инокиня Наталья -- Наталье 6 апреля 2020, 10:05 Вопрос того, почему со временем в житии сгладили острые углы - вопрос специального исследования. Возможно, простым людям уже и знать было ни к чему, что существуют такие грехи - в целом по Руси они были изжиты после татаро-монгольского ига. А возможно, сработали те механизмы, которые подробно описаны в материале: " О святом Себастьяне, старице Херувиме и Т-34 " . Но не только ранние списки жития говорят нам, что мученик пострадал за целомудрие, - это же утверждение содержится и в богослужебных текстах. Не то чтобы где-то как-то невнятно, нет - во многих текстах, в том числе главных - в двух из трех тропарей, в кондаке... Наталья 6 апреля 2020, 00:35 Я читала житие на этом же сайте, и там было сказано, что купец из-за сребролюбия так взбеленился. Что он несколько раз пытался вызвать юношу со службы, но тот не шёл, и купец решил, что он причастен к краже. Никакого " голубого следа " там не было. Почему такое расхождение? Валентин-83 4 апреля 2020, 14:34 Мать Наталья низкий поклон вам и тому месту где вы спасаетесь, да оградит Господь это место святыми ангелами, молитвами Богородицы и св. мч. Василия от всякого зла. Спасибо за знакомство с житием мч. Василия Мангазейского. Пример для всех христиан нынешних, когда от умножения беззакония вокруг ослабевает любовь. Моли Бога о нас, святой мученик Василий. Тамара 4 апреля 2020, 14:12 Ещё один наш святой и наш защитник перед Богом. Хорошее изложение жития святого Василия Мангазейского. Святой Василий, моли Бога о нас грешных. Татиана 4 апреля 2020, 10:29 В храме Рождества Христова в Нижневартовске имя святого отрока Василия Мангазейского вспоминается на всех службах вместе с именем св.пр.Симеона Верхотурского. Но житие его прочитала только сейчас. Можно сказать: " О, времена, о, нравы! " - А можно подумать о том, что ни времена, ни нравы, по большому счёту, не изменились с тех пор... Господи, как ты нас терпишь? Прости и помилуй! Алла 3 апреля 2020, 22:00 Спаси Господи, вас, инокиня Наталья! Статья получилась богодухновенная. Пронзительные строки тронули душу... Мученик Василий, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/129917.html

Православия, а после застрелили. Прп. Афанасий был причислен к лику святых вскоре после своей мученической кончины. В 1666 г. в Бресте было составлено его житие на польском языке, в котором он называется святым и преподобномучеником. Литература Дневник Брестского игумена Афанасия. ГИМ, Синодальное собрание. Дневник (Диариуш) Брестского игумена Афанасия Филипповича//Русская историческая библиотека. Т. 4. СПб., 1878. С. 49–155. Иосиф, епископ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Воронеж, 1899. Корчинский ИВ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Гродно, 1915. Коршунов А Афанасий Филиппович. Минск, 1965. Св. мч. Василий Мангазейский ( 1583–1602) Первый святой Сибири, мч. Василий Мангазейский, родился в Ярославле, в семье небогатого горожанина. В юности был взят неким предприимчивым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярный сибирский город Мангазею. В то время (конец XVI в.) в связи с использованием арктического мореплавания Мангазея переживала расцвет как центр торговли и колонизации на Русском Севере (впоследствии город запустел и в конце XVII в. прекратил свое существование). Св. Василий исправно исполнял свои обязанности управляющего. От природы кроткий и смиренный, с детских лет исполненный страха Божия, он пользовался добрым расположением окружающих. Все свободное от работы время св. Василий проводил в храме за богослужением, часто и подолгу молился дома. Юноше было 19 лет, когда ему пришлось понести крест мученичества. Однажды, когда св. Василий молился в храме на пасхальной заутрене, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на крики хозяина, св. Василий оставался в храме до конца богослужения. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил его в соучастии в преступлении, подвергнув ругательствам и побоям. Юноша смиренно отвечал: «Истинно ничего от имения твоего не взял». Тогда хозяин отвел св. Василия к городскому воеводе, обвинив его в преступлении. Воевода подверг Святого новым пыткам, которые он перенес безмолвно. Раздраженный молчанием св. Василия, купец пришел в ярость и ударил мученика связкой амбарных ключей, отчего св. Василий скончался. Это произошло в апреле 1602 г., а в 1642 г. на месте погребения была устроена часовня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 последних лет своей долгой жизни был игуменом Киево-Печерского монастыря, трудился для его украшения иконным писанием и мозаикой. Некоторые исследователи считают его автором части “Повести временных лет”. Ныне его мощи находятся в Ближних пещерах преподобного Антония. Мученик Василия Мангазейский (1600) Василий Мангазейский чудотворец – первый святой, прославленный на Сибирской земле. Родился около 1583 года в Ярославле, в семье небогатого горожанина Феодора. Рано пришлось ему наняться к купцу управляющим в далекую Мангазею. При первой возможности он ходил на богослужение, много молился дома. В 19 лет пришлось ему пострадать: пока он был в храме, хозяин обнаружил разграбленную лавку и заподозрил Василия в соучастии, побил, отвел к городскому воеводе. Снова Василий терпеливо и безмолвно снес пытки и не признал обвинений. Раздраженный молчанием святого, купец ударил его связкой амбарных ключей, от чего Василий скончался. Убийцы положили его тело в наскоро сколоченный гроб и закопали в безлюдной низине, «где надлежит от воды мокрость». Только через полвека показались доски неизвестного гроба на погорелом месте близ храма, и к изумлению очевидцев, судовая доска, положенная сверху, переломилась. Над тем местом построили часовню и начали случаться исцеления от слепоты, расслабления, травм. Святой помогал заблудившимся путникам и охотникам, сохранял от самоубийства. Имя его открылось в 1653 году, и тогда в Москву отправился первый список с описанием чудес, а через 6 лет произвели первое освидетельствование мощей. В 1670 году строитель Троицкого монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил с крестным ходом перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в обитель Туруханска. А через два года после этого вышел царский указ об упразднении Мангазеи и город покинули последние жители. Почитание святого только росло со временем. Языческое население – тунгусы, краки, эвенки – с благоговением относились к Василию и многие принимали православие. Когда в конце 1802 – начале 1803 годов Туруханский край охватила эпидемия, жители усмотрели причину бедствия в том, что мощи его находятся под спудом, службы в его честь прекращены и иконы вынесли из собора.

