4. «Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ...» После самоупразднения самосвятской структуры «УАПЦ» на храмовое сооружение вправе претендовать как Антиохийская патриархия, так и Русская Православная Церковь (РПЦ). Дело в том, что основал знаменитое Львовское Успенское православное братство Антиохийский патриарх Иоакимом И «ставропигиальная» относится именно к Антиохийской патриархи. В неправославном окружении это имело особое значение. С другой стороны именно благодаря московскому царю возник сам храм - архитектурный шедевр на улице Русской. В память об этом в храме находится изображение российского двуглавого орла: значительную сумму на строительство церкви внёс царь Фёдор Иоаннович (разумеется, с подачи Бориса Годунова) в 1592 году. К слову, Фанар в Стамбуле получил средства на строительство церкви из тех же рук. Прежний храм Константинопольского патриарха находился в другом месте и сгорел. 5. «Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП...» Являлся одним из духовных центров православия в Галиции. Основан был в 17 веке афонским монахом преподобными Иовом Княгиницким и игуменом Манявским Феодосием. Подвижники канонизированы УПЦ МП в 1994-м. Есть данные, что в монастыре (по состоянию на 2015-й) было «12 филаретовских монахов». Если так, каким духом они дышат под началом у анафемы, остаётся «интересным вопросом». 6. «Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ...» К Корецкой святыне во все века тянулись грязные руки. Эта обитель - вожделенная мечта Филарета-Денисенко. Из-за его (в ту пору митрополита Киевского) конфликта с настоятельницей монастыря в 1984 году Патриарх Московский и всея Руси Пимен предоставил Корецкому монастырю статус ставропигиального, перевёл в прямое подчинение патриарха. Желание новоцерковников завладеть им - понятно. Попытка отнять у верующих монастырь вызовет протест, градус которого предопределить непросто.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/30/sp...

В начале ХХ века в Гомеле были построены Успенская железнодорожная церковь и Преображенская каменная церковь (1901), Полесская Свято-Николаевская церковь (1904, освящена в 1907) и Георгиевская армейская церковь (1904). Имелись домашние церкви: Вознесения Господня (1866 г.) в духовном училище, Александро-Невская – в здании мужской гимназии (1899), Иоанна Богослова и св. Елизаветы – в замке княгини Паскевич (существовала со 2-й половины века.). В 1895 г. старанием мирового судьи Бренчанинова построена и освящена Александро-Невская церковь при тюрьме. Были построены храмы на православном кладбище: на Засожском в 1885 г. св. Феодора Тирона (деревянная) на средства надворного советника Фёдора Молеванского, на Новиковском – в 1896 г. Рождество-Богородицкая, каменная с деревянным куполом, за средства казённых крестьян г. Гомеля. До 1917 г. в Гомельском уезде действовал Чонский Макарьев женский монастырь . В 1912 г. здесь подвизалось 20 монахинь во главе с игуменией. Главный храм имел приделы во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученика Прокопия. В 1907 г. было создано Гомельское викариатство Могилёвской епархии (существовало до 1935 г.) во главе с викарным епископом, который носил титул «епископ Гомельский». Первым епископом был Преосвященейший Митрофан (Краснопольский), ректор Могилёвской духовной семинарии. После революции 1917 года значительная часть Гомельщины оказалась в составе РСФСР. С 1919 по 1926 г. существовала Гомельская губерния, куда вошли 8 уездов упразднённой Могилёвской губернии, Гомельский и Речицкий уезды. В 1923 г. была создана Гомельская епархия, которая присоединилась к обновленческой церкви. Но епископ Гомельский Тихон (1923–1929) был противником обновленчества и остался верным правоверному Православию. В 1924 г. часть духовенства и мирян во главе с епископом Тихоном присоединилась к РПЦ Московского Патриархата. Таким образом, в 1923–1924 гг. в Гомеле одновременно существовали два епархиальных управления – обновленческой церкви и Православной. В 1934 г. после распада Белорусской автономной Православной церкви (обновленческой) закончился период раскола в истории Гомельской епархии. В 1935 г. был закрыт Гомельский Петро-Павловский собор. Показательные судебные процессы, например, «дело церковников» в Гомеле свидетельствовали о политике физического уничтожения священства и активных верующих.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

