имп. Максимиана (имеется в виду Галерий ) начались преследования христиан. Накануне гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать Д. С., проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор . Разгневанный император вернулся во дворец, и, когда ему сказали, что Д. С. напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело Д. С. и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса, и эпарх Иллирика Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя Д. С. Passio prima не содержит никаких указаний ни на социальное положение Д. С., ни на духовную дружбу Нестора с великомучеником, как в более поздней агиографической традиции (в версии патриарха Фотия связь между победой Нестора и казнью Д. С. вообще отсутствует). Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») Д. С., сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. (BHG, N 497 и 497b - ActaSS. Oct. T. 4. P. 90-95 и в PG. 116. Col. 1173-1184), содержит значительно больше сведений о Д. С. и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение к-рых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции. В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Д. С. носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата. Д. С. открыто проповедовал слово Божие, и мн. эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников» (ν τ κεσε Χαλκευτικ λεγομν στο). Он был схвачен солдатами и приведен к императору, к-рого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием ( Максимиан , правивший в 286-305 и 307-310). Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

В 1896 году было принято решение о строительстве новой каменной церкви вместимостью до 1500 человек. Проект церкви разработал епархиальный архитектор Хилинский, он осуществлял надзор за строительством. Церковь была освящена в честь Святой Троицы в мае 1906 года, в церкви два придела- в честь вмч Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца. Старая деревянная церковь была разобрана и продана в село Орловку. В 30-е годы ХХ века церковь закрыли и пытались разрушить, но она устояла, была только разобрана колокольня на кирпичи для строительства средней школы в Сергиевске, а чуть позже ураганом был снесен купол церкви. Долгое время церковь использовалась как склад. В 90-х годах прошлого века церковь была возвращена верующим, которые своими силами стали ее восстанавливать. 5 ноября 1997 года в разрушенной церкви Дмитрия Солунского в честь приближающегося престольного праздника состоялась первое, за несколько десятилетий, богослужение. В конце 2000-х годов на церкви были вновь установлены купола, 26 декабря 2000 года в церкви состоялась торжественная литургия, посвященная ее второму рождению. работы по реставрации продолжаются. По материалам сайтов http://kandabulak.cerkov.ru/ и http://www.facebook.com/palomnik63 Первая деревянная церковь с престолом, освящённым во имя великомученика Димитрия Солунского, в селе Кандабулак была построена ещё в 1781 г. на средства прихожан. Первым священником был Андрей Семёнов, окончивший Казанскую Академию. В 1898 г. при церкви была открыта школа, где обучалась местная детвора. В 1895 г. была разрешена постройка нового каменного храма, трёхпрестольного: во имя Пресвятой Троицы, святителя и чудотворца Николая и святого великомученика Димитрия Солунского. Автор проекта - Хилинский Тадеуш Северинович – известный самарский архитектор. В 1906 г. строительство храма было завершено. Здесь находилась библиотека, состоящая из 173 томов, здесь же обучали местных ребятишек грамоте. В 1906 г., по окончании строительства каменного храма, деревянный храм по указу Самарской Духовной консистории был продан в с. Орловка.

