Содержание Предисловие 1. Доисторическая эпоха а) фон иного мира б) духовный экран в) иная глубина г) Орёл и Петух д) полководец Тит е) исповедь 2. Эпоха истории а) путешествие в Рай... б) пробуждение Востока в) созывание духов г) на посту д) духовное пьянство е) холодильники 3. Осанна Христу а) «Осанна» от природы неодушевлённой б) «Осанна» от природы одушевлённой в) благоговение перед жизнью д) вечные идеалы 4. Слава миру а) бог славы б) идол силы в) культ знания г) культ техники д) культ красоты е) культ сытости ж) идол беспечности 5. «Осанна сатане!» а) Первый круг борьбы (Святое Крещение и гордость) б) Второй круг борьбы (Святое Миропомазание и неверие) в) Третий круг борьбы (Святое Причащение и ненависть) г) Четвёртый круг борьбы (Святое Соборование и ложь) д) Пятый круг борьбы (Святое покаяние и жестокость) е) Шестой круг борьбы (Святой брак и властность) ж) Седьмой и решающий круг борьбы (Таинство Священства и богоборчество) 6. Окончательная победа Христа Бога над зверем Борьба по безумию Бой решительный Бешенство Титана 7. Вечная Осанна Богу Жизнеописание архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона.       Рассуждения человека, ревнующего о славе Божией «Разве Вы не знаете, что святые отцы советуют славить чаще Бога тем, кто страдает унынием, безрадостностью жизни? Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!» – и ты будешь жить, как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно от­того, что ты славишь Бога за все. Так вот что даёт твари славословие Бога. Оно даёт невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А нехваление Бога даёт твари тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние...» Архимандрит Тихон (Агриков) Предисловие Это вовсе не книга, и не жития святых, и тем более это не учёный какой-либо трактат. Это просто «Рассуждения». Да, рассуждения человека, ревнующего о славе Божией. Действительно, основная тема этих вот «рассуждений» – ничто иное, как убедить читателя в той спасительной истине, что настоящая слава, истинное поклонение, подлинно всецелое почитание принадлежит только одному Богу. Да, одному живому истинному Богу. Тому Богу, Который живёт на Небесах, Который создал небо и землю, Который искупил род человеческий Своею бесценной Кровью, Который и ныне, и всегда хранит нас всех, питает нас, согревает, одевает, любит безмерно, все содержит, все животворит и всему даёт цель и смысл бытия. Вот этому-то Богу и принадлежит «слава и держава во веки веков». Ему-το вот и посвящаются эти «Рассуждения». К Нему-το они всецело и относятся, Ему-то они и приличествуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Храм и его устройство Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор ; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор . Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает – Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему. Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления. Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Глава VI. Последование святого крещения и миропомазания §1. Действия седми таинств Крещения. Церковь Христова содержит семь таинств. Симеон Солунский (в гл. 33) говорит: «семь даров Св. Духа, как говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым. Таинства сии суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение». Действия и плоды всех сих таинств кратко изображаются так: святое крещение очищает тело и просвещает душу, миропомазание утверждает в вере, Божественное причащение вселяет в нас Христа, покаяние есть восход на небеса и избавление от грехов, священство дарует духовную власть, брак о Господе освящает союз супружеский, елеосвящение предуготовляет к Царству Небесному. Крещение есть второе создание наше Прежде нежели приступим к описанию таинства крещения, мы должны знать, что с человеком бывает три создания или три рождения. Первое – телесное, или произведение из небытия в бытие. Второе – перемена бытия худшего на лучшее чрез крещение. И третье – воскресение из мертвых. Св. Григорий Назианзин (в 40 слове на святое крещение) говорит: «Священное Писание указует нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели крещения и рождение из мертвых, – или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное; второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения; а третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее все создание во мгновении ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни, в подвигах служения Богу и во всем поведении – раболепствовало ли оно похотям плоти и пресмыкалось ли по земле, или возвышалось вместе с духом и почитало благодать воссоздания. Все сии рождения Христос почтил Своим действием и примером: – одно почтил первым вдуновением жизни; другое освятил Своим воплощением и крещением, которым и Сам крестился, и, наконец, третье ознаменовал воскресением, которое Он Сам предначал. Ибо как Он был перворожден из многих братий, так благоизволил быть перворожденным и из мертвых». Симеон Солунский (в гл. 32), именуя крещение вторым рождением или воссозданием, объясняет оное: «крещение возрождает духом, потому что мы погубили первое, бесстрастное рождение, и