схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Святые Отцы о молитве и трезвении «Святые Отцы о молитве и трезвении. (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу) — антология святоотеческих текстов о молитве, составленная Феофаном Затворником. В предисловии Феофан Затворник пишет о сборнике «Святые Отцы о молитве и трезвени»: «[в сборнике]все говорится о духе молитвенном. […] При всем том нельзя однако ж не дивиться, как так бывает, что целый век молимся, а молиться, как должно, все же не умеем. Предлагаемый сборник напомнит об этом, изображая достодолжную молитву, а кто возжелает достигнуть совершенства в ней, чтоб она и в его душе была достодолжною, того научит, как в сем успеть. Венец сборника составлять толкование молитвы Господней. […] По сознанию бессилия хорошо своим умом и словом сделать это, предположено собрать под каждое слово молитвы, что говорили о нем св. отцы, и предложить вниманию христолюбивых молитвенников. И предлагается. Так произошли две половины сборника.» В том же предисловии к «Святым Отцам о молитве и трезвении» Феофан Затворник пишет о несистематичности своего труда: » Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. — Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, — не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система производится такими силами, который находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй, — и всякое вычитанное указание тотчас в сердце, а не в голове, находит свое место. Система будет ему только мешать, — и даже охлаждать дело молитвы.» Святитель Феофан Затворник Сборник " Святые Отцы о молитве и трезвении " Предисловие к сборнику Феофана Затворника Предлагаемый сборник обязан своим происхождением следующему случаю. Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он, бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству и по должности, всегда ослабевает во внимании и охлаждается в молитве. Как, говорит, ни скорбно это, но сладить с собою не бываю я в силах. Но потом, как только улучу свободное время, запираюсь в своей комнате и, положив конец всем делам и хлопотам, только молюсь, читаю и размышляю о Боге и вещах божественных. Милостив Бог, — прежнее настроение мирное опять возвращается. Читаю я в это время все только о молитве, то в одной, то в другой книге. Сказав это, он выразил желание, что хорошо было бы когда бы все это собрано было в одну небольшую книжку. Тогда не для чего было бы рыться в разных книгах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

§11. Характеристика преосв. Феофана Лице разумно мужа премудра. Притч. 17, 24 . Муж разумный едва тихо осклабится. Сирах. 21, 23 . «Во всем – мера». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «Любезный и привлекательный характер тем более располагает к себе, чем менее обнаруживает самоуверенности. Застенчивость в таком умаляет, может быть, широту влияния, но не силу его». Преосв. Феофан, там же. «С характерами рождаются; а иные характеры вырабатываются течением жизни. Последние, если окажется нужным, может изменить благоразумие; первые же изменяет одно лишь благодатное перерождение». Преосв. Феофан, там же. Происходя от родителей, из коих отец обладал и отличался преимущественно сильным умом, а мать, – особенно, – нежно любящим сердцем, преосв. Феофан унаследовал то и другое в высшей степени, а со стороны внешнего вида унаследовал, по свидетельству его ближайших сродников 553 , преимущественно черты матери, ее облик, цвет лица и волос, манеры, голос и проч. Но эти, унаследованные от природы, характеристические черты, частью под влиянием условий времени, обстоятельств и личной настойчивости самого преосв. Феофана, а главным образом благодатной силой, в значительной мере изменились у него впоследствии. Прежняя излишняя живость заменилась сдержанностью, шутливость – серьезностью и т.д. Об этих то, внешних и внутренних чертах характера преосв. Феофана, также, как и о характеристических особенностях его, как писателя, мы и скажем теперь несколько слов, прежде нежели заключить наш настоящий биографический очерк описанием последнего времени жизни, кончины и погребения святителя-затворника. В преосв. Феофане, по устроению Господню, обилиие даров духовных соединялось и с обилиием внешних, телесных добрых качеств. «Внешний вид его, – пишет один из его близких сродников, – был приятный и красивый: роста небольшаго, темно-русые жидкие волосы скромно лежали на голове, борода длинная полуокладистая, лицо чистое, взгляд веселый и улыбающийся, особенно в разговоре, брови нависшие. В общем представлял приятное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

