под редакцией  А.В. Елисеева Содержание Общее введение. Общие указания Общий план путешествия Приготовления к путешествию Путешествие Соглашения с драгоманами и мукари (погонщиками) Конвой Способы передвижения внутри страны Разные замечания на счет путешествия Святая Земля. Глава первая 1. Понятие о Святой Земле, её положение, границы, пространство и разделение 2. Почва 3. Произведения почвы 4. Климат Вторая глава 5. Исторический очерк Глава третья 6. Состав населения 7. Туземцы Святой Земли 8. Правление 9. Административное деление 10. Религия 11. Заметка о нравах жителей 12. Монета Глава четвертая Путь от Одессы до Яффы От Яффы до Иерусалима История Яффы Нынешнее состояние Яффы Посещение города Отбытие из Яффы Саронская равнина Рамле Лидда От Рамле до Иерусалима Рельефная карта Палестины Заботливость Высочайших Особ о русских паломниках История Иерусалима Судьбы православия в Иерусалиме Приложения К I выпуску «Путеводителя по Святой земле» I. Язык жителей Св. Земли. II. Краткий русско-арабский словарь. Такса на проезд в Святую Землю. До Яффы и обратно. Антоний Римлянин     Мы предприняли издание „Путеводителя по Святой Земле» в тех видах, чтобы читатели „Русского Паломника», у которых явится благочестивое желание и возможность посетить страну, откуда воссиял свет нашей святой веры, имели в руках все сведения, какие необходимы для приготовления к паломничеству и какие понадобятся на месте. А так как читатели наши принадлежат к самым разнообразным слоям русского общества, то и состав сведений входящих в „Путеводитель», касается не одного какого либо класса наших читателей, но всех. Таким образом, и простой народ, и люди образованные и достаточные, одинаково найдут в нем нужные им сведения и указания. Главный источник, которым мы руководствовались при издании нашего „Путеводителя», заключается в книге, изданной на французском языке в Бельгии человеком, 30 лет прожившим в Палестине и следовательно основательно её изучившим (Lievin de Натте). Но так как автор этого сочинения иноверец, то мы должны были устранить многие его суждения об описываемых предметах и приспособить наш „Путеводитель» к понятиям и потребностям русского православного паломника. В этих видах, мы пользовались, при составлении „Путеводителя» многими русскими описаниями Святой Земли: Муравьева, Норова, Олесницкого, Путеводитель Палестинского Общества и др. Наконец, мы прибегли к опытности и знаниям нашего уважаемого путешественника А. В. Елисеева, который с полной любезностью отозвался на наш призыв. А. В. Елисееву принадлежит не только общая редакция нашего „Путеводителя», но и многие страницы его, и мы считаем долгом выразить здесь ему нашу искреннюю признательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. Марков Часть I. Путешествие по святой земле I. Допотопный город Пристань Св. Земли. – Соломон и пророк Иона. – Шхеры. – Приют православных паломников. – Память средних веков. – Базары Яффы. – Арабская толпа. – Наполеон в Яффе. – Ругня арабских матрон. На рассвете 30 апреля показался вдали берег Яффы... Главная цель нашего странствования теперь достигнута, окончено долгое скитание по морям, и ничто больше не заслоняет от нас так давно манивших нас поэтических горизонтов Святой Земли. Мы радовались как дети, любуясь с высокой рубки на белый амфитеатр Яффы, с волшебною быстротой выраставший в наших глазах от незримо быстрого плавного приближения к нему парохода. Вопреки всем предсказаниям и всем опасениям, море стало тихо, как уснувшее озеро. Неподвижная голубизна этого моря и такая же глубокая голубизна неба выделяли белые башни Яффских плоско-крыших домов и обрывы береговых утесов с поразительною яркостью... Яффа недаром называлась «прекрасною» еще в ветхозаветной древности. Это достойная пристань Святой Земли, заслуженный страж исторических ворот, через который прошли тысячелетия. На земном шаре нет другого города, которого легенды народов почтили бы такою старинною родословною. Евреи издревле считали Яффу городом Иафета, сына Ноева, и полагали, что Ноев ковчег отплыл из его пристани в разверзшиеся хляби земли... Даже Плиний, патриарх естествознания, признает допотопный титул за Яффою, этою его Ioppe Phoenicum, antiquior terrarum inondatione 1 . От того в старые века искали ве Яффе гробницы Ноя. Фантазия древних Греков, конечно, тоже не миновала этого древнейшего из всех городов мира. К скалам Финикийской Яфо или Иоппе, как рассказывает