Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В XII веке Туров был достаточно крупным городом, центром удельного княжества. Первое упоминание о Турове содержится в Лаврентьевой летописи под 980 годом. На основании археологических данных предполагают, что крупное поселение на месте Турова могло возникнуть в VI-IX веках. В 1005 году, при князе Владимире, в числе первых шести русских епархий была учреждена и Туровская епархия с. 54]. К середине XII века в Турове насчитывалось от 40 до 80 храмов и монастырей с. 91]. Постриженником одного их этих монастырей и стал будущий Туровский епископ. В монастыре святитель Кирилл углубил свои знания Священного Писания , святоотеческой письменности, истории Церкви, Церковного Устава. Как видно из его сочинений, была ему знакома и апокрифическая литература. Уже в те годы у святителя Кирилла проявился дар учительства. Как пишет о нем автор жития, «мнозем на ползу быть, уча я» с. 70]. Спустя некоторое время после поступления в монастырь святитель Кирилл принимает на себя подвиг столпничества – затворяется в башне. Он был первым из восточнославянских монахов, избравший такой подвиг. 41-е Правило VI Вселенского Собора с. 527] запрещало столпникам (затворникам) оставлять избранный путь, кроме случая «когда сего потребует общественное служение». Пребывая в затворе, в посте и молитве, святитель Кирилл не оставлял своих научно-просветительских трудов: «Во столп вшед затворися, и ту пребысть неколико время, с постом и молитвою паче себе тружаяся, и много божественная писания изложи». Добродетельный и просвещенный инок по просьбе князя и народа был поставлен епископом Туровским. Предположительно это произошло между 1147 и 1169 годами с. 167]. О событиях, предшествовавших поставлению святителя Кирилла на Туровскую кафедру, существуют противоречивые мнения. 1156 год – время изгнания митрополита Климента Смолятича с Киевской кафедры князем Юрием Долгоруким. В тот же год в Киев приехал новый митрополит, Константин, родом грек, поставленный Константинопольским Патриархом с. 292]. Об участии Туровского епископа Иоакима II, возможного предшественника святителя Кирилла на Туровской кафедре, в избрании Климента Смолятича в Киевские митрополиты сохранились противоречивые сведения. В Печерском Патерике в житии святителя Нифонта говорится, что во время избрания митрополита он был на стороне святителя Нифонта Новгородского и выступал против избрания Климента Смолятича без благословения Константинопольского Патриарха. С другой стороны, как указывает митрополит Макарий (Булгаков) , имени Туровского епископа нет среди возражавших против избрания Климента с. 290]. Х. Лопарев в своей работе, посвященной творчеству святителя Кирилла, пишет о Туровском епископе Иоакиме как о стороннике Климента Смолятича, который после удаления Климента был лишен кафедры, и на его место, возможно, был возведен святитель Кирилл. В доказательство своего мнения он приводит тот факт, что поддерживавший Климента Смолятича Черниговский епископ Онуфрий был заменен греком епископом Антонием с. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Кроме сего, святой Кирилл написал слова на праздники Господские и иные душеполезные слова, из которых и образовались книги, написанные святым Кириллом от евангельских и пророческих сказаний. Составил святой Кирилл и молитвы и похвалы многим святым, и все свои многочисленные писания предал Церкви, на поучение и утешение верующим русским людям. Святой Кирилл составил, вероятно, свои слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Из числа таких поучений святому Кириллу Туровскому , без сомнения, принадлежат помещавшиеся в особых древних сборниках, наряду с поучениями отцов и учителей Церкви, пять поучений на воскресные дни Триоди: «Слово в новую Неделю по Пасхе (на антипасху), о поновлении Воскресения и о артосе и о Фомине испытании ребр Господних», «Слово о снятии тела Христова со креста и о мироносицах, от сказания евангельского, и похвала Иосифу и Никодиму, в Неделю 3-ю по Пасхе», «Слово о расслабленном, от Бытия и от сказания евангельского, в Неделю 4-ю по Пасхе», «Слово о самаряныне, в Неделю 5-ю по Пасхе», «Слово о слепце и зависти жидовской, от сказания евангельского, в Неделю 6-ю по Пасхе»; четыре поучения на праздники подвижные: «Слово в Неделю цветоносную, от сказания евангельского», «Слово на святую Пасху, в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний», «Слово на Вознесение Господне, в четверг 6-ой Недели по Пасхе, от пророческих сказаний, и о возведении Адама из ада», «Слово на Собор святых отец 318, собравшихся на Ария, указание от святых книг, яко Христос Сын Божий есть, и похвала отцем святым Никейского Собора, в Неделю прежде Пятидесятницы». Недавно открыто слово святого Кирилла на Крещение Господне – «Слово на просвещение Господа нашего Иисуса Христа». Каждое из перечисленных «Слов» святого Кирилла начинается приступом, в котором большей частью выражена какая-либо общая благочестивая мысль. В самом «Слове» далее обыкновенно изъясняется предмет праздника, раскрываются обстоятельства воспоминаемого события или излагается притча. При объяснении подробностей события или притчи, святой Кирилл почти везде показывает их переносный, таинственный смысл; краткие евангельские сказания Кирилл большей частью распространяет; в уста священных лиц влагает прекрасные речи. «Слова» святого Кирилла оканчиваются назиданием слушателям, или молитвой к Богу, или похвалой угодникам Божиим и молитвой к ним. Содержание этих возвышенных слов святого Кирилла обнаруживает совершенное его знание Священного Писания и сочинений многих отцов и учителей Церкви: Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Кирилла Александрийского , Евлогия Александрийского, Прокла, архиепископа Константинопольского, и других, а также Симеона Метафраста , составителя житий святых и канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Территория Туровской епархии была обширна и захватывала территории, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 г. кафедра была перенесена в Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Имена епископов с 1182 по 1390 г. нам неизвестны; возможно, было время, что епископская кафедра не была занята, и архипастырское попечение над Турово-Пинской паствой осуществляли митрополиты Киевские и всея Руси. Поэтому в синодике названы имена митрополитов Петра, Алексия, Киприана и Ионы. Двое из Туровских святителейепископ Кирилл и его преемник епископ Лаврентий — получили церковное прославление и были причислены церковью к числу угодников Божих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого (28 апреля/11 мая) традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья. Во 2-й половине Х века Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло своё могущество. В 1241 г. в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжён дотла. В конце Х – haч.XIV века Туров вошёл в состав Великого княжества Литовского и на протяжении веков принадлежал разным княжеским родам. В XVI в. в Турове, по свидетельству некоторых источников, было 80 церквей, продолжал действовать древний Борисо-Глебский монастырь. По великой вере Православным были явлены чудотворные иконы Божией Матери Конковичская и Васьковская (Мозырский уезд). В акте подписания Брестской унии 1596 г. принял участие и епископ Пинский и Туровский Леонтий Пельчицкий, после чего православная Пинско-Туровская епархия перестала существовать. Но православные жители Туровщины и Пинщины отказались подчиниться униатам и добились поставления в Туров православных епископов, которые действовали одновременно с униатскими. Документы свидетельствуют, что до конца XVIII века в Турове и близлежащих приходах не было почти униатских церквей. В Турове было создано православное братство и открыта школа при монастыре. Огромную поддержку оказывал православным князь Константин Острожский, который построил здесь церковь и основал школу.

