По завершении Литургии настоятель новоосвященного храма протоиерей Михаил Осколков от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список храмовой иконы святителей Афанасия и Кирилла. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь . В завершение Предстоятель Русской Церкви сказал: «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Михаил, за Ваши добрые слова и за подарок, который Вы мне преподнесли, а также всех прихожан этого святого храма за те большие труды, которые вы понесли, начиная с 1990-х годов до нынешнего дня, приуготовляя этот храм к великому освящению. Очень важно, чтобы труды, которые люди совершают во имя Господне, объединяли их. Опыт показывает, что людей очень объединяет строительство и восстановление храмов, когда каждый вносит какую-то небольшую лепту, свои средства, время и силы. Тогда храм становится частью жизни, становится чем-то очень близким, родным, и с ним люди связывают свою дальнейшую жизнь. Сегодня мы строим новые храмы не только для того, чтобы их было больше, потому что их недостаточно для такого огромного города как Москва, но и еще и потому, что строительство храмов есть великое общее делание. В переводе на греческий общее делание  это литургия. Так называется и богослужение, которые мы только что совершили, это общее делание: мы все вместе молились Господу, вместе совершили Таинство Святой Евхаристии. Вся наша жизнь должна быть литургией, общим деланием во славу Божию и себе во спасение». В благодарность за труды Святейший Владыка вручил протоиерею Михаилу Осколкову юбилейный крест, изготовленный по случаю 70-летия со дня рождения Его Святейшества. В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Торжества Православия. Сегодня вечером, в канун Недели 1-й Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит всенощное бдение в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре  г. Москвы. Храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке был построен не позднее середины XV века. Первое документальное упоминание встречается в Книге патриаршего приказа за 1631 год.

http://patriarchia.ru/db/text/4825697.ht...

На предполагаемом месте захоронения членов Священной дружины      «Встреча» с владыкой Германом Храм Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, где собираются родные Владыки Германа (Ряшенцева)      По прибытии в Москву мы вместе с супругом отправились до станции метро «Кропоткинская», где в Филипповском переулке располагается храм святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, – место ежегодной встречи родных святого. А войдя в церковь, тотчас из всех храмовых икон выбрали только одну – ее мы увидели сразу: образ священномученика Германа (Ряшенцева)! – Вы тоже нашего владыку почитаете? – слышим голос за спиной, как выяснилось потом – казначея храма Ирины Петровны. В храме Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке      А узнав о нашем расследовании, проведенном в месте последней ссылки владыки Германа, в Сыктывкаре, Ирина Петровна сказала, что нам непременно нужно встретиться с настоятелем храма отцом Михаилом. К сожалению, батюшка в день нашего визита был болен. Поэтому пообщалась с нами его супруга. Матушка Наталья рассказала, что икона была написана ученицей иконописца, реставратора, профессора Православного Свято-Тихоновского богословского института Ирины Ватагиной. В написании образа помогли сохранившиеся фотографии владыки. Матушка Наталья (слева) с прихожанкой храма Мариной      Адресат Конечно, я ждала удобного случая, чтобы расспросить мою собеседницу о том, как в московском храме Афанасия и Кирилла владыку Германа стали чтить особо и при большом стечении его родных. Возможность побеседовать представилась во время трапезы, которая каждый раз в храме Афанасия и Кирилла проходит после службы. – Дело в том, что мой супруг прочел письма владыки Германа: переписанные кем-то, они были адресованы Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым, – рассказала матушка Наталья. Отец Михаил благословляет прихожан      Продолжил же эту удивительную историю знакомства с владыкой Германом уже сам батюшка Михаил, с которым мы наконец встретились сразу после службы в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери:

http://pravoslavie.ru/106385.html

Из слова после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Христа Спасителя в Москве 3 марта 2017 года, в пятницу первой седмицы Великого поста Господь дает Свою благодать в Таинствах Церкви Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки. Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою энергию, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его энергии, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, к звездам, несмотря на тяжесть земного притяжения. Верующему человеку, идущему по пути спасения, Господь дает Свою энергию, Свою благодать прежде всего в Таинствах Церкви. Из слова после Литургии в храме святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке г. Москвы, 4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста Показать людям красоту евангельского идеала Мы никому ничего не навязываем, но наша задача, наш долг – показать людям красоту евангельского идеала. Как человека, далекого от искусства, захватывает красота здания, картины или скульптуры – захватывает своей гармонией, своим эстетическим воздействием на человеческую душу, – вот так же евангельский идеал должен захватывать людей. Не потому, что он навязывается силой, а потому, что он неотразим своей духовной красотой. Но для того чтобы современный человек мог раскрыть этот идеал, увидеть и приобщиться к нему, нужно помогать, используя, в том числе, язык, доступный для молодого поколения. Из проповеди после всенощного бдения

