Он упоминал в своем докладе множество древних святых (иконы некоторых из них представлены на выставке) и призывал не путать их с соименными мучениками и исповедниками более позднего времени. «В различных местах вселенной праведники Христа Единому Богу работали, Единым Духом водились и купно Им прославлены. Они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего через них чудеса», – этими словами завершил святитель Иоанн свое знаменательное выступление. По словам М. Сарни, сам архиепископ в Западной Европе в 1950-60-е годы «куда бы ни приезжал, шел тут же к местному святому и служил ему молебен». К сожалению, в 1969 г. Католическая Церковь, в соответствии с решениями II Ватиканского собора,  исключила из своих святцев имена некоторых древних святых, в том числе  – широко известных и почитаемых, из-за «недостоверности их житий», продолжил историк. Так, из римского календаря исчезли святой великомученик и победоносец Георгий, святые великомученицы Варвара и Екатерина; мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София; святые Киприан и Иустина (впрочем, местное празднование им позволялось служить). Разумеется, трудно убедиться в полной достоверности жития святых первых веков, например, таких, как равноапостольная Фекла, спутница апостола Павла, мощи которой хранятся в крипте Миланского собора. Но М. Сарни указал, что почитание «исключенной» святой продолжается, ведь «ее житием, пусть и не вполне достоверным, в течение столетий вдохновлялось множество тех, кто брал на себя подвиг служения Христу». Значительная часть доклада была посвящена истории Великой схизмы 1054 г. и происхождению догматических различий между западными и восточными христианами. При этом историк резюмировал: «В XI в. ни филиокве, ни папский примат не были воспринимаемы на Востоке как повреждение православной веры; это оружие было заострено несколько позже из политических соображений». Принципиальной разницы между жизнью святых на Западе и на Востоке М. Сарни не видит: «Все они уходили в пустыню, плакали о своих грехах, постились и молились».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Год назад я сказал в этом храме, что и Великая Отечественная война была наказанием за наш грех, а потом был удивлен реакцией светской прессы, которая удивилась и даже обиделась, — напомнил Первосвятитель. — Не надо обижаться — грешить не надо». «Ни один грех не проходит мимо Бога, — подчеркнул Святейший Владыка. — Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, — все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через эти временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы. А в ответ Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю». «Наш народ, пережив все эти муки и страдания, понял — как, может быть, ни один другой народ — великую истину, что жить нужно с Богом и по Божиему закону, — сказал Святейший Патриарх. — И сегодня наша молитва именно об этом — чтобы крепка была вера нашего народа, чтобы мы могли справляться с нашими жизненными трудностями так же, как наши предки справились со смертельной опасностью, чтобы Господь даровал нам частицу той верности и веры, которые имел святой великомученик Георгий Победоносец, святые мученики, ставшие символами Победы — той Победы, которая совершилась по Божией воле». «Если мы забудем о духовном и религиозном измерении Победы, то это будет кощунством по отношению к Богу, — убежден Предстоятель Русской Православной Церкви. — В ответ на наши неимоверные усилия, в ответ на высочайший героизм народа, в ответ на напряжение всех сил Господь даровал Победу, и из Его спасающей десницы мы получили избавление. И потому мы возносим благодарственную молитву о стране нашей, о народе нашем, о первопрестольном граде Москве».

http://patriarchia.ru/db/text/1154873.ht...

Предстоятель указал, что не все в молитве святителя буквально соответствовало реалиям Великой Отечественной войны. «Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, которую написал святитель Филарет, — рассказал Святейший Патриарх. — Православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как дьявольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики? Но в сознании свт. Филарета и всей Церкви, которая потом его словами молилась, эта напасть воспринималась как наказание за грех». «Год назад я сказал в этом храме, что и Великая Отечественная война была наказанием за наш грех, а потом был удивлен реакцией светской прессы, которая удивилась и даже обиделась, — напомнил Первосвятитель. — Не надо обижаться — грешить не надо». «Ни один грех не проходит мимо Бога, — подчеркнул Святейший Владыка. — Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, — все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через эти временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы. А в ответ Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю». «Наш народ, пережив все эти муки и страдания, понял — как, может быть, ни один другой народ — великую истину, что жить нужно с Богом и по Божиему закону, — сказал Святейший Патриарх. — И сегодня наша молитва именно об этом — чтобы крепка была вера нашего народа, чтобы мы могли справляться с нашими жизненными трудностями так же, как наши предки справились со смертельной опасностью, чтобы Господь даровал нам частицу той верности и веры, которые имел святой великомученик Георгий Победоносец, святые мученики, ставшие символами Победы — той Победы, которая совершилась по Божией воле».

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/134...

