Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Здание храма возведено в традициях московской архитектуры XVII в. Стены и своды здания построены из большемерного кирпича, снаружи с обмазкой, внутри оштукатуренные, пристройка деревянная. Храм бесстолпный с трёхчастным продольно-осевым построением и шатровой колокольней. Кирпичный декор фасадов в целом повторяет московские образцы XVII в. На углах объёмов широкие плоские лопатки, переходящие во втором ярусе в пучок из трёх полуколонок; сочный карниз с поребриком, валиками и тремя рядами «пилы» венчают несколько вытянутые вверх архивольты закомар. Обрамления проёмов выдержаны в «нарышкинском» стиле конца XVII века: окна обрамлены наличниками с полуколонками и разорванными фронтонами, нарядный северный портал с резными белокаменными деталями. Основное помещение интерьера перекрыто сомкнутым сводом. Сохранившаяся роспись, выполненная в конце XIX в., поновлена масляными красками во 2-й половине XX в. Иконы также относятся ко второй половине XX в. По проекту В.Н. Городкова памятник реставрирован в 1987-1988 г.г. При исследовании были обнаружены скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, состоявшего из трёх родов кокошников, о которых упоминалось в документах. «Такое завершение вместе с другими архитектурными деталями, - отмечал Василий Николаевич, - позволяет отнести к разряду памятников архитектуры Москвы последней четверти XVII в., которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Введенской (ныне Петро-Павловской) церкви». Путешествие по Брянску, http://www.puteshestvie32.ru Комментарии и обсуждение В храме находятся Святые мощи Преподобного и Благоверного князя Олега Романовича Брянского (около 1285) по другим данным -1307, и даже 20 сентября 1313г. Святой Олег (в крещении Леонтий) был внуком Святого благоверного князя Михаила Черниговского, сыном князя Романа Михайловича Брянского (Старого). Он восходил в 13 колене от легендарного Рюрика. Вместе со своим отцом он в 1274 году участвовал в войне против Литвы. После 1274 года, уступив княжение брату, князь Олег принял постриг с именем Василия в основанном им в 1275 г. на окраине Брянска Петропавловском монастыре. Святой князь-инок прославился подвижнической жизнью, страстно выступая против кровопролитных междоусобиц русских князей. Память его празднуется 20 сент. (3 окт.) в день памяти его деда, блгв. князя Михаила Черниговского (Чермнаго).