http://foma.ru/voskresene-5-aprelja-2020...

Инородцы – упрямые и недоверчивые – тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком. Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных... Ибо сказано: «Да уразумеют все, яко сильнее всего есть благочестие; и никогда не превозможет злоба премудрости». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Инокиня Наталья для Читатель 5 апреля 2023 8 марта 2024, 10:11 Прямо о домогательствах хозяина упоминается в житии XVII века. Читатель 5 апреля 2023, 07:45 Перечитал житие Василия на других сайтах, а также акафист, тропари и кондаки, но нигде нет упоминания о домогательствах со стороны его хозяина. Везде речь идет только о подозрениях в краже. Разве что присутствует упоминание о «хранении целомудрия» святым Василием, но это, на мой взгляд, не всегда можно трактовать только как хранение девства. Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется не только как девственность, а также строгая нравственность, чистота. Фаина 4 апреля 2022, 22:52 Святой мученик Василий Мангазейский! Помоги своим предстательством перед Спасителем нашим! Вымоли для нас спасение от всякого зла, помоги нашей стране и людям, испроси спасения у Господа нашего Иисуса Христа! Аминь! юрий 6 апреля 2021, 07:40 Святый мученик Василий,моли Бога о нас. инокиня Наталья -- Юлии 17 апреля 2020, 08:30 Прочтите предыдущих 2-3 комментария - этот вопрос уже задавали, и я ответила. инокиня Наталья -- Юлии 14 апреля 2020, 09:02 Прочтите комментарий чуть ниже своего. И это не была " нетрадиционная ориентация " , это была развращенность, которой человек просто не мог дать выхода обычным путем. Юлия 13 апреля 2020, 11:04 Была статья на этом же сайте, Там про нетрадиционную ориентацию ничего не говорилось. Откуда материалы для статьи, если не секрет? Наталья -- инокине Наталье 11 апреля 2020, 13:28 Ясно, спасибо большое за объяснение. В основном просто читаю жития святых, буду теперь и тропари с кондаками, если возникнет недоумение, это очень хороший способ вы мне подсказали.

