Старейший православный приход Свято-Никольской церкви Таллина отметил 180-летие обновления храма Москва, 21 декабря 2007 г. 19 декабря православный приход Свято-Никольской церкви г. Таллина отметил 180-летие обновления храма, сообщает «Радио 4». Очередной юбилей Никольской церкви, под спудом которой находятся мощи священномученика Арсения Ростовского (Мациевича; +1772), был приурочен к престольному празднику — дню памяти святителя Николая Чудотворца. Торжественный молебен по случаю храмового праздника совершил митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. После молебна состоялся крестный ход, сообщает Патриархия.ru. Старейший таллинский православный приход церкви святителя Николая Чудотворца ведет свое начало с древнего торгового двора, основанного русскими купцами в Колывани (совр. Таллин). Точную дату появления на этом берегу русских купцов установить невозможно. Русская историческая традиция обычно ссылается в этом вопросе на деяния сына Владимира Мономаха — Ярослава Мудрого, который в 1030 г. «сходил» в Ливонию, основал там город Юрьев (Тарту), а в Риге и Колывани церкви и дворы поставил. С 1420-х гг. церковь святителя Николая находится на своем нынешнем месте — на улице Вене. В тот период улица еще называлась Монастырской, но после Реформации в XVI веке, когда доминиканский монастырь прекратил свое существование, за улицей, благодаря торговому двору и церкви, закрепилось название Вене (Русская). В период Смутного времени в начале XVII века торговля зачахла настолько, что храм и помещения торгового двора открывались только по прибытии в город русских купцов. В остальное время ключи от храма находились в городской ратуше. Без постоянного ухода состояние храма ухудшалось, эпизодически производившиеся мелкие починки уже не могли спасти разрушающееся здание, и в 1660 г. новгородский купец Петр Николаев заключил с таллинским ратманом Михаилом Паульсеном договор о большом ремонте. В 1686 г. по приказу молодых царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича для церкви святителя Николая был изготовлен новый иконостас. Два года спустя, 1 мая 1688 г., состоялось освящение обновленного храма. К этому торжественному событию цари Петр и Иоанн пожаловали храму напрестольный крест. В годы Северной войны (1700-1721) Никольская церковь была вновь закрыта, в ней был устроен лазарет.

http://pravoslavie.ru/25289.html

Егорий, урочище. Георгиевский скит Гороховецкого Троицкого Никольского монастыря. Церковь Сергия Радонежского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:Между 1999 и 2000. Основан около 1999 на месте монастыря с 1365 (с 1764 по 1920-е - приход). Архитектор:А.Н. Трофимов Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, урочище (село) Егорий, Георгиевский скит Троице-Никольского монастыря г. Гороховца Координаты: 56.219229, 42.461325 Проезд:между Вязниками и Гороховцом поворот на Перово, дальше на лодке через р. Клязьму до с.Егорий Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Об истории возникновения Свято-Георгиевского скита известно немного. В 1365 году преподобный Сергий Радонежский был проездом в Гороховецком уезде и основал на болоте при реке Клязьме пустыньку с храмом во имя Св. Троицы. Позже скит стал известен как Георгиевский - в ознаменование победы в Куликовской битве один из престолов был освящен в честь Георгия Победоносца. В XVIII веке монастырь был упразднен за малобратственностью, а храм стал приходским в небольшой деревеньке Егорий, которая была в то время при монастыре. В XX веке исчезла и деревня - после Второй мировой войны стала нежилой, а пожары 1970-х годов уничтожили все остатки строений... Когда в Гороховце главным археологом области Виктором Глазовым (в конце 1980-х - начале 1990-х гг.) проводились археологические раскопки Покровской церкви, чьи фундаменты с 1698 года хорошо сохранились, на её месте в музейно-исторических интересах планировалось поставить деревянную церковь из села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего села за Клязьмой, где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (впоследствие Троицко-Никольского) монастыря. Однако церковь собрать так и не смогли. В 1996 году начинается возрождение обители. Несколько человек приходят на место бывшего скита и ставят дом (с небольшой церковью), баню, хоз. постройки. С годами увеличивается и число построек, и количество проживающих в скиту «братьев». Строятся двухпрестольная (с престолами Сергия Радонежского и Св. Троицы) деревянная церковь, дом архиерея с небольшой церковью Георгия Победоносца. Скит хоть и подчиняется по бумагам федеральной епархии, но находится на полном самообеспечении, благо природа здешних мест кормит неплохо. К 2009-му году в скиту проживают уже 12 человек - столько же, сколько и при его основании Преподобным Сергием, строится скотный двор, есть генераторы для производства электричества - от остального мира скит отрезан как бездорожьем, так и отсутствием всяких коммуникаций.

