В память о торжествах Святейший Патриарх Кирилл передал Духовной академии список Владимирской иконы Божией Матери, а также две книги — о Поместном Соборе 1917-1918 годов и о памятниках древнего русского зодчества. Затем состоялось вручение церковных наград. Их были удостоены:  В завершение Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех с праздником, дорогие мои! Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да хранит Господь сию замечательную духовную школу нашей Церкви и каждого из вас на том замечательном, великом, непростом, но одновременно радостном пути, который вы избрали. Христос Воскресе!» Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славенская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/5927618.ht...

Говорил преподобный, что придёт время, когда в Москве , Петербурге и других городах России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения... Родные и близкие духовные чада преподобного Серафима Вырицкого отмечают, что далеко не всё виделось старцу в радужных тонах. Приведённое ниже, важнейшее для православных пророчество, явно сбывается на наших глазах: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, – говорил преподобный, – с одной стороны – будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощрённый, непредсказуемый характер... Страшно будет дожить до этих времён. Мы, слава Богу, не доживём, но тогда же из Казанского собора пойдёт крестный ход в Александро-Невскую Лавру. Здесь уместно отметить, что, после 85-летнего перерыва, Крестный ход из Казанского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру состоялся 12 сентября 2002 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Несложно увидеть, что царство лжи и зла, о котором говорит преподобный, давно уже стало реальностью – окружает нас, хотя внешнее возрождение Церкви пока продолжается... В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не одумается, – говорил батюшка, – может случиться так, что вновь восстанет брат на брата». Несколько важных предсказаний преподобного Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского. «...Это было сразу после войны. Я пела на клиросе. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась , зазвонили снова колокола в церквах...». А старец на это ответил: «Нет, это ещё не всё. Ещё будет страху больше, чем было. Вы ещё встретите её. Будет очень трудно молодёжи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (эти слова преподобный повторил трижды). Но кто жив останется – такая будет у того хорошая жизнь...».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/02/k_...

