Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождение православного вуза, или Жизнь священника в эпоху атеизма 16 мин., 03.12.2021 В этом году исполняется 30 лет Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Возникший на базе катехизаторских курсов, он сумел за относительно короткое время стать серьезным высшим учебным заведением, своего рода первенцем православного образования. Мы побеседовали с его ректором протоиереем Владимиром Воробьевым о том, как начинался ПСТГУ, какой в советское время, в эпоху господства атеизма была жизнь служителя Церкви. Корни университета — Отец Владимир, что для Вас как для ректора было самым сложным, когда только начинался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет?  — Сначала у нас не было буквально ни одного рубля и ни одного метра площади. Все это казалось безумной авантюрой. Первые пять лет мы работали практически бесплатно. Преподавателям приходилось читать лекции по вечерам, после основной работы. Потом появились некоторые деньги, и мы стали преподавателям платить — очень немного, деньги были символические. Студенты наши тоже были подвижниками. Мы их кормили американским пюре из гуманитарной помощи. Некоторые иногородние студенты ночевали на вокзале. Все складывалось трудно, но дух был замечательный. Это время младенчества — очень чистое, светлое и радостное, хотя и очень бедное. Постепенно находились помещения. Очень помог ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Он в течение многих лет бесплатно пускал нас в университетские аудитории. В Первой градской больнице нам тоже давали помещения. А потом Господь послал нам благотворителей, которые стали финансировать нас уже более серьезно. Мы смогли выплачивать зарплату преподавателям — меньшую, чем в иных вузах, но все же соизмеримую с минимальными потребностями. Братство во имя Всемилостивого Спаса. Братство возникло в 1990 году, когда для Церкви открылись новые возможности для активной миссионерской, просветительской и социальной деятельности. Оно объединило духовные общины известных московских протоиереев Владимира Воробьева, Аркадия Шатова, Димитрия Смирнова и др. Братство активно строило и реставрировало храмы, готовило новых священников и просило об их рукоположении. Очень много внимания и сил уделялось делам милосердия и благотворительности: открытие Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, благотворительной столовой, работа в больницах, помощь многодетным семьям и сиротам и многое другое. Другим важнейшим направлением работы была просветительская деятельность братства. Им была создана православная Свято-Петровская школа (изначально называвшаяся Традиционной гимназией 1), которая сформировалась в недрах общеобразовательной школы 91 на Арбате. Священники братства читали лекции во дворцах культуры и клубах. Позже были созданы Катехизаторские курсы. Именно из Катехизаторских курсов, в свою очередь, вырос Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ныне ПСТГУ.

http://foma.ru/rozhdenie-pravoslavnogo-v...

Таганрог. Церковь Николая Чудотворца ( " Николы Морского " ). Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. По получении разрешения началась постройка, которая продвигалась быстро, так как материал и рабочие были казенными. В 1778 году церковь была освящена; храм оказался по тем временам величественным и благообразным. Его фундамент был каменным, а стены – деревянными. Вскоре после окончания строительства храм был определен как соборный до постройки Успенского собора. Первым настоятелем был назначен священник из Воронежской Епархии Исидор Ляхницкий. Выбор места для храма, именовавшегося сначала церковью Николы Морского, был сделан священником Иоанном Андреевым, и как говорили, было выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Великого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог и делал в море промеры. В 1844 году на средства церкви была построена новая деревянная колокольня, так как прежняя обветшала. Постройка обошлась в 2 тысячи рублей ассигнациями. В 1865 году староста храма Смирнов ходатайствовал перед городским управлением о безвозмездном выделении земли для постройки дома, в котором помещалась бы школа и квартира причта. Место было выделено в 113-м квартале, под номером 6 в количестве 173 квадратных сажен. Церковный дом был построен старостой Смирновым. Другой деревянный дом был пожертвован храму еще в 1822 году матросом ластовой команды Дмитрием Ивановым в Петровской части 24-го квартала 240 с дворовым участком в 6,5 сажен длины и 8 сажен 3 аршина ширины. Храм был построен моряками, и прихожанами его были преимущественно рыбаки. Во время Крымской войны 1855-1856 годов, 20 мая 1855 года в Таганрогский залив вошла вражеская эскадра. 22 мая Таганрог подвергся артиллерийскому обстрелу с кораблей противника во время обстрела противником по городу было выпущено около 10 тысяч разрывных и зажигательных бомб боевых пороховых ракет, гранат и картечи. Свидетельством этой бомбардировки являются застрявшие ядра в северной стене Свято-Никольского храма. До 1863 года храм был неразрывно связан с историей создававшегося на юге России военно-морского флота. В 1845 году к храму была пристроена 3-ярусная кирпичная колокольня во имя святой великомученицы Параскевы, была благоустроена прилегающая территория. Позже к приделу была пристроена трапезная. В архитектурно-художественном отношении здание представляет собой типичную приходскую церковь, выстроенную по классическим канонам. Колокольня и трапезная выполнены с деталями в стиле ампир. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году деревянная церковь полностью сгорела. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны.

