Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский(† 312), Кирилл Иерусалимский († 360), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая Умягчение злых сердец, или Симеоново проречение, которую необходимо отличать от иконы Семистрельная (13 августа). Икона Симеоново проречение символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Из «Настольной книги священнослужителя» Тропарь, глас 1-й: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак, глас 1-й: Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже, но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

http://patriarchia.ru/db/text/196972.htm...

Святой апостол Павел пишет, что молитва Должна предшествовать всему остальному: «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения» ( 1Тим. 2, 1 ). Христианин должен совершать многие добрые дела, но прежде всего он должен молиться, потому что без молитвы ни одно дело не является добрым. Без молитвы христианин не может постигнуть истины, не может распять свою плоть «со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ), без молитвы его сердце не может воспринять свет Христов, и он сам не может соединиться с Богом. Ни одно средство не принесет нам благого результата, если не будет соединено с постоянной молитвой. Таким образом, трезвение ума и внимание к своему внутреннему человеку является важнейшим деланием христианина. Этот подвиг всегда был преимущественным деланием монахов, потому что именно монашество является полноценной формой христианского подвига, наиболее соответствующей евангельскому духу. Полно и пространно учение о внутреннем трезвении было выражено в эпоху так называемых исихастских споров XIV века, от чего и получило название «исихазма». Учение это было особенно глубоко раскрыто в писаниях святителя Григория (Паламы), архиепископа Солунского (†1359), а также в писаниях преподобного Григория Синаита (†1346) и его ближайших учеников, самые известные среди которых – Каллист (Ксанфопул), патриарх Константинопольский (†1364) и Филофей (Коккин), патриарх Константинопольский (†1379). Споры затихли, но возделывание традиции исихазма продолжалось на Святой Горе. Ученики преподобного Григория Синаита основали множество новых монастырей как на Афоне, так и вне его, в Элладе, в Болгарии, в Сербии. На Афоне такие святые, как Савва Ватопедский († 1349), Григорий Афонский, Марк Клазоменский и многие-многие другие, которые так или иначе связаны со святым Григорием Синаитом , не только продолжили традиции исихазма, но и подготовили почву для последующего нового монашеского возрождения. Так, в середине XVIII столетия Святая Гора переживает новый расцвет духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

В том же Евергетидском Типике под 16 апреля читаем: τ ατ μρ τελομεν νωμνω τ μνημσυνα τν σων πατρων μν κα κτητρων, το τε μοναχο κυρο Παλου κα το μοναχο κυρο Τιμοθου. 249 Там же под 6 августа сказано, что другой канон на Преображение Господне ποημα το Κυρο ωννου. 250 То же под 15 августа: второй канон назван το κυρο ωννου. 251 Там же в круге Цветной Триоди, на неделю Антипасхи на утрени канон надписан το μοναχο κυρο ωννου 252 , а на неделю Пасхи просто ωννου μοναχο 253 . В рукописном Афонском Прологе 769 под 20 июля на листе 301 замечено, что в этот день скончался («успе» – κοιμθη) игумен монастыря Богородицы τ κινδυνιωτσση на горе το Μρωνο κρ ωσ ερομναχο. В Венской библиотеке, судя по каталогу Лямбеция, в отделе богословских кодексов есть одна рукопись, содержащая церковные службы в честь святителя Николая; в конце находится оригинальная приписка киноварью, что τελειθη σν Θε ερ ββλο δι συνδρομ το πανοσιωττου καθηγουμνου τ μον . Νικολου το ερομονχου κυρο ωσ. 254 В Лавре святого Афанасия на Афоне на стене у цистерны высечена довольно старая надпись: τ παρν δωρ ρθη δι ξδων κα δαπνη το σιωττου… ν μοναχο γου γροντο κρ Ματθαου, γουμνου τ μεγστη Λαρα. В древней Славянской Триоди из собрания Лобанова-Ростовского пасхальный канон надписан так: кан кирь иана мних. 255 В Греческом Печатном Типиконе Венецианского издания 1603 г. и других, в главе VII (о том, какие каноны предпочитаются, если святому положено несколько канонов) все творцы канонов имеют прибавление к своему имени слово «Господин», например, κρ Κοσμ, κρ ωννη, κρ Θεονη, κρ ωσ и т. д. 256 В Печатной Постной Триоди дониконовского издания 7158/7159 г. наименование «Кир» часто прилагается к прп. Феодору Студиту , а он не был епископом (напр. л. 142 и др.). То же и в современной Постной Триоди. Например, канон в неделю Мясопустную надписан: «творение Господина Феодора Студита »; «Подобен» четверга Первой седмицы – «Кир Феодора»; 2-й трипеснец понедельника Второй седмицы – «Господина Феодора»; «Подобен» в неделю вечера Первой седмицы – «Кир Феодора»; трипеснец вторника 2-й седмицы – «Господина Феодора» и т. д. Напротив, первый же «подобен» вечерни Четверга первой седмицы надписан просто: «Иосифа». Если этот Иосиф Солунский, то он был архиепископ; однако пишется без эпитета «Кир».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В связи с именем этого гимнографа и его творчеством встает многолетняя проблема авторской и редакторской атрибуции Постной триоди. Традиционно считается, что в создании этой богослужебной книги самое активное участие принял Иосиф Студит, брат Феодора, тогда как Иосифу Сицилийцу нужно приписать минейные и октоишные каноны . Так, например, А.