1904. 109. 1–4. 735 . Феофан Затворник , св. Письма к схимонаху Агапию Валаамскому//Полтавские епарх. ведомости. 1905. 4. 151–154; 5. 187–190; 6. 248–255; 7. 203–208. же: Девять неизданных писем//Символ. 1985. 13. 177–193. 736 . Феофан Затворник , св. Достойно причащающийся соединяется со Христом//ДС 1906. 2.41–43. 737 . Феофан Затворник , св. В день сошествия Святого Духа (Слово)//ДС 1907. 6. 172–177. 738 . Феофан Затворник , св. Значение храма Божия//Афонский листок. 1907. 59. 1–4. 739 . Феофан Затворник , св. Трудись во спасение, но Царствие себе не присваивай//Афонский листок. 1907. 73. 1–4. 740 . Феофан Затворник , св. Духовное состояние преуспевших//Русский инок. 1911. 7. 13–14. 741 . Феофан Затворник , св. Четыре неизданных письма, хранящихся в одной из Афонских обителей/Публ. Мосина А. М.//Символ. 1985. 13. 194–203. 742 . Феофан Затворник , св. Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника . Загорск 1990. 32. 743 . [ Феофан Затворник , св.] Из писем святителя Феофана. М. 1991. 31, портр. 744 . Феофан Затворник , св. Руководство к духовной жизни//С-Петербург, епарх. ведомости. 1992. 7. 66–77; 8. 22–30. 745 . [ Феофан Затворник , св.] Источники христианского вероучения: (По творениям святителя Феофана Затворника )//ЖМП 1994. 1. 38–44. 746 . [ Феофан Затворник , св.] Богопознание: (По творениям святителя Феофана Затворника )//ЖМП 1994. 1. 44–50. 747 . Феофан Затворник , св. Наставления в духовной жизни. М. 1994. 188. 748 . Феофан Затворник . Об исправлении сердца//ЖМП 1994. 1. 50–55. 749 . Феофан Затворник . О борьбе с грехом//ЖМП 1994. 1. 55–72. 750 . Феофан Затворник , св. Советы православному христианину и комментарии. |
8 июля 2015, 08:16 Святитель Феофан Вышенский, помолись Господу Богу о нас грешных сыне Сергее, дочери Анастасии, муже Андрее. Помоги мне, грешной Алле,сохранить здоровье, остаться на старой работе, огради меня от злых людей и начальников. Во Имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь! римма 29 июня 2015, 13:14 Святитель Феофан, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй мне и моим родным здравие душевное и телесное, помоги нам справиться со всеми делами дома и на работе. Огради нас от злых людей и всякого зла. Светлана 29 июня 2015, 09:38 Моли Господа святитель Феофан о нас грешных украинцев да дарует нам Господь великую милость свою мир! Виктор 23 января 2015, 12:01 Святитель Феофане, моли Бога о мне грешном, жене моей Светлане, сыне Сергее, брате Александре и сестре Валентине. Во Имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь! римма 22 января 2015, 15:22 Святитель Феофан Вышенский, помолись Господу Богу о мне грешной и недостойной о даровании мне и моим родным здравия душевного и телесного, доброго отношения ко мне начальников, мира и спокойствия. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! римма 20 января 2015, 09:53 Святитель Феофан Вышенский, помоги мне грешной в работе, огради меня от злых людей и начальников. Даруй моим родным здравие душевное и телесное. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Наталья 19 января 2015, 13:38 Святитель Феофан, Вышенский затворник, прошу моли Бога о нас грешных Наталье, Владиславе, Владимире; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия, ненасытности; о вразумлении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия. Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. Валентина 23 января 2014, 14:45 Святитель Феофан - это Ангел, который был рядом, когда я переступила порог храма. Святитель на многое открыл мне глаза, я по-праву считаю его моим первым духовным наставником. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . |
Наиболее ранним документальным свидетельством является первая перепись (ревизия) священно- и церковнослужителей 1720 года (Первая ревизская сказка священно- и церковнослужителей села Богоявленское Фошня тож Малоархангельской округи. 1720 г.//РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ед. хр. 1728 (1722—1727 гг.). Л. 590—590об.). Лукьянова А.Е. Родственное окружение Святителя Феофана, Затворника Вышенского//Доклад на VI Феофановских чтениях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svtheofan.ru/item/1544-ae-lukyyanova.html Досифей (Ильин, 1751 1827), с 25 марта 1798 года по 4 июня 1817 года епископ Орловский и Севский. Шестая ревизия Елецкого уезда 1811 г.//ГАОрО. Ф. 760. Оп. 1. Ед. хр. 131 (1811 г.). Л. 651—652. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 45. Корольков И. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский и Суздальский//Труды КДА. 1894. Т. 2. С. 603. Первая ревизская сказка священно- и церковнослужителей в села Крутое//РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ед. хр. 941 (1722—1727 гг.). Л. 601. Крутиков Николай. