Вспоминается один из ярких эпизодов путешествия святителя на байдаре (байдара – это большая лодка, деревянный каркас которой обтянут тюленьей кожей) по реке Юкону. «В 4 часа раздались трезвон и салюты, и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют – это летняя резиденция Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и после принятия благословения от него спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих – рыбу, икру и прочие подарки. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной, грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках». Далее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем – «мириады немилосердно жалящих комаров». Близилось к концу это первое миссионерское путешествие по североамериканскому континенту. За 78 дней этого трансконтинентального пути владыка преодолел расстояние в 7 300 миль или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов. «Всех провожавших его – здоровых, преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в палатки и летники, нимало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно-неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении». От миссионерской епархии к поместной Церкви в Америке После перенесения кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк и образования многонациональной епархии Северной Америки епископ Тихон предложил изменить статус миссионерской епархии, которая была непосредственно связана с помощью из России. Фактически после возникновения единой многонациональной Православной Церкви в Америке встал вопрос о независимости ее от Русской Православной Церкви и создании условий для формирования автокефальной Православной Церкви в Америке. Во многом это был результат особого апостольского видения и церковного строительства, которое навсегда связаны с именем святителя Тихона, просветителя Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Довольно продолжительное пребывание в Америке дало простор административно-пастырским талантам преосвященного Тихона в применении к новым, совершенно чуждым для России, условиям. Условия жизни и деятельности русского епископа в Америке были чрезвычайно своеобразны. Русские приходы разбросаны там по разным городам не только штатов, но и далекой Аляски и Алеутских островов, – преосвященный побывал и там, своими глазами видел этих православных полудикарей, сохранивших свой быт и веру в чуждых условиях американского гражданского строя. Наряду с русскими в Америке живет много галичан, отчасти униатов, много православных сирийцев, болгар, сербов, греков: нужно умело ориентироваться среди междуцерковных и международных отношений, не задевая ничьих привилегий. И русское духовенство в условиях американской жизни, волей-неволей, должно во многом применяться к ним, что особенно трудно для лиц монашествующих. Полная свобода верований, гласность, равенство во взаимных отношениях, торговый дух американцев, – все это было непривычно русскому человеку, попавшему в американский водоворот из тихой монашеской кельи. Но врожденный такт преосвященного Тихона, уменье его понять чужие обычаи и любовное отношение к людям помогли ему и в Америке настроить жизнь церковную на должный лад, вдохнуть в духовных своих помощников ревность к работе и сохранить между ними полный мир и согласие. Управление преосвященного Тихона оставило глубокий след в жизни православных американцев, а сам он вспоминает об этом времени, как о таком, которое расширило его церковно-политический кругозор, познакомило с новыми формами человеческих взаимоотношений и подготовило к тому, что пришлось ему испытать впоследствии. За время службы в Америке преосвященный Тихон только один раз приезжал в Россию, когда был вызван в Св. Синод для участия в летней сессии. Тут перед высшими иерархами и перед светскими правителями церкви, – тогда обер-прокурорствовал еще К.