К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Несмотря на свою стойкость в борьбе, Почаевская лавра с 1713 по 1831 годы находилась под властью униатов. Как-то в 1759 году лошади ехавшего мимо Почаева графа-католика Николая Потоцкого перевернули коляску. В ярости граф выхватил пистолет, чтобы убить не справившегося с управлением кучера. Поняв, что настал последний миг, тот повернулся в сторону видневшейся обители с молитвой к Божией Матери. Пистолет трижды дал осечку. Ошарашенный Потоцкий заметил в глазах кучера огонек какой-то безумной надежды и, выяснив, в чем дело, немедля отправился в монастырь. Увидев образ, который молитвенно вспоминал кучер, граф принес покаяние и все свои материальные средства направил на благоустройство обители и прославление Почаевской иконы (добился признания ее в 1773 году католической церковью чудотворной с возложением на изображение Божией Матери корон). Соборный храм Успения Божией Матери – главное украшение Почаевской лавры – построен этим благотворителем обители, графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского . Святыней лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В 1831 году монастырь вернулся в лоно православия. В 1834 году обитель «по многочисленности стекающихся в оную богомольцев, по великолепию ее церквей, обширности и огромности зданий» четвертой по счету среди русских монастырей получила титул лавры. Название это утвердилось еще при униатах и, вероятнее всего, издавна бытовало среди людей, считавших Почаевскую обитель лаврой по важности ее святынь. Во второй половине XIX b. лавра стала крупным религиозно-просветительным центром. Важное значение в этом отношении имели издания здешней типографии.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

«Однако, несмотря на такое сильное и реальное участие Церкви в деле преодоления войны, в обществе искусственно усилилась религиозная вражда по отношению к Украинской Православной Церкви, - сказал Владыка. - Представители других конфессий, отдельные депутаты и госслужащие, злоупотребляя властью и служебным положением, предъявляют против нашей Церкви незаконные и голословные обвинения. Всем известно, что эти обвинения не соответствуют действительности. Однако такие пристрастные заявления, построенные на эмоциях, а не аргументации, служат основаниями для политических лозунгов по поводу запрета деятельности Украинской Православной Церкви». «22 марта этого года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект " О запрете Московского патриархата на территории Украины " , которым предлагается запретить в Украине деятельность Украинской Православной Церкви. Согласно документу, после его принятия, вся церковная собственность Украинской Православной Церкви на протяжении 48 часов инвентаризируется и национализируется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Свято-Успенская Святогорская Лавра и другие архитектурные монументы государственного значения, находящиеся в собственности или пользовании нашей Церкви, переходят в собственность государства, а соглашения о пользовании отменяются. Кроме того, органами местного самоуправления и их должностными лицами принято более 20 незаконных решений о запрете или ограничении деятельности местных религиозных общин Украинской Православной Церкви. Зафиксировано более 40 рейдерских захватов наших храмов и более 15 случаев противостояний и опечатывания храмов. Полсотни наших религиозных общин силой принуждали к переходу в так называемую Православную Церковь Украины», - отметил Митрополит Онуфрий. «Исторический путь Церкви – это крестный путь Христа Спасителя, - подчеркнул он. - И в прошлые времена священнослужителей и верующих пытались искусственно сделать врагами государства, а Церкви приписывали разную неприсущую ей деятельность. Однако люди, боровшиеся с Церковью, давно ушли в небытие, а Церковь Христова выстояла и продолжает совершать свою спасительную миссию, потому что Церковь – это Тело Христово. Мы верим, что и в современных условиях Украинская Православная Церковь, как и все наше Украинское Государство, выстоит и победит».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/27/zh...

