Скрываясь от славы людской, в преклонных уже годах прибыл Нифонт в Александрию, но и здесь не остался в неизвестности, но, по особенному откровению, был избран в епископа г. Констанции на острове Кипре. Недолго, впрочем, продолжалось благодетельное управление его своей паствой. Предузнав заранее свою кончину, преп. Нифонт мирно преставился и был причислен Церковью к лику святых. Он жил и скончался во время Константина Великого . † Преставление св. Феоктиста, архиепископа Новгородского Не много сохранилось известий о земной жизни св. архиепископа Феоктиста; но и в немногих известиях можно видеть, какой был главный подвиг жизни его, прославленный небом. После того, как 22 мая 1299 г. преставился Климент, архиепископ Новгородский, «Новгородцы с посадником Андреем, долго рассуждая о преемнике, полюбили Богом назначенного, доброго и смиренного Феоктиста, игумена св. Благовещения. Собрав звоном вече у св. Софии, князь Борис Андреевич и все Новгородцы почтительно привели его и посадили на дворе владыки, пока узнают, где митрополит». В следующем году «митрополит Максим, Ростовский епископ Симеон и Тверской епископ Андрей прибыли в Новгород и поставили Феоктиста в архиепископа в Софийском соборе; Новгородцы очень рады были своему владыке» 347 . Торжество для Новгорода действительно было необыкновенное! Только в первый раз Новгородский владыка посвящается в Новгородском храме св. Софии. Что чувствовал сам посвящаемый, памятники не говорят. – В следующем году, по благословению св. Феоктиста, заложен был каменный храм св. арханг. Михаила и через два года освящён, – храм поныне целый 348 . – В 1305 г. видим блаж. архипастыря принимающим участие в договорах Новгорода с в. кн. Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. «Княжение твое, говорят Новгородцы, честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды; а тебе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды, по пошлине». Печать на грамоте представляет лик Богоматери с предвечным Младенцем на персях, с надписью: Мр , а на обороте слова: «Фектист архиепис.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святых равноапостольных Кирилла (†869) и Мефодия (†885), учителей Словенских великия благоверныя княгини Российския Ольги († 969; в крещении Елены) великаго благовернаго князя Российскаго Владимира (†1015; в крещении Василия) Иннокентия, митрополита Московскаго и Коломенскаго, апостола Сибири и Америки (†1879) Николая, архиепископа Токийскаго, апостола Японии (†1912) и всех прочих отец Российских, во благовестии Христове потрудившихся Иже во святых отец наших святителей и чудотворцев Российских Михаила, митрополита Киевскаго и всея Руси († 992) Феодора, епископа Ростовскаго (†1023) Иоакима Корсунянина, епископа Новгородскаго († 1030) Илариона, митрополита Киевскаго и всея Руси (†ок. 1053) Луки, епископа Новгородскаго (†1060) Леонтия священномученика, епископа Ростовскаго († 1073) Николая, епископа Тмутараканскаго (†после 1088) Иоанна II, пророка, митрополита Киевскаго и всея Руси (†1089) Луки, епископа Белгородскаго (†после 1089) Исаии, епископа Ростовскаго (†1090) Стефана, епископа Владимиро-Волынскаго (†1094) Марина, епископа Юрьевскаго (†1095) Германа, епископа Новгородскаго (†1096) Ефрема, епископа Переяславскаго (†ок. 1098) Николая, митрополита Киевскаго и всея Руси (†ок. 1101 †1103) Никиты, епископа Новгородскаго (†1108) Мины, епископа Полоцкаго (†1116) Амфилохия, епископа Владимиро-Волынскаго († 1122) Феоктиста, епископа Черниговскаго (†1123) Пантелеимона, епископа Черниговскаго (†1142) Евфимия, епископа Переяславскаго (†после 1149) Симона, епископа Суждальскаго (1 пол. XII) Нифонта, епископа Новгородскаго (†1156) Константина, митрополита Киевскаго и всея Руси († 1159) Аркадия, епископа Новгородскаго (†1162) Дионисия, епископа Полоцкаго (†1182) Кирилла, епископа Туровскаго (†ок. 1183) Иоанна, архиепископа Новгородскаго (†1186) Луки, епископа Ростовскаго (†1189) Григория, архиепископа Новгородскаго (†1193) Лаврентия, епископа Туровскаго (†1194) Мартирия, архиепископа Новгородскаго (†1199) Игнатия, епископа Смоленскаго (†ок. 1210) Иоанна, епископа Ростовскаго (†1213)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Кончина его наступила 23 декабря 1310 года. Погребён в Богородицкой церкви. Чудесные исцеления, происходившие у гробницы святителя Феоктиста, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. 