Глава 1. Книга Пророка Исаии 9. Сведения о пророке Исаии Святой пророк Исаия был сын Амоса. Блаженный Августин (de Civitat. Dei lib. XVIII cap.27) и Климент Александрийский (Strom. lib. 1) полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати. Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии, ибо пророк Амос был пастырь овец от Фекуи ( Ам 1:1 ; 62 7:14–15 63 ), тогда как Исаия происходил из знатного рода; – имя пророка Амоса, как заметил блаженный Иероним , пишется через  аин  и  самех  и значит народ отверженный (populus avulsus); тогда как имя отца Исаии пишется через  алеф  и  цаде  и значит «смелый, сильный» (fortis, robustus). Древнее ветхозаветное предание [Doctores nostri per traditionem liabent, Amotsum et Amasiam. fratres fnisse, говорит Рав. Кимхи об Исаии в толковании Исаии 1:1. То же повторяется в жизнеописании Исаии – Четии Минеи 9 Мая.], перешедшее в Христову Церковь , говорит, что Исаия был царского рода; что отец его Амос был сын Иоаса и родной брат Амасии, царей Иудейских ( 4Цар 14:1 64 ). Для большей ясности и как бы наглядности своих предсказаний Исаия употребляет символические действия. Перед нашествием Ассириян на Израильское царство и потом на Иудейское он на большом новом свитке выставил надпись «магер-шелал-хаш-баз» (спешат на добычу, бегут на грабеж) и новорожденному сыну своему дал тоже имя ( Ис 8:14 ); во время осады Азота Танафаном (иначе Тартаном) [Тартан – название военачальника, заменяющего особу царя, если сей последний лично не участвовал в походе], военачальником Ассирийского царя Арны (иначе Саргона), Исаия сверг вретище с чресл своих, снял сандалии с ног и ходил наг и бос в ознаменование предстоящего позорного рабства Египтян. Как ходил раб мой Исаия наг и бос, говорит Господь…, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и Эфиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту( Ис 20:1–4 ). Во времена Езекии молитвами Исаии сотворены два чуда:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 6 1–4. Призвание пророка Исаии к пророческому служению: а) Богоявление, 5–7. освящение пророка, 8–13. его послание на проповедь Ис.6:1–4 . К своему высокому служению Исаия, подобно Моисею, Иеремии и Иезекиилю, был призван особо торжественным Богоявлением. Он видел Бога как царя вселенной, торжественно восседающим в своем храме-дворце. Его окружали высшие духи ангельские – серафимы, громко исповедующие святость Всевышнего и Его великую славу, пред которой даже они закрывали себя крыльями. Ис.6:1 . В год смерти царя Озии видел я Го­с­по­да, сидящего на пре­столе высоком и пре­воз­несен­ном, и края риз Его наполняли весь храм. В год смерти царя Озии, т. е. 740 г. По преданию, сообщаемому святым Ефремом Сириным , Исаию чрезвычайно опечалила дерзость царя Озии по отношению к храму, куда царь осмелился войти для каждения фимиамом. Пророк облекся во вретище – знак печали – и носил его до самой смерти царя Озии; в год смерти этого царя Исаия и был призван на служение торжественным видением (Твор. святых отцов в р. пер. т. 20 с. 237–238). Евсевий Кесарийский еще прямее говорит, что только со смертью Озии, прогневавшего Бога, пророк мог получить откровение от Бога, Который дотоле за грех царя отвращал Свое лице от народа иудейского (Collectio setecta Ecclesiae Patrum Caillaut 24 р. 28 и 29). Блаженный Феодорит со своей стороны добавляет, что Господь, в частности, прогневался и на самого Исаию, который молчал в то время, когда Озия позволил себе такую дерзость по отношению к храму. Новейшие толкователи (напр., Негельсбах в Lange Bibellwek т. XIV с. 84 и 85) объясняют дело более простым образом, говоря, что Исаия был нужен именно в то время. Почему пророк о своем призвании говорит после пророчеств, помещенных в 1–5 гл.? Очень вероятно, что Исаия хотел в первых пяти главах начертать картину жизни современного ему иудейского народа для того, чтобы его послание вышло вполне ясно мотивированным. Видел Бога Исаия, конечно, не телесными очами, а очами духа, находясь в состоянии пророческого восхищения (экстаза). «Слышит Исаия глас Господень, – говорит святой Василий Великий , слова которого имеют отношение и к видению Исаии, – хотя ничто не ударяло в телесный слух» (Твор. Святых Отцов в р. пер. т. б стр. 253 и 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 201. Евангелист Ветхого Завета За семьсот лет до Рождества Христова в Иерусалиме жил святой пророк Исаия. Происходил он из царского рода, но не искал ни богатства, ни почестей земных, и ради Бога смиренно подвизался в нищете. В ранней молодости он призван был Богом к пророческому служению, и продолжал это служение при пяти царях Иудейских более семидесяти лет. Вот как сам он рассказывает о своем призвании к великому служению пророческому. «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывали каждый лицо свое, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом исполнился курениями. И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Хотел бы и я славить Бога, но уста мои нечисты, и живу среди людей с нечистыми устами... А вот, Царя Господа Саваофа вижу очами моими!»... Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся он уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня!» ( Ис. 6:1–8 ). Так, воспламененный небесным огнем пророческого вдохновения Исаия сам вызвался на дело проповеди, и с того времени стал небоязненно возвещать волю Божию и царям и всему Иудейскому народу. Он смело обличал их пороки и нечестие, грозил им судом Божиим, предсказывал опустошение Иерусалима, отведение народа в плен Вавилонский и возвращение из этого плена. За сто с лишком лет до рождения Кира, царя Персидского, Исаия назвал его по имени и предсказал, что этот царь освободит Иудеев из плена и повелит восстановить Иерусалим и построить храм. Пророк ясно видел будущую судьбу народов и царств, соседних с Иудейским царством, и почти за двести лет подробно описал падение Вавилона. Но всего поразительнее Его пророчества о Христе Спасителе. Более чем за семьсот лет до рождества Господа Иисуса Христа вдохновленный Богом Исаия возвещает о Нем миру с такой точностью, такими ясными чертами, как будто это говорит не пророк, а евангелист: вот почему многие толкователи Священного Писания называют Исаию евангелистом Ветхого Завета, а Его священную книгу – Евангелием от Исаии. Раскроем эту вдохновенную книгу и послушаем, что вещает о Господе нашем Ветхозаветный пророк-евангелист.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы Твой виноградник, Господи 09.04.2013 Рубрика: Царь Метки: пророк Исайя , Царь-мученик Николай Пророк Исаия и святой царь Hukoлaй II Многие замечают, что пророк Исаия как будто изображает в своих пророчествах, звучащих в наших храмах Великим постом, и духовное, и материальное состояние души русского народа в годы отступничества от веры, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. Те же самые болезни посещают наш народ после крушения православной монархии, то же самое врачевание предлагает Господь. «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 2—4). Вскоре после злодейского убийства царя Hukoлaя II, когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, святейший патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1, 16). Святой патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее покаяние — такое очищение души, которое одно только может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью». Но и это покаяние, как мы видим сегодня, еще не уврачевало наш народ. Пророк Исаия предупреждает, что Господь отнимет от избранного народа храброго вождя и воина, и судью, и пророка, и прозорливца, и старца. И мудрого художника, и искусного в слове отнимет Господь и даст в начальники отроков, так что над этим народом будут господствовать дети. Он говорит о том, что каждый будет угнетаем и унижаем от другого, и юноши будут нагло превозноситься над стариками, а простолюдины возвышаться над благородными людьми. И наступит горькое запустение всей земли.

http://moral.ru/мы-твой-виноградник-госп...

Содержание Вступление Первоевангелие Адам и Ева Каин и Авель Святой праведный Ной Святой праведный Лот Святой Иосиф Прекрасный Подражание Святой пророк Моисей В пустыне Святой праведный Иов многострадальный Вспомни Святой пророк Давид Святой пророк Исаия Жертвы Святой пророк Иезекииль Горит восток! Святой великий Иоанн, Предтеча Господень Агнец Божий, Месия-Христос, пришел! Явление Господа нашего Иисуса Христа Христос Сила Святаго Евангелия Две девушки Живая любовь Солдат Ученый Студент Святое Евангелие Одинокая Верность Монахиня Анна 1. Апостольский период Заря христианства Плач над колыбелью Сила апостолов Гроза в горах Апостольский венец Святой апостол Иаков Выдержки из послания Святого апостола Иакова Святой апостол Пётр Сон Дорога Выдержки из посланий Святого апостола Петра Второе послание Святого апостола Петра Святой Иоанн Богослов Белый цветочек Звон Выдержки из посланий святого апостола Иоанна Богослова Дети Святой апостол Иуда (не Искариотский) Выдержки из послания Святого апостола Иуды Осенний букет Многодетная… Святой апостол Павел Мученица Послания святого апостола Павла Выдержки из послания к Римлянам Послание к Коринфянам (1-е) Ода святой любви Послание к Коринфянам (2-е) Не отгони П0слание к Галатам Послание к Ефесянам Послание к Филиппийцам На рубеже Послание к Колоссянам Сораспятие Послания к Фессалоникийцам (1-е) Послание 2-е Остановись! Выдержки из пастырских посланий Святого апостола Павла Послание к Тимофею (1-е) Послание к Тимофею 2-е Послание к Титу Двойная звезда Выдержки из послания к Филимону Выдержки из послания к Евреям Святой апостол Андрей Первозванный Сеятель Святой апостол Фома Труженики 2. Мученический период Таинство любви (священномученики) Свеча Аргумент Кроткий змий? Река смерти Мученики Святой Игнатий Богоносец Юноши-мученики Братья Амфиан и Едесий Святой мученик Севастиан Свидетель! Девы-мученицы Святая мученица Иулия Святая мученица Серафима Святая мученица Христина Дети-мученики Святой мученик Понтик Святой мученик Кирилл Святой мученик Варул Святой мученик Кирик Шепот А они идут… 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Беседа на Преображение Господне (О том, что Божественный свет во время Преображения есть свет несозданный, но не есть сущность Божия). