Вотчины Введенский монастырь не имел. Не получал он от государства и жалованья – ни хлебного, ни денежного. Помимо доходов от сдачи в аренду торговой лавки, насельницы монастыря зарабатывали себе на жизнь рукоделием и питались «Христовым именем и мирских людей подаянием». © Шамина И. Н., 2018   [ Амвросий (Орнатский), иером .] История российской иерархии. Т. 3. М., 1811. С. 507; Пясецкий Г. М . Историческое описание орловского Введенского девичьего монастыря. Орел, 1886; Пясецкий Г. М. Перемещение орловского Введенского девичьего монастыря к Христорождественской г. Орла церкви 1843–1848 гг.//Орловские епархиальные ведомости. 1895. 11–13; 1896. 11–13; Пясецкий Г. М. Исторические очерки орловского Введенского девичьего монастыря. Орёл, 1896; Духонин М . Свято-Ольгинская церковно-приходская школа при орловском женском монастыре//Орловские епархиальные ведомости. 1892. 23; К 200-летию чудотворного списка с Балыкинской иконы Божией Матери, находящегося в орловском Введенском девичьем монастыре//Орловские епархиальные ведомости. 1911. 27; Соколов Н. Былое орловского Введенского монастыря//Русский паломник. 1912. 6. С. 28–34; и др. Святицкий М . Некоторые воспоминания об орловском Введенском девичьем монастыре//Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Вып. 1(4). Орёл, 1999; Жизнеописание схиигумении Серафимы, настоятельницы орловского Введенского монастыря. Орел, 2003; Ромашов В., Неделин В . Архитектурные древности Орловщины: (Ушедшее). Кн. 2. Орёл, 2007; Жарков М. А. История орловского Введенского женского монастыря./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2012 (рукопись) (Электронный ресурс: http://orthodox.education/wp- content/uploads/2015/07/Жарков- ; дата обращения: 11 ноября 2018 г.); и др. Кочетов Д. Б . Орловский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь//Православная энциклопедия ( в печати ). Благодарю Д. Б. Кочетова за возможность ознакомиться с текстом статьи. Пясецкий Г. М . Исторические очерки…

http://sedmitza.ru/lib/text/8561645/

Так, 7 декабря Служба безопасности Украины заявила , что проводит контрразведывательные мероприятия в Черкасской, Волынской, Уманской и Звенигородской, Владимир-Волынской и Херсонской епархиях УПЦ. В частности, СБУ провела обыски при участии сотрудников полиции и Нацгвардии в Крестовоздвиженском Чарторыйском мужском монастыре Волынской епархии, Николаевском Милецком мужском монастыре Владимир-Волынской епархии, Успенском соборе (г. Херсон), Управлении Черкасской епархии, Свято-Михайловском кафедральном соборе (г. Черкассы), воскресной школе и библиотеке Черкасской епархии (г. Черкассы), Управлении Уманско-Звенигородской епархии (г. Умань), Георгиевском женском монастыре (Уманский район), храме Андрея Первозванного (г. Черкассы), Свято-Троицком Матронинском женском монастыре (Черкасский район), Красногорском Свято-Покровском женском монастыре (Золотоношский район), религиозной общине «Приход Святителя Софрония, епископа Иркутского» (г. Черкассы), Каневском Успенском соборе (г. Канев Черкасского района). Комментируя обыски в Черкасской епархии, митрополит Феодосий призвал к совести сотрудников СБУ, которые подбрасывают «агитационный мусор», добавив, что от Божьего суда не уйдет никто. Впереди будет Суд Божий, от которого не уйдет никто, чьи бы приказы он ни исполнял «Конечно, сестры Золотоношской обители, со средним возрастом монахинь 70 лет, физически не могли проконтролировать каждого из вас во время облавы”. Но ведь совесть должна была вас контролировать? Они же вам в матери годятся… Не знаю, захотят ли сестры в суде защищать монастырь от нападок, но знаю одно: впереди будет Суд Божий, от которого не уйдет никто, какими бы патриотическими лозунгами он ни прикрывался и чьи бы приказы ни исполнял», – отметил митрополит Феодосий. А 8 декабря СБУ пришла с обысками в монастыри Коростенского района Овручской епархии – Чоповичский женский монастырь, мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери и скит этого монастыря в честь Силуана Афонского. Также СБУ проводит обыски в кафедральных соборах и храмах Харьковской и Изюмской епархий, а ранее провела обыски в святынях Киевской и Херсонской епархий. СБУ проводит обыски в Свято-Покровском мужском монастыре, Свято-Благовещенском кафедральном соборе, Свято-Казанском храме, в храме иконы «Взыскание погибших», Свято-Успенском храме, Свято-Петро-Павловском храме, Свято-Николаевском храме, Свято-Валентиновском храме, Ольгинском храме, в храме Святой Царицы Тамары; Свято-Архангело-Михайловском храме, в храме Георгия Победоносца, Свято-Владимирском храме Харьковской епархии, а также в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Изюмской епархии.