http://sobory.ru/article/?object=07441

Учебный корпус вуза ЖМП 9 сентябрь 2018 /  26 октября 2018 г. 11:00 Вуз под вязом МОСКОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРЫВАЕТ ПРИЕМ НА БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА И СОЗДАЕТ СТУДЕНЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР Российский православный университет (ныне Мос­ковский православный институт св. Иоанна Богослова) родился в монастыре, как и первая высшая школа России — Славяно-греко-латинская академия. Первое время его деятельность проходила в Заиконоспасской и Высоко-Петровской обителях. Сформулированная четверть века назад священноначалием задача университета с самого начала виделась амбициозной и современной: оставаясь образовательным учреждением Русской Православной Церкви, готовить специалистов по светским специальностям и по светским образовательным программам. Не все до конца понимали, как этого быстро достичь на практике, — хотя бы потому, что не только в предшествовавшие годы отечественной истории, но и на исторически обозримом горизонте прецедента не просматривалось. Однако востребованность именно такого подхода скоро стала очевидной. Не все из задуманного удалось осуществить, но востребованность вуза абитуриентами на протяжении 25-летней его истории свидетельствует: выбранный при его основании основной вектор оказался правильным. Сегодня мы вспоминаем некоторые страницы истории РПУ, говорим с его выпускниками и преподавателями, анализируем достигнутые результаты и заглядываем в ближайшее будущее. ПДФ-версия Игумен Петр (Еремеев), ректор Московского православного института святого Иоанна Богослова: Православное мировоззрение — не отвлеченная абстракция, это наша вера в Бога, наш взгляд на человека, на мир. Оно может формироваться за вузовской скамьей и в дружном круге общения университетской семьи — Ваше Высокопреподобие, РПУ появился на поле российского высшего образования одновременно с Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ныне ПСТГУ). И тот, и другой вузы с самого начала выпускали мирян с дипломом о высшем образовании. Какие различия в их деятельности вам кажутся принципиальными, чем ваш институт отличается от ПСТГУ сильнее всего?

http://e-vestnik.ru/interviews/vuz_pod_v...

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская Учить, воспитывать, развивать Интервью с иереем Андреем Постернаком Православная Свято-Петровская школа, имеющая более чем 20-летнюю историю, сегодня по праву является одним из лучших учебных заведений Москвы. Многие родители доверяют своих детей именно этой гимназии, поскольку знают, что здесь строгая, но доброжелательная атмосфера, уникальный педагогический коллектив и, что немаловажно, – высокий уровень преподавания самых разных предметов. Директор Свято-Петровской школы, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук иерей Андрей Постернак рассказал порталу " Религаре " о традициях возглавляемого им учебного заведения, проблемах современного образования и о том, где можно и нужно учиться православному ребенку. – О. Андрей, о том, какой должна быть светская школа, говорят сплошь и рядом. А что такое хорошо и что такое плохо применительно к школе православной? – Думаю, критерии для всех учебных заведений должны быть общими. Деление их на светские и православные, конечно, не совсем правильно, потому что цель любой школы – обучение, воспитание и всестороннее развитие ребенка. Эти три составляющие считались основами педагогики с дореволюционных времен. Просто в наше время произошел перекос практически во всех сферах образования. – Какой? – Упор делается исключительно на интеллектуальном развитии. Считается, что школа должна в первую очередь давать высокие показатели по ЕГЭ и ГИА, высокий процент поступивших в вузы и участников олимпиад. С одной стороны, это совершенно справедливо. Но когда образование развивается только в этой плоскости, оно деградирует. И до революции, и в советское время уделялось большое значение воспитанию в процессе обучения, а сейчас это исключено из конечных целей современной школы. Речь давно не идет о воспитании как о системе. – В чем здесь проблема? – В том, что современная школа утратила духовную основу. Нет идеологии, нет четкой системы ценностей, на которую можно ориентировать родителей. Отсюда все проблемы, которые мы имеем в современном обществе. Что такое современный российский социум? Это выпускники 1990-2000-х годов, которых, наверное, неплохо учили, и они достигли определенных карьерных высот. Но у них проблемы с нравственными критериями и, как правило, полное отсутствие духовных ценностей. Печально, что система образования не пытается исправить ситуацию. Признаком любой хорошей школы является готовность это делать. И учить, и развивать, и воспитывать.