http://pravoslavie.ru/101609.html

Москва. Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке. Карта и ближайшие объекты Деревянный храм на этом месте существовал еще в начале XVI века. Нынешнее здание построено в середине XIX века, включает части прежнего кирпичного храма, относящегося к концу XVII - началу XVIII века. Этот храм, пострадавший в 1812 г., был обновлен в 1815-1817 гг., а в 1836 г. началась его перестройка. Были выстроены новые колокольня и трапезная, а над четвериком возведен крупный классицистический барабан (ранее четверик завершался пятиглавием). Освящение перестроенной церкви произошло 19 сентября 1856 г., причем по желанию благотворителя центральный Спасский престол был переименован в Воскресенский. С этого времени главный престол посвящен в честь Воскресения Словущего, а приделы сохранили прежнее посвящение — свт. Афанасия и Кирилла и свт. Николая. В 1899 г. происходило обновление храма, причем алтари приделов были выдвинуты вперед, в одну линию с главным. Во время войны 1812 г. в храме несколько дней хранилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери, вывезенная из осажденного Смоленска. Церковь закрыта в 1932 г. Здание занимали различные мелкие предприятия, склады, последним из них был " Электромеханический завод распределительных устройств " . В 1970-х гг. храм стал реставрироваться, в нем намечалось открыть концертный зал. Во второй половине 1970-х гг. здание поставлено на государственную охрану. В 1992 г. храм возвращен верующим. В том же году освящен придел свтт. Афанасия и Кирилла, а в 2003 г. - главный престол Воскресения Словущего. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, святителей, на Сивцевом Вражке церковь (Филипповский переулок, дом 3 (Большой Афанасьевский переулок, дома 16–18)). Первый храм был основан здесь в XVI в., на подворье Кирилло-Белозерского монастыря. Во время разорения Москвы в Смуту храм был сильно разрушен и долго не восстанавливался. В конце XVII в. выстроили каменное здание церкви, причем с 1681 г. главным являлся престол во имя Спаса Нерукотворного Образа. В начале XVIII в. упоминается придел во имя святого Николая Чудотворца (существует и поныне). Во время Отечественной войны 1812 г. в этом храме некоторое время находилась вывезенная из Смоленска чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Вслед за этим храм был разграблен французскими солдатами и сгорел в пожаре Москвы. В 1815–1816 гг. на средства прихожан восстановлен придел во имя святых Афанасия и Кирилла, а в 1817 г. – главный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1837–1856 гг. церковь перестроили заново в стилистике ампира, тогда же построили новую колокольню и трапезную. Главный престол освятили в 1856 г. в честь Воскресения Словущего, однако, храм продолжали называть по приделу во имя Афанасия и Кирилла. В двухъярусном иконостасе (архитектор П.П. Зыков) сохранялось несколько старинных икон.

http://sobory.ru/article/?object=02250

Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке г. Москвы 4 марта 2017 г. 14:40 4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, (празднование перенесено с четверга 17 февраля с.с./2 марта н.с.) и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Великим чином были освящены три престола: главный престол  в честь Спаса Нерукотворного Образа; южный  в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный  в честь свт. Николая Мирликийского.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Егорьевский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке (регент Н.И. Власова). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Парфенова, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических, настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никольском г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4825697.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в храме свтт. Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке 4 марта 2017 г. 16:35 4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил  Божественную литургию в храме святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение первой седмицы Великого поста православные христиане, по крайней мере, те из них, кто имел такую возможность, посещали храм каждый день, многие — утром и вечером. Этот молитвенный опыт первой седмицы имеет очень большое значение для духовной жизни. Находясь в храме в течение длительных служб, мы погружаемся в благодатную стихию, которая не может не воздействовать на сознание и сердце человека, потому что исполнена великими смыслами. Эти смыслы не всегда до нас доходят — кто-то не вполне понимает славянский текст, кто-то не знает истории происхождения Божественных книг, не представляет себе эпохи, в которые они были написаны. Многое может показаться странным, непонятным, но, тем не менее, каждый в меру своих сил понимает главное: через эти Божественные тексты с нами говорит Сам Бог, прежде всего словами Псалтири. Помимо того что мы во время этих продолжительных богослужений насыщаемся Божественными смыслами, мы также слышим призывы к покаянию, молитве, милосердию, ко всему, без чего не может состояться человек, тем паче христианин. На первой седмице Великого поста всем нам подобает размышлять о нашем внутреннем состоянии, о наших грехах, анализировать свои мысли, свои поступки, свои чувства, подвергать их строгому суду и приносить покаяние. Все это мы делаем, чтобы стать хоть немного лучше, чтобы вырваться из повседневности, из забот и суеты, в которые мы погружены, — чаще всего в силу обстоятельств, а иногда и по своей воле, — и чтобы действительно почувствовать близость Божественную, прикоснуться к Божественной благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/4826029.ht...

