Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. Вот уже более 140 лет такие важные события истории Русской Православной Церкви 1684–1686 гг., как избрание Киевским митрополитом Луцкого епископа Гедеона (князя и переход Киевской митрополии под власть Московского Патриарха изучаются главным образом на документах, опубликованных С. Терновским в составе многотомного издания «Архив Юго-Западной России» Начиная с самого издателя, данный корпус источников лег в основу всех более или менее значимых работ по данной тематике вкупе с неопубликованными данными, приведенными в работах С. М. Соловьева и Н. И. Костомарова Между тем в фондах РГАДА хранится еще немало документов, практически неизвестных историкам, которые могли бы помочь исследователю полнее реконструировать указанные события. Среди них – публикуемые ниже современные оригиналам (которые, по всей видимости, не сохранились) переложения писем епископа Гедеона боярину В. В. Голицыну и русским царям, а также соответствующее рекомендательное послание украинского гетмана Ивана Самойловича. За исключением К. В. Харламповича, посвятившего несколько скупых строк письму Гедеона к царям от 25 в научной литературе данные документы не использовались. Как известно, фактически единственный на тот момент православный иерарх Речи Посполитой – Луцкий епископ Гедеон – прибыл в Россию в 1684 г. и поселился недалеко от Батурина, в Свято-Николаевском Крупицком монастыре, где осенью того же года с ним встретился прибывший к гетману думный дьяк Е. И. Украинцев. Основным предметом переговоров была очередная волна гонений, развернувшаяся в отношении православных в Речи Вскоре после этой встречи Гедеон отправил в Москву своего наместника Селиверста Павлова вместе с гетманским гонцом Ильей Сербиным. Посланцы прибыли в русскую столицу в начале О факте приезда С. Павлова кратко упоминает К. В. Харлампович на основе материалов Патриаршего казенного приказа, из чего следует, что посланец Гедеона встречался с Патриархом Московским Иоакимом (что, впрочем, вполне,

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) марта Преподобномученица Евдокия (Синицына) Преподобномученица Евдокия родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ефрема Синицына. В юности она поступила послушницей в Князь-Владимирский монастырь, расположенный неподалеку от села Филимонки Подольского уезда Московской губернии. Этот монастырь был основан в память сохранения жизни императора Aлekcahдpa III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года. Задумав основать монастырь, фрейлина ее императорского величества княгиня Вера Борисовна Святополк-Четвертинская 9 января 1889 года направила прошение, касающееся этого вопроса, на имя московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Желая испытать, возможно ли практическое осуществление задуманного, она пригласила в свое имение, находившееся в Московской губернии рядом с селом Филимонки, для монашеского жительства двадцать пять сестер, и когда стало ясно, что доходы имения достаточны для содержания монашествующих, она в феврале 1890 года отправила дополнительное прошение в Московскую Духовную консисторию. «В устрояемом мною для Общины имении... – писала она, – имеется вполне благоустроенный храм... прекрасная, удобная для монастырской жизни местность. Самое село, где находятся церковь и кельи, расположено в вековом парке, окаймленном с одной стороны рекою... Кроме того, есть участок хорошего леса... В заключение скажу, что мое искреннее желание увековечить память чудесного спасения Государя Императора с его августейшей семьею устройством женской монастырской Общины, где бы могли поселиться и добывать себе пропитание личным трудом бедные бесприютные женщины и возносить Господу Богу молитвы за спасение Государя, не дает мне покоя, и всякое препятствие к приведению в исполнение такого благого, бескорыстного намерения тяжело отзывается на моем здоровье, и потому имею честь покорнейше просить Духовную консисторию войти в возможно скором времени в рассмотрение моей просьбы, разрешить мне устроить женскую Общину...»

