— Об Александре Невском можно говорить бесконечно, настолько велики его дарования. Он и сегодня для нас как живой, и его пример достоин подражания. Поэтому за прошедшие столетия память о нем не изгладилась, люди помнят и о чертах его характера, и об исторических подвигах, которые он совершал, — все это сохранилось в наших сердцах. Нам выпала честь и ответственность отпраздновать этот юбилей — 800 лет со дня его рождения — здесь, в Северной столице. Кстати, почитают Александра Невского не только у нас в России, но и во всем мире. Мы особо должны благодарить Бога за то, что Он благословил нас провести этот год с именем святого Александра Невского на устах. Откуда мы знаем о князе Александре Невском? Из уст в уста передается предание об этом великом подвижнике Божием. И нам предстоит задача своим детям, внукам и правнукам передать это имя, чтобы оно никогда не было забыто. И память о нем не угаснет в наших сердцах... Не будем забывать о нем ни одного дня и передадим его святое имя из уст в уста следующим поколениям, которые после нас будут так же торжественно почитать его великое имя». Святой Александр Невский (в схиме — Алексий) скончался в Городце по пути из Орды 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (6 декабря) был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире. Почитание благоверного великого князя началось сразу же по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания благоверный князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в новую столицу — Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там, пока 30 августа 1724 года не были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5730090.ht...

Владыка Панкратий обратился в своем блоге к православным: " Православные братья и сёстры из Москвы, прошу вас проголосовать за святого Александра Невского! На сайте mos.ru в разделе «Активный гражданин» началось голосование за памятник на Лубянской площади. Вариантов два: святой князь Александр Невский и Феликс Дзержинский " . Поскольку же только вменяемыми выступлениями никакое обсуждение у нас никогда не ограничивается, поступили и другие. Явилась миру новая тотальность, так сказать: " …отныне необходима тотальная агитация за святого благоверного великого князя Александра и такая же тотальная контрагитация против Дзержинского. Особую роль здесь играют церковные пастыри, которые должны объяснять своим прихожанам фатальное значение грядущего референдума, где москвичи будут выбирать не просто между двумя историческими деятелями, а между светом и тьмой, христианством и антихристианством, возрождением Церкви и уничтожением Церкви " . Гнилые скептики, конечно, не могли не высказать беспокойства, мол, а не будет ли результат этой новой тотальности примерно такой же, что и всех прежних – граждане, когда у них уже из ушей пропаганда польется, от нее осатанеют и, чего доброго, еще потребуют на Лубянке прямо уж тов. Сталина установить? Интересно, что в это же самое время новый Патриарх Сербский Порфирий, высказал после своей интронизации иное мнение о том, чем Церкви заняться: " Не является первоочередной задачей Церкви трудиться решать какие-либо общественные, социальные, политические, психологические и всякие другие проблемы. В церковь мы приходим на святую литургию, чтобы здесь прикоснуться, ощутить то, что единственно важно и что важнее всего, – чтобы здесь прикоснуться и принять Крест Христов, который в то же время и Воскресение " . Но адепты " иерототальности " сурово осудили такие пораженческие настроения и требуют всемерно долбить и долбить по головам, " чтоб вы знали " , тск: " Мы с вами только потому знаем о православном христианстве и воспринимаем его как повседневную данность, что его кто-то кому-то когда-то где-то ВНУШИЛ, и не один раз, а миллион раз, и не только в тихих душевных разговорах за чаем, а на уровне государственной политики, сверху – вниз, в обязательном порядке, и строго по регламенту. Как точно также внушали атеизм и все разновидности антихристианства " . Ну да, понятно, миллион раз и строго по регламенту. Евангелист, правда, слова Спасителя приводит, Который другое говорил: " Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня " (Ин. 6:44).

http://radonezh.ru/2021/02/26/o-hranenii...

