Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе,/многа бо беззакония моя,/и из глубины зол возведи, молюся,/к Тебе бо возопих, и услыши мя,/Боже спасения моего. Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, –/ибо многочисленны беззакония мои, –/и из глубины зол изведи, молю;/ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня,/Боже спасения моего! Припев: Святый мучениче Трифоне, моли Бога о нас. Припев: Святой мученик Трифон, моли Бога о нас. Изсушив мерзкия жертвы,/и приношения скверная, и неистовства идольская,/твоими кровьми, славне, напоил еси/вся церковная благородная, Трифоне, прозябения. Иссушив мерзкие возлияния/и жертвоприношений скверны,/и неистовства идольские,/потоками твоей крови, Трифон славный,/ты все благородные церковные побеги оросил. Слава: Струпи мученичестии, яко миро, благоухают,/кровь страдалец источает исцеления,/останцы же тела души освящают/верою касающихся им. Слава: Влага мучеников как мvpo благоухает,/кровь подвижников источает исцеления,/прах их тела освящает души/с верою служащих им. И ныне: Яко одушевлен кивот,/прияла еси Слово Безначальное,/яко Святое Святилище, Зиждителя вместила еси,/яко Престол огнезрачен, носиши Владыку, Богомати, всея твари. И ныне: Как одушевленный ковчег/приняла Ты Слово безначальное,/как Святое Святилище Создателя вместила,/как престол огневидный, носишь, Богоматерь,/Владыку всего творения. Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Кондак, глас 8. Подобен: Яко начатки: Троическою твердостию/многобожие разрушил еси от конец, всеславне,/честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе,/венец приял еси мученичества твоего/и дарования Божественных исцелений,/яко непобедимь. Силою Троицы устранил ты многобожие с концов земли, преславный,/досточтимым пред Господом став;/и, победив тиранов во Христе Спасителе,/получил венец мученичества твоего/и дарования Божественных исцелений,/как непобедимый. Икос: Священная трапеза предлагается,/празднолюбных собор днесь, предпразднственная носящи знамения,/Господа четыредесятодневна, из Девы страшное рождество,/и старца честнаго объятие,/и честна страдальца память,/Самаго бо ради Христа скончася победоносно,/яко непобедимь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-muc...

