Его боевому соратнику по Раковорской битве – тестю Дмитрию Переяславскому, лишенному великого княжения, пришлось бежать из Владимира в земли вольного города Новгорода, укрывшись с семьей, казной, верными боярами и слугами. Новгородские бояре изменили ему, захватив «в заклад» двух дочерей, казну и близких людей, разместив их под стражей в каменных крепостях Копорье и Ладога. Сыну Александра Невского пришлось бежать за Варяжское море к «свеям» (шведам). Довмонт с дружиной стремительным конным переходом берет и близкое Копорье, и дальнюю Ладогу. Он освобождает пленников и захватывает княжескую казну, которую он «отосла ко тестю своему». Вскоре Дмитрий Александрович сумел вернуть себе великое княжение владимирское. Последней битвой князя-ратоборца Довмонта-Тимофея Псковского стала защита ставшего его «отчиной» Пскова в 1299 году. 4 марта немецкие рыцари ночью внезапно («безвестно») напали на псковский посад, огражденный частоколом. Но врага учуяли недреманные стражи города – кромские псы. Большой колокол Троицкого собора забил тревогу. Ливонцам не удалось ворваться в сам город, но посад они сожгли. Князь Довмонт сделал все возможное, чтобы оказать помощь избиваемым на посаде псковичам: он не закрыл перед ними крепостные ворота, а бесстрашно повел ратников в ночную вылазку, прикрыв собой бежавших под защиту крепостной стены посадских людей. Утром следующего дня со стен увидели выгоревшие посадские улицы и вражеский стан на берегу речки Псковы. Ливонцы подтягивали к городу осадные орудия – «пороки». Город со всех сторон окружался немецким рыцарством. Князя Довмонта не смутило вражеское «множество». Он приказал опустить перекидные мосты перед Великими и Смердьими воротами и во главе псковской рати устремился на берег Псковы. К нему «поспешала» по реке Великой и псковская судовая рать. Началась кровавая и жестокая битва. С русской стороны ею руководили князь Довмонт-Тимофей и городской тысяцкий Иван Дорогомилович. Немецкие рыцари и их пехота кнехтов не устояли перед натиском псковичей и обратились в повальное бегство.

http://old.pobeda.ru/nebesnyie-pokrovite...

Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299   XIV в.   Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347 Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы. Июнь, 28 ок.1353 Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский. Март, 14 1353 Святитель Моисей, архиепископ Новгородский. Январь, 25 1362

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

...Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. " И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут " . Несколько раз в 1684 - 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню. " Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта " была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Тропарь блгв. кн. Довмонту во св. Крещении Тимофею, Псковскому Иже отчее нечестие возненавидев,/преблаженне княже Довмонте,/и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание,/прииде мыслию к Солнцу славы — Христу,/озарився благодатию Божественнаго Крещения,/и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,/моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди/и град твой от безбожных агарян,/и латин нашествия, и междоусобныя бра­ни/и спастися душам нашим. Использованные материалы " Святой благоверный князь Довмонт Псковский " , страница календаря на сайте Издательства Московской Патриархии: http://calendar.rop.ru/?svt=may20-dovmont Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.   Седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею Редакция текста от: 24.06.2018 19:16:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10659.html