http://sobory.ru/article/?object=31369

Здание имело хорошую акустику; равномерный свет сквозь окна с матовыми стеклами освещал настенные изображения. Резной двухъярусный иконостас из орехового дерева и утварь были привезены из Греции. По примеру греческих церквей под куполом вместо паникадила был укреплен обруч (хорос) для свечей, изготовленный из оксидированного серебра. В зените сияющей выси, в световом ореоле купола парил пронизывающий душу образ Христа Пантократора (Вседержителя). Интерьер был отделан красным мрамором, пол - белым. Роспись и орнаментику церкви исполнили соответственно художники П.М. Шамшин и Бремсон. Живописные изображения были расположены ярусами, все надписи выполнены на греческом языке. Росписи южной апсиды и купола были посвящены Христу, северной - Богоматери. Алтарную апсиду украшала " Тайная вечеря " . Царские врата иконостаса украшала сцена Благовещения, северные двери - изображение архангела Гавриила, южные - святого Стефана первомученика. Церковь вызывала всеобщее восхищение изяществом линий, соразмерностью своих внешних и внутренних форм. Из святынь храма наибольшим почитанием петербуржцев отличались чудотворные иконы святой Параскевы и Благовещения Пресвятой Богородицы, писанные на кипарисовом дереве. Богослужения в храме совершались на греческом языке по богослужебной традиции, сохранявшейся в древних храмах Греции. Настоятель церкви архимандрит Неофит был известной личностью в России и в Греции: он занимался переводами русской литературы на греческий язык. Церковным хором руководил знаток греческого распева композитор Брагин. Церковь была закрыта в январе 1939 г. и снесена в 1961 г. при постройке БКЗ " Октябрьский " . В 1996 г. архитекторы, искусствоведы и учёные, принимавшие участие в разработке проектов церквей Георгия Победоносца на Средней Рогатке (1994 г.) и Рождества Христова в Веселом Поселке (1995 г.), объединились в православную общину церкви великомученика Димитрия Солунского (Греческой). Община ставит целью строительство часовни в память Димитрия Солунского на углу Лиговского проспекта и 5-й Советской улицы, рядом с местом снесенной церкви. Проект часовни разработан архитекторами В.В. Зайцевым и В.Н. Питаниным.

http://sobory.ru/article/?object=37534

Приходский храм, во имя Успения Пресвятой Богородицы, каменный, построен иждивением и тщанием по­мещика прихожанина Илии Муромцева. При храме есть придел во имя святого Александра Невского; он устроен в 1881 г. иждивением помещицы г-жи Яньковой и при­хожан, и в 1881 г. был освящен. В 1891 г. иконо­стас в настоящем храме был обновлен, на средства церковные и на пожертвовании от прихожан. Причт со­стоит из священника и двух псаломщиков. Земли при сей церкви: усадебной 3 дес., полевой и луговой 33 десят. Почва земли суглинок. В дер. Татинках есть школа грамоты. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Епифанский уезд, стр. 308 На правом берегу реки Мокрая Табола в восточной части Куликова поля расположилось старинное село Себино (первоначально Медведево). Своё название оно получило от более древнего топонима «Себинский лес». По преданию, эта местность когда-то принадлежала знатному татарину Себину Бибику, от которого якобы произошел дворянский род Бибиковых. Нет точных сведений о времени основания церковного прихода в селе Медведево. В окладных книгах рязанской епархии 1676-го года упоминается церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. В начале второй половины XVIII в село Себино принадлежало нескольким владельцам. По инициативе одного из них, Ильи Андреевича Муромцева, в Себино «на собственное его иждивение» была построена новая каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В метрических книгах за 1764-1776 годы церковь в селе Себино-Медведево называется во имя Великомученика Димитрия, а начиная с 1777 года – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Этот год и следует считать годом постройки каменного Успенского храма. Согласно клировой ведомости 1830 года, в приходе числилось 2205 человек. Обращаясь к губернатору, прихожане в своём «приговоре» жаловались, что настоящий Успенский храм маловместительный, в нем постоянно «имеется теснота и духота». По милости Божьей нашлась благотворительница в лице помещицы села Себино Евгении Васильевны Яньковой. В 1878 году по ее заказу епархиальный архитектор А.Г. Бочарников составил проект и смету строительства. В 1881 году трапезная церковь была построена вчерне. Внутренняя отделка храма длилась 6 лет. В 1892 году в трапезе был устроен придельный алтарь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Это и была та церковь, в которую так любила ходить удивительная девочка, слепенькая и слабенькая, которой впоследствии суждено было стать святой провидицей, Матроной Себинской (Московской). В Себинском храме в 2002 году выстроили и освятили новый придел во имя святой Блаженной Матроны. С именем этой святой, родившейся и долгое время жившей здесь, многое связано: в церкви сохранилась купель, в которой её крестили, есть частички ее мощей.

