Он удалился сначала в Антиохию, а потом в Тарс. В этом последнем епископ Силуан принял его с глубоким уважением и дал приют изгнаннику. Акакий, однако же, не успокоился на этом и желал лишить св. Кирилла и того странноприимства, какое нашел он у Силуана: он писал этому последнему, что Кирилл низложен с кафедры и не должен иметь общения с прочими епископами; но архипастырь Тарса не внял настояниям Акакия и удержал у себя изгнанника. Хотя на соборе Селевкийском, в 359 году, св. Кирилл возстановлен был в достоинстве святителя Иерусалимского, но прежде чем вступить в управление паствою, он снова был объявлен низложенным – по козням Акакия – на другом соборе в Константинополе, в 360 году. Возвратился на свою кафедру св. Кирилл уже в царствование Юлиана, преемника арианина Констанция. Однако, возвратившагося святителя ждало новое испытание: Юлиан, ставши язычником, для посрамления христианства приказал возстановить в Иерусалиме древний иудейский храм. Иудеи ликовали. Все уже готово было для построения этого храма. Но предприятие имело самый печальный конец. Св. Кирилл уже предвидел, что храму не суждено быть возстановлену. «Представляя себе предсказание прор. Даниила (9, 26), которое подтвердил и Христос в своем Евангелии ( Матф. 24, 2 ), Кирилл Иерусалимский многим возвещал, что теперь-то наступает время, когда в иудейском храме не останется камня на камне и исполнится предсказание Спасителя». Предвозвещение св. Кирилла оправдалось во всей точности. «В одну ночь сильное землетрясение извергло камни древних оснований храма», при чем пострадали и близь-стоявшия здания; иудеи пришли в ужас. Итак христианския чаяния восторжествовали, а Юлиан был посрамлен. Одним из преемников Юлиана, на императорском престоле, был арианин Валент; в это царствование св. Кирилл подвергся новому изгнанию, по воле самого императора. Это произошло в 367 году, и долго святителю пришлось жить в разлучении с своею паствою. Только в 379 году он был возвращен на свою кафедру, в царствование благочестивого императора Феодосия I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В ожидании ответа он нашел прибежище в Тарсе Киликийском у епископа Сильвана. Несмотря на угрозы Акакия, тот принял его как брата и попросил проповедовать народу, который слушал его с воодушевлением как мужа воистину апостольского. Собор, созванный в 359 году в Селевкии, оправдал Кирилла и низложил Акакия. Однако решение так и не вступило в силу, поскольку митрополит Кесарии поспешил в Константинополь, где оказал давление на императора Констанция, дабы тот отменил решение собора. Император повелел утвердить низложение Кирилла на собрании арианских епископов (360). Когда немного времени спустя Юлиан Отступник пришел к власти, святитель Кирилл сумел воспользоваться политикой религиозной терпимости, проводимой императором с целью подготовить восстановление язычества. Он вернулся на свою кафедру, так же как и другие епископы, сосланные при Констанции. Но это было лишь затишье перед новыми бедствиями. Язычники Газы, побуждаемые императором, подняли восстание против христиан, которое вызвало многочисленные жертвы, а затем разрушили монастырь преподобного Илариона Великого (память 21 октября) и изгнали его монахов. Юлиан Отступник хотел доказать ошибочность пророчества Христа об окончательном падении Иерусалимского Храма (ср.: Мф. 24: 2), разрушенного римлянами при императоре Тите, поэтому он позволил иудеям его восстановление. Но, по пророчеству святого Кирилла, работы были вскоре прекращены из-за ужасного землетрясения, которое разрушило даже фундамент древнего Храма, а огонь, вышедший из-под него, одни постройки уничтожил, а другие повредил, оставив очевидные для всех следы гнева Божия. После смерти Юлиана (363) мир был восстановлен, и Кирилл смог продолжить пастырскую деятельность. А когда скончался Акакий, он добился избрания митрополитом Кесарии своего племянника. Но ариане интригами убедили императора Валента (364–378) низложить святого и осудить его на новую ссылку, так же как и остальных епископов, изгнанных при Констанции (367). Через двенадцать лет, уже после смерти Валента, святитель Кирилл получил возможность вернуться в свою епархию. К своему прискорбию, он узнал, что некоторые православные под влиянием клеветы ариан отказываются признавать его законным епископом и вступать с ним в общение. По этой причине Антиохийский Собор (379) направил святого Григория Нисского (память 10 января) в Иерусалимскую епархию для восстановления мира. Григорий потерпел неудачу и возвратился смущенный и опечаленный, оставив Кирилла с верой и упованием в одиночку противостоять разделениям в доме Божием.