П. Победоносцев , – обнаружились духовно-административные таланты молодого епископа, и он вскоре был возведен в высший сан архиепископа, а затем призван к управлению одной из самых старейших и важнейших епархий в России, Ярославскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной...» Время начала советской власти было временем самосуда озверевшей в революционном угаре толпы над лицами, занимавшими видное положение в обществе, и над известными деятелями, не принадлежавшими к социалистическим партиям. При попустительстве и молчаливом одобрении правительства распропагандированные солдаты, матросы и рабочие в публичных местах набрасывались на генералов и офицеров, на епископов и священников и подвергали их зверскому избиению. Первая половина послания имеет в виду именно эти самосуды толпы и обращается к безответственным убийцам, подвергая их отлучению от Церкви и анафеме. В действительности, Патриарх анафематствует не власть, а уличных убийц, «творящих беззакония». Что касается власти, Патриарх выступает с безусловным осуждением чинимых ею от имени народа насилий и ее религиозной политики, призывая верующих к борьбе с нею, но не силою оружия, а легальным путем заявления воли народной. Большевики, о которых Патриарх ни словом не упомянул в своем послании, приняли, и не могли не принять, его на свой счет (послание позднее стало широко известно как «анафематствование советской власти»). Конечно, анафемы они не устрашились, но в опасении народного гнева поспешили повсюду наклеить листовки: «В связи с декретом Народных комиссаров об отделении церкви от государства высшим церковным органом в лице патриарха Тихона выпущены воззвания контрреволюционного направления, превратно толкующие этот декрет. На почве такой пропаганды могут возникнуть народные волнения, ответственность за которые всецело падает на духовенство, если оно не разъяснит народу истинного значения этого декрета.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

10(23).10.1932–03(16).02.1933: Каменская 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Донская, в. у. 03(16).02.1933–29.07(11.08).1933: Бакинская 29 .07(11.08).1933–02(15).03.1934: Елабужская 02(15).03.1934–17(30).10.1935: Кустанайская, паки 17(30).10.1935–09.1936: Актюбинская 09 .1936–03(16).10.1936: Петропавловская (Омское вик.) 03(16).10.1936–21.08(03.09).1937: Могилевская Александр Рябцовский 21 .09(04.10).1931–1933: Владимирская (обн.) 1933–: Рыбинская (обн.) 11 .1936: Калужская (обн.) Архангельская (обн.) Александр Самонов 17(30).09.1934–08(21).02.1938: Вологодская (обн.) Александр Сахаров 21 .11(04.12).1924–05.(?)1925: Тихвинская (обн.) 29 .04(12.05).1925–20.05(02.06).1925: Сыктывкарская (обн.) 20 .05(02.06).1925–30(26).06.1926: Тихвинская (обн.), паки 13(26).06.1926–02(15).03.1927: Новгородская (обн.), в. у. 1927–: Сыктывкарская (обн.), паки 1933–1935: Моршанская (обн.) 1935–1936: Борисоглебская (обн.) Александр Сидоровский см. Зосима Сидоровский Александр Смирнов 26 .07(08.08).1924–17(30).09.1924: Челябинская (обн.), в. у. 17(30).09.1924–25.03(07.04).1925: Челябинская (обн.) Александр Соколов 1921–1922: Старорусская Новгородская (обн.) Александр Спасский 01(14).10.1923–02(15).09.1926: Нерчинская (обн.) 1927–1927: Забайкальская (обн.) 12 .1927–1928: Уссурийская (Никольско-Уссурийская) (обн.) 1928–10.1933: Сретенская (обн.) 08 .1934–10.1934: Канская (обн.) Александр Толстопятов 21 .08(03.09).1933–03.1936: Алма-Атинская 09 .1943–13(26).09.1945: Пермская Александр Торопов 08(21).09.1932–26.08(08.09).1935: Кинешемская 13(26).08.1935–08.1935: Юрьевская 26 .08(08.09).1935–24.09(07.10).1935; Скопинская 24 .09(07.10).1935–07(20)02.1936: Липецкая 31 .10(13.11).1935–10(23).01.1936: Воронежская, в, у. 20 .02(05.03).1936–20.12(02.01).1936: Рыбинская Александр Трапицын 16(29).05.1912–1924: Вологодская 1928–1933: Куйбышевская 05(18).02.1935–03(16).07.1935: Пугачёвская Александр Турский 21 .11(04.12).1927–1934: Минусинская (обн.) 1935–09(22).01.1938: Красноярская (обн.) Александр Филиппов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Будучи сам таковым, он верит в человеческое достоинство и других и не хочет думать, чтобы и другие могли руководствоваться в своих делах иными побуждениями. При таких особенностях характера он не способен к борьбе с людской неправдой не только в делах служебных, но и своих личных, - и это никак