В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

Слава, и ныне, Богородичен: Все превыше ума, все преславны/Твои, Богородица, таинства:/чистотой запечатленная и девство сохранившая,/Ты явилась истинной Матерью, родившей Бога истинного./Его моли о спасении душ наших. Также ектения и отпуст. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Стихологисуем Блажен муж: 1й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры самогласны. Глас 6. Иоанна монаха: Поем 1 антифон 1 кафизмы: Блажен муж: На Господи воззвах: стихиры самогласные на 8, глас 6, Иоанна монаха Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода,/скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:/Предтечева бо глава, отсекшися,/яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим./О, пира мерзка,/непреподобна деяния/и убийства исполнена!/Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша,/достойно чтуще, ублажаем. (2) При совершении дня рождения бесстыднейшего Ирода/исполнялось условие клятвы,/данной плясавшей распутнице:/ибо главу Предтечи отсеченную/как яство носили на блюде пред возлежавшими./О ненавистный пир,/преступления и кровопролития полный!/Но мы Крестителя, как среди рожденных женами большего,/достойно почитая, восхваляем. (2) Пляса ученица вселукаваго диавола/и главу твою, Предтече, мзду взят./О, пира, исполнена кровей!/Лучше бе не клятися, Ироде беззаконие, лжи внуче./Аще ли же и клялся еси,/но не о добре клялся:/лучше бе солгавшу жизнь получити,/неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути./Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша,/достойно чтуще, ублажаем. (2) Сплясала ученица всезлобного диавола/и главу твою, Предтеча, в награду взяла./О, пир, полный крови!/О если бы не поклялся ты, Ирод беззаконный, лжи порождение!/Но если и поклялся,/то не сдержал бы клятвы:/ведь лучше было бы солгав, жизни достичь,/чем сделав, как обещал, главу Предтечи отсечь./Но мы Крестителя, как среди рожденных женами большего,/достойно почитая, восхваляем. (2) Не подобаше ти, о Ироде,/прелюбодеянию обличителя,/ради рачения сатанинска/и разжжения неистовнаго блуда/смертию осудити./Не подобаше ти того всечестную главу/пребеззаконней жене ради клятвы плясания предати бедне./О, како дерзнул еси таково убийство совершити!/Како же не опалися скверная плясавица,/посреди пира на блюде носящи сию?/Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша,/достойно чтуще, ублажаем. (2)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Впоследствии Константин Константинович не раз вспоминал о беседе со старцем Амвросием, а также и со скитоначальником отцом Анатолием (Зерцаловым) . Он был на молебне в скитском храме и особенно запомнил там икону Усекновения главы Иоанна Крестителя. Вернувшись в Петербург, он послал в Иоанно-Предтеченский скит дорогую лампаду хорошей работы. «Я бы желал, – писал он архимандриту Исаакию, – чтобы эта лампада неугасимо теплилась перед святою иконою, постоянно поддерживая духовное единение, установившееся между вашей обителью и мною со дня нашего первого знакомства» (10 сентября 1887) 323 . Великий князь очень рад был получить от старца Амвросия благословение для его сына, князя Иоанна, – икону Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, копию скитской 324 , и при этом письмо. Старец писал: «Ваше Императорское Высочество, Благовернейший Государь, Великий князь Константин Константинович! Радоваться Вам о Господе и здравствовати со всем Августейшим Семейством от всей души желаю. По немощи моей и болезненности после других я, меньший, приношу Вашему Императорскому Высочеству искреннейшее и признательнейшее благодарение за милостивую память и милостивое внимание к худости моей и за присланную в скит наш лампаду к иконе Усекновения главы великого пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, главного по Боге и Богородице ходатая о спасении нашем. Сам Господь свидетельствует о нем в Евангелии: Болий в рожденных женами пророка Иоанна Крестителя никтоже есть. И потому более всех святых он имеет дерзновение к Рожденному от Девы Господу нашему Иисусу Христу ходатайствовать о спасении нашем. Сильные молитвы Предтечи и Крестителя Господня да сохраняют Августейшего сына Вашего Иоанна, как носящего его имя, и Ваше Императорское Высочество и все Августейшее Ваше Семейство да ограждают от всех скорбных обстояний. В знамение видимого заступления сего Великого Заступника посылаю Вашему Императорскому Высочеству Его икону Усекновения главы. Неугасимая же теплящаяся лампада пред иконою Великого Предтечи и Крестителя Господня да служит нам, скитским и оптинским обитателям, всегдашним напоминанием незабвенного Вашего пребывания в обители нашей и милостивого внимания к худости нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В течение многих десятилетий Святыня хранилась в Жичском монастыре в Сербии (древняя Печская епархия), резиденции Патриархов, где происходило коронование Царей Сербских. В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское Царство, Святой перст был перенесен в Морею (южный полуостров Греции) брату последнего Византийского Императора Константина XI Палеолога – Фоме Палеологу, который, спасаясь от турок, перебрался в Рим и передал Святыню римскому папе Пию II (1458–1464). Папа Пий II передал Святой перст Иоанна Крестителя в Сиену в храм Святой Марии Сиенской, где один раз в году Святыня выносится для поклонения верующим, которые приезжают в этот день в Италию со всего мира. ИСТОРИЯ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ДЕСНИЦЫ Честное тело святого Иоанна Крестителя было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Возвращаясь отсюда на родину в Антиохию, святой апостол и евангелист Лука пожелал взять с собой тело Пророка. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос. Судьба десницы святого пророка Иоанна тесно связана с историческими событиями, происходящими в странах, в которых она пребывала. Девять веков десница находилась в Антиохи. Во времена царствования Юлиана Отступника, когда началось жестокое гонение на христиан, а храмы и мощи святых предавались сожжению, жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела. После смерти беззаконного царя христиане вынесли десницу Предтечи из башни. Творились ею после этого великие чудеса. В крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, предсказывая урожай или голод. Когда Антиохию захватили агаряне, то бесценная реликвия попала к ним в плен. В X веке, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, один дьякон из Антиохии по имени Иов смог унести руку Крестителя в христианские земли, в город Халкидон. Оттуда она была торжественно доставлена в Царьград, где пребывала в разных храмах, в том числе и в Святой Софии. Царьград был захвачен турками в 1453 году.

