Скорбь станет радостью «Скорбь станет радостью» — книга из серии «Бальзам для души», в которой собраны высказывания, размышления свт. Игнатия Брянчанинова. В условиях, когда не просто найти духовного руководителя, святитель учит руководствоваться тем, что предоставляет жизнь, а точнее Сам Бог, ставящий нас в обстоятельства, наиболее благоприятные для нашего спасения. Извлечь духовную пользу из разных, иногда горьких, жизненных ситуаций, чтобы болезнь стала лекарством, а страдание радостью Богопознания, — об этом слова подвижника, который на собственном опыте познал и Крест, и Воскресение. Выдающийся литературный дар святого писателя делает эти тексты шедевром Золотого века русской словесности. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Святой Игнатий Брянчанинов Скорбь станет радостью Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 13-309-1690 © Издательство «Никея», 2013 Предисловие Каждое новое обращение к наследию святителя Игнатия (Брянчанинова) свидетельствует о все возрастающем интересе к тому духовному опыту, который он передал своим благодарным потомкам. Почему именно его творения вызывают такой особый интерес и имеют столь большой авторитет в нашей Церкви? На этот вопрос отвечают отечественные подвижники. Прп. Варсонофий Оптинский (†1912): «Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как-то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом». Преподобный Никон (Беляев) Оптинский (†1931): «Сочинения преосвященного Игнатия необходимы, они, так сказать, азбука духовной жизни». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин, †2006): «Читайте святителя Игнатия, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам». Действительно, святитель Игнатий – один из самых авторитетных русских святых подвижников-писателей, который дает особенно ясное и глубокое понимание наиболее сокровенного и насущного в христианстве – основ духовной жизни верующего человека. Обращая свои творения к монахам и мирянам, священнослужителям и светским людям, к художникам, писателям, военачальникам, Святитель всегда остается верен главной своей цели – объяснить и передать опыт святых Отцов своим современникам. Делает он это не в отвлеченной богословской форме, создает не схоластические трактаты на выбранную тему, но исходя из знания психологии и духовных сил человека своей эпохи, мало чем отличавшейся по степени своей глубокой омирщенности и религиозной беспомощности от настоящей. Эта особенность его творений делает их особенно ценными для современного христианина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Св. Василий в продолжение всего своего правления церковью много старался о том, чтобы оградить церкви митрополии своей постоянными правилами благочиния. В самом начале управления паствою писал он, а) канон. послание к подчинен. епископам о не взимании мзды за посвящения, б) к хорепископам – о восстановлении древних правил касательно избрания клириков; в) к пресв. Григорию – о поведении приличном для пресвитера. В 373 г. писано послание к Диодору епископу Тарскому, в котором защищается постановление о не дозволении вступать в брак с сестрою умершей супруги 528 . Св. Амфилохий, епископ Иконийский встретил некоторые недоумения по управлению, и в 374 г. просил великого пастыря написать правила в разрешение недоумений. Св. Василий, как сам пишет, употребил особенное внимание на то, чтобы рассмотреть обыкновения древней Церкви, определения древних пастырей, поверить и дополнить их размышлением, и в конце 374 г. послано было первое каноническое послание к Амфилохию с 16 правилами. Второе такое же письмо к Амфилохию писано было св. Василием после болезни 529 , которая доводила Василия до гроба в 375 г. 530 . В сем послании, сверх новых правил, яснее и полнее предлагаются некоторые из тех, которые были предложены в первом послании, напр. о падших девах (пр. 18), о Крещении еретиков (пр. 47). По содержанию правила видно, что св. Амфилохий, получив первое каноническое письмо, встретил в нем некоторые недоумения и особенно касательно Крещения еретиков 531 , и просил св. Василия разрешить эти недоумения, и написать правила касательно других случаев. В конце того же 375 года, св. Василий, обремененный скорбями, но утешенный новым письмом Амфилохия, послал к нему третье каноническое письмо, в котором определялись единственно епитимии для кающихся 532 . Одно из писем самого Василия, где он указывает на свои правила, как на действующие правила Церкви, ясно показывает, что правила, писанные по прошению Амфилохия, введены были не в одной Иконийской Церкви, а во всей Кесарийской митрополии 533 . В 6 в. Иоанн Лествичник ссылался на канонические изображения Великого Василия, и в тоже время Иоанн Схоластик поместил их в своем собрании правил. Собор Трулльский признал их действующими правилами Вселенской Церкви 534 . К каноническим статьям причислены также 27 и 29 гл. из книги о Св. Духе 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о частном и некодифицированном характере систематизаций церковного права Византии Апробационная статья иерея Алексия Кнутова, студента III курса МДА, соискателя ученой степени кандидата богословия, посвящена вопросу о частном и некодифицированном характере систематизаций церковного права Византии. Статья публикуется в авторской редакции. Статья IV век в истории Православной Церкви – это эпоха, в которую была принята значительная часть её канонов. Уже в этот период сразу утвердилась та особенность церковного права, что почти все каноны принимались в ответ на «злобу», «потребу» церковной жизни, а не составлялись по заранее обдуманным схемам . Это означает, что ни соборы епископов, ни отдельные епископы, чьи канонические послания вошли в корпус канонического права, почти не ставили перед собой цели составлять по какому-то предварительному плану систематические своды, кодексы церковного права. Нет, их решения – это почти целиком ответы на конкретные недоуменные случаи и вопросы. Разумеется, эти ответы сразу или впоследствии получали нормативный характер. Об этой особенности церковного права святитель Иоанн Схоластик так писал в предисловии к своему Собранию канонов в 50 титулах: «… поелику в древности по временам были издаваемы от разных к разным и разными соответствующие законы и правила церкви (ибо после апостолов было десять великих соборов, да сверх того и Василий Великий написал правила о многих предметах), то и естественно, что правила написаны ими раздельно - по мере возникавших в известные времена потребностей, а не по какому-либо порядку предметов, например, расположенные по главам, так что весьма трудно найти и собрать в них то, что содержится в совокупности о каком-либо предмете» .

