Князь Лазарь был одним из немногих оставшихся верным кроткому и милостивому царю Урошу, и стал его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусобиями сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными завоевателями. Господарь Сербии и Приморья После смерти святого царя Уроша 4 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область - в город Крушевац. Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по промыслу Божьему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану. После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I и победил Алтомановича. Влияние и почет Лазаря возросли еще больше, когда в 1375 году ему удалось помирить Сербскую и Цареградскую Церкви. Константинопольский Патриархат снял анафему, тяготевшую над сербами со времени царя Стефана Душана, и признал Сербского патриарха. Вскоре Лазарь подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья - Стефаном великим князем Лазарем». Одну из своих дочерей он выдал замуж за правителя Косова и Скопля Вука Бранковича, другую - за властелина Зеты (ныне Черногория и Северная Албания) Георгия Стратимировича. Таким образом удалось объединить без пролития крови большую часть сербских земель, оставшихся еще независимыми. Хотя сам он не провозглашал себя царем по смиренномудрию, сербский народ нередко величал его не иначе как царем Лазарем.

http://pravicon.com/info-2763

После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353–1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья Стефаном великим князем Лазарем». Сербский же народ нередко величал его не иначе, как царем Лазарем. Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития», где поселилось множество монахов, служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты – ученики и последователи преподобного Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Сербский патриарх Спиридон вместе с церковным Собором подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует и по сей день и носит название Горняк. В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря.

http://pravoslavie.ru/40145.html

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Святой князь предпринял несколько военных походов против турок, но все время сталкивался с внутренним разделением сербского народа. Наконец ему удалось собрать всех вельмож и командующих армиями в Крушеваце. Он убеждал их забыть свои ссоры, чтобы всем вместе биться против врагов Креста. Потом отслужили литургию, во время которой все воины причастились Святых Таин. 15 июня 1389 года на Косовом поле они встретились с армией султана Мурада, превышающей сербское войско по численности в два раза. Во время этой памятной битвы благочестивый князь погиб. Он получил 16 ранений, а потом был обезглавлен Говорят, что накануне сражения святому Лазарю явился ангел и спросил: что он предпочитает – земную власть или Царство Небесное? Князь ответил: «Как я могу выбрать земное царство, такую незначительную вещь, тленную и недолговечную, тогда как Царство Небесное сохранится в вечности». Святой, преклоняя голову под меч, произнес такую молитву: «О мой Создатель, судящий мои грехи, ведомые и неведомые! Я к Тебе взываю и прошу: прости мне, Господи, все, в чем нарушил я Твою волю, и сохрани мой народ, вернее – Твой народ!». Когда новый султан Баязид узнал, с каким достоинством христианский князь принял смерть, он разрешил с честью похоронить его в церкви Вознесения Господня в Приштине. Когда через год его мощи были обретены, они источали чудесное благоухание нетленности. После этого их перенесли в Раваницкий монастырь . Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 28 июня 2012 года Согласно другим источникам, князю и нескольким мужественным воинам удалось прорваться во вражеский лагерь. Один из них ранил Мурада, который умер через три дня, приказав расправиться с князем и его товарищами. Последствием Косовской битвы стало то, что Сербское королевство стало вассалом Османской империи, а Балканский полуостров подвергся турецкой экспансии. Тем не менее это сражение является символом сопротивления сербского народа иноземным захватчикам.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Твердо следовать за Господом, как бы ни волновалось море житейское, положиться полностью на волю Божию, преодолеть гипноз обстоятельств, общественного мнения, газетной клеветы, всероссийской, даже всемирной молвы и поступать по совести — для этого требуется великая сила воли. Она была у Царя-мученика. Какое мужество нужно было иметь, какую силу духа, чтобы в условиях нарастающей кампании клеветы, революционного угара, окружающих со всех сторон «измены, трусости и обмана» сохранять непоколебимую решимость оставаться верным своему долгу. Хотя и ему приходилось идти на неизбежные компромиссы, выбирая из двух и более зол меньшее — тоже по Евангелию. В оценке первого лица государства люди обычно переносят события, которые произошли в стране во время его правления, на него самого — значит, мол, они от него и исходили. Но это не так. Далеко не всё из того, что происходит в государстве, подвластно даже самодержцу. Император не решает всех вопросов за своих подданных. Человеческую волю даже Господь не подавляет, ожидая от нас свободного добра. Власть верующего православного императора ограничена — в том числе, евангельскими заповедями. Когда против Царя назрел заговор, он не стал противитися злу (Мф. 5:39). Он предал себя в руки Божии — догадываясь заранее, какое великое испытание ждет и его, и Россию, и всячески желая ей только блага. Царская Семья      Он принес свое служение, свою жизнь и даже жизнь глубоко любимых им супруги и детей в жертву за горячо любимое им Отечество, за Великороссию и Малороссию, за святое Православие, за нас с вами. 28 июля 1932 года в Белграде в слове о святом равноапостольном князе Владимире святитель Николай Сербский (Велимирович) сказал : «Если бы царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей видимости, и сегодня сидел на своем престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному... Еще один Лазарь и еще одно Косово!..» Святой благоверный князь Сербский Лазарь в XIV веке, накануне решающей битвы на Косовом поле, когда турецкое войско во много раз превосходило числом сербское, имел небесное видение. Он был спрошен: какое Царство он изберет, земное или Небесное. И князь избрал Небесное, ибо земное царство — преходящее, а Небесное — вечное. Всё сербское войско, причастившись перед битвой, погибло. Но в этот день тысячи мучеников взошли на Небеса.

http://pravoslavie.ru/72296.html

Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара 100 золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для молящихся, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители. Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так, в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село и церковь святителя Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные лавре святого Афанасия. Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой земле. По просьбе Иерусалимского патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители. Монастырь Раваница Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1381 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами».