http://sobory.ru/article/?object=15548

Екабпилс. Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Jkabpils Svt Gara vriešu klostera Svt Gara Nonkšanas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Первоначальный деревянный Свято-Духов храм был построен на средства купца Радкевича в 1670-1675 годах в память виденного им чудотворения Якобштадской иконы Божией Матери. После упразднения монастыря в 1817 году храмы обители стали приходскими. До 1866 года при храмах оставались доживать свой век престарелые иноки монастыря. Чудотворная икона Божией Матери находилась в Свято-Духовской церкви. Массовое движение перехода латышей в Православие в середине 19 века было причиной образования при храме латышского прихода. В течение 1845 – начала 1846 года в Якобштадтате священник Александр Мутовозов миропомазал в православие 381 латыша. К 1853 году Свято-Духовская церковь совсем обветшала и была закрыта. Приход перешел в Покровскую церковь (бывшую униатскую), где присоединился к бывшему там приходу. Храм стоял заброшенным 30 лет. Два события тех времен послужили знамениями, указавшими на необходимость восстановления храма. В 1878 году в Якобштадте случился страшный пожар у самых стен монастыря. Во время пожара чудотворная Якобштадтская икона была с молебным пением обнесена вокруг ограды, и ветер переменил направление, огонь не коснулся древнего храма. В 1881 году пожар случился на территории бывшего монастыря, сгорел дом настоятеля, был поврежден Никольский храм, а ветхая Свято-Духовская церковь уцелела. Восстановление церкви началось в 1882 году под руководством протоиерея Родиона Пойша. Прибалтийское православное братство Христа Спасителя и Покрова Богородицы объявило сбор средств на строительство храма. Уже летом 1883 года начались работы, и 1 ноября 1884 года состоялось торжественное освящение нового храма. При устройстве фундаментов были найдены многочисленные захоронения под полом старой церкви и вокруг нее. Церковь была возведена на прежнем месте и точно по образцу старой, повторяя ее формы и габариты: крестообразный в плане деревянный сруб, пять куполов, гульбище. Были установлены новые иконостасы, в которых разместили старые иконы «фряжского» письма, обновленные П.А.Зыковым. Освящение церкви совершил Киевский митрополит Платон с епископами Рижским Донатом и Ковенским Сергием. Строительные работы велись под руководством архитекторов Р.Пфлуга и А.Кизельбаша. Расходы составили 27 тысяч рублей без стоимости леса. Новый храм простоял всего лишь два с половиной месяца. 16 января 1885 года в результате поджога церковь сгорела дотла. Из огня удалось вынести только чудотворную икону Божией Матери и храмовый образ Сошествия Святого Духа на апостолов, их разместили в Никольской церкви. Случившееся потрясло верующих всей Прибалтики.

http://sobory.ru/article/?object=09296

После долгого перерыва мы вновь встречаем упоминания о приезде русского священника в бельгийский Антверпен в середине XIX века. Это было связано с потребностью духовного окормления моряков Российской Империи, посещавших этот портовый город. Православные священники также регулярно сопровождали также особ Русского Императорского двора, которые приезжали в продолжение всего XIX века на известные бельгийские курорты Остендэ и Спа. — А когда в Бельгии появился первый приход Русской Православной Церкви? — Первый русский православный приход в Бельгии был основан в 1862 году в Брюсселе. Он располагался в здании Российской миссии, ныне не сохранившемся. В 1875 году этот приход был приписан к Духовной консистории Санкт-Петербургского митрополита. Приходу были выделены две ставки жалования — священнику и псаломщику. В 1876 году церковь переехала в другое здание в Брюсселе, на улице Шевалье, дом Здание это было куплено на собранные народом деньги. С тех пор и доныне в этом здании находится русский храм во имя святителя Николая Чудотворца. Там же находится и резиденция местного архиерея Русской Православной Церкви — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского. Храм невелик, всего около 50 квадратных метров. Главная святыня его — частица мощей святителя Николая Чудотворца, переданная храму в дар потомками графа Блудова. Самое первое упоминание о количестве прихожан русского храма в столице Бельгии встречается в ведомости прихода за 1909 год. Оно сообщает: «К числу прихожан, посещающих изредка Русскую Брюссельскую церковь или обращающихся от поры до времени к причту ея по разным духовным своим нуждам, отнести должно всех вообще православных, проживающих в Бельгии (за исключением нескольких греческих семейств, пребывающих постоянно в Антверпене, где есть небольшая православная греческая церковь). Постоянных прихожан Брюссельской Никольской Церкви в разное время числится от 25 до 75 человек. Кроме членов Миссии Российской и Румынской (с их семействами) приход состоит из пяти-шести дворянских семей, из нескольких русских дам, коих мужья — бельгийцы, и из учащейся в Брюсселе молодежи, а также человек из двадцати иностранцев».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204657...