Коренастый, прочно вросший за девять веков своей истории в землю, лишённый богатых украшений Иоанно-Предтеченский собор, возможно, не так радует глаз, как другие знаменитые памятники русского культового зодчества. Однако строгий минимализм этой церкви, стоящей на берегу реки Великой, свидетельствует об ином великолепии - доступной и понятной " проповеди в камне " , составляющей задачу любого христианского храма. Первые столетия истории храма " съедены " безжалостным течением времени. С середины XIII века уже имеются письменные источники, говорящие о том, что Иоанновский храм являлся собором одноимённого монастыря. По преданию, монастырь вокруг храма основан около 1240 года святой благоверной княгиней Евфросиньей, в иночестве Евпраксией. В 1243 году, после мученической смерти в городке Оденпе (Одемпе), на землях современной Эстонии, она была погребена в соборном храме созданного ею монастыря - у северной стены, рядом с амвоном. С тех пор Иоанновский храм стал усыпальницей псковских княгинь. В последней четверти XIII века он находился под покровительством прославленного князя Довмонта. Здесь обрели своё последнее пристанище княгиня Мария, внучка Александра Невского и жена Довмонта, княгиня Наталия - невестка Довмонта, супруга его сына Давида. В 1487 году " князь Ерослав преставися во Пскове, и положиша его у святыа Троици, также и княгиня его и сын его преставися и положении у святаго Иоана на Завеличьи " . Речь идёт о представителях знаменитого рода Оболенских, уже с конца XIV века находившихся на службе великих князей Московских. Ярослав Стрига-Оболенский являлся псковским наместником, направленным сюда Иваном III. Считается, что наместник и его семья погибли в 1487 году от морового поветрия, чёрной тенью тогда накрывшего Псков. Ярослав упокоился в псковском кафедральном соборе во имя Троицы Живоначальной, а жена и сын - в храме Рождества Иоанна Предтечи. После присоединения Пскова к Москве в 1510 году великий князь Василий III жалованной грамотой освободил крестьян Иоанновской обители от местного суда. Впоследствии эту грамоту подтверждали другие русские государи. Монастырь получил право обращаться непосредственно к ним по судебным делам. В 1581 году, во время осады Пскова войсками Стефана Батория, Иоанновский монастырь был разграблен поляками. В 1615 году город штурмовали уже шведы, предводительствуемые королём Густавом II Адольфом. Тогда незванные гости устроили в обители " шведский магазин " , то есть склад. В правление Михаила Фёдоровича Романова Иоанно-Предтеченский монастырь, пришедший в упадок после событий конца XVI - начала XVII веков, был возобновлён. 28 марта 1623 года царь Михаил от своего имени и от имени Патриарха Филарета дал обители льготную грамоту. Подтверждение всех своих прав на владения монастырь получал от царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича.

http://sobory.ru/article/?object=00257

Перед битвой русская дружина молилась в соборе Святой Троицы. Довмонт положил меч свой перед алтарем. По окончании молитвы игумен Мирожского Исидор монастыря и священники опоясали Довмонта мечом и благословили воинов на битву. В кровопролитном бою Довмонт ранил самого магистра Ордена и обратил врагов в бегство. Житие святого благоверного князя Довмонта, названного в святом крещении Тимофеем, псковского чудотворца, рассказывает: " В то время услышал магистр рижский о мужестве и храбрости благочестивого князя Тимофея, собрав множество воинов и ополчившись с силою тяжелой, тоже решился на войну: воду покрыл множеством кораблей и сушу - конями с вооруженными всадниками и таранами. И все это подготовив, выходит на путь с великой гордостью и сильной яростью, неудержимо стремясь на город и народ, дерзко хвалясь разорить дом Пресвятой Троицы и раба ее, благочестивого князя Тимофея, взять в плен. Но не знал окаянный, что должно случиться с ним. Услышал же блаженный князь Тимофей об ополчении его и о гордыне безумной, идущего со множеством сил, без Божией помощи. И тогда вошел в церковь Пресвятой Троицы и положил меч свой перед алтарем. И пал на пол, молясь со слезами и говоря: " Господи и Боже сил, мы - люди твои и овцы пастбища Твоего, Имя Твое призываем. Обратись, Владыка, к кротким людям Твоим и гордецов высокие замыслы разрушь, да не опустеет ограда, в которой овцы Твои " . Так окончилась молитва, и затем Исидор, игумен Мирожского монастыря, и все священники подняли меч его с земли и опоясали его мечом. Потом же молитву сотворили о нем, и осенили его живоносным крестом, и святою водою окропили, и отпустили, Божию помощь призвав. Блаженный же князь еще раньше распустил множество воинов своих и теперь, не дождавшись большого полка новгородских воинов, кого нашел, тех и взял с собою. Вышел против язычников, вооружившись силою Животворящего Креста и в молитве призвав себе на помощь святого страстотерпца Христова Федора Стратилата, память которого была в тот день. Затем же вынул меч свой и решительно напал с малой дружиной на язычников.