§12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана Честна пред Господем смерть преподобных Его. Псал. 115, 6 . «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца». Преосв. Феофан, Сборник аскет. пис. «Кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «В час смерти, в сознании чередою проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающаго или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам. Живущим, пока живут, хорошо приводить это почаще на память». Преосв. Феофан, там же. «Вот о. Серафим, – читаем у преосвящ. Феофана в его Письмах о христианской жизни, 584 – всю жизнь стоял пред Господом, и горел как свечка. Так и другие». Так, между прочим и святитель Феофан, который всю жизнь свою стоял пред Господом и как свеча горел пред Ним, пламенея горячей любовию к Нему и к ближним, непрестанной молитвой славословия, благодарения и прошения о себе и о людях, богомыслием и доброделанием, светя и все вокруг себя освещая своим богомудрым учением и любодобродетельной, истинно-христианской жизнью и согревая наполнявшей в преизобилии его собствннное сердце любовью и благодеяниями вещественными и особенно духовными. И эта свеча догорела, светильник угас; пламень потух: очи, в которых светилось так много добра, любви и ума, смежились; сердце, горевшее любовью и молитвой и невольно вызывавшее к себе взаимную любовь и доверие, перестало биться. Не непредвиденна была кончина святителя-затворника и не неожиданна для него самого. Тихо догорала свеча жизни его земной, и он уже давно готовился и хорошо приготовился к смерти, не страшась ее, а ожидая ее как дорогую гостью, как разрешительницу от уз многострастной плоти для вожделенного соединения со Христом, для блаженного богообщения. Ибо кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга» Слова святителя Феофана Затворника о погибших на броненосце «Русалка» моряках применимы и к российским подводникам, погибшим 1 июля в Баренцевом море 04.07.2019 1020 В 1893 году в Финском заливе во время учений затонул броненосец «Русалка», напоминает сайт « Благодатный Огонь ». Известие о гибели корабля и всей его команды в составе 177 человек в мирное время глубоко взволновало русское общество. Поиски затонувшего корабля длились около года и результатов не дали. Святитель Феофан Затворник писал о погибших при исполнении воинского долга как о мучениках. Он напоминал о том, что военный долг установлен Богом, и потому воины, положившие свои жизни во время исполнения своего долга, не могут не быть вознаграждены Им. Предсмертные страдания моряков святитель Феофан сравнивает со страданиями мучеников, считая, что погибшие воины должны быть причислены к их лику. «Невольно напрашивается параллель с гибелью российских моряков-подводников в Баренцевом море 1 июля 2019 года. Воинский подвиг всегда высоко ценился в русском народе, ибо жертвенность воина оправдана словами Господа нашего Иисуса Христа: " Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15, 13). К героической гибели русских воинов-подводников применимы слова утешения святителя Феофана», - отмечается в комментарии на сайте «Благодатного Огня». «Вас поразила участь Русалки и бывших на ней... Кого же она не поразила?! Все поражены, – и больше всех Государь... Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских? Кажется, имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? Да! Морское воинствование не одинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается, его надо поставить немного впереди и выше...» - пишет святитель Феофан Затворник в «Слове», написанном в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/04/za...

Антология семинарской жизни. Святитель Феофан. Семинарские и академические годы. Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Святитель Феофан Затворник Преосвященный Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивою жизнью. Он кончил курс родной семинарии со званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшиеся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/30367.html

10.05.2011 Издание творений святителя Феофана Затворника – это начало большой работы по изданию наследия отцов Русской Церкви Игумен Евфимий (Моисеев): " Хотелось бы, чтобы издание творений святителя Феофана положило начало работе над подготовкой изданий и других отцов Русской Церкви, чтобы все интересующиеся святоотеческим наследием получили в свое распоряжение качественные, подготовленные на современном научном уровне тексты " . В 2010 году в Издательском Совете Русской Православной Церкви была начата работа по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Данный проект не имеет аналогов в церковно-издательской практике последних лет. О причинах, которые обусловили появление проекта, о сложностях, сопровождающих работу над ним, и о перспективах его развития – беседа с заместителем Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игуменом Евфимием (Моисеевым). Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, почему именно к святителю Феофану было обращено внимание Издательского Совета? Хотелось бы выделить две черты, которые наиболее ярко характеризуют святителя Феофана как личность и как духовного писателя. Уникальность его личности заключалась в том, что, будучи великолепным богословом и иерархом, который имел богатый опыт церковно-дипломатической, учебной и административной работы, он принял на себя подвиг затвора, в котором провел более 20 последних лет своей жизни и где создал большую часть своих произведений. Как писатель святитель Феофан универсален: его творчество охватывает огромное количество жанров и видов церковной письменности:это и догматические, и аскетические, и экзегетические, и духовно-нравственные, и гомилетические сочинения, не говоря уже о переводах и богатейшем эпистолярном наследии. Когда был составлен план издания, мы были поражены: этот план на настоящий момент насчитывает порядка 40 томов – их окончательное число еще будет уточняться. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место.

http://new.izdatsovet.ru/news/izdanie-tv...

