По итогам проделанной работы за I полугодие 2023 года председатель и члены Комиссии выразили благодарность участникам выездных комиссий: архимандриту Феофилакту (Безукладникову), зам. председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, члену Научно-методического совета Комиссии, наместнику Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыряпредседателю выездных комиссий; иеромонаху Аполлинарию (Панину) – первому заместителю председателя Учебного комитета, ректору Перервинской духовной семинарии – председателю выездной аккредитационной комиссии; иеромонаху Павлу (Черкасову) – проректору по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – председателю выездных комиссий; иеромонаху Серафиму (Лопухову) – руководителю курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Ивановской митрополии Русской Православной Церкви, Заведующему кафедры Богословия и Священного Писания Ветхого и Нового Завета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, Благочинному Успенского мужского монастыря; г. Иваново – председателю выездной аккредитационной комиссии; игумении Фиане (Кулешовой) – настоятельнице Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь – председателю выездных аккредитационных комиссий; игумении Екатерине (Чайниковой) – настоятельнице Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря – сопредседателю выездной аккредитационной комиссии; монахине Анувии (Виноградовой) – секретарю Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначеи Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы – секретарю выездных комиссий; монахине Феонилле (Харченко) – помощнице секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельнице Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; инокине Спиридонии (Свердленко) – помощнице секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, насельнице Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы – секретарю выездных аккредитационных комиссий.

http://azbyka.ru/news/akkreditaciju-polu...

Сухотинский Знаменский женский монастырь был основан в 1849 году. В нем имелось три храма. После 1917 года монастырь закрыли, Знаменский храм, стену обители и хозяйственные строения разрушили. В последние десятилетия в обители находился психоневрологический диспансер. В 1999 году Иверский храм монастыря передали Церкви. В 2003 году епархия приступила к возрождению обители. 26 октября 2004 года в ней была впервые совершена Литургия архиерейским чином. В 2006 году обители передали второй этаж большого келейного корпуса с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. После переезда психоневрологического диспансера с территории обители в 2016 году все корпуса передали епархии. В этом же году начаты работы по воссозданию стены. 6 апреля 2016 года игуменией Знаменской обители назначена монахиня Нонна (Тютикова). Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан святителем Питиримом в 1688 году. В нем имелось три храма, которые вместе с колокольней и монастырской стеной разрушили в годы гонений. До начала 2000-х годов в обители находилась воинская часть. В 2002 году на территории монастыря возвели небольшой храм в честь Святителя Питирима и часовню над источником, которые в этом же году освятил приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II. В 2006 году воинскую часть расформировали, а 21 мая 2007 года бывшие монастырские здания передали епархии. 17 июня 2007 года в Трегуляевском мужском монастыре впервые за 90 лет мною был совершен монашеский постриг. В 2008 году в ходе раскопок обнаружен фундамент Иоанно-Предтеченского собора монастыря. В 2012 году в обитель был назначен первый после ее возрождения игумен. Им стал насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеромонах Пимен (Семилетов). В 2016 году на историческом месте по сохранившимся фотографиям в прежнем виде воссоздан Иоанно-Предтеченский собор. Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1627 году старцем Иосифом по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова. С историей Свято-Троицкого монастыря связано имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, который в 1886 году семь месяцев был его настоятелем. После 1917 года началось уничтожение обители, продолжавшееся до 1950-х годов, когда снесли Свято-Троицкий собор. 5 апреля 1999 года сохранившийся Успенский храм передали епархии. В 2004 году мною пострижен в монашество протоиерей Георгий Политов с наречением имени Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского, ставший первым настоятелем монастыря. В 2007 году восстановили часть монастырской стены, возвели хозяйственные строения. В 2011 году епархии передали двухэтажный игуменский дом и келейный корпус. В 2012 году монастырь вошел в состав Мичуринской епархии .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5031785...

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к XII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь - первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры - деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.

