Во главе церковной администрации, в качестве первенствующего члена св. Синода, стоял тогда митрополит Амвросий Подобедов , возведенный на петербургскую кафедру еще при Павле Петровиче на место уволенного на покой м. Гавриила. Старейший из тогдашних святителей, митрополит московский Платон первенствовал при коронации Александра и приветствовал его известной классической речью, которая была последней блестящей вспышкой его ораторского таланта: «И так сподобил нас Бог узреть царя нашего венчанна и превознесенна»; но после этого, как в прежнее царствование, держался постоянно в тени и не принимал никакого участия в общих и высших делах церковного управления, хотя и числился членом Синода. М. Амвросий не отличался особенно высокими талантами, далеко не был ни Гавриилом, ни Платоном, решение высших, сложных вопросов церковной жизни превышало его личные способности, которых доставало только на ведение текущих, отчасти синодальных, а больше одних епархиальных дел; – вопросы этого высшего порядка и поднимались и решались при нем другими членами Синода. Но он за то был аккуратен, исполнителен, очень деятелен и обладал дорогой в его положении способностью применяться к современному положению дел, держать себя с тактом, не только не мешать своим более способным сотрудникам, но и ценить их работы и даже быть между ними видным и полезным президентом. Обер-прокурором Синода в первый год царствования был известный своей несчастной страстью к стихоплетству граф Хвостов, вовсе не вступавшийся в дела. Весь этот год для Синода прошел в полном затишье. В конце 1802 г., когда преобразовательная деятельность правительства дошла наконец и до духовного ведомства, во главе его понадобилось поставить более способных и энергичных людей, начиная с обер-прокурора. Граф Хвостов очевидно не годился для той роли, какая предстояла обер-прокурору впереди, и был заменен Яковлевым, – человеком весьма деловитым, горячим поборником законности и государственного интереса, в роде известного Елизаветинского обер-прокурора, кн. Шаховского. Но, как Шаховской же, он тотчас вошел в Синоде в разные неугомонные пререкания с членами из-за господствовавшего до него невнимательного ведения синодальных дел, из-за разных вопросов, касавшихся соблюдения в делах законных форм, из-за нового издания Д. Регламента, в котором почему-то вдруг явилась крайняя надобность, расходования сумм духовного ведомства – остаточных, типографских и от продажи книг, пререкания, которые показывали в нем человека опытного и ревностного, но более формального, не могшего стоять на надлежащей высоте своего призвания. Через 9 месяцев (в окт. 1803 г.) он был сменен, успевши впрочем сильно подорвать доверие государя к м. Амвросию и даже совсем вытеснить из Синода одного из наиболее неприятных ему членов, Павла ярославского. После него обер-прокурором назначен был князь А. Н. Голицын, друг юности Александра и самое доверенное его лицо, с которым никто не мог соперничать в силе и влиятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Если найдется не мало людей, у которых составляет ремесло сталкивать с пути тех, кого они почтили своей ненавистью, то еще более вреда во всех классах общества творят праздные умы, которым нужен толчок зложелательства, чтобы нарушить свое томительное однообразие. Как легко искажать поступки людей! Человека серьезного можно прозвать суетливым и пустым или фантазером, чтобы извинить свое собственное равнодушие. Если кто принимает деятельное участие в благотворительности, то его можно прославить шумливым, надоедливым, самовосхваляющимся, свое же собственное нерадение выдавать за скромность; таким образом всякий лентяй может чувствовать свое превосходство перед ним. Человека, проявляющего глубокие чувства, можно прозвать болезненным, комедиантом, фанатиком, плаксивым. Человека религиозного можно наградить кличкой лицемера, ханжи. Смело восстающего против порока можно осмеять, как отъявленного обманщика. Хлопочущего об умалении какого-либо общественного соблазна можно заклеймить как расслабленного и фанатика. Все это действует очень сильно. И, наконец, это доступно большинству. Это так же легко, как и солгать, для тех, кто не привык ценить человеческое слово. О таких людях Соломон говорит: «они не заснут, если не сделают зла; пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения» ( Npumч. IV, 16 ). О, душа, не вникай в их тайну; о, честность, не присоединяйся к их обществу! Мы говорим это, не надеясь приостановить грязные волны; они подобны приливу, хотя не глубоки, а всегда могут затопить. Но нам хотелось бы суметь показать всем христианам, до которых дойдут наши слова, что всякое проявление греха лжесвидетельства на своего ближняго противно христианству, какой это ужасный грех, как он обращает землю в ад и влечет всякого, предающегося этому греху, к отвержению и гибели. Все грехи, против которых направлены десять заповедей, могут совершаться как против общества, так и против отдельных лиц. Одно из зол многоречивых вестовщиков дурных слухов состоит в порче нравов всего народа; он преисполняется подозрительностью и дурными наклонностями, и делается негодным к прекрасным стремлениям. Преобладание этого порока всегда было верным признаком испорченности и упадка народности. Народ, предающийся злословию, неизбежно становится презренным и вырождается. Горе тем, кто портит народные нравы и соблазняет простыя души!