Святой равноапостольный архиепископ Николай (Касаткин) (1836–1912) – выдающийся русский миссионер в Японии, где он трудился более 50 лет; основатель Японской Православной Церкви. Из десятков тысяч японцев, обращенных в Православие благодаря его трудам, значительную часть составляли буддисты, и в числе его помощников были бывшие буддистские монахи («бонзы»), как, например, Павел Савабе. Изучение буддизма святитель совершил в первые восемь лет своего пребывания в стране, когда, по его собственным словам, он «старался со всей тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа» 1 . Святитель Николай предложил целостный очерк буддизма в своей работе «Япония с точки зрения христианской миссии», опубликованной в 1869 году. Это было самое первое описание японского буддизма, которое стало доступно русскоязычному читателю. Из этого очерка видно, что автор изучил буддизм довольно основательно, но, по понятным причинам, ограничиваясь японским материалом. Если архиепископ Нил, знакомясь с буддизмом на бурятском материале, видел в нем лишь одну из разновидностей язычества, то святитель Николай дает этому учению гораздо более высокую оценку. Он определяет буддизм как «лучшую из языческих религий, геркулесовы столбы человеческих усилий составить себе религию, руководствуясь теми темными остатками богооткровенных истин, которые сохранились у народов после рассеяния вавилонского» 2 . Буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии Обстоятельно изучив его, святитель Николай, тем не менее, не испытывал интереса к буддизму как таковому и рассматривал его исключительно с практической миссионерской точки зрения. Такой взгляд позволил ему заметить то, на что другие исследователи буддизма и полемисты не обращали внимания. В частности, на миссионерские методы буддизма. Святитель упоминает о «гибкости буддизма и способности его приноровляться к обычаям страны, куда он является» 3 . В качестве иллюстрации автор указывает, что, по буддистским верованиям, будды и бодхисатвы клялись «рождаться в разных невежественных странах для привлечения их к спасению» 4 . Это позволяло буддистам объявить Аматерасу и других японских богов воплощениями будд и бодхисатв, предпринятыми для того, чтобы «приготовить его к восприятию истинного учения буддизма… Таким образом буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

иеромонах Николай (Павлык) Глава II. Обращение от греха к добродетели Поскольку в работе изображается, главным образом, христианский нравственный идеал, каким его видел святитель Тихон, процесса обращения от греха к добродетели мы коснемся по возможности кратко, следуя основным моментам, которые указывает сам святитель. Так, обращение происходит посредством благодати Божией, действующей через совесть и слово Божие, приводящей к покаянию и изменению как состояния сердца, так и внешней жизни человека. 1. Действие благодати Божией Спасение есть дело богочеловеческое, и «Бог не спасает человека без человека». Но начало обращения, призыв к покаянию принадлежит всецело благодати Божией, которая, по слову святителя, «как тихий дождь нисходит, орошая сердце к плодоношению». Напротив, «всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно» (27, 36). Зная глубину падения человека и степень «растления естества нашего», святитель так пишет о словах Спасителя без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15, 5 ; понимая их как указание, в частности, на необходимость в деле спасения укрепления благодатью Божией): падший человек «может удобно жить во плоти, как лодка вниз реки плыть, но против плоти стоять и духовно жить не может сам собой, как судно против быстрины речной плыть само собой не может: надобно то или гребцам, или ветру с парусом подвигать; так и человеку в духовном житии и деле спасения нужно есть вышеестественной и всемогущей силе помогать. Надобно бо и самого себя побеждать. Но как сие может быть без присутствующей силы Божией, которая все может?» Тем более, что препятствует совершению дела спасения не только поврежденное грехом естество человеческое, но и мир с его соблазнами, и дурные привычки, и непрестанно ищущий погибели человеческой души диавол. Почему «и начать доброе христианское житие, и жить по-христиански, и кончать так без всесильной помощи Божией не может» грешный человек. «Искусивыйся все сие знает», – добавляет святитель (27, 36). Но что же есть благодать Божия, где ее источник, каковы средства ее стяжания и действие на человека? Определениям столь высокого понятия святитель предпочитает примеры. «Благодать Божия, – пишет он, – есть жизнь душ наших: якоже бо тело наше душой, так душа наша Божией благодатью живет и ее на всякую минуту требует. Душа дотоле живет, доколе Бог благодатью Своей в ней пребывает» (27, 34). Благодать есть свет души. «Когда свет сияет, человек все добре видит: видит путь, ров, вредное, и бережется того. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все добре познает и видит: видит чудные Божии дела, промысл и судьбы Его, распознает добро от зла, добродетель от порока, и пользу душевную видит и ищет ее, видит вред и уклоняется от него». Наконец, благодать есть «сокровище небесное, духовное, в сердцах христиан пребывающее» (27, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Святой равноапостольный архиепископ Николай (Касаткин И.