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Пророк Исаия об Евангельской проповеди предсказал: яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней ( Ис. 10:23 ). «Сокращенным» называется такое слово, которое в немногих словах заключает великий смысл. Посему мы снова рассмотрим те Евангельские слова, которые сегодня уже рассматривали, а также присоединим остальное, дабы лучше понять заключающийся в них смысл. Во время оно поять Иисус Петра, и Иакова и Иоанна, и возведе их на гору высоку едины. И преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце ( Мф. 17:1–2 ). Се, братие, время благоприятно, это ныне – день спасения, день святой: не измеряемый часами, не увеличивающийся и не уменьшающийся, не разделяемый ночью; это – день Солнца правды, у Которого нет изменения и ни тени перемены ( Иак. 1:17 ), Которое с того дня, как извело нас из тьмы в чудный Свой свет, вечно простирает сияние Свое над главою (нашею), как Солнце незаходимое. Будучи же Солнцем правды и истины, Оно не восходит для того, чтобы светить и отражаться в придерживающихся лжи и проявляющих неправду на словах и на деле, но с верою приемлется творящими правду и любящими истину и веселит их своими лучами; об этом свидетельствует и Писание: свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие ( Пс. 96:11 ). И Псалмопевец Пророк, предрекая о радости от того просияния, имевшей быть впоследствии для созерцавших, воспевает к Богу: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася ( Пс. 88:13 ). А Исаия говорит: разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний..., и всякое писание неправедное раздери; а далее что? Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют: и предъидет пред тобою правда твоя; и еще: аще от имеши от себе соуз, и рукобиение, и глагол роптания, и даси алчущему хлеб от души твоея, и душу смиренную насытиши: тогда возсияет во тьме свет твой, и тьма твоя будет яко полудне ( Ис. 58:6,8–10 ), ибо те, которых ясно освещает это Солнце, соделываются другими солнцами, потому что праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их ( Мф. 13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Настоящая любовь – жертвенная» По словам митрополита Варсонофия, Господь выбрал Деву Марию для миссии Богородицы за любовь, смирение и кротость 08.04.2024 2 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru В воскресенье, 7 апреля, Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Благовещенском храме на Приморском проспекте, сообщает сайт митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский), настоятель протоиерей Феодор Гуряк с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Диакон Константино-Еленинского монастыря Андрей Вериялов был рукоположен во пресвитера. Чтец храма архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Виктор Джахонтов был хиротонисан во диакона. «Поздравляю вас с двунадесятым праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы, с третьей Неделей Великого поста – Крестопоклонной, а также с днем памяти святителя Тихона, Патриарха Московского, – сказал владыка в проповеди. – Дева Мария была предназначена для высокой миссии – стать Матерью Сына Божия, так было решено на Предвечном совете Святой Троицы. А первое обетование о Ней мы получаем еще когда первые люди были в раю: после грозного приговора, который вынес Господь нашим прародителям Адаму и Еве, прежде чем они покинули рай, Он сказал, что " семя жены сотрет главу змия " (Быт. 3:15). Это обетование проходит через все допотопное время, и после потопа о нем помнят. Иудеи, которые сохраняли Откровение Божие и в египетском плену, то есть более ста лет, помнили, что должен родиться Мессия – Спаситель. Пророк Исаия за восемь веков до Рождества Христова успокаивал царя Ахаза, который готов был сдать врагам Иерусалим. Царь просил дать ему знамение, а пророк Исаия – знатный вельможа – на это ответил: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил " (Ис. 7:14). Память о пророчестве Исаии сохранялось в веках, пока не появилась Дева, которая обладала полнотой добродетелей и могла бы вырастить Спасителя мира».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/na...

