Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086 Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в.   XII в.   Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Никита. [Инфографика] . Значение имени : происходит от греческого ... — победитель; День памяти : 13 февраля; Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский : Жил во второй половине XI века. Был одним из первых пострижеников Киево-Печерской обители. В юности стремился к отшельнической жизни, просился уйти в затвор. Но не получил благословения от игумена монастыря. Ослушавшись настоятеля, впал в прелесть, был искушаем бесом. Из беды Никиту вызволили собратья-монахи: они стали усердно молиться о нем и в конце-концов изгнали из юного подвижника беса. Сам инок покаялся и отдал себя в полное послушание духовнику. Со временем Никита стал священником, а в 1096 году его возвели в епископы и назначили в Великий Новгород. Трудами святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов. Его же стараниями был создан Антониев монастырь. Ров  для фундамента нового монастырского храма  в честь Рождества Богородицы святитель копал собственными руками. Новгородской епархией управлял 13 лет и мирно скончался 31 января (по новому стилю - 13 февраля) 1109 года. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Никита : Великомученик Никита Готский ( IV век ). Родился и жил на берегах Дуная. Еще до крещения стал свидетелем чудесного обретения иконы Божией Матери, позже получившей название «Новоникитская». Уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Святой Никита усердно трудился над распространением христианства в своей земле, чем вызвал ненависть язычников. Они схватили его, истязали и конце концов сожгли. Погребен в Киликии (ныне юго-восточная Турция).  День памяти: 28 сентября.  Преподобный Никита Столпник (XII век) — В молодости был сборщиком податей и налогов в Переславле-Залесском, беспощадно  выколачивал из людей последнее. Позже в нем пробудилась совесть, он бежал в монастырь святого мученика Никиты и несколько лет провел в глубоком покаянии. По благословению настоятеля возложил на себя тяжелые вериги, а затем выкопал глубокую круглую яму и стал в ней, возложив на голову каменную шапку. Умер мученической смертью от рук своих родственников, которые, придя к нему ночью, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные. День памяти: 6 июня; Интересные факты ;Ил.: Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Икона; Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великого Новгорода; Нетленные мощи святителя Никиты. Фото visitnovgorod.ru; Клейма иконы «Свт. Макарий Московский с житием», Сергиев Посад, 1990-е гг. Прославление святителя Никиты в лике святых состоялось в 1547 году на Соборе, созванном митрополитом Московским Макарием//Фома. - – февраль 2020. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-202-...

Придел Иоакима и Анны Софийского собора, согласно перечню Новгородских владык, существовал уже в начале XII в. (там был погребен епископ Никита) . Возможно, престол Иоакимовского храма был перенесен в середине XI в. в новый Софийский собор, а первое указание на точное место погребения Новгородского епископа может указывать на сложившуюся к тому времени традицию, восходящую к захоронению Иоакима в построенной им церкви в честь своего небесного покровителя. Впрочем, столь же вероятно и обратное – сообщение о церкви святых Иоакима и Анны является версией летописца XVII в., стремившегося восполнить скудость сведений о первоначальной истории Новгородской кафедры и исходившего из факта существования в кафедральном соборе придела с таким посвящением (которое действительно могло иметь в виду небесных покровителей 1-го Новгородского епископа Иоакима и супруги Владимира Святославича Анны). Что касается Десятинного монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, то предание о его возникновении уже в конце X в. при Иоакиме Корсунянине, скорее всего, связано с летописной статьей 996 г. об учреждении князем Владимиром церковной десятины и учреждении заведующего им клироса «корсунских попов». Первые достоверные сведения о Десятинном монастыре в Людине конце относятся только к XIV в. (наиболее вероятно его основание в 1327 г. на Десятине – земле, принадлежавшей Софийскому дому) . Несмотря на канонизацию Иоакима при архиепископе Евфимии II в 1439 г., наряду с другими святителями, погребенными в Софийском соборе, место захоронения долгое время оставалось неизвестным. По сути, неизвестно оно и сейчас – в нынешней гробнице Иоакима в некрополе Софийского собора в качестве его мощей находятся некие останки, обнаруженные в «каменной полатке» (у Софийского собора?) в 1699 г. Если действительно, как предполагалось выше, Иоаким по требованию Ярослава после 1018 г. вынужден был оставить Новгород, то он и не мог быть в нем погребенным.   Ефрем Следующим в списках Новгородских владык стоит имя Ефрема. Древнейший вариант летописного текста, где он упоминается, сохранили, вероятнее всего, летописи НСГ и, прежде всего, базовый свод этой группы летописей – НК1. Как показывают недавние исследования Н. И. Милютенко, А. А. Гиппиуса и Т. В. Гимона, в этом своде сохранились уникальные ранние летописные записи XI в. (новгородские или киевские) : «В лето 6538 Сем же лете [ид]е Ярослав на чюдь и победи я, и постави град Юрьев. И приде к Новуграду. И събра от старост и от попов дети и 300 учити книгам. И преставися архиепископ Акимь; и бяше ученик его Ефремь, иже ныучаше» .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (+ 1108) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 31 янв., на следующий день по преставлению, 30 апр. в день обретения мощей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных Свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Никита был постриженником Киевского Печерского монастыря. В самом начале своего иноческого пути, по неопытности своей, он затворился в своей пещере против воли и благословения настоятеля, прп. игумена Никона (память его 23 марта). Печерские старцы поняли, что безрассудный послушник не послушает их, но не переставали следить за ним и молиться за него. Через малое время благоухание наполнило пещеру затворника, и он услышал голоса. «Господи! — воскликнул неосторожный затворник. — Явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему «Я пошлю тебе ангела, твори во всем волю его». Тогда явился ему в виде ангела бес и прежде всего повелел ему перестать молиться, сказав, что молиться будег он сам, а затворнику велел только читать Ветхий Завет. Несчастный послушник и прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молящегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет изучил наизусть. Бес же стал говорить ему все, что творится в мире, и затворник начал пророчествовать. К его пещере приходили миряне послушать его. Но старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завега, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Они взломали пещеру, молитвой своей изгнали беса и силой вывели из нее затворника. Тогда оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, и, когда он пришел в себя, ему пришлось учиться читать, как младенцу. Никита понял свою ошибку, горько оплакал ее и с тех пор стал подвизаться в смирении и послушании. Впоследствии он был возведен на архиепископскую кафедру Великого Новгорода.