Только тогда в дивном видении опустился на него венец Царствия Божия. Зная это, кажется такого простого, доброго и молодого святого можно просить обо всем, а не только о нетленном, можно и о житейском, о помощи в любой нужде. Память мученика Трифона стала почитаться во всем христианском мире и в Восточных и Западных Церквах. Спустя некоторое время в Царьграде (Константинополе) в честь его были посвящены две церкви: одна построена Юстинианом I, другая – Иустином II. Мощи его были перенесены в Царьград, а потом в Рим 5 . В настоящее время ковчег с мощами святого мученика Трифона и его глава хранятся в городе Которе (Черногория) в католическом кафедральном соборе святого Трифона, построенного на месте древнейшей церкви в честь мученика в 1166 году. Немало храмов, икон и фресок и в других местах посвящено святому мученику Трифону. Полагают, что на Руси уже во время Иоанна Калиты была церковь имени мученика Трифона (в селе Напрудном, неподалеку от Сокольников, под Москвой) 6 . В народе сохранялось верование в особую силу этого мученика – отгонять всевозможных вредителей полей и садов 7 . В более позднее время с именем святого Трифона связывают предание о постройке храма в том же селе неким боярином и царским сокольничим Трифоном из известного рода Патрикеевых. В Напрудном охотился однажды царь Иоанн Васильевич в сопровождении своего сокольничего молодого и знатного боярина Трифона Патрикеева. Тот был только что повенчан с любимой невестой. Но вот по рассеянности или еще по какой причине упустил он любимого царского сокола. Царь разгневался и объявил, что если сокол не найдется через три дня, то этот сокольничий будет жестоко наказан (в других вариантах – казнен. – А.П.). Три дня и три ночи Трифон Патрикеев рыскал по Сокольничьему лесу в поисках пропажи. Измученный, он молился о небесной помощи, молил мученика Трифона, как своего покровителя, и дал обет построить ему здесь храм. К концу третье дня сраженный усталостью сокольничий присел на берегу большого пруда, чтобы проследить за полетом птиц, и уснул.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Кирпичные стены оштукатурены, в карнизах употреблен белый камень. Никитская церковь - интересный памятник архитектуры зрелого классицизма. Объемная композиция состоит из крестообразного в плане храма, завершенного куполом с фигурной главкой на круглом барабане, низкой широкой трапезной и трехярусной колокольни, увенчанной шпилем. С востока к храму примыкал белокаменный четрехколонный тосканский портик. Торцы северного и южного рукавов имеют в центре прямоугольные оконные проемы, обрамленные тосканскими портиками. По сторонам помещены вогнутые арочные ниши. Тимпаны высоких фронтонов на этих фасадах прорезаны полукруглыми окнами. Невысокий барабан под куполом разбит на двенадцать осей девятью круглыми окнами и тремя такими же нишами с восточной стороны. Членения первого яруса колокольни по высоте одинаковы с членениями храма. С севера, запада и юга к нему приставлены сильно выступающие парные пилястровые тосканские портики с треугольными фронтончиками. Над ними в аттике устроены полуциркульные трехчастные окна. Четверик второго яруса, прорезанный арочными проемами звона, разбит двумя карнизами на три части - основание, пилоны и завершение. По высоте они близки между собою. Из-за большей ширины основания ярус имеет ступенчатое построение. Верхний ярус колокольни круглый, в нем прорезаны полуциркульные проемы. Внутри в алтарном помещении в толще стен сделаны полукруглые ниши " . Сегодня Никитскую церковь окружает кладбище села Солнцево. Но церковь не является кладбищенской. По сравнению с типичными сельскими храмами Никитская церковь кажется больше и богаче в убранстве, светлой и уютной. В северном пределе церкви находится большая икона Блаженной Ксении Петербургской, а в южном - такого же размера икона Святой Мученицы Галины. Справа от Царских ворот иконостаса в местном ряду располагаются иконы " Иисус Христос Вседержитель " , " Архангел Михаил " , " Святой Великомученик Никита " , " Святой Мученик Трифон " , а слева от них - " Образ Пресвятой Богородицы " , " Архангел Гавриил " , " Святой Иоанн Креститель " , " Образ Пресвятой Богородицы Троеручницы " .

http://sobory.ru/article/?object=06899

Архимандрит Стефан (Вукотич) выполнил просьбу Трифона Добрякова. Черногорский владыка прислал купцу три небольшие частицы мощей для будущей иконы мученика от его главы, почивающей в соборе города Котора в Черногории. Купец изготовил на свои средства для частиц святых мощей три серебряных ковчежца и во время Отечественной войны 1812 года поднес императору Александру I. После войны серебряные ковчежцы с частицами мощей мученика вернулись в Москву – император передал их московскому архиепископу Августину. И наконец преемник владыки Августина на Московской кафедре – митрополит Серафим – устроил икону мученика Трифона, вложив в нее ковчежцы с мощами. Эта икона была передана в храм мученика Трифона в Напрудном. …После революции Трифоновский храм из опасения возмущения верующих закрыли не сразу. 14 февраля 1925 года, в престольный праздник, Литургию в храме мученика Трифона незадолго до блаженной кончины служил Святейший Патриарх Тихон. Храм был закрыт в 1931 году. Его спасло от разрушения ходатайство известных архитекторов. В 1930–1940-х годах под руководством П. Д. Барановского и Л. А. Давида проводились реставрационные работы. Архитекторы освободили Трифоновский храм от поздних пристроек и придали ему облик, близкий к первоначальному. Написанную на апсиде храма старинную фреску мучника Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею. В 1992 году, в год 500-летия Трифоновского храма, началось его возрождение. 28 сентября 1992 года из ворот Знаменского храма вышел крестный ход. Он пересек проспект Мира, прошел по Трифоновской улице до Трифоновского храма (ул. Трифоновская, 38). 3 октября 1992 года в храме была совершена первая Божественная литургия и начались регулярные богослужения по субботам и воскресеньям. Ныне Трифоновский храм в Напрудном приписан к Знаменскому храму. «Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, – читаем мы на его сайте, – один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/14/svyato...

