Но и 4 декабря произошло ещё одно важное событие в обители - торжественное открытие музея Александро-Невской лавры в историческом здании новой ризницы, где до революции располагались монастырская библиотека, архив и древлехранилище. В советское время эти сокровищницы были полностью разорены. В древлехранилище были собраны старинные церковные предметы, драгоценные дары от членов императорской фамилии, реликвии, связанные с Домом Романовых. По благословению наместника лавры владыки Назария в настоящее время здесь проходит выставка «Non licet vos esse» (Не должно вам быть - лат.), которая рассказывает о кампании по изъятию церковных ценностей в 20-е гг. ХХ столетия. Выставка уже демонстрировалась в Москве , Воронеже, Туле... «Non licet vos esse» - новый проект в серии выставок, посвященных российской истории XX века, которые призваны пролить свет на малоизвестные события из жизни Церкви в советское время. Невский монастырь был основан Петром I почти одновременно с новой столицей империи и уже с самого начала занял видное место в церковно-государственной политике, стал известен своей духовно-просветительской и миссионерской деятельностью. В послереволюционные годы лавра подверглась поруганию, как и тысячи храмов и монастырей России. В мае 1922 г была вскрыта серебряная рака с мощами Александра Невского, ларец с мощами был поставлен в алтаре Троцкого собора, но 15 ноября их все же изъяли; последнее богослужение прошло в соборе 7 декабря 1933 г. И как раз один из наиболее значительных разделов выставки посвящен событиям, происходившим в Александро-Невской Лавре в межвоенные годы. Выставка освещает как трагическую историю разорения обители, изъятия святынь и памятников церковного искусства, так и историю возникновения и деятельности братства по защите Александро-Невской Лавры. В 1956 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской православной церкви как приходской храм, главный алтарь его был освящен 30 августа/12 сентября 1957 г. В 1950 - 1960-е гг. в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы " Знамение " ( " Битва новгородцев с суздальцами " ) XV века», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый " старый " облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому». Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник подробно рассказал об этой технологии, а также  коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Выступающий отметил, что «мастерство не значит, что все сразу получается: мастерство — когда понимаешь, как исправлять ошибки. Завершил первый день работы проекта круглый стол на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры». Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой проекта можно ознакомиться  на сайте . 

http://patriarchia.ru/db/text/5850022.ht...

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга. Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями». В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

РОО «ИКЦ «Воронега» активно участвовала в мероприятиях по празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которые реализовывались Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой и Александро-Невским Братством. Это и участие в посадке сирингария «Александровский» у Сойкинской святыни в Кингисеппском районе Ленинградской области. Это и участие в празднования Дня перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, который ежегодно 12 сентября отмечается в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре праздничной литургией, крестным ходом и концертной программой. И ещё в целом ряде других мероприятий. Так в рамках центрального дня празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которое прошло в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 12 сентября 2021 года, руководитель РОО «ИКЦ «Воронега», член Александро-Невского Братства Николай Ванюшов принял участие в освящении трёх икон «Собор Небесных Покровителей Лавр Святой Руси», которые в рамках проекта «Благодатное кольцо» будут вручены Патриарху Кириллу, Митрополиту Украинс кой православной церкви Московского патриархата Онуфрию и Экзарху Белорусской православной церкви Венниамину. Сотрудничество с проектом «Благодатное кольцо», реализуемого Международным центром «Святые лавры Руси Православной», началось более года назад в майские праздники 2020 года в рамках посадки Сада мира и памяти защитников Отечества в Великой войне (1941 – 1945 гг.), когда у храма Сретения Господня д. Самушкино было высажено более 300 деревьев. Сотрудничество продолжилось при проведении ещё одной патриотической акции уже в дни празднования Великой Победы при посадке именных дубочков в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, 100-летия лётчика-космонавта Георгия Берегового и 60-летия полета в космос Юрия Гагарина. РОО «ИКЦ «Воронега» выступила инициатором проведения серии круглых столов под общей темой «До и после Александра Невского». Первый круглый стол по теме «До и после Александра Невского» прошёл 25 марта 2021 года в Доме дружбы Ленинградской области. По замыслам организаторов на цикле таких круглых столов, что пройдут в юбилейный год предполагалось рассмотреть вопросы преемственности поколений – от тех, кто был учителями Александра Ярославича до наследников его славы в настоящее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/22/po...

