Митрополит Иларион: Думаю, что если необходимо, то возразить можно, но вряд ли заявления подобного рода стоит воспринимать всерьез. Мне кажется, что историческое значение князя Владимира заключается в том, что он сделал выбор не только за себя, но и за весь народ, причем не только для своего времени, но и на века вперед. Сегодня мы все являемся наследниками князя Владимира, в том числе и Владимир Владимирович Познер, процитированный Вами, который, возможно, и не носил бы этого имени, и его отец бы не был наречен в честь равноапостольного Владимира, если бы святой князь не крестил Русь. Неслучайно это имя на Руси пользуется такой популярностью — даже в советские годы оно было очень распространено, — ведь это имя нашего равноапостольного князя, который в крещении принял другое имя — Василий, но в нашу историю вошел именно как Владимир, как Красное Солнышко, как герой былинных рассказов. Православная Церковь прославила Владимира в лике святых как равноапостольного русского князя, потому что он крестил Русь. Для Руси это крещение не было первым. Мы знаем, что в I веке апостол Андрей Первозванный проповедовал на Киевских горах. Нам также известно, что бабушка князя Владимира Ольга была православной христианкой и уже при ней на Руси открывались храмы и служили священники. Но именно князь Владимир объявил христианство государственной религией, то есть предопределил цивилизационный выбор не только России, но и Украины, Беларуси — всех тех народов, которые некогда составляли единую Святую Русь. Это был выбор в пользу просвещения, культуры, интеграции в европейское пространство, потому что христианство всегда было и остается неотъемлемой частью европейской духовно-культурной идентичности. Святой князь Владимир заложил основы того развития, которое продолжается до сих пор. Константин Ковалев-Случевский: Вы сказали о европейском сознании и я с Вами полностью согласен. Очень удачно это сформулировал академик С.С. Аверинцев, который говорил, что Западная Европа пошла по пути Аристотеля (закон, священное право частной собственности, Рим, Ватикан), а Византия, в частности, Восточная Европа, пошла по пути Платона, то есть по не такому организованному, но более одухотворенному. Здесь мне кажется, князь Владимир совершил что-то невероятное, и если Рим до сих пор говорил на латыни, а Византия, ромеи — на греческом, то мы приняли православное христианство на церковнославянском языке Кирилла и Мефодия. Таким образом, когда говорят о Москве как о третьем Риме, то первым имеется в виду латинский Рим, вторым — греческий Константинополь, и третьим — Москва, которая является наследницей совершенно другой традиции. Может быть за это нас иногда недолюбливают?

http://patriarchia.ru/db/text/3698235.ht...

В Вышгородском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери, присланная Константинопольским Патриархом. По преданию, она была написана св. евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель — во дни Своей юности, — Богоматерь и св. Иосиф Обручник. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет!» Св. князь Андрей особенно чтил эту икону и часто молился перед ней. Но однажды утром увидели, что святая икона сошла со своего места и стоит в воздухе. На другое утро то же явление повторилось. Князь Андрей решил, что это знак благоволения Божией Матери к его желанию. Ночью, тайно, он взял святую икону и повез ее в Ростов. Но когда отъехали 10 верст от незначительного города Владимира, икона стала и не захотела идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица и сказала ему, что местопребыванием своей иконы Она избирает Владимир. Князь Андрей был поражен. Он не любил старых городов — Ростова и Суздаля. Они управлялись боярским вече (собранием), которое не считалось с князьями и притесняло бедных, которые назывались «младшими людьми». Город Владимир, основанный св. равноапостольным вел. князем Владимиром (+ 1015, память его 15 июля), был населен именно этими «младшими людьми» — ремесленниками, пришедшими с юга. Князь Андрей горячо любил этот город, и владимирцы отвечали ему тем же. И вот Сама Царица Небесная избирает его любимый город! Князь Андрей поспешно вернулся во Владимир, и через два года был уже готов чудный собор во имя Успения Божией Матери, для Ее святой иконы, которую стали с тех пор называть Владимирской. В том же 1157 г. скончался в Киеве вел. князь Юрий Владимирович, и князь Андрей провозгласил себя вел. князем владимирским. Ничтожный прежде, маленький городок Владимир стал стольным городом. Вел. князь Андрей расширил и украсил его. Своего предка — св. равноапостольного вел. князя Владимира он горячо чтил и старался подражать ему, особенно теперь, став вел. князем: он приказывал всюду отыскивать бедных, посылал им возами все необходимое для жизни, сам посещал бедных, ласкал и целовал прокаженных.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