Таким образом, безпримерные христианские подвиги исповедничества и мученичества императорского комита Георгия Никомидийского образовали собой целое созвездие Никомидийских мучеников, память которых ежегодно совершается с 18 по 23 Апреля, что по нашему гражданскому календарному стилю соответствует 1-6 Мая. В 1945 году последние победные бои в Великой Отечественной войне пришлись на Страстную Седмицу, и духовно они совпали с празднованием памяти Никомидийских мучеников - сподвижников Георгия. Императорский Архистратиг Георгий был выдающимся военачальником, одержавшим немало побед над варварами. Существуют предания, что он сражался даже в далекой Британии под началом Константа - отца Святого Равноапостольного Императора Константина, именно поэтому красный Георгиевский Крест входит в символику Британского государственного флага. Но само же прозвание Победоносец происходит от буквального перевода названия города, где он совершил свои последние духовные подвиги, Никомидия или Никомедия, что буквально означает средоточие Ники-Победы. Христианское почитание Победы-Ники выражается в чествовании Воскресной Победы Иисуса Христа над смертью и адом. Именно поэтому в канонических надписаниях на осмиконечном Православном Кресте обязательно присутствуют слова " Иисус Христос - Ника " , те же надписания мы находим и на просфорных печатях. Все это должно нам, христианам, напоминать, что наша Православная Вера - это религия победителей, а не нытиков и хлюпиков, непротивленцев и пораженцев. Считаю особенно знаменательным то, что нынешние торжества шестидесятилетия Великой Победы России над языческим фашизмом сугубо ознаменованы тем, что удивительным образом совпало празднование Святой Христовой Пасхи 303 года, когда Христа прославлял Победой духа Святой Георгий Никомидийский, и Пасхи нынешней, когда Светлое Воскресение приходится на 18 Апреля - 1 Мая. Да поможет нам Господь возрождать достоинство нашей России в мире и благоденствии заступничеством Великомученика Георгия и его святых сподвижников!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Таким образом, беспримерные христианские подвиги исповедничества и мученичества императорского комита Георгия Никомидийского образовали собой целое созвездие Никомидийских мучеников, память которых ежегодно совершается с 18 по 23 апреля, что по нашему гражданскому календарному стилю соответствует 1-6 мая. В 1945 году последние победные бои в Великой Отечественной войне пришлись на Страстную Седмицу, и духовно они совпали с празднованием памяти Никомидийских мучеников - сподвижников Георгия. Императорский Архистратиг Георгий был выдающимся военачальником, одержавшим немало побед над варварами. Существуют предания, что он сражался даже в Британии под началом Константа - отца святого равноапостольного императора Константина, именно поэтому красный Георгиевский Крест входит в символику Британского государственного флага. Но само же прозвание Победоносец происходит от буквального перевода названия города, где он совершил свои последние духовные подвиги, Никомидия или Никомедия, что буквально означает средоточие Ники-Победы. Христианское почитание Победы-Ники выражается в чествовании Воскресной Победы Иисуса Христа над смертью и адом. Именно поэтому в канонических надписаниях на осмиконечном Православном Кресте обязательно присутствуют слова " Иисус Христос - Ника " , те же надписания мы находим и на просфорных печатях. это должно нам, христианам, напоминать, что наша Православная Вера - религия победителей, а не пораженцев и непротивленцев. Считаю особенно знаменательным то, что нынешние торжества 60-летия Великой Победы России над языческим фашизмом сугубо ознаменованы тем, что удивительным образом совпало празднование Святой Христовой Пасхи 303 года, когда Христа прославлял Победой духа Святой Георгий Никомидийский, и Пасхи нынешней, когда Светлое Воскресение приходится на 18 апреля/1 мая. Да поможет нам Господь возрождать достоинство нашей России в мире и благоденствии заступничеством Великомученика Георгия и его святых сподвижников! 12 апреля 2005 года, память преподобного Иоанна Лествичника

