Дронов М. , протоиерей. Православная аскетика и психоанализ//Альфа и Омега. М., 1998. 2 (16). С. 265. Дурылин С. Н. Маросейский батюшка//Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Оптина Пустынь, 2003. Евагрий Понтийский , авва. Творения. Аскетические и богословские трактаты/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М., 1994. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Репр. воспроизведение с изд. 1917 г.). Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Киев, 2005. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского и всея России чудотворца. М., 2005. Жития преподобных старцев Оптиной пустыни. Минск, 2004. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: в 2 т. Том первый: основоположительный. Книга первая: критический обзор важнейшей литературы вопроса. СПб., 1907. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Зеньковский В. В. Идея православной культуры//Православие и культура: сборник религиозно-философских статей. Берлин, 1923. Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты: в 2 т. Минск, 2001. Иларион (Алфеев) , архиепископ. Православие. М., 2009. Т. 1. Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский . 3-е изд. Нью-Йорк, 1971. Иоанн (Снычёв), митрополит. Посох духовный. СПб., 2000. Иоанн (Снычёв), митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2007. Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе: в 2 т. Б. м., 1991. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1893) Иоанн Кронштадтский , святой. Христианская философия. М., 1992. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1902) Иосиф Волоцкий , преподобный. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон//Философия русского религиозного искусства XVI- вв. Антология/сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли ; Вып. I)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию. Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в академию. Поступив в академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери. Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение. 12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