http://pravoslavie.ru/52601.html

Кирилл принял участие во II Вселенском Соборе (381), созванном императором Феодосием, и внес свой вклад в окончательное осуждение арианства и его разновидностей. По завершении заседаний на соборе было торжественно выражено признание той борьбы за Православие, которую вел Иерусалимский епископ. Вернувшись в Святой Град, Кирилл мог, хотя и недолго, насладиться миром, который он восстановил ценой многих трудов. Святитель преставился в 386 году, пробыв епископом 35 лет, из них 16 проведя в ссылке. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 31 марта 2012 г. Западная Церковь совершает память св. Максима 5 мая. После разрушений, произведенных римлянами, Иерусалим был низведен до положения незначительного городка. Его христианская община рассеялась во время гонений. Город был переименован в Элию Капитолину. Так же, как немного спустя те ариане, которые способствовали избранию св. Мелетия Антиохийского (память 12 февраля). Эти «Поучения», произнесенные, вероятно, в 349 г., остаются одним из лучших изложений православной веры и произведением исключительной важности для понимания литургической практики древней Церкви, сохраняемой в современной Православной Церкви. Они были произнесены во время 40-дневного подготовительного к крещению периода перед Пасхой и состоят из 18 «Огласительных поучений», разъясняющих Символ веры и основы православной веры, и пяти «Тайноводственных поучений», предназначенных для тех, кто уже принял крещение на Пасху, и разъясняющих священные таинства крещения и Евхаристии (некоторые приписывают их другому автору). Это чудо вспоминается 7 мая. скрыть способы оплаты Комментарии Полина (Пелагея) 31 марта 2016, 13:42 Святителю отче Кирилле, помоги мне двигаться к своему призванию. Нина Арсеньевна 31 марта 2015, 18:52 Да. Русская Православная Церковь переживает сложные и тяжелые времена. Агрессия от наших недругов направлена именно против Православия. И поэтому нам особенно теперь нужно много молиться за наше священство, чтобы Господь укрепил их силы, сберег от всех напастей и всякого коварства. Я тоже приняла решение всегда поминать в своих молитвах о здравии его Святейшества, Патриарха Кирилла и Президента России р.Б. Владимира. И Господь услышит наши молитвы обязательно!Я уверена в этом. Вспомните как говорится в Священном Писании, что хоть один даже верующий в городе будет, то весь город будет спасен. Вот поэтому пока в наших монастырях идет непрестанная молитва о мире , и если к этому прибавится и наша молитва то наше усердие не будет напрасным.