Первые школы на Руси основал князь Владимир. Причем, не для того, чтобы только знать, а чтобы люди читали Священное Писание, были нравственными. И первыми учителями в школах князя Владимира были церковнослужители. Школы были основаны по подобию тех школ, которые основали братья Кирилл и Мефодий в славянских странах. И называют Князя Красное Солнышко потому, что при нем по всей Руси стало распространяться Слово света - Евангелие Христово, Благовестие, учение Христово. Как когда солнышко встает, оно красное бывает, а он первый, кто православную веру сделал государственной религией Руси. Никто не заставлял иметь веру, а русские люди сами, своею мудростью, и им открыл Господь - приехали за верой в Византию. И действительно князь Владимир выбирал веру, и выбрал ту веру, которую уже приняла его бабушка Святая и Равноапостольная великая княгиня Ольга.Все видели приезжих из других земель, какая была разная религия. А князь хотел единую веру, потому что это единство Руси. Единая вера - единый язык церковно - славянский, единая культура была. Люди русские были едины в духе, и государство было сплоченным. Вот так нашу землю и прославили святая Ольга и Креститель Руси благоверный князь Владимир. Наверное, Бог любит нашу землю. С первых веков христианства идет обычай воздвигать храмы на развалинах языческих капищ и святилищ или на крови святых мучеников. По возвращении в Киев Князь выстроил Десятинную церковь, как десятину, отдаваемую Богу по Закону. И перенес туда гроб своей бабушки - святой княгини Ольги. Летопись сохранила молитву святого князя к Вседержителю в Десятинной церкви, где была и такая просьба: " Аще, кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы " И еще, у нас есть за Островом, местечко с древним названием Володимерец. Везде едешь по деревням, вроде все обычно, и вдруг гора, поднимешься на нее, а вокруг невероятно красивая природа. Там был городец - место для защиты, и там вполне мог быть князь Владимир, его местечко для охоты. Сейчас в том месте, по благословению нашего Владыки Евсевия, монастырь восстанавливается Свято-Введенский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Россия за тысячу лет дала столько святых, как ни одно государство в мире! Основание всему этому заложила самодержавная правительница – богомудрая великая княгиня Ольга. Ее внуки, дети князя Владимира, Борис и Глеб – первые любимые русские святые. Св. великий князь Александр Невский, св. князь Даниил Московский, св. князь Димитрий Донской, прп. Евфросиния Полоцкая, благоверный князь Михаил Тверской – потомки великой княгини Ольги. Наше Ольгинское общество создано в 2005 году. Несколько женщин-педагогов были награждены Русской Православной Церковью орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги за труды по сохранению православных традиций в образовании. Нашли в телефонном справочнике храм-крестильню во имя святой княгини Ольги в Москве при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, настоятель – протоиерей Константин Татаринцев, теперь он духовник Ольгинского общества. Отец Константин на первой встрече сказал: «Я буду рад, если вы полюбите это место, и будете иметь о нем доброе попечение. Но, прежде всего, храм должен жить, должны быть Богослужения». Мы стали служить молебны св. великой княгине Ольге и создали Общество ее имени. Главные направления деятельности Общества во имя св. княгини Ольги: 1. Обеспечить жизнь храма как центра, объединяющего всех желающих участвовать в работе. 2. Духовное осмысление жизни и деяний святой равноапостольной княгини Ольги, опыта и трудов ее потомков, просветительская работа Ольгинского общества в форме Ольгинских чтений, лекций и конференций, участие в различных форумах, издание сборников. 3. Образование и воспитание в семье, школе и Церкви. 4. Очередные и перспективные задачи Церкви и государства. 5. Сотрудничество с общественными организациями: Международной общественной организации «Союз православных женщин», Объединением «Алтарь Отечества», Ассоциацией учителей православной культуры, АНО «Семья России» и др. 6. Совершать поездки по святым местам России и мира. На X Ольгинских чтениях 23 июля 2017 года было принято решение обратиться к руководству Русской Православной Церкви с предложением организовать широкое общенародное церковно-государственное празднование. Отправили письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Легойде Владимиру Романовичу, встречались с руководителем Управления по работе с общественными организациями Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Димитрием Рощиным.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Именно к образу святого князя Владимира и к памяти о его наследии прибегали великие московские князья и цари — святой благоверный князь Димитрий Донской, великий князь Иоанн III, цари   Иоанн IV, Алексей Михайлович, Петр Великий, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Отметим, что существующий памятник святому князю в Киеве — наследие имперского Петербургского периода: он был поставлен при Николае I в 1853 г., создали его петербургские скульпторы — Василий Демут-Малиновский, Петр Клодт и петербургский архитектор Александр Тон, отливалась статуя в Петербурге, ее детали — в Калуге. В этом контексте исторического единства Великой и Малой Руси (современной Украины) разговоры о гибридном присвоении истории просто смешны. И, наконец, святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Разве русские люди, пусть даже живущие в Сибири или на Дальнем Востоке, не имеют права выразить сыновний долг благодарности своему духовному отцу, некогда даровавшему их предкам бесценный дар Святого Крещения? Вырывать князя Владимира из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично В телевизионной полемике с украинской стороны звучал достаточно невежественный аргумент: что-де имя Владимир (точнее Володимер) — чисто украинско-русское имя. В порядке всеобуча напоминаем: Владимир — имя общеславянское. Достаточно вспомнить Расу-Владимира, сына крестителя Болгарии св. князя Бориса, или святого Иоанна-Владимира, князя Зетского. Стоит вспомнить и следующие факты: «Слово о Законе и Благодати» уже в XIII в. использовалось сербскими книжниками для прославления святого Стефана Немани. Почитание святого князя Владимира с течением времени стало значимым и для Болгарии, и для Сербии. Поэтому вырывать его из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично. Некогда святой князь Ярослав Мудрый создал три Софийских собора — в Киеве, в Новгороде, в Полоцке, — начертив невидимый треугольник, заложив сакральную географию Святой Руси и духовные основы для бытия Малой, Великой и Белой Руси. Старец Лаврентий Черниговский некогда ясно сказал: «Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь». Поэтому вопрос: кому «принадлежит» святой князь Владимир и кто имеет право ставить ему памятники — безнравственен и не имеет смысла.

