Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после 9-го часа, в течение многих веков было своеобразным символом Православия в противостоянии традиции поста у христиан-монофизитов. Однако внутри православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии — достаточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней преподобного Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов 25 . Данная дискуссия естественно восходила к оценке 4-го правила святителя Никифора, которое оценивалась как положительно, к примеру у Марка Монаха, так и отрицательно, к примеру у Никифора Влеммида. По Типикону Марка Монаха, на Сырной седмице полное разрешение — (после 9-го часа и вечерни 26 ), а на сплошной — частичное. Этому дается богословское объяснение: «Яковиты и тетрадиты хранят ее (Сырную седмицу) в полной чистоте. Поэтому Никифор Константинопольский канонически предал разрешать ее». В этом же Типиконе говорится, что в монастырях после 9-го часа и вечерни в трапезной по средам и пятницам вкушают сыр, рыбу и вино 27 . Однако Никифор Влеммид подверг критике правило святителя Никифора, не называя самого святителя по имени. Приведем полностью пространный отрывок, напрямую относящийся к теме статьи: «Поскольку длинным постам отцы предпочли ежедневно есть помалу, то есть без жадности и чрезмерности, и я присоединяюсь к суждению отцов и не принуждаю каждый день воздержанно питать монашествующих, но принимаю; это и надмение изгоняет, и вселяет в тело силу к духовным трудам. А некоторые среды и пятницы, как субботы и воскре­сенья, ради жирной пищи расценивать в связи с радостью владычних праздников или ради опровержения еретических басен, мне кажется, совершенно не необходимо. Ибо божественно наслаждаться, но не телесно на божественных праздниках мы научены Богом. А о еретических постах мы знаем, что они осуществлялись не только по средам и пятницам, но в течение всех тех седмиц…» 28

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

И сказанного, как уже говорилось, было бы достаточно. Поскольку же есть опасность, что из-за нас вместе с нами будут оклеветаны и прежде нас бывшие святые и блаженные отцы, как Никифор и Тарасий 2 – ведь и они из мирского чина взошли на вершину первосвященства, – которые стали вечно сияющими светилами и громогласными проповедниками благочестия в нашем поколении, жизнью и словом утвердив истину, я посчитал нужным добавить к речи и недостающее, показывая, что эти блаженные мужи были чужды всякой вины и выше всякой клеветы. Если же и кто-то другой не дерзает объявить их виновными, но полагает преткновением приход к архиерейству из мирян, то он бранит тех, кого не бранит (ведь и они были поставлены из мирян), и, опять-таки, не избегает хулы на тех, кого почитает и кем восхищается. Но что же они, Тарасий и Никифор, сиявшие в мирской жизни, словно звезды, и ставшие избранниками для священноначалия, сделались предстоятелями вопреки канону и церковному уставу? Да не будет, чтобы я произнес такое или услышал от другого. Ибо они – строгие хранители канонов, поборники благочестия, обвинители злочестия, светила в мире, согласно божественному речению, содержащие слово жизни ( Флп 2:15–16 ). Если же они не соблюли каноны, которых не знали, никто не укорит их по справедливости, но за то, что они явились стражами тех канонов, которые приняли, они были прославлены Богом. Ибо соблюдать предание присуще умонастроению устойчивому и отвергающему склонное к нововведениям произволение, а законополагать или пытаться хранить не переданное, если того не требует необходимость, есть свойство разума, стремящегося к новшествам и колеблющегося. Ибо каждый удерживается и направляется собственной мерой и правилом. Многие каноны у одних в предании, а другим даже неизвестны: получивший и нарушающий достоин суда, а даже не знавший и не перенявший, каким образом виноват? Многие и законоположения были хранимы теми, кому были даны, и сделали хранивших слугами Божиими, а не получившие и потому даже не обратившие на это внимание, ничуть не меньше стали известны как боголюбивые – и примеры под рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Он пишет: «Итак, этот (т. е., аподиктический силлогизм — пер.) имеет дело с необходимым, всегда пребывающим и всегда истинным и неизменным, а диалектический — с вероятным и правдоподобным, с тем, чему свойственно оборачиваться то так, то эдак, и то быть, то не быть, и быть иногда истинным, а иногда нет»  . Наконец, необходимо отметить, что хотя святой Григорий категорически настаивает на недопустимости внесения добавлений в Символ Веры безотносительно даже к их истинности или неистинности, так что и саму возможность вести диалог с латинянами ставит в зависимость от изъятия ими «filioque» из текста Символа, он, тем не менее, следуя традиции, идущей от предшествовавших ему богословов, — иеромонаха Никифора Влеммида и патриарха Константинопольского Григория Кипрского  , — допускает употребление в богословии выражений об исхождении Святого Духа «через Сына» и даже «и от Сына» (filioque), при условии православного их истолкования в энергетическом, а не ипостасном смысле. Время написания «Аподиктических слов» с большой степенью точности можно определить 1335 годом, отталкиваясь от датировки 1336–м «Первого письма к Акиндину», содержащего упоминания о них и даже цитаты из них. Таким образом, они являются одними из самых ранних произведений святителя. Надписание же их именем «Архиепископа Фессалоникийского» (каковым Палама стал лишь в 1347 году) объясняется тем, что они были изданы в Константинополе в 1355 году по возвращении святителя из турецкого плена, как об этом свидетельствует в своем «Похвальном слове» его биограф, патриарх Филофей Коккин  . Примыкает к «Аподиктическим словам» небольшое произведение «Против Векка»  , в некоторых своих местах представляющее из себя дословное заимствование из «Слов», а в других построенное на цитировании тех же самых святоотеческих пассажей, что прежде уже приводились в «Словах». Впрочем, о том, что написано оно много позднее «Слов», можно заключить из того, что Палама определенно пишет в нем о «злочестии Варлаама и Акиндина»  , что позволяет датировать его временем после Соборов 1341 г., когда учение последних было официально осуждено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

