Сортировать по Исключить новости Дары Святого Духа 29 июля, 2012 Что такое дары Святого Духа Дары Святого Духа — это определенный результат действия Божественной благодати Святого Духа в душе христианина. Именно эти Дары позволяют нам делать добрые дела, помогать ближним. Иногда человек берется за какое-то благое дело с чувством полного собственного бессилия. Что мы можем в жестоком мире, где болеют и страдают дети? Но, часто бывает, что мы приступаем даже к самой сложной задаче с молитвой, и неожиданным образом все получается, складывается так, как надо. В таких случаях часто вспоминают о Дарах Святого Духа. Самым ценным даром Святого Духа для нас остается дар любви. Этот дар считается и плодом Святого Духа. Любовь к ближнему и к Богу — основа нашего вероучения. Дары Святого Духа: предсказания в Библии 12 Теперь о том, что касается духовного, братья и сёстры. Я не хочу, чтобы пребывали вы в невежестве. 2  Помните, когда вы были неверующими, вы поддавались влиянию тех, кто убеждал вас служить безжизненным идолам?! 3  И потому я говорю вам, что никто, ведомый Духом Божьим, не скажет: «Будь проклят Иисус» — и никто не может сказать: «Иисус — Господь» — кроме как с помощью Святого Духа. 4  Есть разные духовные дары, но все они от одного и того же Духа. 5  Существуют разные служения, но все они от одного Господа, 6  и по-разному Бог действует в людях, но Бог — один и тот же, производящий всё во всех. 7  Различные дары Духа даны каждому для всеобщего блага. 8  Одному человеку Дух дал слово божественной мудрости, другому — слово божественного знания от того же самого Духа. 9  Ещё кому-то этим же Духом дана вера, а другому — дар исцеления тем же Духом. 10  Одному человеку Дух дал способность творить чудеса, а иному — способность пророчествовать, а третьему — способность различать, что дано Духом, а что нет. Дух наделяет одних людей способностью говорить на разных языках, а других — способностью толковать эти языки. 11  Но один и тот же Дух творит всё это, наделяя каждого в отдельности, как считает нужным. Тело Христово

http://pravmir.ru/dary-svyatogo-duha/

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 37. Об имени Святого Духа – Любовь Теперь мы рассмотрим [то, что] касается имени Любовь, в связи с чем будет исследовано два [пункта]: 1) является ли это имя собственным именем Святого Духа; 2) любят ли Отец и Сын друг друга посредством Святого Духа. Раздел 1. Является ли (имя) любовь собственным именем Святого Духа? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что [имя] Любовь не является собственным именем Святого Духа. Ведь сказал же Августин: «Коль скоро Отец, Сын и Святой Дух называются Премудростью, и не тремя Премудростями, а одной, я не понимаю, почему Отец, Сын и Святой Дух не могут называться Любовью , причем одной Любовью все вместе» 546 . Но если какое-либо имя приписывается и одному лицу в отдельности и всем трем вместе, то это имя не является собственным именем лица. Следовательно, имя Любовь не является собственным именем Святого Духа. Возражение 2. Далее, Святой Дух есть самосущее лицо, но [слово] «любовь» обозначает не самосущее лицо, а скорее действие, исходящее от любящего к тому кого любят. Следовательно, «Любовь» не является собственным именем Святого Духа. Возражение 3. Далее, любовь – это узы между любящими, ибо, как говорит Дионисий, «любовь есть единящяя сила» 547 . Однако узы – это нечто посредствующее между тем, что они соединяют, а не исходящее от них. Следовательно, коль скоро Святой Дух исходит от Отца и Сына, как мы показали выше (36, 2), похоже, Он не может быть Любовью , или узами между Отцом и Сыном. Возражение 4. Далее, любовь принадлежит каждому из любящих. Но Святой Дух есть любящий, из чего следует, что Ему также принадлежит любовь. Поэтому если Святой Дух есть Любовь, Он должен быть любовью любви, с чем нельзя согласиться. Этому противоречат слова Григория: «Святой Дух Сам есть Любовь» 548 . Отвечаю: имя Любовь в Боге может пониматься и в отношении сущности, и в отношении Лица. В отношении Лица оно является собственным именем Святого Духа, так же, как Слово есть собственное имя Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Оттого-то в седьмом веке мы уже непрерывно встречаемся с Filioque, как с обычной формой верования в Духа Святого, не только в вероизложениях, составлявшихся на испанских соборах, но и в самом