теперь – в беззакониях зачаты и во грехах, как поет Давид, родила каждого из нас мать». И еще (в гл. 62): «священнейшее крещение есть и возрождение и воссоздание, очищение, и освящение, сыноположение, дар и святыня, сообщающая человеку тьму благ, как говорят отцы. – Итак, горе тому человеку, который, родившись в свет, или получив первое создание, лишается второго сего рождения или воссоздания, то есть веры во Христа и крещения». Знаменование крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Скачать epub pdf Часть пятая. Таинства Как уже было сказано выше, источником всех добрых дел и корнем духовной жизни является благодать Святого Духа. Эта несотворенная сила подается христианам посредством особых обрядов, называемых Таинствами. Эти священнодействия, преображающие человека, не являются изобретением людей, а установлены Самим Творцом. Именно в Таинствах заключается самая сердцевина христианства. Можно иметь Православную веру, делать добрые дела, молиться, но без участия в таинственной жизни Церкви человек никогда не станет христианином и не сможет достигнуть спасения. Ведь если вера дает правильное представление о Боге и Его Промысле, добрые дела делают похожим на Него, молитва дает возможность общаться с Ним, то лишь в Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека. Начиная с XV века православное богословие выделяет семь главных Таинств, соединяющих нас с Богом. Первое из них – Крещение, в котором происходит духовное рождение. Второе – Миропомазание, дающее силу к духовному росту и к творению добрых дел. Третье – Святое Причастие, соединяющее человека с Богом телесно. Четвертое – Покаяние, лечащее душу от грехов. Пятое – Елеосвящение, врачующее телесные болезни, происходящие от греха. Шестое – Таинство Брака, освящающее семью и телесное рождение, дающее силы к воспитанию детей. Седьмое – Священство, порождающее духовных отцов, которые сами возрождают и воспитывают христиан словом Божиим и совершением Таинств. Таинство Крещения Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является Святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова , «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Храмы и Лики Православие на Руси 1. Начальный период (от упоминания о первой русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). 861 Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую Русскую Церковь епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). 866 Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. 955 Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, где принимает святое Крещение с именем Елена. 965 Построение в Киеве деревянного храма в честь Святой Троицы. 983 Мученическая смерть в Киеве святых варягов Феодора и Иоанна. 987 Киевский князь Владимир принимает Святое Крещение именем Василий. Св. равн. ап. кн. Владимир закладывает в Киеве первую каменную церковь св. Василия «на княжьем дворе». 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 988 Принятие христианской веры киевлянами и впоследствии всей русской землей. В Киеве закладывается каменный храм в честь Успения Богородицы именуемый «Десятинный», первый кафедральный собор. Построение в Новгороде деревянного храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 - 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. 994 Освящение Десятинной церкви в Киеве. 996 Заложение церкви Преображения в Киеве. 998 Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. 1007 Перенесение мощей св. равн. ап. княгини Ольги в Десятинную церковь. 1015 Преставление св. равн. ап. кн. Владимира. Закладка Ярославом в Киеве величественного Софийского собора. 1044 Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. 1045 Освящение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. 1051 Избрание первого русского митрополита Илариона (автор " Слова и законе и благодати " ) Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием в Киеве. 1055 Назначение митрополита Ефрема.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

1. Кто говорит другому: то делай, а этого не делай, говорит, конечно, человеку, который может то сделать, а это не сделать. Но кто говорит это к такому, который не может ни того, ни другого, тот не всуе ли говорит такие слова? Сказал Господь ученикам Своим: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Итак, первое, что дано, это есть очищение и сила чрез святое Крещение. И потом уж говорит Господь: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ). Итак, всякий, кто, не укрепившись прежде силою святого Крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе будет трудиться. И кто тому, кто не укреплен силою святого Крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы, буй есть и слепец. Ибо прежде надлежит его укрепить в духе благодатию Христовою, очищающею душу чрез святое Крещение, и тогда уже давать исполнять и заповеди. Ибо как возможно, чтобы земля, исполненная терний и волчцов, прияв чистое семя, не заглушила его? Но божественное Крещение Христово имеет великую силу – тех, которые не крещены и удободвижны на зло, делать неподвижными на зло, как только окрестятся. Или если и не делаются они тотчас такими неподвижными, но