Святитель Феофан



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

«Неверие и безнравственность расширяются... ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Феофан Затворник Наследие святителя Феофана сегодня оказывается поразительно актуальным. Святитель жил в очень непростое время, когда в образованном обществе веял опьяняющий дух перемен, когда столпы русской либеральной общественности как будто лично выбирали новый путь «развития» России, не понимая, как правило, что вне традиции Православия никакое развитие русского народа в принципе невозможно. И святитель, который, как мы особенно видим из его писем, физически чувствовал каждую человеческую душу, обратившуюся к нему за помощью и советом, не мог не осознавать, что общество больно, и больно серьезно. В своих высказываниях, наполненных ревностной заботой об Отечестве, на которое в недалеком будущем, как мы знаем, должно было обрушиться тяжелейшее испытание, святитель Феофан предстает пред нами как грозный пророк. Слишком очевидной для чуткого взгляда святителя была разрушительность нестроений, происходящих в обществе, глубина падения, если выразиться современным языком, русской «элиты», которую привлекал и все сильнее захватывал западный материализм со своим сибаритским возрождением язычества и ложными ценностями. Именно на западном влиянии концентрирует внимание ... далее ...
50 советов и изречений святителя Феофана / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причёсывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали. Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость. О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды или два раза — самая мерная. С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное. Следует о житейских делах хлопотать, как о Господнем поручении и как пред Господом. Когда так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему. Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы. Молитва Коль скоро молитва исправна, всё исправно. Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть: есть близ и всё видит и ... далее ...
Два святителя – как три святителя / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Два святителя как три святителя Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану ученика. Отсюда делают вывод: имея перед глазами работы учителя, к работам ученика обращаться надо лишь по вопросам, которые не раскрыты учителем. Конечно, у сопоставления двух русских святителей есть определенные исторические основания. Как известно, жизненные пути святителей пересекались. В 1844 г. молодой иеромонах Феофан показывал архимандриту Игнатию как более опытному свой курс лекций и получил от него положительный отзыв. Примерно через двадцать лет был другой эпизод: полемика между двумя святителями о природе души ... далее ...
«Феофан» значит «Богом явленный» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... который он особо чтил в течение всей своей жизни. Имя Феофан в переводе с греческого означает «Богом явленный». И неслучайно видится связь этого имени с названием церковного праздника – Крещение, который иначе называют «Теофания» – Богоявление – или «Епифания» – явление. В честь Богоявления был освящен и храм в кельях святителя, где он в строгом затворе провел последние дни жизни, совершая литургию в сослужении только ангелов. Значение имени подчеркивается и в кондаке святителю: «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу В праздник Богоявления святитель отслужил Божественную литургию, затем выпил утренний чай, к обеду долго не подавал условного знака. Келейник отец Евлампий заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его. В половине второго владыка подал условный знак к обеду, но за обедом ел мало. В половине пятого, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки и увидел его лежащим на кровати. Любящее сердце почуяло беду. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, левая рука святителя покойно лежала на ... далее ...
Святитель Феофан Затворник: великий учитель ...Искать в Источникеpravmir.ru
... высокообразованным человеком, достигшим необычайных высот в карьере в сравнительно молодом возрасте, тем не менее, он принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор. Так он решил свою ученость и знания посвятить служению Православной Церкви, ибо был глубоко убежден в том, что самое главное в деле спасения – это непрестанно умом в сердце молиться Богу и, чтобы никто не мешал… “В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви…” “Пусть не думают, что в области веры нет философии… Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная философия, утешительная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии. Только до созерцания сей системы нельзя взойти вдруг. Надо чисто принимать истину за истиной, как преподается, без суемудрия, и слагать их в сердце… Когда соберутся все истины, тогда сознание, молитвою изощренное, узрит их строй и будет наслаждаться, и тогда ... далее ...
святитель Феофан ЗатворникИскать в Источникеazbyka.ru
... 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт. В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству. Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом. Приобщение к монашеству В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же ... далее ...