http://pravoslavie.ru/98488.html

Это услышал князь Владимир, и разгорелось Святым Духом сердце его, желая святого крещения. Видя желание сердца его, Бог , зная о доброте его, снизошел с небес на князя Владимира милостью Своею и щедротами. И Бог Отец, и Сын, и Святой Дух, в Троице славимый, «проникающий в сердце и существо» 1124 Бог праведный, все предвидящий, просветил сердце князю Русской земли Владимиру, чтобы принял он святое крещение. Крестился сам князь Владимир, и детей своих, и весь дом свой святым крещением просветил, и освободил каждую душу, и мужского пола, и женского, крещением святым. И возвеселился, как Давид, 1125 и возрадовался Богу князь Владимир, и, как святой пророк дивный Аввакум, 1126 «веселился, и Господу радовался», 1127 Богу Спасу своему. О, блаженное время и день добрый, исполненный всякого блага, в который крестился Владимир князь и назван был в святом крещении Василий! И дар Божий осенил его, благодать Святого Духа освятила сердце его, и научился по заповеди Божией поступать и жить добродетельно по-божьи, и веру соблюдал твердо и непоколебимо. Крестил он всю Русскую землю из конца в конец – и отверг нечестивое наваждение, и языческих богов, а вернее бесов, Перуна и Хорса, и других многих 1128 попрал, и сокрушил идолов. И церковь построил каменную во имя Пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину 1129 ей дал, чтобы о попах заботиться, и о сиротах, и о вдовицах, и о нищих. И потом всю землю Русскую и города все украсил святыми церквями. И отверг весь диавольский обман, и пришел от тьмы диавольской на свет с детьми своими, пришел к Богу, крещение приняв, и всю землю Русскую вырвал из пасти диавола и Богу привел и к свету истинному. Ведь сказал Господь устами пророка: «Отводящий от нечестия нечестивого, ты – как уста Мои». 1130 И был князь Владимир как уста Божии и людей от обмана диавольского к Богу привел. О, сколько радости и веселия было на земле! Ангелы возрадовались и архангелы, и души святых воспряли. Сам Господь сказал: «Какая радость бывает на небесах, если хоть один грешник раскается». 1131 Бесчисленны души, приведенные к Богу святым крещением по земле Русской, исполнено дело, похвалы всякой достойное и радости духовной полное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка благословил у нас в Пскове восстанавливать и храм святителя Климента, Папы Римского. Священномученик Климент был учеником Апостола Петра, до X века Папы Римские были еще православными. И после крещения в Корсуни князь Владимир привез на Русь часть мощей святого Климента. Это была первая христианская святыня, первые святые мощи, которые были привезены в Русскую землю. Они находятся в Киево -Печерской Лавре и мироточат. Римо-католики не придают такого значения святым мощам, как наша Православная Церковь. У них гроб святой Елены высоко в алтаре, к нему и не подойдешь. И мощи Святых волхвов в Кельне тоже высоко, к ним не приложится. Празднование Святому и Равноапостольному князю Владимиру было установлено святым благоверным князем Александром Невским после того, как заступлением Святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа в 1240 году. Церковь причислила Владимира к лику святых, посчитав его заслуги, равными Апостольским деяниям. Память его отмечается 15 июля (ст.