Руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко подчеркнул, что выставка в Александро-Невской церкви будет небольшой по количеству экспонатов, однако очень значительной. Дмитрий Мироненко пригласил всех петербуржцев на выставку, отметив, что на выставке будут дежурить люди, которые смогут ответить на вопросы, показать особо значимые экспонаты. «В лавре можно приложиться к мощам святого Александра Невского в Троицком соборе и посетить храм Александра Невского, в который Петр Первый на руках внес мощи святого князя, — это первый каменный храм нашего города», — сказал Дмитрий Мироненко. Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов отметил, что многие городские мероприятия включены в федеральный план юбилейных торжеств. За последнее время появились очень интересные проекты. Отвечая на вопрос о выставке, владыка Назарий отметил, что будут представлены более сорока икон и мелкая пластика, созданная в ювелирной мастерской лавры и в мастерской «Акимов». Он также выразил надежду, что через три года, когда будет отмечаться 300-летие перенесения мощей святого князя в Санкт-Петербург, можно будет вернуться к плану межмузейной выставки. Дмитрий Мироненко уточнил, что на выставке будут широко представлены иконы XIX века — это императорская иконография, однако будут образы и в других типах, в том числе и в самом древнем — преподобническом. Владыка Назарий также отметил, что в обители есть интересные образы святого князя и в надвратной церкви, и в Свято-Троицком соборе — для выставки их не стали перемещать. Есть иконы с очень интересной судьбой, и узнать об этом можно будет на выставке. На вопрос, есть ли иконы из частных собраний, Дмитрий Мироненко ответил, что некоторые коллекционеры предоставили уникальные домашние святыни. Наместник обители ответил также на вопросы о ходе реставрационных работ в Александро-Невской лавре. Существует государственная программа научной реставрации обители. Проходит реконструкция лаврской гостиницы примерно на 160 мест.

http://patriarchia.ru/db/text/5818591.ht...

РОО «ИКЦ «Воронега» активно участвовала в мероприятиях по празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которые реализовывались Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой и Александро-Невским Братством. Это и участие в посадке сирингария «Александровский» у Сойкинской святыни в Кингисеппском районе Ленинградской области. Это и участие в празднования Дня перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, который ежегодно 12 сентября отмечается в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре праздничной литургией, крестным ходом и концертной программой. И ещё в целом ряде других мероприятий. Так в рамках центрального дня празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которое прошло в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 12 сентября 2021 года, руководитель РОО «ИКЦ «Воронега», член Александро-Невского Братства Николай Ванюшов принял участие в освящении трёх икон «Собор Небесных Покровителей Лавр Святой Руси», которые в рамках проекта «Благодатное кольцо» будут вручены Патриарху Кириллу, Митрополиту Украинс кой православной церкви Московского патриархата Онуфрию и Экзарху Белорусской православной церкви Венниамину. Сотрудничество с проектом «Благодатное кольцо», реализуемого Международным центром «Святые лавры Руси Православной», началось более года назад в майские праздники 2020 года в рамках посадки Сада мира и памяти защитников Отечества в Великой войне (1941 – 1945 гг.), когда у храма Сретения Господня д. Самушкино было высажено более 300 деревьев. Сотрудничество продолжилось при проведении ещё одной патриотической акции уже в дни празднования Великой Победы при посадке именных дубочков в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, 100-летия лётчика-космонавта Георгия Берегового и 60-летия полета в космос Юрия Гагарина. РОО «ИКЦ «Воронега» выступила инициатором проведения серии круглых столов под общей темой «До и после Александра Невского». Первый круглый стол по теме «До и после Александра Невского» прошёл 25 марта 2021 года в Доме дружбы Ленинградской области. По замыслам организаторов на цикле таких круглых столов, что пройдут в юбилейный год предполагалось рассмотреть вопросы преемственности поколений – от тех, кто был учителями Александра Ярославича до наследников его славы в настоящее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/22/po...

