемногу живет и поднимается Греция малых обителей, где тоже можно встретить наших соотечественников. У каждого своя история приезда в страну, давшую России Православную веру. Русское монашество поразило меня в Греции и стало продолжением открытия живого Православия в действии». См. также: Досадная ошибка//Фома. - – декабрь 2009. – С.98. – (рубрика «Отклики»). Реклама: С.61. Портфель первоклассника. Фотоочерк о проведении в центре Москвы (в Историческом музее и храме Казанской Иконы Божией Матери на Красной площади) традиционной благотворительной акции «Портфель первоклассника», посвященной Дню знаний. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2009. – С.62-63. – (раздел « Люди »). СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.64-73. Киев: О Киево-Печерской Лавре и Киевской Духовной академии.   Вступление к материалам раздела. На развороте - фото иеродиакона Василия (Новикова)//Фома. - – октябрь 2009. – С.64-65. – (раздел « Смысловая география », рубрика « Киев »). Влад Головин . Похожа на небо. О Киевско-Печерской Лавре. Фото иеродиакона Василия (Новикова)//Фома. - – октябрь 2009. – С.66-67. - (раздел « Смысловая география », рубрика « Киев »). Архиепископ Вышгородский Павел , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Главн ое – не посмотреть, а помолиться. Фото иеродиакона Василия (Новикова)//Фома. - – октябрь 2009. – С.67. - (раздел « Смысловая география », рубрика « Киев »). Архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской Духовной академии и семинарии, викарий Киевской митрополии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Священников и врачей нельзя учить заочно. Фото иеродиакона Василия (Новикова) и Максима Шевченко//Фома. - – октябрь 2009. – С.68-70. – (раздел « Смысловая география », рубрика « Киев »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-78-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010