А. Дмитриевский безапелляционно заявляет: «Появление на страницах нашей Постной триоди произведений указанных песнотворцев, несомненно, оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, святых братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самих творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений святых братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами». Более того, он говорит: «Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, патриарха Константинопольского (служба святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея) и некоторых других песнописцев хотя и входят в состав нашей современной Триоди постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же, большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV веках, после того как Постная триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике Византийской Церкви» . Надо признать, что один только приведенный перечень авторов и их произведений несколько противоречит тезисам литургиста. Ср. следующее, более осторожное, высказывание: «Весь… строй этой богослужебной книги (Триоди постной. – Г.Б.) продуман преподобным Феодором, для нее им написаны стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается составителем Триоди» .

http://pravoslavie.ru/34131.html

Успенский собор (Коломна) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор — кафедральный собор в городе Коломне на Соборной площади Коломенского кремля. Содержание История [ править править код ] Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 г. великим князем Димитрием Донским в честь победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был достроен. Он стал главным храмом в Коломенской епархии, которая появилась в 1353 г. Главной святыней храма была Донская икона Божией Матери, работы Феофана Грека. Перед образом молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иоанн Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав сделать для Коломенского Успенского храма два точных списка. Собор был памятником «московского стиля» XIV-XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие Феофан Грек (фрески не сохранились). В нижнем, основном, храме были пределы Успения Божией Матери и св. влм. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского. В верхнем храме – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи и преп. Стефана Савваита. Храм был богато украшен, иконы были в серебряных окладах, в храме были дорогие пелены, одну из которых вышила супруга Великого князя Иоанна III, Софья Палеолог. В храме была богатая библиотека. В соборе погребены многие коломенские архиереи: епископы Варлаам (+1565), Иосиф (+1615), Рафаил (+1653), архиепископ Никита (+1704), епископ Антоний (+1716), митрополит Иоанникий (+1723), епископы Савва (+1749), Феодосий (+1787), Феофилакт (+1788). С 1581 по 1586 гг. в соборе служил святитель Иов, Будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда – епископ Коломенский. Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 г., когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возвели новый пятиглавый храм под руководством зодчего Мелетия Алексеева. В нижней части стен нового собора был использован белый камень первого древнего храма. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил празднования по случаю 25-летия Николаевской епархии 24 мая 2017 г. 10:19 22 мая 2017 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий посетил город Николаев. Приезд Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Николаевскую епархию приурочен к 25-летию ее образования. Перед началом торжественного богослужения состоялась встреча десницы великомученика Димитрия Солунского, которую доставил из Греции на Украину митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон ( Элладская Православная Церковь ). Мощи святого постоянно хранятся в греческом городе Салоники — в базилике на месте его гибели, и издавна почитаются как мироточивые. В последний раз десницу святого привозили на Украину в 2013 году. Тогда святыня была принесена на Донбасс. В 2011 году святныню привозили в Киев. Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Николаева возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим , митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , митрополит Херсонский и Таврический Иоанн , архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф , епископ Вознесенский и Первомайский Алексий , епископ Арцизский Виктор , епископ Иванковский Кассиан , клирики епархии. На малом входе Предстоятель Украинской Православной Церкви удостоил епархиальное духовенство богослужебных наград. После чтения Святого Евангелия митрополит Онуфрий обратился к верующим со словом проповеди. По окончании Литургии Блаженнейший владыка вместе со всеми участниками богослужения прошел крестным ходом к памятнику святителю Николаю, где возглавил молебен и окропил верующих освященной водой. В завершение Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил паству с праздником. Митрополит Николаевский и Очаковский Питирим обратился к Его Блаженству со словами благодарности за посещение Николаевской епархии и участие в юбилейных торжествах. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4902686.ht...