4 . Какая же нужда после этого вдаваться в пустословие и неуместные изыскания, выдвигать чудовищные мнения, наполненные великой пагубы и всуе изобретаемые людьми, поработившими себя своим страстям и похотям, растленным по телу и душе, с извращенным смыслом и умом, – те мнения, которые по этой именно причине уже были совершенно забыты, справедливо отвергнуты славными учителями Церкви и, рассеянные также легко, как пыль бурею, почитателями добра и истины были преданы забвению, как действительно достойные забвения? Итак, не следует увлекаться чужими и чуждыми голосами, учениями людей нечестивых, задолго прежде извергнутых церковными соборами, как еретики и враги правой веры, и преданы ими анафеме, – и внимать тем, которые извращают Писания в пользу своего богоненавистного учения. Напротив, нужно удаляться и отвращаться от их пустословия. Они давно уже болтают, вводя в заблуждение больше себя самих, чем тех, которых думают обмануть, и тщетно утруждая уши своих слушателей. Действительно исследующие это говорят пустое и заблуждаются в самом главном, ибо не для славы Божией трудятся они и разделяющие их заблуждение, а стараются к своему позору нечестиво и неразумно утвердить собственное мнение. Итак, пока нечестие скрывалось в своем убежище, глубокий мир обитал в Церкви Божией и все православные постоянно пребывали в благодушии и твердости, с которыми обычно соединяются благочестие, чистота нравов и прилежание к храмам, вследствие чего и богопочтение с каждым днем возрастало. Но не мог равнодушно смотреть на это дракон преисподней, общий враг природы нашей и неприятель дьявол , завистник и противник добра. Посему он вселяется в уготованные для него сосуды и в орудия зла, через которые задумал опустошить крепость пречистой веры нашей – что он уже и раньше устраивал через змия для обмана праматери. Итак, что же (произошло)? Бушует зло и стремительная буря нечестия поднимается и усиливается; нечестивцы становятся дерзкими; злые делатели, последователи отвратительной секты, как бы вынырнув из каких-то пропастей неверия, по пословице, с обнаженной головой выстраиваются против священных наших догматов, и искру нечестия, которую издавна скрывали в своих душах, улучив время, как обычно бывает с огнем, попадающим в легко воспламеняющийся материал, разожгли и превратили теперь в громадное пламя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