Д. 1836–1912) – выдающийся русский миссионер в Японии, где он трудился более пятидесяти лет; основатель Японской Православной Церкви. Из десятков тысяч японцев, обращенных в Православие благодаря его трудам, значительную часть составляли буддисты, и в числе его помощников были бывшие буддистские монахи («бонзы»), как, например, Павел Савабе. Изучение буддизма святитель совершил в первые восемь лет своего пребывания в стране, когда, по его собственным словам, он «старался со всей тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа» 23 . Святой Николай предложил целостный очерк буддизма в своей работе «Япония с точки зрения христианской миссии», опубликованной в 1869 г 24 . Это было самое первое описание японского буддизма, которое стало доступно русскоязычному читателю. Из этого очерка видно, что автор изучил буддизм довольно основательно, но, по понятным причинам, ограничиваясь японским материалом. Если архиепископ Нил, знакомясь с буддизмом на бурятском материале, видел в нем лишь одну из разновидностей язычества, то святой Николай дает этому учению гораздо более высокую оценку. Он определяет буддизм как «лучшую из языческих религий, геркулесовы столбы человеческих усилий составить себе религию, руководствуясь теми темными остатками богооткровенных истин, которые сохранились у народов после рассеяния вавилонского» (С. 44). Обстоятельно изучив его, святой Николай, тем не менее, не испытывал интереса к буддизму как таковому, и рассматривал его исключительно с практической миссионерской с точки зрения. Такой взгляд позволил ему заметить то, на что другие исследователи буддизма и полемисты не обращали внимания. В частности, на миссионерские методы буддизма. Святитель упоминает о «гибкости буддизма и способности его приноровляться к обычаям страны, куда он является» (С. 44). В качестве иллюстрации автор указывает, что, по буддистским верованиям, будды и бодхисатвы клялись «рождаться в разных невежественных странах для привлечения их к спасению» (С. 45). Это позволяло буддистам объявить Аматерасу и других японских богов воплощениями будд и бодхисатв, предпринятыми для того, чтобы «приготовить его к восприятию истинного учения буддизма… Таким образом буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии» (С. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-621-3359.   4 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-621-3360.   5 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, именуемой " Троеручица " » , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, именуемой " Троеручица " ». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-621-3361.   6 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому чудотворцу» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому чудотворцу». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-621-3362.   7 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее " Тихвинская " » , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее " Тихвинская " ».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

     Шесть с половиной лет назад, в день рождения дочки, мы с ней оказались в реанимации. Я — во взрослой, на первом этаже роддома, она — в детской, двумя этажами выше. Как только мне разрешили, я поднялась к ней. Она лежала с аппаратом искусственного дыхания, вся в проводах, какие-то трубки торчали у нее из головы: тогда я не знала, что височные и лобные вены у младенцев — самые крупные, и уколы им ставят чаще всего в голову. Я хотела взять ее на руки, хотя бы прикоснуться к ней, чтобы она знала, что мама рядом, и не могла… Наверное, почти у каждого, кто хоть раз обращался с молитвой к святителю Николаю, есть своя история его чудесного заступничества. Поэтому с такой радостью восприняли люди новость о принесении частицы его святых мощей из Бари в Москву. Очередь из паломников, приезжающих поклониться святителю Николаю в Храм Христа Спасителя, выстраивается вдоль набережной Москвы-реки в любую погоду с раннего утра. И сразу — на несколько километров. «Не выстоим»,— переживаю я, оглядываясь на сына и дочь, но все-таки мы быстро проходим в конец очереди и вливаемся в многотысячный поток. Я еще не знаю, что впереди у нас почти девять часов ожидания… Сейчас, вспоминая этот день, думаю, что никогда бы не решилась встать в очередь, знай я Москву чуточку лучше. Тогда я думала, что от памятника Петру I до Храма Христа Спасителя совсем недалеко. А памятник — вот он, сразу за Крымским мостом. Ну а до моста — рукой подать. Словом, хорошо, что я знаю Москву так плохо. Да и весь мой предыдущий опыт паломнических поездок — весьма небольшой — это непродолжительные и весьма комфортные путешествия на автобусе или машине с минимальными неудобствами, в которых была только радость от прикосновения к святыне и почти никаких тягот. Дождя не ожидалось, поэтому зонты мы с собой не взяли. О чем почти сразу и пожалели — день выдался солнечным. Когда начало припекать, мы неожиданно оказались в тени — две миловидные женщины из Королева раскрыли над собой и нами зонт. Нужно отдать должное организаторам: все продумано очень грамотно. Чтобы не допустить давки, люди стоят не сплошным потоком, а группами, отделенными друг от друга металлическими перегородками, между которыми оставлены пустые пространства. Получается, полчаса стоишь за ограждением, потом шлюз открывается, и с минуту ты идешь — до другого ограждения. Вдоль всей набережной стоят палатки, где можно купить еду и воду, и открытые автобусы, куда можно зайти и, если есть свободное место, отдохнуть до следующего перехода. На всем протяжении пути дежурят полицейские, стоят машины скорой помощи и реанимобили, организованы биотуалеты.