символе цареградском, приводимом здесь для свидетельствования веры всей испанской церкви. Так в вероизложениях, состоявшихся на 4-м (634 г.), 6-м (638 г.), 11-м (675 г.) и 15-м (693 г.) толедских соборах прямо говорится, что составители их исповедуют веру в Духа Святого, от Отца и Сына исходящего 1124 . Во втором из этих вероизложений, что заслуживает внимания, довольно ясно высказан тот мотив, по которому для испанских епископов оказывалось нужным исповедовать Духа исходящим вместе и от Отца и от Сына. «Духа Святаго,– говорят они здесь,– исповедуем несотворенным и нерожденным, но от Отца и Сына исходящим, и Тому и Другому собственным Духом; потому Они и суть по существу едино, что от Того и Другого исходит единый Дух» 1125 . Ясный знак, что им представлялось не иначе возможным сохранить полное равенство или единосущие между Отцом и Сыном, как только допустивши, что Дух исходит от Того и Другого, чем, по всей вероятности, руководились и те испанские епископы, которые слышали на 3-м Толедском соборе исповедание веры в Духа Святого Рекаредово и его сторонников, бывших арианских епископов. В третьем же из вышеуказанных нами вероизложений а именно в вероизложении, состоявшемся на 11-м толедском соборе, обращает на себя внимание то, что здесь содержится некоторое, хотя и неясное, указание на то, в каком смысле понималось епископами испанскими исповедуемое ими исхождение Духа и от Сына. «Отец,– говорят они здесь,– не ведет начала от кого-либо, а от Него получают и Сын рождение и Дух Святый исхождение; Он, следовательно, есть источник и начало всего Божества». Касаясь же в частности Святого Духа, они словами Августина говорят следующее: «Дух Святый... исходит от Того и Другаго и есть Дух Обоих... Он есть Дух не только Отца, но и Сына, ибо Он не исходит от Отца в Сына, а от Сына к твари, для ее освящения (ad sanctificandam creaturam), но вместе от Того и Другого исходит, поскольку Он есть любовь и святость Обоих» 1126 . Тогда как в первом случае они одного Отца признают всецелым виновником исхождения Святого Духа наравне с рождением Сына, во втором приписывают исхождение Духа и Сыну, поставляя это исхождение, подобно Августину, в связи с освящением твари 1127 . Не разграничивали ли, поэтому, испанские епископы исхождение Духа, приписываемое Сыну, от Его исхождения приписываемого Отцу, и не понимали ли они первого рода исхождение Духа в неразрывной связи с Его явлением в мире для освящения твари?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Введение. Аналогия между догматами веры и высшей нервной деятельностью человека Если кто-то усомнится в важности и незыблемости для нормальной жизнедеятельности человеческого организма здоровых принципов его высшей нервной деятельности, то это вызовет по крайней мере удивление, если не усмешку. Между тем основополагающие аксиомы веры можно по аналогии рассматривать как невидимые духовные принципы, определяющие целостное мировосприятие и поведение человека, и потому отнюдь не менее важные, чем принципы высшей нервной деятельности. Органичная связь догматических, этических и мистических аспектов человеческой жизни такова, что «нельзя тронуть одного, чтобы не задеть двух других» с. 5]. Для подтверждения этой органической взаимосвязи рассмотрим, например, историю догмата об исхождении Духа Святого от Отца и связанную с этой историей ошибку латинского богословия об исхождении Духа Святого «и от Сына» (Filioque), повлекшую за собой определенные серьезные последствия. Об исхождении Духа Святого «только» от Отца «через Сына» и монархии Отца Православная догматическая мысль признает ипостасным, личным свойством Святого Духа исхождение от Бога Отца. Среди св. отцов Православной Церкви наличествует полноценное согласие по поводу единоначалия Отца в Троице, что означает, что исхождение Духа, равно как и рождение Сына, возводятся ими исключительно к Богу Отцу как Причине. Мысль об исхождении Духа Святого «и от Сына» (Filioque), принятая в свое время в латинском римо-католическом богословии как догмат, прямо нарушает единоначалие ипостаси Отца в троичном богословии. Богословская несостоятельность догмата Filioque и последствия его принятия Римской Церковью В.