23 января 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в знаменитый Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В первой половине XIX века, благодаря трудам настоятеля Юрьева монастыря архимандрита Фотия и щедрой благотворительности его духовной дочери графини А.А. Орловой-Чесменской, обитель пришла в цветущее состояние. Архимандрит Фотий соорудил придел во имя святителя Феоктиста. В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста, прославленные многими чудесными знамениями милости Божией. Литература: Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897, стр. 18, 19. Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1, стр. 143–146. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. Изд. 3. Новгород, 1902, стр. 98–99. Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка (XXIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями. Изд. 2. СПб., 1882. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; 1895, декабрь. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых, чтимых Православной Церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных. Изд. 3., доп. 1900, декабрь. Елагин Н.В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. СПб., 1853, стр. 115–118. Краснянский Г., священник. Месяцеслов (святых). Новгородские святые угодники Божии, открытие и под спудом почивающие... Новгород, 1876, стр. 182–190.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В этом случае всегда избирались три кандидата; жребии их полагались на престол в Софийском храме, в том уповании, что кого захочет Бог и св. София, того назнаменует; по окончании литургии, вынимались протопопом один за другим два жребия и объявлялись всему народу; наконец, жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Таким порядком избран был чернец Алексий преемник свят. Моисея, а потом Иоанн, Симеон (Самсон), Феодосий, Евфимий I (Емилиан), Евфимий II, Иона и Феофил. Возобновившиеся в Новгороде выборы владык посредством жребия, отличались от прежде бывших лишь тем, что тогда вынимался и объявлялся народу только один из трех жребиев, за которым отправляем был нарочитый человек (слепец или отрок) с веча, и он-то, собственно, указывал избранника. По установившемуся обычаю, избранию подвергалось одинаково как белое духовенство, так и монашествующие, и даже простые чернецы, не имевшие никакого духовного чина. Здесь все дело выбора зависело от расположения общества к избираемому, и на его чин не обращалось никакого внимания. В случае избрания из белого духовенства, избранный обязательно постригался в монашество, как поступил Григорий Калека, принявший вместе с пострижением имя Василия. Новоизбранного тотчас возводили с честью на владычния сени и предоставляли ему заведовать делами епархии, а сами давали знать митрополиту о своем выборе. Митрополит присылал своих послов в Новгород звать новоизбранного на поставление и по его зову он отправлялся в резиденцию митрополита, в сопровождении почетного посольства. Бывали случаи, что избранные вечем на владычний престол управляли Новгородской церковью год и более, как, напр., Аркадий, Иоанн, Феоктист, Моисей, Климент, Евфимий II и Феофил; а двое из таковых избранных, Арсений и Феодосий, и вовсе не удостоились рукоположения. Если избранный владыка был простой чернец, то он сначала был рукополагаем во диакона, потом во священника и, наконец, во архиепископа. Достойно замечания, что двое из избранных, чернец Самсон и священноинок Емилиан, при рукоположении в сан архиепископа, получили от митрополита новые имена, первый – Симеона, а второй – Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат 1972. Сайт http://svetlitsa.spb.ru/ В 1786 году по благослоению митрополита Гавриила из Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь были торжествнно перенесены мощи архиепископа Новгородского Феоктиста. Архиепископ Феоктист управлял новгородской епархией с 1299 по 1308 год, при нем Новгород восстал из пепла после двух страшных пожаров. 