Все эти беды обрушились на монастырь в конце XVI - начале XVII в.в. Монахи переселяются к своим собратьям на соседнюю западную гору, где Матерь Божия оставила след Своей правой Стопы, источающий целебную воду, и где творились чудеса от Её иконы. С переселением братии в Почаевский монастырь теряется история обители преподобного Мефодия. Чтобы восстановить древний монастырь из запустения, Почаевская Лавра в 1901 г. заложила на месте древней обители теперешний скит во имя Святого Духа. Богомольцы поднимаются на скит-гору, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом, по насыпанной дороге, окруженной, как стражами, деревьями-великанами, безмолвными свидетелями всей прошлой истории скита. В стороне от дороги видны пруды. Где-то здесь, как гласит предание, был источник чистой воды. Поднявшихся на гору богомольцев встречает вратарная церковь Онуфрия Великого. На просторной, ровной площадке стоит стройная каменная Свято-Духовская церковь, своей архитекурой напоминающая древнюю. Слева от неё келии для братии, а за ней – церковь во имя Всех Святых и домик наместника скита. Внизу под Свято-Духовской расположена зимняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Во времена атеистических гонений скит был закрыт. Монахов переселили в Лавру, хозяйство монастыря разорили, храмы осквернили. Всё, что представляло какую-либо ценность, забрали тогда в местный музей атеизма. Почти три десятилетия господствовали безбожники на скит-горе, и только в 1990 г. возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря. Усердием братии монастыря восстановлена вратарная церковь Онуфрия Великого и церковь Всех Святых, построен братский корпус, возведена каменная стена-ограда. Братия, пришедшая сюда с разных мест нашего отечества для спасения своей души, вновь ввела тот же древний общежительный устав. Их молитвенная, духовная и трудовая жизнь совершается в духе православной традиции русского монашества. http://www.pochaev.org.ua/?pid=1390 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=09030