" Распавшееся в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть " , - писал в своем глубочайшем и простом одновременно акафисте " Слава Богу за все! " митрополит Трифон (Туркестанов). Христос являет Себя как Бога Всемогущего и Всетворящего - и разделяет эту немощь и эту наготу Своего мартира, свидетеля, мученика, разделяя с ним Свою Животворящую Славу. Слава, Шехина - это, в библейском языке, явление Бога в красоте твари. Безобразное и изуродованное тело свидетеля наполняется красотой Того, Кто " красен добротою паче сынов человеческих " . В его унижении и боли, разделенных со Свидетелем Крестным, сияет Слава, которую Отец дал Голгофскому Страдальцу - " прежде мир не бысть " . И этот страшный парадокс, тайна Божественного умаления, тайна кенозиса, настолько может быть близка, оказывается, сердцу человека, что, увидев и узрев ее в мартирии поверженного, умирающего страдальца, оно отзывается - и становится плотяным сердцем, на котором Дух пишет беззаконный закон Богочеловека Христа. Мученик-свидетель свидетельствует о том, что Христос  Распятый - это Бог Живой, и поэтому жизнь мученика - не жизнь, а " умерщвление весь день " , он должен " вмениться, как овцы заколения " , стать жертвой  Богу - но не своей собственной, а частью Жертвы Его, Которую возносит Приносящий и Приносимый, Принимающий и Раздаваемый. Он пригубляет часть Чаши Его - та, что сияет тайной в предвечном Троическом Совете… Иоанн - имя апостола-таинника, апостола Евхаристии, возлежавшего на персях Христовых. Но Иоанн - это имя и великого аскета до Христа, того аскета, что встретил Христа… Продолжатели традиции Илии будут жить среди народа израильского. И уйдет в пустыню Иоханнан питаться акридами и диким медом и ждать, ждать, ждать… Он - символ монашества. Он - идеал монаха. Иоанн, аскет, человек, живущий вне городов, призывающий к покаянию, обличающий и учащий. Иоанн, строгий к  другим, неимоверно строгий к себе. Иоанн, чьи ученики неотступно слушают его слова о гневе Бога, о неотвратимости наказания, о том, что их, обрезанных иудеев, надо крестить - погружать в воду, как погружают нечистых псов-язычников, если они уверовали в Бога Израилева и хотят присоединиться к Его народу…

http://mitropolia.spb.ru/docs/k-25-letiy...

Икос: Священное пиршественное собрание/всем любящим праздновать предлагается в сей день,/предпразднства образы носящее:/рождество от Девы Господа сорокодневного, в трепет повергающее,/и старца досточтимого объятия,/и почитаемого страстотерпца память/– ведь ради Самого Христа скончался он победоносно,/как непобедимый. Песнь 7 Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы,/в Вавилоне иногда/верою Тройческою пламень пещный попраша, поюще:/отцев Боже, благословен еси. Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши/в Вавилоне некогда/верою в Троицу попрали пламя печи, воспевая:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Припев: Святый мучениче Трифоне, моли Бога о нас. Припев: Святой мученик Трифон, моли Бога о нас. Венценосец, ликуеши с лики мученик, веселяся,/прелесть бо победив словом истинным,/воспеваеши, радуяся:/отец наших Боже, благословен еси. Венценосцем ты ликуешь/вместе с сонмами мучеников в веселии,/ибо победив обольщение словом истины, воспеваешь радостно:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Слава: Владыка всяческих Своими страданьми венчает мученика/и сего водворяет в селех Небесных,/зовуща и глаголюща:/отец наших Боже, благословен еси. Слава: Владыка всего мipa/Своими страданиями венчает мученика/и водворяет его в селениях небесных,/взывающего и возглашающего:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” И ныне: Млада носящи Младенца,/прежде всех век Бога, Всенепорочная, из Тебе воплощенна,/не престай молящи спасти поющия:/отец наших Боже, благословен еси. И ныне: Юного Младенца нося, Всенепорочная,/– прежде всех веков существующего Бога,/от Тебя воплощенного,/не прекращай молить о спасении поющих:/“Боже отцов наших, благословен Ты!” Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель,/Богочестивым неистовно разжже;/силою же лучшею спасены, сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки. Ирмос: Семикратно печь/Халдейский властитель/для чтущих Бога в неистовстве разжег;/но силой высшею спасенными их увидев,/к Творцу и Избавителю взывал:/“Отроки благословляйте, священники воспевайте,/люди превозносите во все века!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-muc...