http://pravoslavie.ru/104710.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ыписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 15 марта 2022 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 15 марта 2022 10 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: В. Н. Князькин СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «В. Н. Николаев. Живый в помощи. Записки афганца» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «В. Н. Николаев. Живый в помощи. Записки афганца». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-210-3167. 2 .         Заявитель: В. Н. Князькин СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «В. Н. Николаев. Время подумать о главном (Шамординские истории)» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «В. Н. Николаев. Время подумать о главном (Шамординские истории)». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-210-3168. 3 .         Заявитель: издательство «День». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета календаря «Господь Вседержитель, Пресвятая Богородица, Святитель Николай Чудотворец. Календарь настенный на скобе на 2023 г. (200х145), арт. 31301» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Господь Вседержитель, Пресвятая Богородица, Святитель Николай Чудотворец. Календарь настенный на скобе на 2023 г. (200х145), арт. 31301».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Шестой день. Поучение 4-ое. Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский. (Опасности для людей всех возрастов и средства к избавлению от них). I. Ныне ублажаемый св. Николай и при жизни был, и теперь есть, усердный помощник в мореплавании. Еще будучи пресвитером, он отправился морем в Иерусалим на поклонение гробу Господню. Вдруг поднялась буря и корабль стало заливать волнами. Плывшие с ним начали просить помолиться о спасении. Он стал прилежно молиться, и буря стала утихать, море вскоре совершенно успокоилось и общая печаль и страх перешли в радость и ликование. II. Немногим из нас, братие, приходилось или придется испытывать опасности плавания на море; но за то все, все без исключения подвержены опасностям другого рода, – плавания на море жизни. Да, мы в жизни, как в море, всюду окружены опасностями, окружены и в летах детства, так же, как и в летах юности, и в летах мужества, так же, как и в летах старости. а) Вот, дитя только еще узрело свет Божий, а опасности уже стерегут, ждут его душу. Что если родители оставят его в небрежении, поручив его воспитание другим? Что если долгое время будут смотреть на него, как на игрушку свою, будут заботиться о том лишь, чтобы как можно наряднее одеть его, вкуснее напитать его? Что если окружат его такими людьми, которые будут насаждать в нем семена суеверия и предрассудков, наполняя и пугая его воображение рассказами про лица и вещи, каких никогда не существовало и не могло существовать? Что если ему и о многом будут сообщать, но ничего о главном – о Том, в Кого ему веровать, Кого любить? Что если хорошего – христианского не увидит он долго ни в родителях, ни в окружающих их? Подлинно, сколько здесь предстоит опасностей его душе! Душа дитяти – это нива ничем незасеянная. Посейте семя доброе, и плоды произрастут добрые. Посейте терние, терние и произрастет. О, родители! бодрствуйте над своими детьми и не будите виновниками их вечного несчастия, вечной погибели! б) Но вот дитя делается юношей. Счастливый этот возраст, блаженное это время юности! Но и здесь столько угрожает опасностей для души , и такие эти опасности, что если кто подвергнется им, то всю жизнь будет оплакивать свою участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Еще раз о любви И о «добрых делах» современных христиан 25.01.2024 358 Время на чтение 20 минут Фото: Из интернет-источников У меня, увы, нет столько свободного времени, как у автора уже цикла обличительных статей на РНЛ В.Н. Фролова. Поэтому вынужден ограничиваться небольшими комментариями. Я хотел бы, прежде всего, поблагодарить (совершенно искренне) Виктора Николаевича за обильные цитаты из святителя Игнатия – святых отцов всегда полезно читать, тем паче автор собрал цитаты Святителя по смыслу проблемы. Однако автор гордо утверждает, что любви у него нет. И пытается всех убедить, что ее у «неправильно оглашенного христианина» и быть не может, поскольку истинной любви предшествует достижение иных добродетелей. Причем как бы подкрепляет свои выводы ссылками на святителя Игнатия. Но я неслучайно и в который раз уже говорю, что образ мысли В.Н. Фролова, по моим ощущениям (я лично с ним не знаком, поэтому говорю осторожно) схоластический и начётнический. То ли это влияние критики католичества, когда человек незаметно пропитывается духом схоластики, критикуя латинство. То ли это своё родное, посконное начётничество, свойственное старообрядцам, что привело их к вековой вражде против «неправильного» Русского государства. Не знаю. Но автору почему-то не приходит в голову простая мысль, что любовь стяжается «маленькими порциями», когда человек обретает ее, а потом теряет, потом снова обретает, если он искренен в своей любви к Богу и в своём раскаянии. И правильное оглашение тут особо не поможет, ведь человек грешит не по незнанию, а по влечению страсти. Это, конечно, не означает, что не нужно изучать основы своей веры, не нужно читать Святых отцов. Нужно. Но не это главное. Главное смирение и духовная нищета (тщета). Как у евангельского мытаря. Ну а что касается автора, то, похоже, сам он в своих поисках истинной любви зашёл в какой-то лабиринт. И стяжал в полной мере пока только одну добродетель – обличать других… А.