Итак, Русская Церковь обрела свою независимость от греков с поставлением на митрополию св. Ионы. Этот великий святитель, причтенный к лику святых, возглавлял Русскую Церковь с традиционным титулом «митрополита Киевского и всея Руси» в 1448 – 1461 г.г. Св. Иона был уроженцем погоста Одноушево, что вблизи Солигалича, – в далеком, медвежьем углу Костромской земли. Уже в молодости Иона стал монахом солигаличского Воскресенского монастыря. Перейдя отсюда в столичный Симонов монастырь, молодой монах выказал выдающиеся дарования, которые вскоре позволили ему выдвинуться. Природная одаренность сочеталась в этом человеке с подлинной духовной глубиной монаха-подвижника, каковым он оставался всю свою жизнь, даже уже будучи митрополитом. При св. Фотии Иона становится епископом Рязанским и Муромским. Здесь он немало потрудился над обращением в Православие мордвы, мещеры и некоторых других языческих племен, обитавших в пределах его обширной епархии. Став митрополитом всея Руси, Иона проявил себя деятельным приверженцем объединительной политики Московских князей, в единственно правильном курсе которой теперь уже никто на Руси не сомневался. Святитель был решительным сторонником великого князя Василия Васильевича. Правда, в период борьбы последнего с Димитрием Шемякой Иона невольно совершил одно деяние, направленное во вред великому князю: он привез Шемяке из подчиненного его юрисдикции Мурома детей Василия под свое архиерейское ручательство за их жизни, веря княжеской клятве Димитрия. Однако, видя злоупотребление своей доверчивостью, Иона отказался от сотрудничества с Шемякой, решительно встав на сторону низложенного Василия. Это обстоятельство много способствовало восстановлению власти ослепленного Шемякой Василия Темного на великокняжеском Московском престоле в 1447 г. Иона, в частности, много писал в союзные Шемяке Новгород и Вятку, призывая их жителей отказаться от поддержки узурпатора и признать великим князем Василия. Сам Василий Темный не вменял Ионе в вину его былую невольную ошибку, бывшую следствием политической неискушенности святителя. Поэтому с возвращением на престол Василий доводит до конца дело с поставлением Ионы в митрополиты. Весьма показательно, что сам Иона, видимо, очень остро переживал момент своего поставления, которое вынужденно совершилось в нарушение привычного порядка вещей, без ведома Константинополя. По своем избрании новый митрополит направил своей пастве окружное послание, в котором объяснял причину нарушения заведенного порядка – отступничество греков от Православия на Флорентийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве в 1441 году после ареста и бегства митрополита Исидора не знали, как поступить. Прежние митрополиты поставлялись в Константинополе, но там водворился патриарх-униат, униатом был и император Иоанн VII Палеолог. Законным митрополитом Киевским и всея Руси они признавали кардинала Исидора. В такой ситуации Русь никак не могла получить православного митрополита от Константинопольской Церкви. Кроме того решению вопроса о вакантной митрополичьей кафедре препятствовали политические нестроения в великом княжестве Московском. Наконец, в декабре 1448 года в Москве состоялся Собор для поставления митрополита Киевского и всея Руси. Кандидат был один – епископ Иона Рязанский, как уже ранее предъизбранный митрополитом и одобренный Патриархом Иосифом. Поскольку Иона ставился митрополитом Киевским и всея Руси, его кандидатура была одобрена помимо великого князя Московского Василия II также королем Польским и великим князем Литовским Казимиром IV. В Соборе помимо епископов присутствовали множество архимандритов, игуменов и прочего духовенства. 5 декабря 1448 г. епископ Рязанский Иона поставлен был митрополитом Киевским и всея Руси. Взойдя на митрополичью кафедру, святитель Иона направил окружную грамоту всем русским христианам, в которой объяснял причины своего поставления в митрополиты в Москве. Еще подробнее святитель Иона писал о своем поставлении в митрополиты в послании к киевскому князю Александру Владимировичу: «Ты сам знаешь, что сталось в Царьграде в царях и в патриаршестве... В великой соборной церкви и в палате царской начали поминать имя папы, тогда как ни в монастырях, ни в одной из церквей во всем Царьграде и во всей Святой горе нигде не поминается имя папино, а держат все по милости Божией добрую старину. Посему доселе в Русской митрополии не было митрополита — не к кому было посылать: царь не таков, и патриарх не таков; они иномудрствуют и приближаются к латинам». Затем Иона говорил, как великий князь Василий Васильевич, ревнуя об отечественной Церкви, многократно («во многия времена») совещался со всеми святителями и другими пастырями своей земли, сносился со всеми православными князьями, разыскивал старину, представившую примеры поставления митрополитов если не в Москве или Владимире, то в Киеве, и как наконец Собор русских иерархов поставил его, Иону, митрополитом по священным правилам и по прежнему благословению, данному ему еще в Царьграде от патриарха». Эти же мысли святитель Иона повторял впоследствии в своих посланиях к западнорусским епископам.