http://pravoslavie.ru/129917.html

Фото: Юлия Зайцева К редким иконографическим типам относится образ Богоматери Бердичевской (конец XVIII – нач. XIX вв.) – он особенно почитался казачеством, название же связано с местом явления иконы, где потом был основан город Бердичев. Богоматерь в царской короне и в красном одеянии, с Младенцем в таких же одеждах и тоже коронованным, восседает на крепостной башне, по обеим сторонам которой, буквально из-под седалища Марии, во все стороны торчат копья, пики, мечи, боевые знамена, стреляют пушки. Св. Василий Мангазейский. Фото: Юлия Зайцева Новые приобретения открывают научному сообществу и широкой публике новые образцы иконографии русских святых и новые имена иконописцев. Так, в экспозиции размещена редчайшая подписная и датированная икона первого сибирского святого Василия Мангазейского, созданная мастером Федором Поповым в 1782 году – эпоху расцвета иконописи в Великом Устюге. Как рассказали кураторы, в 2013 году музей приобрел икону «Преподобный Алексий, человек Божий, со сценами жития» последней трети XVIII века с подписью мастера из Вязников Ефима Денисова. Недавно была куплена двусторонняя икона «Мученик Савва Стратилат. Святитель Димитрий Ростовский» 1774 года работы Козьмы Кособрюхова – первое выявленное произведение мастера. Большую часть поступлений за последние годы составляют старообрядческие произведения разных центров – Ветки, Гуслиц, Мстёры. В известной московской старообрядческой мастерской Я.А. Богатенко написана икона «Благоверные князья Борис и Глеб» 1907 года, полученная в дар в составе коллекции Г.А. Покровского. Образ «Рождество Христово», написанный в Святой Земле. Фото: Юлия Зайцева Икона «Рождество Христово» была написана в последней четверти XIX века в Вифлееме и привезена оттуда русскими паломниками. Она относится к иконографическому типу, сложившемуся на Святой Земле и получившему название Иерусалимского. Самые поздние иконы, которые показывает на этот раз ЦМИАР, – произведения Ю.Н. Рейтлингер (инокини Иоанны, 1898–1988), духовной дочери прот.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1921 г. Туруханский мон-рь был закрыт, незадолго до этого В. М. явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел сокрыть свои мощи в тайге. (Это предание было записано автором данной статьи в 1977 в Туруханске от горожанки, помнившей время, когда мощи В. М. почивали в Туруханском мон-ре; от мощей мученика некогда получил исцеление ее сын-младенец; саму же женщину в свое время оперировал живший в Туруханске в ссылке свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ). В 1997 г. возобновилась иноческая жизнь в туруханском Свято-Троицком мон-ре (ранее, в 1990, начали совершаться богослужения в Троицком храме, действовавшем как приходской). По благословению Красноярского и Енисейского архиеп. Антония (Черемисова) в 1997 г. было проведено освидетельствование места в Троицкой ц., где прежде хранились мощи В. М., и были найдены фрагменты св. останков. Для обретенной святыни сделали раку, к-рая в наст. время находится в монастырском храме. Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Имя В. М. входит в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) , и в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе Омского и Тюменского еп. Максима (Крохи) . Иконография В XIX в. в Сибири были распространены иконы В. М., где он представлен юношей лет 19, в белой рубашке, на полях изображены сцены его мученической кончины (Пестов. С. 221-222). В Филимоновском иконописном подлиннике (XVIII в.) святой назван Сибирским чудотворцем, его память и описание облика даны под 16 марта: «Подобием млад, в рубашке; нецыи пишут в двух ризах, верхняя киноварная, исподняя голубая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 48). Также под 16 марта отмечен юный возраст В. М., его написания в мученических ризах или в рубашке в др. иконописных подлинниках (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 135 об., 30-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 126, 20-е гг. XIX в.). Иногда представлен молящимся на горе, над Туруханским мон-рем. Известны изображения святого в киевском Князь-Владимирском соборе, в храмах Вел. Новгорода, Москвы, Красноярска. В московском храме Воскресения Словущего хранится Абалакская икона Божией Матери с предстоящими прав. Симеоном Верхотурским, свт. Николаем Мирликийским, прп. Марией Египетской и В. М. Праведный отрок изображен также на иконе Собора Сибирских святых, написанной к первому празднованию Собора в 1984 г.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Жители Мангазеи не знали имени нового святого, в течение мн. лет его называли «новоявленный чудотворец, что в Мангазейском городе выходит гробница». Мангазейский воевода С. Корсаков послал Сибирскому и Тобольскому архиеп. Симеону списки чудес нового чудотворца. Не позднее дек. 1653 г. архиепископ отправил царю Алексею Михайловичу челобитную и описание чудес с вопросом: «Для свидетельства тех Мангазейских новых чудотворцев в Мангазею ехать мне ль?» (Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 304). В Москве эти списки сдали в архив Сибирского приказа, оставив без ответа. Однако в Мангазее ширилось почитание святого. 11 февр. 1653 г. мангазейский охотник Г. Коротаев (по нек-рым спискам, Сиротаев) после нек-рых колебаний рассказал жителям Мангазеи, что во сне ему было открыто имя святого. Согласно др. редакции жития, святой явился дворовому человеку боярина С. Л. Стрешнева Ивану и назвал свое имя - Василий Фёдоров. В часовне совершались молебны святому. В апр. 1653 г. некий Г. Давыдов, находясь на зимовье в тайге, ослеп. Скорбя о случившемся, он «обещался на гробнице во граде новопроявленному чюдотворцу молебен отпети». Дав обещание, он прозрел. Вернувшись в Мангазею, 9 мая он служил молебен над гробом святого. Священник мангазейской Троицкой ц. Димитрий вторично отправил архиеп. Симеону донесение о чудесах В. М., и в авг. 1659 г. состоялось освидетельствование мощей святого. Оно показало, что святой был отроком «дву аршин без чети, чаять лет пятнадцати или меньши», к-рый умер от пыток - его «положили... мучена с наруганием, всего скорчена, и глава... преклонена в углу от полуденныя страны к левому плещу». С этого времени «священницы прихождаху, и совершаху молебныя пения... молящеся новоявленному чудотворцу» (Иркутские ЕВ. 1864. 8. С. 136; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 347). Наличие службы святому позволяет предположить, что она была составлена раньше и что местная канонизация В. М. совершилась в 1653 г. 22 марта 1670 г. в Мангазею приехал настоятель Туруханского мон-ря иером. Тихон. 24 марта, когда он молился в часовне, ему явился В. М., повелел переложить свои мощи в новый гроб и с крестным ходом перенести их в Туруханский мон-рь, а ветхий гроб оставить в часовне. 2 апр. иером. Тихон вместе со своим духовным сыном Н. Смирновым, совершив водосвятный молебен, освидетельствовал мощи святого, после чего их крестным ходом перенесли из часовни в соборную церковь. 1 мая мощи В. М. перевезли в Туруханский мон-рь и поставили в Троицкой ц., справа от царских врат. Перенос мощей совпал по времени с полным запустением Мангазеи, в 1672 г. город покинули последние жители, что стало следствием закрытия в 1619 г. морского пути в Мангазею.