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 6 об. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 47. Крутиков Николай. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 4. Крутиков Иван Александрович.Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 45. Письмо святителя Феофана к Бурачек Елизавете Васильевне от 29 апреля 1877 г//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 470. Л. 4об. По новому стилю 23 января. В тексте все даты приведены по юлианскому календарю. В XIX в. разница между старым и новым стилями была 12 дней. Корольков И. Н., проф.. Время рождения преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского и Суздальского//Церковный вестник. СПб., 1894. 16. С. 247. См.: Рыбинский В. П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского.//Труды КДА. 1894. 4. С. 421; Корольков Ив.Время рождения преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского и Суздальского//Церковный вестник 16. 1894.С. Корольков И. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский и Суздальский//Труды Киевской духовной академии. 1894. Т.3 . 393—395; Корсунский И.Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский: Биографический очерк//Чтение в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. 5–6. Хитров М. И., протоиерей.Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский. Изд. 2–е. М., 1905, С. 6. |
«Христианин, – говорит он, – всегда в пути, и при всей осторожности не укроется от [дорожной] пыли – помыслов страстных и пятен грехопадений. Как бы ни была мала нечистота, но она тоже, что порошинка в глазу или песчинка в часах – глаз не смотрит, часы не идут. Потому неизбежно перечищать себя» (Святитель Феофан Затворник . «Путь к спасению». С. 260). Так завершается предочистительный период подвижника. В духовном делании нельзя предполагать состояния строго определённого; духовный рост не определяется временем, управляется свыше соответственно духовному состоянию подвижника, а потому и грани между степенями определить нельзя. Человеческая природа, как известно состоит из трёх частей: тела, души и духа. Эти три начала существуют вместе, однако в земной жизни человека они движутся по разному, каждое начала по своей «тропинке» или по своему «ярусу», как называет пути этих начал святитель Феофан Затворник . Эти ярусы горизонтальны, в отличие от степеней, которые расположены вертикально. 1-й ярус – телесный. «Телесная, плотская, чувственная – неодобрительная в нравственном отношении жизнь, – говорит святитель Феофан Затворник , – есть та, когда человек, увлекаясь крайне животолюбием и телолюбием поставляет главной для себя целью и заботой покой тела, или всесторонее удовлетворение потребностей лишь телесных с забвением о душе и тем паче – духа» (Святитель Феофан Затворник . «Духовная жизнь». С. 17). 2-й ярус (промежуточный) – душевно-телесный. 3-й – душевный. Это занятия наукой, исусством, семейная и общественная жизнь и всё, что мы называем житейским попечением. Душа в этом случае «вся обращена исключительно на устроение нашего временного земного быта. И познания её строятся на основании того, что даёт опыт, и деятельность её обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, и чувства её порождаются и держатся только из её состояний и положений видимых» (Там же. С. 31). 4-й ярус (тоже прмежуточный) – душевно-духовный. 5-й ярус – духовный. «Дух, как сила, от Бога исшедшая, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворениие его, – учит святитель Феофан Затворник , – ведает Бога, ищет Бога и в нём только в одном находит покой» (Там же. С. 32). Проявление жизни духа – страх Божий, совесть и жажда Бога. |
По отзыву Феофана Затворника , в этой книге, наряду с работой «Письма о христианской жизни», он изобразил «довольно полное деятельное христианство », т.е. в ней им было описано руководство в духовно-нравственной жизни, предназначенное для православных христиан с. 436]. В этой книге основополагающим принципом нравственного богословия является принцип духовности. Нравственное богословие в ней рассматривалось как учение о духовной жизни христианина. Феофан Затворник здесь отмечает, что развитие жизни христианской отличается от развития жизни естественной. Это зависит от особенного характера христианской жизни и отношения его к нашей природе. Так как человек не рождается христианином, а становится им после Крещения с. 11–12]. Этим учением Феофан Затворник отличается от многих своих современников, которые естественную мораль пытались отождествить с православной нравственностью. Он отмечал, что вся современная высшая европейская культура исторически сложилась и развивалась под влиянием гуманных