http://pravoslavie.ru/149958.html

Монастырь основан при деревянной церкви в честь Святого Духа, построенной в первой половине XIV в. в западной части Заручевья (Заручевской слободе). Вторая жена князя Ольгерда, тверская княжна Иулиания, основала при церкви женский монастырь, где, согласно преданию, сама приняла монашеский постриг под именем Марфы. Вскоре умерла и была похоронена в Свято-Духовом же монастыре. После заключения церковной унии 1596 г. Свято-Духов храм, как и другие, переживал притеснения, особенно усилившиеся после убийства витебчанами униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Монастырь пострадал во время войны между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 г.г., но уже в 1661 г. был отстроен на пожертвования горожан. Женский монастырь при Свято-Духовой церкви был восстановлен в 1697 г. как униатско-базилианский. В 1796 г. вместо деревянного был построен каменный храм Иоанна Богослова в стиле барокко. После возвращения раскаявшихся униатов в лоно Православия в 1839 г., женский Свято-Духов монастырь вновь стал православным, ему возвращено древнее название. Но к середине XIX в. обитель приходит в запустение. В 1855 г. здесь оставалось только шесть престарелых монахинь. Вскоре монастырь вовсе закрыли и превратили в женскую тюрьму. Благодаря ревности витебской общественности, в конце XIX в. тюрьма была переведена в другое место, а в стенах монастыря разместилось женское Духовное училище. В 1898 г. на средства Полоцко-Витебской епархии было возведено новое трехэтажное монастырское здание. Одновременно была перестроена в стиле московской архитектуры и церковь в честь Святого Духа. После революции 1917 г. духовное училище было ликвидировано, а церковь закрыта. В 1936 г. был уничтожен архив Свято-Духова монастыря. При перепланировке Витебска в 1947 г. здание церкви было снесено «как ненужное». 3 мая 2001 г. Синод Белорусской Православной Церкви благословил возродить Свято-Духов женский монастырь. Сегодня монастырь располагается в здании центра духовно-культурного возрождения Витебской епархии, где находится Свято-Ольгинская церковь и келии монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=11825