В дар Его Святейшеству глава митрополии преподнес икону святого равноапостольного великого князя Владимира. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . Во внимание к усердному служению и в связи с 90-летием со дня рождения Святейший Владыка вручил Патриаршему архидиакону Андрею Мазуру орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. Вручая высокую награду, Предстоятель Русской Церкви сердечно поздравил отца Андрея. «Отец Андрей служил в этом соборе с первого дня его открытия в 1957 году. Я тогда еще был школьником, стоял здесь. Вспоминаю, как всех нас поразил голос отца Андрея. Он приехал сюда вместе с владыкой Алексием (Коноплевым), который тогда стал викарием Ленинградской митрополии и которому было поручено из праха восстановить этот собор. И первую службу в этом соборе огласил дивный голос отца Андрея. Многая лета отцу Андрею!» сказал в завершение Святейший Патриарх. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры главный храм старейшего монастыря Санкт-Петербурга. Первый Троицкий собор обители, спроектированный архитектором Т. Швертфегером, был признан неудачным и разобран в середине XVIII века. Его камни легли в основание строящегося тогда Невского проспекта. Собор, который сегодня является центром лаврского архитектурного ансамбля, был построен архитектором Иваном Старовым. В 1790 году храм торжественно освятили и перенесли туда из Благовещенской церкви монастыря мощи святого князя Александра Невского. Свято-Троицкий собор пользовался особым покровительством императорской семьи. Главный храм монастыря отличался богатым внутренним убранством. Его росписью и отделкой занимались выдающиеся художники и скульпторы того времени. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа по указанию Екатерины II. Хорошо известны изображения молящегося перед ракой с мощами святого князя императора Александра I. После прихода к власти большевиков Лавра неоднократно подвергалась угрозе закрытия. В 1922 году были изъяты мощи благоверного князя Александра Невского, серебряная рака передана в Эрмитаж. В декабре 1933 года Троицкий собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в музейный фонд.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4716273...

Заслушан доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Западноевропейском Экзархате. Постановлено: 1. Протоиерея Льва Махно в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже (Франция) и направить в распоряжение преосвященного Тульского. 2. Протоиерея Николая Иноземцева, помощника ректора Московской духовной академии, направить в распоряжение патриаршего экзарха Западной Европы, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира для назначения настоятелем Трехсвятительского подворья в Париже. 3. Игумена Александра (Елисова), насельника Свято-Данилова монастыря в Москве, направить в распоряжение патриаршего экзарха Западной Европы, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира для назначения настоятелем Свято-Троицкого храма в Ванве (Париж) в связи с кончиной архимандрита Сергия (Шевича), настоятеля названного храма. Синод заслушал доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о возвращении 3 июня 1989 г. мощей св. благоверного князя Александра Невского из Музея истории религии и атеизма (Казанского собора) в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Постановлено: 1. Возблагодарить Господа за то, что цельбоносные мощи небесного покровителя города на Неве возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры и стали доступны верующим для поклонения. 2. С удовлетворением отметить, что акт передачи св. мощей благоверного князя Александра Невского является свидетельством нового характера отношений между государством и Церковью, основанных на уважении исторического и духовного наследия. Синод заслушал рапорт митрополита Минского и Белорусского Филарета о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке (Витебская обл., БССР). Синод утвердил Устав Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря, в должности настоятельницы — монахиню Ксению (Зайцеву). 1990 год — Начался визит Святейшего Патриарха Алексия II в Эстонию.

http://pravoslavie.ru/5504.html

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Петербург в 1877 г. Прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне, куда она была помещена вместе с другими афонскими святынями. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского православного палестинского общества. Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем на месте часовни был возведен так называемый Николо-Александровский («Барградский») храм, куда была помещена икона «Скоропослушница». Для нее был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями. Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались глубоким почитанием представителей императорской семьи. В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, икону удалось спасти от передачи в музейный фонд. С 1938 по 1958 годы «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. После войны по благословению митрополита Ленинг радского и Ладожского Елевферия чтимый образ был перенесен во вновь освященный Троицкий собор Александро-Невской лавры. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/ik...