http://pravoslavie.ru/28882.html

Эти духовные дарования Праведник получил от Бога за свой великий труд, о котором сам же свидетельствовал: «Я стараюсь быть искренним пастырем не только на словах, но и на деле, – в жизни. Поэтому я строго слежу за собою, за своим духовным миром, за своим внутренним деланием. Я даже веду дневник, где записываю свои уклонения от Закона Божия, проверяю себя и стараюсь исправляться. Я целый день в делах, с утра до поздней ночи» 2 . Пример отца Иоанна переносит нас в эпоху апостольских времен, первых веков христианства, а также в пустыни и святые обители, где харизматическими дарами прославились великие столпы монашества, стремившегося сохранить образ жизни первых христиан, идеал христианина как человека обоженного, соединенного со Христом в Духе Святом. По слову преп. Иустина Поповича «чудотворная сила Кронштадтского молитвенника равна апостольской … Нам, православным, не надо возвращаться на две тысячи лет назад, чтобы увидеть евангельские чудеса. Вот они, среди нас, Кронштадтский апостол творит евангельские чудеса на наших глазах» 3 . Житие св. праведного отца нашего Иоанна Кронштадского дает нам безчисленное множество примеров чудодейственного предстательства за страждущих от телесных и духовных недугов, исцелений, изгнания злых духов из одержимых. Для очень многих батюшка явился педагогом, истинным наставником, «детоводителем» от неверия или маловерия к вере, от тьмы различных заблуждений к свету православной истины, ко Христу. Главным при этом, конечно же, был его личный пример жизни во Христе. Пример этот не действовал только на тех, кто совершенно уже ожесточил сердце свое, предавшись различным порокам. У таких людей Праведник вызывал ненависть. Неисчислимо множество действенных «уроков», которые Праведник преподал людям встречавшим его порой только однажды. Для многих и одной такой встречи с духоносным Пастырем оказалось достаточно, чтоб коренным образом изменить и мировоззрение и образ жизни. Но даже в последний период своей жизни, при всей своей величайшей знаменитости и занятости, отец Иоанн находил время и силы для окормления своих постоянных духовных чад, и на их примерах мы обнаруживаем присутствие всех главных отличительных характеристик духовных отеческо-сыновьих отношений, которые известны для пастырского служения и монастырского старчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Всероссийский молитвенник и чудотворец, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, был образцом православного священника не только в России, но и во всей вселенной. По его молитве изливалось море чудес и всех посещала Божия милость и благодать. Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце (известно огромное число совершенных им исцелений, многие из которых подробно описаны в этой книге) быстро распространилась повсюду; в Кронштадт приходили десятки тысяч богомольцев. «Всероссийский батюшка» (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Почти ежедневно отец Иоанн совершал Божественную литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию им своих духовных сочинений. Для каждого христианина личность и слово святого отца Иоанна служат во все времена лучшей проверкой для своей совести – верны ли мы Православию и ставим ли во главу угла исполнение заповедей Христовых и хранение чистоты и верности Истине, или идем по ложному пути. В последние годы было издано много литературы посвященной жизни и деятельности святого Иоанна Кронштадтского, изданы его собственные произведения, молитвенные и богослужебные тексты. Подчас непросто разобраться в этом многообразии. Поэтому представляется целесообразным издать сборник, включающий в себя и жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского, и отрывки из его произведений, воспоминания современников, а также отрывки из исследований новейшего времени и молитвенные тексты. Анна Маркова Часть I Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского Детство Святой праведный Иоанн Кронштадтский – уроженец Северной земли. Он родился 19 октября 1829 года в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Его родители – Илья Михайлович и Федора Власьевна Сергиевы принадлежали к духовному сословию. По словам самого святого Иоанна, их духовному роду было около трехсот лет – в роду были и священники, и церковнослужители. Отец его служил в местной церкви псаломщиком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сохранились свидетельства о том, что уже в преклонном возрасте Святой Павел Таганрогский носил кирпичи, помогая пристраивать приделы к собору. Постепенно вокруг старца начала складываться община. Некоторые члены общины жили в келье со старцем. Людей семейных Павел Таганрогский благословлял жить в семьях. Члены общины жили по строгому монастырскому уставу. Многие люди приходили к старцу за наставлением и утешением и всегда получали помощь. Обладая даром прозорливости, Святой Павел Таганрогский знал, кого надо принять ласково, а кого строго смирить. Святой проявлял особую заботу о заключённых таганрогской тюрьмы: молился за них, присылал продукты, помогал больным, умершим покупал гроб, одежду, готовил их к христианскому погребению. Чудеса Святого Павла Таганрогского С ранних лет полюбив паломничество, Павел Таганрогский и в преклонном возрасте много путешествовал по святым местам. Святой прославился чудесами. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу) он предсказал большое будущее. Спустя годы иеромонах стал Иерусалимским Патриархом. Многие больные исцелились после посещения старца. Часто это происходило, когда старец ударял человека палкой по больному месту. Незадолго до кончины Павла Таганрогского посетил праведный Иоанн Кронштадтский, который приветствовал Святого словами: «Здравствуй столпе от земли до неба». На что тот отвечал: «здравствуй и ты, солнце от запада на восток». Преставился Святой Павел Таганрогский 10 марта (23 марта) 1879 года. В момент кончины произошло чудо: по телу старца прошла жёлтая тень, а затем его кожа стала белоснежной. На похороны старца пришло огромное количество людей. Канонизация 20 июня 1999 года Русская Православная Церковь причислила Праведного Павла к лику местночтимых святых. Во время Литургии вокруг солнца над Никольским храмом на фоне ясного неба появился большой радужный круг. Множество людей стали свидетелями этого чудесного явления. 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение о всецерковном почитании Святого.

