Во время Русско-Польской войны 1654-1667 года, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший стойким сопротивлением польской осаде. Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа. Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы. Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей. При почти полном исчезновении православного населения в Вильне, деяетльность монастыря имела особое значение. Последнее жестокое надругательство над монастырем поляки-католики совершили в 1794 году, ограбив его, учинив насилие над настоятелем - восьмидесятилетним старцем Георгием, одним из горсти монахов, оставшихся в обители. Свято-Духов монастырь в Российской империи [ править править код ] Возрождение обители началось с 11 августа 1794 года, когда Вильна стал губернским городом Российской империи. Свято-Духов монастырь был определен как штатный второклассный с соответствующим жалованием. В 1796 году братство при монастыре было распущено, а в 1797 году монастырь был передан в ведение архиепископа Минского Иова. В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел. Архимандрит Платон (Городецкий) провёл в монастыре большие восстановительные работы. В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Источник: сайт Культура в Вологодской области Свято-Духов монастырь был основан в начале XVII века Преподобным Галактионом, вологодским чудотворцем (скончался в 1612 году). Преподобный Галактион, в миру Гавриил, был сыном знаменитого боярина князя Ивана Федоровича Бельского, происходившего из рода Ольгерда, великого князя литовского. Гавриил родился в 1535 году (второй год царствования Ивана IV). Ему было семь лет, когда его отец был казнен по приказу царя, после чего Гавриил был перевезен в город Старицу, откуда он до достижения зрелого возраста тайно ушел в Вологду и там на посаде, в приходе Святых великомучеников Флора и Лавра, поселился под видом простолюдина. Приняв постриг в монахи, преподобный Галактион построил келью на берегу реки Содемки, и жил здесь в уединении, проводя время в молитвах. 22 сентября 1612 года на Вологду напали польско-литовские войска; город был разграблен, многие жители погибли. Преподобный Галактион был избит и мученически скончался 24 сентября на 77-ом году жизни. Вологжане погребли тело Галактиона в его бывшей келии. Спустя 15 лет после его смерти здесь находилась деревянная часовня и при ней две кельи, в которых жили три старца. В это же время преосвященный Варлаам, архиепископ вологодский и великопермский (управлявший с 1627 по 1645 гг.) повелел написать житие преподобного Галактиона и на месте его благочестивых подвигов построить деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы, которая позднее была заменена каменной. Основанный на месте иноческих подвигов и мученической кончины преподобного Галактиона, монастырь первоначально именовался Галактионовой пустынью. В 1654 году он получил наименование Свято-Духова, от соборной церкви во имя Сошествия Святого Духа, поставленной в том же году. В 1775 году указом Святейшего Синода монастырь был переименован в Спасо-Каменный, по имени сгоревшего и упраздненного тогда Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (братия последнего была переведена в вологодский Свято-Духов монастырь). До второй половины XVII века все строения в Галактионовой пустыни были деревянными. В 1654 году была возведена первая каменная постройка - холодная церковь Сошествия Святого Духа. Время построения каменной теплой церкви Знамения Пресвятой Богородицы точно неизвестно. Около 1800 года монастырь был обнесен каменной оградой. Внутри монастырской ограды находились следующие каменные постройки: соборная церковь Сошествия Святого Духа; церковь Знамения Пресвятой Богородицы; монастырская часовня (располагалась с южной стороны церкви Знамения, построена в 1868 году, готика); настоятельский корпус и братские кельи; хозяйственные постройки. В 1861 году по указу Святейшего Синода от 8 мая к Спасо-Каменному Духову монастырю от Вологодского кафедрального собора была приписана упраздненная Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь, находившаяся в Вологодском уезде близ приходской Маслянской Борисоглебской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01091

Свято-Духовская церковь сохранилась до наших дней без перестроек. Ее план решен в виде креста. Над средокрестием возвышается барабан с большой главой. Три «рукава» креста имеют граненую форму, четвертый – прямоугольный (трапезная часть церкви). Все «рукава», в том числе и алтарная граненая апсида, одинаковой высоты, увенчаны невысокими шатрами и главами. Малые приделы по бокам центрального алтаря тоже граненые, но невысокие, как видно, формой повторяют низкие прирубы деревянной церкви. Четыре малых главы – ложные, в интерьер открыт только большой купол. Малые главы расположены по осям север-юг и запад-восток, имеют характерную барочную форму. Храм построен из кирпича, его «полосатые» фасады облицованы желтым кирпичем с глазуроваными вставками и орнаментальными фризами. Окна украшены богатыми по форме бетонными наличниками. Крыльцо храма решено в виде просторного гульбища, перекрытого деревянной стропильной крышей на резных столбах. Интерьер храма украшают дубовые иконостасы, киоты и серебряное паникадило со свечами. Свет мягко струится из купола, а во время литургии через царские врата прорываются мощные пучки солнечных лучей. Над западной частью храма размещены П-образные хоры. Внутреннее пространство храма очень уютное, соразмерное масштабу провинциального города. Источник информации: Бескровных С. «Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь», Е. 2004. Роскошный подносной альбом с десятью великолепными фотографиями наружного вида и внутреннего убранства Свято-Духовской церкви в г.Якобштадте Курляндской губ. (ныне г.Екабпилс) находится в Российском Государственном Историческом Архиве(РГИА), ф.835, оп.2, д.322. Все фотографии были сделаны в 1888 г. рижским фотографом Э.Ф. Эггертом. На альбоме тиснение - " Его превосходительсву Михаилу Николаевичу Галкину-Врасскому отъ строителя А. Кизельбаша " . Кроме того, развернутая глава о Свято-Духовской церкви, с большим количеством иллюстраций храма, его внутреннего убранства и портретами членов Прибалтийского Православного Братства, была опубликована в книге " Лавры, монастыри и храмы ны Св. Руси. Санктъ-Петербургская enapxiя " , выпускъ VI, СПб, 1909, сс.53-56.

