Каждое сохраненное слово, совет, поступок отца Иоанна, подвижника и старца нашего времени, — это бесценный дар для всякого, кто искренне хочет быть учеником Христовым. Епископ Егорьевский Тихон Содержание Слово к читателю Часть первая Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей — священнослужителей Из воспоминаний митрополита Павла (Пономарева), Минского и Заславского, Патриаршего экзарха всея Беларуси Из воспоминаний митрополита Меркурия (Иванова), Ростовского и Новочеркасского Из воспоминаний епископа Тихона (Шевкунова), Егорьевского, наместника Сретенского монастыря Из воспоминаний архимандрита Антония (Гулиашвили), священника храма святого благоверного князя Александра Невского. Тбилиси Из воспоминаний архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Тавриона (Балова), духовника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Филарета (Кольцова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Августина (Заярного), катехизатора Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Марка (Быстрикова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Николая (Парамонова), настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Александра Куликова, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках. Москва Из воспоминаний протоиерея Валерия Швецова, настоятеля храма Андрея Критского в Сергиево, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, Москва Из воспоминаний протоиерея Михаила Правдолюбова, клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках, Москва Из воспоминаний иеромонаха Гавриила (Асташкина), насельника Псково-Печерского монастыря Воспоминания иеромонаха Лазаря (Говоркова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний иеромонаха Иоасафа (Швецова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Александра (Самойлова), настоятеля Успенского храма. Сергиев Посад

http://pravoslavie.ru/90380.html

В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Рака с мощами прп. Марка Псково-Печерского в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского мон-ря. Фотография. 2015 г. В достоверности преданий сомневался игум. прмч. Корнилий ( 1570), к-рый повелел «загладити» имя М. в монастырском поминании. В Повести о Псково-Печерском мон-ре, написанной Корнилием в 1531 г., рассказ о М. отсутствует. В редакции Повести 80-х гг. XVI в. рассказывается, что вскоре после того, как имя М. было исключено из поминания, Корнилий тяжело заболел. Получив откровение («Бывает же ему от Бога извещение некако» - БЛДР. Т. 13. С. 478), он повелел вести себя ко гробу М., у которого молился, прося о прощении, и обещал снова записать имя М. в монастырский помянник, после чего тотчас был исцелен. С тех пор имя М., 1-го старца печерского, поминается, как пишет автор Повести, «и до сего дни непременно». В монастырской Кормовой книге кон. XVI - нач. XVII в. под 16 марта указывается общая память печерских игуменов - от М. и Ионы до Никона (80-е гг. XVI в.): «Месяца того же (марта.- В. О. ) въ 16 день память творити первому старцу печерному Марку и первому строителю обители сея Пречистыя Богородицы в пещере Богомъзданней священноиноку Ионе» ( Тихон (Секретарев), архим. Врата Небесные: История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Печоры, 2008. С. 34). В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия обветшавший гроб М. при игум. Иоакиме был заменен новой гробницей, которую поставили «на том же месте, идеже первие стоял, под Спасовым образом, прямо дверей», о чем повествуется в гл. «О переложении мощей начальных старцев Печерских» Повести о Псково-Печерском монастыре нач. XVII в. (БЛДР. Т. 13. С. 510). В 1773 г. мощи преподобного были переоблачены и положены на прежнем месте в новом гробу. Ныне мощи М. покоятся там же, в первой «Богомзданной» пещере. Богослужебные тексты, посвященные М., в рукописях не встречаются. Акафист преподобным Марку, Ионе, Корнилию и Вассе Псково-Печерским был написан буд. патриархом Московским и всея Руси Пименом , в то время (1949-1953) наместником Печерской обители.

http://pravenc.ru/text/2562174.html

В создавшихся условиях исследователи, поставившие своей целью изучение взаимодействия государства и Церкви, вынуждены обращаться в региональные государственные архивы, епархиальные архивы, архивы немногих монастырей и храмов, действовавших в Советском Союзе. Узкая специализация архивов местного значения не раскрывает всего видения исторического процесса как такового, но по крайней мере проливает свет на некоторые штрихи жизни религиозных организаций в СССР. Большое значение в деле изучения исторической эпохи советского периода играет публикация церковных и государственных документов, связанных с деятельностью Русской Православной Церкви. Среди попыток публикации исторических документов можно назвать книгу наместника Псково-Печерского Успенского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) «Высокопреподобие отца Алипия». Книга повествует о жизни и деяниях многолетнего наместника древней обители архимандрита Алипия (Воронова). К сожалению, книгу отца Тихона нельзя причислить к серьезным историческим исследованиям. Сам автор пишет: «Эти воспоминания не академический труд или исследование, а желание восстановить в своей памяти и сохранить в истории светлый образ духовного подвижника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия…» . Книга не отвечает стандартам, принятым в науке, но является важным источником по истории Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря и истории Русской Церкви. Игумен Алипий (Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году, человек интересной судьбы и крепкой веры. Учился в изостудии, работал на строительстве метрополитена в Москве, позже трудился учителем рисования, служил в рядах Красной Армии, затем работал на военном заводе. В связи с началом Великой Отечественной войны повторно был призван в действующую армию, в составе войск прошел весь тяжелый путь вплоть до Берлина. Война, близость смерти, страдания и тяготы боевой жизни окончательно утвердили Ивана Михайловича в том, что его призвание – это монашеский подвиг, подвиг служения Богу и людям.