http://fond.ru/kalendar/311/evdokiya/

Фото Сергея Власова 30 марта 2015 г. 10:45 Троицкий храм в московских Филимонках освящен великим чином В субботу 5-й седмицы Великого поста, 29 марта, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения воссозданного Троицкого храма бывшего Князе-Владимирского женского монастыря в Филимонках ( Викариатство новых территорий Москвы ). Восстановленный в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» храм ныне располагается на территории 5-го столичного Психоневрологического интерната. Святейшему Владыке сослужили руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , 1-й заместитель управляющего делами Московской Патриархии, управляющий викариатством Новых территорий Москвы наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , благочинный церквей Ильинского округа протоиерей Евгений Сизов, настоятель храма Михаила Архангела в с. Летово и храма Живоначальной Троицы в п. Филимонки протоиерей Димитрий Кувырталов, духовенство г. Москвы. Предстоятель обратился к собравшимся с первосвятительским словом, после которого сердечно поблагодарил Министерство культуры Российской Федерации и лично министра Владимира Мединского за включение Троицкого храма в программу «Культура России», благодаря чему удалось осуществить работы по восстановлению церкви и прилегающей 26-метровой четырехъярусной колокольни. На троицком приходе, костяк которого составляют жители ближайших к Филимонкам сел и деревень, персонал интерната и его пациенты, в решающую стадию вступает также воссоздание бывшего Успенского монастырского собора, построенного в 1904 году лаврским архитектором Александром Латковым. Подробнее об этих реставрационных работах читайте в 6-м, июньском номере «Журнала Московской Патриархии». Историческая справка. Усадьба Филимонки основана, по-видимому, во второй половине XVIIb., так как в документах 1752г. ее деревянные постройки названы ветхими. Переменив многих владельцев, усадьба в начале XIXb. перешла к генерал-майору Дмитрию Измайлову (+1834), который полностью ее перестроил. Следующий хозяин имения, помещик Лачинов, в 1820-е годы продал его участнику наполеоновских войн князю Борису Святополк-Четвертинскому (+1865), у которого с его женой Надеждой (урожденной Гагариной) было 3 сына и 6 дочерей. Один из сыновей, Владимир Борисович (+1859), и начал строить в Филимонках храм, а одна из дочерей, Вера Борисовна, основала монастырь. 30 марта 2015 г. 10:45 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/osvyashchenie_v...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вестник церковной истории. 2015. 1/2(37/38)  Открыть файл в формате PDF СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: ПУБЛИКАЦИИ Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й половины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 3 (С. 5-86) Пигин А. В. “Древнейшая в севере состоящая” обитель: Т. В. Баландин и Палеостровский монастырь (конец XVIII - начало XIX в.) (С. 87-129) Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885-1896 гг.) (С. 130-164) Рожкова В. В. Биография священника Владимира Рожкова (С. 165-190) СТАТЬИ И СООБЩЕНИЯ Конявская Е. Л. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект (С. 193-199) Голицын А. М. Заметки о “записной книжке” митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. (С. 200-211) Протоиерей Алексий Ястребов. Братья Лихуды в Падуе и Венеции (С. 212-254) Мальцев М. Г., Марков Д. Л. Из истории военного духовенства России: реформа протопресвитера Александра Желобовского (С. 255-266) Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918-1928 гг. (С. 267-286) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ Коваленко В. П. Благоверный Черниговский князь Давид Святославич (С. 289-301) Флоря Б. Н. Православная шляхта и православные иерархи на Правобережье во 2-й половине XVII в. (С. 302-309) Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. (С. 310-318) Блакитный М. М. К  вопросу о пенсионном обеспечении духовенства Черниговской епархии в 80-х гг. XIX в. - начале ХХ в. (по материалам журнала “Черниговские епархиальные известия”) (С. 319-328) КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Щеголева Л. И. Греческие рукописи, хранящиеся в Российской государственной библиотеке: Фонд 181. Часть 3 (С. 331-380) Новые книги Ченцова В. Г. Новое исследование о “ Догматическом всеоружии” Евфимия Зигадена в свете евхаристических споров XVII - XVIII вв. (С. 381-386) Некрологи Памяти Александра Викторовича Маштафарова (С. 387-392) Наши авторы (С. 393-395) Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/6018245/