http://sobory.ru/article/?object=07032

Адресатом письма, по всей вероятности, является иеромонах Димитрий 6 (Бальфур; в миру — Дэвид) 7 . В 1932 г., будучи католическим монахом восточного обряда, он приехал на Афон для изучения манускриптов и встретил там преподобного Силуана 8 . Эта встреча в корне изменила жизнь Д. Бальфура. Он переходит в Православие и принимает монашество с именем Димитрий. Впоследствии он подвизался в различных местах (на Афоне, в Литве у митрополита Елевферия, в Греции, Франции, Великобритании и т. д.), сохраняя постоянную связь с преподобным Силуаном и с отцом Софронием. В мае 1938 г., когда было написано публикуемое письмо, он подвизался в Греции, в городском афинском монастыре Пентели, изучал богословие в Афинском университете и, по благословению правящего архиерея, был даже духовником греческой королевской семьи 9 . Это был решающий период в жизни отца Димитрия. С одной стороны, душа его стремилась к монашеской жизни, к уединению, а с другой, — он все более вовлекался в круг “высшего общества”, из которого происходил и который оставался весьма притягательным для него. К сожалению, отец Димитрий не смог выдержать этого искушения. Позднее он отдалился от Церкви, многие годы был дипломатом и лишь за несколько лет до своей кончины снова вернулся в лоно Церкви. В последние годы своей жизни он регулярно принимал Святое Причастие как мирянин в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе, основанном архимандритом Софронием. Как говорил впоследствии епископу Каллисту Диоклийскому сам отец Димитрий, если бы он послушал в те годы совета Старца, вся его жизнь могла бы стать совсем иной 10 . Скончался отец Димитрий в 1989 г. в Великобритании в возрасте 86 лет. В настоящее время Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе готовит к изданию переписку архимандрита Софрония (Сахаро ­ âà) ñ îòöîì Äèìèòðèåì (Áàëüôóðîì) 11 . Возникает еще один вопрос: как это письмо могло попасть в архив отца Евграфа Ковалевского? Маловероятно, что отец Евграф находился в переписке с отцом Димитрием (Бальфуром). Однако поскольку речь идет о копии письма, а не о его оригинале, то, скорее всего, отец Евграф мог получить текст письма или от отца Софрония, с которым он был знаком и сотрудничал во время служения отца Софрония в Париже (в это время отец Евграф весьма интересовался учением преподобного Силуана), или от кого-либо из почитателей преподобного Силуана из афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, с которым отец Евграф мог находиться в переписке.

http://pravmir.ru/neizvestnoe-pismo-prep...

Старица Досифея похоронена по ее просьбе в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Люди приходят, прикладываются, были чудеса. Насельницы монастыря собрали эти чудеса, подали документы на канонизацию. Комиссия потребовала доказательств, что это не выдуманная личность. Сестры были в архиве, в бывшей Ленинке. Нашли мемуары, записки, письма с упоминаниями о ней, как о старице, нашли документы, подтверждающие ее захоронение в Новоспасском, то есть нашли документы, подтверждающие, что Досифея – княжна Тараканова не мифическая личность, а действительно существовала. Но пока комиссия по канонизации молчит. Матушка Софрония рассказывает, что и в наши дни старица помогает мягко и незаметно, оставаясь глубоко в тени. К ней за помощью приходят люди, которым пришлось в жизни пережить такое, с чем трудно смириться. Вспомнила случай с мальчиком, который ранее посещал Воскресную школу монастыря. Он плохо сдал ЕГЭ, с такими низкими баллами его никуда не брали, а платное обучение семья потянуть не могла. Мама молилась монахине Досифее. Вдруг кто-то посоветовал попробовать в Свято-Тихоновский университет. По баллам не прошел, но документы оставили. В приемной сказали, что перед ним по списку пять человек, и если они не придут, то его зачислят. Просидели до вечера, никто не пришел, и парень поступил. Еще случай: позвонила женщина из Екатеринбурга, рассказала, как оформляла инвалидность, сколько услышала в свой адрес хамства, не то принесли, идите обратно и т.д. и т.п. Женщина вышла в коридор, открыла в телефоне фотографию монахини Досифеи и помолилась. И вдруг чиновники все стали подписывать, со всем соглашаться. «Как будто не я только что к ним заходила, и они меня выгнали…» Монастырь неоднократно горел, но восстанавливался, жизнь продолжалась. После пожара и разорения 1812 года масштаб разрушений был таких масштабов, что священноначалие принимает решение об упразднении Ивановского монастыря и превращение Предтеченского храма в приходской. С 1813 года до середины 19 века здесь, если можно так назвать, монашеское запустение. Но на Руси всегда особенно любили монастыри. И по прошествии полувека люди помнили, что здесь была именно святая обитель, даже в 1850-60-х гг. в литературе встречается не Иоанно-Предтеченский храм, а такое понятие как бывший Ивановский монастырь. Монастырские святыни сохраняются, люди приходят к ним на поклонение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/24/v_...