Икона эта изображает Матерь Божию в пояс, с Сыном на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения; Она же преклонила лик к главе Сына. Помимо этого, на иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых на клеймах. Справа изображен пророк Илия, под ним мученик Мина; слева – первомученик Стефан, под ним – преподобный Авраамий; внизу же иконы – лики трех святых жен: великомученицы Екатерины и преподобных Параскевы и Ирины. Судя по всему, это была семейная икона, может быть, принадлежавшая роду самого Неофита. Спустя 30 лет от образа стал исходить чудесный свет. Слепорожденный брат Гойской Филипп, приложившись к святыне, прозрел. Тогда, собрав православное духовенство и мирян, Гойская с крестным ходом и пением перенесла икону в Почаев, устроила в 1597 году для рассеянных там по пещерам и лесам иноков общежительный монастырь при Успенской церкви и снабдила монастырь всем необходимым. Когда в 1596 году польское правительство провозгласило унию, Почаевская лавра решительно выступила против распространения иезуитской системы и ополячивания православных, стойко выдерживая натиск чуждых вероучений и став могущественным духовным центром православия. Обретенные в 1659 году мощи преподобного Иова, бывшего игумена обители, стали последней из трех главных почаевских святынь (кроме следа Стопы Божией Матери и подаренной А. Гойской иконы), прославленных чудесами исцелений. Когда в 1675 году окруженную деревянной оградой обитель решили штурмовать шедшие на Польшу турки, беженцы-миряне и братия могли противопоставить оружию нападавших только веру и молитву – акафист к чудотворной Почаевской иконе. При пении «Взбранной Воеводе» над монастырем явилась Сама Пречистая с распростертым омофором в руках, небесными ангелами и преподобным Иовом, молящимся о спасении обители. Увидев небесное воинство, турки стали пускать в него стрелы, но те возвращались и поражали стрелков. Объятые ужасом иноземцы бежали. Некоторые из них были пленены православными. Несколько пленников приняли христианство и остались до конца дней своих на послушании в Почаеве.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Основанные в разных местах нашей родины монастыри наибольше всегда поддерживали в народе эту веру, наибольше ободряли его и наивернее помогали выйти из беды, Вспомните уже рассказанное нами про Киево-Печерскую Лавру, потом про Троице-Сергиевскую под Москвой… Само собою разумеется, не все монастыри имели одинаковое значение; но некоторые из них выдвинулись тем, что имели великих подвижников и были особенно прославлены. Такие монастыри; в жизни русского народа и были особенно этой большой поддержкой, этим ободрением, этой помощью. На таких монастырях мы останавливаемся по преимуществу, знакомим с ними читателей. Теперь мы именно переходим к изображению одной из подобных великих святынь на Руси, переходим к святыне, также хорошо знакомой всем, как и святыни Киевская, Московская. Мы будем говорить о Святой Почаевской Успенской Лавре. Спросите, кого хотите: слыхал ли он что-нибудь про Почаев и про Успенскую Лавру Почаевскую? И, наверное, о том никто и никогда не отговорится, не знаем, а всегда скажет, вам, что или сам, был в этой Лавре, или родители его ходили туда на богомолье, или от богомольцев, слыхал он много много рассказов про это святое дивное место. Найдутся многие верующие, которые покажут вам свято хранимую воду, принесенную отсюда, или изображение чудотворной иконы, составляющей величайшую святыню Почаевской Лавры, или житие Иова преподобного, подвижника великого и устроителя монастыря... Да и может ли быть иначе? Святая Почаевская Лавра принадлежит к выдающимся святыням нашей родины православной. Место это достойно особенного внимания всех и каждого. Для истинноверующего человека, желающего поклониться Святыне, нет пути далекого и трудного, который бы устрашил его. Посмотрите на эту толпу богомольцев, медленно двигающихся по дорогам. Убогое платье, едва прикрывающее наготу, за плечами котомка с большим запасом белья да хлеба, палка в руке вот и все. И с этим выходит богомолец в путь за сотни, тысячи, десятки тысяч, верст. Его обгоняют поезда железных дорог, быстрые тройки, а он идет себе медленным шагом, пробирается по тропинкам и широким дорогам, коротает молитвой да благочестивой думой своей путь далекий и трудный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1904 году был освящен нижний храм соборной церкви в честь нового канонизированного и столь почитаемого народом святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Этот храм является первым храмом, освященным в его честь! Поэтому одной из великих святынь скита-монастыря до сего дня является икона преподобного Серафима, написанная на части камня, на котором нес свой подвиг преподобный на протяжении тысячи дней и тысячи ночей. Эту икону подарили скиту сестры Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Из архивных документов известно, что проект храма был одобрен Волынским строительным отделением 9 сентября 1900 года под 315. Также известно, что на строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей, а штукатурка была изготовлена из алебастра. А главному инженеру строительства Л.И. Альбертусу за план и смету было заплачено в 1901 году триста рублей. Строителями этого храма были жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из колокольно-литейного завода братьев Самгиных, который находится в Москве, в марте 1901 года был доставлен колокол. Этот колокол был вылит на денежные средства одной благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители. История Свято-Духовского скита уходит в седые века, когда тут совершал свои подвиги преподобный Мефодий. На одной из Почаевских гор, поздней осенью 1197 г., Мефодий воздвиг маленькую часовенку. А в 1219 г. на вершине той горы был заложен монастырь с храмом Преображения Господнего. Монастырь отличался строгостью иноческой жизни; настоятель обители Мефодий был для братии примером в молитве и в труде. Слава святой обители, овеянной чудесами Богородицы, росла и ширилась, а сам монастырь становится центром духовного просвещения на Западной Руси. Здесь была основана богословская школа, а несколько позже и типография. Стены часовенки и монастырского храма были летописными страницами обители. Её насельники записывали тут все важные события монастырской жизни. Начертано было и о тех бедствиях, которые, по попущению Господнему, не миновали и монастырь: два раза он подвергался разорительным нападениям, три раза свирепствовала моровая язва – третий раз столь жестоко, что умерли почти все монашествующие. В живых осталось только пять иноков.