http://religare.ru/2_100826.html

Награждение лидеров исследования «Православная школа в современном мире» пройдет в Марфо-Мариинской обители 6 декабря, 2011. Новостная служба Во время финального мероприятия также будут отмечены школы, занявшие вторые и третьи места в упомянутых категориях. 6 декабря. ПРАВМИР. 7 декабря 2011 года в Марфо-Мариинской обители милосердия состоится финальное мероприятие рейтинг-исследования московских православных школ Москвы, проведенного православным журналом «Нескучный сад». Проект начался в апреле 2011 года, в рамках рейтинга-исследования организаторы проекта хотели рассказать о сегменте школьного православного образовательного сектора. Лидерами исследования стали Православная Свято-Петровская школа (параметр «Качество образования») и средняя общеобразовательная школа «Димитриевская» (параметр «Социально-ориентированная школа»). Интересно, что Свято-Петровская школа – единственная православная школа, которая также вошла в рейтинг-300 Департамента образования г. Москвы (300 лучших школ столицы по качеству обучения). Во время финального мероприятия также будут отмечены школы, занявшие вторые и третьи места в упомянутых категориях. По замыслу главного редактора журнала Юлии Даниловой проект преследовал несколько целей. Во–первых, хотелось предоставить школам возможность рассказать о своих сильных сторонах. Во-вторых, это исследование должно дать родителям информативный и современный инструмент для принятия решения о выборе школы, где должны получать образование их дети. И, наконец, в-третьих, хотелось привлечь внимание благотворителей к жизни православных и православно ориентированных школ. Подробнее о рейтинге, параметрах, подсчете баллов и школах-участниках можно узнать на сайте проекта http://shkola.nsad.ru/ Организаторы проекта надеются, что данное рейтинг-исследование станет ежегодным и в дальнейшем к нему присоединятся новые участники. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nagrazhdenie-liderov-i...

В первом конкурсе свои проекты в четырех номинациях (печать, Интернет, видео и аудио) представили более 170 школ из 42 регионов России. Наиболее популярным у школьников стали печатные СМИ. А труднее всего оказалось создать школьное радио. Гран-при первого конкурса завоевали сразу две школы: Вторая новосибирская гимназия и московская Свято-Петровская школа. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Фонд Просвещения «МЕТА» объявляют об открытии I I открытого общероссийского конкурса школьных средств массовой информации «Единство» В первом конкурсе свои проекты в четырех номинациях (печать, Интернет, видео и аудио) представили более 170 школ из 42 регионов России. Наиболее популярным у школьников стали печатные СМИ. А труднее всего оказалось создать школьное радио. Гран-при первого конкурса завоевали сразу две школы: Вторая новосибирская гимназия и московская Свято-Петровская школа. Сегодня многие общеобразовательные школы имеют свои средства массовой информации: газеты, журналы, радио- и видеодневники, собственные веб-сайты. Разного уровня исполнения, различной тематики и формы, школьные СМИ не являются аналогами взрослых газет и передач, но служат в первую очередь саморазвитию и совершенствованию юных журналистов. Эти средства предоставляют учителям очень удобный инструмент общения с детьми и влияния на их творческое развитие. Однако, работая только в рамках собственного проекта, ученики знакомятся лишь с небольшой долей возможностей для своего творчества, а руководители культивируют ограниченное число подходов к использованию школьных СМИ в воспитательных процессах. Кроме того, не зная ничего о творчестве других издательских коллективов, редакций или студий трудно порой оценить результаты своей работы. Для расширения кругозора, обмена идеями и выявления мастеров в том или ином роде журналистской и мультимедийной деятельности в России проводятся различные конкурсы, фестивали, а также составляются рейтинги. Конкурс-фестиваль «Единство» отличается от иных комплексным охватом всех возможных средств массовой информации в школе: радио, видео, печатные издания и веб-проекты могут быть представлены в одной из четырех номинаций конкурса.

http://pravmir.ru/nachalsya-konkurs-shko...