День памяти святого мученика Трифона Апамейского – 14 февраля. Святой жил в III в. во Фригии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Помогая страждущим, он требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа. Во время гонений на христиан святой Трифон открыто исповедал свою веру и мужественно претерпел мучения за Христа. На Руси мученик издавна пользуется любовью и особым почитанием в народе. 15 февраля Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Сретения Господня . По ветхозаветному закону женщине, родившей младенца, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм. Затем мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Не нуждаясь в очищении, Пресвятая Богородица, тем не менее, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, где была встречена праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной. Сретение Господне Симеону было откровение свыше, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Взяв Младенца на руки, он восславил Бога и изрек знаменитое пророчество: «Ныне отпускаеши раба Твоего, Владыко…». Это событие ознаменовало встречу последних праведников Ветхого Завета с Носителем Завета Нового, в Котором божественное уже встретилось с человеческим. Праздник Сретения является одним из древнейших в истории христианства. Св. вмч. Феодор Стратилат Память великомученика Феодора Стратилата церковь совершает 21 февраля. Святой родился в малоазийском городе Евхаит в конце II в. За храбрость и милосердие Господь просветил его совершенным познанием христианской истины. Он был назначен военачальником в Гераклее, где сочетал свое воинское служение с проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Во время правления императора Ликиния в 319 г. святой Феодор претерпел мучения за Христа и был усечен мечом. Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, также прославленным в лике святых. Иверская икона Божией Матери 25 февраля установлено празднование в честь Иверской иконы Божией Матери – одной из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Во времена иконоборческой ереси IX в. икона находилась у благочестивой вдовы, живущей в Никее. Чтобы спасти святыню от уничтожения, вдова с молитвой опустила икону в море. Стоя на воде, икона приплыла к Афону, где была обнаружена иноками Иверской обители. Помещенная в храме, икона чудесным образом несколько раз оказывалась над воротами обители. Явившись во сне одному из иноков, Богородица объявила свою волю: Она желает быть хранительницей обители. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, поэтому Иверская икона называется также Портаитисса — Вратарница. В истории Иверского монастыря сохранилось множество случаев заступления и милости Богородицы: избавление обители от варваров, чудесного восполнения запасов пищи, исцеление болящих.

http://pravmir.ru/imeniny-v-fevrale/

Милость Божия сохранила храм и в 1812 году, и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно храм чуть было не исчез при строительстве Рижской эстакады. Но Пресвятая Владычица Богородица не дала погибнуть Своему дому, и храм по-прежнему, вот уже пятое столетие, звоном своих колоколов призывает православный народ «отложить всякое житейское попечение» и вспомнить о «едином на потребу». Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при государе и Великом князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на Поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство в стиле барокко каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид. В 1931 году, когда был закрыт Трифоновский храм, приснопамятным протоиереем Стефаном Марковым сюда был принесен чудотворный образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами его честных мощей, который с благоговением хранится здесь по сей день, являясь одной из главных храмовых святынь. В Знаменском храме, который в народе теперь больше известен как Трифоновский, три придела и четыре святых престола: в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя святителя и чудотворца Николая, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя святого мученика и чудотворца Трифона. В честь мученика Трифона в 1980 году был освящен приставной престол, изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В. И. Кудиновым. Ежедневно после Литургии перед чудотворным образом совершается молебен с водосвятием и акафистом, а по средам после вечернего богослужения при большом стечении народа поется акафист мученику Трифону. 14 февраля, в день памяти святого мученика и чудотворца Трифона, в Знаменском храме совершается архиерейское богослужение.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/14/svyato...