всячески делаются неудободвижными. Это и есть знамение силы, какая приемлется от святого Крещения. Оно делает их еще удободвижными на добро, как бы ангелами, сильными крепостию, творящими волю Божию ( Пс.102:20 ). По сей же причине Христос Господь даровал и божественную Кровь Свою, чтоб верующие в Него причащались ее, и чрез то делались причастными божественного естества, как причащающиеся Божией Крови, и потом, как уже божественные и имеющие крепость божеской силы, чтоб жительствовали по совершенному закону Евангелия Христова и творили волю Божию, как сильные крепостию. Если теперь верующий во Христа и исповедающий Его, после того как укреплен стал такою силою и получил возможность творить закон Христов, презрит его и не станет жить по воле Божией, то да ведает таковый, что он отрекся от Христа, как, по слову Апостола, Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возмнивший ( Евр.10:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Гимн 3. О том, что Дух Святый пребывает в тех, которые сохранили чистым святое крещение, от осквернивших же его Он отступает 135 . Ты знаешь во мне, о Христе, делателя всякого беззакония и поистине сосуд всевозможных пороков, что знаю и я, и исполнен позора и стыда; мною овладела гнетущая печаль и сердце мое одержимо несносною тугою. Но таинственно воссиявший мне свет лица Твоего прогнал помыслы, изгладил тугу и низвел радость в смиренную душу мою. Итак, я и хотел бы, Христе, печалиться, но печаль не пристает ко мне. Печалюсь же я скорее о том, чтобы за эту радость не погибнуть и не лишиться мне несчастному будущей радости. Но не лиши меня ее, Владыко, никогда, ни ныне, ни в будущем веке, Царю мой! Ибо созерцание лица Твоего есть радость: не Ты ли, Боже мой, являешься всяким и единственным благом? Но, доставляя видящим Тебя всякое благо, Ты исполняешь им по причастью и общению тех, на которых взираешь, не тех, которые говорят об этом, увы! как только о будущем, но тех, которые и ныне, находясь в теле, являются достойными Тебя, то есть очистившихся чрез покаяние. Ты и Сам видишь их и им даешь ясно видеть Тебя, отнюдь не в привидении или воображении ума, и не одной только памятью, как думают некоторые, но самою истиною божественного и страшного дела, во исполнение поистине божественного домостроительства. Ибо Ты творишь тогда единение расстоящего, будучи Богом спасения для всех грешников. Ибо принявшие крещение Твое от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещенные, как поругавшие, по словам Твоим ( Евр. 10, 29 ), святую одежду Твою. И Ты, Спасителю, хорошо зная это, даровал нам для вторичного очищения покаяние, запечатлев его благодатью Духа, которую впервые мы получаем в крещении. Так как Ты не сказал, что благодать подается только чрез воду, но скорее чрез Духа и призывание Троицы. Итак, когда мы крещаемся, будучи нечувствующими детьми, как несовершенные, мы и благодать принимаем несовершенным образом, получая только разрешение от первого преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Т.С. Харитонов Молоканин . – Здравствуй, духовный о Христе брат. Давно уже хотелось мне побеседовать с тобою о вере, и так как ты никогда ещё не отказывал мне в своих наставлениях, то я надеюсь, что и на этот раз разрешишь мои недоумения в духе кротости и любви. Православный . – Я рад, брат, что ты не только не уклоняешься от бесед о вере, как делают некоторые из твоих единомышленников, но и сам просишь наставление. Посему, по слову Писания: обличай премудра и возлюбит тя ( Притч. 9:9 ), я готов исполнить твоё желание и прежде всего по мере сил своих постараюсь доказать тебе, что вы, молокане, неправильно отвергаете св. крещение и пренебрегаете храмами Божьими. Итак, скажи мне: веруешь ли ты в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия? Молоканин . – Да, я верую, что Господь Иисус Христос есть мой Искупитель, и что Он страдал и умер на кресте нашего ради спасения. Православный . – Если ты, брат, действительно веруешь в Иисуса Христа и желаешь получить спасение, то ты должен принять и святое крещение, ибо Сам Господь сказал: Кто будет веровать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет ( Мк. 16:16 ). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Молоканин . – Господь, действительно, посылал Своих учеников научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но только здесь говорится не о чувственном крещении водою, а о крещении духовном, мысленном. Крестится же духовно тот, кто не только читает Слово Божие, но и разумеет его. Православный . – Ты не прав, брат. Скажи мне, какое крещение, по твоему мнению, принял Господь Иисус Христос от Иоанна Крестителя во Иордане? – водное или иное какое? Молоканин . – Не буду спорить, что Господь Иисус Христос принял от Иоанна крещение водное. Это ясно видно из св. Евангелия, в котором говорится: тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды ( Мф. 3:13, 16 ). Православный . – Итак, ты признаёшь, что Господь Иисус Христос принял от Иоанна водное крещение. Поэтому и мы должны, по примеру Спасителя, креститься водой, ибо Господь, приняв крещение во Иордане от Иоанна, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/razgovor...