http://pravoslavie.ru/40145.html

" Христе Божий, распятый и святый, вся Сербия летит на Косово " , - поется в косовском гимне. Вся Сербия устремляется на священное Косово поле, где 15/28 июня 1389 года произошла героическая и мистическая Косовская битва. Перед началом битвы святому князю Лазарю явился ангел Господень и спросил: " О каком царстве помышляешь, Лазарь, о земном или небесном? " Помолившись, отвечал Лазарь ангелу: " Царство земное быстротечно и суетно, Царство же Небесное - непреходящее, длящееся от века и до века " . Князь Лазарь избрал Царство Небесное и неколебимо со всем войском принял мученическую кончину за веру Христову. " Мы - потомки косовских героев, - пишет святитель Николай (Велимирович), - которые принесли себя в жертву за Крест Честной и свободу золотую. Мы - возрождающиеся и полные жизни пышные ветви народного древа, которое в Косово было срублено почти под корень. Не засыхает это древо, ибо кровь мучеников его оживотворяет. Не высох срубленный ствол, ибо Царство Небесное, которое избрали витязи Креста, даёт ему силы " . Мы передаем слово слависту, переводчику, председателю общества русско-сербской дружбы, члену Союза писателей России Илье Михайловичу Числову. - Косово для сербов - всё. Этим словом для сербов всё сказано, потому что это основа их национальной традиции, сербская Голгофа. Традиция любого православного народа неизбежно восходит к этому, но у сербов это наиболее ярко выражено. Каждый серб знает, что такое Косово. Я дерзну предположить, что для сербского сознания Косово, Косовская битва значат гораздо больше, чем Куликовская битва для русского. Самый обычный серб знает о Косове больше, чем любой русский о Куликовской битве, её героях, о значении её для русской истории. Опять же, если взять момент географический, именно Косово было когда-то центром средневековой державы Душана Сильного. Белград и северные земли находились на ее окраине. Столицей Белград стал только при наследнике князя Лазаря деспоте Стефане Лазаровиче, то есть уже в начале XV века. А Косово было всегда сердцем сербской державы. Это не только метагеографический символ, но и основа сербской традиции. Именно там, на Косове святой благоверный князь Лазарь избирает Царствие Небесное вместо краткого царствия земного. В Архангельском соборе Московского Кремля мы видим его изображение рядом с нашими святыми страстотерпцами, князьями Борисом и Глебом, первыми русскими святыми. Но есть и разница, поскольку всегда существуют различия в национальных традициях каждого народа, пусть и православного. Свою великую жертву князь Лазарь приносит на Косовом поле с мечом в руке. Вот этот героизм избрания Царства Небесного. Сербские витязи идут на смерть, но погибают с оружием в руках. Хотя, с другой стороны, многие исследователи справедливо проводят параллели между сербскими эпическими песнями косовского цикла и, допустим, таким известным европейским эпосом " Песнь о нибелунгах " . И всё же героический порыв сербов - это, прежде всего, христианский выбор, выбор героический.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря Архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители. Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1375 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами». В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу Светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже Апостоли уставише и правили Светих Отец утврдише. Приложих же к потребам вся изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга... И саставих општежитие, да се држи у манастиру... И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше». Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».

http://pravicon.com/info-2763

В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже апостоли уставише и правили светих отец утврдише. Приложих же к потребам вся изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга… И саставих општежитие, да се држи у манастиру… И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше». Первым игуменом новой обители стал Арсений – муж, одаренный добродетелями, украшенный разумом, наделенный «даром Святого Духа учить многих». В это время в Раванице подвизался и известный подвижник преподобный Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен в обители. Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так, в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян». По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли.

http://pravoslavie.ru/40145.html

Один из ярких примеров этого мы видим в житии святого великомученика (в наших святцах - благоверного князя) Лазаря Сербского. Ему был предложен Ангелом Господним очень суровый выбор: или победа над врагом и царство здесь, на земле, или - поражение в битве и - Царство Небесное. Князь выбрал Царство Небесное и повёл войска на битву и на смерть за Православную веру. Всё войско сербское полегло в битве, сам он был взят в плен, мучим и обезглавлен. Люди учёные сразу скажут: «Апокриф! Легенда! Этого нет в официальном Житии!» Да, это живая легенда народа, передаваемая из уст в уста - НАРОДНАЯ легенда. Православный сербский народ сложил эту легенду, освятил её своею любовью и прославил своего Князя за этот выбор. Это выбор, к которому призван всякий православный человек, всякий православный Царь и православный народ. Это выбор делал наш народ в самые трудные свои времена, сражаясь не за Россию (как призывал Пётр Великий) и не за Царя-батюшку (как в добрых старых сказках), но всегда - за Русь Святую и за Веру Православную. Даже в самые поздние времена, когда выработалась известная формула: «За Веру, Царя и Отечество» - впереди всегда стояла Вера Православная, потом - всегда Царь, как хранитель Православной Веры, а потом уже - Православное Отечество. Тот же выбор сделал и наш святой Государь Император, Николай Александрович, когда его благоразумные слуги предлагали одним внезапным ударом - как это у большевиков говорится? - «размозжить собачьи головы» врагам Империи, благо все имена их и все норы, в которых они прятались за границей, были прекрасно известны царской разведке. Николай Александрович отказался поступить беззаконно, потому что, как православный человек, ясно понимал, что в таком случае ему уже нечего будет защищать. Он сделал тот же выбор, что и святой Лазарь Сербский. Теперь он - с Господом. Теперь время нашего выбора. Но некоторые православные профессора и богословы всего этого почему-то не понимают, их это почему-то совершенно не волнует - зато их очень волнует...

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/24/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010