В 1691 г. была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 1950-х гг. В монастыре имелся чудотворный список иконы Казанской Божией Матери. Ежегодно в день чествования иконы 21 июля (н. ст.) стекались богомольцы не только из окрестных местностей, но и из дальних уездов Могилевской и Смоленской губерний. В 1842 г. монастырь был переведен в реестр первоклассных, в связи с многочисленными исцелениями больных от иконы. Занятия в школе при монастыре по традиции начинались молебном перед святыней. В 1920-е гг. монастырь был закрыт, храм использовался под склад и коптильню. В настоящее время на месте монастыря построены многоэтажные дома. С 1996 г. Синод принял решение об учреждении сестричества при храме во имя пророка Божия Илии, что стало началом возрождения Свято-Успенского женского монастыря. 11 апреля 1997 г. постановлением Священного Синода монастырь был зарегистрирован. Был построен новый двухэтажный корпус для сестер. В 2006 г. завершилось строительство и состоялось освящение Успенской церкви монастыря. Особую духовную и историческую ценность представляет Свято-Ильинский храм - величественная постройка 1880 г. Он и сегодня является древнейшим украшением Орши. По преданию, деревянная церковь святого пророка Илии построена в Орше около 1460 г. по велению короля и великого князя Казимира IV (сына Софии Друцкой-Гольшанской) в память о спасении его жены Елизаветы: купаясь в день пророка Илии, она чуть не утонула, но чудом была спасена. Свято-Ильинская церковь была возведена напротив замка на левом берегу Днепра, однако вскоре сгорела. Уже в 1515 г. на ее месте княгиней Софией Юрьевной была построена новая деревянная церковь. По преданию, в 1706 г. во время Северной войны Петр I молился в Ильинской церкви о даровании победы над шведами. В 1880 г. на месте древнего обветшалого здания была возведена новая, уже каменная церковь Илии пророка в псевдорусском стиле. В 20-40 гг. ХХ в. храм был закрыт, здесь размещался склад. Открыт он был немцами во время Великой Отечественной войны, после чего больше не закрывался. Сокровищем обители является чудотворная икона Божией Матери «Оршанская», написанная в XVIII в. Образ был торжественно перенесен в обитель из Свято-Духова Кафедрального Собора 25 августа 2001 г. Ежегодно в день памяти иконы 18 сентября (н. ст.) совершается крестный ход, который завершается в Свято-Богоявленском Кутеинском мужском монастыре, где икона пребывает до праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря, образ крестным ходом возвращается в обитель. Икона Божией Матери «Скоропослушница», находящаяся в киоте слева от «Оршанской» иконы, также многими почитается как чудотворная.

http://sobory.ru/article/?object=41274

Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой. Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом. В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853). История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах. С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года. В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.

http://foma.ru/bogolyubskaya-ikona-bozhi...

Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий/Сахаров/ . В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь. До 2009 года в нём хранилась Боголюбская икона Богородицы, которая была передана монастырю из Владимирского музея в 1992 году. В 2009 году на иконе была обнаружена плесень. В настоящий момент икона находится в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы. Современное состояние [ править править код ] В 1993 году началось возрождение Свято-Успенского Княгининого женского монастыря. При монастыре действует Регентская школа, где обучаются все желающие искусству регентства (дирижирования) в храме. Курсы длятся три года. В 2000 году открыт детский дом для девочек сирот. Также действует воскресная школа. Во славу Божию в монастыре подвизаются 28 сестер. Возрождается обитель и духовно. В монастыре совершаются Богослужения. Интерьер монастырского храма Сегодня монастырь имеет свое Свято-Никольское женское подворье в селе Санино Суздальского района, где подвизаются 15 насельниц. В 2008 освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоустого. Настоятельница монастыря игуменья Олимпиада (Хоружая). В монастыре проживает 28 сестер. У Княгининого монастыря есть свое подворьев селе Санино Суздальского района. При обители открыта воскресная школа, которую сейчас посещают более 50 учащихся Храмы [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы - центр монастыря по сей день. Уже второй своего имени. Первый был разрушен. Нынешный Успенский собор был построен примерно в 1500 году. Внутри имеются ценные фрески 1647-1648 года известного мастера Марка Матвеева. Здесь же находится чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Икону перевезли сюда в 1992 году из Свято-Боголюбского монастыря, где икона была написана в 12 веке по указу князя Андрея Боголюбского.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Княг...