http://bogoslov.ru/article/4060465

Подчинение епархий Литовских и Галицких Русские епархии литовского государства не сразу оказались под властью митроп. Ионы. Только в следующем 1449 г. митр. Иона, пользуясь состоявшимся между Казимиром и Москвой мирным договором, выхлопотал себе у повелителя Литвы право фактического управления литовско-русскими епархиями. Для увещания православного населения этих епархий — подчиниться митрополиту, поставленному на Москве, Иона писал особые послания, из которых до нас сохранилось два: 1) ко всем князьям и панам и боярам и наместникам и воеводам и всему купно литовско-галицкому людству и 2) к киевскому князю Александру Владимировичу. Согласие населения, видимо, было получено, и Казимир грамотой от 1451 г. подтвердил за Ионой право на " столец митрополичь киевский и всея Руси, как первие было по уставлению и обычаю русского христианства " . Этим актом подчинялись московскому митрополиту епархии Литвы, но оставлялись вне сферы его влияния епархии Галицкие. При тогдашнем разделении Литвы и Польши, Казимир IV в Польше не имел той полноты государственной власти, как в Литве, и должен был в большой степени подчиняться воле народа польского. Галичина же принадлежала к собственной Польше, как ее завоеванная часть, и там король прислушивался более уже к голосу латинского духовенства и соображался с интересами узко-национальными. Вот почему и специальные ходатайства Ионы о подчинении ему галицких епархий Казимир оставил без последствий. Оборона Москвы от татар-ногайцев В 1451 году великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войска против ногайцев , охрану столицы доверил митрополиту Ионе с боярами. По современным свидетельствам, когда напавшие на Москву ногайцы зажгли ее предместье, свт. Иона, отстаивая Кремль, совершил, среди дыма и зноя от пламени, крестный ход по его стенам — и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: " Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан " . Смиренный Антоний ответил: " Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами " . Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его. Предсказание старца Антония сбылось, 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы , в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

http://drevo-info.ru/articles/12878.html

3 мая, в Неделю третью по Пасхе, Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Иона совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. На молитвенную память Предстоятель Русской Церкви передал Митрополиту Ионе образ преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей. «Пусть эта святыня пребывает на Американском континенте, укрепляя Православие в душах американцев, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Пусть эта святыня соединяет всегда Православную Церковь в России и Америке, чтобы грозные, неприветливые, опасные тучи, которые порой возникают на политическом небосклоне и накрывают две наши великие страны, силой молитвы преподобного Сергия исчезали, являя ясное и голубое небо, дабы народы наши жили в мире и взаимном уважении. Будем молиться, Ваше Блаженство, за народ России и всей исторической Руси, за народ Соединенных Штатов Америки, за Русскую Православную Церковь и за Православную Церковь в Америке, дабы ходатайством святых угодников Божиих и благодатью Божией, что нисходит нам по их молитвам, народы наши жили во всяком благочестии и чистоте и духовно укреплялись наши Церкви». Предстоятель Православной Церкви в Америке поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за радушный прием, оказанный делегации Православной Церкви в Америке. Митрополит Иона отметил, что поклонение источающим неисчерпаемую благодать святыням Москвы, Санкт-Петербурга и Валаама укрепило его духовные силы. «У нас, в Америке, еще очень много работы, и столь великое сокровище — мощи преподобного Сергия — есть огромное укрепление для нашей Церкви», — подчеркнул Блаженнейший Митрополит Иона. «От всего сердца я благодарю Вас, Ваше Святейшество, и всю Русскую Православную Церковь за великую благодать от Господа, которой вы питаете свою Дочь-Церковь», — сказал в заключение Митрополит Иона, выразив надежду, что в будущем Московский Патриархат и Православная Церковь в Америке смогут вместе потрудиться во всем мире, дабы укреплять православную веру. Во второй половине дня Блаженнейший Митрополит Иона с делегацией посетили церковь Святителя Николая в Толмачах и Покровский монастырь, где поклонились чтимым московским святыням: Владимирской иконе Божией Матери и святым мощам блаженной Матроны Московской.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