просветительских идей христианства, в основании которых лежат нравственные начала. Однако естественная добродетель человека, когда он собственными силами без благодати пытается приобрести нравственное совершенство, делает его исправным только внешне, но в «нем нет внутреннего духа жизни» с. 56]. И поэтому учение о прогрессе 50-х – 60-х годов XIX века, которое пыталось построить современную культуру, недооценивая религиозный фактор в ее развитии, является неполноценным и односторонним с. 52–53]. Если же рассматривать вопрос о том, пользовался ли сам Феофан Затворник трудами западных мыслителей, то на него следует дать утвердительный ответ. Но при этом надо добавить, что он применял критический подход, пересматривая и отбирая лучшие исследовательские достижения, внося, где это требовалось, свои корректировки, даже если этот труд был переводной. Для наглядного примера можно обратиться к его работе «невидимая брань», авторство которой восходит к книге итальянского католического монаха Лоренцо Скуполи (1529–1610) В ее отдельные главы святитель Феофан внес существенные поправки, а некоторые переписал практически целиком Феофан Затворник не столько переводил, сколько пересказывал тексты с. 347], внося в них и свое личностное восприятие. На это обратил внимание, например, проф. А. А. Бронзов . Он отмечал, что Феофан Затворник не просто лишь понял и усвоил святоотеческие взгляды, но проникся ими настолько глубоко, что они растворились в его мировоззрении и составили с ним неразрывное единое целое с. 261]. |
Ведь обо всем промышляющий Господь премудро устраивает весь жизненный путь каждого из нас. Это можно отнести к каждому мгновению, к каждой встрече в нашей земной жизни. Например, если встречаешь нуждающегося – что нужно сделать? Помочь. Ведь это Сам Бог привел его к тебе. И Господь, пишет святитель Феофан, смотрит на человека, как он поступит – богоугодно ли или не богоугодно? Если поможем – сделаем шаг к главной цели – «наследию неба» с. 420]. Исходя из этого, святитель делает вывод – всегда и везде подобает делать то, что хочет от нас Бог . Чего именно – мы знаем из Божиих заповедей. «Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости», – поясняет епископ Феофан. Если все это обдумать и решиться действовать подобным образом во всех случаях так, чтобы наши поступки и мысли неукоснительно соответствовали заповедям, то все задачи христианской жизни будут решаемы в полной мере. Цель – посмертное блаженство, средства – дела рука об руку с заповедями. Ведь все жизненные ситуации – это повод к исполнению повелений Божиих, делает вывод святитель Феофан. Здесь все понятно и доступно, и «нечего Вам томить себя мудреными задачами» с. 250] – советует Феофан Затворник одной из своих духовных чад. Таким образом, исходя из этого, жизнь будет неприметным образом вести христианина к своей главной цели, о которой уже было сказано выше. Святитель Феофан пытается ответить на предполагаемые возражения о том, что образ жизни все же стоит определить. По его мнению, это приведет к путанице в голове у человека. Поэтому, продолжает епископ Феофан, лучше всего следует смиренно и с любовью принять то определение, какое задает Господь Бог ходом жизненных обстоятельств. Приводит конкретный пример. Одна из его духовных чад живет в родительском доме. |
Святитель Феофан Затворник заключает: «Противоположный Духу Христову есть дух мира, по велению которого в богозабвении действуют неутомимо, гоняясь за пустыми, мечтательными целями, никогда их не достигая и никогда не услаждаясь покоем достижения». «Жить для себя» — девиз современного «культурного» человека. Даже просто воспоминание о Боге сеет тень на «права и свободы» таких людей. Святитель Феофан Затворник говорит: «Помни также, что помощь Его близ, что она тотчас готова, лишь только воззовешь, и что только с такой помощью ты возможешь одолеть и не пасть; а потому всякое одоление Ему приписывай. Перенесенное без воззвания к Богу, и не отнесенное к Нему по перенесении, неугодно Ему и бесплодно, ибо всегда оставляется кичение и память о себе». Человек очень часто вспоминает о Боге в тот момент, когда его постигают скорби и неприятности. Многие только таким образом приходят к вере. Необходимо понуждать себе вспоминать о Боге. Такой призыв красной нитью проходит в творениях святителя Феофана Затворника. Если сердце растранжирится на множество пустяков, то потом ему недостанет крепости для памяти о Спасителе. Хорошим средством для этого является чтение Священного Писания, как об этом часто пишет святитель Феофан. Необходимо выделить следующие категории памяти: память Божия, память смертная, память о грехах, молитва и память, память и рассеянность, трезвение и деятельность. 