http://sobory.ru/article/?object=09030

Будущий владыка Лавр (в миру – Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Словакии, в Ладомирове. Эта так называемая Пряшевская Русь, западная окраина прежней Угорской Руси, входившей до Великой войны в пределы Австро-Венгерской империи. Владыка происходил из карпатороссов или русинов – героической части русского народа на Карпатах, прародины славянства, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения со стороны иноверцев и иноплеменников, твердо хранила – даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом – свою православную веру и свое национальное самосознание. Русины живут на Украине, в Словакии, других карпатских странах, сохранили древний язык Киевской Руси (он едва ли не на половину состоит из церковнославянизмов), на котором разговаривают, издают книги и периодику. В Ладомирове находилась обитель преподобного Иова Почаевского. Рано лишившийся матери, будущий митрополит вырос при монастыре, 12-летним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл основатель обители – архимандрит Виталий (Максименко), бывший наместник Успенской Почаевской лавры, начальник Православной миссии в Словакии, впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви. Он крестил младенца Василия, после Второй мировой войны, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Архимандрит Виталий был не только настоятелем обители, но и возродил в ней знаменитое Почаевское типографского братство. Послушанию в типографии будущий владыка Лавр отдаст впоследствии не один день своей жизни. Впоследствии будущий владыка Лавр вспоминал: «… С детских лет привел меня Господь в обитель преподобного Иова Почаевского на Карпатах. Там, в обители, получил я начальное духовное воспитание». …В 1933 году митрополит Антоний (Храповицкий) убеждает 60-летнего архимандрита Виталия принять архиерейский сан и отправиться окормлять православных эмигрантов в США. Насельники небольшого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле просят владыку возглавить их общину. Владыка Виталий соглашается. В то время в монастыре, основанном иеромонахом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом, было всего несколько человек. В 1946 году обитель пополняется братией ладомирского словацкого монастыря, и владыка Виталий в третий раз, уже на американской земле, возрождает типографское братство и традиции почаевской святой обители.

http://pravoslavie.ru/36530.html

 Примерно тогда же монахи опубликовали заявление, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории Западной Украины». — Пока у нас все тихо,— рассказал «Огоньку» один из монахов Почаевской лавры,— в январе в Почаеве традиционно много паломников. Люди приезжают помолиться, встретить Рождество, послушать замечательные колядки, которые у нас исполняют несколько хоров со всей Украины. А вот после Богоявления, когда люди уедут, думаю, что-то начнется. Надо признать, что это не первая попытка сменить хозяина монастыря. За долгие годы существования, из-за своего приграничного расположения, Почаевская лавра несколько раз переходила во владение разных церковных юрисдикций. С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1915 году, во время Первой мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В Свято-Успенском храме служились мессы, в трапезной работал кинозал, в Троицком находилась конюшня. В 1916 году, во время Брусиловского прорыва, обитель была освобождена русскими войсками. Последние сильные гонения лавра испытала во время антирелигиозной борьбы Никиты Хрущева: здесь разместили музей атеизма, психиатрическю больницу, прачечную и другие хозяйственные постройки. Несмотря на то что практически все монахи были выселены и отправлены на принудительное лечение в психбольницы, старец Амфилохий и местные жители отстояли лавру: она не закрывалась и носила статус действующего монастыря. …Крещенский снег добавляет монахам работы. Они быстро передвигаются с лопатами, напоминая больших черных птиц. Вообще, обитатели лавры не ходят, а «летают», как говорят местные жители,— хозяйство тут большое и все нужно успеть. Три года назад очень подорожал газ, в итоге от него пришлось отказаться. Все лето братия — от рядового монаха до архимандрита— заготавливала дрова. В этом году из-за подорожания электричества тут стали экономить свет — на литургии большое, в несколько десятков свечей, паникадило зажигают только во время чтения Евангелия, все остальное — при боковых светильниках.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Русское монашество не раз обращалось к святогорской традиции, черпало в ней вдохновение и перенимало опыт монашеского делания. Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после Крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу. И вот эти люди направлялись на Афон и становились первыми русскими насельниками монастырских общин Святой Горы. Можно с уверенностью сказать, что с начала XI века уже была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу. В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось в тот момент незамеченным для мира: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона вернулся на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского. Вот яркий пример того, как одна личность, достигшая «меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13), может повлиять на историю целого народа. Так было и с преподобным Антонием, родоначальником русского монашества. За годы пребывания на Святой Горе преподобный Антоний проникся полностью духом афонского монашества. Его духовный отец, давая повеление возвратиться на Русь, сказал: «Да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы». И не случайно основанная им на Киевских горах обитель стала колыбелью русского монашества, ибо в ней пребывал дух древнего иночества, в ней продолжались вековые традиции, на которых, как на мощных столпах, монашество стоит и доныне. Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. Известно, что преподобный Сергий был связан с исихастской традицией, а Свято-Успенская Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, Савву Вишерского, Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-kazhda...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010