В Москве пройдет круглый стол, посвященный качеству образования в православных школах 15 марта, 2011. Редакция " Правмира " 17 марта 2011 года в Голицинском кабинете храма царевича Димитрия состоится круглый стол на тему «Качество образования православных и православно ориентированных школ». Круглый стол организован журналом «Нескучный сад» при поддержке и содействии ОТП Банка. 17 марта 2011 года в Голицинском кабинете храма царевича Димитрия состоится круглый стол на тему «Качество образования православных и православно ориентированных школ». Круглый стол организован журналом «Нескучный сад» при поддержке и содействии ОТП Банка. Проблема средней школы не теряет своей актуальности. Реформы школьного образования и новые образовательные стандарты приковывают к этой теме постоянное внимание общественности. Как вписаться в новую реальность православной школе, какие проблемы вновь встают перед ней, с помощью каких инструментов ей их решать. «В словосочетании «православная школа» главным, по моему мнению, все же должно оставаться слово «школа». Православная школа, давая детям не меньший объем знаний, чем обычная школа, должна при этом, как мне кажется, в чем-то быть лучше. В рамках поддержки благотворительных программ ОТП Банк стремится оказывать помощь в сфере образования многодетным православным семьям. Дело в том, что именно большие семьи, воспитывающие детей в твердых традициях православной нравственности, способны, по нашему мнению, стать фундаментом будущей России» — считает Алексей Коровин, Президент ОТП Банка. Ощущая потребность общественности в обсуждении этой темы, журнал «Нескучный сад» совместно с ОТП Банком с апреля 2011 года открывает рубрику «Новая школа». В рамках этой инициативы было решено собрать круглый стол, на который приглашены директора ведущих православных и православно ориентированных школ Москвы: гимназия при греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина, гимназия «Радонеж», ЦО во имя Св.Серафима Саровского, школа «Ника», гимназия «Лада», ЦО «Знакъ», Свято-Петровская школа (бывшая Традиционная гимназия) и некоторые другие.

http://pravmir.ru/v-moskve-projdt-krugly...

