В начале XVII века Космо-Дамиановский монастырь перешел к униатам, а в 1633 году — к католикам латинского обряда. В зданиях обители поселились монахини ордена бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. В период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок — здание нынешнего Свято-Духова собора. В дальнейшем храм не раз горел и подвергался перестройкам. В 1852 году из-за сокращения количества монахинь обитель была ликвидирована. В 1860 году собор был передан Православной Церкви и после небольшого ремонта освящен в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Александр (Добрынин), занимавший Минскую кафедру в 1868-1877 годах. Согласно отзывам, это был всесторонне образованный человек, отличавшийся замечательными личными качествами — кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, доступностью для всех. По ходатайству владыки Александра из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок для устройства мужского монастыря. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Святейшего Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящен правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Братию составили бывшие насельники древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Приехав в Минск, монахи возложили на престол Свято-Духовой церкви Евангелие, переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько, отцом праведной княгини Софии Слуцкой. Монастырской Свято-Духова церковь оставалась до начала 1918 года. После прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. В храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х — начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались раскулаченные крестьяне.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска (регент — В.И. Соболевский). За богослужением молились настоятельницы монастырей Минской епархии . В храме присутствовали: уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь А.А. Румак; государственный секретарь Союзного государства Д.Ф. Мезенцев; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Б.В. Грызлов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда , заместитель государственного секретаря Союзного государства В.И. Сиренко, начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома О.Н. Чемоданова. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Спас» , на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru и УоиТиве-канале Белорусского экзархата . Трансляция была выведена на большие экраны, установленные на площади перед собором.  По окончании богослужения митрополит Минский и Заславский Вениамин от лица епископата, монашествующих, священнослужителей и мирян приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству старинный список Оршанской иконы Божией Матери и факсимильное издание Жировичского Евангелия XVI века.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  В память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл передал митрополиту Вениамину крест и две панагии, для Свято-Духова собора — искусно вышитые покровцы, для приходов Белорусского экзархата — 21 напрестольное Евангелие. Верующим были вручены иконки преподобной Евфросинии Полоцкой с Патриаршим благословением. Свято-Духов кафедральный собор — украшение исторического центра белорусской столицы. В архитектурном отношении храм представляет собой двухбашенную трехнефную базилику в стиле виленского (белорусского) барокко. Место, на котором расположился собор, издревле принадлежало Православной Церкви. Здесь размещался православный мужской монастырь в честь бессребреников Космы и Дамиана, первые сведения о котором относятся к началу XV века.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

На богослужении присутствовали заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь В.Г. Жевняк, Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь М.В. Бабич. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Духовского кафедрального собора г. Минска (регент В.И. Соболевский). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой многочисленные верующие могли следить на большом экране, установленном на площади перед собором. По окончании богослужения митрополит Минский и Заславский Павел приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону блаженной Валентины Минской. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Павел! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Для меня особая радость в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы прибыть в город Минск и вместе с вами помолиться в этом кафедральном соборе. Белая Русь — это особая часть исторической Руси. Здесь с глубокой древности теплился огонь православной веры. Из истории хорошо известно, что Полоцкая епархия стала одной из самых первых епархий в истории Русской Православной Церкви, потому что вскоре после крещения киевлян были крещены и жители города Полоцка. Поэтому Белая Русь связана с самими истоками православной веры на нашей земле. Трудна история этого места. Белоруссия подвергалась многим испытаниям, самым страшным из которых стала Великая Отечественная война. Враг с особой жесткостью терзал эту землю, но вражеский напор вызвал невиданное сопротивление народа, подобного которому не было нигде, и во многом благодаря этому народному сопротивлению иссякли силы врага. И в послевоенное время здесь было непросто. Помню, как с Белорусской земли доходили вести о крайне неблагоприятном отношении местных властей к Церкви, о том, как непросто протекает здесь церковная жизнь. Но ведь по милости Божией, благодаря вере наших родителей и дедов, благодаря вере старшего поколения вера православная как здесь, так и по всей Руси сохранилась и сегодня приносит свои плоды.

http://patriarchia.ru/db/text/5282267.ht...