http://pravoslavie.ru/52601.html

Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. Первоначальным виновником бедствий св. Кирилла сделался Акакий, митрополит Кесарии Палестинской, рукополагавший его во епископа. Акакий начал враждебно относиться к архиепископу Иерусалимскому. В качестве митрополита Палестинской области, он стал унижать честь и достоинство кафедры Иерусалимской, не смотря на то, что первый вселенский собор своими определениями поставил ее выше кафедры Кесарийской. Св. Кирилл защищал права Иерусалимской кафедры против притязаний Акакия и тем возбуждал еще большую неприязнь со стороны последнего. К тому же Акакий был жаркий арианин и старался всячески вредить св. Кириллу, не разделявшему его догматических воззрений. Под влиянием своих разногласий с св. Кириллом, он искал предлога, чтобы подвергнуть церковному наказанию Иерусалимского святителя. Такой предлог и действительно скоро представился ему. В Иерусалиме обнаружился страшный голод. Бедствие удручало жителей, которые целыми толпами обращались к своему архипастырю за помощию. Сердобольный Кирилл роздал бедствующим все церковныя деньги, а так как этих денег все же не хватило на удовлетворение нуждающихся, то св. Кирилл решился распродать все драгоценные церковные сосуды и занавесы и вырученныя от продажи деньги роздать тем же голодающим. Действия Иерусалимского святителя заслуживали похвалы, но не так отнесся к ним Акакий, воспользовавшись при этом, во вред св. Кириллу, следующим обстоятельством: какой-то гражданин увидал на актрисе одну из тех вещей, которыя он пожертвовал в Иерусалимскую церковь , узнал от нея, что она приобрела вещь от купца, а купец сообщил ему, что вещ продана ему св. Кириллом. Это обстоятельство дало Акакию возможность обвинять св. Кирилла в растрате церковной собственности. В качестве местного митрополита, Акакий собрал собор из подвластных ему епископов и заставил их объявить св. Кирилла низложенным с кафедры. Это было в 357 году. Иерусалимский святитель принужден был покинуть и кафедру и свой родной город.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Заранее узнав об этой акции, в собор к началу Литургии прибыли в знак солидарности два архипастыря Русской Православной Церкви Заграницей: управляющий Сан-Францисской и Западно-Американской епархией РПЦЗ архиепископ Кирилл и викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ Епископ Сиэтлийсий Феодосий. Для утешения и поддержки верующих архиереи принесли для поклонения ковчег с частицей святых мощей святителя Иоанна Шанхайского из кафедрального собора в Сан-Франциско. Архиепископ Кирилл и епископ Феодосий вместе с прихожанами и духовенством храма помолились и причастились Святых Христовых Таин. Ближе или дальше от Москвы? Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно Русская Православная Церковь, от которой столь решительно отмежевался отец архимандрит, даровала Американской Церкви автокефалию в 1970 г., которую не признают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Румынская, Кипрская, Элладская и Албанская Церкви. Для них Orthodox Church of America – как раз самоуправляемая часть Русской Православной Церкви. В Православной Церкви в Америке есть различные течения. Одна часть священнослужителей тяготеет к более тесным отношениям с Москвой, другая напротив дистанцируется от связей с Россией и подчеркивает особость американского Православия. В качестве примера можно вспомнить эпизод октября 2008 года. Тогда епископ Венский Иларион (ныне митрополит Волоколамский, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) рассматривался как возможный кандидат на вдовствовавшую кафедру предстоятеля Православной Церкви в Америке. В одном из обращений, например, говорилось: «Епископ Иларион был бы прекрасным кандидатом… Если Москва отпустит его, чтобы руководить нами, что может быть лучшего для укрепления связей между различными русскими церквами и даже различными юрисдикциями в Америке?». Одним из подписывавших петиции в поддержку кандидатуры епископа Илариона был недавно рукоположенный епископ Иона (Паффхаузен) , в итоге сам ставший митрополитом всея Америки и Канады.

