7 мая 1862 г. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе [ ]. Если Христос в тебе чрез частое причащение Святых Таин, то будь весь как Христос: кроток, смирен, долготерпелив, любвеобилен, беспристрастен к земному, горняя мудрствующий, послушлив, разумен, имей в себе неотменно дух Его и не будь горд, нетерпелив, пристрастен к земному, скуп и сребролюбив. Веруй твердо, что ты мыслишь, чувствуешь, говоришь, движешься и действуешь всегда в Боге, так сказать, в самом лоне Его: пребывает во Мне, и Я в нем [Ин, 6, 56]; со всех сторон Он заключает тебя в Себе, проникает тебя и знает сзади и спереди, говорит святой пророк и царь Давид, Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою [ ]. В Боге же и Божия Матерь, все святые Ангелы и все святые. Чего же ближе? Кто может быть удобосообщимее с верующими христианами, как святые Ангелы и человеки? Призывай же с верою, упованием и любовию как Самого Господа всяческих, так и святых Его, проси их ходатайства за себя пред Богом; как просишь живых о чем-либо за себя, стоя с ними лицом к лицу, – так проси святых Ангелов и святых помолиться о тебе Богу, твердо веруя, что они находятся лицом к лицу к твоему сердцу. За пресыщением, уже не говорю о пиянстве, необходимо следует блуд вольный или невольный, в состоянии бодрствования или во сне. Вот какая тесная связь заключается между грехами. Потому крайне надо избегать пресыщения, тем паче пиянства, да не прогневаем Владыку нашего Бога плотскою, нечистою своею жизнию. Отсюда следует, что особенно монахам надо крайне умеренно употреблять пищу и питие, да не искушает их сатана невоздержанием чрева и разжжением их чресл и излиянием их тайных членов и не оскверняет их посвященных Богу душ и телес, да не увлекает сердец их вслед себе. С блудом тесно граничат сладкие яства и напитки, особенно сладкий чай. Не удаляющийся от сладких брашен и напитков не избежит блудных помыслов, разжжений, ночных нечистых грез, излияний и самых дел, о нихже нелепо есть и глаголати [ ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Именно в таком контексте следует рассматривать и ведущую к неизбежному общественному хаосу реформу государственной власти в нашей стране. Новая этика хозяйственной деятельности, в основе которой лежит свобода греха и ложь, выступает в форме примитивно трактуемой экономической свободы, а на деле, - произвола, обмана, безответственности и распущенности в экономических отношениях, и требует немедленного снятия еще существующих сдерживающих ограничений со стороны государства. В этом свете революционные замыслы В.И.Ленина с его идеологией постепенного отмирания государства ( Государство и революция ) значительно уступают в смелости планам его современных отечественных последователей, которые, творчески развивая и продолжая дело вождя мирового пролетариата, стремятся решить вопрос с российским государством ускоренными темпами, до 2005 года 18) . Главной причиной такого отношения к созданному многими поколениями российских граждан государству является то, что современные носители государственной власти в России все меньше и меньше прислушиваются к голосу данной им Богом совести, стремятся его заглушить и, в конечном счете, избавиться от ее бремени. Это отмечал еще в начале прошлого века в отношении будущих путчистов февраля 1917 года, ставшими предтечами современной российской правящей элиты, святой праведный Иоанн Кронштадтский: …наше время какую картину представляет? Картину падений всех обществ. Где причина такой слабости умов, сословий, учреждений, нарочито собирающихся для утверждения колеблющегося государства и, между тем, колеблющегося; где причина темноты, слабости и падения? В неверии, в отпадении от Бога, от Божиих премудрых повелений, в надеянии на свой разум слепой, в последовании своим страстям 19) . Именно поэтому современные российские руководители одинаково мыслят, говорят на одном языке и действуют заодно с отвернувшейся от Бога современной глобальной правящей элитой. Сущность политики этой элиты очень точно определил в наше время духоносный старец Паисий Святогорец: …ранее те, кто управлял, имели в себе Бога, тогда как сейчас многие из тех, кто управляет, в него не веруют…[современное] государство воюет против божественного закона. Законы, которое оно принимает, направлены против Бога. 20) . Против Бога направлена деятельность подавляющего большинства современных государств, против Бога направлена в своей основе и осуществляемая в настоящий момент административная реформа по формированию эффективного государства в России.