307-310 310-312 ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический 312-315 315-316 316-317 322-344 344-349 349-350 350-351 317-318 ИОВИЙ (кон. IV в.), еп. (кафедра неизв.), умеренный последователь учения Аполлинария Лаодикийского 351-352 ИОВИЛЛА мц. (пам. 16 янв.; пам. греч. 17 янв.) - см. в ст. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и Леонилла, мученики 352-353 ИОВ ЛЬГОВСКИЙ (Лихачёв Иван Тимофеевич; 1594-1681), возобновитель и основатель нескольких монастырей, деятель раннего периода старообрядчества 318-320 ИОВ ШИШАТОВАЦ серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне 320-321 321-322 ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II 353-356 356-367 367-368 368-369 369-370 370-372 ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков 372-392 ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) 392-404 ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 404-408 ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 408-419 ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) 419-422 ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

29 апреля делегация Православной Церкви в Америке прибыла в Санкт-Петербург и посетила Санкт-Петербургскую духовную академию, где встретилась с ее ректором епископом Гатчинским Амвросием, членами профессорско-преподавательской корпорации и студентами. Затем делегация Православной Церкви в Америке отправилась на остров Валаам. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила Всехсвятский, Смоленский, Воскресенский, Гефсиманский, Александро-Свирский, Ильинский и новосозданный Владимирский скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. 1 мая, перед возвращением в Москву, делегация Православной Церкви в Америке еще раз остановилась в Санкт-Петербурге. Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий сопровождал делегацию при посещении Иоанновского ставропигиального монастыря, часовни блаженной Ксении Петербургской и храма в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, а также кафедрального Казанского собора. Затем члены делегации посетили Александро-Невскую лавру и храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вернувшись в Москву, Блаженнейший Митрополит Иона утром 2 мая возглавил служение Божественной литургии в храме великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия московского подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона возглавил работу Иннокентиевских чтений в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете, а затем — всенощное бдение в храме Святителя Николая в Кузнецах. По окончании богослужения Предстоятель Православной Церкви в Америке с сопровождавшей его делегацией посетил храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где был тепло принят настоятелем храма архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Предстоятель Православной Церкви в Америке наградил архиепископа Илариона орденом святителя Иннокентия (II степени). После краткого молебного пения перед чудотворным образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Блаженнейший Митрополит Иона преподал молящимся благословение.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

- Это Ваша надежда, что он приедет, или он пообещал? - Владыка Иона пообещал, что приедет. К сожалению, Митрополит Иона не сможет приехать в Москву для празднования престольного праздника нашего Подворья - дня памяти святой великомученицы Екатерины. Возможно, визит в Русскую Православную Церковь будет приурочен к празднованию Дня Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своих выступлениях Митрополит Иона отмечал важность визита в Русскую Православную Церковь, а также развития братских связей с другими Поместными Православными Церквями. - Присутствовали ли на Соборе представители Русской Православной Церкви Заграницей? - Да, на Соборе присутствовали представители Русской Православной Церкви Заграницей, огласившие приветствие ее Первоиерарха Митрополита Илариона. Хотелось бы отметить, что отношения между Православной Церковью в Америке и Русской Православной Церкви Заграницей в последние годы успешно развиваются. И те монашеские традиции, носителем которых является Митрополит Иона, несомненно найдут поддержку со стороны Русской Православной Церкви Заграницей.  - Хотелось бы узнать подробности о пребывании владыки Ионы в Москве и на Валааме. - В Москве он трудился переводчиком для русско-американского журнала «Русский Паломник», который издается при участии Валаамского общества Америки, а также Издательским Советом Русской Православной Церкви. Он также жил на Валааме, в своей автобиографии он упоминает, что его духовником являлся игумен Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий. Новый Предстоятель Американской Православной Церкви особенно ценит традиции монашеской жизни в России. На мой взгляд, это важно для Американской Православной Церкви, так как у нас слабые монашеские традиции. Однако, монастырь в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Калифорнии, где владыка Иона был наместником, стал самым крупным по количеству монахов православным монастырем Америки - и это благодаря его трудам. Я думаю, что духовные связи с монастырями в России помогли ему поднять монастырь в Калифорнии.