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Предающиеся сплетням и порицаниям ближних, ревностно выведывающие жизнь других, нерадивы в исправлении своей собственной жизни. Занимаясь низменными предметами, мы сами становимся низкими. Наказание неба одинаково тяготеет как над лжецом, так и над любящим слушать ложь. Как много таких, которые чрезвычайно интересуются всякого рода новым для них слухом. Они ни на минуту не задумываются над тем, какие будут последствия от их отзыва для виновника рассказа. в) Мы не можем долее останавливаться на омерзительных грехах, на которые налагает свое запрещение девятая заповедь; все же, хотя эти грехи всеобщи, рассмотрим в кратких чертах, как следует нам, христианам, бороться с ними, чтобы не поддаться им. аа) Во-первых, излечим самих себя от склонности к пустым разговорам о личностях, которые так часто ведут нас к греху. Пустословие и любовь к пересудам стоит в родственном отношении с ложью. бб) Во-вторых, попробуем представить себе страшную силу и нашу ответственность за них. Как мало думаем мы об этом? Мы знаем силу стрихнина или мышьяка, но не знаем силы слова. Сколько непреднамеренных речей приносят гибель и вред! Сколько ничтожных насекомых обладает ядовитым жалом. Слова суть не только сотрясение воздуха: слова имеют значение. Да, и нередко с страшной силой они портят нравы и предают души мучению; и если наши слова были таковыми, то непристойный, тайно произнесенный шепот, без сомнения, вернется к нам в громовых раскатах и признает нас смертно виновными. Может быть у нас было бы более глубокое чувство ответственности, если бы мы сохраняли в своей памяти слова нашего Господа: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мат. XII, 37). вв) В-третьих, смирение могло бы нам оказать много помощи. Мы были бы менее жестоки к другим, если бы честнее относились к самим себе. Если бы мы более размышляли о бревне в своем собственном глазу, то не так бы старательно объявляли о сучке в глазу нашего брата ( Mamф. VII, 3 ). гг) В-четвертых, думаем ли мы что своими словами или безыменными доносами высшим властям мы мучим своего брата, ради которого Иисус Христос принял смерть? Думаем ли мы о том, что мы подстерегаем погрешности наших братьев, чтобы затем преувеличивать и разглашать их виновность? Разве сознание собственных недостатков никогда не давит, как свинец, души клеветников? Зачем же они еще добавляют тягчайшее бремя на души их братьев?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПЕЛАГИЯ Никитична Балакирева (1901-1943), мц. (пам. 17 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Степановна Жидко (1897-1944), мц. (пам. 13 июня, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807-1884), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых) ПЕРГИЙ (XIII - 1-я треть XVII в.(?)), Киево-Печерский, старец, прп. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР (XI-XII вв.?), Киево-Печерский, прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_42.html

В 1850 году Петр Симонович получил звание профессора Московской Духовной Академии, и это, казалось бы, давало ему возможность безбедной жизни. Но подвижник науки отдавал большую часть жалования своим ближним. Три поколения – сироты сестры, племянники и их дети – имели в нем истинно любящего отца. Подготавливая к изданию свою основную книгу – двухтомную «Историю православного монашества на Востоке», Петр Симонович не имел средств для ее опубликования. «Я занял 400 рублей на печатание истории монашества первой части» 16 , – вспоминал он много лет спустя. В 1854 году увидел свет 1-й том монографии, и это сразу стало заметным событием в российских научных кругах. Вот один из отзывов об этой книге, полученный автором от обер-гофмейстера В. Д. Олсуфьева (от 14 августа 1854 г.): «Я имел удовольствие получить чрез братца Вашего, отца архимандрита Платона, первую часть сочинения Вашего «История православного монашества» и приношу Вам за оную душевную благодарность. То, что я успел уже прочитать, меня заняло самым приятным образом и заставило желать, чтобы, продолжая труд Ваш, Вы описали нам историю монашества и в России. Благодаря Бога у нас на подобные книги еще читателей много, особенно когда они писаны таким слогом, как Ваш» 17 . Это пожелание побудило П. С. Казанского заняться углубленным изучением истории русского монашества, тем более что ранее он уже опубликовал ряд статей на эту тему. Работа