http://bogoslov.ru/article/1880327

С 1979 года отец Аркадий трудился и жил в разных монастырях: в Свято-Успенской Почаевской Лавре (с 1979 по 1982 гг.), в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (с 1982 по 1986 гг.), в Свято-Духовском монастыре г. Вильнюса (с 1986 по 1991 гг.), а также в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре и других обителях. Везде отец Аркадий трудился в монастырских садах, ухаживая за розами. Были у него в монастырях и другие послушания. Рассказывая о Пюхтицкой обители, он говорил, что занимался там реставрацией икон (чистил их) под руководством отца Бориса. В Почаеве отец Аркадий пел. В то время там не было басов, и отец Аркадий пел в хоре вторым басом. Тогда там был отец Нестор, известный батюшка, который сидел за верность Церкви в тюрьме, и в Почаеве его тогда все знали. В Печорах, когда отец Аркадий приехал туда, наместником был архимандрит Гавриил. Здесь отец Аркадий занимался только розами. Он как-то обмолвился, что в Псково-Печерском монастыре у него было больше 5000 роз. Наместник очень любил розы и всегда осенью и весной посылал отца Аркадия в Ригу за этими цветами. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) отец Аркадий жил по соседству, через стенку. Он вспоминал, что отец Иоанн каждый вечер приходил и помазывал его и всегда восхищался розами. Также он вспоминал об отце Тихоне: «Когда я был садовником в Псково-Печерском монастыре, его ко мне поставили сажать розы, я там тоже был садовником. И вот – даже стыдно говорить – я на него накричал, что он неправильно розы сажал. И он меня запомнил, а когда увидел меня в 1995 году, почему-то сказал: “Мне нужен садовник”, и я дал согласие». В Сретенский монастырь отец Аркадий поступил в 1996 году и стал нести послушание садовника в обители. 14 февраля 1999 года он был пострижен в иночество. В 2006 году его наградили Патриаршей грамотой. С октября 2010 года отец Аркадий перенес несколько инсультов. За ним ухаживали сотрудники и прихожане монастыря: Ирина Заславская, Галина Степанова и др. Несмотря на болезнь, раз или два в год он ездил в Ивано-Франковск. Там ему помогали Надежда Цыганкова (в течение более 20 лет), отец Владимир Болдин из храма великомученика Георгия под Ивано-Франковском, который причащал его в последний год жизни.

http://pravoslavie.ru/72844.html

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери " Умиление " , которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес. Икона " Умиление " написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери " Успение " и " Умиление " были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону " Умиление " носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Икона Пресвятой Богородицы " Умиление " , которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона " Умиление " , XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой. Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами. В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья. В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново. За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых - преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, - Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

http://sobory.ru/article/?object=01991

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Исторической датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена пещерная Успенская церковь, выкопанная преподобным Ионой у ручья Каменца в песчаном холме. Преемник преподобного Ионы иеромонах Михаил построил на горе кельи и церковь, но вскоре монастырь подвергся нападению врагов. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. И только через полвека монастырь смог подняться после нападений со стороны врагов. В начале 16-го века была обновлена и расширена Успенская церковь, построен придел во имя преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерского. Возводились другие монастырские строения и храмы. Кельи монастыря стали ставить в долине Каменца напротив Успенского храма. Псково-Печерский монастырь со временем становится не только местом спасения человеческих душ, а мощной крепостью на северо-западе Руси. В 1701 году по велению царя Петра I монастырь обнесли земляным валом и глубоким рвом с водой. Часть земляных укреплений Петровской эпохи сохранилась до наших дней. Для защиты монастыря установили пять бастионов, у ворот поставили батарею. На главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб. В 1815-1827 году на территории монастыря воздвигли храм в честь Архистратига Божия Михаила, в память о событии 1812 года. В годы Великой Отечественной войны во время военных действий храмы и строения в монастыре подверглись частичным разрушениям. С 1960 года была начата реставрация крепостных стен и башен. В настоящий момент Псково-Печерский монастырь превратился в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные стены с девятью башнями и общей длиной примерно 810 метров окружают монастырский комплекс, образуемый рядом храмов. Основание обители Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова. Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