В сложившейся ситуации наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополию оказался Луцкий и Острожский епископ Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), представитель древнего рода, который вел свое происхождение от Святополка—Михаила, внука Ярослава I (с этим связано его двойное имя). Рукоположенный митрополитом Дионисием (Балабаном), он в течение двадцати пяти лет занимал Луцкую и Острожскую кафедру и стал главным претендентом на Киевскую кафедру после смерти митрополита (1663). Епископ Гедеон был противником унии. Но его положение осложнялось еще и тем, что Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) надеялся после изгнания Гедеона поставить Луцким епископом своего брата Афанасия. Опасаясь преследований, будущий Киевский митрополит был вынужден бежать на восточную сторону Днепра к гетману. Гетман Самойлович мечтал породниться с их древним родом и выдать свою дочь замуж за одного из князей Четвертинских. Наконец, епископ Гедеон был угоден и московскому правительству, которому выказывал свою покорность и расположение . Таким образом, во всех отношениях Луцкий епископ был наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополичью кафедру. В феврале 1685 г. из Москвы в Батурин прибыл окольничий Неплюев, через которого Самойловичу передали пожелание об избрании митрополита, который затем должен был прибыть в Москву для рукоположения . Собор для избрания митрополита назначили на 8 июля. На нем должны были присутствовать представители казацкой старшины и духовенства. Однако претендент на митрополичий престол Лазарь (Баранович), понимая, что митрополитом будет избран Гедеон (Четвертинский), хотя и разослал духовенству универсалы, предписывающие прибыть на Собор, сам на него не явился, равно как и другие представители духовенства Киевской митрополии. Не было на нем и самого Гедеона (Четвертинского) . На Соборе присутствовали только представители гетмана и часть духовенства, стремившегося к соединению с Московским патриархатом; митрополитом был избран Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), и к нему были отправлены послы с сообщением об этом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

Тем не менее, попытка Москвы уладить к этому времени киевскую проблему с Патриархом Константинопольским Иаковом успеха не принесла. Прибывший в 1684 г. в Стамбул в качестве московского посланца грек Захарий Софир не смог (или не захотел) убедить Патриарха Иакова уступить Киевскую митрополию Московскому Патриархату. Иаков повел себя не слишком порядочно: предложенных правительством царевны Софьи соболей с готовностью принял, но грамоты на ее переход в юрисдикцию Москвы так и не дал. 8 июля 1685 г. состоялось соборное избрание нового митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси — им стал Гедеон (Святополк-Четвертинский). В ходе выборов были выработаны условия перехода в Московскую юрисдикцию, которые касались прав и привилегий Киевской митрополии. Согласно этим условиям, митрополит должен был избираться на соборе в Киеве украинским духовенством и казачеством. Патриарху же надлежало только благословлять его и совершать его поставление. Кроме того, Патриарх не должен был вмешиваться во внутренние дела епархий Киевской митрополии, митрополичьего суда, книгоиздания и деятельности Киево-Могилянской коллегии. Также участники собора просили Иоакима полностью на канонической основе уладить с Константинопольским Патриархом вопрос о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Москвы. Но одновременно представители Киева выступали за сохранение за митрополитом Киевским титула экзарха Патриарха Константинопольского, дабы не допустить избрания отдельного православного митрополита Константинопольской юрисдикции в Речи Посполитой. 8 ноября 1685 г. митрополит Гедеон (Святополк-Четвертинский) был торжественно поставлен на кафедру Киевскую, Галицкую и всея Руси Патриархом Московским и всея Руси Иоакимом (Савеловым) в Успенском соборе Московского Кремля. Поставление проходило в присутствии царей Ивана и Петра Алексеевичей, которым, как и Патриарху, Гедеон принес присягу, правительницы царевны Софьи и гетмана Самойловича. Москва действовала явочным порядком: согласия от Константинопольского Патриарха на переход Киевской митрополии в состав Московского Патриархата к тому времени еще не было получено.