http://sobory.ru/article/?object=08278

В алтаре церкви находились живописные изображения на полотне, вставленные в золоченые рамы: «Молящийся Спаситель», Божия Матерь и Воскресение Христово. Столярной работы резной трехъярусный иконостас имел, написанные по золотой чеканке иконы. Резные царские врата имели также шесть традиционных изображений, написанных на золотом чеканном фоне. С правой стороны царских врат находился Нерукотворный Образ Спасителя. Далее был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца, рядом с ним находились южная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Лаврентия и далее образ святителя Димитрия Ростовского. С левой стороны царских врат в иконостасе был помещен образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, рядом с которым находилась Казанская икона Божией Матери и далее северная дверь иконостаса с изображением на ней архидиакона Стефана. Завершала здесь местный ряд икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми. В центре второго яруса иконостаса находилось изображение Тайной Вечери, по сторонам которого располагались Воскресение Христово и семь избранных икон двунадесятых праздников. В центре третьего яруса был помещен образ Святой Живоначальной Троицы, по сторонам которого находились четыре избранных образа апостолов и святой благоверной княгини Ольги и мученика Феодора.В разных местах церкви, в простенках окон, были поставлены стоячие киоты, в которых располагались многие иконы, большинство из которых были особо написанными для новой церкви на золотом чеканном фоне. Здесь было несколько изображений святого благоверного князя Александра Невского, святителя Гермогена, великомученика Димитрия Солунского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподобного Феодосия Угличского, великомученика Пантелеймона, святителей Московских Петра, Алексия, Филиппа и Ионы, апостола и евангелиста Марка. Среди икон был также образ с избранными святыми мученицами Александрой, Татианой и княгиней Ольгой, а также несколько икон Божией Матери: «Казанская», «Нечаянная Радость», «Всех Скорбящих Радосте» и образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В центре храма с правой стороны в особом киоте помещался местночтимый образ Божией Матери «Боголюбская» старинного письма, который переносился сюда в зимнее время.

http://sobory.ru/article/?object=14704

На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения. Будем учиться в этот день участию в жертве Христовой любви и тому состраданию ко всем людям, которое имели святые. Как преподобный Макарий Великий, которому после того, как он силой Духа Святого вызвал душу языческого жреца, было сказано: «Когда вы приносите бескровную Жертву, мы в кромешной тьме ада начинаем видеть немного друг друга». Как преподобный Силуан Афонский, с плачем молившийся о попавших в вечные муки: «Не говори, что сам виноват, или сердце у тебя железное, но в раю железо не нужно». Как святитель Дионисий Александрийский, когда в Александрии появилась чума, призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. «Блаженны те, кто примет смерть среди этих трудов, — говорил он. — Сей род смерти — дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества». Как святой мученик Уар, память которого сегодня совершает Церковь, умолял Господа помиловать Своей всепревосходящей любовью не сподобившихся святого крещения. Как святой праведный Иоанн Кронштадтский, литургийный чудотворец, тезоименитство которого сегодня, дерзновенно ходатайствовал за самых безнадежных, как бы хватаясь за ризу Христову. Как преподобномученица великая княгиня Елисавета, 150-тилетие со дня рождения которой мы отмечаем сегодня, сброшенная в Алапаевскую шахту, перед лицом смерти пела Херувимскую песнь, как за Божественной литургией, и молилась за убивающих ее крестной молитвой Спасителя: «Прости им, не знают, что творят». Как святой великомученик Димитрий Солунский, именем которого названо сегодняшнее родительское поминовение, молился о спасении родной Солуни, в которой были верующие и неверующие: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей, с ними и я спасен буду. Если погубишь, с ними и я погибну». В 1380 году, накануне Куликовской битвы, святой благоверный князь Димитрий Донской торжественно перенес из Владимира в Москву в Успенский собор главную святыню Владимирского Димитровского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В память воинов, погибших в Куликовской битве, впервые была установлена для общецерковного поминовения Димитровская родительская суббота. Первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители и во всей Русской Православной Церкви с торжественным поминовением героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://moral.ru/dimitrovskaia/