http://pravoslavie.ru/63842.html

Перечислив последователей Симона волхва, святитель Кирилл доходит до Валентина, который назывался христианином, но в то же время проповедовал «тридцать богов»: «...И это еще не важно в сравнении с прочим учением нечестия. Говорит он (Валентин), что последнее божество есть мужеского пола и женского, и это, как осмелился он говорить, есть София (Премудрость). О, безбожие! Ибо премудрость есть Христос, Единородный Сын Божий; а он сию премудрость в учении своем почел женщиной, тридцатой стихией, и последней из рода богов. Ибо он говорит, что София восхотела увидеть первого бога, и, не стерпя блеска его, упала с неба, и отринута была из числа тридцати... и так далее и так далее... Выслушай, что говорят они о Христе Иисусе. Они учат, что по отпадении Софии, для того, чтобы число тридцати не потерялось, каждый из двадцати девяти Эонов, по малейшей части снесши, произвели Христа; и говорят о Нем, что Он и мужчина и женщина...» (Св. Кирилл Иерусалимский . «О ересях»). Вот, оказывается, откуда берет свое первоначало это «новое» учение книжников-модернистов Соловьева, Флоренского и Булгакова – о том, что София есть божество, и божество женственное... И после этого можно и должно сделать вывод словами святого апостола Павла: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ). И должно нам помнить слова священномученика Иринея Лионского , приведенные святителем Феофаном: «Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне вложили в Церковь все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни» («Против ересей», кн. 3, гл. 4). Ко всему этому следует добавить краткую заметку архиепископа Феофана об учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии. В этой заметке, оставшейся от многолетнего и обширного, но бесследно исчезнувшего труда Владыки, он, видимо, желал наглядно показать нехристианский характер учения протоиерея Сергия Булгакова в книге «Свет невечерний». Он дает в конспекте одну страницу: «София есть Вечная Женственность... Мир в своем женственном начале уже зарожден ранее того, как сотворен... Она есть «четвертая ипостась», хотя и не единосущная Троице. Как приемлющая сущность от Отца, Она есть и создание и дщерь Божья... («Свет невечерний», 1917, с. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Через четыре месяца Архиепископ снова возвращается к теме о софианстве. По-видимому, на этот раз была просьба уже изложить учение не протоиерея С. Булгакова , а протоиерея П. Флоренского . Отвечая на это, Владыка Феофан пишет: «... Написать опровержение на книгу о. Флоренского в одном письме было бы невозможно. Основная концепция этой книги сложная. Для опровержения ее необходимо было бы предпринять экскурсы в разнообразные сферы познания: не только в область догматики, но и философии, и филологии и церковной археологии. Что прот. Булгаков в учении о Софии исходит из Флоренского, в этом он сам сознается в своей книге «Свет Невечерний». Разумеется, это не значит, что он повторяет последнего, но если бы потребовалось свидетельство «внешнее», могу сослаться на авторитет проф. Лосского и еще более на авторитет самого Флоренского. По сведениям из России, напечатанным в свое время в «Студенческом Вестнике», свящ. Флоренский от студентов-богословов на экзаменах по его предмету требовал обязательного знания двух книг: своей – «Столп и утверждение Истины» и Булгакова – «Свет Невечерний». Это означает, что он смотрел на обе эти книги как на взаимно родственные. Но кто изучал вопрос этот, тот не может этим ограничиться. Он знает, что и сам Флоренский не оригинален. Его софиология выросла из софиологии Владимира Соловьева, а самая софиология Владимира Соловьева коренится и основывается на софиологии немецких мистиков, то есть не церковной». (Там же, письмо 6. 12. 1930, с. 25–26). Генеалогия учения о Софии уходит в глубокую древность, к самому началу христианства, когда языческое наследство народов сказывалось очень ясно в гностических ересях. Об этом свидетельствует св. Кирилл Иерусалимский (3 век): «Всех ересей изобретатель есть Симон волхв в Деяниях Апостольских... Он богохульными устами первый дерзнул утверждать о себе, что он явился на горе Синайской как Отец; после у Иудеев явился как Иисус Христос не во плоти, но в призраке; и после сего, как Дух Святый, Которого обещал Христос, яко Утешителя; и город Рим так обольстил, что (император) Клавдий поставил ему статую с надписью: Симеону богу святому... » Далее святой Кирилл повествует о том, как св. апп. Петр и Павел, будучи в Риме, посрамили волхва, мнимо возносящегося на небо, и он, силою молитвы апостолов, упал с небес и разбился.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