http://bogoslov.ru/article/519696

. 2   1684 г. ноября 24. – Письмо гетмана И. С. Самойловича боярину князю В. В. Голицыну   (Л. 12) Список с листа белоруского писма, каков писал к боярину ко князю Василью Васильевичу Голицыну Войска Запорожского обоих сторон Днепра гетман Иван Самойлович с гонцом с слугою своим с Ыльею Сербиным в нынешнем во 193 году декабря в 6 день.   Божиею милостию великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичей, и дедичей, и наследников, и государей, и обладателей их царского пресветлого величества царственные болшие печати, и государственных великих посолских дел оберегателю, ближнему боярину и намеснику новгородцкому князю Василью Василевичу Голицыну моему зело милостивому приятелю и благодетелю, доброго от Господа Бога здравия и счасливого во многие лета пребывания усердно имети желаю. (Л. 13) Ведомо ж есть достаточно вашей княжой велможности, что княз Святополк Четвертенской, Преосвященный Гедеон, епископ Луцкий, от гонения полского и униятского с Волыни ушел, приехал сюды, в Малую Росию, в Богохранимую державу их царского пресветлого величества, хотя до кончины своей здес жити и молити Бога о долгоденствии и о благоденствии их великих государей. И ныне он, Преосвященный епископ, з должным своим поклонением посылает к ним, великим государям, наместника своего иеромонаха Селивестра Павлова, а с ним два человека слуг за моим поизволением, с которыми я своего человека Илью Сербина для надобнаго им в дороге и в царствующем граде исправления послал, того для прошу вашей княжой велможности извол своим ходатайством то у великих государей зделать, чтоб от их пресветлого монаршеского престола к нему, Преосвященному епископу, многопочтенная грамота и милостивое слово прислано было, о чем бы он был обрадован от своей скорби и прочие благочестивые християне, (Л. 14) за рубежем живущие, видя к нему монаршескую милость обвеселились, при сем отдаю себя покорно приятелской любви и милости. Из Батурина ноября в 24 день 1684 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии православное монашество Галиции. Монастырь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию - его упразднил своим приказом император Иосиф II после того, как Галиция вошла в состав империи Габсбургов. Вслед за Львовской перешла в юрисдикцию папского Рима и Луцкая православная епархия. По проискам Иосифа Шумлянского из Луцка был вынужден бежать на Левобережье, под защиту гетмана Самойловича, епископ Гедеон (князь Святополк-Четвертинский), ставший в 1685 г. первым митрополитом Киевским и Галицким в юрисдикции Московского Патриархата. После этих событий на Луцкую кафедру король Ян Собесский поставил родного брата Иосифа Шумлянского - Афанасия, который также тайно принял унию. Тем не менее вплоть до своей кончины в 1694 г. Афанасий так и не смог привести свою епархию к единству с Римом (о том, что сам Луцкий епископ остался верен принесенной папе присяге, свидетельствует факт его предсмертной исповеди своему брату - доминиканскому монаху Даниилу Шумлянскому). После кончины Афанасия Шумлянского клирики и миряне Луцкой епархии избрали новым епископом волостного писаря Димитрия Жабокрицкого, имевшего репутацию человека строго православных убеждений. Жабокрицкий, однако, имел каноническое препятствие к рукоположению - он был женат на вдове. Тем не менее, Димитрий развелся с супругой и принял пострижение с именем Дионисий (его супруга отказалась стать монахиней). В конце концов эти личные обстоятельства Жабокрицкого стали одной из причин его уклонения в унию. Дионисий обратился за посвящением в сан к православному митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому. Митрополит счел, что несмотря на препятствие, для Дионисия можно сделать исключение, рукоположив его в епископский сан. Но самостоятельно решить этот вопрос Варлаам, управлявший Киевской митрополией целиком самостоятельно, все же побоялся. Он обратился к патриарху Московскому и всея Руси Адриану за диспенсацией для Дионисия. Киевские богословы из Могилянской коллегии направили в Москву составленную ими каноническую справку, в которой обосновывалась возможность диспенсации по соображениям крайней необходимости - ввиду сложного положения Православной Церкви в Речи Посполитой. За Жабокрицкого перед патриархом Адрианом также хлопотал московский посол в Варшаве Борис Михайлов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