1) Память Божия Ищущий спасения должен и может непрестанно взирать на Бога, видеть Его глазами веры и надежды, чтобы сохраниться в терпении и постоянстве. Только в этом видении и памятовании Бога, в соединении с Ним — истинная жизнь христианской души. Лишь при полном подчинении своей воли воле Творца мы можем научиться великой науке — быть всегда счастливыми в этом мире, научиться находить радость и в скорби и везде видеть над собою благость Отца Небесного. Чем мы можем утешиться в этом прискорбном и суетном мире, как не памятию о Боге? Святитель Феофан поучает пребывать в единении с Матерью Церковью, помня обеты, данные при крещении, а для этого предельно важно трезвиться и бодрствовать и чувства свои хранить нерассеянными. |
схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха. |
Узнав о великом подвижнике, люди со всех сторон стали письменно обращаться к нему за советами; и святитель Феофан, не нарушая своего затвора, не отказывал никому в духовном наставлении. Ежедневно он писал около сорока ответных писем. В них он выражает отеческую заботу к одним, других наставляет, вразумляет, иным отвечает на те или иные вопросы христианской жизни, тех утешает в скорбях, иных предостерегает от разного рода заблуждений и увлечений. Следя из своего затвора за современною жизнью и мыслью, особенно церковной, святитель Феофан со всею ревностью сильного борца Православия встает на защиту его при первом появлении какого бы то ни было учения, противного духу Православия. В 1883 г. на письмо одного из племянников, где тот просит у него темы для сочинений, преосв. Феофан отвечает ему следующими словами: «Вы просите тем – их легче решать, чем задавать. Я той мысли, что всего лучше писать о том, что падет на сердце: ибо там настоящий источник речи. – Если со вне нужен толчок, то вот он: нас съедает протестанщина, – пашковство, штунда, толстовщина и подобное – все оттуда. Так берите разные пункты мудрований сих, – и бейте их без милости. – Писали вы о том, что есть истина, и нашли, что она есть только в учении Христовом. Идите далее и решайте, где учение Христово. Решайте так: в слове Божием, понимаемом по учению, устно оставленному Апостолами, и хранимому св. Православною Церковью , – с дополнениями из Предания и того, чего нет в Писании Божием... – Этим положите камень – в основу борьбы с протестантами. Затем можете колотить их очень успешно во всем. – Читайте больше св. отцов и их изучайте, – особенно первых веков (3–4-й). Там дух Апостольский. Ведь и у нас много суемудрецов, которых тоже нужно бить. Если не упустите заняться ими: то они сами направят вас на то, чем надо заняться и что написать» (Из письма к племяннику И. А. Крутикову). Со временем жизнь святителя Феофана сделалась сокровенною для людей, а ведомою одному Богу. Даже на прогулку, для пользования свежим воздухом, преосв. Феофан в годы полного затвора выходил на балкон при своем флигеле так, чтобы никто не мог его увидеть. |
1866 год был годом разлуки паствы Владимирской с епископом Феофаном. Склонный к строгой аскетической уединенной жизни, Преосвященный Феофан в сем году просил об увольнении его от управления епархией. Увольнение это последовало 17 Июня, и дозволено было Владимирскому Архипастырю жить в Вышенской пустыни Шацкого уезда 204204 . Быв уволен от управления Владимирскою епархиею, святитель Феофан назначен был управляющим Вышенскою пустынею в качестве настоятеля ее, но его душа жаждала возможно полного уединения. По прошению в том же 1866 году Святейшим Синодом 19 Сентября Преосвященнейший Феофан и уволен был от управления пустынею, с предоставлением ему права служения, когда пожелает и с отдачею в его распоряжение занимаемого им флигеля. В этом флигеле обстановка была самая простая – стены деревянные, без обоев, несколько потемневшие от времени. Мебель и прочее все простое: шкаф с угольником из простого дерева, комод, стол простой, складной аналой, железная кровать складная, диван из березового дерева с жестяными сиденьями. Проживая в этом помещении, Преосвященный некоторое время с любовию принимал сродников своих и других, приходивших к нему, беседовал с приходившими и выходил из келии на прогулку. Так продолжалось до 1871 года. В этом году святитель Феофан задумал предаться полному затвору и даже ближайшему своему родственнику не велел более приезжать к нему. Для совершения Богослужения он устроил себе малую в своем помещении церквицу, и там совершал все службы церковные один, без сослужащих, при чем, самый алтарь, вместо иконостаса, отделен был простою занавескою из дешевой материи. По устройстве сего с после к пасхальных дней 1872 года и до последних дней жизни своей, то есть, целых 22 года преосвященный Феофан провел в полном затворе. |
|