http://bogoslov.ru/article/1630224

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ I АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий I (+ 593 ), патриарх Антиохийский (с 570), святитель Память 20 апреля Происходил из Палестины , о его рождении, детстве и юности ничего не известно. Был сначала монахом , затем игуменом нескольких обителей: монастыря Византийцев (греч. τν Βυζαντων) в Иерусалиме, Фаранской лавры в Палестине недалеко от Синайской горы и монастыря вмц. Екатерины на Синае . Достаточно рано Григорий стал принимать активное участие в византийской политической жизни, проявив себя талантливым дипломатом. Он был послан имп. Юстином II (565-578) в монастырь вмц. Екатерины для урегулирования отношений с арабскими кочевыми племенами, угрожавшими обители. Церковный историк и друг Григория Евагрий Схоластик отметил, что результаты этой миссии впечатлили как императора, так и персидского шаха Хосрова I , который подарил Григорию золотые кресты и церковную утварь. В 570 году Григорий занял патриаршую кафедру Антиохийской Церкви , сменив низложенного Юстином II Анастасия I Синаита . Иоанн Мосх в « Луге духовном » рассказывает, что за 6 лет до патриаршества, в бытность игуменом Фаранской лавры, Григорий очень хотел посетить отшельника по имени Сергий, который в это время пребывал в пустыне у Мёртвого моря. Сергий тепло принял Григория и омыл ему ноги. В течение дня они беседовали о спасении души, и лишь на следующий день пустынник отпустил Григория. Позже Сергий рассказал ученику, что видел перед собой патриарха в полном облачении и с Евангелием в руках. Патриаршество Григория I было омрачено военными столкновениями с арабами и клеветой монофизитов на патриарха. В 579 году против него было выдвинуто обвинение в идолопоклонстве (обвинение поддержал правитель пров. Осроена и Месопотамия Анатолий, сам обвиненный в совершении жертвоприношений). По сообщению церковного историка Иоанна Эфесского , жители Антиохии усмотрели связь происшедшего землетрясения со слухами об идолопоклонстве патриарха и потребовали изгнания Григория, который был вынужден скрываться, пока его дело рассматривалось в столице.

