В этом году, когда гостил у родителей, стал просить благословения на принятие монашества, но не получил. Иоаким снова уехал в Киев и удалился в Киево-Межигорский монастырь. Иоаким поступил в число Межигорских иноков и стал вести самый строгий образ жизни; более года он питался одной только растительной, невареной пищей. Через два года, в 1725 г., на 20–м году жизни, в пещерном храме обители иеромонахом Феодором Иоаким был пострижен в рясу 27 октября и наречен Илларионом. Родители, когда узнали об этом, простили его, примирились с ним и благословили на новый путь жизни. Укрепившийся самоиспытанием и строгой жизнью, Илларион снова поступил в академию и стал проходить богословский курс. В день Введения в храм Пресвятой Богородицы архимандритом Илларионом Илларион в 1727 г. был пострижен в мантию и назван Иоасафом в Киево-Братском монастыре. А в Богоявление следующего года Архиепископом Варлаамом посвящен в диакона. Еще не окончил он курса, как был назначен преподавателем словесности для младших учеников академии, какую должность проходил и по окончании курса. Учительство инока Иоасафа продолжалось три года и прекратилось по такой нужде. После пасхи 1732 г. на кафедру святителей Киевских вступил Святитель-подвижник Рафаил. При посещении им академии Иоасаф приветствовал его речью. Святитель обратил внимание на молодого инока и стал его всегдашним покровителем. Академия находилась в большой внешней неустроенности. Нужно было все здания ветхие обновить и устроить сообразно назревшим нуждам. Требовались средства. Иоасаф и был отправлен Архипастырем за сбором по Малороссии. Два года провел за этим послушанием Иоасаф, а когда возвратился, 13 сентября 1734 г. был назначен экзаменатором при кафедре Киевской. В день Архистратига Михаила, 8 ноября, он был рукоположен в сан иеромонаха, вскоре переведен из Братского монастыря в Софийский кафедральный и назначен членом консистории. В таком служении иеромонах Иоасаф находился до 24 июня 1737 г. В Киеве он начал свои годы учения, в Киеве же начал и свое служение ближним под руководством Святителя-подвижника, которого чтил и которому посвятил свое сочинение: «Брань семи честных добродетелей с семью смертными грехами».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Над могилой блаженного Иоанна вместо прежней деревянной Власиевской церкви была построена каменная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом св. мч. Власия. Память блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, празднуется в день его кончины — 3/16 сентября и вторично — 12/25 ноября в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, имя которого он носил. Сентябрь 4 Иоасаф, епископ Белгородский, святитель Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 г. семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую Духовную Академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына–первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г. он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево–Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский). Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево–Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской Духовной Консистории. Исполняя должность экзаменатора, он преложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил во лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В 1748 году архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. В августе того же года он прибыл на кафедру, в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию. Вверенная святителю епархия отличалась удручающей бедностью жителей. Многие дети священнослужителей, а особенно сироты, не имели достаточных средств для оплаты содержания в духовных училищах. Это сказывалось на их образовательном уровне. Реагируя на ситуацию, святитель, как мог, оказывал нуждавшимся материальное содействие. С целью обустройства епархии и улучшения положения дел он лично объезжал территорию, не исключая отдаленных регионов. В целях повышения нравственного уровня населения посещал жилища своих подопечных, как богатых, так и бедняков, преподавал им уроки христианской нравственности. Много стараний прикладывал он для поднятия духовно-нравственного уровня среди духовенства, зорко следя не только за тем, как совершается богослужение, но и за тем, с каким внутренним расположением священнодействуют пастыри. Одно из его требований, например, обязывало священников, пребывающих в ссоре с другими священниками, не приступать к богослужению до тех пор, пока они не придут к примирению. За нарушение церковного устава и личных распоряжений святитель мог подвергнуть ослушника строгому наказанию. Так, однажды, обозревая епархию, он остановился в доме у иерея. Ночью святитель мучился от бессонницы и необъяснимого страха. Вдруг, всмотревшись, он обнаружил, что на полке, рядом с кухонной утварью, в одной из бумажных обёрток, находятся Святые Дары. От увиденного епископ пришёл в ужас. Бережно положив святыню на стол, он молился всю ночь, прося Бога, чтобы Он отвратил от священника грозную кару. Наутро святой Иоасаф объяснил пастырю, в чём состояла его неправота, а затем лишил его сана. В другой раз, войдя по внушению свыше в один из храмов, он обнаружил нетрезвого причетника и тоже лишил его звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Через 2 года его постригли в рясофор с именем Иларион, ему было тогда 18 лет. Тогда же он открыл свою тайну родителям, и они со многими слезами и грустью приняли это как волю Божию и послали сыну свое благословение. Еще через 2 года Иларион принял постриг в мантию с именем Иоасаф. Его посвятили в священный сан, и он занимал разные духовные и административные должности. Следующие слова, сказанные им сестре перед кончиной, проливают свет на эти годы его жизни: «Сестрица, суровые подвиги в начале не дают мне веку дожить!» В это время он и расстроил свое здоровье. Затем в течение 9 лет он был настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря под Лубнами и наместником Троице-Сергиевой лавры (совместно с Мгарским монастырем). Он восстановил эти обители, пострадавшие от пожаров, и поднял их духовную жизнь. В эти годы он приобрел большой административный опыт. В 1748 г. архимандрит Иоасаф был поставлен епископом Белгородским. В Белгород он прибыл в том же году 6 августа и в тот же день отслужил в соборе свою первую литургию архиерейским служением. Его епархия была очень обширна, впоследствии она была разделена на три. Духовенства в ней было мало — паства была невежественна и суеверна. Заброшенная нива требовала своего возделывателя. Ежегодно объезжал ее святитель. Однажды он увидел во сне, что в притворе какой-то церкви находится на груде мусора икона Пресвятой Богородицы, и услышал от Нее голос: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Показанную ему во сне икону святитель нашел в Вознесенской церкви предместья города Изюма-Замостья, именно в таком виде. Долго и горячо молился перед ней святитель. Потом сказал: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Богородица являет особенное знамение Своего заступничества для веси и всей страны!» Он приказал поставить святую икону в храме на подобающее ей место и, проведя в Изюме три дня, каждый день приходил перед ней молиться. Это была икона Пресвятой Богородицы, именуемая Песчанской.