За неполных девять лет жизнь общины вполне была благоустроена, сестры полностью обеспечивали себя своими трудами, и 12 мая 1899 года Акатовская община получила статус общежительного монастыря с наименованием его Свято-Троицким Александро-Невским, а настоятельница Евтихия была возведена в сан игумении. Она управляла монастырем до своей кончины в 1910 году 3 . При ней были возведены все основные монастырские постройки и, кроме того, две школы (одна из них с церковью во имя апостола Петра и преподобномученицы Евгении), гостиница и странноприимница за оградой. Второй настоятельницей Акатовского монастыря стала игумения Анатолия, до этого назначения бывшая старшей монахиней Иоанно-Предтеченского скита Никитского монастыря Тульской губернии, скончавшаяся в 1916 году 4 , третьей и последней до закрытия обители – единогласно избранная сестрами в том же году монахиня Олимпиада. Распоряжением святителя Тихона от 10 (23) марта 1918 года повелевалось возвести настоятельницу Олимпиаду в сан игумении, «во внимание ее усиленных забот по благоустройству монастыря» 5 . Вскоре совершилось и возведение, и сестры поднесли ей в подарок икону Казанской Божией Матери. Перед кончиной она благословила этой иконой одну из своих послушниц, Ксению Зайцеву, а та передала другой верной душе, девушке, которая стала впоследствии монахиней, – и, как трогательный привет от почивших, как их благословение новым насельницам эта реликвия сохранилась и до наших дней. Надпись на обратной стороне иконы: «Сия святая икона – усердное приношение сестер Свято-Троице-Александро-Невского монастыря игуменье Олимпиаде в память ее посвящения 31 марта 1918 года». Сведения о матушке Олимпиаде мы приводим из «послужных списков монахинь Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря», представленных ею «епископу Серпуховскому Арсению 6 , викарию Московскому 12 января 1917 года» 7 . Настоятельница обители, монахиня Олимпиада (в миру Вера) Марковна Иванова, девица, из мещанского звания города Москвы, образование домашнее), 45 лет (следовательно, год рождения 1872-й), поступила в число сестер общины 21 мая 1892 года, облечена в рясофор 5 сентября 1893 года, определена в число послушниц 30 октября 1895 года, пострижена в мантию 10 марта 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Александр Ткаченко: Лекции, которые читались на курсах, конечно, уникальны, но надо понимать, что то была устная речь: тексты необходимо обрабатывать, чтобы в печатном виде они были понятны читателю. Чтобы человек, который не видел преподавателя воочию, не слышал его, смог в тексте последовательно разобраться и найти нужный для себя материал. Процесс обработки устной речи идет активно, кое-что уже на подходе. Вообще наша идея изначально заключалась в том, чтобы создать некую сетку, где, как в таблице Менделеева, имеются заранее предсказуемые пустые клеточки. В нашем распоряжении очень много интересного материала, но поскольку нельзя объять необъятное, охватить все сразу, мы стараемся заполнять эти «клеточки» постепенно, разбив двухтысячелетнюю историю монашества на разделы, учитывая при этом хронологию. Создатели новой рубрики на монастырском сайте по своему образованию и направлению ученой деятельности больше ориентированы на традиции древнего монашества, византийского, но тем не менее как только начнет развиваться часть, связанная с русским монашеством, количество материала возрастет, потому что у нас много сведений, касающихся русских монастырей. Также мы собираемся подключить к дальнейшей работе целый ряд ученых, занимающихся исследованиями истории русского монашества. И нам уже обещают дать материалы, прежде нигде не публиковавшиеся.   — Что сейчас может найти в новом разделе монастырского сайта человек, интересующийся историей монашества? — Его внимание могут привлечь исследования и переводы, выполненные известным историком, исследователем Византии и раннего христианства, специалистом по агиографии, археологом и переводчиком Андреем Виноградовым. Андрей Юрьевич тоже преподавал на курсах в Иоанно-Предтеченском монастыре. Другой наш преподаватель — Олег Родионов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , предложил перевод житийной литературы.

http://patriarchia.ru/db/text/4554146.ht...

История строительства этого монастыря, как потом оказалось, напрямую связана с игуменией Таисией, Леушинским монастырем и особо почитаемой иконой Богоматери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». В 1999 году несколькими архитекторами совместно с монахиней Елисаветой был написан проект нового монастыря – где и какой храм должен быть расположен, где планируется разместить богадельню, где сад, а где мастерские и келейный корпус. Началось строительство. Это потом выяснилось, что случайно выбранное место – близ города Славска – самое высокое место во всей Калининградской области. В городе Калининграде было открыто подворье будущего монастыря. Именно сюда матушка Елисавета привезла подаренную ей больших размеров очень красивую икону Покрова Божией Матери – как планировалось на время, чтобы потом перевести ее в сам монастырь, – как только будет окончено строительство первой в монастыре часовни. Часовню построили, а икону со стены трапезной на подворье в Калининграде снять не смогли, трое сильных мужчин прилагали все усилия, чтобы сдвинуть ее с места, но все оказалось тщетно. К слову сказать, этот образ до сих пор находится в трапезной подворья, и до сих пор его невозможно снять со стены. Это для настоятельницы монастыря матушки Елисаветы было знаком – икону из трапезной не убирать. Вскоре матушке несколько разных людей в одно и то же время подарили неизвестный ей ранее образ Богородицы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», в честь которого митрополитом Кириллом и было благословлено освятить ту самую часовню. Было это в 2004 году. Стоит отметить, что образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» - самый почитаемый в Леушинском монастыре образ Богоматери, именно перед ним на протяжении 40 лет в Леушинском монастыре сестры непрестанно читали акафист – день и ночь. В том же 2004 году выяснилось, что написанный пятью годами ранее проект Свято-Елисаветинского монастыря один в один совпадает с проектом Леушинского монастыря, который был написан игумений Таисией. Ни архитекторы, ни матушка Елисавета, когда писали проект монастыря, не видели и даже ничего не слышали про Леушино и игумению Таисию. Таким чудесным и совершенно невероятным образом Свято-Елисаветинский женский монастырь – самый западный монастырь Русской земли, не по воле человека, а по воле Божией, и, как мы сейчас понимаем, предстательством игумении Таисии – стал подобием Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, который до основания разрушен и затоплен водами Рыбинского водохранилища.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/13/po...