Преподаватели МДАиС приняли участие в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... молчания в память о Святейшем Патриархе Алексие II, почившем 5 декабря 2008 года. С приветственными словами к участникам конференции обратились: глава муниципального образования Алексинский район Г. Н. Романов, глава муниципального образования города Алексин А. Садовников, благочинный церквей Алексинского округа протоиерей Андрей Чекмазов и директор Алексинского художественно-краеведческого музея В. К. Ефремов. Перед собравшимися с докладами выступили: помощник ректора Московской Духовной Академии иеромонах Герасим (Дьячков) , тема доклада «Святитель Филарет, митрополит Московский, и святитель Феофан Затворник и храме Божием»; заведующий кафедрой церковной истории Академии, профессор А. К. Светозарский — «Обзор событий русской церковной истории от начала правления святителя Петра до начала правления святителя Киприана»; заведующий кафедрой филологии Академии, профессор В. М. Кириллин — «Куликовская битва: взгляд через столетия»; заведующая отделом истории Алексинского художественно-исторического музея Т. В. Городничева — «Приходы Алексинского уезда XVIII-XIX вв. »; настоятель Свято-Успенского храма города Алексина иерей Геннадий (Степанов) — «Деятельность приходов ... далее ...
Значимость трудов апостола Павла в корпусе ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... тем более, чем более усматриваете приближение дня оного) и тяготеть к иудейству. Данное послание последним из Павловых вошло в новозаветный канон Священного Писания, что объясняется некоторыми сомнениями (прежде всего, в Западной христианской Церкви [29]) в его принадлежности именно перу апостола Павла в силу ряда его отличий от прочих писаний святого Апостола. Прежде всего, указывается при этом на то, что послание не было подписано именем Павла, как он это делал по своему обыкновению во всех прочих посланиях. Однако, как отвечают на это сомнение святые отцы и толкователи, в том числе святитель Феофан Затворник: «Пусть не обозначено, кто написал сие послание; но кто бы ни приступал к чтению его, коль скоро он не принял прежде какого-либо насчет происхождения его предубеждения, вопрос этот не может долго оставаться не решенным. Не успеет он прочитать первых двух-трех глав, как вынужден будет сознать: это писал святой Павел. Чем дальше будет он простираться в чтении, тем больше эта мысль будет в нем устанавливаться и крепнуть и, наконец, обратится в полное убеждение, когда дойдет он до послесловия. Тут, что ни слово, то указание на святого Павла» [30]. Есть вероятность, что ... далее ...
Пяток 2-й недели Великого Поста / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Иоанн Лествичник Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т. е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.) Фото: Александр Осокин Православие. Ru Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении святитель Феофан Затворник дает родителям такое указание: «Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью». Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава ... далее ...
«Носите правду Божию с собою» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... специально вернулся для того, чтобы нам вместе забрать из этой свалки честные останки ныне прославленного святого, чтобы в захоронении впредь не шарили пациенты больницы и местные сорванцы. Потом уже мне 90-летний старчик, которого я исповедовал, рассказывал, что когда он был мальчишкой, они лазили в эту могилку... – А там разве не закрытая территория психбольницы была? – Люди там все равно трудились. Поблизости одно время даже детский садик располагался, а после свинпром. Первое, что мы обнаружили: гроб был разбит на четыре части И вот мне тот исповедник рассказывал, что он видел: лежит святитель Феофан, обутый в большие, как ему врезалось в память, тапочки. Причем вспоминал, что гроб уже был вскрыт, но епископ лежал еще не истлевший – как живой. – То же самое было и тогда, когда вы обретали мощи святителя Феофана? Первое, что мы обнаружили: гроб был разбит на четыре части. Потом увидели, что и глава святителя Феофана расколота на четыре части. А вот Евангелие мы действительно нашли точно только что отпечатанное: листочки белые-белые, – берем в руки, а они крошатся. Потом уже, наверно, под воздействием кислорода его странички потемнели. Обретение надгробия Впуская нас в ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Святитель Феофан
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"