http://drevo-info.ru/articles/10296.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Иоанна IV Постника, патриарха Константинопольского Свт. Иоанн Постник родился и вырос в Константинополе. Вначале он гравировал монеты. С юности он отличался добродетелью и ревностной любовью к Господу. Св. Иоанн неоднократно получал пророческие откровения о славной доле, уготованной ему Богом. Слава о добродетелях Иоанна дошла до патриарха Uoahha III Схоластика (565–577) фев.]. Патриарх рукоположил его в диакона и поставил заведовать раздачей милостыни бедным. Подражая милосердному Христу, Иоанн показал себя поистине милостивым. Он раздавал деньги, не считая их и не различая достойных и недостойных. Все приходившие к нему получали сполна. И чем больше денег он раздавал таким образом, тем больше Господь наполнял его кошель, казавшийся неисчерпаемым. По смерти патриарха Евтихия ап.] в апреле 582 г. Иоанн был вынужден стать его преемником. Он был патриархом в течение тринадцати лет, но не делал никаких послаблений в своей строгой жизни, за что его и прозвали Постником 50 . Из пищи он ел только латук 51 , немного дыни, винограда или несколько смокв. По преданию, он даже не пил воды до шести месяцев. Спать он не ложился, но сидел, согнувшись и уперев колени в грудь. Иногда, проспав чуть больше той малой меры, которую сам себе положил, святитель предавался бодрствованию всю следующую ночь, смиряя плоть и приготовляясь к вечному бодрствованию сынов воскресения ( Лк 20, 36 ). Его любовь к бедным была такова, что он исчерпал все свои средства на милостыню и вынужден был просить в долг у императора Маврикия (582– 608), чтобы продолжить благодеяния. По смерти Иоанна в 595 г. император захотел получить долг, но у патриарха Константинополя не нашли ничего, кроме старой шерстяной мантии и потертого одеяла. За свою жизнь свт. Иоанн совершил множество чудес: он исцелил слепорожденного, дав ему причаститься Святых Таин; усмирил бурю молитвой; обратил вспять нашествие варваров на Константинополь; многих женщин исцелил от бесплодия. Для духовных овец он был не только пастырем добрым (см.: Ин 10,11 ), посредником и первосвященником, но и живым образом Божественного Провидения, в изобилии изливающего блага и на праведников, и на грешников 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АММОНИЙ ДОЛГИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аммоний Долгий, Длинный, Безухий (2-я пол. IV - ок. 403 ), монах , преподобный Память 10 января (Греч. ) Один из египетских братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. ο Μακρο). Четыре брата (Аммоний, Евсевий, Диоскор и Евфимий) и две сестры удалились в Нитрийскую пустыню , где стали вести монашеский образ жизни. В " Лавсаике " Палладия Еленопольского об Аммонии Долгом, ученике аввы Памвы , сообщается, что он " достиг высот боголюбия " и не только знал наизусть Священное Писание , но и тщательно изучил творения Оригена , Дидима Слепца , Пиерия и папы Стефана I . Преподобный Аммоний прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его, не считая хлеба, составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как Аммоний. Слава о нём распространилась по всему Египту, и жители одного города просили патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить Аммония епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы патриарха настаивали, преподобный сперва пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда преподобный и получил прозвище Безухий - Παρτης). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: " Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу " . Тогда Аммоний поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык. Патриарх Феофил против воли поставил брата Аммония Диоскора епископом Ермопольским, а двух других " Долгих братьев " , Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви . Однако впоследствии, согласно Сократу Схоластику, они покинули патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. " Долгим братьям " пришлось бежать в Палестину , откуда они вместе с пресвитером Исидором, также отлучённым Феофилом, отправились в Константинополь и представили дело на суд патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Святитель Иоанн, хотя и не принял братьев в общение, однако предоставил им убежище и написал патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинён во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.

http://drevo-info.ru/articles/23290.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Константинопольский (595), свт. - житие Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582 - 595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это - наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или " канонарии " ) из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию. В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне " с прочими святыми правилами " и номоканон его считался книгой, " принятой всей Православной Церковью " . Преподобный Никодим Святогорец включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую " Кормчую книгу " (Пидалион), изданную им в 1800 году.Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным Мефодием, одновременно с выполненным им переводом " Номоканона в 50 титулов " святого Патриарха Иоанна Схоластика, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в " Устюжской Кормчей " (XIII) и был издан в 1902 году.