В начале заседания председатель Комиссии  игумен Петр (Еремеев)  огласил изменения в составе членов Межведомственной комиссии. По благословению митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, в состав Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви от Синодального отдела включены: иеромонах Матфей (Мунтяну) – благочинный Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; игумения Елисавета (Никишкина) – настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Далее были заслушаны доклады руководителей выездных комиссий и приняты решения: I.  Выдать Представление  на право осуществления базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви Важеозерскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю Петрозаводской и Карельской епархии. II.  Аккредитовать  (с выдачей свидетельства об аккредитации) Курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих следующих соискателей: 1. Санкт-Петербургская духовная академия, 2. Тульская духовная семинария, 3. Ярославская духовная семинария, 4. Монастырь Свято-Введенская Островная женская пустынь близ города Покрова Петушинского района Владимирской области Александровской епархии, 5. Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома Владимирской области Муромской епархии, 6. Епархиальный Свято-Успенский мужской монастырь г. Орла, 7. Выксунский Иверский женский монастырь Выксунской епархии. Справка. За период с 2018 года по 13 июля 2023 года, с учетом соискателей, утвержденных на текущем заседании: – имеют Представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви на право реализации программ базовой подготовки в области богословия монашествующих  60 курсов ; – из них получили аккредитацию Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви  26 курсов ; – базовой богословской подготовкой (за период 2018–2023гг.) охвачены насельники  334 монастырей  из 102 епархий и 11 ставропигиальных монастырей;

http://azbyka.ru/news/akkreditaciju-polu...

За революцией последовали годы разорения храмов, осквернения святынь, преследования и истребления духовенства и монашествующих. Не избежал этой участи и Всеволожский храм. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» Всеволожская Свято-Троицкая церковь передала в исполком метрические книги, но богослужения здесь совершались пока без ограничений. В сентябре 1925 года Всеволожский исполком передал местному религиозному обществу в аренду молитвенный дом с участком площадью 5544 кв. м (в том числе - церковь, жилой дом, сарай, двор и зеленые насаждения). В 1930-е гг. при храме трудились мантийные монахини Варвара и Неонилла, изгнанные из стен Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1937 году был репрессирован настоятель храма протоиерей Александр Логиневский. В 1938 году храм закрыли. Здание использовали для хранения зерна. В начале Великой Отечественной войны в нем располагался мобилизационный пункт, а с 1943 года - кинотеатр. На Воздвижение, 27 сентября 1944 года, 115 жителей Всеволожска обратились к управлявшему тогда епархией архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову) с просьбой о содействии открытию храма. В июне 1945 года, по ходатайству верующих пос. Всеволожский, храм был вновь открыт. Без куполов, обветшавшим и опустошенным, его возвратили прихожанам. Большая часть внутреннего убранства была утрачена; в храм вернулись лишь святыни, отданные в свое время на сохранение благочестивым людям. 21 октября 1945 года Преосвященный Григорий, ставший митрополитом Ленинградским и Новгородским, назначил настоятелем Свято-Троицкого храма священника Николая Владимировича Петровского, отремонтировавшего храм. 16 декабря 1945 года благочинный Пригородного округа Ленинградской епархии протоиерей Спасо-Парголовской церкви о.Александр Мошинский в сослужении о. Николая совершили освящение храма. Общими усилиями храм ремонтировался, благоукрашался. Художники Оскар Юлиевич и Мария Юлиевна Клевер, дети известного русского живописца Ю.Ю. Клевера, Федор Иванович Томов и другие живописцы, имена которых не удалось установить, создали ряд полотен на библейские темы, украсивших храм. В 1948 году на средства, выделенные Гатчинским Павловским собором, в храме соорудили хоры с лестницей в притворе.

http://sobory.ru/article/?object=01488

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010