К концу 1864 основная тяжесть трудов по монастырским делам легла на ее плечи. М. М. Киселева добилась того, чтобы 20 июля 1865 Св. Синод открыл при ключах сестринскую общину. Чтобы обеспечить ее материально, Киселева передала инокиням принадлежавшие ей 20 десятин пашни под Пайгармой, то же самое сделали еще несколько богатых крестьян: Василий Губков из Болдова, Николай Росланкин, Дмитрий и Петр Костины, Семен и Степан Захаровы из Мордовской Пишли. Всего за общиной оказалось 46 десятин пашни и леса. в 1878 внес вклад император Александр Второй - 75 десятин земли в семи верстах от монастыря (т. н. «Царская дача»). Избранная попечительницей новой общины М. М. Киселева поручила устройство монастыря рясофорной инокине из Керенска Пелагее Степановне Смирновой. Весной 1865 началось строительство храма над источниками. За несколько месяцев число сестер увеличилось до 20 человек, потом к ним пришли еще десять «черничек». В 1882 община достигла численности 220 чел. В 1895 постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 живущих на испытании, на иждивении жили 15 стариц и 36 сирот из семей священнослужителей. По некоторым данным, к 1915 число монахинь, послушниц и иждивенцев достигло почти 600 чел. В Петербурге пайгармские сестры нашли поддержку в лице графа А. С. Апраксина и его жены графини Марии Дмитриевны. В Апраксином Дворе существовала часовня Пайгармского монастыря. Деньги в Пайгарму поступали от жертвователей из Тобольска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Саранска, из Области Кубанского войска, Псковской, Астраханской, Казанской губ. В конце XIX в. открылись подворья в Саранске, Пензе, Инсаре и С.-Петербурге (вторая). Инсарское подворье в 1909 стало самостоятельным Свято-Ольгинским монастырем. До 1865 в Пайгарме стояла небольшая часовенка над источником и две полуразрушенные кельи. В 1866 была освящена обновленная часовня - Параскево-Пятницкая. На пожертвования многих доброхотов в 1874 была возведена Вознесенская церковь, позднее значительно расширенная. Окончательный ее вариант - трехпрестольный храм с центральным престолом во имя Вознесения Господня и придельными в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, с пятью главами и колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=17594

По ходатайству (20 окт. 1908) Пензенского еп. Митрофана (Симашкевича) указом Святейшего Синода от 17 апр. 1909 г. Ольгинское подворье было преобразовано в самостоятельный Свято-Ольгинский общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие И. м. с общегородским крестным ходом 24 июня 1909 г. возглавил еп. Митрофан. В тот же день настоятельницей была поставлена мон. Клавдия, впосл. возведенная в сан игуменьи. В 10-х гг. XX в. в И. м. проживало до 80 насельниц. В кон. 20-х гг. И. м. был закрыт, изгнанные из обители сестры поселились в городе и окрестностях. Разрушены колокольня, навершия Ольгинского храма, ограда, в 50-х гг. разобрана кладбищенская Петропавловская ц. В монастырских келейном и хозяйственном корпусах размещались различные орг-ции Инсарского р-на, в храме - Инсарский историко-краеведческий музей. В 1995 г. в г. Инсаре поселились неск. монахинь, решением Свящ. Синода от 26 дек. 1995 г. И. м. был возобновлен, настоятельницей назначена игум. Анастасия (Афанасьева; 2005), с 10 июня 2005 г.- мон. Ольга (Никитина). К нач. 2010 г. в И. м. проживало ок. 20 сестер. Отремонтирован Ольгинский храм, 2-этажный келейный корпус, 2-этажный (бывш. хозяйственный) корпус с трапезной, просфорной, гостиничными комнатами, построены звонница, часовня и ограда. Мон-рь имеет подворье с келейным корпусом и храмом в честь иконы Божией Матери «Умиление» в г. Ковылкино. Близ Инсара в с. Усыскине обустроен Тихвинский источник. Среди чтимых святынь И. м.- Казанская икона Божией Матери (XIX в.), к-рой, по преданию, благословил обитель в 1909 г. Пензенский еп. Митрофан (Невский), образ Божией Матери «Знамение» (XIX в.), иконы преподобных старцев Оптинских с частицами мощей, прп. Феодора Санаксарского с частицей мощей, св. прав. Феодора (Ушакова) с частицей мощей. В обители ежедневно читается акафист св. равноап. вел. кнг. Ольге. Арх.: ГА Пензенской обл. Ф. 182 [Пензенская духовная консистория]. Лит.: Калачов Н. В. Заметки (стат. и археол.) об Инсаре и его уезде//Архив ист.-юридических сведений, относящихся до России. М., 1855. Кн. 2. Ч. 1. С. 37-95; Параскево-Вознесенский жен. общежительный мон-рь. Пенза, 1892. С. 30-31; Н. Б. Заметки и сообщения по епархии//Пензенские ЕВ. 1900. 20. С. 904-905; Освящение мон-ря. 1909. Ч. неофиц. 14. С. 613-614; Бахмустов С. Б. О славном г. Инсаре//Саранские ЕВ. 1997. 4/5. С. 25-27; он же. Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000. С. 320-330; он же. Св.-Ольгинский Инсарский жен. мон-рь//Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2004. С. 245-249; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии: Ист. очерк. Пенза, 1999. Кн. 1. С. 238; Св.-Ольгинский жен. мон-рь. [Саранск], 2005; Махаев В. Б. Храмы Мордовии. Саранск, 2008. С. 28.