По мере возведения монастыря у его стен вырос городок (слободы с деревянными домами для работников и слуг), был разбит сад и огород, которые кормили братию. Вокруг поднялись хозяйственные постройки – кузница, столярная мастерская, конюшенный и скотный дворы, пильная мельница. Произведённое и выращенное хранилось в погребах для последующей реализации через торговые лавки. В 1720 году на территории монастыря была открыта школа для детей священнослужителей, через 6 лет преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию. Впоследствии она именовалась Александро-Невской Главной семинарией, а в 1797 году Павел I предоставил ей статус академии. В стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII—XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре. С 1719 года при лавре действовала Санкт-Петербургская типография, с 1714 года – богадельня для отставных солдат. Пётр I, посетив вновь устроенный монастырь 29 мая 1723 года, повелел перенести мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра. Синодальный период Реализация плана Трезини затянулась на долгие годы. Основная часть строительных работ пришлась на правление Елизаветы Петровны и на первую половину царствования Екатерины II. Собор, возведённый по первоначальному проекту, пришлось разобрать. Его новый проект разработал Иван Старов, который включил в состав монастырского комплекса всё левобережье Монастырки и разбил перед входом в обитель Александро-Невскую площадь. С учреждением в 1742 году Санкт-Петербургской епархии её правящие архиереи стали священноархимандритами (настоятелями) монастыря. До этого на протяжении 20 лет он служил местом пребывания новгородских архиереев. В 1797 году по указу Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. Благодаря покровительству монархов и членов их семей главный монастырь столицы был одним из богатейших в стране. Его капитал оценивался в 3 млн рублей, а земельные угодья составляли 13 090 десятин. Число насельников колебалось в районе 130—150 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Свято-Троицкий собор поражал своим величием, красотой и строгостью форм. Выдающиеся мастера принимали участие в отделке храма. Великолепный белого итальянского мрамора иконостас – работа братьев Пинкетти. Образа для иконостаса и всего собора выполняли ведущие мастера живописи, профессора Императорской Академии Художеств И, А. Акимов, П. С. Дрожжин, Г. И. Угрюмов, А. И. Вельский, Я. Меттенлейтер и другие. Образа для иконостаса – Спасителя и Божией Матери, а также писанные на липовых досках иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила на северные и южные двери храма, были написаны Иваном Акимовым. Шесть круглых образов на медных досках для царских врат, изображения четырех Евангелистов В парусах купола, образа св. Жен-Мироносиц и св. князя Александра Невского с воинством, над боковыми дверями храма, написаны Меттенлейтером. Запрестольный образ Благовещения Пресвятой Богородицы был писан Рафаэлем Менгсом, кроме того, в храм были написаны иконы, изображающие события из жития св. князя Александра Невского: «Вход св. Князя во Псков», «Невская победа» и «Видение Пелгусия». Под сводами собора были помещены двадцать скульптур святых работы Федота Шубина. После освящения Свято-Троицкий собор более не перестраивался и вплоть до 1934 года оставался главным храмом Лавры и одним из самых почитаемых храмов города. В январе 1918 года, после декрета об отделении Церкви от государства, по указанию А. Коллонтай была предпринята попытка захвата и закрытия Свято-Троицкого собора и всей Лавры. Вооруженные солдаты ворвались в Лавру, пытавшийся образумить их священник отец Петр Скипетров был убит на паперти собора. Однако тогда попытка закрыть храм и Александро-Невскую Лавру не имела успеха. Монастырь был закрыт в 1920-е годы, собор же продолжал действовать до 1934 года. Православные святыни были изъяты из храма. В 1948 году православные верующие города при активном участии правящих Митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) ходатайствовали о передаче храма Русской Православной Церкви, который был ей возвращен в 1956 году. Здание храма находилось в плачевном состоянии. Митрополит Елевферий принял все меры к быстрейшему проведению реставрационных работ. Настоятелем собора был назначен викарный Епископ Алексий, на которого были возложены заботы по восстановлению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Затем Святейший Патриарх Кирилл побывал в поселке Вырица Гатчинского района и в Казанском храме возглавил молебен преподобному Серафиму Вырицкому. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам епархий Санкт-Петербургской митрополии. 3. Выразить признательность управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану, губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко за прием, оказанный Святейшему Патриарху и сопровождавшим его лицам.   ЖУРНАЛ 28 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся мирном визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Болгарского Неофита. Справка: С 23 по 30 мая 2014 года Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершил официальный визит в пределы Московского Патриархата. В состав официальной делегации, сопровождавшей Его Святейшество, входили Преосвященные митрополиты Видинский Дометиан, Ловчанский Гавриил, Варненский и Великопреславский Иоанн и Русенский Наум, а также архимандрит Дионисий (Мишев). 27 мая в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялись переговоры Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей, на которых обсуждались вопросы двусторонних отношений, а также представляющие взаимный интерес темы общеправославного характера. Святейший Патриарх Неофит был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского I степени, члены делегации также были удостоены церковных наград. В ходе визита Предстоятель Болгарской Православной Церкви возглавил молебен в крестовом храме во имя Всех святых Церкви Русской в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре, совместно с Предстоятелем Русской Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве и в Казанском кафедральном соборе в Санкт-Петербурге, посетил Посольство Болгарии в России. Святейший Патриарх Неофит также посетил Подворье Болгарского Патриархата в Москве, московский Сретенский монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Московские духовные академию и семинарию, художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино», Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, Иоанновский монастырь на Карповке и Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургские духовные школы, где был удостоен диплома почетного члена Санкт-Петербургской духовной академии, Петропавловский собор Санкт-Петербурга, где совершил литию о упокоении императора Александра II Освободителя, а также ряд храмов Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3664565...