12 церквей построил Владыка. За два года до смерти из-за тяжелой болезни он удалился на покой в Благовещенский монастырь на Мячине озере, где не смотря на недуг жил строгой постнической жизнью. Вскоре у гроба в Благовещенском монастыре стали происходить исцеления и совершаться чудеса. Одна из древнейших церквей Великого Новгорода - храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах (или на Мячине озере) возвышается посередине старинного кладбища, возле поворота к Юрьеву монастырю. По преданию, деревянный храм поставлен здесь в память победы в 1169 году новгородцев над суздальцами, достигнутой благодаря чудесному заступничеству иконы " Богоматери Знамение " . К 10-летнему юбилею славной новгородской победы архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней была сооружена каменная церквовь и основан монастырь. О построении каменного храма сообщает Новгородская первая летопись: " В лето 6687 (1179). Заложи архиепископ Илия, церковь камяну святыя Богородиця Благовещение, и начя здати церковь майя месяця в 21, на святую царю Констянтина и Елены, а коньцяша месяця августа в 25, на святаго апостола Тита; а всего дела церковьнаго зьдания днии 70, и бысть крестьяном прибежище " . Основной строительный материал, из которого построен храм - это известковые плиты, тонкие кирпичи (плинфа) и цемянка (раствор для скрепления). Спустя десять лет после освящения церковь расписали. Благовещенский монастырь был одним из наиболее крупных и богатых в Новгороде. В 1764 году обитель постигла печальная участь - её упразднили; именно тогда из Благовещенского храма в Юрьев монастырь были перенесены мощи святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского.

http://sobory.ru/article/?object=00357

Среди противников воцарения самозванцев и покорения России Речью Посполитой были московские Патриархи Иов и Ермоген, впоследствии прославленные Церковью в лике святых. Святитель Иов, первый Московский Патриарх, за отказ признать в лице Лжедимитрия законного наследника престола московских государей был низложен и заточен в монастырскую тюрьму. Патриарх Ермоген, решительно и бескомпромиссно призывавший к сопротивлению иностранным захватчикам, способствовал объединению лучших сил народа. Грамоты, написанные им собственноручно, многих обратили с пути измены и братоубийственной ненависти. Создание народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов, в значительной степени является заслугой святителя Ермогена. Сам он принял мученическую кончину - умер от голода в темнице за несколько месяцев до освобождения Москвы. В народной памяти навсегда запечатлены имена и других русских архипастырей, с твердостью и упорством противостоявших изменникам, - Новгородского митрополита Исидора, Суздальского архиепископа Галактиона, Тверского архиепископа Феоктиста, Псковского епископа Геннадия, Коломенского епископа Иосифа. Нужно назвать архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря того же монастыря игумена Авраамия (Палицына). Храмы этой обители, выдержавшей шестнадцатимесячную осаду 30-тысячной армии поляков, по сей день хранят на своих стенах отметины от ядер польских пушек… Отец Авраамий много сделал для организации народного ополчения, призывая людей встать на защиту Отечества и его святынь. Он истратил всю монастырскую казну, и без того истощенную осадой, на оружие и провизию для ополченцев. Знаменем ополчения стала Казанская икона Пресвятой Богородицы - одна из величайших святынь нашей Церкви. Конечно, нужно почтить и подвиг Прокопия Ляпунова и Ивана Сусанина, а также многих простых людей, чьи имена не донесла до нас история. Благодарные потомки увековечили память ополченцев, вдохновляемых Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, монументом, установленным на Красной площади столицы. В наши дни подобный памятник будет установлен на одной из площадей Нижнего Новгорода.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/03/...

