Торопец. Тихоновский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты 6 октября 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопца Тверской области и назначить монахиню Иоанну (Калашникову) настоятельницей обители с возложением наперсного креста по должности. Община женского монастыря в честь Патриарха Тихона была образована по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 2005 году, в год 140-летия со дня рождения и 80-летия блаженной кончины Патриарха Тихона, на его родине в городе Торопце на месте бывшего «Николаевского особного» монастыря города. Мужской «Николаевский особный» монастырь, был построен на подступах к Торопцу для защиты его от врагов (поляков, литовцев). В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря отсутствуют, но можно предположить, что монастырь возник вслед за основанием города – во второй половине XI века. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в XVI веке, изменил своё местоположение и монастырь. К этому времени относится одно из первых письменных упоминаний о монастыре. В 1666 году в монастыре было начато строительство каменной Никольской церкви. 29 апреля 1697 года храм был освящён. В 1764 по указу Екатерины II монастырь упразднили. Никольская церковь становится приходской. В 1766 году прихожанин Никольского храма - Яков Васильевич Туфанов начал строительство «при церкви Святого Николая отдельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы». Освящена церковь 19 октября 1774 г. В настоящее время территория монастыря включает в себя два храма, Никольский и Покровский, три дома и надворные постройки. Одна из жемчужин древнего Торопца - Свято-Тихоновский женский монастырь. Номинально он новый - открыт в 2005 году, но на месте старого, упразднённого ещё Екатериной II; то есть историческая несправедливость вроде как устранена.

http://sobory.ru/article/?object=07066

В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как же воспитать детей верующими. В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Все дети живут церковной жизнью, многие получают богословское образование. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как же воспитать детей верующими. Как привести детей к вере? Как учить жить по заповедям? о. Александр : Конечно, родители должны постоянно посещать храм. Вне храмовой жизни воспитать детей верующими невозможно. Если речь идет о Москве, то особой проблемы при поиске храма не возникает, так как все зависит исключительно от родительской целеустремленности. Когда-то давно мы жили за городом в деревне. Дороги разбиты, грязь, а до ближайшей церкви идти 3- 4 километра . Дети маленькие, идти тяжело, их нужно везти на тележке. Как-то жена сказала батюшке, что тяжко идти. На что он ответил: «Господь каждый ваш шаг зачтет». Господь все видит и вознаграждает. Поэтому осознанная и наполненная церковная жизнь семьи – это необходимое условие. Дети также должны понимать, зачем они ходят в церковь, что они должны тут найти и что дать. Необходимо объяснять ход и смысл службы, и о праздниках рассказывать, и о житиях святых. И, конечно, важен круг общения: верующие сверстники, возможность выбрать соответствующую школу. Но что касается школы, то скажу, что одного нашего сына мы забрали из православной гимназии и перевели в математическую школу. В гимназии была и атмосфера излишне либеральная, да и самого его мы не смогли к порядку приучить. А в математической школе рабочая атмосфера. Работаешь – хорошо, плохо работаешь – исключат. Подготовка очень хорошая, задания повышенной сложности, ему приходится просто «пахать». И это очень важно. Жизнь должна быть в напряжении. Ребенок должен быть загружен каким-либо трудом, пусть даже не очень интересным. Но все же должен проявлять упорство и настойчивость в достижении целей.

http://pravmir.ru/gospod-kazhdyj-vash-sh...