5 . Но кто достойно оплачет душевную гибель людей, отметающих веру, или представит страдания преследуемых за истину? По-моему этого не следует обходить молчанием, чтобы все знали от какого корня какие происходят произрастания. Те, о которых речь, постыдные и презренные по жизни. Обуреваемые страстями и растленные по душе, с умом превратным и удобопреклонным ко злу, даже доселе как это часто бывает во многих делах, оставались в неизвестности. Обман и лицемерие затеняли еще их злонравие. Впрочем от некоторых, кои, благодаря долговременному обращению, знали их деяния, это не укрылось. Не будем говорить о другом, о чем можно слышать от видевших и говоривших, – почему, например, и ради каких других и неблаговидных деяний они, будучи прежде мирянами, превратились в монашеский образ, чтобы незаметно добиться священства и церковных степеней. Отсюда необходимо было, чтобы люди, имевшие нечестивые и достойные порицания нравы, приобрели сообразные с ними и мнения касательно веры, ибо обычно слово соответствует делам, так что одно указывает на другое. Затем они возлюбили пустую славу и её добиваются более всего. И замыслы их для некоторых стали видны и ясны, как скоро они пойманы были в произнесении таких слов, что, если бы потребовалось, они продали бы и самую душу, лишь бы иметь доступ пировать в царских палатах, надеясь обжираться там. Таковы были главным образом их виды и намерения; ибо ничтожные люди, плотоугодники и невоздержные, обжоры, привязанные к сибаритским трапезам, как какие наемники и паразиты, получают плату чревом, их же бог чрево и слава в сраме их ( Филип. 3:19 ). Рабы чрева и пленники плотских удовольствий, они подчиняются плотским желаниям и кормятся кушаньями от казны, тучно упитываемые. И действительно, помышляя плотское и живя по плоти, они, сгибая колена, поклоняются господину чреву, как другому Ваалу. И отсюда эти несчастные получают плату за грех. Они доходят до такой порочности, что в новшествах веры находят удовлетворение своих страстей, презирая таким образом страх Божий и заповеди, в угоду чреву и глотке и (земным) властям, как думают, которых они предпочитают, как написано, радовать своими пороками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Будучи сам таковым, он верит в человеческое достоинство и других и не хочет думать, чтобы и другие могли руководствоваться в своих делах иными побуждениями. При таких особенностях характера он не способен к борьбе с людской неправдой не только в делах служебных, но и своих личных, - и это никак нельзя объяснить с его стороны робостью или слабостью. Наоборот, в своей деятельности он требователен и отличается твердым характером. С недавнего времени он переживает тяжелые дни; последние создались для него кучкою людей, к которым он всегда относился сочувственно и на которых, будучи сам честен, смотрел как на своих доброжелателей; но они далеко не оказались такими. Помимо этого, о. Асташевского удручает крайняя слабость зрения; а между тем он тратит много времени и сил на канцелярское делопроизводство, хотя последнее, при ревизии, найдено и не совсем в порядке " . Ректор Тобольской духовной семинарии, монашество Несмотря на положительную характеристику ревизора 23 сентября 1914 года Св. Синод о. Николай был переведен из Красноярска на должность ректора Тобольской духовной семинарии . Прибыл в Тобольск 1 октября этого же года. " Служит с глубоким молитвенным подъемом, возгласы произносит громко и ясно " , - писал об о. Николае корреспондент " Тобольских епархиальных ведомостей " . Определением Св. Синода от 5-8 мая 1915 года уволен от духовно-учебной службы, " за выслугою срока на пенсию " . Поселился в Томске , где проживал и работал врачом его родной брат. 30 января 1919 года упоминается как протоиерей в связи с избранием председателем правления Западносибирского законоучительского союза, призванного объединить усилия преподавателей Закона Божия . Пострижен в монашество с именем в честь святителя Никифора I, патриарха Константинопольского , затем возведен в сан архимандрита . На Новосибирской кафедре 25 сентября 1924 года хиротонисан во епископа Новониколаевского в Московском храме мученика Никиты на Старой Басманной улице. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) .