Примечательно, однако, что как вероятное титулование Гедеона экзархом Московского патриарха, так и прошение Варлаама об этом титуле свидетельствуют, что верхушка киевского духовенства воспринимала состоявшуюся в 1686 г. передачу митрополии как полную и всеобъемлющую, позволяющую в том числе предстоятелям Русской Церкви жаловать экзаршество киевским митрополитам точно так же, как ранее это делали патриархи Константинопольские. В приложении публикуются выдержки из соответствующих документов дела о посвящении в Москве Варлаама (Ясинского) в митрополиты Киевские: фрагменты сокращенного изложения статей, поданных Варлаамом; докладной записки, составленной в Малороссийском приказе; текста официального царского ответа на митрополичье прошение. В деле 46 размещены сначала пересказ статей, потом ответ, и в конце – докладная выписка. Мы помещаем их в хронологическом порядке (фрагменты изложения статей, докладной выписки и ответа).       © Кочегаров К. А., Михеев С. Ф., 2021   HurmuzakiE., de. Documente privitoare la Istoria Românilor. Vol. XIII: Texte Greceti/Publ. de A. Papadopulos-Kerameus. Bucureti, 1909. P. 432; Малышевский И.И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Т. 2. Киев, 1872. Приложение 1. С. 66. Лукашова С. С.Иеремия//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 295–296; Крыловский А. С. Львовское ставропигиальное братство (Опыт церковно-исторического исследования). Приложения. Киев, 1904. С. 51, 52, 87, 102, 103, 111, 116. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 11. СПб., 1903. С. 333–334. Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (Приложения к тому 1: Материалы для истории Западнорусской церкви). Киев, 1883. 46. С. 287–289. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 9. 1668–1672. СПб., 1877. Стб. 4. Там же. Стб. 5–6. Такие стремления, правда, вслух не высказывались. Официально гетман Самойлович, а за ним и Гедеон Святополк-Четвертинский, на переговорах с Москвой летом–осенью 1685 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Самойлович, однако, выступил резко против кандидатуры владыки Лазаря. Гетман продолжал настаивать на необходимости поставления на Киевскую кафедру епископа Гедеона. В этом присутствовал и личный момент: Самойлович хотел породниться со знатным княжеским родом Рюриковичей — Святополк-Четвертинскими, надеясь выдать свою дочь за племянника владыки Гедеона. Однако Украинцев объявил гетману, что митрополита должен будет выбрать предстоящий собор малороссийского духовенства и казачества. К концу 1684 г. на официальный запрос гетмана по вопросу о поставлении Киевского митрополита Московским Патриархом все наиболее влиятельные представители украинского духовенства во главе с архиепископом Лазарем (Барановичем) прислали грамоты с изъявлением своего согласия. В январе они были доставлены в Москву войсковым писарем Василием Кочубеем. Избрание митрополита, согласно инструкции, присланной гетману Самойловичу из Москвы в апреле 1685 г. должно было проходить на соборе, в котором надлежало принять участие не только духовенству, но и казачьей старшине — генеральной и полковой. Предписывалось избрать митрополита обязательно из среды местного духовенства. Грамота содержала уже новую схему упорядочения церковной жизни на Украине, которая теперь предусматривала переход Киевского митрополита из Константинопольской в Московскую юрисдикцию. В ней говорилось о том, что новый митрополит будет признавать своим Первоиерархом Иоакима и его преемников на Московском Патриаршестве, сношения же с Патриархом Константинопольским по делам церковным должны быть прекращены. Грамота отмечала даже такой момент, как статус Киевской кафедры в Русской Церкви — второй по чести после Патриаршей и первенствующей среди всех митрополий. Московская инструкция обязывала гетмана подготовить специальный акт с изложением всех вышеперечисленных пунктов, который должны будут подписать новоизбранный митрополит, все представители духовенства, участвовавшие в его избрании, а также гетман и представители старшины: генеральные чины, полковники, есаулы и даже сотники. После этого избранный митрополит должен был отправиться к Патриарху в Москву на поставление.

http://bogoslov.ru/article/519696

  001     002    003    004