«Благоверный князь Александр Невский мог бы быть назван одним из отцов русской государственности, —  сказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. — То, что сейчас мы называем нашей родиной, своими трудами создал в том числе и благоверный князь. Он отстоял натиск как с Запада, так и с Востока. 800-летие Александра Невского —  это еще и повод задуматься о том, что такое идеал государственного мужа, служителя своего отечества». Благотворительный фонд имени равноапостольного князя Владимира выступил организатором принесения мощей благоверного князя Александра Невского в регионы России и Белоруссии. Как рассказал заместитель директора фонда Антон Голик, узнать подробный маршрут и расписание крестных ходов и другие подробности масштабного проекта можно на специально созданном сайте  http://nevsky.prichod.ru .  В пресс-конференции по видеосвязи принял участие представитель Белорусского экзархата , настоятель прихода храма благоверного князя Александра Невского г. Минска протоиерей Николай Коржич, который отметил, что святой князь «имеет непосредственное отношение к Беларуси, он был женат на Полоцкой княжне Александре Брячиславовне, а сына своего воспитывал в Витебске». «Благоверному святому испокон века в Беларуси строились храмы», — добавил отец Николай. Белорусская часть маршрута охватывает практически всю территорию этой страны. 12 июня, в День России, одновременно начнутся четыре крестных хода со святыми мощами: — «Исторический крестный ход» начнется в Москве в Храме Христа Спасителя и пройдет по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения святых мощей из города Владимира в Санкт-Петербург, которое состоялось в 1723 году. До начала этого крестного хода, в 9.30 12 июня, в Храме Христа Спасителя будет совершен молебен перед ковчегом с мощами. По завершении, в 10.30, состоится пресс-подход.  — Крестный ход по Центральной России и по Белоруссии начнется от Вознесенской Давидовой пустыни (Московская область, Чеховский район, с. Новый Быт) и охватит 28 городов России и Белоруссии.

http://patriarchia.ru/db/text/5819105.ht...

Дорога к Храму Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских Как сегодня быть православным Радость Покаяния Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение Руководство к изучению Священного Писания (часть II) Аналитические обозрения После Беслана: Опыт публичного покаяния Самоубийство народа Дубровка и Беслан Беслан: " Христос Воскресе! " Теперь наркотики будут свободно продаваться на улицах Проповеди О вере и верности О грехах языка Покров Божией Матери Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в праздник Покрова Матери Божией Слово на Успение Пресвятой Богородицы Храм Всемилостивого Спаса Помощь храму Расписание богослужений История Храма Всемилостивого Спаса Монастырь Скорбященский. Собор Всемилостивого Спаса. Пасхальное Богослужение Библиотека О вере в Бога и доверии Ему Рассказы о Шаляпине Жертва доставляет человеку радость. о. Арсений (Книга II. Часть II) Quo Vadis? Камо Грядеши? Семья О Воспитании мальчика в неполной семье верующей матерью. (Часть III) О молитве супругов Закон Божий и " Хроники Нарнии " Я только хочу сказать: люди, одумайтесь! О целомудрии Детям Воскресное чудо Неразменный рубль Детям о слове Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и Платяной шкаф Тайна Флорио Защитники Отечества Все наше горе... Церковь и Армия Правда и ложь о наших потерях в Великой Отечественной войне Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков 1745 - 1817) Я вышла из детства во время войны Праведники Священномученик Владимир Амбарцумов Святитель Николай Японский Воспоминания об отце Феодоре Соколове Долг и Правда Святой благоверный князь Александр Невский Страницы истории О «Разрешительной грамоте» двух святых патриархов Паломничества Дары Афона Толгские приключения Путешествие в Толгу Непутевые заметки Радонеж Запад: взгляд изнутри Скрытый Геноцид Пятьдесят тысяч Аудио (MP3) Житейское море Русская Дорога Северный Афон Великая Суббота Ангел Вопияше Видео Древо жизни Романовы: Великая княгиня Елизавета Федоровна " Попы " . Художественно-публицистический фильм Наши опросы Опрос: Ваше вероисповедание?       Copyright © 2004 " Православие и Мир " дизайн: ilyart.ru

http://pravmir.ru/bio.html

Но единицы из этих произведений подвергались в дальнейшем переработке, дополнению, редактуре: помимо жизнеописания князя Александра Невского можно назвать еще, пожалуй, лишь житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В первой редакции святым князь Александр еще не называется, но концептуально это именно житие, в нем выделяются такие черты его характера, как храбрость и благочестие. В следующей редакции, созданной в эпоху Куликовской битвы, хотя князь тоже не называется святым, святым называется его тело, к которому хотели прикоснуться жители города Владимира, когда оно было туда принесено. Его историческая роль, не так очевидная для современников, стала явной спустя 100-150 лет после его кончины — то, что мы привыкли слышать о его взаимоотношениях с Востоком и Западом, было сформулировано в эпоху княжения Ивана III. Великий князь Александр Невский окончательно стал рассматриваться как человек, избавивший нашу страну от пагубного западного влияния. В 1547 году его имя оказалось среди святых, перечисленных митрополитом Макарием на Поместном Соборе Русской Церкви. Собор декларировал «список новых русских чудотворцев», которым до сих пор не было «церковного пения», то есть собственно церковное почитание уже было. Собор не констатировал святость Александра Невского, она была очевидна и до этого. Вскоре была создана служба, написаны иконы, и с тех пор начинается широкое почитание святого князя, которое продолжается до наших дней. В завершение выступил хор Христорождественского подворья Александро-Свирского монастыря. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной коллекцией  «Александр Невский (1221-1263)» , в которую вошли исторические исследования — в частности,  «Жизнь и деятельность великого князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетии» (1883),  «Ледовое побоище» (1941); житийная и церковная литература —  «Житие святого благоверного князя Александра Невского» (1867),  «Святой благоверный великий князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра» (1913), изобразительные материалы и многое другое. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5775183...