http://patriarchia.ru/db/text/26601.html

— Но что-то ведь заставляет человека из различных видов духовного подвига выбрать именно затвор? — Тут многое зависит от темперамента. В отличие от преподобного Амвросия Оптинского, который мог целые сутки напролет принимать людей — хотя сам был очень болен — святитель Феофан общаться с людьми не любил. Ему даже преподавать не нравилось, хотя он окончил Киевскую духовную академию и был профессором и даже ректором Петербургской академии. А потом его призвали на епископское служение, и он был правящим архиереем и активно проповедовал (его слова и речи тоже изданы) — но все это он делал, преодолевая некий внутренний барьер. И вообще, как только его сделали епископом, начал бомбардировать Синод прошениями отправить его на покой. Хотя ему еще пятидесяти лет не было. И, в конце концов, получил благословение Синода, нашел себе уединенную «пустыньку» среди соснового бора на берегу речки Выши, ему предложили стать настоятелем этой обители — он отказался и первые шесть лет просто жил в монастыре на покое, участвуя во всех службах. А потом ушел в затвор. Но что это был за затвор? И чем он отличался от затвора, скажем, Симеона Столпника? Владыка Феофан построил себе обыкновенный двухэтажный дом — по сути, тот же столп. Жил он на втором этаже, на первый почти не спускался: сначала еще выходил подышать воздухом в сад, а в последние годы — только на балкон. Есть два вида затвора. Первый — когда затворник ничего с собой не берет, даже молитвослова и Библии. В темноте, закрывшись от людей и от солнца, он молится Богу, потому что с точки зрения строгого исихазма нужно вымести и вычистить свою «душевную храмину» до полной пустоты, тогда в нее войдет Бог. И твое служение миру и культуре заключается только в одном: в том, что ты за них молишься, независимо от того, знают они об этом или нет. Но есть и другой способ. Из нашей истории мы знаем как минимум два таких примера. Первый — это епископ Кирилл Туровский, который в XII веке, уйдя в затвор, писал произведения, которые в списках расходились по всей Руси: каноны, проповеднические слова, поучения, притчи... Второй — епископ Феофан. Он взял с собой в затвор всю свою библиотеку, выписывал новые журналы, новые книги — даже из-за границы. Кроме этого, он захватил с собой токарный станок, слесарные инструменты, все необходимое для иконописи, фисгармонию... Даже учился играть на скрипке — правда, говорил: «Боюсь, что монахи все разбегутся», но тем не менее...