В начале XX века лавра обросла новыми учреждениями, как, например, курсы для певчих. В 1909 году образован музей – Древлехранилище лавры, под который выделена юго-западная башня лавры (Библиотечная). В Лужском уезде был создан Серафимо-Антониевский скит, приписанный к лавре. В годы Первой мировой войны в монастырских стенах был оборудован лазарет. По данным участника ревизии монастыря Каблукова, в мае 1917 года капитал Лавры составлял около 2 млн рублей, из которых 1 966 243 рублей в процентных бумагах и только 133 155,54 рублей наличными. Советское время В феврале 1917 года численность братии составляла 113 человек, в том числе 63 монашествующих и 50 послушников. В ноябре 1917 года братия участвовала в выборах членов Учредительного собрания. 14 декабря 1917 года последовал указ Святейшего синода по итогам проводившейся в мае – июле всесторонней ревизии: комиссия выявила ряд злоупотреблений со стороны лаврского начальства. В указе содержались административные распоряжения: в частности, Лавра оставалась в непосредственном ведении Синода, епископ Прокопий (Титов) был назначен настоятелем с освобождением от должности викария Елисаветградского. Большевики попытались реквизировать средства и имущество Лавры ещё до издания Декрета об отделении церкви от государства: 13 января (ст. ст.) 1918 года Народный комиссариат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд под богадельни и приюты. В тот же день в монастырь прибыла делегация, сопровождаемая вооружённым отрядом, которая предъявила документ с подписью народного комиссара Александры Коллонтай, предписывавший сдать все имеющиеся дела по управлению домами, имуществом и капиталами Лавры уполномоченному лицу. Составив опись, делегация удалилась, но уже 19 января в Лавру явился вооружённый отряд во главе с комиссаром Иловайским, который арестовал нескольких духовных лиц. Кто-то ударил в набат, собрался народ, красногвардейцы были разоружены; но был смертельно ранен петроградский священник Пётр Скипетров, что вызвало крайнее негодование собравшегося народа. В итоге красногвардейцам пришлось оставить монастырь. 21 января по распоряжению митрополита Петроградского Вениамина состоялся общегородской крестный ход в защиту Церкви, в котором участвовали около 500 тысяч человек. В конце января было организовано из мирян и монашествующих Александро-Невское братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния. События января 1918 года в Лавре стали первым открытым столкновением новой власти и Русской церкви, причем здесь Церкви удалось одержать единственную крупную победу над большевистским правительством.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

В этот день Святейший Патриарх Кирилл осмотрел памятник героям Первой мировой войны в городе Гусеве, а также памятник «Штыковая атака». У монумента была возглашена «Вечная память» и возложены цветы. Затем Его Святейшество ознакомился с жизнедеятельностью женской монашеской общины святой великомученицы Екатерины и приюта для девочек, открытых при храме святой великомученицы Екатерины в поселке Родники. 28 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил епархиальное собрание духовенства, ознакомился с очередным этапом росписи интерьера кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде, а также провел встречу с временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области А.А. Алихановым. Вечером того же дня Его Святейшество отбыл в Москву. 17 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург и посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. 18 декабря 2016 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. За богослужением молился митрополит Владимир (Котляров). В храме, в частности, присутствовали губернатор г. Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, председатель Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга В.С. Макаров. После Божественной литургии состоялась встреча Его Святейшества с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцовым и ректором Санкт-Петербургской духовной академии архиепископом Петергофским Амвросием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726693...