Прот. Владимир Воробьев. Наше сотрудничество благословил святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II Первый раз мне довелось увидеть Святейшего Патриарха Илию еще в молодости, во время путешествий по Кавказу. Эти незабываемые горные походы обычно заканчивались переходом с Северного Кавказа через перевал в Сванетию или в Абхазию. Мы, конечно, приходили в сухумский храм и бывали на службах владыки – тогда он был Сухумским и Абхазским епископом, потом митрополитом. В начале 1980-х годов, будучи молодым священником, я сподобился быть в Тбилиси и впервые паломничать по святым местам Грузии. В тот год Грузию посетил Александрийский патриарх Николай VI, и в Сионском храме была замечательная служба патриарха Илии и Александрийского патриарха Николая, дивное пение мужского хора. Потом была служба в Светицховели. Эта поездка стала для меня открытием православной Грузии с ее древнейшей церковной историей и множеством великих святынь. Меня поразили древние грузинские храмы, гениально вписанные в потрясающую природу, их неподражаемая строгая красота. Везде было чарующее грузинское гостеприимство, излучающее ласку и братскую любовь. Тогда не было и намека на какие-либо проблемы между русскими и грузинами. Познакомиться лично со Святейшим Патриархом Илией мне довелось в 1997 году в Америке. Тогда после торжественного богослужения в Свято-Владимирской академии возле Нью-Йорка и приема у митрополита Феодосия была возможность лично побеседовать со Святейшим в обычной обстановке. Меня поразила его простота и доступность. Он вспоминал свое пребывание в Москве, годы студенчества в московских духовных школах. В тот год исполнилось пять лет со дня создания Православного Свято-Тихоновского богословского института (впоследствии – университета, ПСТГУ), заинтересовавшего святейшего владыку. Систематические и тесные контакты Свято-Тихоновского университета с Грузинской церковью стали складываться, когда по благословению патриарха Илии несколько архиереев Грузинской Церкви стали учиться в ПСТГУ. Теперь мои сравнительно частые поездки в Грузию включали посещения патриарха Илии, встречи с грузинскими митрополитами и епископами, со многими деятелями Грузинской Церкви. Святейший владыка удостаивал нас самого теплого общения, непринужденной беседы, живо интересовался жизнью нашего университета и вообще Русской Православной Церкви. Он всегда с любовью отзывался о России и русском православном народе. В период политической напряженности в межгосударственных отношениях Святейший стремился сохранить братскую любовь между православными людьми – представителями разных национальных церквей, духовное единство Вселенской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ни одно решение не было принято за последние годы по указанию светской власти 27 июля. ПРАВМИР. 26 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм святого равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе! Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета! Дорогие отцы, высокие представители общественности, благодетели, преподаватели, профессора, студенты — всех вас сердечно поздравляю с действительно историческим событием. Дело не только в том, что в городе Москве возрожден к жизни еще один замечательный храм, причем посвященный князю Владимиру, — в год 1000-летия со дня его преставления. И не только в том, что приведено в порядок и благоустроено историческое здание, которое некогда было украшением Москвы и несомненно явится украшением и современной нашей столицы, — но еще и в том, что в сегодняшнем событии действительно соединяются многие смыслы. Тот факт, что именно здесь проходило большинство заседаний Поместного Собора 1917-1918 гг., — это не просто часть истории. Такие события всегда создают особую духовную атмосферу. И как замечательно, что именно в этом здании Господь сподобил разместить основные помещения Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета! Собор 1917-1918 годов стал особым событием в истории нашей Церкви, — прежде всего потому, что Собор начертал новые контуры, предложил некое новое видение отношений Церкви с миром. Этим новым отношениям, в основу которых была положена миссия, следовало обеспечить внутрицерковную поддержку. Нужно было изменить структуру управления Церковью — именно Поместный Собор в 1918 году учредил так называемые митрополичьи округа, с тем чтобы увеличить количество епархий и сделать более эффективной работу Церкви на местах. Собор также восхотел, чтобы интеллектуальный потенциал мирян, которые уже тогда играли в Церкви важную роль, был востребован, в том числе, на уровне общецерковного руководства, — и был создан Высший Церковный Совет. Постановления Собора, в том числе касающиеся приходской жизни, вплоть до проектов приходских уставов, — всего не перечислить, — были направлены не на реформирование Церкви в угоду тогдашним философским, мировоззренческим и политическим веяниям, но в первую очередь на то, чтобы Церковь сумела новым языком, посредством новых сил обратиться к людям. Именно в этом заключалась главная цель — чтобы вера обновилась и вместе с тем укрепилась в культуре нашего народа, в его повседневных деяниях.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-tserko...

Подъем креста на купол ЖМП 6 июнь 2015 /  6 июля 2015 г. 13:50 Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории В ЗДАНИИ, ГДЕ В 1917 ГОДУ ПРИНИМАЛОСЬ РЕШЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПАТРИАРШЕСТВА, РАЗМЕСТИТСЯ ГЛАВНЫЙ КОРПУС ПСТГУ Воссоздание Московского епархиального дома с храмом Святого равноапостольного князя Владимира завершено. За два года полномасштабных восстановительных работ зданию полностью возвращен исторический облик. У главного западного фасада выросла колокольня, завершены общестроительные работы, во всех исторических помещениях заканчивается отделка интерьеров. Преподаватели, выпускники и студенты факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) расписывают Князь-Владимирский храм. Его великое освящение намечено на 26 июля. В недалеком будущем учебные аудитории в обоих боковых крыльях главного здания займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ. В память о Поместном Соборе Впервые вопрос о передаче исторического здания Московского епархиального дома ПСТГУ прозвучал на официальной презентации нового вуза 8 декабря 1992 года — ровно 90 лет спустя после возведения дома 6 по Лихову переулку и освящения Князь-Владимирского храма. Церковная иерархия и широкая общественность эту идею восприняли как справедливую и логичную. Ведь до революции Московский епархиальный дом совмещал в себе богослужебные и миссионерские функции с задачами богословского образования для мирян (в том числе и для женщин), программы народного просвещения, издательства православных периодических журналов, социальные и благотворительные начинания. Он был крупнейшим просветительским и церковно-культурным центром в России. Богослужения в храме совершались ежедневно. За воскресными вечернями пел «народный» хор прихожан, после чего устраивались беседы религиозно-нравственного характера. Здесь же располагалось снискавшее общероссийскую известность Миссионерское общество, два просветительских братства (Кирилло-Мефодиевское и во имя святителя Петра), редакции журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», а также обширная епархиальная библиотека с общедоступной читальней, церковно-археологический музей с уникальными собраниями и отдел распространения духовно-нравственных книг.