нельзя объяснить с его стороны робостью или слабостью. Наоборот, в своей деятельности он требователен и отличается твердым характером. С недавнего времени он переживает тяжелые дни; последние создались для него кучкою людей, к которым он всегда относился сочувственно и на которых, будучи сам честен, смотрел как на своих доброжелателей; но они далеко не оказались такими. Помимо этого, о. Асташевского удручает крайняя слабость зрения; а между тем он тратит много времени и сил на канцелярское делопроизводство, хотя последнее, при ревизии, найдено и не совсем в порядке " . Ректор Тобольской духовной семинарии, монашество Несмотря на положительную характеристику ревизора 23 сентября 1914 года Св. Синод о. Николай был переведен из Красноярска на должность ректора Тобольской духовной семинарии . Прибыл в Тобольск 1 октября этого же года. " Служит с глубоким молитвенным подъемом, возгласы произносит громко и ясно " , - писал об о. Николае корреспондент " Тобольских епархиальных ведомостей " . Определением Св. Синода от 5-8 мая 1915 года уволен от духовно-учебной службы, " за выслугою срока на пенсию " . Поселился в Томске , где проживал и работал врачом его родной брат. 30 января 1919 года упоминается как протоиерей в связи с избранием председателем правления Западносибирского законоучительского союза, призванного объединить усилия преподавателей Закона Божия . Пострижен в монашество с именем в честь святителя Никифора I, патриарха Константинопольского , затем возведен в сан архимандрита . На Новосибирской кафедре 25 сентября 1924 года хиротонисан во епископа Новониколаевского в Московском храме мученика Никиты на Старой Басманной улице. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) .

http://drevo-info.ru/articles/17740.html

— Вот видите, — улыбнувшись, обратился я к пожарным. И в этот момент в окнах Малого Донского собора полыхнула яркая вспышка, раздался звон разбивающихся стекол и из оконных рам вырвалось оранжевое пламя с клубами черного дыма. Пожарные бросились к своим машинам. Мы с Зурабом замерли разинув рты, а потом как сумасшедшие закричали: — Пожар!!! Пожар!!! — И кинулись к храму. Мимо нас с ревом промчались пожарные машины, но храм уже полыхал вовсю. В оконных проемах бушевал огонь, дым мрачным клубящимся столбом поднимался в московское вечернее небо. Не буду долго описывать эту страшную ночь. Только в третьем часу пожарные разрешили нам войти в храм. То, что предстало нашему взгляду, было поистине ужасно. Черные стены и потолок, обуглившиеся кивоты, иконы, все залито водой, нестерпимый запах гари… Один из пожарных позвал меня за собой в глубь храма и по пути озвучивал свои первые выводы о причине возгорания. Огонь возник, как он утверждал, прямо у надгробия патриарха. Поскольку стены в храме были выкрашены горючей масляной краской, пламя распространилось моментально. — А вот это действительно странно, — сказал пожарный, указывая на иконостас. Деревянные тябла и иконы хотя и почернели от копоти, но даже не обуглились. Иконостас полностью сохранился. Я с замиранием сердца вошел в алтарь и увидел, что здесь тоже, кроме копоти, ничего затронуто не было. Когда я вернулся к офицеру, тот объяснил мне свое недоумение. — Рядом с иконостасом все выжжено, а сам он почему-то цел. Он же деревянный, не из металла? — Очень старое дерево. — Как же он не сгорел? Удивительно… Тут я вспомнил и сказал: — А!.. Мы же утром поставили на престол Святые Дары! — Поставили что? Я попытался объяснить. Офицер вежливо выслушал и, откашлявшись, спросил: — Вы всерьез считаете, что это имеет какое-то отношение к сохранности дерева от огня? — Не знаю. Просто я констатирую, что утром мы поставили на престол Святые Дары. — Ммм… Понятно, — недоверчиво протянул офицер. — Впрочем, такое случается иногда. Все вокруг горит, а какие-то предметы остаются. В нашем деле чего только не бывает.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