Стенограмма заседания Общественно-попечительского совета Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Инициатива создания в 2011 году специализированного фонда для воссоздания утраченных и реконструкции эксплуатируемых зданий Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря принадлежала Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. 30 сентября 2011 года на первом заседании Общественно-попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря был учрежден Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия монастыря. С 2012 года фондом ведутся работы по восстановлению монастырского архондарика, братского корпуса и храма святого великомученика Пантелеимона скита Старого (Нагорного) Русика, капитальному ремонту кельи святого великомученика Димитрия Солунского, строительству дороги между Свято-Пантелеимоновым монастырем и Старым Русиком. Порядка 40% общего объема работ направлено на строительство инженерных сетей и дорог, а также благоустройство территории. Кроме восстановительных и строительных работ на объектах монастыря, фондом были приняты программы культурно-просветительской работы и сохранения духовного наследия. В частности, за прошедший период при содействии фонда было подготовлено к выпуску 3 из 20 запланированных изданий (по 1000 экземпляров) — «Русский Афонский отечник», «Каталог славяно-русских рукописей Афонского Пантелеимонова монастыря», «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». В мае 2013 года в Белграде (Сербия) была проведена Международная научная конференция «Афон и славянский мир», посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне, где был представлен «Каталог славяно-русских рукописей Афонского Пантелеимонова монастыря». Планируется проведение следующих конференций: в 2014 году — в Софии (Болгария), в 2015 году — в Киеве (Украина) и в 2016 году — в Москве. В связи с подготовкой к празднованию в 2016 году 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон распоряжением Президента Российской Федерации от 16 октября 2012 года создана рабочая группа при Президенте Российской Федерации, руководителем которой назначен полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглов.

http://patriarchia.ru/db/text/3532087.ht...

О. Паисий, отправляясь на Афон, оставил в Преображенском монастыре список чудотворной иконы, а 26 июня 1871 года во имя иконы «В скорбех и печалех Утешение» в Вятке был заложен храм, который строился более 11 лет. 31 августа 1882 года, в день Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы, архиепископ Апполос освятил храм, в котором каждую субботу перед образом читался акафист. Раз в два года, в память о пребывании святой иконы в Вятском крае и происходивших от нее чудесных исцелениях, совершались торжественные крестные ходы по всей епархии. 19 ноября 1866 года в Слободском Христорождественском монастыре на список чудотворного образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» была торжественно возложена присланная с Афона позолоченная риза, а в воспоминание первого исцеления от иконы (немого юноши, который и выполнил список), в монастыре совершалась особо торжественная служба. В этот день и было установлено празднование в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы. 27 марта 1890 года святыня была доставлена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подвории Андреевского скита. В самой обители была оставлена его точная копия. Граждане города день и ночь спешили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда же изволила прославить икону Богоматери многочисленными чудотворениями. Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе, а чтимый список со святой иконы – в слободском Свято-Екатерининском соборе. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь чудотворного образа. В Алексиево-Акатовом женском монастыре г. Воронежа также хранится список с афонской святыни, на котором написано: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году икона замироточила. Икона «В скорбех и печалех Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на ней изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Образ украшен несколькими ризами, одна из которых – золотая.