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь состоит из двух частей – Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей, находящихся в одной ограде и расположенных в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского прихода в честь святителя Василия Великого. Первые упоминания о Свято-Васильевском приходе с. Васильевка (ныне с. Никольское) появляются в архивных записях с 1859 г. Здесь до 1912 г. стояла деревянная церковь. В 1912 г. на средства прихожан и благодетелей был построен теплый каменный храм и освящен в честь свт. Василия Великого. В 1934 г. храм был закрыт и сильно пострадал от безбожников, была снесена вся его верхняя часть, 9 куполов и колокольня, фаянсовый иконостас уникальной работы полностью разрушен. В 1954 году Васильевский храм был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. В 1986 году на Свято-Васильевский приход был назначен настоятелем игумен Савватий (Сокур). Его трудами был отреставрирован храм, в 1988 построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 г. игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу на сем месте под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы увеличилось. В 1998 году был построен братский корпус, а в 1999 – сестринский. В 1997 г. обитель взяла в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где усилиями братии и сестер устроена богадельня «Дом милосердия» на 50 человек по уходу за немощными и престарелыми. На данный момент действует новая богадельня, построенная в 2003 г. на 100 человек с храмом в честь прп. Сампсона Странноприимца. В 2001 г. сестринской общине дан статус монастыря, а в 2002 г. зарегистрирован мужской монастырь. Женской обителью управляет игуменья Анна (Морозова). Наместником мужского монастыря является схиархимандрит Алипий (Бондаренко). Священноархимандритом и настоятелем обители является митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. В обители введен общежительный устав. В монастыре совершаются ежедневные богослужения. В сестринском корпусе и в богадельне читается неусыпаемая Псалтирь. По воскресным дням и великим праздникам на богослужениях братский и сестринский хоры поют антифонно. В монастыре действует пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские: столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, мастерская по изготовлению мебели. Насельники обители занимаются сельским хозяйством. Действует Воскресная школа для детей. Обитель принимает паломников. В цокольном этаже сестринского корпуса устроена паломническая на 200 мест, есть гостиничные кельи для священнослужителей.

http://pravoslavie.ru/48965.html

Покровские Селищи. Варсонофиевский монастырь. Карта и ближайшие объекты Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский (во имя свт. Варсонофия Тверского) женский монастырь возник на месте обычного прихода, в с. Покровские Селищи (Покровское) Зубово-Полянского р-на. Селищенские мокшане, принявшие крещение, как и все окружающие мордовские села, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743, уже вскоре проявили себя как хорошие христиане, построив себе сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский (1756). От летнего храма пошло второе, церковное наименование села, – в отличие от недалекого русского Селища, Введенского тож. В XIX в. сложившийся крупный Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 чел., разделился на два: соседнее с. Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшее 3900 жителей, в 1854 построило себе деревянную Покровскую церковь с Никольским приделом, а затем, на рубеже XIX и ХХ вв. – грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами – Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь св. кн. Владимира св. муч. Ирины, спроектированный по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 селищенские и бозуновские крестьяне входили в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор преподобный Серафим, его иконы высоко чтятся местными верующими. В 1920-е верующим удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 оба села церкви потеряли, причем в Покровском Селище здания еще долго стояли нетронутыми, то в Новых Выселках храм был разрушен до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады, предварительно свалив колокольню и кресты. В 1975 Покровский и Никольский храмы, признанные памятниками архитектуры XVIII в., были поставлены на государственную охрану, что не помешало вскоре летний храм снести. С возникновением  Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход. В феврале 1992 в бывшей Никольской церкви, вновь освященной во имя свт.