21 Святитель Иосиф, архиепископ Солунский (t 830; память совершается 26 января), брат преподобного Феодора Студита , с которым вместе подвизался под руководством преподобного Платона. За строгую подвижническую жизнь святой Иосиф был единогласно избран архиепископом города Со луни. Вместе с братом святитель Иосиф обличал незаконное бракосочетание императора Константина VI Порфирородного, за что был приведен в Константинополь, мучим голодом, а затем заточен в темницу на пустынном острове. Император Михаил I Рангав (811–813) освободил святителя Иосифа из заточения. При императоре Льве V Армянине святитель Иосиф вновь вместе с братом, преподобным Феодором, пострадал за почитание святых икон. Святые братья были подвергнуты пыткам и заключены в темницу, из которой они были освобождены при императоре Михаиле Косноязычном вместе с другими иноками, пострадавшими за иконопочитание. Последние годы жизни святитель Иосиф провел в Студийском монастыре. Святые братья, преподобный Феодор и святитель Иосиф, известны как духовные песнописцы. 23 Святитель Георгий Никомидийский (IX век; память совершается 29 декабря) – митрополит греческого города Никомидия, проповедник, друг патриарха Фотия. По свидетельству патриарха Фотия, жизнь для святителя Георгия была высшим училищем, где он приобрел христианские добродетели – терпение и смирение. Святитель Георгий оставил после себя довольно много сочинений. Им написано множество слов, в основном на Богородичные праздники. Он также является творцом канонов на предпразднство Благовещения Богородицы, на Введение Ее во храм, на предпразднство Богоявления, в Неделю мытаря и фарисея, пророку Илие, честному животворящему Кресту, и множества других богослужебных песнопений. 24 Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (t 877 – 878; память совершается 23 октября), происходил из царского рода. Когда его отец, император Михаил I, был свергнут с престола Львом Армянином, пятнадцатилетнего юношу заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила Игнатия в вере и благочестии. Впоследствии он стал игуменом монастыря, а в 846 г. избран патриархом Константинопольским и оставался на патриаршем престоле одиннадцать лет. В 857 г. он был свергнут с патриаршего престола за обличение Варды, дяди императора Михаила III (855 – 867), правившего за малолетством племянника. Святитель Игнатий увещал Варду оставить греховную жизнь и обличал его беззакония. А когда Варда принуждал святителя постричь в монахини мать Михаила III, святую царицу Феодору (842 – 855), чтобы удалить ее от управления государством, то патриарх Игнатий всенародно отлучил Варду от причастия. Святителя Игнатия подвергли мучениям, заставляя его отречься от сана, а затем отправили в ссылку. Вместо него на патриарший престол был возведен святитель Фотий. После изгнания Фотия в 867 г. императором Василием I Македонянином (867 – 886) святитель Игнатий был вызван из ссылки и патриаршествовал еще десять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Потом все девять человек были брошены в огонь, но, после того как явился им Дух Святой в виде голубя, остались невредимы. Анания был предан диким зверям, но остался цел. Наконец, все они были потоплены в море. На пути Анания крестил семь обратившихся воинов. Тела святых мучеников волнами были вынесены на берег, с честью погребены христианами, причем источали многоразличные исцеления [ 1 ]. Память святого Иосифа Солунского Святой Иосиф, архиепископ Солунский, брат преподобного Феодора Студита [ 1 ], вместе с ним с юных лет подвизался под руководством дяди своего, преподобного Платона, основавшего монастырь в Сакудионе [ 2 ]. Вместе с братом своим святой Иосиф изобличал незаконное бракосочетание императора Константина [ 3 ]. Приведенный в Константинополь, он был томлен голодом и, наконец, послан в заточение на бесплодный остров, где брошен был в темницу. Император Михаил Куропалат [ 4 ] позволил Иосифу возвратиться из заточения. При Льве Армянине [ 5 ] святой Иосиф претерпел гонение за иконопочитание. Лев подверг его, вместе с его братом Феодором Студитом, пыткам и потом заключил его в темницу; чрез несколько времени царь потребовал, чтобы они подписались под иконоборным исповеданием веры. Иосиф отказался, и его бросили в другую смрадную темницу. Впоследствии Михаил Косноязычный [ 6 ] освободил вместе с прочими иноками, пострадавшими за иконопочитание, и Иосифа. Святой Иосиф с миром скончался в Студийской обители, где провел последние годы своей жизни [ 7 ]. «Никто не может, — говорил он, — восхвалить святого Иоанна по достоинству, — разве только другой бы такой же Иоанн ныне явился. Подобно переполненной водами реке, память его, слагающаяся из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, напаяет души верных. В нем сияют лучи благодати Божией, в которых одному с ясностью является солнце Божества, другому представляется очищение православия от ересей, иному показывается гибель идолов, для иного обнаруживается лживость заблуждений, иной видит утверждение веры и исправление нравов, для иного блистают небесные венцы.