16 июля 1982 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ избран по возведении в архимандрита быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. возведен патриархом Пименом в Троицком соборе ТСЛ в сан архимандрита. 8 авг. того же года состоялась епископская хиротония К. в Свято-Духовом соборе г. Минска, к-рую возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) . 23 марта 1987 г. К. был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. В США деятельность К. была связана с укреплением межприходского единства, консолидацией приходов РПЦ в США с духовным центром в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Неоднократно посещал правосл. духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Крествуде, шт. Нью-Йорк, Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, шт. Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. В 1986 г. объехал приходы Аляски, где поклонился мощам прп. Германа Аляскинского, изучал историю и совр. состояние церковной жизни. К. наладил диалог с представителями Православной Церкви в Америке, др. поместных Церквей, проводил регулярные встречи с епископами, клиром и мирянами РПЦЗ. Принимал участие в гос. и общественных мероприятиях, встречался с Президентом США Р. Рейганом, Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром, с представителями Правительства США, губернаторами штатов, сенаторами, конгрессменами, общественными и религ. деятелями. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. , на к-ром был избран главой РПЦ патриарх Алексий II . 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях межправославной Подготовительной комиссии Святого и Великого Собора по вопросам о правосл. диаспоре (Шамбези, Швейцария, нояб. 1990), на Конференции канонистов по правосл. диаспоре (Шамбези, апр. 1995), на общеправославном совещании по празднованию 2000-летия Рождества Христова (дек. 1995). 6 июня 1995 г. стал председателем наградной общественной комиссии учрежденных Свящ. Синодом ордена и медали св. мч. Трифона. С 11 окт. 1996 г. член рабочей группы Свящ. Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-гос. отношений и проблемы совр. общества в целом. В 1996-2000 гг. рабочая группа подготовила «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , утвержденные Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авг. 2000 г. В 1997-2000 гг. являлся представителем РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (1997-2000).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

Как рассказал отец Феодор, в настоящее время в Доме милосердия несут свое служение 200 сотрудников, воспитываются более 370 детей, получают помощь несколько сот пациентов. Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся в храме с ответным словом и передал приходу список Владимирской иконы Божией Матери. В сопровождении главного врача реабилитационного центра А.А. Буйновской Патриарх Алексий посетил палаты стационара, где побеседовал с пациентами и сотрудниками Дома милосердия. 24 октября, в день памяти Собора преподобных старцев Оптинских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился нетленным мощам святой благоверной Софии Слуцкой. Поскольку древний собор не смог вместить многочисленных паломников и горожан, часть народа молилась на соборной площади, где были установлены громкоговорители и большой экран. Божественная литургия транслировалась по общенациональному телевидению Беларуси. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, во внимание к архипастырским трудам, в память о праздновании 1020-летия Крещения Руси и в связи с 30-летием служения в Белоруссии, удостоил Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Патриаршего Экзарха всей Беларуси, ордена святителя Алексия, Митрополита Московского (II степени). На молитвенную память о совместном служении Предстоятель подарил владыке Филарету набор панагий и крест с дарственной надписью. Кафедральному Святодуховскому собору на молитвенную память о состоявшемся совместном праздничном служении Святейший Патриарх передал набор евхаристических сосудов. Всем верующим, молившимся в храме и вне его стен, по окончании Литургии были вручены образки с изображением святого равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси, и со словами Патриаршего благословения. В свою очередь, Митрополит Филарет преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви список Минской иконы Божией Матери и архиерейское облачение, вышитое руками мастериц минского Дома милосердия, который Святейший Патриарх посетил накануне.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Мы знаем, как сегодня непросто на братской Украинской земле. Мы знаем, как враг рода человеческого ополчился на Церковь Православную, которая проходит через тяжелейшие испытания, но верим, что и врата ада не одолеют Церковь (Мф.16:18). Мы верим, что никакие светские силы, ставящие перед собой цель уничтожить Церковь, не будут успешны. И всем, кто в этом еще сомневается, нужно еще и еще раз вспомнить о нашем недалеком прошлом, когда власть стремилась уничтожить всякую веру, особенно Церковь Православную. С какой же силой наносились удары по Телу Церкви! Но ничего не вышло — Церковь осталась духовной силой, которая в конце концов воспламенила чувства людей и вдохновила их на устроение совершенно иного бытия. И сегодня мы радуемся, что на земле Белорусской, на земле Русской происходят положительные перемены, содействующие укреплению православной веры и церковной жизни. В этот юбилейный год мне очень хотелось быть вместе с вами. И я радуюсь, что вместе со мной — члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Впервые за всю историю Синод проведет свое заседание в Минске, в столице Белоруссии. Это будет важное заседание, на котором будут приниматься решения, связанные с оценкой церковной ситуации на Украине. Я всех вас прошу молиться о том, чтобы принимаемые Синодом решения содействовали умиротворению украинского общества, чтобы работа Синода содействовала укреплению церковной жизни на Украине, ограждению нашей Церкви от возможных нападок и притеснений». В дар кафедральному собору Святейший Патриарх передал икону святого равноапостольного Мефодия, учителя Словенского, для храмов Минской епархии — 25 напрестольных Евангелий. «Пусть Господь помогает Вам, Ваше Высокопреосвященство, всему епископату Белорусской Православной Церкви в совершении столь необходимого для современного человека духовного делания, — сказал Святейший Владыка, обращаясь к митрополиту Павлу и архиереям Белорусского экзархата. — О материальной жизни заботится государство, и мы видим, как успешно развивается Белоруссия. О духовной же жизни людей в первую очередь должна заботиться Церковь, и это величайшая ответственность и перед народом, и перед историей».

http://patriarchia.ru/db/text/5282267.ht...