http://pravicon.com/info-24

Затем ковчег с десницей был перенесен в трапезный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, в котором была отслужена малая вечерня с чтением акафиста великомученику Димитрию и всенощное бдение. Позже святыня была перенесена в Крестовоздвиженский храм на Ближних пещерах, где она будет находиться до 10 ноября. В настоящее время в Крестовоздвиженском храме ежедневно в 13.00 и 18.00 у мощей святого Димитрия читаются акафисты. 8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, глава делегации Элладской Православной Церкви митрополит Пантелеимон и епископ Васильковский Пантелеимон совершили Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме. Участники богослужения молились о здравии Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Как сообщает сайт «Православие в Украине» , накануне принесения десницы св. вмч. Димитрия увидело свет подготовленное по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира Издательским отделом Украинской Православной Церкви издание «Святой великомученик Димитрий мироточивый, Солунский. Служба и акафист с добавлением жития на русском и украинском языках». Известно, что на Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времен связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Русские воины верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. С конца X века, сразу после Крещения Руси, началось церковное почитание великомученика Димитрия на Руси. В современной Украине этот святой особо почитаем и сегодня. Храмы в честь Димитрия Солунского есть почти во всех епархиях Украинской Православной Церкви, только в Киеве таких храмов несколько. Программа пребывания десницы великомученика Димитрия Солунского в городах Украины 7 ноября — 7 декабря 2011 г. 7- 11 ноября — Киево-Печерская л авра; 11- 18 ноября — Храм в сех святых (место строительства Воскресенского кафедрального собора) 18- 19 ноября — Спасо-Преображенский собор в районе Теремки-2 (Киев) 19-21 ноября — Днепропетровск 21- 22 ноября — Полтава

http://patriarchia.ru/db/text/1669065.ht...

Рассказывает игумен Венедикт и о некоторых других греческих святых. Это святой великомученик Димитрий Солунский, бывший проконсулом Фессалоникийской области, проповедовавший христианство вместо того, чтобы согласно воле императора истреблять его последователей. Это святитель Григорий Палама, в тридцатые годы XIV века бывший игуменом Есфигменского монастыря на Афоне. Это Патриарх Григорий V, убиенный турками в 1821 году за поддержку, которую он оказывал греческим патриотам, мученица Параскева Пятница, всегда особенно почитавшаяся в России, один из самых известных греческих святых XX века святитель Нектарий Эгинский и исповедник Иоанн Русский, чьи мощи покоятся на острове Эвбея. Очень интересна глава, посвященная особенностям богослужений в Греческой Православной Церкви, многие из которых могут показаться русскому богомольцу необычными. Например, то, что исповедь в греческих храмах совершается не перед литургией и не во время богослужения, а в другое время, о котором можно узнать из объявлений, вывешенных в каждом храме или монастыре. Помимо литургий святых Иоанна Златоустого и Василия Великого, в Греческой Церкви один-два раз в год совершается Божественная литургия святого Иакова, брата Божия, первого епископа Иерусалимского. «Советуем не пропустить этой редкой возможности прикоснуться к молитвенному миру века апостольского, – пишет игумен Венедикт. – Вспомним только один молитвенный призыв этой Литургии: “Помяни, Господи, и Матерь Твою”. А ведь при этой литургии Она явно могла присутствовать». Второй раздел, подготовленный для книги игуменом Венедиктом (Кантерсом), называется «Святая Гора Афон». В нем рассказывается об истории Святой Горы и современной жизни двадцати афонских монастырей, среди которых один является русским, один болгарским, один – сербским, а все остальные принадлежат грекам. Особое внимание автор уделяет русскому монастырю во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Нужно сказать, что стиль игумена Венедикта далек от научного. Он очень тепло беседует с читателем, и нельзя не почувствовать, что его рассказ о святых местах Греции во многом основан на личных паломнических впечатлениях. Написанные игуменом Венедиктом разделы, открывающие и завершающие книгу, превращают ее из путеводителя в произведение, по своим жанровым особенностям отчасти приближающееся к путешествию. Неслучайно первая глава книги так и называется – «Приглашение к путешествию».

http://pravoslavie.ru/11724.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010