Плиний, была прикована по злобе Нереид осужденная морскому чудовищу Андромеда, спасенная потом Персеем; и следы ее цепей показывались на утесе Яффы еще в первые времена христианства. Во всяком случае во дни Соломона Яффа была единственною пристанью Филистимского побережья, через которую народ Божий мог сообщаться по морю с чужими странами. Когда премудрый строитель послал просить на постройку Храма Иерусалимского кедров Ливанских у Тирского царя Хирама, друга отца его Давида, то Хирам отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Святой источник, Димкин аппендикс и третий глаз Обожаю слушать, как отец Анатолий рассказывает свои «поповские» истории 9 марта, 2016 Обожаю слушать, как отец Анатолий рассказывает свои «поповские» истории С отцом Анатолием с Украины я знакома лет двенадцать. А муж ещё больше. Он для нас и друг, и кум, и духовник, и вообще один из самых родных людей. Я очень люблю бывать у него в гостях. Раньше, когда мы жили на Украине, это случалось почти ежедневно. Теперь, к сожалению, только летом, когда мы с дочками приезжаем к моей свекрови в Энергодар. Люблю посидеть с ним на улице, перед его сельским домом. Люблю наши долгие разговоры за чаем или домашней наливкой. И обожаю слушать, как отец Анатолий рассказывает свои «поповские» истории. Тяпка и бронетрусы Больше всего, конечно же, люблю слушать о всяческих чудесах. Правда, отец Анатолий предупреждает, чтобы не очень увлекалась. «А то ведь и до прелести недалёко. Ибо слаб человек!». И улыбается, вспоминает, как у них во дворе храма святой источник забил. «Есть у нас пожилая прихожанка, Марфа Матвеевна. Живая, активная, молодым фору даст. На седьмом десятке случился у неё перелом шейки бедра. Так она духом не пала, восстановилась и с ногами, одна короче другой, ещё быстрее, чем раньше забегала. Мужики в селе смеются, что Матвевна в своём ортопедическом ботинке для уравнивания хода (который она сама сапогом-скороходом называет) их мотоциклы обгоняет». Так вот… Выпросила как-то бабушка Марфа у отца Анатолия тяпку «клумбы перед храмом посапать во славу Божию». Через пять минут влетает, сияет вся, «скороходами» едва земли касается. И взгляд такой… Как будто она уже в раю, а вокруг ангелы порхают. И святые с ней на дружеской ноге… «Батюшка! – кричит. – Батюшка! У нас из-под земли святой источник забил! Я Господу-то помолилась: “Боже, — говорю, — поможи доброе дело сделать!”. Перекрестилась, землю под ногами покрестила и тяпкой – хрясь по траве! А оттуда прям благодатный фонтан! Вот что крест животворящий делает-то!… А все потому что вы молитвенник, батюшка! Святой вы человек!»

http://pravmir.ru/istorii-ottsa-anatoliy...

Библейская география и топография. Наименование и границы Палестины При изучении географического положения различных стран древней и новой истории, наша мысль особенно останавливается на изучении географии Палестины. Эта страна имела и имеет несколько разных наименований, – то Обетованной земли, как земли, обещанной Богом и занятой, некогда, Израильтянами, земли, кипящей млеком и медом, вследствие необыкновенного плодородия и благосостояния оной, то Святой земли, как места земной жизни и общественного служения Господа нашего, Иисуса Христа, роду человеческому. Из слов кн. Бытия ( Быт. 15:18 ) явствует, что пространство земли, обещанной, некогда, Богом Израилю, простиралось от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата, тогда, как в действительности, за исключением, разве, небольшого периода времени, в царствование Соломона, оно оказалось, не точно соответствующим, указанным в Свящ. Писании, границам. Быть может, заметим со своей стороны, что обетование, отчасти, не исполнилось и по маловерию народа, которому было дано оное. Постоянными границами св. земли служили: к северу – Ливанские горы, к югу – Мертвое (Соляное) море и пустыня по ту сторону Вирсавии, к востоку – Сирийская пустыня, к западу – Средиземное, море, с Филистией на юго-западе и Финикией на северо-западе. Эта страна, бывшая много обширнее земли Ханаанской Ветхого Завета, лежавшей, всецело, на запад от Иордана, известна в настоящее время под названием Палестины (т. е. Филистия). Название Палестина прилагалось первоначально только к известной части приморского берега, а, вскоре после начала христианской эры, оно распространилось на всю страну. Крайние границы оной означены в Библии под двумя выражениями: 1) от входа в Емаф до реки Египетской ( 3Цар. 8:65 ) и 2) от Дана до Вирсавии ( 3Цар. 4:25 ). Первое выражение много точнее, и оным значительно объясняется последнее. Вход в Емаф, по всей вероятности, есть тот проход в северном конце Ливанской долины, который ведет к долине Оронта, т. е. к стране Емафской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