http://sobory.ru/article/?object=00656

П.В. Долгоруков Князья Одоевские Помещаем здесь родословие потомству Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского, до разделения его на различные фамилии. отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святой Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Князь Святослав Ярославич Черниговский † 1076 КОЛЕНО VII: Князь Олег Святославович Черниговский † 1115 КОЛЕНО VIII: Князь Всеволод Ольгович Черниговский † 1146 КОЛЕНО IX: Князь Святослав Всеволодович Черниговский † 1194 КОЛЕНО X: Князь Всеволод Чермный Святославович Черниговский † 1215 КОЛЕНО XI: Святый Благоверный Князь Михаил Всеволодович Черниговский, замучен по повелению Батыя в орде за отказ поклониться кумирам Монгольским, 20 сентября 1246 года. Церковь Православная причла его лику Святых, и нетленные мощи его почивают в Москве, в Архангельском соборе. КОЛЕНО XII: Князь Ростислав Михайлович, сперва князь Новагорода-Великого, потом Бан Мачвы и Бан Бознанский. Женат на княжне Анне Венгерской 35 Князь Роман Михайлович Черниговский и Брянский † 1275 Князь Симеон Михайлович Глуховский и Новосильский Князь Мстислав Михайлович Карачевский Князь Юрий Михайлович Торусский Княжна Мария-Феодулия Михайловна † 1271; за Князем Василием Константиновичем Ростовским КОЛЕНО XIII: Князь Михаил Ростиславич, Бан Мачвы и Бан Бознанский † 1269 Княжна Кунгута (Кунигунда) Ростиславовна, за Королём Богемским Оттокаром II Княжна Агриппина Ростиславовна, за Лешком Черным, Князем Краковским и Герцогом Польским Князь Михаил Романович, родоначальник угасших князей Осовицких Князь Олег Романович Княжна Ольга-Елена Романовна, за князем Владимиром Васильевичем Галицким Князь Роман Семёнович Новосильский и Одоевский Князь Тит Мстиславович Карачевский и Козельский Князь Андриан Мстиславович Звенигородский † 1339 Князь Всеволод Юрьевич Торусский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В потомках его постоянно живо было благочестие. Не говорим здесь о знаменитой дочери его – о святой Евфросинии 492 . Великому родителю подражал в благочестии сын его князь Роман Брянский, а еще более внук его князь Олег Романович. В рукописных святцах читаем: «девятый благоверный князь Олег Романович Брянский, во иноцех Леонтий, преставился в л. 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре». Здесь в означении времени – ошибка. Князь Олег Романович, внук святого князя Михаила, в 1274 году был вместе с отцом своим на войне против Литвы. «По окончании войны, – говорит современник, – из Новгородка Литовского Олег приехал во Владимир (Волынский) к сестре своей (Ольге – Елене Романовне, супруге князя Волынского Владимира). Владимир усердно звал тестя своего к себе. “Государь-батюшка! – говорил он, – приезжай побывать в своем доме и посмотреть на здоровье дочери твоей”. Но Роман отказался. “Сын мой Владимир! – отвечал он: – не могу я отлучиться от моей дружины ратной; я живу в стороне, угрожаемой войною; кто без меня управит моею дружиною? Вот пусть едет вместо меня сын мой Олег”. Они поцеловались, и каждый отправился в свое место». По этому известию видим как в князе Владимире почтительного сына, хотя по другому известию он и стриг бороду, так и в князе Романе – является князь попечительный о своих подданных, жертвующий для долга самым невинным удовольствием 493 . По известию о начале Свенского мона стыря, князь Роман Михайлович – князь благочестивый, и душевные расположения его привлекают на него особенную милость Божию. По этому известию, князь был сильно болен и чудесно исцелился на Свенской горе пред иконою Богоматери. Он тогда же поставил на месте исцеления крест, доселе целый; потом построены им на горе храм и монастырь, а чудотворная икона украшена дорогим окладом 494 . Храброго князя Романа Михайловича видим еще воюющим в 1285 году 495 . Но князя Олега после 1274 года не видим более ни в какой мирской тревоге. В древних синодиках поминали: великого князя Романа старого Чернигова и княгиню Анну и сына его князя Олега Романовича, великого князя Черниговского, Леонтия, оставившего дванадесять тем людей и приимшаго ангельский образ, во иноцех Василия 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. кн. Михаил за великий подвиг свой награжден и на земле благословением небесным. Тогда как ветви других потомков равноапостольного давно угасли, ветви св. кн. Михаила поныне еще зеленеют: кн. Борятинские, Горчаковы, Долгорукие, Елецкие, Звенигородские, Кольцовы Мосальские, Оболенские, Одоевские, Щербатовы. В потомках его постоянно живо было благочестие. Не говорим здесь о знаменитой дочери его – о св. Евфросинии. 199 Великому родителю подражал в благочестии сын его кн. Роман брянский, а еще более внук его кн. Олег Романович. В ркп. святцах читаем: «святой благоверный князь Олег Романович брянский, во иноцех Леонтий, преставился в л. 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре». Здесь в означении времени – ошибка. Князь Олег Романович, внук св. кн. Михаила, в 1274 г. был вместе с отцом своим на войне против Литвы. «По окончании войны, говорит современник, из Новгородка литовского Олег приехал во Владимир (волынский) к сестре своей (Ольге – Елене Романовне, супруге князя Волынского Владимира). – Владимир усердно звал тестя своего к себе. «Государь–батюшка! говорил он, приезжай побывать в своем доме и посмотреть на здоровье дочери твоей. Но Роман отказался. Сын мой Владимир! отвечал он, не могу я отлучиться от моей дружины ратной; я живу в стороне, угрожаемой войною; кто без меня управит моею дружиною? Вот пусть едет вместо меня сын мой Олег. Они поцеловались и каждый отправился в свое место». Поэтому известию видим как в кн. Владимире, почтительного сына, хотя по другому известию он и стриг бороду, так и в кн. Романе – является князь попечительный о своих подданных, жертвующий для долга самым невинным удовольствием. 