88. В конце 1460 или в начале 1461 г. Его же грамота, адресованная: I) смоленскому епископу Мисаилу и II) черниговскому епископу Евфимию – о непризнании митрополитом ученика Исидорова, Григория Первый список грамоты – из синодального сборника 562, л. 80 об.–85: издан был в I-м томе Актов Исторических под 62; второй – из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 237 об.–243: издан там же под 273. I. Послание к литовским владыкам о приходе Григория митрополита Благословение Ионы, митрополита киевского и всея Руси, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения смоленскому епископу Мисаилу. Ведомо тебе, моему сыну, что есмь посылал до Киева пречестной и великой обители живоначальной Троицы Сегиева монастыря настоятеля духовного, о Святом Духе сына моего игумена Васиана, ко о Святом Духе дочери нашего смирения княгине княже – Александрове Володимеровича Настасье и к их детям, [к князю Семену Александровичу и к его брату князю Михаилу Александровичу, и до князя Юрия Семеновича Гольшанского] 2814 , о укреплении их и всего нашего великого православия, в немже родишася и святое крещение прияша во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы от того благочестия своего и православия не умалено было от них, ни прикладено ничто от того учения римской церкви, от того волка, а не пастыря, ученика и по всему единомышленника Исидорового, прежнего отступника от православия, Григория, что же ныне именует себя митрополитом киевским и всея Руси, на супротивье нашему православию, на великую мерзость святой нашей соборной апостольской церкви греческой, от неяже святое крещение прияхом. И те, сыну, о Святом Духе дети наши отказали нам, Бога познав, с тем же пречестной великой обители честным игуменом Васианом, речь такову: «мы деи о своем православии смотрим о всем на Господа Бога и на пречистую его Богоматерь, и на своего господина, в благочестии цветущего православного великого князя Василия Васильевича, и отцом себе и учителем держим господина отца нашего Иону митрополита». Ответ их к нам таков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Беседа на святое Богоявление Мужи христолюбивые, страннолюбивые и братолюбивые, окажите и сегодня гостеприимство моему слову и, отверзши слух ваш как врата, вместите в них мою речь, и приимите от меня спасительную проповедь о погружении Христа, которое было в реке Иордане, чтобы вам более возжелать столько к нам снисходящаго Владыку. Ибо, если и прошло торжество явления Спасителя, однако благодать Его навсегда пребывает. Итак, насладимся его ненасытными душами, ибо прекрасна ненасытимость в спасительных вещах, прекрасна. Приидите же все из Галилеи на Иордан и устремимся вместе со Христом. Блажен спутешествующий пути жизни. Приидите, мысленными стопами достигнем Иордана и увидим Крестителя Иоанна, крестящаго Того, Кто не требует крещения, да дарует нам благодать крещения. Приидите, узрим образ нашего возрождения, сеннописанный в тех водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан креститься от него (Матф. 3:3). О, сколь великое смиренномудрие Владыки! Какое снисхождение! Царь небес притек к Предтече своему, не двигая небесных воинств и не предпосылая предтечами безплотных сил; но просто приходя в образе воина, приходит к своему воину; приходит к нему, как один из многих. Искупитель сочисляет себя с пленниками, и судия поставляет себя вместе с виновными; присовокупляет себя к погибшим овцам пастырь добрый, который ради заблудшей овцы снисшел с небес и небес не оставил, и с плевелами смешано небесное семя, безсеменно произрасшее. Посему Иоанн Креститель, увидевши Его и узнавши [в Немъ] Того, Которого от чрева матери познал и поклонился, и ясно уразумев, что это — Тот, ради Которого он в утробе матери превыше возраста взыграл, нарушая пределы естества, он скрыл свою десницу под одеждою, и подклонив голову, как любящий владыку раб, такими словами провещал к Нему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Матф. 3:14)? Что Ты делаешь, Владыко? Зачем изменяешь порядок вещей? Зачем с рабами требуешь от твоего раба того, что свойственно рабам? Зачем хочешь получить то, в чем не нуждаешься? Зачем отягчаешь Твоего раба столь многим снисхождением? Мне надобно креститься от Тебя .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3058...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010