http://sedmitza.ru/lib/text/436877/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Никита 4 мин., 13.02.2020 Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины» . Значение имени: происходит от греческого Νικτας — победитель. День памяти: 13 февраля Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Киево-Печерская обитель — первый большой монастырь, появившийся на Руси после ее крещения. А Никита был одним из первых пострижеников обители. Жил он во второй половине XI beka, когда во главе монастыря стоял игумен Никон, ученик основателя монастыря преподобного Антония Печерского. Никита слышал о подвигах монахов Египта и Палестины, знал об отшельнической жизни преподобного Антония — и тоже хотел подвижнической жизни. Он просился у игумена Никона уйти в затвор, но тот отказывал: «Не полезно тебе, юному, сидеть праздно. Желание это выше твоих сил. Лучше тебе работать вместе с братией». Тогда инок решил действовать сам: заперся в келье и стал творить молитву. И очень скоро с ним случилось то, что христианские писатели называют впадением в прелесть: сначала Никите показалось, что рядом с ним молится кто-то еще, потом он почувствовал разлитое в воздухе благоухание и, наконец, увидел существо, которое принял за ангела. Это существо сказало ему: «Отныне молиться за тебя буду я. А ты читай книги, постигай премудрость — будешь наставлять приходящих к тебе». Никита так и поступил: бросил молиться и взялся за книги (благо, книг в Киево-Печерской обители было не счесть). Он досконально изучил Ветхий Завет и мог цитировать его на память. К нему стали ходить с вопросами и за советами, и Никита взялся наставлять людей. Со временем затворник приобрел известность. Но его собратьев-монахов всерьез беспокоило то, что он никогда не упоминал о Христе и избегал разговоров о Евангелии. А кроме того, его никогда не видели за молитвой. Никита и в самом деле не молился. А зачем? За него же молится «ангел»! Из беды Никиту вызволили собратья-монахи: они стали усиленно молиться о нем и в конце концов изгнали из юного подвижника беса (конечно, это он являлся Никите под видом светлого ангела). Когда Никита избавился от наваждения, оказалось, что он полностью забыл не только книги Ветхого Завета, но и грамоту, так что его пришлось заново учить читать! В конце концов инок покаялся и отдал себя в полное послушание духовнику.

http://foma.ru/imya-nikita.html

Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поляков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) написано: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний». «Иконописный подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы». Служба блаженного Исидора была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам блаженного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь. Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Преподобный Никита, родом киевлянин — один из первых постриженников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы он благословил его подвизаться наедине, в затворе. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишиться награды своей. Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельщен в затворе бесами; и только благодать Божия да молитвы преподобных отец наших Антония и Феодосия спасли его. Желание твое выше сил». Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена, так как не мог преодолеть сильного рвения своего к затворнической жизни и поэтому, чего захотел, то и сделал. И он, затворившись, заградил дверь крепко и, не выходя, пребывал один в молитве. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему, как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Пение этого тропаря повторялось в течение трех ночей. Служение епископа Игнатия словом назидания не прекратилось с его кончиной. Учение святителя о духовной жизни христианина, изложенное им в его творениях, служит спасению христиан всех последующих поколений. Многочисленные издания творений Владыки Игнатия быстро расходились по обителям и частным лицам, по лицу всей Русской земли. В год смерти епископа Игнатия архиепископ Ярославский Леонид писал: «Я уповаю, что православные русские люди мало-помалу усвоят себе покойного святителя; в его жизни и писаниях они постараются найти и найдут что может быть общедушеспасительного». Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. На Православном Востоке епископ Игнатий считается выдающимся подвижником и православным духовным писателем. «Все, чему учит епископ Игнатий по вопросам, относящимся к христианской жизни, находится в полном соответствии с Вселенским преданием Православия, основано на этом предании, высказанном в творениях святых отцов». И в настоящее время преосвященный Игнатий является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу. Епископ Игнатий канонизован за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного Православного святоотеческого предания. Они продолжают и ныне действенно оказывать свое благотворное влияние на всех, ищущих пути христианского спасения. Никита, епископ Новгородский — прославление Святитель Никита, епископ Новгородский, родился в Киеве. Он был одним из первых постриженников Киево-Печерской обители, в которой подвизался при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости Никита претерпел искушение от беса, внушившего ему желание прославиться среди людей. Несмотря на запрещение игумена, он самовольно затворился в келлии. В затворе Никита, по повелению демона, явившегося ему в образе светлого Ангела, перестал молиться и каяться в грехах; из всего Священного Писания он стал читать лишь книги Ветхого Завета, истолковывая их по-своему, поучать народ и пророчествовать. Многие стали приходить к нему для беседы. По молитвам святых отцов Киево-Печерской обители Никита понял, что обольщен бесом, и глубоко раскаялся в непослушании игумену, после чего полностью покорил себя воле старцев, стал вести строгую, воздержанную жизнь. Много лет он оплакивал свой грех и нес подвиг смиренного послушания. Самосовершенствуясь в добродетелях, он достиг высокой духовной мудрости, стал одним из наиболее строгих подвижников Киево-Печерского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Тридцать первый день Поучение 1-е. Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (Молитва и пост – как орудия борьбы с диаволом) I. Cbm. Никита, епископ Новгородский, ныне воспоминаемый Церковью чудотворец, был сначала затворником и иноком Киево-Печерским. Будучи возведен в сан епископа Новгородского, 13 лет пас Церковь Новгородскую, и еще при жизни был прославлен даром чудес. В начале своих подвигов, когда он удалился в затвор, он был прельщен диаволом. Диавол явился ему в виде ангела и сказал: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришед к нему, вразумили его и, молитвами своими и постом отогнав диавола, вывели из затвора. Почил свт. Никита в 1108 г. Мощи его обретены в 1558 г. и открыто почивают в Новгородском Софийском соборе. II. Злой дух, намеревавшийся погубить свт. Никиту, был прогнан молитвами свв. печерских подвижников, соединенными с постом. Итак, молитва и пост суть могущественные средства в борьбе с диаволом. Господь Иисус Христос, указывая на силу молитвы и поста против злых духов, сказал: сей род — бесовский – не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братия, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающего нами духа злобы необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвой и постом. а)  Молитва отражает стрелы вражии от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящегося над миром, соделывает прилежно молящегося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом: ибо молитва, по словам великого молитвенника, св. Иоана Лествичника, есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. Молящегося Сам Дух Божий укрепляет на брань, Сам поборает за него, как некогда за Моисея, стоявшего наверху горы и поднимавшего руки к Богу на одоление амаликитян (Исх. 17, 10–11). Сам поражает и прогоняет полчища сатанинские. Прилежно молящегося св. Нил подвижник уподобляет парящему в высоту птенцу орла: последнего не может поймать птицелов, так и возносяющуюся к небу на крылах молитвы душу человеческую злой дух не в состоянии уловить в свои сети. И сколько победных чудес совершено было святыми молитвенниками Божиими!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мощи прп. Феофана Постника открыто почивают в Антониевой пещере. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках лавры.  Прозвание Постник, с которым известен прп. Феофан, указывает, что строгай пост был тем путем, которым он приблизился к Господу. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский (XII в.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Житие прп. Онуфрия не описано в Патерике. У Кальнофойского (собирателя сведений о святых подвижниках) назван он старцем и чудотворцем, в каноне лавры — любителем молчания. Мощи его почивают открыто в Антониевой пещере. Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (+ 1108) Память его празднуется 31 янв., на следующий день по преставлению, 30 апр. в день обретения мощей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных Свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Никита был постриженником Киевского Печерского монастыря. В самом начале своего иноческого пути, по неопытности своей, он затворился в своей пещере против воли и благословения настоятеля, прп. игумена Никона (память его 23 марта). Печерские старцы поняли, что безрассудный послушник не послушает их, но не переставали следить за ним и молиться за него. Через малое время благоухание наполнило пещеру затворника, и он услышал голоса. «Господи! — воскликнул неосторожный затворник. — Явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему «Я пошлю тебе ангела, твори во всем волю его». Тогда явился ему в виде ангела бес и прежде всего повелел ему перестать молиться, сказав, что молиться будег он сам, а затворнику велел только читать Ветхий Завет. Несчастный послушник и прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молящегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет изучил наизусть. Бес же стал говорить ему все, что творится в мире, и затворник начал пророчествовать. К его пещере приходили миряне послушать его. Но старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завега, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Они взломали пещеру, молитвой своей изгнали беса и силой вывели из нее затворника. Тогда оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, и, когда он пришел в себя, ему пришлось учиться читать, как младенцу. Никита понял свою ошибку, горько оплакал ее и с тех пор стал подвизаться в смирении и послушании. Впоследствии он был возведен на архиепископскую  кафедру Великого Новгорода. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010