Как рыба может жить только во влаге, так и монах может жить и возрастать только в пустыне, говорит св. Антоний Великий . В пустыне все располагает отшельшика к богомыслию. Ясный день, который в мире так часто манит людей на гулянье и развлечения, пустыннику говорит о любви Отца небесного, «Иже солнце Свое сияет на злыя и благия» ( Матф. 5, 45 ). Лес, вода, птицы, звери, – все это располагает его к служению Богу. Он смотрит на деревья и думает: эти деревья растут все выше и выше от земли; мне ли, созданному Господом для неба, пресмыкаться сердцем по земле? Смотрит на ручей и думает: о если бы и моя жизнь текла так мирно, так светло, как течет этот ручеек! О если бы камни преткновения и соблазна не возмущали души моей, как не возмущают ручейка камни, лежащие на дне его! Смотрит на птиц небесных, слышит, как они с раннего утра до позднего вечера поют песнь своему Создателю, – и думает: я ли, ради которого Слово Божие стало плотью, я ли перестану возносить слово хвалы и благодарения Своему Творцу, Промыслителю и Искупителю? 4 Так пустыня – лучшее место для молитвы и богомыслия, и вот посему-то в нее и удалялись св. подвижники для спасения своей души. Есть и еще возражение, которое часто приводится противниками иноческого жития. Говорят, что подвижники, как и все иноки, – эгоисты, – люди, которые заботятся только о своем спасении, которые ради своего блага уходят из мира и покидают общество, не хотят быть полезными для него; они – мертвые члены рода человеческого. Отчего же, однако, мы не считаем эгоистами и не осуждаем, а напротив относимся с глубоким уважением к ученым труженикам, которые, ради служения своей науке отказываются от мира, его удовольствий и радостей, от шумных светских собраний и зрелищ, становятся чуждыми житейским хлопотам, заключаются в свой ученый кабинет и там свободно без помех предаются своим любимым научным занятиям. Ведь отреклись же они от мира? И однако, сам мир признает, что они приносят ему пользу учеными трудами. Пользу приносят ему и св. подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но сосчитай, говорит преосвящен. Гермоген, если можешь, угодивших Богу в мире и в уединении, и ты увидишь, что в пустыне больше угодников Божиих 2 . И это понятно: в мире так много суеты и крушения духа, так много случаев и поводов привязываться к земле и забывать о небе! Что же странного в том, если св. подвижники покидали шумный мир и стремились уединиться. Насколько уединение важно для сосредоточенной и внимательной деятельности, это, думается, легко понять. Ученик, когда хочет основательно приготовить урок, уходит от семьи в уединенную комнату. Ученые и художники, когда берутся за работу, требующую напряжения духа, любят уединяться до совершенного отчуждения от всяких шумных развлечений и глубокомысленные ученые труды свои и художественные произведения выносят из тиши уединения, а отнюдь не среди шума толпы и суеты общественной жизни. На сколько при этом они стремятся к полной сосредоточенности и стараются избегать даже незначительных впечатлений, видно из того, что некоторые философы имели привычку даже днем заниматься с закрытыми ставнями при свете лампы. А о Декарте сообщают например, что он имел привычку, обдумывая философские вопросы, лежать в постели по 10 час. в сутки и при том с опущенными шторами и закрытыми ставнями, потому что в этом покойном положении ум его был деятельней и сильнее, нежели когда его развлекали внешние впечатления 3 . Если даже отвлеченное мышление требует такого уединения от внешних впечатлений, то тем более потребность в этом должны чувствовать подвижники. Умное созерцание Божественного, к которому они стремились, требовало полного удаления от мирских соблазнов, безраздельной сосредоточенности духа, совершенной неразсеянности его. А все это возможно в обществе лишь на самое короткое время и мимоходом, в полном же своем виде оно возможно лишь в удалении от общества. Это и побуждало подвижников к уединению, к отшельничеству из мира. И вот подвижник оставляет мир и идет в пустыню, так как в ней полнее может разгораться его пламенная любовь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Поэтому различных групп, по тем или иным основаниям «не приемлющих» митрополита Сергия, было настолько много, что выявить их полностью и учесть не представляется возможным. И если некоторые из этих групп («иосифляне», «григорианцы» и др.) являли собою весьма значительные в количественном отношении объединения, то на периферии было множество разного рода оппозиционных обществ, не превышавших числа членов одной семьи или, в лучшем случае, прихода во главе со своим батюшкой. Так что поистине, – как читаем в одной старинной книге, изданной о раскольниках при императрице Елизавете Петровне, – создалось такое положение, при котором можно было вспомнить, что: «...