200 По известию о начале Свенского монастыря кн. Роман Михайлович князь благочестивый и душевные расположения его привлекают на него особенную милость Божию. По этому известию князь был сильно болен и чудесно исцелился на Свенской горе пред иконою Богоматери. – Он тогда же поставил на месте исцеления крест, доселе целый: потом построены им на горе храм и монастырь, а чудотворная икона украшена дорогим окладом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В начале 14-го века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, – и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время. Тропарь: Жизнь вашу мученечески совершивше, исповедания вен украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре с доблим Феодором, молите Христа Бога сохранити отечество наше и вся православныя христианы по велицей Его милости. Благоверный князь Олег Брянский 3 окт. (20 сент. по церк.кал.) Благоверный Олег Романович, в крещении Леонтий, князь Брянский, был внуком князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами (смотри об этом выше). Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому, уступив свой престол брату, он постригся в монахи. При постриге его нарекли Василием. Святой Олег стал известен строгостью своей монашеской жизни. Он мирно скончался в своем монастыре около 1289-го года. Его мощи почивали в Петропавловском Брянском монастыре, им построенном. Святитель Димитрий Ростовский 4 окт. (21 сент. по церк.кал.). Святитель Димитрий (в миру Даниил Туптало), был из местечка Макарова Киевской губернии. Сын казака, родился в 1651-ом году. Учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить академию и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему проповедовать в своем кафедральном соборе. В течение последующих двух лет святой Димитрий часто проповедовал, – и так прославился своим красноречием, что Литва и Малороссия наперебой приглашали его к себе в проповедники. На 33-ом году жизни святой Димитрий приступил к своему бессмертному двенадцатитомному труду – Четьи-Минеи, в котором изложил жития святых на каждый день года. В течение целых двадцати лет (1684–1704 гг.) он с необыкновенной энергией собирал сведения, изучал и составлял жития святых, которые с тех пор стали любимым чтением для верующих русских людей. Оканчивал свой колоссальный труд он уже на кафедре Ростовского митрополита (с 1702 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Подобно Иову Многострадальному, сей князь сгнивал постепенно в течение четырех лет, но не роптал. Иноком Леонтием заканчивал свою жизнь князь Олег Романович Рязанский († 1280) в основанном им Петропавловском монастыре в Брянске. Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского († 1180), душа коего «всегда рвалась на дела великие». Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, ненавидевшего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью». Таким же, как мы читали выше, был и святой Василько, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил», – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 г. князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию», – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299. 20 мая), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину Православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междоусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит Землю Русскую», – смиренно говорил своему духовнику святой Великий Князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле», – говорил в 1596 г. благочестивый Царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Димитрий Святославович, князь Юрьева-Польского († 1269), принимавший схиму от епископа Ростовского, – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить Ему с верой и надеждой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вночь с 17 на 18 июля 1918 года без суда и официального вынесения приговора представителями органов власти г. Алапаевска были казнены (сброшены в шахту в окрестностях г. Алапаевска): Елизавета Федоровна Романова, Игорь Константинович Романов, Константин Константинович Романов, Иван Константинович Романов, Сергей Михайлович Романов, Владимир Павлович Палей, Варвара Яковлева и Федор Михайлович Ремез.Следствием не установлено каких-либо уголовных и административных нарушений со стороны указанных лиц, которые могли послужить основанием для высылки и казни. 30 января 1919 года в Петропавловской крепости г. Петрограда (Санкт-Петербурга) по решению Петроградской чрезвычайной комиссии как заложники были расстреляны великие князья Павел Александрович Романов, Николай МихайловичРоманов, Георгий Михайлович Романов и Дмитрий Константинович Романов. Каких-либо обвинений в совершении противозаконных деяний указанным лицам не предъявлялось. Во второй половине 1920-х годов в Ярославской области были расстреляны за “контрреволюционную деятельность” бывший начальник охраны царской семьи в Тобольской ссылке Е.С. Кобылинский и Л. Седнев, служивший в детстве помощником повара в доме Ипатьева. Прошу Вас рассмотреть мое заявление и принять меры к восстановлению исторической справедливости и подлинной правопреемственности Российского государства, для чего реабилитировать следующих лиц: А) Невинно убиенные граждане России: 1. Романов Николай Александрович – император, 2. Романова Александра Федоровна – императрица, 3. Романов Алексей Николаевич – цесаревич, наследник престола, 4. Романова Ольга Николаевна – великая княжна, 5. Романова Татьяна Николаевна – великая княжна, 6. Романова Мария Николаевна – великая княжна, 7. Романова Анастасия Николаевна – великая княжна, 8. Романов Георгий Михайлович – великий князь, 9. Романов Дмитрий Константинович – великий князь, 10. Романова Елизавета Федоровна – великая княгиня, 11. Романов Михаил Александрович – великий князь, 12. Романов Николай Михайлович – великий князь,