В оформлении читального зала использованы экспозиции двух постоянных выставок. Одна из них — «Сойкинский уголок» — посвящена малой народности Ленобласти — ижорам — и одному из сберегаемых ими храмов — Никольской церкви села Сойкино на южном берегу Финского залива. Особый интерес первых посетителей нового читального зала вызвала выставка фоторабот монаха Льва (Чихирина). С помощью приема диахронического совмещения фотографий разных исторических периодов представлена история и современность Невской Лавры. Отец Лев рассказал, что на выставке представлена небольшая часть фотоколлажей, созданная им в рамках подготовки новых экскурсионных программ по истории Александро-Невской лавре в ХХ веке. С помощью приема совмещения можно одновременно увидеть разные временные пласты на одной фотографии, как например учащихся духовного училища начала прошлого века и семинарский корпус Лавры в настоящее временя; ленинградское епархиальное управление, находившееся в бывшей Святодуховской церкви в 50-60 гг. ХХ века; духовно-просветительский центр «Святодуховский», открытый в этом здании в 2000-х годах; братию Лавры 1926-28 гг. на ступенях Свято-Троицкого собора уже в наше время. Электронный читальный зал временно продолжит работать в тестовом режиме. Уточняется система доступа читателей к тем изданиям, на которые еще распространяется исключительное авторское право. Библиотека Свято-Троицкой Александро-Невской лавры — одна из старейших в городе, собирание книг начато в 1713 году. Исторически на основе монастырской братской библиотеки была создана библиотека Санкт-Петербургской духовной академии , но с 1740 года они развивались отдельно.  В 1910 году ризница, библиотека, и архив монастыря были перемещены в  новое трехэтажное здание, так называемую «Новую ризницу».  Братская библиотека была именно книгохранилищем, без читального зала и зала для бесед. В 1924 году библиотека была разорена, книжное собрание передано в Российскую национальную библиотеку и другие книгохранилища. Собирание православных изданий было возобновлено в 90-е годы ХХ в. С сентября 1990 г. до ноября 1994 г. небольшая библиотека, размещенная на колокольне Свято-Троицкого собора, была доступна для священно- и церковнослужителей, сотрудников и избирательно для прихожан. В 2008 году Лавре было возвращено здание «Новой ризницы», где осенью 2013 года открылся первый читальный зал новой монастырской общедоступной библиотеки.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Закрыть Кроткий и мужественный архипастырь В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского» Любовь Ивановская   11:56 07.11.2023 231 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 13 ноября, в день памяти Петербургских новомучеников и к 150-летию со дня рождения священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского» в бывшей Крестовой митрополичьей церкви. О грядущей конференции рассказала в интервью «Русской народной линии» устроитель мероприятия Любовь Александровна Ивановская: Почитание мучеников положило начало почитанию святых в Христианстве. Величайшие святители Церкви называли мученичество самым высоким образом христианского подвига, его пределом. Попущением Божием в минувший XX век было вновь воздвигнуто гонение на Церковь Христову. Но в отличие от древних гонителей, богоборцы XX века знали, что такое для Церкви — мученик. Знали не только рядовые исполнители: следователи, обвинители, конвоиры, но и те, кто задумывал эту борьбу. Поэтому обвинения новомучеников оформлялись как государственные преступления, как контрреволюционная деятельность. Одна из самых ярких звёзд в сонме новомучеников Церкви Русской — священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. Митрополит, воистину - Божий и народный избранник, безмерно любимый православным Петроградом. Кроткий и мужественный архипастырь был публично судим вместе со своими сподвижниками, осужден и расстрелян в неизвестном месте. Как и в первые века христианства, обстоятельства подвигов наших новомучеников оказались в мученических актах — протоколах судебных следствий, воспоминаниях очевидцев. Уникальным мученическим актом является предсмертное письмо-завещание свщмч. Вениамина, написанное им из одиночной камеры тюрьмы на Шпалерной улице. В этом послании обитает благодать Святаго Духа, которой удостоился наш Святитель за то, что пламенно возлюбил Господа Вседержителя. Он, как и мученики первых веков, засвидетельствовал особое благодатное состояние мученичества за Христа. Причем засвидетельствовал в тот период жизни Церкви, когда это стало крайне необходимо. Когда Русская Церковь встала на путь мученичества. Великое множество архипастырей, пастырей и мирян, подобно сщмч. Вениамину, смирили себя до конца и дали место Божией благодати. Укрепляемые этой благодатью, они смогли проявить мужество даже до смерти. Так жизнь во Христе не замерла, не угасла, но продолжилась.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/07/kr...