http://pravenc.ru/text/468819.html

Во дворе, за храмом, были построены два корпуса, большй жилой и малый хозяйственный, с двумя двориками. Кроме этих строений, с южной стороны храма стояла отдельная часовня-звонница, своеобразный храм «под колокола», представлявший из себя куб, на который была поставлена звонная восьмигранная башня, перекрытая шатром. А весь комплекс замыкался в квадрат, периметр которого формировался зданиями, а промежутки между ними заделывались декоративными стенами. В первое десятилетие своего существования подворье Пайгармского монастыря сложилось в крупную женскую общину, которую настоятельница Евпраксия понимала не столько как филиал Параскево-Вознесенской обители, сколько как самостоятельный иноческий организм. При освящении в Свято-Ольгинскую церковь из монастыря передали две иконы, получившие широкую известность среди верующих – мученицы Параскевы с вложенными в нее частицами мощей святой и образ Богоматери «Утоли моя печали». Инсарцы относились к этим святыням с глубочайшим почтением, а для иконы «Утоли моя печали» они сразу же заказали серебряную ризу, деньги на которую вносили все жители города. Чтобы упрочить положение общины, игуменья Евпраксия в 1904 купила для подворья значительный участок земли под Инсаром, так называемую дачу «Губаревка»; здесь же отделили уголок под кладбище и построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла. К 1907 число сестер на подворье превысило 80 чел. К нач. 1909 вопрос о придании подворью статуса монастыря был уже решен: ходатайство епископа Митрофана получило одобрение митрополита Антония Вадковского, первоприсутствующего Синода. В июне 1909 последовал указ Св. Синода о присвоении  пайгармскому подворью наименования монастыря, названного по храму Свято-Ольгинским. Одновременно монахиня Клавдия была возведена в сан игуменьи. В новом статусе монастырь прожил до революции, затем был закрыт. Монастырские здания использовались в хозяйственных нуждах, а в Свято-Ольгинской церкви располагался краеведческий музей. Главы с церкви были снесены, колокольня разобрана до основания. В 1995 в Инсаре появились несколько монахинь, но власти их изгнали. Спор о монастыре шел несколько лет. Правительство Мордовии выносило решение о передачи обители Саранской епархии, а затем это решение отменяло. Окончательно этот вопрос решился только в 1998. В настоящее время монастырь, руководимый игуменией Анастасией, активно восстанавливается. Поднимаются главы Свято-Ольинской церкви, приводится в порядок интерьер. В обители подвизается до 30 сестер.