11 ИЮЛЯ Память преподобного отца нашего Никодима 205 Этот богоносный отец дивным своим житием просиял в пределах ватопедских. О нем известно, что он был старцем и по Христе наставником в любомудрии божественного Григория Паламы . Страдание преподобномученика Никодима 206 Святой преподобномученик Никодим родился в Албании, в местечке Эельбанас. Родители его были благочестивы и, когда достиг он совершеннолетия, сочетали его браком, от которого имел он детей. Между тем, входя в постоянные связи и знакомства с агарянами, Никодим увлекся чувственными обещаниями корана их: в угоду им отрекся от веры Христовой и наконец дошел до такой степени безнравственности, что, несмотря на убеждения и слезы домашних, насильно потурчил и детей своих, кроме одного, которого христиане успели похитить и тайным образом отправить на Святую Гору. Впрочем, последние так и не смогли вполне утаить это от Никодима. Узнав, что сын находится на Святой Горе, он понесся туда с целью непременно отыскать свое дитя и отмстить всей Святой Горе, как только можно, по собственным его силам и средствам. Он так предположил, но человеколюбивый Бог, желающий всякому спасения, судьбами его жизни распорядился иначе – вместо того, чтоб допустить преступного отца до увлечения сына в исламизм, Он и самого его, несчастного отверженника, привлек к Себе чрез покаяние, так что Святая Гора сделалась для него в некоторой степени причиной спасения. Безмолвие, постнические труды, лишения всякого рода и удаление от всего чувственного, даже от связей родственных, – все это, виденное им на Святой Горе в иноках, по прибытии туда поразило его до крайности: он вспомнил минувшее, когда и для его сердца не были чужды надежды загробного мира и райские красоты и те обетования Христовы, которые от магометовых так далеки, как далеки, или еще дальше, небо от земли или свет от мрака; он вспомнил, что и сам принадлежал когда-то Христу, и горько, неутешно заплакал о гибельном своем состоянии. Мысли его переродились: он обратился опять к Богу с раскаянием и, не выходя со Святой Горы, принял на себя ангельский образ, с именем Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деятельность генконсула А.Г. Яковлева по закреплению земельных владений архимандрита Антонина 1894–1902 493. Донесение управляющего генеральным консульством в Иерусалиме А.Г. Яковлева послу в Константинополе А.И. Нелидову Иерусалим 19 сентября 1894 г. Копия Согласно приказанию Вашего Высокопр ва от 17 мая с. г., я занялся рассмотрением вопроса о «вакуфе архимандрита Антонина», бывшего начальника здешней Духовной Миссии, совершенного 10/22 сентября 1889 г. (или 26 Мухаррема 1307 г. Хиджры). Но прежде, чем приступить к изложению, я позволю себе вкратце объяснить взгляд турецкого законодательства на недвижимую собственность вообще и на недвижимости монастырские в частности. Это небесполезно знать для уяснения вопроса о размере различных податей. Все земли Турецкой империи с древних времен делятся на 2 главных разряда: мюльк (или земли частные) и еразии-мирие (или земли казенные). Каждый клочок земли сохранил свой древний, первоначальный характер и до сих пор. Об этом прав во судит или на основании своих архивов, или на основании законов. К 1-му отделу относятся земли жителей, сдавшихся завоевателю без боя, ко 2-му – земли, взятые ими с мечом в руке. Поэтому первые поставлены в более легкие условия, чем вторые. Впоследствии владельцы земель (большею частью мюльков) начали делать из них вакуф, завещая их в пользу своих семей или в пользу какого-нибудь благотворительного дела. При этом они назначали условия, которым почва известного участка должна была подчиняться навсегда. За исполнением их должен был наблюдать мютевелли или управляющий вакуфом, выбор которого указывается самим основателем вакфа 882 . Мютевелли отдавали обыкновенно эту почву на пользование какому-нибудь лицу, которое, внеся за нее известную единовременную плату, обязывалось также платить известный хекр (ежегодную плату в пользу вакфа). Уплата хекра не освобождала, однако, почвы от уплаты государственных налогов. Эти последние бывают 2-х родов: верги (или поземельная подать) и ашар (или так называемая десятина, хотя она составляет 11 ½ % со сбора посевов или плодов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А.