То, что Благовещенская церковь до сих пор не возвращена Александро-Невской Лавре - это важнейший и наиболее тревожащий меня вопрос. Благовещенская церковь - неотрывная часть лаврского ансамбля, кроме того, ее верхний храм освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Получается, что в Александро-Невской Лавре нет престола в честь ее небесного покровителя, потому что этот престол находится сейчас в ведении музея городской скульптуры. Нижний храм церкви освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - этот церковный праздник фактический и символический день рождения Лавры, потому что первая служба в Троицком монастырском храме была на Благовещение в 1713 году. Фасады Благовещенской церкви находятся в плачевном состоянии, ее внутренняя реставрация была проведена не на должном уровне. Кроме того, среди экспонатов на втором этаже церкви расположены лишь памятники и надгробия, принесенные туда с кладбищ - то есть, движимые «экспонаты». На первом этаже, действительно, существуют могилы и их надгробия - но ведь захоронили этих выдающихся людей все-таки в храме и именно поэтому их прах оказался тут. Никто из умерших не «мечтал» быть похороненным в музее. Когда речь идет о возврате храма, противники этого ссылаются на Закон о неделимости музейных фондов, им неважно, что под «музейными» плитами лежит прах великих людей России. Со стороны музейщиков даже звучали совершенно дикие рассуждения о том, что в случае переезда музея они должны будут " забрать с собой надгробные плиты " , и сетования, что это потребует огромного количества денег. Оказывается, и в наше время можно рассуждать и делать так, как делали большевики-революционеры при разграблении Лавры, поругании храмов и создании из них музеев. Ведь многие надгробия в этот музей перенесены с могил, и поэтому многие захоронения известных людей затерялись. Те, кого хоронили в Лавре и лаврских храмах (что было чрезвычайно почетно) и родственники почивших - все были уверены в том, что эти могилы не зарастут тернием забвения, и об упокоении душ погребенных здесь людей будут молиться насельники монастыря. Я считаю, что не место могилам быть в музее, по-моему, это тихое кощунство. Поэтому я принципиально настаиваю на возвращении Благовещенской церкви монастырю.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/02/...

Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы " Знамение " ( " Битва новгородцев с суздальцами " ) XV века», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый " старый " облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому». Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник подробно рассказал об этой технологии, а также  коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Выступающий отметил, что «мастерство не значит, что все сразу получается: мастерство — когда понимаешь, как исправлять ошибки. Завершил первый день работы проекта круглый стол на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры». Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой проекта можно ознакомиться  на сайте . 

http://patriarchia.ru/db/text/5850022.ht...

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга. Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями». В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Но и 4 декабря произошло ещё одно важное событие в обители - торжественное открытие музея Александро-Невской лавры в историческом здании новой ризницы, где до революции располагались монастырская библиотека, архив и древлехранилище. В советское время эти сокровищницы были полностью разорены. В древлехранилище были собраны старинные церковные предметы, драгоценные дары от членов императорской фамилии, реликвии, связанные с Домом Романовых. По благословению наместника лавры владыки Назария в настоящее время здесь проходит выставка «Non licet vos esse» (Не должно вам быть - лат.), которая рассказывает о кампании по изъятию церковных ценностей в 20-е гг. ХХ столетия. Выставка уже демонстрировалась в Москве , Воронеже, Туле... «Non licet vos esse» - новый проект в серии выставок, посвященных российской истории XX века, которые призваны пролить свет на малоизвестные события из жизни Церкви в советское время. Невский монастырь был основан Петром I почти одновременно с новой столицей империи и уже с самого начала занял видное место в церковно-государственной политике, стал известен своей духовно-просветительской и миссионерской деятельностью. В послереволюционные годы лавра подверглась поруганию, как и тысячи храмов и монастырей России. В мае 1922 г была вскрыта серебряная рака с мощами Александра Невского, ларец с мощами был поставлен в алтаре Троцкого собора, но 15 ноября их все же изъяли; последнее богослужение прошло в соборе 7 декабря 1933 г. И как раз один из наиболее значительных разделов выставки посвящен событиям, происходившим в Александро-Невской Лавре в межвоенные годы. Выставка освещает как трагическую историю разорения обители, изъятия святынь и памятников церковного искусства, так и историю возникновения и деятельности братства по защите Александро-Невской Лавры. В 1956 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской православной церкви как приходской храм, главный алтарь его был освящен 30 августа/12 сентября 1957 г. В 1950 - 1960-е гг. в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