http://moral.ru/Adm_reforma_3.htm

— А насколько достоверны слухи о том, что Смольянинову приглашали в Америку, и надолго? — Меня действительно приглашали в Америку. Но понимаете, всего нужно желать. И чтобы поехать за границу, надо иметь такое стремление. Честно скажу: мне этого абсолютно не хочется, и никакого престижа в такой поездке я не вижу. Да и потом, у нас есть народная мудрость: где родился, там и пригодился. Путешествовать — дело другое. Но из того, что я делаю, устраивать шоу... с танцами и фейерверком? А именно это мне предлагали. У американцев, конечно, свое представление о культуре, и им непонятны русские, которые сидят на концерте и плачут. Для того чтобы воспринять музыкальную культуру другого народа, нужно иметь собственную культуру слушания. Если вернуться к нашей действительности, то я могу сказать совершенно ужасную вещь: люди, которые на местах, в филармониях, занимаются устройством концертов, панически боятся приглашать любого исполнителя народных песен и романсов, а тем более духовных стихов. Боятся, что народ не придет. Вот мы можем прямо сейчас позвонить с вами в любую филармонию и получим один и тот же ответ: «У нас люди на концерты не ходят. Недавно Киркоров провалился, Алена Апина зал не собрала, а вы хотите, чтобы на вас пришли». И так — везде. Но может, не всякий раз скажут, что Киркоров провалился... И получается нелепость: люди из других городов, попадая на мой концерт, подходят со слезами на глазах: «Мы повсюду ищем вас. Где вы? Что вы? Мы хотим слышать вас, найти ваши записи... Почему вы к нам не приезжаете?» Ну что тут ответишь?.. — Мы живем в суетной, гнетущей атмосфере. Есть на что надеяться? — Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что Россия — престол подножия Божия на земле. И мы должны осознать, какие мы счастливые, что здесь родились. Понять, что для нас есть наша Родина и что мы для нее. Существует легенда о небесной России как о невидимом граде Китеже. Святые, в земле Российской просиявшие, и есть наша небесная опора, которая молится за Россию земную. И потому она не может погибнуть. Именно об этом моя «Колыбельная России», которую меня всегда просят спеть.

http://sedmitza.ru/text/397239.html

Такую же мысль ещё в начале 20 века высказывал Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Господь изволил создать из персти человека и перстными существами восполнить недостаток ангельских миров вследствие отпадения гордых духов. Когда Денница увидел, что человек способен занимать «вдовствующие престолы», оставленные падшими ангелами, он не мог вынести своего позора, возгорелся лютой ненавистью и завистью к человеку (и к человечеству в целом), решив погубить его. После грехопадения первозданных людей искуситель Денница был проклят Богом и стал абсолютным Злом, Диаволом, Сатаною. С тех пор ведёт он борьбу не только с Богом (на небе), но за каждую душу человеческую (на земле)». Поэтому у каждого человека на земле в результате дедуктивной причинно-следственной связи с земным предназначением человечества есть только два пути в вечную жизнь своей души: 1) либо вверх к Богу на небеса, 2) либо вниз к сатане в преисподнюю. Эти два миростроительных подхода можно показать следующим образом. Безусловно, любая попытка схематически представить мироздание в одной плоскости и в статике, имеет ограниченные возможности, но схема хороша тем, что даёт представление, хоть и в упрощённом виде, о структурном понимании смысла жизни человечества, народа и каждого человека. Небесно-голубым цветом обозначена Божия сфера миростроительства, грязно-чёрным – путь к сатане в преисподнюю. Замысел Бога в отношении земного человечества состоит в воспроизводстве человеческого Разума для Божественного миростроительства духовной и материальной Вселенной. Бог стремится помочь каждому человеку в его земной жизни развить в себе те духовные и умственные, интеллектуальные качества и свойства, которые будут нужны Ему в человеческой душе по прибытии её на небеса для вечной жизни. Задачи сатаны на земле заключаются в том, чтобы всячески мешать человеку в воспитании и образовании своей души на основах христианской системы духовных ценностей, морали и этики, а наоборот культивировать низменные чувства и другие грехи и пороки, то есть те качества, которые нужны дьяволу для борьбы с Богом. Конечная же цель сатаны – уничтожить сам род человеческий, всё земное человечество как источник восполнения светлых Божьих ангельских сил.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/25/...