Юные прихожане храма святого Иоанна Кронштадтского побывали в Святогорском монастыре ноября 2015 Воспитанники воскресной школы храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади в сопровождении преподавателей и прихожан храма со 2 по 4 ноября совершили паломническую поездку в Свято-Успенский Святогорский монастырь. В программу входило не только посещение монастыря, но и знакомство с пушкинскими местами. В родовой усадьбе Пушкиных Михайловском ребята соприкоснулись с жизнью великого русского поэта. Группа посетила также имение Петровское, принадлежавшее прадеду Александра Сергеевича Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу и его сыну Петру Абрамовичу; поэт неоднократно бывал здесь. Побывали и в имении Тригорское, принадлежавшем Прасковье Осиповой-Вульф, с семейством которой у Пушкина в годы михайловской ссылки сложились самые дружеские и доверительные отношения. Но главной целью поездки был Свято-Успенский Святогорский монастырь. Пребывание здесь совпало с праздником Казанской иконы Божией Матери, поэтому паломникам посчастливилось не только приложиться к главные святыням монастыря - иконам Божией Матери " Одигитрия " и Феодоровская, но помолиться в монастыре на всенощной в канун праздника и за Божественной литургией 4 ноября. Для петербургских паломников была проведена экскурсия по Свято-Успенскому Святогорскому монастырю, ребята познакомились с его историей с XVI века до наших дней. В ХХ веке история обители была типична для многих монастырей: в 1924 году он был закрыт, а затем вошел в состав Пушкинского музея-заповедника. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В 1992 году Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня в монастыре возобновилась монашеская жизнь. Насельники обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. При монастыре действует воскресная школа, по благословению наместника монахи принимают паломников. Ежедневно за богослужением монашеская братия поминает великого русского поэта Александра Пушкина " со сродники " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Тарбагатай. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты В 1872 году в селе Тарбагатай была построена Свято-Троицкая Миссионерская Церковь. Сохранилась ведомость, составленная в 1901 г., в которой давалось описание церкви, её имущества, штата и архивов. Из этой описи следует, что построена она: «…тщанием Тугнуйского миссионера, иеромонаха Мелетия (Епископа Рязанского) с прихожанами. Освящена того же года, июля 2 дня». Само здание (ныне отреставрированное), было деревянным с колокольнею. «В 1880 году обшито снаружи тёсом, крестьянином Николаем Яковлевичем Фёдоровым. В 1881 г. им же окрашена белилами на масле. В 1895 году на деньги, собранные селянами, была покрыта железом, подремонтирована и обнесена решетчатою деревянной оградою. По штату значился один священник (на момент составления описи — Александр Арсеньевич Чернышёв) и псаломщик (Леонид Георгиевич Громов). При церкви находилась и миссионерская школа, в которой Громов состоял учителем.После прихода к власти большевиков церковь была разорена. Последним учителем в Церковно-приходской школе (до открытия советской школы в 1921 году) был священник Петр Петрович Сукнёв. Вот, что вспоминала об этом событии жительница села Фёдорова Таисья: «Церковь наша красивая была, и внутреннее убранство все было нарядным. В церкви было много икон, во время служб ярко горели свечи. Особенно красиво и торжественно было в дни церковных праздников. А в 20-е годы, когда прогнали семёновцев и всех белых, церковь нашу и разрушили. Молодые парни взобрались на крышу и сорвали кресты с куполов». Долгое время в церкви размещался клуб. Наши бабушки и дедушки смотрели там фильмы. Позднее в здании церкви размещался склад совхоза «Тарбагатайский» Что стало со священнослужителями после разгрома церкви, сказать трудно, скорее всего они были объявлены врагами народа, арестованы и расстреляны. Сегодня в поселке Тарбагатай Свято-Троицкая церковь восстановлена, это благородное дело начал Куприянов Сергей Сергеевич, кроме него учредителями фонда восстановления являлись Калашников Михаил Иванович, бывший настоятель Петровск — Забайкальского храма священник Алексей Рябов и Манжесов Михаил Иванович.

http://sobory.ru/article/?object=41767

Тюкалинск. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Торжественное освящение главного престола Троицкой церкви состоялось 27 октября 1852 г., а по истечению двух лет, с южной стороны храма был устроен придел и освящён второй престол - во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Двухпрестольный прочный и вместительный храм, с достаточным количеством утвари, был воздвигнут исключительно на средства прихожан. В 1893 г., в Тюкалинске освятили вновь отстроенный храм во имя Михаила Архангела . Церковь во имя Михаила Архангела была приписной к Тюкалинской Троицкой церкви. С начала прошлого века к ней были приписаны три часовни. В 1872 г. при Троицкой церкви было открыто церковно-приходское попечительство. А с 1886 г. при храме стала функционировать церковно-приходская школа (в последствие получившая статус городской), в здании которой, ныне находится районная библиотека. В советское время Свято-Троицкий храм был закрыт. Во второй половине 1930-ых г.г. с него были сняты купола, а здание в свою очередь стало использоваться для светских нужд. В настоящее время здание храма сохранилось, правда, в перестроенном виде. Сегодня,его занимает пожарная часть. http://tuk-hram.pravorg.ru/ Каменный храм во имя Троицы Живоначальной строился в городе Тюкалинске на средства прихожан. Главный престол освящен 27 октября 1852 года. 24 сентября 1854 года состоялось освящение правого придела храма во имя преподобного Сергия Радонежского. На начало XX века в приход входили деревни: Конкульская, Ново-Конкульская, Бунькова Атрачинской волости; Зотина, Чащина, Сажина, Афонина (Кривинка), Андронкина, Ермолина, Кокушкина (Лобанова), Климина, Верх-Тюкалка (Комбаша), поселки - Бугровский, Никольский (к началу 1910-х г.г. открыт самостоятельный приход), Красноусовский (Саусканово), Александро-Невский (Алабуга), Петровский (Шарашкино), Троицкий (Березино), Артемиевский (Рябушино), Феодосиевский (Капнино) Колмаковской волости; деревня Половинская Нагибинской волости.

http://sobory.ru/article/?object=52438

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010