http://sobory.ru/article/?object=04458

Витебск. Духов монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1380. Первое упоминание конец 1380х. Адрес: 210026, Республика Беларусь, Витебская область, Витебск, ул. Толстого, 15 Координаты: 55.195048, 30.201788 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Духов женский монастырь История возникновения монастыря восходит к эпохе присоединения самостоятельного Витебского княжества к Великому княжеству Литовскому. По сведениям исторических источников, Великий князь Литовский Ольгерд строил церковь Святого Духа для своей первой супруги Марии Ярославны, витебской княжны. Другие источники указывают на вторую супругу Иулианию. Бесспорно одно – Великая княгиня Литовская и владетельная княгиня витебская Иулиания решилась оставить суетность мира сего и постричься в монахини в созданном ею Свято-Духовом девичьем монастыре. Это произошло на исходе ее жизни, где-то в конце 1380-х годов. А в 1392 году, по некоторым же летописным источникам уже в 1393 г., она приняла схиму под именем Марфы. Вскоре умерла и была похоронена в Свято-Духовом же монастыре. Монастырь Святого Духа католические власти намеревались обратить в униатско-базилианский кляштор в 1618г. Но вскоре грянула война России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Лишь в преддверии 18 века Свято-Духовский монастырь стал униатско-базилианским. После возвращения раскаявшихся униатов в лоно Православия в 1839 году, женский Свято-Духов монастырь вновь стал православным. К середине XIX века обитель приходит в запустение. В 1855 году здесь оставалось только шесть престарелых монахинь. Вскоре монастырь вовсе закрыли и превратили в женскую тюрьму. Благодаря ревности витебской общественности, в конце XIX века тюрьма была переведена в другое место, а в стенах монастыря разместилось женское Духовное училище. В 1918 г. здание Духовного училища занято под губисполком. В 1947 году Свято-Духовский храм был разрушен. 3 мая 2001 года Синод Белорусской Православной Церкви благословил возродить Свято-Духов женский монастырь. Сегодня монастырь располагается в здании Духовно-культурного Центра, где находятся Свято-Ольгинская церковь и келии монахинь. 

http://sobory.ru/article/?object=11825

Луганск. Ольгинский женский монастырь. Женский монастырь в честь Святой царственной страстотерпицы княжны Ольги Карта и ближайшие объекты История женского монастыря в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги началась со Свято-Пантелеимоновского храма, открытого на территории Луганского областного онкологического диспансера. Инициатива по созданию храма принадлежит главному врачу онкодиспансера Юрию Алексеевичу Ененко. «4 апреля 1994 года мне вручили указ, направили сюда служить, - вспоминает настоятель Луганского Свято-Пантелеимоновского храма протоиерей Андрей (Дубина). – Храм был расположен весьма своеобразно, и для того чтобы в него попасть, нужно было пройти через актовый зал». Первым делом стали возводить дополнительную пристройку, чтобы преобразовать молитвенную комнату в действительно храм. Теперь это величественный трехалтарный храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона с дополнительными двумя престолами в честь Всех Святых и Царственных страстотерпцев-новомучеников. Особая святыня — икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частичкой его мощей. В 2000 году по благословению владыки Иоанникия была основана монашеская община в честь царевны Ольги при больничном Свято-Пантелеимоновском храме. 25 апреля 2013 года по представлению Высокопреосвященнейшего Митрофана, архиепископа Луганского и Алчевского, Священным Синодом УПЦ (Журнал было принято решение об открытии женского монастыря в честь святой царственной стастотерпицы великой княжны Ольги на месте прихода святого великомученика Пантелеимона. В настоящее время в ведении монастыря три скита, четыре городских и пять сельских храмов . Городские храмы расположены на территории лечебных учреждений. Свято-Пантелеимоновский храм, главное подворье монастыря, действующий, год основания 1992. г. Луганск Храм сщмч. Киприана и мч. Иустины, действующий, год основания 1998. Луганская областная клиническая психоневрологическая больница. Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», действующий, год основания 2002. Луганский областной гериатрический пансионат для ветеранов войны и труда.