Все проблемы русской литературы многократно усугублены и тем, что гармония обладания небесными дарами искусству секулярному вообще неподвластна. Или, сделаем уступку самолюбию художников, почти неподвластна. Искусство чувствует себя свободным и всесильным лишь в стихии противоречий и конфликтов. Мы должны ясно сознавать, что сфера художественного творчества ограничена областью души в системе христианской трихотомии: тело, душа, дух. Это вовсе не оскорбляет и не принижает искусство, но лишь точно определяет границы его возможностей. Однако пространство душевное столь обширно и необозримо, что искусство и в строго ограниченных пределах вряд ли сможет когда-либо исчерпать предназначенное ему. Точно так, как и корабль, который может плавать лишь внутри пространства, очерченного береговой линией. Вопрос лишь — куда и зачем плыть, ведь океан-то слишком необозрим. Искусство, и литература в частности, может в необозримом пространстве души замкнуться в тех областях, где душа соприкасается с телесным естеством, но может возвыситься и до сфер, пограничных с пребыванием духа. Такова в высших своих достижениях русская литература. Но знать Истину и следовать Истине не одно и то же. Какая пропасть порою лежит между двумя этими состояниями! И какая мука человеку от ощущения той бездны в самой душе его. Об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души! Эти мучения стали предметом эстетического осмысления и отображения в русской литературе. Но не поводом для отстранённого созерцания и холодного рассудочного анализа, а предметом и собственного душевного терзания художника. Главной причиной таких терзаний стало именно то счастливое (по высшей мерке) обстоятельство, что как ни сильно было западное влияние, как ни победно проникал в российскую жизнь земной соблазн, однако Православие все же оставалось неискоренённым, со всей полнотой заключённой в нем и никуда не могло исчезнуть. Души были повреждены — но как бы ни блуждала в темных лабиринтах соблазнов общественная и личная жизнь россиян, все равно стрелка духовного компаса упрямо указывала прежнее направление, хотя бы большинство и двигалось в прямо противоположном. Западному человеку, скажем ещё раз, было проще: для него неповреждённых ориентиров не существовало, так что и сбившись с пути, он порою о том мог и не подозревать вовсе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

- Возрождение будет, невзирая на работу разрушителей. Хотелось бы говорить о настоящем театре. Н.С.: Мы недавно ходили в театр Вахтангова, где режиссер Наталья Ковалева поставила спектакль «Очарованный странник». Потрясающе! Это такая яркая театральная форма, такое блистательное актерское исполнение, такая любовь к Родине! И почему нам все время навязывают разговоры о том, что недостойно нашего внимания. Надо об этом спектакле «Очарованный странник» и других достойных постановках говорить! Не надо говорить о том, что кто-то разделся догола на сцене и куда-то вставил себе розу! Надо говорить о том, какие талантливые люди есть на сцене, как молодежь играет! У нас прекрасный русский театр и на периферии. Нужно просто повернуть взгляд нашей критики, СМИ в сторону положительного и прекрасного, что делается на российском театральном пространстве. - Насколько правомерны сегодня разговоры о народности, о народе?.. Наш народ пережил такие катаклизмы в XX веке: богоборческую, антирусскую революцию, коллективизацию, самую страшную в истории человечества войну, хрущевскую борьбу с остатками русской деревни и русского духовенства, немыслимое обнищание деревни в постперестроечное время... Н.С.: Народ останется жить на своей земле, пока он объединен языком и культурой. Одному народу в одно время тяжело, другому - в другое, третий народ между струй проходит - ему хорошо, а четвертому народу всю жизнь трудно. Каждый народ несет свой крест, как и человек. Национальности все равно останутся, как бы ни хотели интернационалисты сделать что-то единое, говорящее на одном языке, серое, пошловатое, усредненное, доведенное до автоматизма и подчиняющееся антибожественной силе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Русский народ встает тогда, когда он видит мировую угрозу». Война с французами началась - русский народ встал, и через полгода врагов не стало, против мирового зла фашизма опять русский народ встал. Сейчас наш народ собирает силы для борьбы с новым мировым злом. И на сопротивление этой угрозе мировой глобализации и уничтожения национальностей, когда будет существовать группа людей, а все остальные будут ее обслуживать, русский народ снова найдет в себе силы. Он уже восстает против пошлости. В народе всегда не любили два слова: пошлость и серость. И сейчас, когда нашу культуру стала разрушать пошлость, народ это сметает. Вся эта антикультура вспыхивает, как фейерверки, и гаснет. А все долгоживущее делают медленно и качественно, отбирая и сохраняя ценные кристаллики.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/29/vo...