стиль). В кондаке праздничных песнопений Святому Владимиру поется: " Сего ради почитаем тя, яко Троице служителя, Христа моли даровати нам велию милость " . Справка: Святой и Равноапостольный Князь Владимир, во святом крещении Василий. Сын Святослава и внук Великой Княгини Ольги. С 980 года, сделавшись единодержавным князем России, он не только прославил себя воинскими подвигами, но и внес величайший вклад в историю христианства: обратил в Православие целое государство. Князь Владимир выбирал веру. Вот как описывает Летопись впечатления Князя и его дружины о службах в Софийском соборе в Константинополе: " Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где служат они Богу своему, и мы не знаем, на небе ли мы находились или на земле. Знаем только, что там с людьми обитает Бог " . Из предложенных князю Владимиру вероисповеданий: мусульманства, иудаизма Князь выбрал Православие и крестился в греческом городе Корсуни (Херсонесе). Но в одночасье бывший князь-язычник не мог стать праведником, и, тем не менее, сразу же по возвращению на Русь, Владимир отпустил всех своих прежних жен и оставил за собою только византийскую царевну Анну, с которой венчался после крещения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Мощи святителя были положены в соборе апостола Петра. Через восемь лет святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий взяли часть мощей святителя Климента и с ними отправились в Рим, где передали их папе римскому Адриану, и папа благословил совершение Литургии на славянском языке. В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве      – Вернёмся к Херсонесу… – Приходит сюда некий 25-летний киевский князь – не знавший поражений язычник, ещё несколько лет назад приносивший в жертву своим богам людей. Мы знаем имена двух мучеников варягов-христиан Феодора и сына его Иоанна. У князя было множество наложниц, он любил разгульные пиры, увеселения. И здесь Господь просвещает его светом Истины, посетив тяжёлой болезнью, в результате которой князь полностью ослеп. После того, как князь вошёл в Херсонес и вышел из купели Крещения, Господь даровал ему не только телесное зрение, но и духовное. Он не только исцелил князя от болезни, но и даровал ему видение самого себя. Отсюда князь-язычник уходит совсем другим человеком – христианином. А впоследствии это князя соплеменники и современники прозовут «Красным Солнышком». Дружина князя, которая состояла из славян и варягов, видя такое чудо, тоже приняла Крещение. Это важное историческое событие происходило недалеко отсюда, в бухте, где сейчас распологается Нахимовское училище. Из Херсонеса в Киев ушло уже не языческое – православное воинство. Что бы ни говорили историки и противники христианства о том, что «князь Владимир крестил огнём и мечом», я глубоко уверен, что когда киевляне увидели духовно изменённых князя и его воинов, то и сами приняли Христа. Потому что они увидели: Христос – это Истинный Бог. Они скинули идолов в днепровские воды и приняли веру Христову. Очень важно, что святой князь Владимир изменился тогда не только внешне, но и внутренне, стал истинным христианином. Мы знаем из истории, что после Крещения он больше не казнил людей, говорил: «Не убий!». Говорил, что Господь – праведный судия, а не князь.