С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Но дважды были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина. В богоборческое время монастырское имущество было национализировано. Последняя настоятельни-ца обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту, а позднее обитель совсем забыли. В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири. Стрелковые полки ленинградцев заняли оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии, оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд. В 2009 году монастырь стал возрождаться. 25 августа 2009 года Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста. На мысе возведен небольшой деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. А 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви присвоил обители официальный статус Свято-Успенского Сяндемского женского монастыря. http://syandema.cerkov.ru/ Сяндебский Успенский монастырь, общежительный, в Олонецком уезде, в 25 верстах от города Олонца, на холме между озерами Сяндеба и Рощинское. Во 2-й половине XVI века здесь была основана пр. Афанасием (см. 18 января) мужская пустынь, которая в 1723 году приписана была к Свирскому монастырю; в 1764 году была упразднена; в 1821 году приписана к Андрусовской пустыни, а в 1902 году стала самостоятельной. С 1909 года эта пустынь обращена в женский монастырь с назначением его для служения просветительно-миссионерским целям в крае. Здесь почивают под спудом мощи пр. Афанасия.

http://sobory.ru/article/?object=30786

Настоятель Благовещенского Нижегородского мужского монастыря архимандрит Александр (Лукин), ответственный за работу с монастырями Нижегородской епархии , сообщил, что 22-23 ноября с.г. в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре и Успенском мужском монастыре Саровская пустынь состоялось межрегиональное совещание монашествующих Нижегородской , Мордовской и Чувашской митрополий, собравшее более 100 монашествующих, на котором обсуждались насущные вопросы монашеской жизни, в т.ч. использование монашествующими современных технологий. Отец архимандрит отметил, что подобные собрания в монастырях Нижегородской епархии являются ежегодными, подчеркнул важность монашеского общения и выразил надежду на проведение подобных встреч в дальнейшем. Председатель отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии иеромонах Иаков (Степкин) сообщил, что 19 ноября с.г. в Старицком Успенском мужском монастыре в рамках VI Фаддеевских образовательных чтений состоялась конференция монашествующих Тверской епархии по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности». Работа конференции была посвящена теме «Молодежь: свобода и ответственность», 700-летию преставления св. блгв. вел. князя Михаила Тверского и 650-летию преставления св. блгв. вел. княгини и инокини Анны Кашинской, духовных покровителей Тверской земли. Виленско-Литовскую епархию на совещании представлял настоятель единственного мужского в Литве Свято-Духова монастыря г. Вильнюса игумен Антоний (Гуринович). Докладчик сообщил, что в епархии существует также Мариинский Виленский женский монастырь, в котором монашеская жизнь возобновилась два года назад. В каждом из монастырей подвизается по 12 монашествующих. В настоящее время возрождается скит женской обители. Докладчик рассказал об истории монастыря, поделился трудностями в жизни обители, связанными с вхождением Литвы в состав Евросоюза, и выразил надежду на их преодоление. О наиболее значимых направлениях работы пресс-службы Синодального отдела по монастырям и монашеству рассказал участникам собрания пресс-секретарь Отдела архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

http://patriarchia.ru/db/text/5321400.ht...

Сестры наладили свечное производство и просфорную, обеспечивали своей продукцией почти все храмы Перми. В монастыре действовала иконописная и золотошвейная мастерская. За сравнительно небольшой период существования обители было построено 27 корпусов и три храма: Успенский собор, Казанская церковь и кладбищенский храм в честь Жен-Мироносиц. Слава об обители расходилась далеко. Монастырь навещали государственные деятели, дважды была преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна со своей келейницей и подвижницей Варварой. Первый раз - в 1914 году в качестве паломницы. Елизавета Федоровна вместе с сестрами молилась на ранней Литургии в Успенском соборе. Второй раз в 1918 году прмц. Елисавета была привезена в Пермь уже как узница. В ноябре 1920 года монастырь был закрыт, имущество разграблено, все здания национализированы. Успенский собор был разобран в 1928 году. В цокольной части храма располагалась усыпальницы Каменских. Достопримечательностью храма является оригинальная звонница и два майоликовых панно на наружных стенах: на алтарной апсиде – образ Казанской Божией Матери, а на северной стене - образ Нерукотворного Спаса. Вновь Успенский монастырь был открыт только в 1993 году. По благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка). Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Мария (Воробьева). 19 апреля 1995 года Успенскому монастырю было возвращено чудом уцелевшее здание Казанской церкви. Была организована Успенская женская община под духовным окормлением протоиерея Иоанна Сексяева, будущего архимандрита Стефана, основателя Пермского Свято-Троицкого Стефанова и Пермского Богоявленского мужских монастырей. 25 марта 1993 года постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви общину преобразовали в монастырь. Настоятельницей была назначена монахиня Мария с возложением наперсного креста. Игумения Мария приняла постриг в Хотьковском Покровском женском монастыре возле раки с мощами святых Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия.