1917 год стал переломным для страны и Православной Российской Церкви. Окончание синодального периода было ознаменовано работой Поместного Собора 1917–1918 годов. Нараставшей классовой вражде Церковь стремилась противопоставить духовное собирание своих чад. В ответ на патриарший призыв братства и духовные союзы стали возникать в Москве, Петрограде, Пензе, Ташкенте и во многих других городах бывшей Российской империи. Они могли иметь названия «братство», «содружество», «совет», «союз». В первую очередь новые объединения ставили перед собой задачу защитить православные святыни от поругания, однако постепенно поле их деятельности расширялось. Наиболее заметными церковными объединениями в этот период стали: в Пет­рограде — Александро-Невское братство и Союз православных братств; в Москве — Братство-союз ревнителей и проповедников православия и Совет объединенных приходов. Расцвету братского (и в целом — мирянского) движения в Петроградской епархии в послереволюционные годы способствовал ее правящий архиерей — митрополит Вениамин (Казанский). Александро-Невское братство С 5 по 16 июня 1918 года Петроград посетил Патриарх Тихон. Он совершил богослужения в Исаакиевском и Казанском соборах, Александ­ро-Невской лавре, храмах Кронштадта, участвовал в крестном ходе. В речи, произнесенной в соборе Александро-Невской лавры, Патриарх Тихон сказал: «Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения… Но я взираю на вас с утешением, потому что вы знаете, в чем заключается наше спасение. Спасение в Церкви Божией, в вере нашей в Бога» 6 . 19 сентября того же года делегация из Пет­рограда посетила Патриарха Тихона в Москве и испросила письменное благословение на деятельность «Братства при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре». В грамоте речь шла о «готовности верных чад Церкви петроградской встать на защиту попираемых ныне прав Матери нашей Церкви Православной» 7 . Первое поколение «братчиков» давало клятву защищать святыни лавры даже до смерти.

http://e-vestnik.ru/analytics/soyuzy_lyu...

Мы, русские патриоты и общественные деятели, очень благодарны ему, любим его и желаем ему многая и благая лета! Биографическая справка: Епископ Назарий (в миру Николай Алексеевич Лавриненко) родился 11 августа 1952, в селе Ивковцы на Черкащине ( Украина ) в многодетной семье. В 1974 году он окончил Крымский сельскохозяйственный институт, в 1974-1975 годах служил в группе Советских войск в Германии. С 1978 года работал в Центральном республиканском ботаническом саду Академии наук Украинской ССР в должности старшего инженера. В 1982 году будущий архиерей поступил в Ленинг радскую духовную семинарию. В 1985 году был пострижен в монашество, 3 марта рукоположён во иеродиакона, а 19 августа - во иеромонаха. С марта 1986 года нёс послушание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. С ноября 1987 года настоятель Спасо-Преображенского собора города Выборга. В 1988 году окончил Ленинградскую духовную академию; в том же году возведён в сан игумена. С 1 января 1990 года настоятель подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Ленинграде. В 1990-2009 годах член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии. В феврале 1991 года в Александро-Невской лавре возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря. В 1996 году назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. 27 декабря 1996 года назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 27 мая 2009 года Священный синод избрал архимандрита Назария епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии. В тот же день в домовом храме в честь святых отцов семи Вселенских Соборов исторического здания Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Назария во епископа Выборгского. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/10/my...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010