http://drevo-info.ru/articles/17740.html

В эпоху возрождения могущества Византии, в IX-XI вв., значение Н. также возросло. Упоминания о митрополитах Н. этого периода довольно многочисленны. В 1-й пол. IX в. в Житии прп. Иоанникия Великого (пам. 3 и 4 нояб.) названы митрополиты Ингер и Петр, управлявшие кафедрой друг за другом. Имя Ингер (скандинавского происхождения) весьма необычно для Византии и иногда интерпретируется как когномен. В 823/4 г. митр. Петр присутствовал на совещании иерархов-иконопочитателей в Агаврском мон-ре вместе с прп. Иоанникием, прп. Феодором Студитом , патриархом Никифором К-польским и др. Тому же митр. Петру прп. Феодор Студит направил неск. писем, к-рые сохранились. В 843 г. митрополитом Н. по воле свт. Мефодия К-польского был избран св. Феофан Начертанный (Грапт), ранее, в период правления иконоборцев, мн. годы проведший в заточении. Он оставался на кафедре до своей смерти. Около этого же времени, в сер. 40-х гг. IX в., кафедрой Н. управлял митр. Игнатий Диакон , автор Житий святителей Тарасия и Никифора К-польских, защитников иконопочитания. Его преемник митр. Никифор был рукоположен свт. Игнатием К-польским в 848 г. Во внутрицерковной борьбе, к-рая велась на протяжении следующих неск. десятилетий, митр. Никифор выступал как видный представитель партии игнатиан. В одно время с низложением свт. Игнатия в кон. 858 г. он также лишился своей кафедры и вновь вернулся на нее в 867 г., после возвращения Игнатия на Патриарший престол. В 869-870 гг. митр. Никифор участвовал в Константинопольском Соборе . Представителем партии фотиан в Н. в 60-х гг. IX в. был митр. Иоанн (RegPatr, N 473). После смерти в 877 г. свт. Игнатия митр. Никифор был вновь низложен; на кафедру Н. из Кизика был переведен митр. Амфилохий (RegPatr, N 511-512), а в 878/9 г. на краткое время до своей смерти митрополитом Н. по выбору патриарха Фотия стал Григорий Асвеста . В 20-30-х гг. X в. кафедру Н. занимал ритор и ученый митр. Александр . Во 2-й пол. X в. митрополитом был Даниил, написавший комментарии к сборнику новелл имп. Юстиниана. В 1027 г. постановлением К-польского Синода во главе с патриархом Алексием Студитом за получение незаконных донаций от мон-рей был низложен митр. Константин (RegPatr, N 833). В эту же эпоху окрестности Н., как и соседний район горной гряды Олимпа Вифинского, стали средоточием монашеской жизни. В сер. IX в. близ Н. в мон-ре Флувута принял монашеский постриг прп. Константин Синадский . Неподалеку от Н. находилась гора Кимин, на к-рой в сер. X в. основал свой мон-рь прп. Михаил Малеин .

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Из сказанного святитель выводит возможность и необходимость почитать искусственный образ вочеловечившегося Сына, Его священное изображение, «представляющее и напоминающее нам Его, если принять во внимание естественное сходство и в то же время отличительное свойство Слова (ибо изображение нетожественно с Сыном , а представляет только подобие внешнего вида )… Он есть единственный в своем роде и честнейший из священных символов во славу и явление домостроительства Его, дабы и чрез него слава восходила к первообразу. В противном случае ради названия образа борющимся с названием пришлось бы отчуждать Сына от Отчей сущности и славы и лишать Его поклонения и служения, раз они не допускают никакого отношения между [искусственным. – В.Н. ] образом и первообразом » . Далее свт. Никифор, ссылаясь на свт. Василия Великого утверждает, что «искусственный образ есть изображение формы и внешности, или вида и красок»; искусственный образ так же, как и естественный, сохраняет «неизменно отношение и связь с первообразом свойственным ему образом». Термин «образ» применим к обоим их типам: «Слово образ означает как в приложении к образам естественным , очевидно, подобие и отсутствие различия , так и в приложении к образам искусственным – сходство по виду и форме , хотя по естеству в них наблюдается различие ; отсюда образ и первообраз соединяются в одном и том же названии омонимически» . Святитель пишет об искусственном образе: «Он сходен с первообразом и благодаря сходству выражает весь внешний облик того, кого отражает, но остается сущностно отличным от последнего из-за другой материи. Или: (искусственный) образ – это подражание первообразу и его отпечаток; от первообраза он отличается различием сущности... Ибо если бы он не отличался от первообраза, то он сам был бы первообразом» . 2. Отношение (σχσis) образа к первообразу Как пишет К. Шёнборн , патриарх Никифор в отличие от прп. Иоанна Дамаскина, объяснявшего образ идеей причастности к бытию, обосновал искусственный образ отношением его сходства с архетипом: «Изображение состоит в имении сходства с первообразом; оно есть и называется изображением первообраза, отделено от него и существует само по себе» .