Д. Степанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/25/ew...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вокруг Путина создан железный занавес Начали взрываться мины замедленного действия, заложенные в начале 1990-х в ходе «криминальной революции» и «воровской приватизации» 26.01.2021 30464 Время на чтение 6 минут Святитель Николай Сербский (1881-1956) писал, что держава – это собственность больше тех, кто лежит в гробах, чем тех, которые развлекаются в городских гостиных. Поэтому крадущий у державы есть мародер, обкрадывающий мертвого… «Твои деды и прадеды и все предки боролись за эту державу, мучились ради нее, воздыхали и плакали, проливали пот и кровь, умирали, – пишет святитель Николай Сербский. - Безумный! У кого крадешь? Обкрадываешь своих ближних, которые проклянут тебя из гроба. Отсекаешь себя от державы, а она отсекает тебя». О предупреждениях казнокрадам я вспомнил, когда вечером 23 января вышел из автобуса, чтобы пересесть в метро на станции «Гостиный двор». На остановках наземного транспорта перед Гостиным двором мельтешила толпа юнцов, мешавших выходить пассажирам из автобусов и троллейбусов. Бегали многочисленные молодые люди в жилетах с надписью «Пресса» со смартфонами в руках. Были здесь представители ОМОНа и полиции, которые вели себя корректно по отношению к правонарушителям. Даже, замечу, излишне корректно. Ехал я с юбилея старшего товарища, известного не только в нашем городе, но и во всей стране, немало сделавшего для восстановления Ленинг рада после окончания Великой Отечественной войны. Ведущий зачитывал телеграммы и поздравления от первых лиц государства и нашего города. Выступали ветераны труда и воинской службы. Говорили искренно о юбиляре. Звучали прекрасные советские песни, которые редко услышишь с телеэкрана. А если и услышишь, то во время памятных дат. На юбилее заслуженного человека была только одна телекамера. А вот на остановке около Гостиного двора я увидел десятки молодых людей в жилетах с надписью «Пресса». Я задавал им вопросы, какие средства массовой информации они представляют, но в ответ слышал лишь молчание. И только одна группа с телекамерой, состоящая из трёх человек, назвала интернет-канал, о котором раньше я не слышал.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/26/vo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Монархическая конференция в Москве 11.05.2010 514 Время на чтение 10 минут Приходится признать, что, хотя сама по себе идея монархии буквально витает в воздухе (порой принимая самые неожиданные и часто пародийные формы), она все же относится, скорее, к области непроявленного, точнее, «полупроявленного», – хотя даже согласно официальным опросам ВЦИОМ, за восстановление монархии, причем, именно, монархии, а не ее тех или иных паллиативов, высказывается около 20-25% опрошенных, что, с учетом совершенно иной «линии» СМИ, совсем не мало. Собственно монархическое движение, бурно всплывшее в конце 80-х и начале 90-х, сегодня почти сошло на нет. Тому виной не только очевидное отсутствие всеми и безусловно признанного наследника Престола, но и состояние дел среди собственно монархистов – от засилья всевозможных ряженых и фриков (часто умышленно засылаемых в наши ряды) до безусловного раздрая в том, что по привычке может быть названо областью идеологии. Преодолению этого последнего и была посвящена Третья Международная конференция, посвященная памяти Ивана Лукьяновича Солоневича и современным проблемам православно-монархического движения, организованная Союзом Русского Народа и проходившая в Москве на территории храма святителя Николы на Берсеневке 5-6 мая с. г. Конференция началась с самого главного – с обращения к духовным причинам происшедших в прошлом трагических событий, приведшим к утрате исторической государственности нашей страны. Русская трагедия началась не в 1917 году, а намного раньше, по крайней мере, в XVII веке, когда произошел имевший долгосрочные гибельные последствия раскол. В связи с этим крайне важным было присутствие на конференции в качестве наблюдателя представителя Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ, Белокриницкого согласия), благочинного старообрядческих церквей Московской области протоиерея Леонтия Пименова. Надо помнить, что в дореволюционном Уставе Союза Русского Народа особо оговаривалось участие в качестве его полноправных членов старообрядцев и единоверцев. В самом храме святителя Николы все службы также проходят по дораскольному чину.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010