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Содержание Введение Глава 1. Античный полис и полисная система ценностей Глава 2. Кризис традиционных римских ценностей и христианские ценности и ментальные установки Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Глава 4. Почитание святых мучеников в античном христианстве Глава 5. Основные черты средневековой христианской ментальности Глава 6. Раннехристианские мученики в восприятии христиан средневековой Европы Глава 7. Мученики раннего христианства и ислама: сравнительный анализ Глава 8. Раннехристианские мученики в восприятии православных христиан и христиан-католиков Глава 9. Историческая трансформация образа Святого Великомученика Георгия Победоносца в общественно-политическом и личном восприятии     Введение Татьянин день, день святого Валентина, Юрьев день – эти дни памяти святых известны каждому христианину: православному или католику. Да и не только верующим. Студенты отмечают Татьянин день, влюбленные – день святого Валентина, на Рождество во многих странах ожидают Санта Клауса (святителя Николая). Но далеко не все знают, что за этими именами, далекими от нас во времени и обретшими для многих из наших современников некий символический, абстрактный смысл, стоят реальные люди. Все они жили еще в эпоху античности, когда христианство было гонимой религией в Римской империи. Они стали борцами за веру – мучениками, отдавшими свою жизнь за веру во Христа, либо исповедниками, подвергшимися преследованиям, истязаниям, но оставшимися в живых и не сломленными в своей вере. И таких людей было много. В православном и католическом календарях большинство дней посвящены памяти святых христианских мучеников за веру. Многие мученики, почитаемые христианами, жили в период раннего христианства. Прошло много веков, и наши современники нередко даже не задумываются о подлинном смысле того или иного праздничного дня, деяниях людей, в память которых он отмечается. Следует заметить, что на протяжении столетий и тысячелетий символический смысл, вкладывавшийся в образ многих раннехристианских мучеников, претерпел существенные изменения в массовом сознании. Мученики, исповедники обретали функции покровителей целых государств, городов, средневековых цеховых ремесленников, иных различных групп людей, к ним обращали молитвы о здоровье, урожае и т. д. Многое из этого стало настолько обыденным, что первооснова отошла на дальний план и часто о подвиге святых просто не вспоминают. Например, святой великомученик Георгий, как правило, ассоциируется с военными победами, глубокий этический смысл вкладывается в изречение «Вера, Надежда, Любовь». Но кто задумывается над тем, что все эти люди приняли мученическую смерть за исповедание христианской веры? Время немало изменило в восприятии их образов, и важно знать, почему так произошло, какими были реалии времен жизни мучеников и как на протяжении веков воспринимался их подвиг за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Слово ко Дню Победы " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> Слово ко Дню Победы после Божественной Литургии в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, Ваше Высокопреподобие, отец Серафим, настоятель сего святого храма, дорогие братья и сестры! Сегодня совершенно особый день в нашем церковном календаре. Мы празднуем память святого великомученика и Победоносца Георгия, дивного угодника Божия, который во времена языческих гонений в Римской империи жизнь свою отдал в мучениях за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, ибо за верность и веру Бог дает силу людям. Совершенно неслучайно, что символами побед в войнах стали святые мученики: святой великомученик Георгий, святой великомученик Феодор Стратилат и многие другие, потому что от воина требуется то же самое, что и от мученика — вера и верность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает правое дело; и эти вера и убежденность в правоте своего дела должны сопровождаться верностью  даже до смерти . И неслучайно Великая Отечественная война закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца. Мы празднуем День Победы в годовщину подписания капитуляции, которая состоялась в Берлине 8 мая (ввиду разницы во времени в Москве к моменту капитуляции было уже за полночь, а потому праздник Победы отмечается 9 мая). Но война кончилась 6 мая, в день великомученика и Победоносца Георгия, который всегда являлся покровителем града Москвы. Это не просто совпадение или стечение обстоятельств. Война началась в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. Те, кто задумал вступить 22 июня 1941 года на нашу священную землю, не знали нашего церковного календаря. В день, когда весь наш верующий народ обращался к Богу, прося милости у святых угодников Божиих, на нашей земле просиявших, — именно в этот день как великое кощунство, как издевательство над духовной жизнью людей посыпались бомбы на головы нашего народа.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-ko-dnyu...

Святейший Патриарх Кирилл: Примеры святых и героев помогут нам быть сильнее Москва, 7 мая 2013 г. «Мы празднуем сегодня память Георгия Победоносца. Хотя капитуляция произошла несколько позже, но именно в этот день, когда в 1945 году празднование памяти святого Георгия Победоносца совпало с празднованием Святой Пасхи, народ наш и одержал победу в страшной войне, где счет жертв шел на миллионы, где военные цели превосходили даже самое страшное воображение», – отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем слове на Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад — дети победителей» на Поклонной горе. «Наверное, никто и никогда не ставил целью полное уничтожение страны, постепенное умерщвление, изведение всего народа. Именно такие цели были поставлены теми, кто 22 июня, в день святых, в земле Российской просиявших, не взглянув в календарь, переступил священные рубежи нашего Отечества. Господь провел нас через большие испытания, и много жертв было положено на алтарь победы. Именно в день святого великомученика Георгия Победоносца, в день Святой Пасхи остановились военные действия, явив всему миру несокрушимую силу духа нашего народа», – подчеркнул Патриарх. «Святой великомученик Георгий Победоносец является покровителем нашего воинства. Он также покровитель града Москвы, его изображение — на московском гербе. Все это неслучайно, потому что молитва к святому великомученику Георгию сопровождала б о льшую часть истории нашего Отечества. В самых тяжких испытаниях, особенно военных, воинство просило заступления у святого великомученика, и он приклонял милость Божию, и воинство наше обретало победу. Верим, что если и в будущем будет так, если из сердец наших не уйдет православная вера, а вместе с ней — национальное самосознание и, в правильном смысле, национальная гордость, то мы будем одерживать победы в укреплении нашего государства, его обороноспособности, его экономической мощи; решать многие социальные проблемы, которые до сих пор стоят на повестке дня. Все это можно сделать, если мы будем мобилизованы на победу, если мы будем едины как народ, если никакие политические предпочтения, национальные и культурные различия не будут разрушать подлинного, духовного единства нашего народа. Тогда, несомненно, мы будем одерживать победы».