http://bogoslov.ru/article/6193123

Е.Н.Никифоров: - Учитывая некоторую свободу, которой обладают монастыри?  М.А.Клименко: - Безусловно. Как я говорил, каждый монастырь в первую очередь руководствуется тем уставом, который завещан ему его святыми основателями. Например, в Хиландаре это святитель Савва Сербский, в Ксенофонте - преподобный Ксенофонт, в Лавре это величайший столп православия, преподобный Афанасий Афонский. В первую очередь они базируются на этих уставах. Затем на уставах, которые были даны византийскими императорами - замечу: многие из них так же причислены к лику святых. Затем уже ныне действующим уставом горы Афон, который не должен противоречить их уставам. И Конституцией Греческой республики. А не каким-то циркуляром, который направляется из канцелярии Константинопольской патриархии.  Е.Н.Никифоров: - Максим, Вы нас утешили. Надеюсь, ситуация будет развиваться так, как Вы сказали - в духовном ключе. Согласно законам, которые тысячу лет существуют на Святой Горе. Принятым во всем православном мире. И монахи смогут спокойно молиться. А нам стоит задуматься, имеет ли смысл читать и принимать близко к сердцу то ли анонимные источники, то ли обращения неизвестных авторов. И так нервничать. Будем, прежде всего, молиться и просить молитв святогорцев о нас.  М.А.Клименко: - По мнению афонского монашества одной из главных христианских добродетелей, и это считается монашеской добродетелью, является нипсис - духовное трезвение. Возможность духовно различать добро и зло, плохое и хорошее, вредное и душеполезное. Призываю послушать совета святогорских духовников и монахов и не терять этого духовного трезвения в нашей жизни, когда мы узнаем новые новости из социальных сетей. Е.Н.Никифоров: - Спасибо! У нас в эфире был Максим Александрович Клименко, известный специалист по Афону и Греческой Церкви. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Ваше имя Комментарии Plain text HTML-meru не обрабатываются и показываются как обычный текст Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки. Строки и абзацы переносятся автоматически. CAPTCHA

http://radonezh.ru/2019/02/21/glavnoe-du...

Свт. Никифор объясняет связь между искусственным образом и прототипом с помощью философской категории отношения (σχσis). «Изображение (и образ) принадлежит, по его мнению, к разряду предметов “соотносительных”, то есть таких, главной чертой которых является соотнесенность с другим предметом, а не самодовлеющее бытие», – поясняет В.В. Бычков . Святитель пишет: «…Икона относится к первообразу , как следствие к причине. Отсюда необходимо причислить ее к разряду предметов соотносительных . Соотносительным называется то, что в своем существе определяется применительно к другому и чем устанавливается взаимное влияние одного на другое... Точно так же и первообраз есть первообраз образа (иконы). И никто не назовет образ, не имеющий отношения ни к кому, образом кого-либо. Один вызывается и мыслится вместе с другим. И хотя бы первообраз умер, отношение не уничтожается… Представляя умершего как живого, образ – в виде копии, памятника или очертания – сохраняет продолжающееся во времени отношение» . «Сущность изобразительного отношения составляет подобие образа архетипу», – пишет В.В. Бычков . Подобие, или сходство образа с первообразом по облику (внешнему виду), позволяют созерцать на иконе лицо (ипостась) изображенного: «Подобие, являясь посредствующим отношением , связывает крайние члены, т. е. того, кто подобен, с тем, кому подобен, – соединяет их по внешнему виду, хотя существо их остается различным. Но хотя сущность того и другого различна, однако первообраз не есть что-либо иное по сравнению с образом, а именно то самое, что составляет содержание образа. Чрез изображение первоначального предмета дается о нем познание и в нем можно созерцать ипостась начертанного » . В этом особенность отношения изображения , которой нет в других предметных отношениях (например, в отношении “отцовства – сыновства”), поясняет В.В. Бычков . Из внешнего подобия (схожести) изображенного (образа) и изображаемого (первообраза, прототипа, архетипа) следует тождество их имен: «Так как Слово усвоило домостроительно страдания тела и так как тело это называется телом Бога Слова, то и икона и подобие Его пресвятого тела относятся к Нему, как Ему собственные. Усвоенная таким образом, икона, принимая имя, общее обоим естествам, называется омонимически с первообразом » .

http://bogoslov.ru/article/6193123

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010