Мы путешествуем за границей, разъезжая по стране на взятой в аренду машине. Наши новые друзья медики-предприниматели предпочитали отдыхать лежа на пляже в границах арендованного отеля. Путешествовать одним, конечно, весело и интересно, но с компанией – еще лучше. Поэтому нам удалось уговорить Костю и Таню тоже взять в аренду машину, соблазнив их (главным образом – жену) поездками, в том числе, по монастырям, которые для пешего паломника недоступны. Пришлось приложить некоторые усилия, к тому, чтобы сбалансировать паломнические устремления наших друзей (особенно Тани) и «обычный человеческий» отдых в виде поездок не только по храмам, но и замкам, красивым природным местам, иногда - весьма удаленным. И тут, кстати будет сказать, что христианские взгляды и юмор наших новых друзей сподвигли нас на то, чтобы дать им почитать книгу Олеси «Небесный огонь и другие рассказы», которую мы взяли с собой. Итак, начались наши далекие поездки, о которых сохранилось много теплых, веселых, порой – просто незабываемых воспоминаний, вызывающих улыбку и удивление у всех участников этих путешествий до сих пор. А последнее наше паломничество было в г. Ларнаку, где мы хотели посетить церковь Святого Лазаря. Святой мученик Трифон Надо сказать, что как раз в это время наши новые друзья читали «Небесный огонь» – как раз то место, где рассказывается о чудесах Святого мученика Трифона. Ларнака от Пафоса, где мы проживали, расположена довольно далеко, и на эту поездку все настраивались несколько дней. По дороге желали заодно заехать и на «место рождения» Афродиты (живописную бухту с пенной бурной и холодной, обжигающей водой, в которой, тем не менее, не простужаются и дети), и в цивилизованный шумный Лимассол, и в средневековый замок Колосси, и на соленое озеро, поскольку все это было нам по пути. Все задуманное мы осуществили: после посещения церкви Св. Лазаря, побывали везде, везде фотографировались, перекусывали, купались. И вот, вернувшись вечером в отель, переодевшись и встретившись вновь за ужином, мы узнали неприятную новость – Костя в этот день где-то потерял портмоне с деньгами, правами и тремя кредитными картами. Не то чтобы кто-то излишне драматизировал этот факт, но приятного в таком событии мало. Ситуацию усугубляло и то, что Костя последний раз держал свое портмоне в руках в Ларнаке, а что с ним было дальше, – не помнил.

http://pravoslavie.ru/57743.html

Здесь мученик II века святой Иустин свидетельствует, что Бог один и у иудеев, и у христиан. Но в то же время он видит и отличие ветхозаветного исповедания от новозаветного. Далее он говорит: «Но я читал, Трифон, что должен быть некогда последний закон и завет, крепчайший всех других, который надлежит соблюдать всем людям, желающим получить наследие Божие. Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, – для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это – Христос, после Которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди. Не читал ли того, что говорит Исаия: “Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою” ( Ис.51:4–5 ). О том же новом завете Бог говорит чрез Иеремию: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской” ( Иер.21:31–32 ). Итак, если Бог предвозвестил, что Он установит новый завет и притом такой, который будет светом для народов, а мы видим и уверены, что именем этого самого распятого Иисуса Христа люди обратились к Богу от идолослужения и другого беззакония, и до смерти пребывают в своем исповедании и сохраняют благочестие; то все могут понять и из самых этих действий и из сопровождающих их чудес, что Он есть новый закон и новый завет и упование тех, которые из всех народов ожидали благодеяний от Бога. И мы, которые приведены к Богу чрез этого распятого Христа, мы – истинный духовный Израиль и род Иуды, Иакова, Исаака и Авраама, который в обрезании получил свидетельство и благословение от Бога за свою веру и был назван отцом многих народов» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010