XII. Р. М. Конь. Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника Изучение противосектантских трудов святителя Феофана в академической литературе. В академических патрологических исследованиях наследия русских отцов после 1917 года изучение сектантства занимало незначительное место. Перечень названий кандидатских сочинений МДА до середины 1990-х годов свидетельствует об интересе главным образом к темам, раскрывающим их учение не в полемическом преломлении. Во многом такое отношение к сектантской тематике вызвано, по-видимому, довольно широко распространенным мнением о нем как явлении малоинтересном и представляющем собою набор бредовых идей. С другой стороны, интерес к сектантству сдерживался небольшим объемом материала по нему. В целом изучение этой проблемы не соответствовало масштабам деятельности сект, которых в России, по образному выражению свт. Феофана, было «что червей в падалище» 313 . Такой подход характерен и для исследований, посвященных наследию свт. Феофана Затворника . В них, как правило, обращали на тему сектантства лишь незначительное внимание, и то не все авторы 314 , останавливаясь на других текстах святителя, где подробно раскрывались его богословско-аскетические взгляды. Противосектантские сочинения святителя Феофана, их специфика и предмет Свт. Феофан известен своими экзегетическими и переводческими трудами, и в ряду его сочинений полемические тексты занимают незначительный объем. К ним относятся письма, в которых в разной мере рассматриваются деятельность и учение евангелизма 315 (в полемической литературе его времени известного как редстокизм, пашковщина), толстовства 316 , молоканства 317 , новоапостольской общины (ирвингиан) 318 , хлыстовства, скопчества, а также спиритизма 319 и магнетизма 320 . Кроме того, в ряде писем просто упоминается о какой-либо секте. В целом, во всех письмах затрагивается в разной мере весь спектр сектоведческой тематики, а именно: вопросы возникновения, распространения и вероучения сект, методологии полемики с ними, дается оценка критических публикаций и обзор организации борьбы с сектантством 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Протоиерей Павел Хондзинский – доктор богословия, доцент, декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В статье выдвигается и рассматривается предположение о том, что в своих толкованиях на апостольские послания святитель Феофан Затворник дал критику не только современной ему западной библеистики, но и важнейших экклесиологических идей А.С.Хомякова. Сопоставление последних с положениями основанной на толковании апостольских текстов экклесиологии святителя Феофана приводит к выводу об очевидной альтернативности предлагаемых святителем подходов, что позволяет в конечном счете высказаться в пользу предложенной в начале гипотезы. Ключевые слова: святитель Феофан Затворник , А.С.Хомяков, «беседовательные толкования», экклесиология, соборность, кафоличность, община, иерархия, Пятидесятница. Толкования апостольских посланий – предпоследний (предшествующий «Добротолюбию») монументальный труд святителя Феофана Затворника . Толкования выходили в свет с 1872 по 1882 гг. Неоконченным осталось только толкование послания к Евреям. В известном письме к протоиерею В. П.Нечаеву святитель писал: «Прошлый раз я забыл сказать вам, почему толкование называю беседовательным. Потому что вношу многое, что не ожидается от толкования, а скорее от беседы. А это затем, чтоб чем-нибудь размочить неизбежную в толковании сухость. Зачем нет филологических заметок? – Дело вкуса. Пересматриваю все немецкие знаменитости, – и их хлам учености до того опротивел, что не хочется даже греческого слова внести в текст. К тому же ученые не станут нас читать; некогда, и сами все знают. А для неученых греческие каракульки только досаду возбуждать будут» 1 . Упоминание в тексте письма «неученых» дает, кажется, повод для того, чтобы считать толкования святителя Феофана предназначенными для простого народа, но так ли это на самом деле? Во-первых, хотя, может быть, и не так часто, но «филологические заметки» и «греческие каракульки» появляются в тексте толкований. Во-вторых, если толкования адресованы «неученым», то, чтобы понять, кого мог разуметь под ними святитель Феофан, надо сначала понять, кто для него являлся ученым?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В.В. Ремезов The purpose of a christian’s life and the ways of his feat according to the letters of st. Theophan the Recluse to the laity Аннотация. Статья посвящена вопросу цели жизни христианина и путей его подвига. Данный вопрос успешно раскрывает один из наиболее значимых представителей христианского наследия – святитель Феофан Затворник Вышенский . Делает он это в своих письмах к разным мирским лицам, среди которых большинство составляют его духовные чада. Эту проблему, без сомнения, можно отнести к одной из самых важных в жизни любого православного христианина. Среди адресатов святителя встречаются как мирские, так и духовные лица. Епископ Феофан в полной мере раскрывает обозначенные проблемные вопросы духовной жизни. Путь раскрытия – четкое и ясное разграничение целей, методов и средств достижения заявленных вопросов. Святитель делает анализ причинно-следственных связей действий православного христианина в земной жизни. В конце каждого своего доказательства епископ Феофан старается делать небольшой вывод. Безусловно, святитель, как ревностный пастырь и верный сын Православной Церкви, обращается к тексту Священного Писания , а также к своему личному духовному опыту. В статье приведены выводы исследователей, обращавшихся к наследию святителя Феофана касаемо практических вопросов жизни православного христианина. Abstract. The article is devoted to the question of the purpose of a Christian’s life and the ways of his feat. This question is successfully solved by one of the most significant representatives of the Christian heritage – St. Theophan the Recluse of Vyshensky. He does this in his letters to various lay people, among whom the majority are his spiritual children. This problem, without a doubt, can be attributed to one of the most important in the life of any Orthodox Christian. Among the addressees of the saint there are both lay and spiritual persons. Bishop Theophan fully reveals the identified problematic issues of spiritual life. The way of disclosure is a clear and clear delineation of the goals, methods and means of achieving the stated issues. The saint makes an analysis of the causeand-effect relationships of the actions of an Orthodox Christian in earthly life. At the end of each of his proofs, Bishop Theophan tries to draw a small conclusion. Of course, the saint, as a zealous pastor and faithful son of the Orthodox Church, refers to the text of the Holy Scripture, and also, to his personal spiritual experience. The article presents the conclusions of researchers who turned to the legacy of St. Theophan with regard to practical issues of the life of an Orthodox Christian.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010