http://sobory.ru/article/?object=13783

Епифань. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Большой комплекс, состоящий из фрагмента старого собора (XVIII в.) с почти шатровой колокольней и соединенного с ним колоннадой нового собора (1850 г.) - величественного образца классицизма. В приходе: часть г. Епифани, Алешина слобода, Вереникина слобода, Рождественская слобода, д. Грязновка, д. Крутая, д. Красный Осетрик, д. Полунино, д. Рогозинка, д. Табол, д. Фомино. Приход образован ранее 1685 г. Каменная церковь построена в 1810-1850-е гг. Пять престолов: главный - во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в приделах - во имя Архистратига Михаила и мч. Иоанна Воина, в трапезной приделы - во имя прор. Илии и в честь иконы Божьей Матери " Троеручица " . Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 280; ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., л. 2 В число древних памятников архитектуры входит Никольский собор, который расположен в поселке Епифань Кимовского района. Согласно историческим летописям, сведения о Никольском соборе датируются еще XVII веком. Сначала это была деревянная церковь, на месте которой в первой половине XVIII века был построен каменный храм. Однако, в связи с начавшимся разрушением, обитель была разобрана, а на ее месте в 1810 году начали строительство Никольского собора, которое завершилось спустя сорок лет. В результате был возведен величественный и по своей красоте не уступающий столичным храмам Свято-Никольский собор. Богослужения в храме проводились вплоть до 1932 года, пока трапезную не превратили в электростанцию. Колокольня обители в это время была превращена в водонапорную башню. После Великой Отечественной войны разрушенный собор долгое время оставался без внимания. Только в июле 1999 года губернатором Тульской области было принято решение о необходимости проведения реставрационных работ Никольского собора. Несмотря на то, что восстановление уникального храма до настоящего времени не закончено и ремонтно-реставрационные работы продолжаются, в Никольском соборе, начиная с мая и до середины осени, проводятся богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00873

Фомищево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь подворье Свято-Казанского женского епархиального монастыря села Колюпаново Карта и ближайшие объекты В селе Фомищеве, что в шести километрах от города, высоко над Окой стоит Никольская церковь, выстроенная в 1747 году на средства И. И. Телепнева. Ее убывающие по вертикали восьмерики, поставленные на крестчатое основание, при восприятии издалека образуют эффектный стройный силуэт. По лесной тропинке мы вышли к сельскому кладбищу, за ним в зарослях терновника находилась Никольская церковь. Отсеченный купол, выбитые окна и двери, кое-где рухнувшие перекрытия, внутри обломки кирпичей, забытые жернова и чей-то заботливой рукой прилажена иконка «Святого Николая». Ах, как жалко, что я не верю в чудо богоявления… Церковь не действовала, но что-то едва уловимое, волшебное…. живое было вокруг. Как весенний росток на сожженной земле. И этот терновник, растение совершенно не типичное для нашей местности, что-то символичное было в нем. http://www.aleksin-city.info/ Приход с. Фомищева образовался с половины XVIII ст., когда построен был тут храм. Высоко над Окой существует каменный храм во имя Николая Чудотворца. Построен он в 1747 г. на средства прихожанина Ивана Илларионовича Телепнева, без колокольни, которая была построена только в 1887 г.; в 1893 г. колокольня соединена с храмом особою пристройкою. Вследствие малочисленности прихода храм его с 1873 г. приписан к церкви села Колюпанова. «Убывающие по вертикали восьмерики храма, поставленные на крестчатое основание, при восприятии издалека образуют эффектный стройный силуэт. Трехчастное в плане здание церкви хорошо читается в отдалении благодаря развитой восьмигранными объемами вертикали храма. Его основной объем – куб через плоские паруса переходит в восьмерик. В каждой его грани – по окну. В завершении купола – также восьмерик с четырьмя окнами по сторонам света. Верхняя маковка увенчана крестом, который крепится тяжами к главке. Объем храма с треугольными фронтонами по фасадам обозначен угловыми лопатками. Лопатками усилены и скошенные углы верхних восьмигранных объемов. Выступы стен подчеркнуты раскреповками карнизной части. В кладке проемов видны белокаменные вставки. Основное помещение церкви отделено аркой от полукруглой в плане апсиды. Примечательной чертой интерьера является аркатурное шестигранное окно, что над проемом, ведущим из храма в трапезную. Треугольные фронтоны и карнизы с сухариками, портики с двумя филенчатыми пилястрами по сторонам и боковые порталы с лучковыми сандриками исполнены по столичному уверено и профессионально. Они придают композиции церкви мелодичное и стройное классическое звучание. По композиции основной объем церкви представляет собой характерный для 18 века образец бесстолпного одноапсидного храма в форме четверика на восьмерике с световым восьмеричком купола и небольшой главкой».