http://sedmitza.ru/lib/text/437957/

В то же время отец Александр следил за течением педагогической мысли и дела в России: принимая живое и деятельное участие в трудах педагогического музея военно-учебных заведений, часто выступая со своими мнениями и докладами; был учредителем Петроградского Родительского Кружка; много лет состоял в Родительском Совете при девяти гимназиях; доставлял экспонаты по Закону Божию и дошкольному детскому образованию на выставки в Чикаго и в Брюсселе; как педагог и законоучитель участвовал в трудах противоалкогольной комиссии при Обществе охранения народного здравия. Много труда и энергии употребил отец Александр на создание храмов Божиих. Для любимых литературных занятий мало оставалось времени и носили они характер случайный. Кроме статей в журналах, беглых заметок в газетах, отец Александр участвовал в комиссии по обзору народной педагогической литературы, редактировал вместе с другими 11 педагогами, врачами и учеными 60 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», причем составленный им выпуск 18, озаглавленный «Религиозное воспитание в семье» переведен на болгарский язык и издан Синодом Болгарской Церкви. Он также составил и издал несколько книжек и листков религиозного содержания: «Три слова о милосердии и помощи блудным», «Воскресная церковно-приходская народная библиотека», «Мученики за веру и Отечество, князь Михаил Черниговский и боярин Федор», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Святитель Феодосий Черниговский», «Преподобный Серафим Саровский», «Святитель Иоасаф Белгородский», «О девяти заповедях церковных», «Пособие к доброй исповеди», «О развитии религиозного чувства детей дошкольного возраста», «Первая книжка по Закону Божьему для детей», «Как учить детей Закону Божьему по первой книжке», «Молитвы Царицы Небесной Утоли моя печали и Иоанну Воину». Приготовил к печати: учебник Закона Божьего для школ (первый год преподавания) и др. издания. Его книга «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский» выдержала три издания в несколько десятков тысяч экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Maly...

Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора - двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола - четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется синяя глава купола, усыпанная золотыми звёздами и увенчанная золотым крестом. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма. Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Мошнин — отец Прохора Мошнина (Преподобного Серафима Саровского). После смерти Исидора Мошнина в 1762 г. обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия, под надзором которой в 1778 году строительство было окончено. Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери - в 1778 г. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором. Изначально, чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир, несколько изменившая стилевое единство здания. Храм был закрыт в 1934 г. С 1935 г. до Великой Отечественной войны второй этаж занимала областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 г. туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор представляет собой в плане прямоугольник около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой. Условно всё здание собора можно разделить на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор.

http://azbyka.ru/palomnik/Сергиево-Казан...

Раз на собрании духовенства святитель Иоасаф увидел священника, которому было 130 лет. Прозрев какую-то тайну, святитель задержал его, чтобы узнать причину такого долголетия, и священник покаялся ему в содеянном им страшном грехе: местный помещик, опоздавший к литургии, заставил его своими угрозами совершить ее вторично, что запрещено святыми канонами, не говоря уже о том, что храм был однопрестольный. Не успел испуганный иерей совершить первый возглас, как услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь? Священник содрогнулся, но продолжал литургию. Голос продолжал: «Не дерзай, аще же дерзнешь — проклят будешь!» Обезумев, несчастный ответил.- «Сам ты проклят!» — и совершил литургию. Святитель ужаснулся, услышав его признание. «Несчастный, что ты сделал? — воскликнул он.— Ты проклял Ангела Хранителя святого места того. Вот причина твоего долголетия». Немедленно он пошел со священником на место, где прежде стояла церковь. Оно было уже давно запахано. Там он велел ему совершить Божественную литургию и по окончании ее прочитать молитву св. праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» Затем благословил его и прочитал разрешение грехов. Склонилась голова старца на плечо святителю, и, примиренный с Богом и своею совестью, он тихо скончался. Святитель сам отпел его и похоронил на этом самом месте. Но что известно о внутренней жизни святителя Иоасафа, которую он тщательно скрывал? Известно, что он имел дар слез, и всякий раз, литургисуя, проливал их. При каждом бое часов он читал следующую молитву: «Буди благословен день же и час, в он же Господь мой Иисус Христос мене ради родился и распятие претерпе и смерть пострада. О Господи Иисусе Христе, в час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистой Матере Твоея и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь!» Часто он рубил дрова для бедных и разносил их ночью, одетый в бедную иноческую одежду. Его письма к матери свидетельствуют о нежности сердца его, а пред строгостью его трепетала вся епархия. Он помогал узникам и посылал обеды со своего стола бывшему белгородскому воеводе Пассеку, заключенному в тюрьме. А когда губернатор стал возражать против этого, святитель перечислил ему его грехи и сказал, что когда он сам попадет в то же положение, то может рассчитывать на его милосердие.