http://sedmitza.ru/text/521121.html

Отцы собора на основании церковных канонов, прежде бывших примеров и определения Константинопольского патриарха – быть святому Ионе митрополитом после Исидора, поставили его на кафедру первосвятителя. При торжественном богослужении в Успенском соборе возложен был на него омофор, бывший на прежних митрополитах, и вручен ему в руки великий митрополичий посох – признак первосвятительской власти. Святой Иона жил перед самым окончанием удельной системы и татарского ига. Перед своим падением удельные князья в особенности волновались против великокняжеской власти. Боле сего отличались непокорным духом дети князя Юрия Галицкого – Василий Косой и Димитрий Шемяка. Последний взял в плен великого князя Василия Васильевича, ослепил его и сослал в Углич. Туда же сосланы были и сыновья Василия Темного. Святой Иона (еще в сане епископа Рязанского) ревностно вступился за великого князя и его сыновей. По его настоянию Василий Васильевич получил в удел Вологду, а потом возвратился и на великое княжение в Москву. Святой Иона не только сам деятельно помогал великому князю в борьбе с мятежниками, но убеждал к этому и других русских святителей. Наконец собор русских архипастырей послал к Шемяке грозное послание, в котором сравнивал поведение его с поведением Каина и Святополка (убийцы святых князей Бориса и Глеба) и угрожал ему отлучением от Церкви, если он не покорится великому князю. В этом послании строго осуждается весь удельный беспорядок. Сторонники Шемяки от него отшатнулись, и он вынужден был смириться. Святой Иона содействовал великому князю и в борьбе с татарами и, через подчиненных ему епископов, склонял к тому же и удельных князей. «Кому случится умереть на той брани, – писал он им, – те, подобно древним мученикам, примут от Христа венец и за подвиг мучения». Во время одного нашествия татар на Москву он показал удивительный пример твердости духа: страшный пожар опустошал столицу, вражеские стрелы летели в Кремль, а он по стенам его спокойно совершал крестный ход. Опасность была так велика, что один инок, стоявший подле святителя, был умерщвлен неприятельской стрелой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Знаменательно, что еще до поставления Исидора великий князь хотел видеть митрополитом Московским святого Иону, епископа Рязанского, и предложил именно его кандидатуру, но тем временем Константинопольский патриарх уже поставил Исидора. Разумеется, после низвержения и побега Исидора Московским митрополитом стал святитель Иона, хотя еще несколько лет Русской Церкви пришлось прожить вообще без предстоятеля, так как долго не решались поставить митрополита самостоятельно. А так как Константинопольский патриарх принял унию, то принимать митрополита от него не хотели. К тому же на Москву в 1440-х годах обрушились междоусобные княжеские смуты, когда удельные князья стали претендовать на московский стол, был даже на время свергнут, а затем и ослеплен Василий II, получивший оттого прозвище Темный. В итоге, поставление митрополита состоялось только в декабре 1448 года. Святитель Иона, будущий основатель кремлевской Ризположенской церкви, стал первым митрополитом Московским, поставленным в Москве самостоятельно, без участия Константинополя, собором русских епископов. По возведении на кафедру святитель Иона направил пастве послание, в котором поведал всю правду о Флорентийской унии и о причине нарушения канонического избрания русского предстоятеля. С тех пор Русская митрополия стала автокефальной, то есть независимой от Византии. А всего лишь через пять лет, 29 мая 1453 года, Константинополь пал под ударами турков-османов. Падение Второго Рима было воспринято на Руси как небесная кара за отступничество от Православия. В ожидании чуда Прежде, чем обосноваться в Кремле, святитель Иона прошел долгий и трудный путь православного подвижника. Уроженец Костромской земли, принявший в 12 лет монашеский постриг, он оказался в московском Симоновом монастыре, где его заметил Московский митрополит Фотий. Как-то посетив обитель, он увидел в пекарне молодого спящего монаха, персты его десной руки во сне были сложены словно для благословения. И митрополит Фотий предрек тогда, что этот инок станет первосвятителем Русской земли и многих обратит на путь спасения.

http://pravoslavie.ru/553.html

Посвящение в митрополиты святителя Ионы произошло в Москве 15 декабря 1448 года. Как говорит житие, святитель Иона не только «не оставлял личных монашеских подвигов», подвязался в посте и молитве, но с особой настойчивостью и старанием стал утверждать благочестие в стране, укреплять веру. При нем церковное богослужение приобрело еще большую торжественность. Сам лично он прославился даром чудотворения. По его молитве происходили исцеления. Святитель Иона был прозорливым человеком и многих сумел наставить на пусть истины и укрепить в вере. Скончался святитель Иона в 1461 году. 12 лет спустя его мощи были обретены нетленными и перенесены в Успенский собор московского Кремля, который стараниями митрополита Ионы еще раньше был перестроен и благоукрашен. В 1547 году Собором Русской Православной Церкви была установлена особая память святителю Ионе. Тропарь святителю Ионы глас 4 От юности твоея весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/отонудуже видев Бог твое благое произволение,/архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./Темже и по преставлении честное тело твое/цело и нетленно соблюдеся,/Ионо святителю,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Кондак святителю Ионы глас 8 Яко от младенства Господеви поработив себе, мудре,/постом и бдением тело твое удручая,/темже сосуд чист и дом Духу Пресвятому явился еси,/сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет,/юже добре упас, ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./Тем молим тя: поминай нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти://радуйся, отче Ионо, святителю всечестный. Фото анонса - мощи святителя Ионы, митрополита Московского, Патриархия.ру Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/znachenie-imeni-iona.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010