http://sobory.ru/article/?object=11400

Белушья Губа. Церковь Николая Чудотворца (новая). Свято-Никольская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:2006. Адрес: Россия, Архангельская область, архипелаг Новая Земля, остров Южный, пос. Белушья Губа, ул. Советская, 10А Координаты: 71.537706, 52.343876 Проезд:Закрытая территория, проезд только по согласованию с военными. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 16 сентября 2006 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил чин Великого освящения Свято-Никольского храма, самого северного на территории России. Об этом сообщает Пресс-служба Архангельской епархии. Храм построен в поселке Белушья Губа архипелага Новая Земля, где расположен Центральный полигон Российской Федерации. История православия на Новой Земле восходит k XVII веку. Тогда настоятелю Антониево-Сийского монастыря игумену Феодосию было поручено направить на острова в Ледовитом океане попа и дьячка. В архивах не сохранилось сведений о том, было ли выполнено это распоряжение или нет. Первые документально подтвержденные сведения о храмах и часовнях на Новой Земле относятся к концу XIX века — периоду начала плановой колонизации архипелага. До революции на Новой земле находилось подворье Николо-Корельского монастыря, на котором подвизались одиннадцать монахов. В советское время церковная жизнь прервалась. До сегодняшнего дня сохранился Свято-Никольский храм в поселке Белушья Губа — административном центре Новой Земли. Церковь была построена в 1913 году. Никольский храм в Белушьей Губе параллельно выполнял функции школы и аптеки. За прошедшее с тех пор время поселок отступил от берега залива примерно на километр, и храм оказался за его пределами. Здание использовалось для различных хозяйственных нужд. До сегодняшнего деревянное храмовое здание дошло в полуразрушенном виде. Возрождение началось в 1997 году, когда епископ Тихон освятил первый камень в основание будущего новоземельского храма. В 1999 году на Новую Землю получил назначение первый настоятель прихода иеромонах Иннокентий (Русских). За восемь с половиной лет отец Иннокентий собрал вокруг себя православный приход, воссоздав прервавшуюся в советское время связь с Православием.

http://sobory.ru/article/?object=34754

Урыв-Покровка. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В XVII-XIX веках в Урывской слободе было три прихода. Вместе с крепостью Урыв (1648) одновременно возводилась Покровская церковь, она была деревянная, рубленая. В 1791 году на месте деревянного урывчане воздвигли каменный храм Покрова Божией Матери. Позже, когда начали заселяться низины по обеим сторонам местной речушки Зазмайлы и появились новые улицы Прогон, Подол, Зазмайла, образовался новый приход при построенном в 1808 году храме Успения Божией Матери. Под колокольный звон этих двух урывских храмов провожали в армию в 1812 году рекрутов. В середине XIX века в селе появились новые " микрорайоны " - Голдаевка, Карпенки, Лягушевка, Осиновка. Первые их жители селились вокруг сторожевой - сигнальной башни. Когда она потеряла свое сторожевое значение, на ее месте была построена Никольская церковь (1888). Однажды, когда по обыкновению во время Великого поста я причащал на дому болящих, немощных пожилых прихожан, одна уже ветхая старушка рассказала мне удивительную историю, связанную с открытием в старину нашего храма, которую ей поведал в свое время ее отец. Вот эта история. " Строили храм Святителя Николая всем селом, и когда работы подходили к концу, люди выдохлись, не хватало средств, и строительство могло затянуться. Решили послать ходоков в ближайшие села. Два из них зашли в церковь одного из сел, где шла служба. Помолившись, они стали просить людей о помощи в строительстве своего храма. К ним подошел один мужчина, пригласил к себе в дом потрапезничать и отдохнуть у него. Дома он поведал ходокам о своем горе, о том, что у него очень больная дочь, которая давно не встает с постели. Мужчина тот обратился к пришедшим с просьбой: " Вы никуда больше не ходите, - и протянул им мешочек, полный денег, - это все мои сбережения, вам этого должно хватить, только когда будут открывать церковь, вы мне сообщите " . И дал им свой адрес. Денег действительно хватило с лихвой, и храм в честь Святителя Николая быстро достроили, а когда собирались открывать, как и обещали, сообщили жертвователю. На открытие тот человек приезжал со всей семьей, и она всю службу стояла на коленях и молилась со слезами на глазах. А потом пришла весточка, что после того дня дочь его исцелилась и поднялась с постели. Из какого они села и что за люди, я уже, батюшка, и не вспомню, шутка ли - почти век прожила, а вот история тронула меня до глубины души " .

http://sobory.ru/article/?object=03111

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010