http://pravoslavie.ru/80947.html

Князь Андрей и княгиня Мария происходили из рода Рюриковичей, в котором было много святых, от равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба и до святых князей Даниила Московского и Иоанна Калиты. Предками князей Серпуховских были великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и княгиня Мария Ясыня — женщина святой жизни. Внуками Марии Ясыни были святой Александр Невский, прадед Андрея, и первый удельный князь Галицко-Дмитровский Константин, прадед Ивана Федоровича. На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии князю Андрею Серпуховскому. На соединенных землях расцвела обитель Живоначальной Троицы, основанная преподобным Сергием. Мария Ивановна дала согласие на основание монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку В результате образовалась духовная связь князей Серпуховских с Игуменом Земли Русской. Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. В 1353 году у нее родился сын Владимир. Период жизни до Куликовской битвы (1353-1380) Князь Андрей Иванович умер 6 июня 1353 года в возрасте 25 лет от поразившей всю Европу чумы. На сороковой день по его кончине, 15 июля, княгиня Мария родила сына. В то время Прологи и богослужебные книги уже упоминали о праздновании памяти Крестителя Руси Владимира. Во имя своего благочестивого предка и был крещен князь Владимир Андреевич Храбрый В ведении княгини Марии была третья часть Москвы, ей принадлежала треть собираемых в городе налогов. У княгини был свой двор в Кремле и дом на Кучковом поле. Молодой и богатой вдове не могли не последовать предложения вступить во второй брак, но она их не приняла. Княгиня молилась за близких и воспитывала сына, который стал глубоко верующим, честным и благородным человеком, соратником своего двоюродного брата, великого князя Димитрия Донского. В период кровавых междоусобиц пример братской любви между князьями был фактически единственным. Однако этот пример сильно повлиял на других князей и помог им сплотиться на Куликовом поле. По благословению духовника, наставляемый своей матерью, князь Владимир Андреевич Храбрый отказался от своих прав на великокняжеский престол в пользу наследников князя Димитрия, что послужило становлению русского государства.

http://patriarchia.ru/db/text/3878465.ht...

Мы знаем, что жизнь князя преобразилась: до того он был человеком жестоким и, по нашим сегодняшним меркам, безнравственным, хотя представления о нравственности тогда были совсем другие. Но после того, как Господь просветил его духовные очи светом Христовой веры, великий князь Владимир изменил образ своей жизни, изменил подход к людям. Он боялся даже выносить смертные приговоры, чтобы не совершить греха. И это в те времена, когда жизнь человека недорого стоила, когда приговорить кого-то к смерти мог любой князь по любой причине. Святой князь Владимир являет нам пример человека, который обратился ко Христу и посвятил Ему всю свою жизнь. Вот почему мы его прославляем как равноапостольного: подвиг, который он совершил, сродни подвигу апостолов, ходивших по языческим землям и просвещавших разные народы светом Христовой веры. В дни Великого поста, приближаясь к празднику Святой Пасхи, мы с особым чувством размышляем о судьбах нашего Отечества. И сегодня, в день Похвалы Пресвятой Богородице, мы должны задуматься о том, что если бы не святой князь Владимир, то не было бы, наверное, этого удивительного чувства благодарности нашего русского народа Пресвятой Богородице, Которая стала для нас Заступницей, Покровительницей и Защитницей. Князь Владимир принес нашему народу не только Христа − он принес нам и Пресвятую Деву Владычицу Богородицу. И неслучайно уже на самом раннем этапе распространения христианства на Руси наш народ особым образом возлюбил Матерь Божию. Нет другого такого народа, нет другой такой страны, где было бы столько чудотворных образов Царицы Небесной: Казанская, Владимирская, Смоленская, «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость» и многие, многие другие. Почти каждый день церковного календаря посвящен памяти Пресвятой Богородицы, явлению или чудотворению от той или иной Ее иконы. Это особая благодать, которая излилась на наш русский народ от Самой Пресвятой Девы. Сама Богородица покрыла наш народ Своим честным омофором. Неслучайно и праздник Покрова особо почитается в нашем народе, тогда как  многим другим народам он либо вовсе неизвестен, либо празднуется скромно − не так, как у нас.

http://mospat.ru/ru/news/50541/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010