—262— единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело (послан. к Епиктету, творен. Афанас. ч. III, стр. 330–3 31; Epiph. Haer. LXXVII; Творения св. Епифан. ч. 5, стр. 176)». Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес. Это – Антиохия, где не мало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-то сверх написанного в Никее (Афанас. Послан. к Антиох., ч. III, 195)», и Сирия (Творен. Епифан. ч. 5:176); затем Египет, приведенный «в великое смятение (Епифан., ibid., стр. 177)» разнообразием учений (ср. Афанас. посл. к Максиму, III, 353 см.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанас. послание к Епиктету III, 329 см.). Таким образом, к 60-м годам IV-ro века почти весь восток был уже обхвачен стремлением выяснить ближе Лице Богочеловека, точно формулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. «Возникновение новых ложных учений и новых споров в церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362-м году св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV-ro века, который занялся обработкой христологической доктрины. Высказавши свое осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, катя употреблены в никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла еще бльший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363-м году в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в слове о воплощении, приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует свое учение об одной природе Бога Слова воплощенной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом она провела меня в кабинет Николая Антоныча и сняла со стены портрет капитана – прекрасный портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и светлыми живыми глазами. – Не хочу оставлять ему, – сказала она твердо, и я унес портрет в столовую и бережно упаковал его в тюк с подушками и одеялом. Это была единственная вещь, принадлежавшая Николаю Антонычу, которую Катя увозила с собой. Если бы она могла, она увезла бы самую память о капитане из этого подлого дома. Не знаю, кому принадлежал маленький морской компас, который когда-то так поразил меня, – тайком от Кати я сунул и его в чемодан. Во всяком случае, он принадлежал капитану. Вот и все. Вероятно, это было самое пустынное место на свете, когда, уложив вещи и взяв в руки пальто, мы прощались с Ниной Капитоновной в передней. Она оставалась, но ненадолго – пока Катя не переедет в комнату, которую ей предлагал институт. – Ненадолго, – торжественно сказала старушка, заплакала и поцеловала Катю. Кира споткнулась на лестнице, села на чемодан, чтобы не скатиться, и захохотала. Катя сердито сказала ей: «Кирка, дура!» А я шел за ними, и мне казалось, что я вижу, как Николай Антоныч поднимается по этой лестнице, звонит и молча слушает, что говорит ему старушка. Дрожащей рукой он проводит по лысой голове и идет в свой кабинет, механически переставляя ноги, как будто боится упасть. Один в пустом доме. И он догадывается, что Катя не вернется никогда. Глава 10. На Сивцевом-Вражке До сих пор это был самый обыкновенный кривой московский переулок, вроде Собачьей Площадки, на которой когда-то жил Петька. Но вот Катя переехала на Сивцев-Вражек – и с тех пор он удивительно переменился. Он стал именно тем переулком, в котором жила Катя и который поэтому был ничуть не похож на все другие московские переулки. И самое название, которое всегда казалось мне смешным, теперь стало значительным и каким-то «Катиным», как все, что было связано с нею… Каждый день я приходил на Сивцев-Вражек. Кати с Кирой еще не было дома, и меня встречала и занимала разговорами Кирина мама. Это была чудная мама, артистка-декламаторша, выступавшая в московских клубах с чтением классических произведений, маленькая, седеющая и романтическая – не то, что Кира. Обо всем она говорила как-то восторженно, и сразу было видно, что она обожает литературу. Это тоже было не очень похоже на Киру, особенно если вспомнить, с каким трудом она когда-то одолела «Дубровского» и как была убеждена, что в конце концов «Маша за него вышла».

http://azbyka.ru/fiction/dva-kapitana-ka...