Но это непростой путь. Каждый знает: для того чтобы достигать вершин в учебе, в образовании, в профессиональной деятельности, нужно непременно напрягать силы. Если же говорить о движении общества или государства к вершине, о которой только что было сказано, требуется напряжение сил — и общества, и государства.  А если говорить о Церкви? Она ведь тоже идет вверх и вперед, а если не идет вверх и вперед, то это означает, что она стоит на месте. А если Церковь стоит на месте, то превращается в неплодную смоковницу. И потому каждый священник, да и каждый ответственный мирянин должен помнить об этой линии духовного развития вверх и вперед. И нет никаких оснований останавливаться в нашем развитии или тем более топтаться на месте, потому что каждая эпоха обращает к Церкви свои вопрошания или, как теперь принято говорить, свои вызовы, то есть нечто, что требует ответа от Церкви. И наш ответ на современные проблемы человеческой личности, общества, государства должен быть таким, чтобы в результате этого ответа и личность, и общество, и даже государство, в той мере, в какой мы способны воздействовать на его развитие, устремлялись вперед и вверх.  Но ведь идти вверх всегда трудно. Проще же постоять, подышать воздухом, водички попить, чем постоянно идти вверх к вершине. А некоторые чуть отдохнули и говорят: «Да хватит, пойду я домой, что тут надламываться?» Так вот, очень важно, чтобы в нашем жизненном движении — и личном, и общественном, и государственном — было непременное и непреоборимое стремление идти вперед и вверх. А почему нельзя только вперед? Если мы говорим о развитии техники, о комфорте — это движение куда? Несомненно, вперед. Люди обогащаются новыми знаниями, новым опытом, становятся более благополучными, живут в более комфортных условиях. А почему это развитие нельзя связать с движением вверх? А потому что показатель движения вверх — это состояние человека, его души, его нравственной природы.  Мы знаем, что человек может превратиться в зверя; и здесь, на героической белорусской земле, хранится память о том, как люди превращались в зверей, пытая и мучая тех, кто оборонял эту землю от иноземных захватчиков. Человек очень легко может превратиться в зверя, примеров тому множество. Это происходит всякий раз, когда движение человека, общества, государства не идет по направлению вперед и вверх. А за то, чтобы движение шло вверх, ответственность несет в первую очередь Церковь. Это наше слово, наш образ жизни, наше участие в делах людей и в делах народа нашего. И если мы действительно способны как пастыри увлечь за собой людей в этом движении вверх и вперед, то Церковь становится действительно плодоносящей и добродеющей, потому что если следовать по пути, который она предлагает, то качественно меняется жизнь человека, общества и государства. 

http://patriarchia.ru/db/text/5933728.ht...

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил А.Г. Лукашенко за организацию переговоров по урегулированию ситуации на Украине. «Сегодня наша Церковь является единственной силой на Украине, которая сохранила миротворческий потенциал, потому что она не отождествила себя ни с одними, ни с другими, — подчеркнул Первосвятитель. — Почему? А потому, что и там, и там православные люди, потому что и там, и там страдают, и там, и там погибают. Невозможно разделить паству по политическому принципу. Когда в Советском Союзе в начале 90-х годов происходили известные события, многие призывали нас занять определенную политическую позицию: " вы должны выступить против одних, поддерживая других " . Но мы отвечали: " мы этого делать не будем, потому что наша паства и там, и там " . Вот и сегодня мы осуществляем миротворческую миссию, которая воспринимается по-разному, поскольку каждый хотел бы иметь Церковь на своей стороне. Но как только она встает на сторону одной из сил против другой, она теряет свой миротворческий потенциал». Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Патриарх наградил Президента Республики Беларусь орденом преподобного Серафима Саровского I степени и преподнес главе государства икону святого равноапостольного князя Владимира. Вечером 20 июня в канун недели 3-й по Пятидесятнице, праздника Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении иерархов и духовенства совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. По окончании богослужения Патриарха приветствовал митрополит Минский и Заславский Павел. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом о значении подвига равноапостольного князя Владимира для народов исторической Руси. После Днепровской купели «православная вера стала духовной, культурной основой жизни нашего народа. Объединились племена, и возникло мощное государство, которое поражало воображение соседей, государство, в котором национальная жизнь, возвышенная христианской верой, стала приносить удивительные плоды. И все мы с вами являемся наследниками того, что совершил князь Владимир», - сказал, в частности, Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/pervosvyatitels...