http://e-vestnik.ru/church/moskovskiy_ep...

Это событие 20-летней давности многие в России, и не только в России, называют знаковым. Или, если брать более широко и образно, – громким голосом Церкви, указавшей всему миру на подлинную суть русской, а вместе с тем и всемирной истории как процесса великой духовной борьбы, духовной брани между силами света и тьмы, добра и зла, Бога и врага рода человеческого. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя с 13 по 16 августа 2000 года, рассмотрел целый ряд вопросов. Чрезвычайно важными его деяниями были принятый им документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и новый Устав. Но подлинным триумфом Церкви, достойным великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, стала беспримерная масштабная канонизация святых Новомучеников и исповедников Российских XX века, в том числе и Царственных страстотерпцев. «Церковь молчания» заговорила      Отдавая дань людям, которые историю Церкви воспринимали и продолжают воспринимать как историю святости, попытаемся представить, какую громадную работу проделала к началу эпохального Собора Синодальная комиссия по канонизации святых во главе с ее председателем – митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Создана она была в 1989 году, и сколько ею за эти годы нащупывалось разных поисковых направлений, постепенно обретавших формы тесного сотрудничества, соработничества! Помогали, помимо архипастырей и пастырей, богословов духовных школ, и сотрудники государственных и ведомственных архивов, хранящие документы Церкви. А Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ныне – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) с начала 90-х годов стал собирать базу данных «За Христа пострадавшие»; к началу нового века она насчитывала уже около 15 тысяч имен (сегодня их число увеличились более чем вдвое). Это был весомый вклад в подготовку массовой канонизации в 2000 году. Позже протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ и секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых с 2015 года (до этого назначения был членом Комиссии), выскажет мысли, важные для нас всех, но более, думается, для молодежи, подростков, знающих дорогу в храм, и в то же время смутно представляющих историю Церкви прошлого века в целом.

http://pravoslavie.ru/133316.html

Коротыч. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский храм (Коротич) Согласно церковной ведомости уездного села Коротич Покровская церковь была построена в 1697 году «кем неизвестно». Строение было деревянным с отдельно стоящей колокольней, располагалось на 3 десятинах земли. Та церковь не сохранилась, но в настоящее время в Коротиче действует Свято-Покровский храм. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005. Существовавшая в селе Коротич (Коротыч) Покровская церковь построена в 1845 г. на средства помещицы Стефаниды Базилевской, каменная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 987 душ, жен. пола 1008 душ. Капитал причта 300 руб., капитал церкви 100 руб. Причта по штату положено: священник и псаломщик; жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Помещение для священника церковное, у псаломщика собственное. Имеется школа земская, приходского попечительства нет. Протоиерей Порфирий Шокотов, на настоящем месте с 1886 г., состоит законоучителем земской школы и духовником 2 округа, последняя награда – сан протоиерея в 1901 г. Псаломщик Иоанн Краснокутский, псаломщик с 1852 г., на настоящем месте с 1867 г. Церковный староста крестянин Савва Темченко с 1896 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика,  Николаевская ул. дом 1904 г. Первый храм Покрова Пресвятой Богородицы был деревянный, кем он был построен, неизвестно. В 1845 г. на деньги, завещанные помещицею Степанидой Базилевской, был построен каменный храм, размером 5х6 саженей, 10 окон, в едином здании со звонницей. Храм небольшой, но хорошей компактности. Зодчий неизвестен. Место расположения – на площадке уступа крутого берега реки от родника Короткого, который разделяет нынешнее село на 2 части; по левой стороне дороги с Харькова на Буды. Притеснения храма начались после революции. В марте 1922 г. были отобраны ключи от храма у священника и старосты. До 1924 г. храм был закрыт. 2 апреля 1924 г. состоялось собрание верующих, на котором были избраны: голова церковной Рады, секретаря, кладовщика. Настоятелем храма стал Е. Попов. Был создан Устав общины и направление религиозного течения – промосковское, восточное, «тихоновское».