над новой монографией шла быстро, и в 1855 году Петр Симонович опубликовал трактат, озаглавленный «История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Святой Троицы преподобным Сергием» (М. 1855). Таким образом, «наказ» В. Д. Олсуфьева был выполнен, о чем тот упоминает в письме к автору (от 2 февраля 1855 г.): «Усердно благодарю Вас за присланную вторую часть истории русского монашества. Я прочел ее с большим удовольствием и с таковым же нетерпением ожидаю продолжения» 18 . Однако П. С. Казанскому еще предстояло издать 2-й том «Истории православного монашества на Востоке», а средств на печатание книги не было. Свою монографию Петр Симонович представил на просмотр митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) . Святитель ознакомился с рукописью и даже сделал несколько замечаний по её содержанию. Узнав, что у автора нет денег на печатание второй части «Истории», он дал их ученому бессребреннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора , 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник. Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:/се бо Христос светильника в тебе показа,/яве сияюща в мире/и исцелевающа недуги и болезни наша./Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:/святитель бо есть Вышняго,/сия соделоваяй. Тропарь Перенесение мощей Наста днесь всечестный праздник/пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/веселя изрядно твое стадо,/и верное отечество, и люди,/о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней/и спастися душам нашим. Труды От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы. Использованные материалы Н. В - ко, " Петр св., митрополит всея России, " энциклопедический словарь Брокгауза и ЕФрона: Страница календаря портала Православие.ру: http://days.pravoslavie.ru/Life/life3160.htm http://days.pravoslavie.ru/Life/life4506.htm Страница сайта Русское Православие: http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_1406

http://drevo-info.ru/articles/4693.html

13.Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец ( " 13 спервава яруса " ). 14.Архангел Гавриил ( " 14 спервава яруса " ). 15.Иоанн Креститель ( " 15 спервава яруса " ). Более близкое к центру место, чем в традиционном иконостасе, заняли муромские чудотворцы . Не исключено, что это сделано по воле купца Платона Герасимова, " благодаря благочестивой мысли " которого был построен каменный храм. Особое отношение к храму его строителя проявилось, в частности, в его " ревностном желании " чтобы освящение хотя бы одного престола прошло в особенно торжественной и благолепной обстановке и было совершено Архиереем. Известно, что храм XIX века был поставлен взамен древней деревянной церкви, первое упоминание о которой относится к 1676 году. Тогда село Тучково относилось к Рязанской епархии. На оборотах досок сохранились рабочие цифровые и буквенные обозначения того времени. Их расшифровка и систематизация расширяют представление о первоначальном составе иконостаса и восстанавливают порядок расположения икон в XVII столетии. Можно уверенно сказать, что в XVII веке с каждой стороны от центра размещалось не менее восьми икон. Порядок их расположения был канонический. Центр: Иисус Христос - Господь Вседержитель. Правая сторона: 1. Пресвятая Богородица. 2. Архангел Михаил (В П). 3. Апостол Петр (Г П). 4. Святитель Николай (Д П). 5. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси (Е П). 6. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (S П). 7. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец (З П). 8. Святая благоверная княгиня Феврония Муромская (И П). Левая сторона: 1. Иоанн Креститель (Предтеча) (А Л). 2. Архангел Гавриил (В Л). 3. Апостол Павел (Г Л). 4. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси (Д Л). 5. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси (ЕЛ). 6.Святой благоверный князь Константин, Муромский чудотворец (местонахождение не известно). 7. Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец (ЗЛ). 8. Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец (ИЛ)

http://sobory.ru/article/?object=04166

Протоиерей Иоанн Бухарев Путешествие в Горнее. Митрополит Вениамин (Федченков) Глава 36. Петр и Феврония, благоверные князья Муромские (святые покровители семьи 8 июля, 19 сентября) Петр и Фефрония (отрывок). Священник Леонид Сафронов Объяснение праздника. Святитель Димитрий Ростовский Повесть о Петре и Февронии. Ермолай-Еразм Глава 37. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (12 июля) Петр и Павел - вот примеры! Афанасий Фет Объяснение праздника. Митрополит Московский Филарет В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Студент. Антон Чехов Глава 38. Преподобный Сергий Радонежский (Игумен Земли Русской) (18 июля, 8 октября) Сергей Радонежский. Сергей Соловьев Объяснение праздника Святой Сергий – чудотворец и наставник. Борис Зайцев Глава 39. Преподобный Серафим Саровский (Саровский чудотворец) (1 августа, 15 января) Монах. Преподобный Серафим Вырицкий Угодник (Памяти преподобного Серафима Саровского). Сергей Бехтеев Объяснение праздника. Евгений Поселянин Около святого Серафима (К столетию его кончины). Борис Зайцев Малинка. Митрополит Вениамин (Федченков) Глава 40. Святые страстотерпцы Борис и Глеб. (15 мая, 6 августа, отдельно совершается память св. Глеба, 18 сентября) По меже. Валерий Брюсов Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко Плач о Борисе и Глебе. Борис Зайцев Глава 41. Святой великомученик Пантелеймон (Целитель) (9 августа) Из цикла «Стихи о Москве». Марина Цветаева Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев Монастырь Святого Пантелеймона. Борис Зайцев Глава 42. Икона Божией Матери «Одигитрия Смоленская» (Путеводительница) (10 августа, 7 декабря) Одигитрия. Михаил Кузмин Объяснение праздника «Путеводительница». Евгений Поселянин Глава 43. Преображение Господне (Яблочный Спас) (19 августа) Преображение. Александр Блок Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко) В Спасов день. Варвара Андреевская Глава 44. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) Успение. Михаил Кузмин Объяснение праздника.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Уроженец Волынский; двенадцати лет вступил в монастырь и был образцом в исполнении послушаний монастырских и в подвигах молитвы. Потом основал свой монастырь на речке Рате (ныне Ковельского уезда), где еще и «теперь видны развалины старинных монастырских зданий» (Хойнацкий, «История Прав. цер. на Волыни», стр. 182). Митрополит Киевский ив сея России с 1309. Полюбив Московского князя Иоанна Даниловича Калиту, святитель Петр с 1325 года большую часть жизни проводил в уделе его – в Москве, и убеждая князя к сооружению Успенского собора, пророчески говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами Русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем». Вскоре по закладке храма великий святитель преставился 21 декабря 1326 года и положен в гробнице, которую сам себе приготовил. Чудеса от мощей открылись при самом погребении, а потому преемник его митрополит Феогност, с разрешения Константинопольского патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской (Степен. кн., ч. I, стр. 421, 422). Житие первоначально писано Прохором, епископом Ростовским, и позднее митрополитом Киприаном, помещенное в Степенной книге. Мощи почивают открыто в Московском Успенском соборе. Поучение святителя Петра находится в рукописной общей Минее Библ. Москов. Д. Акад. (XV века N 77-й). Великий святитель занимался иконописанием: написанная им храмовая икона Успения Божией Матери стоит в иконостасе Успенского собора, подле местного чудотворного образа Всемилостивого Спаса. Там же находится икона Богородицы, именуемая Петровскою, та самая, которую св. Петр, еще игумен Ратский, поднес предместнику своему, блаж. митрополиту Максиму. У патриаршего места поставлен архипастырский его жезо, деревянный с надписью на серебряном ободке: «смиренный Петр митрополит всея Руси». – В Синодальной ризнице (бывшей патриаршей) хранится панагия св. Петра: небольшая овальная, с ониксовым камнем, осыпанная венисами и жемчугом. – По старинному Подлиннику, святитель Петр изображается на иконах маститым старцем, с недолгою, но широкою, седою бородой. (Подлинник библ. Моск. Дух. Акад., XVII в., N 433). 172. Святый Феогност митрополит, преставися в лето 6861 месяца марта в 14 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Когда столица была в Киеве, кафедральным был киевский Успенский собор. После перевода кафедры во Владимир кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве Успенского собора не было, его предстояло построить. Митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери и сказал ему: - Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем. Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор и, если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве. 4 августа 1326 года митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб. - За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве. В 1326 году, 21 декабря (по старому стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства стали основанием для того, чтобы в 1327 году по ходатайству князя Ивана Калиты митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного святого, который бы был канонизирован так быстро - год спустя после упокоения. Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 году своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь святого Иоанна Лествичника - теперь она служит основанием колокольни Авана Великого. В 1479 году собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа по старому стилю (6 сентября по новому), где пребывают и сейчас. Событие перенесения мощей мы и вспоминаем сегодня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010