С 29 ноября по 2 декабря в Москве прошел Архиерейский Собор, приуроченный к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Тихона. 1 декабря перед участниками Архиерейского Собора выступил Президент России В.В. Путин. С 1 по 6 декабря в Москву для участия в приуроченных к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви торжествах прибыли официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором; Антиохийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном; Иерусалимской во главе с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом; Грузинской во главе с митрополитом Ахалцихским и Тао Кларжетским Феодором; Сербской во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем; Румынской во главе с Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом; Болгарской во главе с митрополитом Ловчанским Гавриилом; Кипрской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом; Албанской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием; Польской во главе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой; Чешских земель и Словакии во главе с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом; Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. 2 декабря Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей присутствовали на торжественном заключительном заседании Освященного Архиерейского Собора, обратившись к его участникам со словами приветствий. Было оглашено также приветственное послание Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. В воскресенье, 3 декабря, Главы и члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане совершили воскресные богослужения в храмах российской столицы. В канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также в канун дня 100-летия интронизации святителя Тихона Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в храме исторического Московского епархиального дома в Лиховом переулке. Здесь, в помещении большого зала Епархиального дома, получившего наименование Соборной палаты, осенью 1917 года было принято историческое решение о восстановлении Патриаршества, здесь же проводились выборы кандидатов на Патриарший престол, которые завершились избранием митрополита Московского Тихона Патриархом Московским и всея России. За всенощным бдением Его Святейшеству сослужили постоянные и временные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, духовенство г. Москвы.

http://religare.ru/2_114701.html

Вот эта приведенная здесь частная келейная или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшего в жизнь вечную в отступлении от святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!» («Душеполезное чтение», 1901, ч. 3, стр. 328-333). Преподобный Иосиф Оптинский О поминовении усопших Хочу я вас и примером уверить, – ибо, я знаю, многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? – А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, – то не сделал бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога. Святитель Кирилл Иерусалимский Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших. Святитель Иоанн Златоуст Жребий отшедших от нас так же в руках Господа, как и жребий оставшихся. Живем ли или умираем, – всегда Господни (Рим. 14, 8). Архиепископ Филарет Черниговский Если тяготит тебя печаль о добром и возлюбленном умершем, скажи себе: житие наше на небесех есть (Фил. 3, 20). Святитель Филарет, митрополит Московский Над мертвым проливай слезы и оплакивай его, но не будь безутешен, подобно неимущим упования (1 Сол. 4, 13). Протоиерей И. Толмачев Есть еще, поистине, есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшагося грешника. Если будем творить о нем частыя молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?

http://pravoslavie.ru/1644.html

В богослужении участвовали представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле: митрополит Киринский Афанасий ( Александрийская Православная Церковь ); архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь ); архимандрит Феоктист (Димитров) ( Болгарская Православная Церковь ); архимандрит Серафим (Шемятовский) ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ). Также Святейшему Владыке сослужили: протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Мириан (Шенгелия) ( Грузинская Православная Церковь ), клирик храма св. вмч. Георгия Победоносца в Малых Грузинах г. Москвы;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; архимандрит Серафим (Амельченков) , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; наместники монастырей и столичное духовенство. За Литургией молились представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , великий князь Георгий Михайлович Романов, настоятельницы ряда женских монастырей Русской Православной Церкви, православные москвичи и многочисленные паломники. Праздничное богослужение посетили: Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II; Президент Республики Македония Георге Иванов; первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко; архиепископ Бари-Битонто Франческо Паоло Какуччи; Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в РФ И.Н. Тасмагамбетов; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Македония в РФ Гоце Караянов; члены делегации, сопровождающих Главу Коптской Церкви и Президента Македонии; члены итальянской делегации, участвующей в принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию.

http://patriarchia.ru/db/text/4903826.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010