http://pravoslavie.ru/17615.html

Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия. Мы зашли в этот собор IX века. В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа – крещение Господа нашего Иисуса Христа. Мы спели тропарь и прочитали молитву святому. К нашей молитве присоединились и присутствующие в храме. « Вы откуда?» – задаю традиционный вопрос. «По национальности я серб, но русский в душе», – улыбается огромного роста молодой человек. А Марио продолжает свой рассказ: «Католики не воздают столько почитания святым мощам, как православные. Они больше внимания уделяют ценным оправам (реликвариям), в которые честные мощи помещены. Но вы не должны осуждать это, так как тоже много лет не почитали святых». Видимо, Мария имел в виду период советских гонений на Церковь.   Кафедральный собор Генуи Генуя. Вход в кафедральный собор Сан Лоренцо Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей. За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

http://pravoslavie.ru/3575.html

   Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.    Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.    Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).    И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.    Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия.    Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17).    И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Но святой Иоанн не был праведником, который в конце своей жизни попрал правду, не был и грешником, который перед смертью покаялся. Он был праведником от рождения до смерти. Вспомните, как он был рожден от престарелых и праведных родителей Захарии и Елизаветы. Вспомните, как он еще будучи во чреве матери взыграл в присутствии Праведника из праведников. Как Ирод-старший преследовал его младенцем, думая, что он новорожденный Царь – Христос. Как тридцать лет он постился и подвизался в пустыне ради правды Божией в своей душе. Как на Иордане звал к покаянию и на путь правды Божией и трудился ради правды Его в земном мире. Как крестил Мессию, Праведника большего себя и явил Его миру. Как восстал против греха Ирода-младшего, как попал в темницу, как был там обезглавлен, все это – за правду Божию. Вся жизнь пророка Иоанна посвящена правде, вся исполнена жаждой правды, вся в подвигах и труде и борьбе за правду Божию. Подвиг ради спасения души, труд ради людей, борьба против безбожного царя. На этом прямом пути он не колебался и не свернул с него. В этом он был очень похож на свою тетю, Пресвятую Богородицу. Поэтому в церковной иконографии они стоят рядом с Христом, Она справа, а он слева от Царя славы. Он стоит впереди всех святых и апостолов. Не сам ли Господь, Царь славы, свидетельствовал о нем, говоря: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11:11 ). Видите ли вы, братья, какого великого светильника правды вы празднуете сегодня? Празднуете день святого Иоанна, который заслуживает великой славы. Празднуете сродника Божия, который, как Господь, ходил среди неправедных и отвращал их от пути неправды. Когда вы празднуете Святого Иоанна Крестителя вы творите дело Божие, ибо славите того, кого прославляет Господь и на земле и на небесах. Да будет вам благословен и богоугоден праздник сей. Но послушайте вопрос, который был мне задан одним человеком: Почему Господь Иисус Христос не спас от темницы и гибели Своего сродника Иоанна? Ведь Господь слышал, что Иоанн попал в застенки царя Ирода. Ученики Иоанна приходили к Нему и приносили Ему вести от заключенного пророка, и Он знал, что Ирод – лисица ( Лк. 13:32 ), а лисица не выпустит из своих зубов добычу и не отпустит его живым. Почему же Он не поспешил спасти Иоанна, спросил меня некто. Тот, Который повелевал ветру, бурям и бесам, разве не мог повелеть, чтобы открылись двери Иродовой темницы и освободили Иоанна? Мог, конечно, мог! Но не хотел. Он попускал Своим сродникам наибольшее страдание. Его Пресвятая Мать несла страдание и боль до самой Своей старости и сколько раз ни пронзал меч тела святых мучеников за Ее Сына, столько раз пронзал он и Ее душу, так как было предречено святым Симеоном Богоприимцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Но суд Божий за это преступление не заставил себя долго ждать и совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. Отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали его ученики. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. В этот же день в Церкви поминаются усопшие воины. Казалось бы, это древнее трагическое событие должно стать напоминанием для всех о том, что любой нераскаянный грех влечет за собой новое, более тяжкое преступление, но противнику Бога, тому, кого мы в молитве Господней называем «лукавым», подобная трактовка не нравится. Результат этого противостояния – гроздья суеверий, окружающих день 11 сентября. Наверное, многие слышали об этих «указаниях» на день Усекновения: круглое не есть, ножики убрать, ничего не резать, хлеб только ломать и тому подобное. Результат данных суеверий катастрофичен: о подвиге и исповедничестве пророка ни слова, о том, что грех убивает – ни строчки, главное – арбузы не резать, ножи в руки не брать и всё, что имеет форму круглую, – отвергать. И это отнюдь не суеверия дня нынешнего.