Скачать epub pdf Житие святого пророка Исаии Память 9 мая Время пророческого служения святого Исаии (по-еврейски имя это произносится «Иеша–Иагве» и значит «спасение Иеговы», т. е. спасение, получаемое от Господа) было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство израильское окончило свое существование, а иудейское доживало последние годы пред Вавилонским пленением. Эта печальная участь – подчинение «избранного народа» под тяжелую руку языческих царей была ему наказанием от Господа за то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и идолопоклонстве. Особенно было велико отступление от завета Божия в царстве израильском, которое за это и постигло ускоренное наказание, «в царстве же иудейском по временам просвечивала надежда на лучшее будущее», и если не совсем погас огонь святой ревности по Боге в Иудее и Господь еще медлил с исправляющим ее наказанием, то этим Иудейское царство обязано главным образом пророческой деятельности святого Исаии. Святой пророк Исаия, происходивший из колена Вениаминова, родился около 760 г. до Р. Х.; он был сын Амоса, о котором в книгах Священного Писания ничего не сообщается и которого иудейское предание отождествляет с Амосом, братом царя Амасии. Местом постоянного жительства святого Исаии был Иерусалим – столица Иудейского царства. На годы сознательного детства и отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это царствование без сомнения имело благотворное религиозное и политическое влияние на душу будущего пророка. Ничего собственно неизвестно о днях ранней юности святого Исаии, но явление ему славы Господней и избрание его Господом на великое служение дают непререкаемое свидетельство о благочестии пророка и в это время жизни; о том же говорят и его пророческие речи, из которых видно прекрасное знание им священных книг своего народа; очевидно, с ранних лет святой Исаия поучался в законе Божием. Как человек благочестивый, он взял и жену себе богобоязненную, от которой имел двух сыновей; о жене его известно, что она тоже была пророчицей ( Ис.7:3, 8:3, 8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Рассуждение седьмое. О земле Земле, земле, земле, слыши слово Господне ( Иер.22:29 ). Что пророк Иеремия предлагает слово Божие земле, а не людям глаголя: земле, земле, земле, слыши слово Господне! сие некоторые изъясняют так: α) Василий Великий , Иероним и Кирилл чрез небо разумеют небесных жителей, то есть Ангелов, а чрез землю – земных жителей, то есть, людей по Метонимии. ß) Иеремия относит речь свою к неодушевлённой вещи, чтоб означить тем Иудеев все добра получивших от Бога, кои однако неблагодарны оказались к Богу. γ) поскольку Иудеи обоготворили солнце, луну и звёзды на небе, а на земле зверей и камни, посему землю Пророк как бы во осуждение их призывает. δ) поскольку Иудеи, разумом одарённые, не хотели слушать Бога и Пророков, посему Пророк Иеремия приемлет вещь неодушевлённую – землю, во свидетельство, дабы она свидетельствовать могла о непослушании и глухоте народа Иудейского. Но пойдём, Христианине! в дальнее о земле рассуждение. § I Земля означает: 1) землю стихийную, о коей написал Моисей: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). 2) Человека, который сотворён из земли: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ). 3) Землю по превосходству обетованную, которая называется землёю Божиею, по оному: благоволил еси, Господи, землю твою, возвратил еси плен Иаковль ( Пс.84:2 ). Хотя и вся земля есть земля Господня в силу Давидовых слов: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней ( Пс.23:1 ). § II Церковь подобна земле. Ибо: 1) как земля стирается ногами, так Церковь гонениями. 2) Земля напоевается влажностью: Церковь упоевается росою благодати Святаго Духа, и слезами кающихся окропляется. 3) Земля приносит плоды: и Церковь даёт плоды свои по оному: земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш ( Пс.66:7 ). 4) Земля есть суха: и Церковь должна быть лишена влажности роскошей и удовольствий мирских; но находясь в мире сем, яко в юдоли плачевной, должна храмом быть всякой добродетели, как пишет о ней Давид: восхождения в сердцы своем положи во юдоли плачевней, в месте еже положи ( Пс.83:6–7 ). 5) Земля есть подножие Божие, как говорит Исаия: небо престол мой, земля же подножие ног моих ( Ис.66:1 ): и Церковь есть подножие Божие; поскольку: α) Бог присутствует в ней и управляет оную. β) Ходит в ней облечен в подир и препоясан при сосцу поясом златым ( Откр.1:13 ). Чрез пояс златой, святой Златоуст и святой Григорий означают Христову чистоту и невинность. Сим поясом все верные должны препоясать чресла свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010