http://pravoslavie.ru/archiv/dovmont.htm

Поэтому и Церковь , заключающая в себе всех верующих, как живущих, так и уже отшедших в иной мир, делится на церковь воинствующую тех, кто еще воюет на земле, и торжествующую тех, кто уже отвоевался и одержал каждый свою, большую или меньшую победу над злом. Для напоминания, что война не закончена, на иконостасе каждого православного храма изображен предводитель ангельского воинства Архистратиг (греч. военачальник) Михаил с огненным мечом в руке. Перед каждым походом русское войско стекалось в храм, где воины исповедались и причащались Святых Тайн. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские шли под святой хоругвью с изображением лика Спасителя. Древняя Русь славилась благочестием своих воевод, и примеров тому множество. Князь Псковский Довмонт (во св. крещении Тимофей), не знавший поражения в боях, когда шел на сражение, брал благословение у духовника, и духовник сам препоясывал ему меч. Возвращаясь, князь возводил храм в честь святого, в день памяти которого было сражение. Великий князь Андрей Боголюбский брал с собой во все походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери, которую особенно чтил, и для которой специально построил во Владимире Успенский собор, поражавший всех богатством и великолепием. Св. Андрей установил также праздник Покрова Божией Матери, воплощающий веру в покровительство Пресвятой Богородицы русской земле. Из древнерусских святых особое место занимают благоверные князья Борис и Глеб. Именно они были признаны Церковью небесными покровителям и русского воинства. В покровительстве Бориса и Глеба раскрывается глубокий смысл, заложенный в словах « Христолюбивое воинство », дано Божие откровение русскому воинству о том, в чем должна и будет состоять его истинная сила: в беззаветной способности к самопожертвованию за правое дело. Кроткий образ святых страстотерпцев стал для русских воинов источником мужества и стойкости, примером истинной христианской добродетельности, обетованием вечного блаженства для тех, кто положил свою жизнь за любовь к братьям и родной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Дореволюционный воинский девиз “За Веру, Царя и Отечество!”, хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за “землю Руськую” (Слово о полку Игореве) , “за землю за Рускую и за Веру Християньскую” (Задонщина) , “за Дом Пресвятыя Богородицы и за Православную Христианскую Веру” (приговор Первого ополчения 1611 года ) , за “Государскую честь” (приговор Земского Собора 1653 г ода) . Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания — требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу» . Однако хотелось бы добавить, что слова Царя Петра I Алексеевича «за Православную нашу Веру и Церковь» в Русской Истории имеют своим основанием и летописно-церковные предания о Святом Благоверном Великом Князе Александре Ярославиче Невском. Первое масштабное воинское и вместе с тем вероисповедное столкновение Православной Руси с латинствующим Западом произошло 5 Апреля 1242 года на Псковском, или Чудском, озере. Как свидетельствует Псковская Вторая Летопись, собираясь в поход, Князь Александр усердно молился в Новгородском Софийском соборе и с малыми силами отправился на битву, « уповая на Святую Троицу» . Окно ТАСС 542. Художник П. Соколов-Скаля, текст В. Лебедев-Кумач. Орден Александра Невского. Июль 1942 года Надо пояснить, что Псков в наследие от времен Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги по кафедральному собору именовался Домом Пресвятой Троицы. И Жития Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского сообщают, что воинским кличем великого русского полководца в Чудском сражении было: «За Святую Троицу!» Однако с учетом еретического искажения Православного Тринитарного Догмата латинствующими теологами воинский клич Русского Князя имел и вполне определенное догматическое значение, поскольку религиозный Ливонский орден намеревался навязать Руси и свою католическую ересь. За Святую Троицу! Духовный наследник Великого Князя Александра Ярославича — Псковский Князь Довмонт-Тимофей — литовский аристократ-язычник, принявший Святое Крещение в Псковском Соборе Пресвятой Троицы и тридцать три года княживший во Пскове — с 1266 года и до своей кончины 20 Мая 1299 года, в первый же год своего княжения возглавил войну псковичей против своих сродников-литовцев. Главная битва состоялась 18 Июня 1266 года — в день памяти Святого Мученика Леонтия:

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/22/...

Поэтому во всем старался делать угодное Богу; благочестием сиял, как светило, удалил душу от мглы греховной и, от злых помышлений омыв, сделал ее чистой, словно только что изготовленное зеркало; украсил ее благоуханием добродетели и соделал храмом Святой Троицы. К созерцанию Троицы всю силу своего ума направил, любовью теплой и сердцем чистым молился, вещей временных и вниз увлекающих удалялся. Богу предстоял словно лицом к лицу, со страхом и трепетом молитвы Ему принося. Если же днем и осквернялся беседой о мирских вещах, ночью исправлял дневные недостатки, в молитвах и слезах призывая Бога, один с Единым Вездесущим беседуя, прося у Него прощения согрешений. Такой человек приближается к Богу вплотную и словно лицом к лицу беседует с Ним. Ибо благой Бог, наш владыка, приходит, слушая поистине чисто молящихся ему, как сказал пророк: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к молитве их» 98 . Такое начало созидания добродетели в Боге положил новопросвещенный Довмонт, а потому мир Божий был с ним, просвещая его и вразумляя на путь истинный, всякое желание злое отгоняя от ума его, запечатывая душу крестным знамением, чтобы ничего не приблизилось к ней из злых соблазнов, чтобы сподобился он, украсившись добродетелями, получить будущее бесконечное и вечное Царство и облечься в свет Божественной Живоначальной Троицы, которую в Отце, и Сыне, и Святом Духе славим. Блаженный, приняв эту благодать, всякую правду сотворил: сиротам и вдовам был кормитель и заступник, нагих одевал, печальных утешал, обиженным помогал; много любил и почитал весь монашеский чин, ради которого Бог милует этот мир, и весь причт церковный, как слуг Божьих. И власть княжения своего праведно осуществлял: никогда не обижал нищего на суде, не уступал могущественным, но всех учил своим поведением благим и словами тихими; будучи умудрен духом благодати, светом разума просвещал души их и от бури вражды приводил их в тишину мира. Ибо он был в почете и уважении не из-за гордости властелина и величия сана, но из-за смирения и кротости, которыми всех привлекал к себе. Дела же его были удивительны, кроткие и смиренные в мудрости, как сказано было выше; о таких Писание говорит: «Князь страны благ и кроток – подобен Богу» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В гимнографии псковских храмов и монастырей нашли отражение многие события из жизни города и Псковского княжества. Особенно много упоминается в песнопениях местночтимых святых, таких как святой благоверный князь Всеволод Псковский или святой благоверный Довмонт Псковский. Местный элемент присутствует во многих песнопениях. В каноне Пресвятой Богородице перед Мирожской иконой есть строчка «Что убо, мужие богохранимаго града Пскова видевше предивное знамение». Во многих богослужебных текстах часто упоминается Троицкий собор. Вообще, по каждому храму можно писать целую монографию. Одной своей магистрантке я как раз и дала работу подробно исследовать гимнографическую программу Троицкого собора. В нашем проекте формат часовой лекции-концерта не позволяет раскрыть все тонкости гимнографической программы, поэтому мы только намечаем основные тематические линии истории храма. Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии поет в Свято-Троицком соборе Пскова Новые открытия — То есть ваш проект не только просветительскую функцию несет, но и служит научным целям. — У нас, кстати, в процессе работы случилось несколько интересных открытий. Наша исследовательница и исполнитель Наталья Мосягина атрибутировала фреску сербской преподобной Анастасии, супруги великого жупана Рашки Стефана Немани, в одном из храмов Великого Новгорода — церкви святого Симеона-Богоприимца, что до нее не смогли сделать ученые-искусствоведы. Еще интересный случай произошел в Георгиевском соборе Старой Ладоги. В алтаре по апсиде храма сохранились фрески святителей Василия Великого и Климента папы Римского. Помещать в алтаре по периметру апсиды изображения святителей — это обычная практика, но вот святой Климент в этом ряду встречается крайне редко. Климент был почитаем в Киевской Руси, потому что именно его мощи привез святой князь Владимир после крещения Руси. Культ святого Климента был распространен наравне с культом великомученика Георгия Победоносца. Мы стали искать песнопения этому святому, дошедшие до нас из той эпохи. И обнаружили, что из древности сохранилось только одна стихира, которая была написана по образцу главной стихиры Великой вечерни праздника Входа Господня в Иерусалим «Днесь благодать Святого Духа нас собра», написана будто бы специально ко встрече мощей. У нас появилось подозрение, что это древнерусское литургическое творчество, не византийское. Наш исследователь Наталья Щепкина изучила несколько византийских стихирарей и нигде такой стихиры святому Клименту не нашла. Возможно, мы реконструировали кусочек из истории Крещения Руси, прибытия князя Владимира на Русь, встречи его киевлянами, которые специально написали стихиру по случаю встречи мощей святого Климента Римского.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=189212