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Описание совершенно соответствует нынешнему неправильному расположению зданий архиерейского дома, хотя многое с тех пор обрушилось или изменено, и должно предполагать, что даже та часть их, которая носит имя Святителей Никиты и Иоанна, была построена великим Евфимием. Самый дом, или келлии Святого архиепископа Иоанна с грановитою палатою, напоминают более XIV век, нежели XII, и, так как в житии сказано, что келлии прежде все были деревянные, весьма вероятно, что Святитель Евфимий отчасти перестроил их на том же месте в прежнем виде и начертал на стенах все житие своего Святого предместника, ибо только при нем обретены были его нетленные мощи по таинственному явлению самого Иоанна Владыке Евфимию. Так мне кажется, хотя не смею утвердительно предлагать своего мнения. Весьма замечательны келлии Святителя Иоакима, по воспоминаниям о них церковным и гражданским. Их знаменитые сени, на которые всенародно возводились Владыки новгородцев при своем торжественном избрании, доселе существуют; но они весьма просты и тесны, по духу того времени, и крыльцо их очень скромно. Нельзя было бы думать, что здесь совершались народные собрания и чествовали Владык Новгорода, если бы прилегающая к сеням грановитая палата ни свидетельствовала истину летописного указания. Стены их расписаны одним из славнейших подвигов новгородських – победою над ополчением князей Суздальских, которой обязаны они были чудному заступлению Божией Матери и молитве своего великого угодника Иоанна. Тут и та древняя икона Спасова, пред которою он молился во время осады и от которой ему послышался дивный глас, чтобы шел он в церковь Спаса в конце Ильиной улицы поднять оттоле чудотворную икону Знамения. А подле нее написан на стене Спаситель, в образе Великого Архиерея с Ангелами по сторонам, Материю Своей и Предтечею и с ликом прославленных Святителей Новгородских: Никиты, Иоанна, Григория, Феоктиста, Моисея, Серапиона, Евфимия, Ионы, припадающих молитвенно к ногам Его. В последующие времена устроен был на сенях придел во имя Всемилостивого Спаса, но уже он теперь упразднен и заменен недавно более обширным, во имя Святителя Иоанна, в самой грановитой палате, которая напоминает Московскую одиноким столбом своим, поддержавающим ее готические своды.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Описание совершенно соответствует нынешнему неправильному расположению зданий архиерейского дома, хотя многое с тех пор обрушилось или изменено, и должно предполагать, что даже та часть их, которая носит название Святителей Никиты и Иоанна, была построена великим Евфимием. – Самый дом или кельи св. архиепископа Иоанна с грановитою палатою напоминают более XIV век, нежели XII, и так как в житии сказано, что кельи прежде все были деревянные, весьма вероятно, что св. Евфимий отчасти перестроил их на том же месте, в прежнем виде, и начертал на стенах все житие своего святого предместника, ибо только при нем обретены были его нетленные мощи, по таинственному явлению самого Иоанна владыке Евфимию. Так мне кажется, хотя не смею утвердительно предлагать своего мнения. Весьма замечательны кельи святителя Иоанна по своим воспоминаниям церковным и гражданским. Их знаменитые сени, на которые всенародно возводились владыки Новгородские при своем торжественном избрании, доселе существуют; но они весьма просты и тесны, по духу того времени, и крыльцо их очень скромно. Нельзя было бы думать, что здесь совершались народные собрания и чествования владык Новгорода, если бы прилегающая к сеням грановитая палата не свидетельствовала истину летописного указания. Стены их расписаны одним из славнейших подвигов новгородских, победою над ополчением князей суздальских, которой обязаны они были чудному заступлению Божией Матери и молитве своего великого угодника Иоанна. Тут и та древняя икона Спасова, пред которою он молился во время осады и от которой ему послышался дивный глас, чтобы шел он в церковь Спаса, на конец Ильиной улицы, поднять оттоле чудотворную икону Знамения; а подле нее написан на стене Спаситель в образе великого Архиерея с ангелами по сторонам, Материю Своей и Предтечей, и с ликом прославленных святителей новгородских: Никиты, Иоанна, Григория, Феоктиста, Моисея, Серапиона, Евфимия, Ионы, припадающих молитвенно к ногам Его. В последующие времена устроен был на сенях придел во имя Всемилостивого Спаса, но уже он теперь упразднен и заменен недавно более обширным, во имя Святителя Иоанна, в самой грановитой палате, которая напоминает московскую одиноким столбом своим, поддерживающим ее готические своды.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010