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Брату его преподобному Иосифу Студиту , соисповеднику за иконы, архиепископу Солунскому, в триоди принадлежат первые трипеснцы, стихири на «Господи воззвах» и седальны на те же дни 40-цы. Феофан Начертанный († 843 г.), из Лавры св. Саввы, исповедник за иконы, епископ Никейский, написал для октоиха каноны 8-ми гласов ангелам, апостолам, усопшим и многим другим. Георгий , сначала хартофилакс св. Софии, потом митрополит Никомидии, проповедник, друг патриарха Фотия, написал для триоди канон на неделю мытаря, для минеи каноны Введения, для праздников Сретения и Благовещения и других. Митрофан , епископ Смирнский, сторонник патриарха Игнатия в его споре с Фотием, написал для октоиха троичные каноны. Иосиф Песнописец († 883 г.), много пострадавший в течение долгой жизни за иконы, наполнил октоих до настоящего его вида покаянными канонами на понедельник и вторник, канонами Предтечи, Кресту, св. Николаю и всем святым. Из составителей гимнов еще должны быть упомянуты — Сергий Иерусалимский инок, Кассия или Икасия, едва не ставшая женою императора Феофила (829-842 г.), основательница одного из Константинопольских монастырей, — Игнатий , митрополит Никейский IX-ro века, автор канона Одигитрии (на 22-ое октября; 8-го и 28-го июля), император Лeb VI Мудрый; автор евангельских стихирей, император Константин VII Багрянородный († 959 г.), сын Льва VI († 916 г.), автор воскресных экзапостилариев, Симеон Метафраст (т. е. перелагатель житий святых) († 940 г.); Георгий Скилица XI-ro века, автор канонов великомученику Георгию 23-го апреля и Димитрию Солунскому 26-го октября; Иоанн , митрополит Евхаитский XI-ro века, между прочим составивший каноны трем святителям по 30-ое января и Феодору Тирону. Западные песнописцы. На Западе история пения имела другую судьбу. В Риме в IV-oм веке была учреждена школа пения (schola cantorum), которая объединила низших клириков. IV и V-ый век являются в Западной Церкви особенно продуктивными в области составления церковных песнопений, более производительными, чем на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Но прежде всех, во всех и со всеми святыми празднуем Святой, Пресвятой и самих ангельских чинов несравненно превысшей Госпоже нашей и Владычице Богородице и Приснодеве Марии. Еяже молитвами Христе Боже, и всех от века святых Твоих, помилуй и спаси нас, яко един Благ и Человеколюбец. По ходатайствам непорочной Твоей Матери, Христе Боже, и всех от века бывших святых Твоих помилуй и спаси нас, ибо Ты Один благ и человеколюбив. Аминь. Примечания: 1 Преподобный Косьма, епископ Маюмский († ок. 787 г., память 12 октября), автор канонов на Успение Богоматери, Воздвижение, Сретение, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и Вход Господень в Иерусалим. Также автор трипеснцев на первые дни Страстной седмицы, канона на Великий Четверток, четверопеснца на Великую Субботу, где начальные буквы тропарей образуют т. н. акростихи (букв.: краестрочия) с зашифрованными в них названиями каждого дня. 2 Феодор и Иосиф Студиты – родные братья. Преподобный Феодор Студит, игумен Студийский († 826 г., память 26 января, 11 ноября). Предание приписывает ему составление Постной Триоди (канон в субботу мясопустную и сырную, четверопеснцы 2, 3, 4 и 5­ суббот Великого поста и 35 трипеснцев из Постной Триоди, многие стихиры, и особенно Богородичны во многих канонах, которые их до этого не имели). Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский († ок. 830 г., память 26 января). Принимал участие в дополнении песнопений Постной Триоди. Ему приписывается канон в Неделю блудного сына, четверопеснцы на Недели Великого поста и трипеснцы сыропустной седмицы. 3 Лев VI, Мудрый – Византийский император (886–911), известен также как автор т. н. евангельских стихир на утрени воскресного всенощного бдения. 4 Триодион (греч.) – трипеснец. 5 Мнение, что человек был создан для восполнения некоего числа ангелов, отпавших вслед сатане, высказывалось отдельными отцами и учителями Церкви. 6 В славянской Триоди Постной читаем: «от Садока некоего, что значит “праведный”, ибо “седек” означает в переводе “правда”». 7 Святитель Григорий Двоеслов , папа Римский († ок.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010