В тот же день в Кронштадт прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Предстоятели двух Церквей вместе с С.В. Медведевой осмотрели Никольский собор, после чего Святейший Патриарх Кирилл совершил в нем молебен. Затем у стен Морского собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с приветственным словом к военнослужащим Кронштадтского гарнизона Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Следующим пунктом программы Первосвятительского визита стало посещение Большеохтинского Георгиевского кладбища Санкт-Петербурга и Иоанновского женского монастыря на Карповке. Вечером 29 мая Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей поклонились святыням Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 30 мая Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе. Святейшим Владыкам сослужили иерархи Константинопольского Патриархата — митрополит Австрийский Михаил, митрополит Мириофитский и Перистасийский Ириней, митрополит Галльский Эммануил; члены Священного Синода Русской Православной Церкви — митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан, архиепископ Сурожский Елисей, епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл, а также наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий, многочисленное духовенство. В алтаре молился митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1230536...

13 сентября 1920 года В.Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание — послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Ольга. Ольга, уйдя в Воскресенский Новодевичий монастырь, взяла с собой внучку Маргариту. В этой обители Ольга приняла монашеский постриг. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете — по тому времени целое состояние. Уже 26 октября владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой. 29 октября 1920 года наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава (в схиме Серафим) в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима). Мать Христина стала заместительницей настоятельницы монастыря игумении Феофании (Ренталь), имела право благословлять монахинь. На поприще духовника Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Главный храм лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Долгое время отец Серафим никому не говорил о болезни и мужественно продолжал служить и исповедовать. Лицо же старца было всегда озарено такой светлой радостью, что никто из братии подумать не мог, что батюшка в то же время терпит настоящую муку. Порой лишь голос его становился едва слышным. Настал день, когда отец Серафим просто не смог подняться с постели.

http://patriarchia.ru/db/text/603744.htm...

Предвидел ли великий историк возможность закрытия Лавры? Лампады над гробницей аввы Сергия погасли в 1920 году, и монашеская жизнь в обители прекратилась более чем на четверть века. За этот срок наша страна испытала такую ломку традиционных устоев жизни, претерпела столько разрушений и кровопролитий, тонула в таких потоках крови и слёз, что всего пережитого её населением хватило бы на столетия. Вместе с тем за годы, отделяющие Лавру от её закрытия в 1920 году до её возрождения в 1946 году, ещё не вымерло крещёное население, ещё не ушло целиком из жизни поколение, родившееся в конце XIX века, и хотя основная часть православного духовенства и иночества погибла в тюрьмах, лагерях и ссылках, в живых ещё оставались люди, начинавшие свой священнический и монашеский подвиг до революции или в начале двадцатых годов и доказавшие свою верность Христу подвигом исповедничества. Расстреляны митрополиты Владимир Киевский и Серафим Петроградский, но ещё живы после тюрем и ссылок последний настоятель Александро-Невской киновии архимандрит Гурий (Его­­­ров) и архимандрит Ермоген (Голубев), последний наместник Киево-Печерской Лавры. Расстрелян последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, но жив ещё насельник старой Лавры архимандрит Доримедонт (Чемоданов); погиб в ссылке последний настоятель Гефсиманского скита игумен Израиль, но жив ещё его келейник иеродиакон Иосиф. Именно этим людям и им подобным, принимавшим монашеский подвиг в разных монастырях до их закрытия, Господь поручил стать закваской возрождающейся иноческой жизни в Лавре преподобного Сергия. В течение 1946 года их собралось в обители около двадцати человек, через год их насчитывалось уже сорок. И вновь, как и века назад, богомольцы текут и текут без перерыва в Троицкий собор к мощам печальника русской земли. В 2006 году возрождённая Лавра отмечала своё шестидесятилетие. Мало осталось тех, кто помнит Лавру 1946 года. Некоторые даже думают, что она и вовсе не закрывалась. Отец Иоанн Крестьянкин, бывший насельником обители с апреля по август сорок шестого, не дожил двух месяцев до исторической даты. И тем ценнее для всех, монашествующих, паломников и гостей Лавры, съезжающихся сюда со всех концов света, книга Галины Александровны Пыльневой “В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946–1996)”, выпущенная в 2006 году издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Галина Александровна впервые пришла в Лавру десятилетней девочкой в день Успения Божией Матери, в августе сорок шестого, и с тех пор в сердце её не угасает любовь к авве Сергию. Вот как сама она рассказывает о том впечатлении, какое произвела на неё Лавра: “Мы приехали в первый раз в Лавру на праздник Успения Божией Матери. Холод в соборе страшный Народу битком

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010