ЛИДОВ: - Когда мы с отцом Георгием вошли в этот только выстроенный храм, пустой и белый, я был потрясен красотой этого пространства. Он вызвал у меня ассоциацию с храмами эпохи Кватроченто итальянскими. По цельности пространства, по красоте этой светоносной среды, ослепительно белой, с мраморными деталями. Там было пространство! А батюшка просил совета, что там можно сделать? Вообще редкая возможность, когда тебе представляют только родившийся храм, да еще невероятно получившийся в моем любимом византийско-ренессансном стиле. С одной стороны, это крестово-купольный храм. А с другой - это цельное центрическое пространство с доминирующим куполом. Меня поразила пронзительная чистота этого архитектурного решения и возникшего пространства. И с этого началась работа. Я предложил проект создания в этом храме пространственного образа Святой Земли. С восстановлением идей и принципов ранне-византийского искусства. Сознательно мы не пошли путем стилизации муляжей, подо что-то, под эпоху или образцы. А создали образ 21 века, но корнями уходящий в то, что стало основой нашей православной цивилизации. В барнаульском проекте речь идет о возрождении важных, в значительной степени утраченных нами древних смыслов. Было важно уйти не только от стилизации каких-либо стандартных образцов, но и вообще от традиционной концепции храма, когда он мыслится плоской картинкой, своего рода музеем, где по стенам располагаются сюжеты ветхозаветной и евангельской истории, а собственно пространственная составляющая оказывается вторичной. В древности все было наоборот. И я предложил проект по созданию иконического образа Святой Земли в пространстве храма, если говорить точнее – пространственную икону Святой Земли. Такой проект могли реализовать только лучшие московские художники, работающие в сфере православного искусства, которые, по счастью, оказались и близкими знакомыми и единомышленниками, с которыми на протяжении ряда лет обсуждались идеи новых пространственных икон. Так что вопроса, кого приглашать, не стояло. И тремя главными художниками храма стали Александр Корноухов, Ирина Зарон и Сергей Антонов.

http://radonezh.ru/2019/01/29/svyataya-z...

под редакцией  А.В. Елисеева Глава третья 6. Состав населения В Палестине, как и во всех странах Востока, определить численность населения весьма затруднительно по совершенному отсутствию каких либо статистических данных. Можно думать однако, что все население её не превышает полумиллиона душ, которые по религии можно разделить на христиан, евреев и магометан. Христиан насчитывается всего до 55 тысяч, евреев до 25–30 тысяч, друзов и метавиле, составляющих особые магометанские секты, свыше 15 тыс.: а остальные 400 т. приходятся на долю мусульман суннитского толка. Разделяя христиан, по вероисповеданиям, мы получим до 35 тысяч православных, 13–15 т. католиков, 2–2½ т. протестантов 2–2½ т. армян и около 2 т. сектантов вроде яковитов несториан. 7. Туземцы Святой Земли Собственно говоря, туземное население Палестины вовсе не арабское, как это иногда утверждают, судя по господствующему языку, а смешанное, потому что настоящее арабы суть только бедуины пустыни – кочевые потомки Измаила, относящиеся очень враждебно к нынешнему правительству. Они не занимаются ручными работами, а извлекают средства пропитания, разводя огромные стада верблюдов, овец и коз. Будучи разделены на роды и живя в палатках, они переходят по невозделанным и удалённым полосам земли и не знают другого закона, кроме корана и старинных обычаев. Каждый род управляется шейхом на основании этих последних с неограниченной властью. Все бедуины расторопны, воздержаны, великодушны и гостеприимны. Они отличные наездники, но за то и страшные разбойники; вооруженные копьями, саблями и пистолетами, они грабят не только отдельных путешественников, но часто и целые деревни. В настоящее время сыны пустыни – бедуины редко переходят Иордан; они встречаются только в пустынях Хевронской и Хорданской и очень редко в Саронской равнине. Настоящее туземное население Палестины – феллахи, потомки древних сирийцев, принявших только язык и облик арабов; феллахи занимаются только земледелием и отличаются оживлённым выражением лица и нередко благородством осанки. Называемые настоящими арабами «куфарами» т. е. деревенскими жителями, феллахи Палестины презираются бедуинами за неправильный язык и еще более за свое раболепие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Сорочан 205 Э. Ястржебовска указывает 530 г., Д. В. Айналов – 537 г. (Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alia luce della ricerca archeologica//Studi su Clemente Roma. – Roma, 2003. – P. 127; Мемории св. Климента и св. Мартина в Херсонесе//Древности. – M., 1915. – Т. 25 (отд. отт.). – С. 6). Издатель текста сочинения ординарный профессор Санкт-Петербургского университета Иван Васильевич Помяловский полагал, что Феодосий жил и писал в первой четверти VI в» поскольку упоминал о постройках императора Анастасия (491–518), но ни разу не обмолвился о многочисленных сооружениях, возведенных при Юстиниане I (527–565) (Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/Изд. И. Помяловский//Православный палестинский сборник. – СПб., 1891. – Вып. 1. – C. III). 206 Ср.: Феодосий. О местоположении святой Земли/Предисл. И. Помяловского – С. I–IV; Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//ВВ. – 2000. – Т. 59 (84). – С. 118–120. Это свидетельство Феодосия не нашло отражение в капитальном агиологическом труде И. Я Франко «Съвятий Климент у Корсунь, который критика справедливо оценила как выдающееся явление по исключительной широте постановки вопроса и осведомленности автора в источниках (Спиридонов Д. С. Д-р И. Франко. Святый Климент у Корсуни. 1903–1905. Львов (Критико-библиографическая заметка)//ИТУАК. – 1914. – 51. – С. 259–279). Очевидно, признанного знатока всего, что имело отношение к истории св. Климента и истории легенды о нем, смутило молчание позднейших источников, на что обратил внимание уже С. П. Шестаков (ср.: Шестаков С. К истории текстов жития св. Климента, папы римского, пострадавшего в Херсоне//ВВ. – 1908. – Т. 4. – Вып. 1. – С. 215–226, особ. с. 226). Между тем, отсутствие в сочинении иконодула Епифания Монаха упоминания о почитании в первой четверти IX в. херсонитами гробницы-мемория св. Климента и прямое указание на забвение этого святого места к 60-м гг. IX в., содержащееся в рассказах Константина Философа и Митрофана Смирнского, включенных в письмо Анастасия библиотекаря

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеромонах Савватий (Севостьянов). Пути Святой Горы Афон – это нечто идеальное, что может показаться невозможным на Земле. Но Афон – мастерская человеческих душ, некий духовный опыт жизни, религиозное сосредоточение Неба. Место, где подвизаются святые мужи. Сотни профессионалов и любителей, за более чем полутора столетия, снимали Афон и афонитов. Первые снимки на Афоне были сделаны еще на заре освоения фотографической техники в 1853 году П.И. Севастьяновым – профессором естествознания Российской Императорской Академии наук. В экспедиции 1857-58 гг. с Петром Ивановичем работала уже группа ученых, в количестве до 10 человек. Они вывезли тогда в Россию более двух тысяч фотопластинок. Московский «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре представляет новый проект, проект иеромонаха Валаамской обители Савватия (Севостьянова), жившего и снимавшего на Святой Горе около 1,5 лет. Предлагаемый проект: «Пути Святой Горы – виды горы Афон снятые с натуры» относится к классике фотолетописи Афона. Комментарии читателей 2014-05-05 22:48 Михаил : Спасибо Вам, отец Савватий, большое! 2012-06-08 18:35 Ольга(мама Ванятки) : Кому-то из окомментировавших кажется что афонские монахи хорошо кушают и живут припеваючи,забыв о молитве и наслаждаются только земными благами.Не забывайте о том, что это Благословенная земля и если там было так плохо,все бы пошло по другому. К слову..у нас тоже в храмах есть крупные батюшки(что не месяц,они все крупнее и толще).Я все грешная думала,какая у них должна быть зарплата чтобы так кушать за двоих,а то и за троих.Думала до тех пор,пока наш духовник не рассказал мужу,что многие батюшки,так же как обычные миряне подвержены многим болезням,что на ногах им приходиться стоять и молиться чуть ли не целый день.Нести послушание и больницах и тюрьмах,а омыв чашу после причастия теплотой.,выпить ее.Вот отсюда и отеки и полнота. А афонским монахам низкий поклон до земли ,что они молятся за нас.,когда многие из нас неизвестно чем заняты.Может сидят вот такие в интернете и ругают их.

http://pravoslavie.ru/foto/image3534.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010