http://sobory.ru/article/?object=04214

Торопец. Тихоновский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольская церковь стоит почти в центральной части Торопца, на улице Еременко. Еще в 1540 г. здесь возвышалась «ружная» деревянная церковь с приделом. Около нее находилась Московская проездная башня деревянных посадских стен. Никольская церковь — первая каменная постройка, появившаяся в существовавшем здесь Никольском монастыре. Строительство храма было начато в 1666 г. 29 апреля 1697 г. храм был освящён. По другим сведениям, строительство не было столь долгим, а в 1697 г. храм был перестроен. Дошедший до нас облик Никольской церкви является, вероятно, результатом обновления церкви после пожара 1742 г. В 1764 г. по указу Екатерины II «Николаевский особный» монастырь был упразднен, Никольская церковь стала приходской. В годы советской власти не действовала. Сейчас храм входит в состав Свято-Тихоновского женского монастыря г. Торопца. Церковь Святителя Николая Чудотворца, каменная. Первое упоминание о стоящем на этом месте деревянном храме относится к 1540 году. Нынешняя церковь началась строиться торопчанами в 1666 году, освящена 29 апреля 1697 года в находившемся здесь Никольском монастыре, упраздненном после введения штатов в 1764 г. После пожара в 1742 году была обновлена. После 1764 г. обращена в прихожскую. Имела два престола: главный - во имя Святителя и Чудотворца Николая, придельный - во имя преподобного Сергия Радонежского. Внутренний вид храма неоднократно украшался и благоустраивался на средства торопецкой купеческой семьи Гладильщиковых. В Никольской церкви находился древний Чудотворный образ Святителя Николая с двумя старинными привесами — костяной резной панагией и небольшим крестиком, пользующийся особым почитанием жителей города, который, по преданию, был привезен из Греции при распространении христианства. Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Неприкосновенного капитала имелось 400 рублей. Кроме того, церкви принадлежало озеро Кудинец с островками и берегами (245 десятин земли) в 8 верстах от Торопца, которое сдавалось в аренду. С 1876 года к Никольскому храму была приписана Торопецкая Казанская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07065

Джорданвилл. Троицкий мужской монастырь. Holy Trinity Monastery Карта и ближайшие объекты Главная обитель Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) – Свято-Троицкий ставропигиальный мужской монастырь был основан пострижеником Свято-Тихоновского монастыря (штат Пенсильвания) иеромонахом Пантелеимоном (Нижником, 1895–1984). В 1928 с несколькими единомышленниками он решил устроить монастырь рядом с небольшой деревней Джорданвилл и вскоре приобрел участок земли площадью около 300 акров (121 га) у местного фермера. Летом 1930 иноки переселились на выкупленный участок. В 1934 настоятелем монастыря стал архиепископ Восточноамериканский Виталий (Максименко). К весне 1935 был построен деревянный братский корпус на 16 келий с небольшим домовым храмом во имя Св. Троицы. В день Св. Духа 17 июня 1935 состоялось освящение, которое совершил архиепископ Виталий. В конце литургии возник пожар, новоосвященное здание сгорело. Семья американцев, продавших братии землю, предоставили им свой дом, где был оборудован домовый храм. Вскоре на месте пожара построили одноэтажный дом, организовали хозяйство. В конце 1930-х были куплены дополнительные 200 акров земли и большой двухэтажный фермерский дом с 30 комнатами, куда поместились церковь, трапезная и монашеские келии. В 1945 вскоре после окончания Второй мировой войны было принято решение о строительстве большого каменного собора во имя Св. Троицы. Председателем строительного комитета стал профессор Н. Н. Александров, впоследствии многолетний декан Свято-Троицкой семинарии, почетным председателем – архиепископ Виталий (Максименко), товарищем председателя – игумен Пантелеимон (Нижник). В строительный комитет также вошли знаменитый авиаконструктор И. И. Сикорский, Б. В. Сергиевский и другие видные русские общественные деятели. В основание храма были положены частицы мощей серб-ских святых Ангелины, Стефана Дечанского и архиепископа Арсения Сербского. В 1946 началось строительство собора в стиле шатровых храмов Северной Руси по проекту архитектора Романа Николаевича Верховского. Были наняты инженеры для руководства постройкой собора, а братия делала подсобную работу.

http://sobory.ru/article/?object=19057

митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Волоколамский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, + 1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового (день памяти 6 (19) июня), а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский). В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса. В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010