http://pravmir.ru/pavel-taganrogskij/

( Μ 1: 328) «Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим работать Господу» (М 2:121) Приведённые слова святого праведного Иоанна Кронштадтского , исполненные великой верой в бесконечную милость Божию и наполненные глубочайшей любовью к людям, имеют двоякое значение: свидетельствуют о постоянном труде Великого Угодника Божия и одновременно призывают человеческие души к прилежному приношению духовных плодов – «обратиться в огонь духовный» (М 2:122). Праведный Иоанн оставил нам богатейшее духовное наследие. Автор, прежде чем приступить к его изучению, собрал до 30 томов творений Батюшки в разных изданиях. Поначалу была мысль читать их все подряд, чтобы затем представить в привычной системе – по разделам: житие, творения, богословие (учение догматическое, нравственное, литургическое...). Но скоро автор почувствовал, что это потребует много времени, а им он уже (по библейскому возрасту) не располагает и потому решил несколько ограничить свой труд, остановив своё внимание на весьма ценном творении Праведника: «Моя жизнь во Христе». Если же Господь даст сил, то дальнейшая систематизация наставлений Великого Праведника будет продолжена. (Слава Богу! Труд продолжается). По изданию «Русского Паломника» за 1903 г. и П.П. Сойкина творение «Моя жизнь во Христе» состоит из трёх неравных частей: «Дневника» (800 с), «Правды о Боге, мире и человеке» (168 с.) и «Мыслей о Богослужении Православной Церкви» (262 с). К сему автор присоединил ещё впервые опубликованный объёмный «Дневник» отца Иоанна за 1859–1860 годы (808 с), последний «Дневник» (128 с.) и другие издания «Моей жизни во Христе», т.к. шрифт их более крупный и потому легче читаемый. Все творения отца Иоанна исполнены горячей веры в Триединого Бога и призыва свято жить по вере, побеждать пороки и стяжать добродетели, сохранять сыновнюю преданность Святой Православной Церкви, как единой истинной и потому спасающей. «Моя жизнь во Христе» – это своеобразный дневник, по глубоко духовному своему содержанию, нисколько не уступающий сочинениям Вселенских Отцов и Учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Но гораздо опаснее был внутренний враг: религиозное равнодушие. Большинство из нас учились не для священства, а чтобы получить места преподавателей, иногда – чиновников, и лишь десять процентов шли в пастырство, то есть на пятьдесят-шестьдесят человек курса каких-то пять-шесть человек. При таком равнодушии вообще, к пастырству в частности, должно быть понятным и равнодушие студентов к всероссийскому светильнику, отцу Иоанну. А тут еще подошли революционные времена: студенты интересовались политикой, забастовками; а отец Иоанн попал на «доску» правых: не по времени уже был он. И даже профессора, более ответственные люди, чем мы, молодежь, ничуть не интересовались отцом Кронштадтским. Однажды мне, как регенту хора, пришлось завести разговор с ученейшим профессором, протоиереем Орловым, о богословии. Я сослался на отца Иоанна. А он иронически сказал мне: – Ну какой же это богослов?! Пришлось прекратить разговор. Была некоторая часть столичного духовенства, которая, вместе с паствами своими, почитала отца Иоанна. Еще более почитало его духовенство в провинции. Но самым главным почитателем – как всегда – был наш так называемый простой народ. Не обращая никакого внимания на высших, он тысячами и за тысячи верст и шел, и ехал, и плыл в Кронштадт. К тому времени уже вполне определилось разделение между народом и интеллигенцией, а отчасти – и духовенством, которое скорее можно было отнести к интеллигенции, чем к простонародью. Это разделение было и в наших школах… Мало того: даже архиереи не проявляли особого интереса к отцу Иоанну. Мне, впрочем, известно несколько имен, которые почитали его и старались быть с ним в общении… Но в глубине души и архиереи, и иереи чувствовали высоту батюшки. Очевидцы рассказывали мне, как огромная зала Дворянского Собрания, во главе с тремя митрополитами, ждала обещавшего приехать на духовный концерт отца Иоанна. И когда он вошел туда, то тысячи людей встали, в потрясающем до слез благоговении, как один человек. Архиереи облобызались с ним, предложили сесть рядом на приготовленное ему место… И концерт начался.

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-ioan...