http://sobory.ru/article/?object=24792

Замысел А. Дельфинского состоял в том, чтобы рядом с подворьем появилась часовня. После 1895 следующая игум. Евпраксия обратила внимание на Инсар и очень скоро пришла к единодушному с Дельфинским мнению насчет часовни, но планы обе договаривающиеся стороны значительно расширили. Вместо часовни договорились построить часовню-церковь, то есть полноценный храм с постоянным штатом священнослужителей. При храме предполагалось построить кельи для 50-60 сестер. Дельфинский брал все расходы по строительству на себя, но благотворитель ставил условие, что новая церковь будет освящена в честь святой Ольги, княгини Киевской, одноименницы дочери императора великой княжны Ольги Николаевны. Дельфинский подал соответствующее прошение епископу Пензенскому Павлу в нач. 1897 и тогда же сделал первый взнос на строительство – 2000 руб. Епископ Павел в свою очередь подал прошение на имя императора Николая Второго, так как отчуждение усадебного места шло по административным каналам. Всего под подворье предполагалось отвести 205 квадратных саженей земли. В мае 1898 храм заложили, строительство пошло полным ходом. Но тут умер жертвователь, в права наследования вступила его жена О. П. Дельфинская, которая, приведя в порядок запущенные финансовые дела мужа, смогла выделить на храм только часть средств, предусмотренных сметой. Остальные деньги вложил Пайгармский монастырь. К августу 1900 весь комплекс подворья уже был готов, а 6 сентября произошло освящение храма. Зодчие спланировали подворье очень рационально и эффективно, как органичную часть обрамления Базарной площади, на противоположной стороне которой стояла Христорождественская церковь. Подворье стало вторым ключом, которым открывался новый центр, поэтому Свято-Ольгинская церковь в стилевом отношении совсем не совпадала с Христорождественской церковью, а масштабами почти не разнилась: Христорождественская церковь ставилась как «ротонда на четверике» и куполом напоминала о кратковременной моде на псевдоготику, а Свято-Ольгинский храм четко ориентировался на новорусские мотивы второй половины XIX в. Авторы проекта поставили на церковь 15 глав, чтобы уменьшить впечатление тяжеловесности фасадов и громоздкости мощного куба, его массивных пристроев, увенчанных треугольными фронтонами.

http://sobory.ru/article/?object=04458

Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 2 Объяснительная записка к утвержденным правилам общин сестер просвещения при церковно-учительских женских школах Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь Применение женского труда в области народного образования с каждым годом все более и более увеличивается и, по имеющимся сведениям, постепенно вытесняет из этой области мужской труд. Основанное на данных Министерства народного просвещения и земств, это положение применимо и к церковным школам ведомства православного исповедания. И здесь число учительниц (в настоящее время, правда, несколько меньшее, чем число учителей: по последней переписи, в церковных школах учительствавало 23 268 мужчин и 22 804 женщины) в недалеком будущем, надо ожидать, не только сравняется, но и превысит количество лиц мужского пола, посвятивших себя педагогической деятельности в церковноприходской школе. В ряде других причин не малое значение в этом отношении будет иметь новый закон об отбывании воинской повинности, привлекающий к таковой, в числе прочих, и учителей народных училищ. Со времени введения в действие этого закона значительная часть учителей, находящих ныне в народной школе убежище от военной службы, едва ли пожелает, по отмене упомянутой льготы, нести нелегкий труд учительства и, вероятно, поспешит променять его на более соответствующие их потребностям занятия. А вместе с тем возрастет число лиц женского пола, ищущих в народном учительстве не только куска хлеба, но и высокой идеи служения народу. Отмеченный рост женской народно-просветительной силы побуждает к особливому попечению о том, чтобы эта сила была обращена к действительным запросам народного духа, чтобы, отвечая этим запросам, она возможно долее сохранила свою творческую производительность и принесла таким образом наибольшую пользу народу. В ведомстве православного исповедания специальными учреждениями, направляющими указанную силу к определенной цели, являются церковно-учительские школы. Эти учреждения, учащийся контингент коих в подавляющем большинстве составляют дети народа, являются одновременно и показателями действительного воспитания и обучения подрастающих поколений в духе Православной Церкви и рассадниками будущих деятельниц на ниве церковного просвещения народа. На эти именно учреждения и должно быть обращено особое внимание, чтобы указанная выше двоякая по видимости, но единая по существу задача осуществлялась в полной мере.

http://pravoslavie.ru/31256.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010