В Покровском храме организовали магазин мелкооптовой торговли. В прекрасную уникальную лепнину врезаны балки, часть ее безвозвратно уничтожена, утеплено все сооружение магазина в храме стекловатой, врезаны батареи отопительной системы, вместо фресок стены стали синего цвета и т.д. Колокольня и монастырская ограда были уничтожены и разобраны на кирпичи накануне Великой Отечественной войны. При приспособлении Никольской церкви под склад почти полностью разобраны окружавшие ее с юга и запада галереи. На их месте из силикатного кирпича в прежних габаритах построены подсобные помещения. С 2005 года, наперекор всем невзгодам и неурядицам, теплится, словно лампада, монашеская жизнь в Торопецком Свято-Тихоновском женском монастыре, учрежденном Священным Синодом в 2005 году на месте бывшего Николаевского Особного монастыря XI века. Вместе с новым названием обитель приобрела еще одного небесного покровителя и молитвенника – святейшего Патриарха Тихона, земляка торопчан, стоящего во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских (в честь которых при монастыре есть миссионерский центр, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора). Но не только патриарх Тихон является яркой фигурой в истории города Торопца, тесно связанного с историей православия на Руси и в Росси. Здесь, на родине своей матери Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, княжны Торопецкой,  венчался святой благоверный князь Александр Невский. Храмы обители: Никольский (1666 г.) действующий и Покровский (1766 г.) реставрирующийся – памятники федерального значения.  Информация с сайта монастыря http://st-tihon.ru/architecture/ Колокольня монастыря Стоявшая неподалеку от Никольского и Покровского храмов квадратная в плане колокольня по своим архитектурным формам и вертикальному построению почти полностью соответствовала Покровской церкви. Её нижний ярус с арочным проездом как бы отвечал нижнему объему храма, второй ярус с широкими арками звона, соответствовал восьмерику и наконец, третий, венчающий объем колокольни, также снабженный арочными проемами, перекликался с фонарём церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07066

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого — родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» — за нее он и положил душу свою, отравленный татарами. Мать князя Александра — княгиню Феодосию — народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским. Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых — вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. С детских лет юных княжичей начинали брать в походы под руководством опытных бояр.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