Слава: Ни от кого не отвращался ты,/только от отрекающихся от Господа Иисуса Христа/и от Церкви Его святой,/которой сыны века сего противятся./Но и о тех заблудших ты в скорби многой/моление твое к Богу возносить не прекращал. И ныне: Единение верных в Церкви Сына Твоего и Бога нашего сохрани,/Пречистая Дево Мати,/да присно в любви Христове друг ко другу утвердимся. И ныне: Единение верных/в Церкви Сына Твоего и Бога нашего/сохрани, Пречистая Дева-Матерь,/дабы мы в любви Христовой друг ко другу/навсегда утвердились. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Седален, глас 2 Мы, немощнии, к тебе, праведне Иоанне,/яко сильному молитвеннику пред Богом, притекаем,/просяще недугом душевным и телесным исцеления,/в скорбех о гресех наших покаянием избавления,/стране нашей и людем ея мирное жительство/и вся потребная ко спасению. Мы, немощные, к тебе, праведный Иоанн,/как к сильному молитвеннику пред Богом прибегаем,/прося недугов душевных и телесных исцеления,/в скорбях о грехах наших – покаянием избавления,/стране нашей и людям ее мирное житие/и всё, потребное ко спасению. Слава, и ныне, Богородичен: Отроковице благодатная,/Мати безневестная, Надеждо нашего спасения,/даждь нам в вере утверждение и во благочестивем житии преуспеяние,/в скорбех и печалех утешение./Тя бо, яко Рождшую Спаса Христа, присно величаем. Слава, и ныне, Богородичен: Отроковица Благодатная,/Матерь брака не познавшая,/Надежда наша на спасение!/Даруй нам в вере утверждение/и во благочестивой жизни возрастание,/в скорбях и печалях утешение./Ибо мы Тебя, как родившую Спасителя Христа,/непрестанно величаем. Песнь 4 Ирмос: Духом провидя, пророче Аввакуме, Словесе воплощение,/проповедал еси, вопия:/внегда приближитися летом – познаешися,/внегда приити времени – покажешися./Слава силе Твоей, Господи. Ирмос: Духом провидя Слова воплощение,/ты, пророк Аввакум, проповедовал, взывая:/“Когда приблизятся годы, будешь познан;/когда наступит время, явишься”./Слава силе Твоей, Господи! Припев: Святый праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-svy...

Читая Житие прп. Саввы Освященного, нельзя не заметить, с каким вниманием относился преподобный к вопросам совершения уставных служб, что свидетельствует о придании им большого значения общей молитве в Московский митрополит Трифон (Туркестанов) часто говорил, и эти слова увековечены на его надгробном памятнике: «Дети, дети, любите храм Божий. Храм Божий — это Небо на земле». Монастырский храм – это сердце обители, это «источник жизни и бессмертия», – по слову преподобного Амвросия Монастырское богослужение соединяет монахов с живым Богом, с Вечностью и друг с другом, когда «единым сердцем и едиными усты» воспевается и прославляется «Божественное Как солнце на небосклоне сияет и греет, и дает жизнь существующему, так и монастырское богослужение просвещает, согревает, оживляет, одухотворяет жизнь монахов. Однажды в стенах этой прославленной Академии митрополит Минский и Белорусский Филарет/Вахромеев/воскликнул: «Вы в Лавре преподобного Сергия! Дышите воздухом вечности!» Как кислород очищает легкие и несет жизнь каждому органу, каждой клетке, так и дивные, боголепные службы очищают, оживотворяют жизнь каждого брата, каждого монаха, как члена Тела Христова. Ибо в храме Духом Святым вещают древние, премудрые Пророки и Ветхозаветные праведники, проповедуют Апостолы, читаются святые отцы и древние патерики, толкуют Слово Божие богомудрые святители, назидают духоносные игумены и иереи Божии. Святой праведный Иоанн Кронштадтский восклицал: «Богослужение есть райское жительство, пребывание с Богом и святыми, чистое, любовное, ничем не развлекаемое с ними собеседование, посильное благодарение и славословие бренными устами Господа и предначатие вечного славословия с ангелами, прославление св. угодников Божиих, училище благочестия всякой добродетели, приятие высшей благодати в молитве и в таинствах, и соединение с Богом и 297]. Когда у отца Иоанна спросили, откуда у него такая вера, он ответил: «От частого служения Литургии и вседневного чтения Миней, богослужебных книг, служб нашим святым и

http://pravoslavie.ru/74658.html

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преп. Анатолию, а затем к преп. Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофия, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха... В 1903 году преп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается русско-японская война, и преп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником. К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобный старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось напастей бурею», люди утопали в его волнах... Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преп. Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С. М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться»...

http://pravicon.com/info-1919

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010