http://sobory.ru/article/?object=02915

В 1996 г. в Казимирово снова начал действовать приход в бывшем доме священника, а в 2000 г., стараниями благочинного Жлобинского округа протоиереем Василием Пилипенко, приход был преобразован в женский Успенский монастырь. В это же время женщина, хранившая икону, перед смертью решила вернуть ее в обитель. С этого момента началось возрождение монастыря. Был построен деревянный храм, который освятили 9 августа 2002 г. 16 октября 2013 г., Священным Синодом Белорусской Православной Церкви, было установлено празднование иконе Божией Матери «Казимировская». Со времени возрождения монастыря был построен кирпичный корпус для сестер, старый дом священника отремонтирован и преобразован в паломнический дом, заведено небольшое хозяйство, приобретены земли для обработки. Сейчас продолжаются работы по восстановлению и благоустройству обители. Адрес: 247200, Беларусь, Гомельская обл., Жлобинский р-н, д. Казимирово, пл. Мира Иоанно-Кормянский женский монастырь [ править править код ] Иоанно-Кормянский женский монастырь Определением Синода Белорусской Православной Церкви 8 августа 2000 года было решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем. Начало исторического обзора Кормянского монастыря можно отнести ко второй половине XVII ст. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в Корму со стороны Добруша. В 1869 году возле церкви построили деревянную колокольню. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже – кельи для сестер. В монастыре проживает 11 насельниц (2015 г.). Адрес: 247067, Беларусь, Гомельская обл., Добрушский р-н, г.п. Корма Телефон: (02333) 9-51-33 Свято-Покровский женский монастырь (Хойники) [ править править код ] Свято-Покровский женский монастырь (Хойники) Свято-Покровский женский монастырь был учрежден в 1705 г. на месте основанной церкви князем М.М. Трубецким в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней храма стал местночтимый список иконы Божией Матери «Благодатное Небо», который был подарен храму в знак благодарности за сватовство к Хойникской княгине Агафье, дочери удельного князя Игнатия Шуйского.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Новая эпоха в духовной жизни Пюхтицкого края начинается с учреждения на Богородицкой Горе святой иноческой обители. 15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. Присутствовали генерал-губернатор Эстляндии князь С.В. Шаховской, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, почетные гости. Собралось множество богомольцев не только из окрестных селений, но и других губерний. Последовало богослужение в Успенском храме и Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. В состав новоучрежденной общины вошли монахиня Варвара и три послушницы. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестер милосердия (среди них 8 эстонок). Жизнь на первых порах была весьма нелегкой, и труд немногочисленных сестер носил характер подвига. Отсутствовали необходимые жилые помещения и хозяйственные постройки. Ко дню открытия общины был готов только один деревянный дом, ставший вскоре монастырской лечебницей. Забота о болящих и страждущих была постоянной заботой игумении и попечительницы обители, жены губернатора, княгини Елизаветы Шаховской. Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф.Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными... и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. Правительство делает очень много, но нужд еще больше и все растет: ибо обращения в православие, слава Богу, все продолжаются. Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) Надо призреть 88 стариков и немощных; 2) Надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) Надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы». План застройки Пюхтицкого монастыря был составлен в 1892 году адъюнкт-профессором Санкт-Петербургской Академии художеств, академиком Михаилом Преображенским, под его же непосредственным наблюдением работы проводил архитектор Александр Полещук. В соборном храме была помещена чудотворная икона Успения Божией Матери, перенесенная из Сыренецкой (Васкнарвской) церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/135119.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010