Н. Лосский в своем блестящем сочинении «Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице» подчеркивает, что, с богословской точки зрения, Filioque нарушает симметрию и одновременность единства сущности и троичности ипостасей, которые существуют в православной триадологии благодаря исповеданию единоначалия Отца в Троице. Именно единоначалие ипостаси Отца «устанавливает совершенное равновесие между природой и Лицами» в Троице, «не давая перевеса ни одной, ни другим» с. 347].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Святой Дух (Holy spirit) Святой Дух, третье Лицо Божества, выполняет постоянную, но невидимую работу по обеспечению связи и общения между людьми и Богом. Представление о присутствии Духа в Ветхом и Новом Заветах выражается по-разному, но понимание связанного с ним присутствия Бога неизменно. В библейских образах Духа упор делается на чувственном восприятии явлений, известных по опыту: силы ветра, близости дыхания, инстинктов голубя, энергии огня, силы утешения и благоухания елея. Ветер и дыхание . Движение, создаваемое дыханием или ветром, связывается с основной функцией Святого Духа. На еврейском языке слово ruah означает либо «ветер», «дыхание», либо «дух» и служит обычным выражением представления о «духе», в том числе Божьем Духе. Таким образом, в самом слове подразумевается взаимосвязь между Духом и ветром и между Духом и дыханием. Греческое слово pneuma в Новом Завете реже понимается как ветер, но его глагольная форма pneo означает «дуть», и взаимосвязь сохраняется. В образе, в котором отражаются все три значения, заложена мысль о невидимой силе или жизненной энергии, источники которых установить трудно, но последствия очевидны и даже иногда разрушительны. Здесь следует напомнить, что ветер в Палестине не всегда бывает освежающим, прохладным и мягким. Горячий ветер из пустыни может приводить к гибели урожая и тем самым демонстрировать слабость и уязвимость человека перед лицом сил, управлять которыми он не может. Люди не способны вызывать ветер, но он может вырывать с корнем деревья, рисовать узоры на засеянных полях или приводить в движение корабли. Творческая сила Святого Духа, как и ветра, неподвластна человеку и выше его понимания. Ветер показывает слабость и уязвимость человека перед лицом сил, управлять которыми он не может. Иисус использовал таинственный образ дуновения ветра для раскрытия смысла творческой работы Святого Духа в процессе рождения свыше. Он показал это Никодиму в виде игры слов или двойного образа: «Ветер [pneuma] дует [pnei] где хочет... так бывает со всяким, рожденным от Духа [ek tou pneumatos]» ( Ин.3:8 Никодиму надо было понять, что для рождения посредством Святого Духа требуются сила и способность преобразования, недоступные человеческим возможностям и человеческому разумению ( Ин.3:3–13 ). Таким образом, представляется вполне естественным, что на Пятидесятницу сошествие Святого Духа сопровождалось шумом «как бы от несущегося сильного ветра» ( Деян.2:2 ). Как и ветер, Дух приходит с силой, которой человеческими средствами противостоять трудно, – в виде потока, преобразующего сердца учеников и делающего их мужественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Слово в день сошествия Святого Духа У жасахуся вси и недоумевахуся друг ко другу, глаголюще: что убо хощет сие быти? Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть ( Деян. 2, 12–13 ). Удивительно, как естественный человек непрозорлив и недальновиден при взгляде на дела всемогущества Божия, и как самые чудесные и неудобопонятные явления, поражающие ум и чувства, нимало не трогают и не занимают его! На самые великия, сверхъестественные действия благодати взирает он с хладнокровием и без всякого благоговения, а нередко, осуетившися помышлениями своими и омрачивши неразумное свое сердце ( Рим. 1:21 ), доходит до такого исступления, что, не могши объяснить для себя их явлений по истине чудесных, или приписывает их причинам естественным, или почитает их ложными, и даже готов осыпать безчисленными злохулениями тех, на коих снизшедши всемощная благодать Божия, являет в них силу чудес своих. В то время, как исполнилось пророчество Иоилево: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши и юноши ваши; тогда как Божественные Апостолы, по предсказанию своего небесного Учителя, исполнившись Духа Святого, начали говорить разными языками, якоже Дух даяше им провещавати: тогда бывшу гласу сему, снидеся народ и смятеся, и хотя некоторые, бывшие очевидными свидетелями сего необычайного события, но неприявшие Духа Божия, будучи