16 марта 2016 г. Приглашение на беседу при храме св. Александра Невского 24 марта (четверг) в 18-00 Приглашаем Вас на беседу при храме св. Александра Невского 24 марта (четверг) в 18-00. Тема: " Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский " . Лектор: Зуев Михаил Иванович, псковский историк-краевед. Беседа состоится при библиотеке храма Александра Невского (ул. М. Горького, 67) Святой благоверный князь Довмонт, князь Нальшанский, пришел в Псков в 1266г., спасаясь от княжеских распрей в Литве. Псковичи приняли его, и по святом крещении посадили на свой стол. И 33 года, до своей смерти в ... Подробнее... Адмистратор 15 марта 2016 г. Крестный ход с иконой Божией Матери " Державная " . 15 марта (вторник) 2016 г. Иконы Божией Матери именуемой «Державная». Из храма святого благоверного великого князя Александра Невского прошел Крестный ход к часовне в честь иконы Божией Матери «Державная». Возглавили его протоиерей Олег Тэор, священник Константин Тарасов и диакон Алексей Короплясов. Крестный ход к часовне устраивается ежегодно в память о событиях отречения царя Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная». Вечером митрополит Псковский и Порховский Евсевий ... Подробнее... Адмистратор 13 марта 2016 г. Прощёное воскресенье 13 марта (воскресенье) 2016г. В день Прощеного воскресения в псковском воинском храме св. Александра Невского была совершена Божественная литургия, после которой был совершен чин прощения. 13 марта (воскресение) 2016 г. Вечером в преддверие Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. Подробнее... Адмистратор 12 марта 2016 г. Конкурс чтецов при храме Александра Невского 12 марта (суббота) 2016 г. Настоятель храма Александра Невского протоиерей Олег Тэор совершил Божественную литургию в восстанавливаемом монастыре целителя Пантелеймона (Дальнем). Сослужили отцу Олегу священники Александр Цыганов и Антоний Савченко, диаконы Александр Короплясов и Михаил Васильев. В Богослужении приняли участие воины, они исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. В этот же день при храме святого благоверного великого князя Александра Невского впервые прошел конкурс чтец...

http://pskov.pobeda.ru/?page=83

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010