http://pravoslavie.ru/106312.html

Она не высказала дяде никакого желания, а тотчас вышла из залы пирующих к своей матери и обратилась к ней с вопросом: «чего просить?» ( Мк. 6:24 ). Трудно представить, какой сатанинской радостью затрепетало сердце Иродиады при этих словах. Ответ у нее был давно готов. Настал для нее желанный час утолить мучившую ее жажду крови пророка-обличителя!.. И вот Иродиада спешно хватает первое попавшееся ей блюдо из-под кушаний, сует его в руки дочери и, посылая ее к Ироду, говорит: «Чтобы сейчас же, здесь, на пиру, вот на этом самом блюде была тебе дана голова Иоанна Крестителя!» «Что может быть хуже такого зверства, – говорит святитель Златоуст, – просить об убийстве, как о милости, просить об убийстве беззаконном, просить об убийстве среди пиршества, просить об убийстве безстыдно?» О, однако ж, девица поспешно исполняет волю своей злой матери:  ОНА ЖЕ ,  ПО НАУЩЕНИЮ МАТЕРИ СВОЕЙ  тотчас, с поспешностью отправилась к царю, и с хладнокровием потерявшего всякое человеческое чувство разбойника СКАЗАЛА: ДАЙ МНЕ ЗДЕСЬ , прикажи немедленно принести сюда, вот НА  этом  БЛЮДЕ ГОЛОВУ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ . «Видишь ли, – восклицает святитель Златоуст, – как она потеряла весь стыд, как вполне предалась диаволу? И о достоинстве Крестителя помнит, и этого, однако же, не стыдится; но, будто говоря о какой-нибудь снеди, просит принести на блюде эту священную и блаженную голову. Даже не присовокупляет причины, почему просит, так как никакой и не имела; но просто изъявляет желание, чтобы в уважение ей было сделано зло другому. Не сказала, – приведи его сюда и умертви, потому что не вынесла бы дерзновения готовящегося к смерти Иоанна; она боялась услышать грозный голос умерщвляемого, ибо Иоанн не умолчал бы и перед усечением. Поэтому сказала: «дай мне здесь на блюде». Хочу видеть этот язык молчащим! Она не только желала освободиться от обличений, но и наступить на лежащего и посмеяться над ним». Не без смущения принял Ирод ее ужасную просьбу:  И ОПЕЧАЛИЛСЯ ЦАРЬ . «Он, может быть, полагал, что дочь Иродиады попросит у него какого-нибудь изящного и блестящего подарка: дорогого платья, ожерелья, дворцов и подобного; но обманулся. Когда же увидел зло, какое из этого вышло, «опечалился»... Почему же опечалился? Такова добродетель, что и по суду злых людей она достойна удивления и похвал». Но искренняя ли, нелицемерная ли была самая печаль Ирода? «Смотри, – o говорит блаженный Феофилакт, – какое безрассудство у Ирода: он поклялся дать плясавшей все, чего бы ни попросила. Но дал ли бы ты ей, безумный, если бы она попросила у тебя твою же голову?» Ирод не мог не понимать, что жизнь одного человека нельзя делать подарком другому. Вот почему блаженный Иероним прямо говорит, что печаль Ирода была только на лице...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010