http://pravoslavie.ru/61371.html

В день памяти великомученика Георгия Победоносца Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил престольный праздник в храме города Несвижа 7 мая 2022 г. 10:15 6 мая 2022 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , временный управляющий Слуцкой епархией , совершил Божественную литургию в храме великомученика Георгия Победоносца в городе Несвиже. Перед богослужением правящего архиерея приветствовал заместитель председателя Несвижского районного исполнительного комитета Александр Балтенков, курирующий вопросы социальной сферы и идеологической работы. Архипастырю сослужили исполняющий обязанности секретаря Слуцкой епархии иеромонах Георгий (Рудко), благочинный Несвижского церковного округа, настоятель Вознесенского прихода города Несвижа протоиерей Александр Данченко, председатель Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности Белорусской Православной Церкви, настоятель прихода храма иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» города Минска протоиерей Кирилл Шолков, настоятель прихода храма великомученика Георгия Победоносца города Несвижа протоиерей Евгений Лабынько, гости престольного праздника в священном сане. Диаконский чин совершил протодиакон Игорь Мартыс. Песнопения Божественной литургии исполнил приходской хор под управлением Христины Петренко. Проповедь перед причастием произнес иерей Павел Фокин. На малом входе Патриарший экзарх ко дню Святой Пасхи и во внимание к усердным трудам во славу Матери-Церкви удостоил протоиерея Евгения Лабынько права ношения палицы. По завершении богослужения было совершено молебное пение с крестным ходом и славление великомученику Георгию Победоносцу. В завершение митрополит Вениамин поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Затем владыка Вениамин вручил активным прихожанам епархиальные награды за многолетние труды на благо прихода. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

На белорусскую землю прибыл ковчег с мощами великомученика Георгия Победоносца 18 июля 2023 г. 11:38 16 июля 2023 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска по завершении Божественной литургии Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин возглавил встречу ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца. Принесение святыни организовано Комиссией Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь и Синодальным паломническим отделом Белорусской Православной Церкви при поддержке ряда общественных организаций. Глава Белорусского экзархата возглавил молебное пение перед ковчегом. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, председатель Наградной комиссии Белорусского экзархата, председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора иерей Дионисий Ковалев и клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Виталия Соболевского. В своем слове Патриарший экзарх отметил, что каждому есть о чем помолиться великомученику Георгию. «Будем вникать в житие святого и просить его благодатной помощи, — призвал митрополит Вениамин. — Помолимся здесь, в кафедральном соборе, чтобы с большой пользой эта святыня путешествовала по городам и весям нашего Отечества, поднимала молитвенный дух людей, призывала их во множестве в храмы и монастыри, где будет останавливаться ковчег с мощами». Также Его Высокопреосвященство высказал слова благодарности в адрес Святейшего Патриарха Кирилла, по благословению которого совершается принесение святыни, и сопровождающей группы, которая прибыла с ковчегом. Поклониться святыне в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска можно было до 17 июля включительно. Затем ковчег с мощами отправится в Витебскую епархию (18-21 июля). Дальнейший график принесения святыни: Святой великомученик Георгий Победоносец (II-III вв) вырос в Каппадокии (Малая Азия) в христианской семье. Вступив в римское войско, святой Георгий своими ратными подвигами заслужил внимание императора Диоклетиана и был назначен одним из старших военачальников. Получив поручение императора о преследовании христиан, Георгий открыто провозгласил себя христианином и сознательно пошел на страдания ради Христа. После восьмидневных тяжелых пыток с требованием отречься от Христа был обезглавлен в 303 (304) году. Почитание Георгия как святого сразу распространилось по всей империи и подтвердилось многими чудесами. За 17 столетий, прошедших со времени казни, историческая память о святом ничуть не поблекла. Все так же продолжают возводиться храмы в его честь и пишутся его иконы. В Белоруссии, как и во многих странах, великомученик Георгий является одним из самых почитаемых святых, в его честь в городах и селах построено несколько десятков храмов. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6042708.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010