а иных ещё гнид их много, что мужик – то вера, что баба – то устав: приговаривая такую речь, в нынешнее-де время последнее овца овцу паси, сама себя овца паси, всех-де люби, а всех бегай; где Иеремия, да станет с нами и плачет, якоже плакаша горько о сынех Израилевых. He меньшаго потреба плача о отпадпшх братий наших от правоверия и умерших верных неверием. И колико купы тех мертвецов, аще бо возможно видеть душевными очима...» («Объявление разных толков схизматиков российских раскольников» из книги «Обличение неправды раскольничьей». 1745 г.) Предлагаемые ниже пояснения к «Схеме» своей порядковой нумерацией соответствуют таковой же на самой схеме. Начинается она снизу – от Собора 1917– 1918 гг., исходного момента всех последующих связанных между собою церковно- административных полномочий наших Первоиерархов. Самые пояснения изложены с возможной краткостью, обеспечивающей уяснение преемственности власти наших Первоиерархов этого времени и отражают только самые необходимые сведения и даты, относящиеся к тому или иному носителю высшей церковной власти или новообразовавшемуся оппозиционному течению. Более подробное исследование условий и подробностей канонического преемства высшей власти или возникновения и развития расколов и оппозиций, возникших на почве вопроса о местоблюстительстве, завело бы нас слишком далеко. Тема эта – богатый материал для будущего специального исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сделаем небольшое отступление и скажем, что отношения между архимандритом Иларионом и Святейшим Патриархом Тихоном начались еще до открытия Собора, сначала на съезде для выборов Московского митрополита , а потом на двух монашеских съездах, проходивших в ТроицеСергиевой Лавре в июле 1917 г. Эти отношения носили отцовскосыновний характер, поэтомуто и старались враги Церкви обновленцы и Тучков, распространить клеветнические заявления, что якобы владыка Иларион в 1923 г. был одним из сторонников отречения Патриарха от престола (по словам же прот. В. Виноградова , именно владыка Иларион был основным знаменем и выразителем патриаршества в то время). К сожалению, эти инсинуации повторяют и некоторые современные историки. Именно верность св. Патриарху Тихону (а потом и его преемнику Местоблюстителю Митрополиту Петру) и стала основной причиной сначала ареста, а потом и незаконного содержания архиепископа Илариона в Соловецком лагере в течении шести лет, а потом и его гибели в лениградских «Крестах». Св. Патриарх Тихон делал неоднократные попытки облегчить участь арестованного и сосланного в Соловки святителя, но Тучков, отлично понимая значение архиепископа для Русской Церкви, неизменно отвечал отказом. Речь архимандрита Илариона в защиту патриаршества на Соборе достаточно хорошо освещена в литературе, как и другие выступления, уже опубликованные в печати, поэтому мы остановимся на архивных материалах, которые до сих пор неизвестны . Значительный интерес представляют собой выступления на заседаниях Отдела о Высшем Церковном Управлении. При обсуждении докладов, представляемых Отделом на пленарные заседания Собора, большинством голосов, как правило, проходили поправки и предложения архимандрита Илариона. Дискуссия, проходившая на Соборе по поводу Высших органов церковного управления, стенографически освещена в Деяниях Собора. Интересна характеристика архимандрита Илариона, данная Предсоборному Присутствию и Предсоборному Совету (в котором он должен был бы принять участие, но не смог): «Предсоборное Присутствие работало долго, и их работа представляет научную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010