Села Овсяниковки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Поповки, Петро-Павловская, дер. Александрийск. у. Села Бузиновки, Михайловская, кам. Одесск. у. Основание села современно началу церкви. Жители первые Малороссияне, потом Молдаване, Немцы и Армяне. Села Ананьевского или Журавки, Богородицкая, кам. Одес. у. Заложена по прошению помещицы Ольги Струковой, вместо состоявшей уже тут деревянной. Села Ахмечетки, Иоанна-Богословская, кам. Ананьевск. у. Села Бобрика, Богородицкая, дер. Ананьевск. у. Села Беляков, Михайловская. Сия церковь не первая; но до неё существовала другая того же наименования. Села Алексеевки, Предтеченская, дер. Бобр. у. Села Гандрабур, Михайловская, дер. Ананьевск. у. Села Лисавево-Душинкевичевой, Варваринская, дер. Александрийск. у. Начата строением в 1792 году. Села Александровки, Григорьевская, дер. Бобр. у. Основана полковницею Варварою Текелиевою, докончена дочерью ее Александрою Куракиною. Селение самое началось гораздо прежде церкви. 1795 год Села Тузл, Иосифовская, кам. Одесск. у. Был тут прежде молитвенный дом, в котором совершалась и литургия. Следовательно основание Тузл относится к раннему времени. Имя свое заимствует оно от соляного озера, которое при нем находится. Обсолил его первоначально Белорусцами вице- адмирал Иосиф де-Рибас. Села Шмитова-Петровского, Петро-Павловская, дер. Бобр. у. Построена майором Шмитом. Села Николаевки-Винтуловой, Иоанно-Богословская, дер. Бобр. у. Закрыта 1840 года. Села Величковки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Александровки, Богородицкая, дер. Александрийск. у. Построена помещиком, майором Аврамовым. Города Одессы, Екатерининская. Церковь сия есть первоначальная в Одессе, которой однако теперь уже нет, да и не была кончена. Дело о построении ее началось с отношения к преосвященному митрополиту Гавриилу, от вице-адмирала Иосифа де-Рибаса, который от 25 Июля 1795 года уведомил преосвященного, «что по Высочайшему повелению вновь созидается город Одесса, просил его, дабы благословил основать и церковь , с определением к ней Нижегородского полка священника Евдокима Сергеева, с диаконом и прочими церковнослужителями.». На сие последовала Августа 17 сказанного года удовлетворительная резолюция, с выдачею священнику подвижного антиминса, который получен им 1795 года Августа 20 дня. Впрочем, церковь сия не приведена была к окончанию, но быв доведена как говорят, до окошек, тем и кончилась. Место ее было близ нынешнего Сабанеева моста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 6 декабря 2019 г. 48815 о передаче в собственность приходу храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы зданий, расположенных по адресам: г. Москва, Брюсов пер., д. 15/2, стр. 1, 2, 4. Строение 1 – приходской дом церкви Воскресения Словущего в Успенском Вражке. Был построен в 1850-е г.г. На протяжении последующих 30 лет дворовое пространство почти полностью было застроено каменными и деревянными пристройками к дому причта. В 1897 г. дом причта и пристройки были объединены в единый объем, достроены вторым этажом и получили новое архитектурное оформление. В советское время здание использовалось под коммунальные квартиры, а впоследствии под производственные и административные нужды типографии студии грамзаписи. Строение 2 – церковный корпус. Построен в 1980-е г.г. по проекту архитектора Михайлова на месте старого хозяйственного корпуса первой половины XIX в. Строение 4 также принадлежало когда-то приходу. В 2019 г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. А именно: реставрация фасадов, включая элементы архитектурно-лепного и белокаменного декора, реставрация завершения колокольни, замена окрытия выступающих частей, ремонт кровли, металлических козырьков и ограждения яруса звона колокольни, замена окон, устройство молниезащиты и заземления. http://www.fedmp.ru Комментарии и обсуждение В 1930-х гг., после массового закрытия московских храмов, Воскресенский храм на Успенском вражке оказался самым близким к Кремлю из всех действующих храмов. Икона " Взыскание погибших " стояла в нём у северной стены и смотрела прямо на Кремль. Но в июле 1981 г. в храме случился пожар. Митрополит Питирим (Нечаев) писал об этом: " Горел даже иконостас, у " Взыскания погибших " лопнуло стекло, икона была вся черная, но осталась цела " (Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 480-481). После пожара икону установили в новом киоте перед иконостасом, слева от царских врат.

http://sobory.ru/article/?object=02258

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010