http://foma.ru/razgrebanie-peska.html

«В нынешнем, 2019 году, Южная столица Казахстана град Алматы стал местом проведения Всеказахстанской книжной выставки-ярмарки " Радость слова " , которая проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при участии Казахстанского митрополичьего округа и Издательского Совета Русской Православной Церкви. На ярмарке широко представлена духовно-нравственная, классическая, образовательная, детская и художественно-публицистическая литература. Книги, написанные в этих столь разных жанрах, объединяет одно — все они отражают православное миросозерцание и свидетельствуют о высочайших идеалах и бесценном сокровище религиозной традиции Святого Православия, — говорится, в частности, в тексте приветствия. — Русская литература глубоко укоренена в Православии. У ее истоков находятся святые братья-просветители Кирилл и Мефодий. Первыми оригинальными славяно-русскими произведениями стали проповеди святителя Киевского Илариона и архиепископа Туровского Кирилла, жизнеописания подвижников Киево-Печерского монастыря , летописный текст " Повести врменных лет " . Правда Божия, красота и величие человеческого духа. Просвещенного Божественной благодатью, раскрыты в лучших произведениях русских классиков XIX и ХХ столетий. Русская литература никогда не стремилась к внешним эффектам, но при знакомстве с ней нельзя не поражаться глубине постижения человеческих характеров и особому, просветленному взгляду на окружающий мир, который свойственен православным подвижникам». На открытии форума присутствовали: епископ Талдыкорганский Нектарий , благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, руководители отделов и комиссий Митрополичьего округа и Алма-Атинской епархии , священнослужители, преподаватели и студенты Алма-Атинской духовной семинарии , представители общественных объединений, научная и творческая интеллигенция, прихожане храмов. После оглашения приветственного адреса главы Православной Церкви Казахстана к присутствующим  обратился епископ Геннадий. Ведущий специалист Издательского Совета, куратор просветительского проекта «Радость Слова» иерей Андрей Степанов приветствовал участников выставки от имени председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента .

http://patriarchia.ru/db/text/5381328.ht...

В 1182 году святитель, чувствуя приближение кончины, решил остаток дней провести в полном уединении и оставил кафедру. Скончался он 28 апреля 1182 года. Творчество святителя Кирилла явилось одним из наивысших достижений литературы XII века. После его смерти осталось большое количество сочинений. Некоторые из них напечатаны в книге «Памятники российской словесности XII века», целый ряд сочинений потерян и есть сочинения, приписываемые ему без достаточных оснований. Имеется полное собрание сочинений святителя Кирилла, изданное преосвященным Евгением Туровским в Киеве в 1880 году. Труды: Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке. Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о душе, и о покаянии. Сказание о черноризском чине. Восемь слов на разные воскресные и другие дни. Тридцать молитв. Два канона. Перечисленные выше труды были напечатаны в следующих изданиях: Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. – М., 1821. – С. Х-ХП, 3–152. Евгений. Творения отца нашего Кирилла, епископа Туровского . – Киев, 1880. Срезневский И. И. Новые списки поучений Кирилла Туровского //Исторические чтения о языке и словесности за 1854 и 1855 годы. – СПб., 1855. – С. 137–153. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского //Труды отдела древнерусской литературы. – М-Л., 1955. – Т. 11; 1956. – Т. 12; 1957. – Т. 13;1958. – Т. 15. Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина. – С. 656–670. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3. – С. 35, 36, 125–175. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 68–69. Смирнов С. И. Как служили миру подвижники древней Руси. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 8, апрель. – С. 168–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким образом св. Иоанн возвысил Фивы до величия, которого этот город не знал и до норманнского нашествия. Исполнив свой долг, митрополит почил в мире, вверив свою Церковь покровительству Пресвятой Богородицы. В знак признательности фиванские христиане воздвигли в центре города храм в честь святителя, где и положили его чудотворные честные мощи. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 12 мая 2012 г. Память этого святого, отсутствующая в Синаксарях, сохранилась в одном Патмосском Минологии X в. (BHG 2300). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты Святитель Кирилл, епископ Туровский Святитель Кирилл, епископ Туровский Эти подвиги (он стал жить на столпе, по примеру древних святых столпников) и аскетические писания способствовали тому, что слава о Кирилле распространилась по всему краю, так что князь и народ едиными устами приневолили его занять епископскую кафедру (ок. 1169). Все силы, дотоле отдаваемые подвижническим трудам, он отныне направил на духовное воспитание народа. Святитель Кирилл составил множество бесед на праздники церковного года, поучения из Евангелий и пророческих книг Ветхого Завета. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви Синаксарь: Жития святых Православной Церкви Это первое подготовленное на высоком современном научном уровне и в то же время общедоступное собрание житий святых. По полноте персоналий оно не имеет аналогов. В собрание вошли рассказы как о святых православного Востока, так и о святых Запада, прославленных Церковью до X века. Большое внимание уделено русским святым, в том числе новомученикам. Святой мученик Роман из города Ракки Святой мученик Роман из города Ракки Примерная жизнь святого Романа привлекла к нему благожелательное внимание святой Анфисы. Однажды она послала его с поручением по монастырским делам вместе с другим почтенным монахом. По дороге их схватили сарацины и отправили в Багдад – столицу халифа Мансура Абд-Аллаха Абу Джафара. Тот приказал заточить их в тюрьму. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/53479.html