http://sobory.ru/article/?object=00282

Помнить не только о героическом, но и о трагическом опыте истории, по мнению отца Владимира, очень важно, чтобы не повторять ошибок прошлого. " Будущее, построенное на реках крови, приведет к обратному результату, то есть к духовной смерти страны. Жизнь начинается в любви, а не в ненависти. Ненависть – это только разрушения, только смерть " , – уверен священник. Здесь же, на псковской земле, находится одна из самых почитаемых обителей Русской Православной Церкви – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Основанный в XV веке, он никогда не закрывался. Последняя попытка ликвидировать здесь монашескую жизнь была предпринята во время хрущевских гонений на Церковь. Она провалилась из-за мужественной позиции наместника монастыря архимандрита Алипия. Бывший фронтовик, дошедший в составе 4-й танковой армии до Берлина, архимандрит Алипий сумел не только отстоять монастырь, но и добиться в советское время его масштабной реставрации, а также возвращения из Германии ценностей ризницы, вывезенных немецкими оккупантами. Кроме этого, он собрал и сохранил в стенах обители бесценную коллекцию русского и западно-европейского искусства. " Незадолго до своей кончины, которая последовала в 1975 году, отец Алипий большую часть всех своих коллекций передал в Русский музей и в Псковский государственный музей. Меньшая часть этой коллекции осталась в Псково-Печерском монастыре, и мы думаем над тем, как экспонировать эти сокровища, как сделать их доступными для самого широкого зрителя, почитателя живописи " , – отметил Тихон (Шевкунов) митрополит Псковский и Порховский, игумен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В знаменитых пещерах монастыря покоятся около 10 тысяч иноков и представители многих знаменитых дворянских родов России: Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских. " В этих пещерах покоятся великие старцы, подвижники благочестия прошлых веков и наши современники. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин и многие подвижники, ни один народ и наша земля не могут стоять без молитв наших предков, наших святых, которые не престают молиться вместе с нами и вместе с нами возносят молитвы к Богу за своих потомков " , – подчеркнул монах Антоний, древлехранитель Псковской епархии.

http://pravoslavie.ru/137547.html

13 Brother Lawrence of the Resurrection (1611—1691). The Practice of the Presence of God ed. D. Attwater. Paraclete Books. London, 1962. P. 13, 16. 14 Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1991. С. 172. 15 Св. Феофан Затворник.. Собрание писем. П. 902. Т. V. С. 176. 16 Св. Феофан Затворник.. Собрание писем. П. 979. Т. VI. С. 105. 17 кровенные рассказы странника. М., 1992. С. 30. 18 Св. Макарий Великий. Духовные беседы 14:2. ТСЛ, 1994 (репринт). С.105. 19 «Пастырь» Ерма. Подобия 9:14. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 272. 20 См. Pedersen J. Israel. Vol. I. London-Copenhagen, 1926. P. 245—259; ср. Barr J. The Symbolism of Name in the Old Testament/Bulletin of the John Rylands Library, 52, 1, 1969. P. 11—29. 21 Pedersen. Op. cit. P. 256. 22 О почитании Имени у средневековых иудейских кабаллистов – см. Greshom G. Scholem. Major Trends in Jewish Mysticism 3rd ed. London, 1955. P. 132—133 и ср. с интерпретацией этой темы в знаменитом романе Чарльза Вильямса All Hallow " s Eve. London, 1945. 23 Свв. Варсануфий и Иоанн. Вопросы и ответы. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Отв. 421. Издание Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. М., 1995. С. 282. 24 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 21:7, 27:16. Издание Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. М., 1994. С. 142. 25 Св. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим, 1. Добротолюбие. Т. 5. 26 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. П. 957. T.VI. 27 Свв. Варсануфий и Иоанн. Вопросы и ответы. Отв. 91. 28 Св. Марк. Подвижник.. Послание к иноку Николаю, 5. Добротолюбие. Т. 1. 29 Авва Евагрий Понтийский. О молитве, 71. М.: Мартис, 1994. С. 84. 30 Св. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим, 7. Добротолюбие. Т. 5. 31 Преп. Нил Сорский. Устав о скитском житии, 2. О главных способах противоборства с приражающимися помыслами. ТСЛ, 1991. С. 25. 32 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. П. 704. Т. IV. 33 Св. Филофей Синайский. 40 глав о трезвении, 27. Добротолюбие. Т. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3482...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010