Нифонт , 1697–1703. Пимен , 1703–7. Игнатий , 1707–11. Александр , 1711–14, отрешён. Михаил Нифонтов , 1714–33; † ... Митрофан Шеинков , бывший архим. Святогорского Успенского, определён в 1734; в 1747 отставлен; потом в Голутвине и Пафнутиеве мнтрях. Иоасаф Рудзинский 1748 определён, 1751 отставлен. Гедеон Антонский 1751 перев. из Харьковского Покровского; † 1770 ... Иов Базилевич 1770 перев. из Харьковского Покровского, а 31 окт. хирот. в епископа Переяславского (викария Киевского). Виктор Лодыженский , из Нежинского Назарета, 1771–75, перев. в Колязин. Лаврентий Кордет 1775 перев. из Харьковского Покровского; † 18 мая 1781. Амвросий Гиновский определён 4 июля 1781, из Александро-Невских наместников; † 21 мая 1800. Лаврентий Далматов 7 июня 1800, из Вятского Трифонова, а в 1803 перев. в Крестный. Аполлос Терешкеевич 9 мар. 1803 перев. из Сийского, а 14 окт. 1813 хирот. в епископа Харьковского. Иакинф Логановский 28 окт. 1813 перев. из Киево-Братского; † 1817. Палладий Белевцов в 1818 перев. из Коренной пустыни, а 1829 – в Александро-Невскую Лавру в наместн. Иоасаф Юнаков в 1829 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1833 – в Белгородский Свято-Троицкий. Ипатий 187 1838–40, перев. в Молченский? Архиерейского дома: 188 Серафим , архим. 1853–56. Илиодор , архиепископ Курский, управлял 1857–60. Сергий , архиепископ Курский, управлял 1861–70. 3 Троицкий, в Курске, устроен при царе Борисе Годунове в начале XVII века строителем Ионой Телком; возобновлён им же, после разорения Литвой, в 1613 г. 189 В последствии женский. [IV, 882.] Игуменьи Капитолина , 1654 и 55. Евдокия , в мар. 1659. Киликия , в мар. 1670. Сундулея … Пелагия , 1680–1701. Феодосия , 1724, 1736 и 37. Митродора Долгинцева , 1762–66. Епистимия , 1766–80. 4 Коренная, Рождества Богородица, пустынь, от Курска в 27 верстах, основана в 1597 г.; до 1764 была приписной к Курскому Знаменскому мнтрю. Ныне заштатная. [IV, 640.] Строители Евфимий (первый), игум., с 1597. В 1611 мнтрь разорён и запустел, в 1618 приписан к Курскому Знаменскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Вениамин (в миру - Эдуард Павлович Кириллов) родился 17 сентября 1979 года в Туркмении в семье военнослужащих. В 1981 году с родителями переехал на их родину в мордовское село Дубенки. Был крещен в 1984 году. Окончил Дубенскую среднюю школу и музыкальную школу. В 1997-1999 годах учился в Саранском духовном училище. 6 апреля 1999 года принял монашеский постриг. 17 апреля того же года епископом Саранским и Мордовским Варсонофием был рукоположен во иеродиакона, 9 июля - во иеромонаха. В 1999-2001 годах учился в Нижегородской духовной семинарии. В 2009-м окончил Мордовский историко-социологический институт по специальности " история " . В 2000-2006 годы исполнял послушание проректора Саранского духовного училища по воспитательной работе. В 2006-м был назначен наместником Свято-Троицкого монастыря села Большое Чуфарово Ромодановского района Мордовии. В 2011-2016 годы обучался в МДА. В 2020-м окончил аспирантуру Мордовского государственного университета. Решением Священного Синода от 5 октября 2011 года избран епископом Ардатовским и Атяшевским. 7 октября 2011 года возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 7 октября 2011 года в Троице-Сергиевой лавре. Хиротонисан 14 октября за Божественной литургией в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде Святейшим Патриархом Кириллом. Решением Священного Синода от 24 августа 2023 года определено быть епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, наместником Александро-Невской лавры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Божьей помощи владыке Вениамину на новом месте служения. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Видео жуткого наезда женщину на толпу детей в Волгограде: смотреть Власти Украины: Трипольскую ТЭС полностью уничтожили В России мужчина оттаскал женщину за волосы на глазах дочки Напряженные поиски: итоги 12го дня спасения подростков в Уфе Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/po...

«Соучастники» - царь Иоанн Грозный, император Петр Великий и Иосиф Сталин Надо признать, что отчасти с Пивоваровым можно согласиться. Действительно Александра Невского почитали и Русские государи, и глава Советского государства Иосиф Сталин. Святого благоверного князя Александра русские люди почитали всегда, но торжественное прославление его состоялось в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного на Стоглавом соборе в 1547 году. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского. Основана лавра была после Полтавской битвы. Царь Петр Алексеевич вручал новую столицу Российского государства небесному покровительству святого благоверного князя Александра. На берегах Невы, где Александр Невский громил вторгшихся в русские владения шведов, Царь Петр основал вторую столицу России. В 1723 г. государь Петр Алексеевич перенес мощи святого князя-ратоборца в северную столицу Российской империи, в Александра Невскую Лавру. Петр I сам занимался разработкой проекта нового государственного ордена Александра Невского. Новый российский орден предназначался «в награждение подвигов» на полях брани, то есть с самого начала он мыслился как военная награда. Но государь не успел утвердить орден. После его кончины волю царственного супруга исполнила императрица Екатерина I. 21 мая 1725 г. по завещанию Петра Великого высочайшим указом была учреждена одна из высших наград Российской империи – Орден Святого Александра Невского. Единственная из высших наград, которая существовала и в Российской империи, затем в Советском Союзе, а сегодня в современном Российском государстве. Поэтому Пивоваров действительно прав, в прославлении святого благоверного князя Александра Невского и в его всенародном почитании «виновны» и первый Русский царь Иоанн Васильевич Грозный, и первый император Всероссийский Петр Великий, и императрица Екатерина Великая. Прав профессор-либерал и в том, что культ Александра Невского в ХХ веке «навязал народу Сталин».

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010