Если же подобными местами проходит человек нерадивый, ленивый, беспечный, неповоротливый, недеятельный, то хитон его, развеваясь туда и сюда, потому что у путника недостает твердости – всячески подбирать свою одежду, рвётся о сучки и терния, или загорается от огня, или изрезывается вонзенными мечами, или грязнится в тине; одним словом, прекрасный и новый хитон его в скором времени портится от его невнимательности, недеятельности и лености. А если путник не будет обращать полного и должного внимания на указание глаза, то и сам упадет в ров или потонет в водах. Подобным образом и душа: нося на себе, как бы прекрасный хитон, одежду тела и имея у себя ум, который дает направление всей душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, – должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя. А чтобы телесный хитон в лесистых и тернистых местах мира сего не раздрался где-либо от забот, недосугов и земных развлечений и не сгорел от огня вожделений, то облечённая в оный душа отвращает око, чтобы не видеть лукавства, а также отвращает слух, чтобы не слышать пересудов, удерживает язык от суетных разговоров, руки и ноги от худых занятий; потому что душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых» 253 . Что касается хранения ума, то как человек старается хранить чистой свою одежду, проходя по нечистым местам, так должен со внимательностью оберегать, хранить свой ум от греховных помыслов и рассеянности. «Как невозможно жить без еды и питья, так невозможно душе достичь чего-либо духовного без хранения ума» 254 . Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Юноши и все взрослые! Помните, что в мире действует непрестанно нравственный закон , по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается: зло сопровождается скорбию и теснотой сердца, а добро – миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен! Делающие добро или исполнители этого нравственного закона будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукою» 255 . Поэтому каждому человеку, чтобы стать счастливым, мирным, радостным необходимо бороться со злыми мыслями и хранить свой ум.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский : «...не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу... Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно». От уголька до пожара Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова – одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова – тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно. Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова «обиделся». Ведь в данном случае «ся» – это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения – «себя». Таким образом, обиделся означает – обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь из сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно иногда бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было. Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, – знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной...»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но знать Истину и следовать Истине — какая пропасть порою между двумя этими состояниями. И какая мука человеку от ощущения той бездны не где-нибудь, а в самой душе его. Об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение Вот такие мучения и стали прежде всего предметом эстетического осмысления и отображения в русской литературе. Но не поводом для отстранённого созерцания и холодного рассудочного анализа, а предметом и собственного душевного терзания художника. Главною причиною таких терзаний стало именно то счастливое (по высшей мерке) обстоятельство, что как ни сильно было западное влияние, как ни победно проникал в российскую жизнь земной соблазн, а Православие всё же оставалось неискоренённым, пребывало со всею полнотою заключённой в нем Истины — и никуда не могло исчезнуть. Души были повреждены — да! — но как бы ни блуждала в тёмных лабиринтах соблазнов общественная и личная жизнь россиян, а стрелка духовного компаса все равно упрямо указывала прежнее направление, хотя бы большинство и двигалось в прямо противоположном. Западному человеку, скажем ещё раз, было проще: для него неповреждённых ориентиров не существовало, так что и сбившись с пути, он порою о том мог и не подозревать вовсе. Внутренним терзаниям русского человека со стороны дивились, над ними недоумевали и даже насмехались, но они давали прочную закалку, крепили душевные силы, распространяли очищающее влияние на окружающий мир. Это запечатлела в себе прежде всего литература наша. Ограничимся одним лишь примером — но авторитетным и поучительным. В мемуарах известного церковного деятеля XX века митрополита Евлогия (Георгиевского) находим свидетельство, слишком важное для понимания достоинств русской литературы. Владыка Евлогий рассказывает, как в ранней молодости, в первые два года семинарской своей жизни, он отличался не весьма достойным поведением и образом жизни. И что же помогло избегнуть падения? Чтение русской литературы. «Воспитательное значение литературы для молодежи огромно, — утверждает на основе собственного опыта мемуарист. — Трудно даже учесть меру её благотворного влияния. Она повышала самопознание, спасала от грубости, распущенности, безобразия поступков, питала склонность юношеской души к идеализму. Я стал выправляться, хорошо учиться, у меня появились умственные запросы, более серьёзные интересы. Моё увлечение литературой подготовило почву для дальнейшего душевного развития…»

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Страдающий этим недугом приносит много вреда и огорчений не только своим ближним, но и самому себе. Кроме того - в большинстве случаев - дерзящий не понимает, насколько его поведение неприятно другим. Очень редко найдутся отважные люди, которые попытаются объяснить грешащему о его пороке. Поэтому всегда надо внимательно следить за людьми и прислушиваться к ним, для того чтобы проследить их реакцию на наши слова. Чтобы не грешить дерзостью нужно сдерживать свой язык, следить за тем, что мы говорим, и с любовью относиться к своим ближним. Нужно в каждом человеке найти его хорошую сторону и полюбить его за нее, и таким образом препятствовать появлению дерзости. Самое же главное, нужно в себе развить доброе расположение к людям. Дерзость не нужно путать с дерзновением - проявлением глубокой веры, когда человек смело, дерзновенно обращается к Богу, зная, что Бог услышит его. 14. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Раздражиться - прийти в состояние нервного возбуждения, озлобления, досады (Ожегов). Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. Самолюбие и гордость наша хотели бы все поставить на своем, окружить себя всеми почестями, удобствами жизни временной, хотели бы, чтобы нашему мановению повиновались безмолвно и быстро все люди и даже - до чего не простирается гордость! - вся природа... Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества, и недостоин называться христианином! Раздражительность очень близка к дерзости. Она кажется маленьким грехом, но она создает нехорошее расположение. От раздражительности возникают другие грехи: дерзость (13), грубость, осуждение (2), непокорство (3), немилосердие (5), гнев (7), злоба, оклеветание (8), невнимание (9), нерадение о своем спасении (10), небрежение (11), воздаяние зла за зло (16), ожесточение (17), преслушание (18), своеволие (22), укорение (23), злоречие (24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010