поражены страхом, по ограниченности своего естественного разума, только недоумевали: что хощет сие быти? говорили они. Но многие, судя по человечески о великом и святом действии, дошли до такой дерзости и ожесточения, что, видя Апостолов, говорящих иными языками, не устыдились приписать сего их нетрезвости, между тем как они, яко чистейшие и многоценнейшие сосуды, удостоились быть жилищем Духа Святого: инии же глаголаху, яко вином исполнени суть. Таково было суждение различных народов о действии Духа Святого. Итак душевный человек не приемлет, яже суть Духа Божия ( 1Кор. 2:14 ); оставленный самому себе без непосредственного руководства благодати Божией, он несовершен в самом себе и не может быть совершенным, доколе не обратится к сей самой благодати. Раскроем сию истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Сортировать по Исключить новости Толкование утренних молитв Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем. 2 февраля, 2005 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем. В этой статье Вы найдёте толкование утренних молитв: полный текст и объяснение смысла. Толкование утренних молитв Начальная молитва Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Во имя — именем, в честь, славу. Аминь — истина, правда, истинно так. Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем. Перевод: Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Молитва мытаря Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон) Перевод: Боже, будь милостив ко мне, грешному. Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9—14). Молитва предначинательная

http://pravmir.ru/tolkovanie-utrennix-mo...

Православное учение рассматривает Евхаристию и Священство как два из общего седмеричного числа таинств. При всем различии между обоими их общей сакраментальной основой являются: онтологически – благодать Святого Духа, сообщающая внешними элементами и действиями сакраментальное значение и действенность; генетически – богоустановленность; исторически – непрерывность; прагматически – необходимость. Рассмотрим теперь их онтологические особенности. Если в Евхаристии благодатное действие Святого Духа распространяется на многих участников Таинства (на коммуникантов непосредственно, а косвенно на всех присутствующих и даже отсутствующих членов Церкви), то Священство – Таинство сугубо индивидуальное: объектом Таинства является только лицо, над которым оно совершается. Различен и характер воздействия обоих таинств на их объекты. Участник Евхаристии, коммуникант, лично усваивает сопряженное с благоговейным вкушением Тела и Крови Христовых благодатное воздействие Святого Духа. Через Причащение и в Причащении Господь Бог благотворно воздействует на коммуниканта, духовно его обновляет, очищает, укрепляет, освящает, силою Святого Духа соединяет его со Христом. Таким образом, в Евхаристии христианину преподается спасающая благодать. В таинстве Священства рукополагаемый христианин получает особую благодать Святого Духа. Она делает христианина священником, через посредство которого Дух Святой преподает другим христиан спасающую благодать. Получение лично спасающей благодати для священника и для епископа остается той же необходимостью, как и посвящения: ему, так же как и мирянам, необходимо молиться, исповедоваться, причащаться. С этим тесно связано и другое, весьма важное различие между духовным воздействием одного и другого из рассматриваемых таинств. Причастие оказывает на христианина благотворное действие только в случае, если он подходит к чаше с соответствующим молитвенным расположением, благоговением, сознанием своего недостоинства, с желанием соединиться со Христом. В противном случае действие Причащения обращается в свою противоположность: «Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господних... Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор. 11:27, 29 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Экспертного комитета Издательского Совета 3 от 29 января 2010 года 1. СЛУШАЛИ: Заключение эксперта об итогах рассмотрения представленной издательством «Артос-медиа» книги священника Даниила Сысоева «Летопись начала», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Артос-медиа» право издать книгу священника Даниила Сысоева «Летопись начала» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии доработки представленных материалов с учетом замечаний рецензента. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-03-0028. 3. СЛУШАЛИ: Заключение эксперта об итогах рассмотрения представленной издательством прихода храма Сошествия Святого Духа (Москва) книги «Чудесное лекарство», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству прихода храма Сошествия Святого Духа (Москва) право издать книгу «Чудесное лекарство» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии доработки представленных материалов с учетом замечаний рецензента. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-03-0029. 4. СЛУШАЛИ: Заключение эксперта об итогах рассмотрения представленной издательством прихода храма Сошествия Святого Духа (Москва) книги «Человек Божий. Житие преподобного Алексия, человека Божия, в пересказе для детей», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству прихода храма Сошествия Святого Духа (Москва) право издать книгу «Человек Божий. Житие преподобного Алексия, человека Божия, в пересказе для детей» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии доработки представленных материалов с учетом замечаний рецензента. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-03-0030. 5. СЛУШАЛИ: Заключение эксперта о результатах экспертизы представленной издательством прихода храма Сошествия Святого Духа (Москва) книги Г. Александровой «Теплая, теплая сказка о возвращении Весны» (М., 2006), предлагаемой к переизданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная в женском монастыре Благовещения в Ормилии 4 и 10 мая 1979 года. Беседа первая Хотелось бы сегодня вернуться к тому, о чем мы читали в трудах преподобного Макария, и поговорить о том, что значит писание образа Бога и озарение человеческого существа Его Божественными энергиями. Мы объяснили, как свет неизреченного Святого Духа вселяется в человека, действует и «глаголет» ( Мф. 10:20 ) 1 в нем, как через Него Бог становится реальной действительностью для наших душ. Мы уже знаем, что душа, животворимая Духом, животворит тело, которое является частью единого организма вместе с ней, живущей в Боге благодаря Духу. Этот процесс называется обожением. Человек, по слову святого Макария, под воздействием Небесного огня, то есть Святого Духа, прекращает быть человеком, ведомым по жизни страстями и лукавыми бесами. Но как железо в огне становится огнем, так человек – Богочеловеком, богом. Кроме того, Дух Святой на своих крыльях будто возносит обоженного человека над всем и всеми, и ни бес, ни помышления, ни искушения, ничто иное не способно замарать его, бросить в земное зло, грех и прочие измышления лукавого. Именно поэтому богоносные, духоносные души, новый Израиль, возвышаются над Израилем ветхим, которому Бог творил чудеса, а тот, в свою очередь, лишь «пешешествовал» по дну морей и рек. Мы же парим над горечью и грехами жизни. «Мы шествуем над морем горечи лукавых бесов», над горечью, которую приносит грех . «Тело и душа становятся домом Божиим, селением Духа Святого». Душа и тело стали вместилищем Святого Духа – вот три составляющих совершенного человека. Далее. «В тот день, – сказано, – когда пал Адам» (см.: Быт. 3:6 ). В тот день, когда Адам впал в грех , пришел Бог. Он прогуливался по райскому саду и, увидев Адама, заплакал. Только что святой Макарий говорил нам о том, что обоженный человек воспаряет над горечью, приносимой грехом. В связи с этим он и вспомнил падение человеческого рода, произошедшее в лице Адама, впавшего в горечь греха и человеческой жизни. «В тот день, – говорит святой Макарий, – когда пал Адам, Бог, гулявший в райском саду, заплакал». Бог не плачет, просто употреблено выражение, понятное для человека. «Среди добра как можно отыскать зло!». «Странное дело, – говорит Господь, – где ты нашел зло и как избрал именно его? Ты находился среди блага. Я поселил тебя в раю, где зла не существует. Все было прекрасно. Где отыскал ты зло, как встал на его путь? Мне непонятно. Будто тебе говорят: «Смотри, здесь – целомудренные девственные души, возьми любую из них и иди с ней». Ты же выхватываешь вместо девы лукавого беса. Откуда? Где отыскал ты зло, Адам? – плачет Бог, недоумевает. – Из такой славы ты облачился в такой позор! Листья и «кожаные ризы» 2 , которые ты отныне станешь носить постоянно, будут свидетельствовать о твоем сраме, стыде и совершенном прегрешении.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010