http://sobory.ru/article/?object=09296

7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха. 21 сентября 1912 г. Царицынский Свято-Духовский необщежительный мужской монастырь был преобразован в женский. 17 ноября 1913 г. при обители был освящен домовой зимний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков. Монастырь продолжал являться одной из основных достопримечательностей уездного Царицына. Приведем для полноты картины мнение современника – ученика Урюпинского реального училища Алексея Глазкова, посетившего обитель с экскурсией в мае 1916 г. Юноша пишет о монастыре: «Он стоит на возвышенном месте, с которого открывается прекрасный вид на Волгу и город. Монастырь обнесен высокими стенами, в которых проделаны круглые отверстия, так что монастырь по внешнему виду напоминает старинную крепость. Прежде всего, мы вошли в подземелье, где основатель монастыря, известный по газетам иеромонах Илиодор, укрывался от своих «врагов». Потом пошли в монастырский собор. Собор поразил меня, прежде всего своею необыкновенной величиной. Он может вместить в себе, как нам сказали, до 15 тысяч человек. Живопись в соборе также очень красива. Вверху находятся хоры. Мы поднялись на хоры, а оттуда на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на огромнейший город, его пристань и заводы». А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г. большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений. В Париже в 1925 г. вышла книга «Штурм небес: сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей». В этом издании сообщалось, что царицынских монахинь сперва потащили в ЧК, где комиссарша Савинкова угрожала истребить их, как «негодных элементов», но потом все же передала их некоему Добину для рытья окопов. Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники.

http://sobory.ru/article/?object=26538

В верхнем этаже церкви располагался один престол - во имя Знамения Божьей Матери, храмовый праздник в честь иконы Знамения отмечался ежегодно 27 ноября. В нижнем этаже было три престола: на северной стороне - престол во имя ростовских чудотворцев, святителей Димитрия и Иакова; на южной стороне - престол во имя Святого Благоверного Князя Иоасафа Каменского; средний - престол во имя преподобного Галактиона, Вологодского чудотворца. В храме Знамения Пресвятой Богородицы, на левой стороне, под аркой, покоились мощи преподобного Галактиона, основателя монастыря, на правой стороне-мощи Святого Благоверного князя Иоасафа Каменского. Освящение придельных храмов во имя преподобного Галактиона и князя Иоасафа Каменского, а также перенесение мощей последнего из соборного храма Сошествия Святого Духа в церковь Знамения Пресвятой Богородицы состоялось 27 ноября 1867 года и было совершено Архипастырем Вологодским в соучастии избранного духовенства города, в присутствии начальника губернии. Живопись в церкви относилась к 1890-м гг., мраморный иконостас-к 1870 году. В церкви хранилась " Боголюбская " икона Божьей Матери (начало XVII века). На гробнице Галактиона был деревянный крест 1646 года с надписями. В ризнице хранилось несколько предметов старинной утвари, в т.ч. старинное собрание резных образов, складней и крестиков. В 1924 году Свято-Духов монастырь был закрыт. Большая часть его зданий была разрушена. До наших дней дошла только сильно перестроенная и утратившая свои пять глав церковь Знамения Пресвятой Богородицы.   Источники:  Сайт " Старая Вологда " ,  Сайт " Город Насон " Соборная холодная церковь Сошествия Святого Духа (Духовской храм) - первая каменная церковь на территории Свято-Духова монастыря. Она была построена на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем. Церковь Сошествия Святого Духа была одноэтажной, пятиглавой, однопрестольной. В 1810 - 1811 годах с западной стороны к церкви пристроена трехъярусная колокольня. В 1871 и 1872 годах церковь и колокольня, обветшавшие от времени, были отремонтированы. В годы советской власти Свято-Духов монастырь был полностью разрушен. Ныне на его территории располагается стадион " Динамо " .