http://sedmitza.ru/lib/text/437957/

Такая настроенность мальчика была угодна Господу, что и открылось из одного видения его отцу. В первые годы учения Иоакима в академии, отец его, однажды, сидя на крылечке дома, думал о том, как бы ему потом устроить жизнь своего первенца. Время клонилось к вечеру; солнце близилось к закату. Вдруг Андрей Дмитриевич видит на краю неба, на воздухе Божью Матерь, а перед Пречистой своего Иоакима, молящегося на коленях. Божья Матерь, милостиво смотря на отрока, сказала: «довлеет Мне молитва твоя». В эту минуту с неба слетел ангел и архиерейской мантией покрыл мальчика. Изумленный и огорченный такой долей сыну, которого он хотел видеть на своем месте, Андрей Дмитриевич горестно воскликнул: «а нам, родителям, что оставляешь, Пречистая?!».. Видение прекратилось. Поспешив сообщить супруге виденное, Андрей Дмитриевич, пока шел по комнатам, совершенно забыл, что видел. Это видение было весьма поучительно. Оно – свидетельство Свыше о том, как глубоко любовь к Богу и к молитве – к общению с Господом, залегла в сердце мальчика. Школьная жизнь не ослабила этого настроения. Мальчиком привезли Святителя Иоасафа, тогда Иоакима, в Киевскую академию, которая была в эту пору школой для всех высших сословий. Во время обучения Иоакима ректорами академии были архимандриты: Феофан, Иосиф и Илларион. Под влиянием начальников и наставников будущий Подвижник, отличавшийся старанием, светлым умом, богатыми способностями, трудолюбием и кротостью, быстро развивался умственно и постепенно слагался его характер, твердый в добром. Премудрый в неисповедимых путях Господь даровал Иоакиму в лице его дяди – Лаврского инока Пахомия доброго покровителя. Старец – дядя окружал юного племянника родственным любящим попечением и руководил племянником, и Киевская лавра стала для Иоакима также родной. Сам Святитель говорил, что уже одиннадцатилетним мальчиком «возлюбил монашество». Когда Иоакиму оставалось пройти высший богословский класс, его решение быть иноком вполне созрело. Намерение быть монахом укрепилось в нем еще в 1721 г., но два года он хранил в себе это решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Особое почитание святых, связанных с Киевскими духовными школами, зародилось в начале ХХ века, когда в Киеве шла активная подготовка к 300-летнему юбилею академии. К концу XIX века было прославлено лишь два святых угодника, вышедших из стен Киевской академии: святители Димитрий Ростовский и Иннокентий Иркутский. В годы правления императора Николая II, когда в Русской Церкви заметно оживился процесс канонизаций, Киевская духовная академия способствовала причислению к лику святых еще нескольких своих воспитанников. Так, профессор КДА протоиерей Федор Титов приложил немало усилий к тому, чтобы в 1911 году был прославлен святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский; а в 1916 году — святитель Иоанн (Максимович), мит­рополит Тобольский. К сожалению, в дореволюционный период не удалось завершить процедуру канонизации святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского. По замыслу отца Федора Титова, его прославление должно было состояться в 1915 году во время торжественного празднования 300-летия Киевской академии. Однако первая мировая война помешала провести эти торжества, и потому тогда канонизация не состоялась. В результате святитель Павел был включен в святцы Русской Православной Церкви лишь в 1984 году (в составе Собора Сибирских святых). Таким образом, к 1917 году к лику святых было причислено пять воспитанников Киевской академии: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский и Иоанн Тобольский. В 1915 году отец Федор Титов писал, что Киевская академия «является доселе единственным учебным заведением не только в России, но и во всем православном христианском мире, воспитавшим столь много не просто только замечательных, но и высоконравственных деятелей». Он также свидетельствовал, что в начале ХХ века существовало местное почитание многих выходцев из киевской школы, которые не были еще канонизованы. «Такое отношение народной совести к воспитанникам Киевской академии является, по нашему мнению, самым лучшим и ярким признанием ее высоких исторических заслуг перед Вселенской Православной Церковью», — завершает свои размышления отец Федор.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

Особое почитание святых, связанных с Киевскими духовными школами, зародилось в начале ХХ века, когда в Киеве шла активная подготовка к 300-летнему юбилею академии. К концу XIX века было прославлено лишь два святых угодника, вышедших из стен Киевской академии: святители Димитрий Ростовский и Иннокентий Иркутский. В годы правления императора Николая II, когда в Русской Церкви заметно оживился процесс канонизаций, Киевская духовная академия способствовала причислению к лику святых еще нескольких своих воспитанников. Так, профессор КДА протоиерей Федор Титов приложил немало усилий к тому, чтобы в 1911 году был прославлен святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский; а в 1916 году — святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский. К сожалению, в дореволюционный период не удалось завершить процедуру канонизации святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского. По замыслу отца Федора Титова, его прославление должно было состояться в 1915 году во время торжественного празднования 300-летия Киевской академии. Однако первая мировая война помешала провести эти торжества, и потому тогда канонизация не состоялась. В результате святитель Павел был включен в святцы Русской Православной Церкви лишь в 1984 году (в составе Собора Сибирских святых). Таким образом, к 1917 году к лику святых было причислено пять воспитанников Киевской академии: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский и Иоанн Тобольский. В 1915 году отец Федор Титов писал, что Киевская академия «является доселе единственным учебным заведением не только в России, но и во всем православном христианском мире, воспитавшим столь много не просто только замечательных, но и высоконравственных деятелей». Он также свидетельствовал, что в начале ХХ века существовало местное почитание многих выходцев из киевской школы, которые не были еще канонизованы. «Такое отношение народной совести к воспитанникам Киевской академии является, по нашему мнению, самым лучшим и ярким признанием ее высоких исторических заслуг перед Вселенской Православной Церковью», — завершает свои размышления отец Федор.

http://patriarchia.ru/db/text/4347534.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010