Слово в канун Недели 7-й по Пасхе после всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска 4 июня 2022 г. Подлинно светлое будущее — там, где чистота человеческой души Мы знаем, как разрушаются браки, как разрушается любовь, если нет веры и ответственности пред Богом. И если нет ответственности пред Богом, то и ответственность перед народом и страной может отступить в тяжелый момент; но человек, боящийся Господа и знающий, что предательство народа своего — великий грех, никогда этого не сделает. Потому что нужно формировать сознание детей в любви к Богу, к ближним, к народу своему. Подлинно светлое будущее — там, где чистота человеческой души. Поэтому призываю людей к чистоте жизни. Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после литургии в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре 5 июня 2022 г. Видеть в каждой личности неотмирное сияние Божественной славы Отрадно, что сегодня, когда наша литература активно ищет собственный путь развития, низкопробных, с интеллектуальной точки зрения, художественных произведений, рассчитанных на неразборчивого читателя, становится все меньше. Замечательно, что многие современные авторы обращаются к классике — и не слепо копируют образцы прошлого, а стремятся творчески осмыслить непростые вызовы времени с опорой на духовно-культурную традицию нашего народа, стараются взглянуть на них через призму христианских нравственных ценностей. Русская литература в своих лучших образцах неизменно говорила с читателями о вечном, призывала видеть в каждой личности неотмирное сияние Божественной славы. Надеюсь, что такой отечественная словесность будет оставаться и впредь. Приветствие участникам XI торжественной церемонии вручения Патриаршей литературной премии 9 июня 2022 г. Проповедник любви В самый, может быть, опасный момент нашей истории святой преподобный Сергий и произнес такие слова: воззрением на Святую Троицу препобеждать ненавистную рознь мира сего . И создал эту лавру — конечно, тогда еще не лавру, а маленький монастырь в честь Святой Троицы, нераздельной, неразлучной Троицы.

http://pravoslavie.ru/147011.html

Если произвести краткий экскурс в историю, то можно отметить, что деятельность данных организаций, известная во времена ВКЛ и Российской империи, была в целом прекращена в годы преследований Церкви и господства атеистической идеологии. Большевистский режим препятствовал верующим проявлять себя вне церковной ограды. Поэтому возобновление деятельности братств и сестричеств стало возможным только после начала перестройки и постепенного ослабления жёстких ограничений в отношении Православной Церкви. К примеру, возрождение сестричеств в Беларуси относят к декабрю 1988 года, причём ключевую роль в этом процессе сыграл митрополит Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси (он управлял Белорусской Церковью с октября 1978 до декабря 2013 года). В проповеди после воскресной Литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе владыка Филарет обратился к молящимся с предложением принять участие в посильной благотворительной работе, отметив, что помощь требуется в некоторых больницах Минска. Елена Зенкевич отмечает: «На этот призыв откликнулось 20 человек, и 15 декабря 1988 года под председательством Владыки Филарета состоялось учредительное собрание Сестричества в честь святой праведной Софии Слуцкой, мощи которой почивают в Минском кафедральном соборе» Так была открыта новая страница в социально-благотворительном и образовательном служении Белорусской Православной Церкви, выросшая за три десятка лет в «многотомник» братско-сестринского служения.   Сестричества и Союз сестричеств Возрождение братств и сестричеств открыло новые возможности для социальной, образовательной и благотворительной миссии Белорусской Православной Церкви. В стране росла религиозность, и возрождаемые организации пополнялись людьми, готовыми служить Церкви и обществу (в том числе оказывая помощь нуждающимся). Как правило, братства и сестричества стремились получить официальную регистрацию, приобрести статус юридического лица. Стремление объяснялось желанием иметь определённую степень автономности, в том числе в плане сбора пожертвований на социальные инициативы и участия в грантовых конкурсах международных фондов. Позднее на самых высоких уровнях БПЦ было решено структурировать и унифицировать процесс регистрации: юридический отдел Экзархата подготовил единый текст Устава братств и сестричеств. Также в Экзархате было принято решение, что регистрация будет позволена в случае реальной необходимости и при наличии хотя бы нескольких лет успешной работы братства или сестричества

http://bogoslov.ru/article/6165122

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010