Закрыть itemscope itemtype="" > Промыслительное невежество 24.09.2009 526 Время на чтение 8 минут Комментарий известного священнослужителя, богослова, преподавателя Одесской Духовной семинарии протоиерея Георгия Городенцева по поводу фрагмента росписи храма восстановленного Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области уже несколько дней остается одним из самых читаемых материалов «Русской линии», активно обсуждается этот текст и на форуме РЛ. Я давно хотел написать по этому поводу, но загруженность разнообразными текущими делами мешала. Поскольку тема до сих пор обсуждается, дерзну предложить читателю свою интерпретацию, кажется, на это еще никто не обращал внимания. Но сначала восстановим хронологию событий, - это немаловажно. Итак, 12 сентября, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл освятил храм восстановленного Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области, где преставился святой князь. Во время Богослужения священнослужители, находившиеся в алтаре храма, обратили внимание на необычный фрагмент росписи, где был изображен святой благоверный князь Александр Невский, рядом с которым был изображен святитель с надписью над нимбом «Св. Кирилл Патр. Мск.». Позже протодиакон Андрей Кураев на своем сайте рассказал, что он обратил на этот фрагмент росписи внимание патриаршего фотографа, который немедленно сфотографировал ее. Эта фотография была помещена в фотоотчете, выложенном на официальном сайте Московской Патриархии Patriarchia.Ru, и провисела там в течение дня, пока, наконец, по чьему-то распоряжению не была убрана. Естественно, на эту фотографию на официальном церковном сайте обратили внимание дотошные пользователи Интернета, и в сети появились первые ироничные комментарии. Поскольку в последнее время церковная деятельность в информационной сфере у нас, к сожалению, сводится к отчетам о патриарших богослужениях и иных официальных мероприятиях, и говорить о какой-то осознанной информационной политике весьма затруднительно, никакой официальной реакции на сей необычный инцидент, разумеется, не последовало.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Свет Балтийского Православия» Собор святых Эстонской земли 02.12.2020 5745 Время на чтение 4 минуты Источник: Царьград Церковный календарь на 1 декабря Фото: www.pravoslavie.ru, www.globallookpress.com 1 декабря (18 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице (26-й недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору святых Эстонской земли и память шести известных нам поимённо святых. Собор святых Эстонской земли. Русская Церковь никогда не была узкоэтнической. Издревле она объединяла православных христиан разного происхождения: народы славянские и романские, тюркские и финно-угорские. Не является она и узкогосударственной: окормляемый ей Русский мир много шире современных границ России. Входят в него и эстонские земли, собор святых которых празднуется Церковью 1 декабря. Собор был установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уроженца Эстонии, около четверти века возглавлявшего Таллинскую епархию. Согласно указу была написана и икона " Собор святых земли Эстонской " , которая находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина. Среди святых земли Эстонской – благоверный князь Александр Невский, в честь которого освящён главный православный собор Таллина, и преподобный Иона Псково-Печерский, в XV веке окормлявший православное население в окрестностях нынешнего Тарту. Праведный Иоанн Кронштадтский, много сделавший для развития общин православных эстонцев, и целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия. Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: История Православия в Эстонии насчитывает многие столетия. Многие семена православной веры были посеяны здесь русскими миссионерами, в первую очередь из новгородских и псковских земель. Создавались очаги православной духовности. Строились усилиями нашего народа храмы, многие из которых до сих пор стоят, будучи замечательными памятниками культуры и истории, но в первую очередь – памятниками силе веры. Ведь храмы созидаются лишь тогда, когда они нужны верующим людям. И это видимое материальное предание нашей Церкви является надёжным подтверждением глубинных связей, которые существуют внутри нашей Церкви между людьми разных национальностей. И в Эстонии это чувствуется особенно ясно...

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

По местам, связанным с жизненным подвигом благоверного князя Александра Невского, пройдет крестный ход Москва, 10 июня 2009 г. Крестный ход с иконой «Святой Александр Невский — имя России», посвященный первому совместному празднованию Дня России 12 июня и дня рождения святого князя, стартовал сегодня рано утром от Феодоровского собора в Санкт-Петербурге и направился в Ярославскую область, сообщает Патриархия.ru . Крестный ход на внедорожниках в сопровождении автобуса с паломниками и представителями прессы пройдет по территории семи епархий в общей сложности 2000 километров по маршруту Санкт-Петербург (Александро-Невская лавра, Феодоровский собор), Великий Новгород (Софийский собор, Михаило-Клоповский монастырь), Псков (Кобылье городище, Чудское озеро), Великие Луки, Торопец (Свято-Тихоновский женский монастырь), Ржев, Тверь (Свято-Екатерининский женский монастырь), Переславль-Залесский (родина св. Александра Невского). Маршрут проходит через места выдающихся побед святого князя-воина (Нева, Чудское озеро), место начала его государственного служения в Великом Новгороде и место его рождения в древнем Переславле-Залесском. 12 июня в День России в Переславле-Залесском впервые пройдет церковно-государственное празднование дня рождения св. Александра Невского. В торжествах примут участие представители федеральной власти, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, руководители регионов и городов центральной России. Празднованиям будут посвящены богослужения, торжественные акты, церковно-общественная конференция «Александр Невский — имя России. Переславль Залесский — родина Александра Невского», организованная Ярославской епархией, концерты, шествия, другие мероприятия. Икона «Святой благоверный князь Александр Невский — имя России» была написана в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре иконописцем Еленой Тимофеевой специально для первого общецерковного празднования дня рождения святого князя на его родине в Переяславле-Залесском в 2009 году и будет передана в дар Ярославской епархии. Необычна иконография новой иконы: на ней святой князь изображен сидящим в полном вооружении на коне на фоне городов и весей дорогого ему Отечества.

http://pravoslavie.ru/30730.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010