http://pravenc.ru/text/150815.html

В качестве благочинного Туруханского благочиния, объехав много сельских поселений и маленьких деревень, укрепился в мысли о том, что первоочередными задачами, которые предстоит решить новой епархии, должно стать созидание крепких приходских общин на сельских приходах. Одной из особенностей территории Крайнего Севера Сибири является то, что помимо потомков первопроходцев, сохранивших в годы церковных гонений в той или иной степени элементы христианского сознания и бытового уклада, на ней проживает большое количество представителей малых коренных народов, своими духовными корнями связанных с язычеством. Населяют Сибирь и те, кто эти края воспринимает как место временного заработка и случайного пребывания. С подобными группами населения нам также предстоит вступить в общение, в них увидеть свою паству. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой» (Ин. 10:16). На Крайнем Севере Сибири, с тех пор, как четыре столетия назад над ее бескрайними просторами воссиял свет евангельской истины, несли свое служение многие архипастыри и пастыри, пламенели любовью к Господу благочестивые миряне. Имена одних — в Соборе Сибирских святых: первый сибирский святой мученик Василий Мангазейский, принявший мученический венец в 1602 году, и святитель Лука Симферопольский, проповеди которого укрепляли веру жителей Туруханска в период его первой сибирской ссылки. Имена других, подтвердивших любовь к Христу верностью Его заповедям, вошли в летопись церковной истории. Но еще больше безвестных служителей, чьи имена знает только премудрый Создатель. Сегодня мы, скромные преемники их дела, стремимся принять в свое сердце бесценный опыт служения Святой Церкви, «дабы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3:1). В эти незабываемые дни, когда для меня, недостойного, настало время принять идущий от святых апостолов высочайший жребий епископского служения, я молитвенно прошу их благословения и помощи. Смиренно уповаю иметь мудрых и любвеобильных наставников, прежде всего, в Вашем лице, Ваше Святейшество, а также в лице главы Красноярской митрополии Преосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3668973...