http://pravoslavie.ru/4501.html

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60; Попов В., свящ. Святыни г. Брянска//Орловские ЕВ. 1893. 19. С. 622-624; Тиханов П. Н. Преподобные князья Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Мат-лы для рус. агиологии. СПб., 1893; Брянский вестн.: Газ. 1894. 2, 11 февр.; Злотникова И. В. Брянские иконописцы//Из истории Брянского края: Мат-лы юбил. ист.-краевед. конф., посвящ. 50-летию образования Брянской обл. и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Брянск, 1995. С. 144-149; она же. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. ХХ в.//Религия, умонастроения, идеология в истории: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск, 1996. С. 99-108; она же. Воскресенская церковь г. Брянска. Брянск, 2005; она же. Чудотворные иконы Брянского края и их списки: Проблемы бытования и иконографии: Канд. дис. М., 2011. С. 90-92; она же. Преподобный блгв. кн. Олег Брянский//Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 98-101. Кат. 14; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80; Коваленко З. П. Олег Брянский и Петропавловский мон-рь//Страницы истории г. Брянска: Мат-лы ист.-краевед. конф. Брянск, 1997. С. 37-38; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам св. обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999. С. 45-46; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 186; Храм Христа Спасителя: Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма/Сост.: Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин. СПб., 2000. С. 136; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Житие прп. блгв. кн. Олега Брянского с акафистом. Брянск, 2005; Иулиания (Соколова М. Н.), мон. Труд иконописца/Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 2008. Ил. 69; Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Антонова М. В., Комова М. А. Житийные образы блгв. князей Олега и Романа Брянских: Иконогр. коммент.//Вестн. Брянского гос. ун-та. 2015. 3(26). С. 182-185.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Адрес: Россия, 241014, г. Брянск, Бежичи, ул. Каманина, 2 Проезд: автобусом 19, маршрутными такси 166, 99 Телефон: +7 (4832) 57-72-45 Подробнее... Храм преподобного Сергия Радонежского (Брянск) [ править править код ] Церковная община по инициативе местных жителей была создана в 2013 году. Поначалу богослужения совершались в вагончике. Но уже в 2014 году был освящен закладной камень в основание нового храма преподобного Сергия Радонежского. Новый деревянный храм располагается в самом центре поселка, имеет один престол. Деревянный высокий храм в Радице небольшой, но очень уютный. В нём установлен красивый трехъярусный иконостас зеленого цвета. В храме проведено газовое отопление (поначалу отапливался дровяной печью), огорожена территория, сделана детская площадка. Адрес: Россия, Брянская область, г. Брянск, п. Радица-Крыловка, ул. Комсомольская, 2 Телефон: +7 (4832) 74-14-07 Электронная почта: elvismeb@yandex.ru Подробнее... Храм святого мученика Иоанна Воина (Брянск) [ править править код ] Чин освящения закладного камня храма во имя Мученика Иоанна Воина в Центральном парке культуры и отдыха имени 1000-летия города Брянска (парк «Соловьи») был совершен Митрополитом Брянским и Севским Александром 30 июля 2013 года. Из-за недостатка финансирования строительство было заморожено на несколько лет, после его возобновления, в октябре 2016 года, был совершен Чин великого освящения храма, который по праву стал одним из достойных украшений города. Адрес: Россия, Брянск, Центральный парк культуры и отдыха имени 1000-летия г. Брянска Телефон: +7 (4832) 741407 Электронная почта: vladimirsafronov.grad@mail.ru Подробнее... Храм великомученика Георгия Победоносца (Брянск) [ править править код ] 27 августа 2014 года, в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил Чин освящения храма во имя Великомученика Георгия Победоносца в сквере Защитников Отечества микрорайона «Новостройка» города Брянска. Новопостроенный небольшой, но уютный благолепный храм едва вмещал всех желающих – несмотря на ненастную погоду десятки верующих пришли сюда, чтобы поучаствовать в общественной молитве по освящению храма – историческом для города Брянска событии, и помолиться вместе с Правящем Архиеерем на Божественной литургии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянск_(храмы)

Брянск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Покровской горе. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровский храм находится в центре современной Покровской Горы, которая получила название от построенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После упразднения (вероятно, в 1500 году) самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Брянским Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года, после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием. 25 февраля 1995 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 февраля 1996 года был освящен придел во имя Преподобных Олега и Поликарпа Брянских. В этом приделе совершается Таинство Крещения. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Старый Брянск, упоминаемый в летописи в 1146 году, был полностью разрушен татаро-монголами и отстроен заново уже на новом месте. Известно, что после возрождения города в середине XIII века его центр расположился на Покровской горе. Видимо, холм на берегу реки Десны тогда и получил это название - по крайней мере, первый Покровский храм вырос здесь примерно в это время. Именно это естественное укрепление являлось центром города, именно отсюда начинался древний Брянск. Первым его правителем был князь Роман Михайлович, при котором, возможно, и построили первый, ещё деревянный Покровский храм, давший имя холму, где стояла крепость. В 1500 году Брянск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому, взял великий князь Московский Иван III, после чего присоединив его к Москве; крепостная Покровская церковь превратилась тогда в кафедральный собор. После того как Брянск принялся развиваться как важный центр на оживлённом пути из Москвы в Малороссию, в конце XVII столетия, Покровский собор перестроили в камне, и он приобрёл знакомый нам облик.

http://sobory.ru/article/?object=00659

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010