После сугубой ектении владыка Вениамин вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь перед причастием произнес настоятель прихода храма Вознесения Господня города Петрикова протоиерей Димитрий Пасечник. По отпусте Божественной литургии участники торжеств проследовали к памятнику святителю Кириллу Туровскому, где было совершено славление святому. С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Туровский Леонид, который сердечно поблагодарил митрополита Вениамина за архипастырский визит и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону святых Туровской земли, на которой изображены особо почитаемые на территории Юго-Восточного Полесья святые угодники Божии — святители Кирилл и Лаврентий Туровские, преподобный Мартин Туровский и благоверный князь Борис Туровский. У памятника святителю митрополит Вениамин также вручил орден преподобной Евфросинии Полоцкой председателю Гомельского областного Совета депутатов Е.А. Зенкевич. В ознаменование 840-летия преставления святителя Кирилла, епископа Туровского, и в связи с 10-летием освящения кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских в городе Турове Житковичского района по ходатайству епископа Туровского Леонида Патриарший экзарх всея Беларуси удостоил епархиальной медали «Святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские» председателя Житковичского райисполкома Николая Пьявко и др. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Авксентий (Абражей) был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. По сложившейся традиции, установленной первым Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом (Вахромеевым) , митрополит Вениамин вручил аксельбанты курсантам Академии МВД РБ — выпускникам кадетских и юридических классов средней школы 15 города Мозыря имени генерала Е.С. Бородунова.  Далее был оглашен приветственный адрес Житковичского райисполкома и райсовета депутатов. По случаю объявленного в Беларуси Года мира и созидания митрополиту Вениамину, епископу Леониду и Е.А Зенкевич вручили памятные сувениры.

http://patriarchia.ru/db/text/6026296.ht...

Приидите же ныне, братия, прославим сего святителя такими словами: радуйся, славный святитель и учитель, больше всех других стяжавший себе славу второго Златоуста в России. Радуйся ты, который своим блестящим словом наставил все страны земли Русской в духовной мудрости. Принося тебе эту малую похвалу, молимся тебе: молись за нас Вседержителю, Которому ты ныне дерзновенно предстоишь, да избавит Он нас от постигших нас бедствий и от безбожных агарян 2830 , всегда угнетающих нас, да по твоим молитвам получим мы от Господа милость, прощение грехов и вечное блаженство в будущей жизни. 2821 Город Туров, ныне местечко Минской губернии, Мозыревского уезда, находился на реке Тирипети, на половине расстояние между нынешними городами Мозырью и Пинском. По свидетельству летописи он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогвольдом, основавшим княжество Полоцкое. 2822 Блаженный Кирилл подвизался в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина. Память его празднуется 28 июня. 2825 Под именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сперва суздальский игумен, а потом епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 г. казненный. В Новгородской летописи он назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо чёрного. 2826 Святитель Кирилл присутствовал на соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении. 2828 Из сочинений блаженного Кирилла до нас дошли: 9 слов, произнесенных в храме пред народом, 3 статьи, изложенные в форме посланий или наставлений к инокам, и более 20 молитв и канон молебный. Подлинность этих сочинений несомненна. 2829 Блаженный Кирилл скончался около 1183 года, оставив кафедру раньше этого года из любви к уединенной жизни. 2830 Разумеются татары. Проложная память о блаженном Кирилле составлена несомненно во времена владычества татар над Русью. Эта память из рукописного Пролога XIV века вошла впервые в печатный Пролог издание 1642 и 1643 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010