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью . По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Приветствуя Святейшего Патриарха, митрополит Пантелеимон рассказал об истории Кировского района, основанного в 30-х годах прошлого века на правом берегу р. Енисей как рабочий пригород. С первых дней Великой Отечественной войны здесь было развернуто масштабное производство. Но также, по словам иерарха, эти места помнят и страдания преследуемых за веру. На берегу Енисея, на месте массовых казней, сейчас установлена мемориальная часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Митрополит Пантелеимон преподнес Его Святейшеству икону святых земли Сибирской с изображением святого мученика Василия Мангазейского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и святого праведного Даниила Ачинского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Путешествуя по всей Святой Руси — по России, по Украине, по Беларуси, по Казахстану, по Молдове — я вижу грандиозное возрождение духовной жизни нашего верующего народа, единого народа, составляющего многомиллионную Русскую Православную Церковь. И особенно радуюсь я тому, что происходит в Сибири. Сибирь более всего пострадала в годы гонений, больше всего храмов было уничтожено в Сибири, на Дальнем Востоке и на севере России, и вот сегодня мы восстанавливаем эти храмы. По милости Божией, решением Священного Синода образована здесь, в центре России, в Красноярском крае, Красноярская митрополия в составе трех епархий. И сделано это не для того чтобы умножать лик начальствующих, а для того чтобы каждый архиерей был ближе к своему народу, ближе к духовенству, чтобы чувствовал биение пульса, видел реальные потребности, реальные проблемы, чтобы было как можно меньше посредников между архиереем и реальной жизнью реальных людей. И по милости Божией мы будем строить новые храмы, создавать образовательные, социальные, культурные центры, чтобы жизнь людей воссоединилась с жизнью Церкви, чтобы благодать Духа Святого пронизала нашу повседневную реальность».

http://patriarchia.ru/db/text/2463787.ht...

XVII в. Проникновение рус. населения в бассейн Енисея и строительство первых правосл. храмов и мон-рей началось в 1-й трети XVII в. Однако отдельные русские промысловики и торговцы появлялись в регионе еще в кон. XVI в. Согласно преданию, в 1592-1593 гг. на месте будущего енисейского Спасского монастыря (ныне енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь ) соорудил келью инок Тимофей (Иванов), ставший основателем общины. Ок. 1602 г. в Мангазее, на р. Таз (ныне территория Ямало-Ненецкого АО), принял мученическую кончину, а с сер. XVII в. начал почитаться как 1-й сибир. святой мч. Василий Мангазейский . Первым известным правосл. сооружением региона является упоминаемая Г. Ф. Миллером часовня во имя свт. Николая Чудотворца, устроенная в основанном в 1607 г. Туруханском зимовье («у Николы на Турухане»), ставшем впоследствии центром Мангазейского у. (с 1672 Нов. Мангазея, в 1780-1917 Туруханск, с 1917 Старотуруханск). Часовни устраивались в башнях крепостных оград и становились первыми правосл. строениями в острогах и селениях Вост. Сибири. В Туруханском зимовье была возведена 1-я на территории Приенисейского края ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Вновь осваиваемая территория вошла в юрисдикцию учрежденной в 1620 г. Тобольской епархии , к которой на протяжении XVII - нач. XVIII в. относились все мон-ри и приходы Сибири. Согласно летописным преданиям, в 1623 г. в Енисейске игум. Параскевой (Племянниковой) был основан Христорождественский жен. мон-рь (с 1872 енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь ). Первый храм в остроге - срубленная в 1626 г. деревянная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. К 1647 г. относится документальное упоминание о деревянной соборной 3-престольной ц. в честь Богоявления. На чертеже С. У. Ремезова (кон. XVII в.) изображены также деревянные Воскресенская и Преображенская церкви. В Красноярске, основанном в 1628 г., по прошению служилых людей была устроена ц. в честь Преображения Господня. Первый на совр. территории К. и А. е. храм был 3-престольным (по др. сведениям, 2-престольным), с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прп. Михаила Малеина , св. покровителя царя Михаила Феодоровича . Соборная Преображенская ц. представляла традиционный в рус. деревянном зодчестве «клетский» тип храма, составленный из 3 основных объемов с шатровым завершением и пристроенным к трапезной высоким крыльцом. На главной, проезжей башне малого острога были устроены Спасская часовня и колокольня. В центре примыкавшего к малому острогу торгово-ремесленного посада к сер. XVII в. была возведена одноглавая шатровая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с отдельно стоящими колокольней и часовенкой.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010