http://sobory.ru/article/?object=01091

Большая часть монастыря была реквизирована большевиками еще после революции в 1918 г. Какое-то время здесь располагался детский дом, но средств на ремонт и эксплуатацию здания не выделялось, и оно ветшало. В 1923 г. обитель прикрыли, отдав здания комсомольской коммуне. В 1929 г. ее собор отвели под читальню и кинотеатр на 400 мест с тремя туалетами и фойе. В 1932 г. в корпусах разместилось студенческое общежитие на 200 человек для учащихся только что открытого пединститута. С наступлением военного времени в обители заработали ремонтные мастерские. По воспоминаниям старожилов в монастыре какое-то время располагался военный госпиталь, а в подвалах прятались от бомбежек мирные жители. Среди них были и старые монашки, когда-то обитавшие в кельях монастыря. Позже в обители был создан фашистский концлагерь. После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания. С открытием Волгоградской епархии в 1991 году и прибытием сюда архиепископа Германа (Тимофеева) началась активная работа по возвращению обители Церкви. Передача занятой воинской частью территории Свято-Духова монастыря затягивалась. Свято-Духов монастырь был открыт в Волгограде 1 марта 1992 года, когда военные отдали один дом на углу улиц Чапаева и Рокоссовского. Удалось переоборудовать в Свято-Троицкую церковь бывший спортивный зал, а в помещении клуба для военнослужащих поместить Духовное училище. Сейчас в помещениях обители размещается Богословский факультет, факультет церковного пения и православной педагогики, огласительная школа и Центр православной семьи «Афон». К обители в 2011 году была приписана и часовня Иоанна Богослова, расположенная в Волгограде на склоне берега реки Царицы у 2-ой Продольной магистрали. Она стоит над одноименным источником, по воспоминаниям сталинградцев, спасавшем многих мирных жителей и солдат от жажды (рядом располагался госпиталь – ныне областная больница).  http://forum.sdmon.ru/index.php?page=3 Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=26538

Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и св. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. Иакова на средства пожертвованные боровичанами была построена надвратная деревянная церковь во имя этого святого. Святые ворота (главный вход в монастырь) были в западной части монастыря и выходили к реке Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т.к. река Мста сильно подмывала на этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда открывался особо красивый вид на боровичские соборы. В монастыре была колокольня с четырьмя колоколами. Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов, поляков и русских бродяг. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв. Храмов в монастыре было 5: Соборный в честь Святого Духа, в честь Иверской иконы Божьей Матери, во имя св. Иакова. За монастырской оградой – храм в честь иконы Божьей Матери «Умиления» и храм во имя св. Параскевы. Свято-Духовский собор. Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой нашего города, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной – в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. Воодушевляла этих монахов на духовные подвиги особая любовь к Богу, которую имел ветхозаветный пророк Илья. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест явно выражали архитектуру XVII века. Эти части храма сейчас утрачены.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07812

Икона оказалась чудотворной. Она и стала главной святыней монастыря, получившего имя Свято-Духов по новому храму, который построил проезжий купец Раткевич в благоговейном порыве после виденного им одного из чудотворений иконы. Событие это произошло предположительно в 1670-1675 годах. Деревянная Свято-Духовская церковь была построена на берегу Двины, рядом с бывшими там деревянными храмами свт. Николая Чудотворца и св. Георгия Победоносца. Земельные владения монастырь тоже получил в дар. В 1710 году в Якобштадте стояли русские войска с генерал-фельдмаршалом графом Борисом Петровичем Шереметевым во главе. В ознаменование годовщины победы в Полтавской битве граф подарил монастырю фольварк Пелит с землей (80 га) и походную войсковую святыню – икону-складень Знамения Божией Матери. Новому монастырю пришлось противостоять распространению Унии, наступавшей из Латгалии. В 1680-е годы униаты совсем рядом с православным монастырем, на той же улице стали строить свой монастырь. После смерти герцога Якоба начались притеснения православных, были отменены все их права и свободы, школы переданы униатам. Им удалось обратить в Унию приход Никольской церкви. После Северной войны (1700 – 1721) униаты отобрали у обители все земли, начали открытую войну с православными монахами. Их подвергали насилию, били, заключали в униатскую монастырскую темницу. Настоятели монастыря неоднократно жаловались на притеснения в городскую ратушу и русскому министру, жившему при дворе курляндского герцога в Митаве. Жалобы оставались без последствий. Весь 18 век обитель находилась в бедственном положении, число монашеской братии было небольшим. В 1769 и 1773 годах в Якобштадте бушевали пожары, сгорел деревянный униатский монастырь, сгорела Никольская церковь. В 1774 году Никольскую церковь (униаты?) восстановили в камне. В 1795 году, после присоединения Курляндии к России монастырю были возвращены его земли, оживилась экономическая жизнь города, материальное положение монастыря укрепилось. В 1812 году Якобштадт был варварски разорен французами.

http://sobory.ru/article/?object=09083

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010