http://pravicon.com/info-2468

Archive Митрополит Астанайский Александр: «Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле». К 25-летию возрождения Великорецкого крестного хода 4 June 2014 year 14:37 С 3 по 8 июня 2014 года в Вятской митрополии проходит Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой святителя Николая Чудотворца — один из крупнейших крестных ходов России. В этом году торжества на реке Великой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Крестный ход является древней и значимой частью жизни Церкви Христовой. Невозможно представить себе пасхального богослужения, престольного дня или празднования в честь чудотворных святынь без величественного шествия священнослужителей и верующих с иконами и хоругвями, под колокольный звон и пение молитв. Еще в ветхозаветные времена видим мы прообразы наших священных процессий: в исходе богоизбранного народа из Египта в Землю Обетованную, в перенесении Ковчега Завета в Иерусалим, в обхождении храмового жертвенника с ветвями пальм и верб в праздник Кущей, в восхождении паломников в дни, установленные Законом Моисеевым, в Святой Град. В богослужебную жизнь Церкви крестные ходы прочно вошли в конце IV — начале V века, и большая заслуга в этом принадлежит святителю Иоанну Златоусту. В то время еретики-ариане, отрицавшие Единосущие Лиц Пресвятой Троицы, для привлечения народа устраивали на улице шествия с исполнением песнопений. В противовес им святитель Иоанн Златоуст стал устраивать процессии, но более величественные и содержательные. Церковный историк Сократ Схоластик свидетельствует: «исповедники Единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей». Благодаря трудам отцов и учителей Церкви крестный ход становится не только особым видом молитвы, но и торжественным многолюдным свидетельством перед язычниками и еретиками главных истин Православия, формой провозглашения и защиты истинной веры.

http://patriarchia.ru/en/db/text/4509351...

Митрополит Астанайский Александр: «Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле». К 25-летию возрождения Великорецкого крестного хода 4 июня 2014 г. 14:37 С 3 по 8 июня 2014 года в Вятской митрополии проходит Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой святителя Николая Чудотворца — один из крупнейших крестных ходов России. В этом году торжества на реке Великой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Крестный ход является древней и значимой частью жизни Церкви Христовой. Невозможно представить себе пасхального богослужения, престольного дня или празднования в честь чудотворных святынь без величественного шествия священнослужителей и верующих с иконами и хоругвями, под колокольный звон и пение молитв. Еще в ветхозаветные времена видим мы прообразы наших священных процессий: в исходе богоизбранного народа из Египта в Землю Обетованную, в перенесении Ковчега Завета в Иерусалим, в обхождении храмового жертвенника с ветвями пальм и верб в праздник Кущей, в восхождении паломников в дни, установленные Законом Моисеевым, в Святой Град. В богослужебную жизнь Церкви крестные ходы прочно вошли в конце IV — начале V века, и большая заслуга в этом принадлежит святителю Иоанну Златоусту. В то время еретики-ариане, отрицавшие Единосущие Лиц Пресвятой Троицы, для привлечения народа устраивали на улице шествия с исполнением песнопений. В противовес им святитель Иоанн Златоуст стал устраивать процессии, но более величественные и содержательные. Церковный историк Сократ Схоластик свидетельствует: «исповедники Единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей». Благодаря трудам отцов и учителей Церкви крестный ход становится не только особым видом молитвы, но и торжественным многолюдным свидетельством перед язычниками и еретиками главных истин Православия, формой провозглашения и защиты истинной веры.

http://patriarchia.ru/db/text/3667733.ht...

Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 3 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Часть 1 , Часть 2 Прп. Антоний Великий. Фреска ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр). 1192 г. Некоторые историки, опираясь на сведения, почерпнутые из послания святителя Александра Александрийского, ревностного защитника Никейского символа веры, одним из последователей Павла Самосатского считают Лукиана, родившегося в 220 году и замученного в 311-м. Святой Александр писал, что арианство «закваску свою получило… от нечестья Лукиана» . Сам Арий, действительно считал себя последователем антиохийских богословов Лукиана и Дорофея. Известно, однако, что после мученической кончины Лукиана его имя было внесено в диптих Антиохийской Церкви. Святитель Иоанн Златоуст произнес в его честь похвальное слово, превознося его мученический подвиг. Его действительные богословские воззрения остаются не вполне ясными ввиду утраты его оригинальных сочинений, так что судить о них приходится по противоречивым оценкам, которые давались ему его почитателями и противниками. Главный труд Лукиана – редактирование всего текста Нового Завета и Септуагинты на основании сопоставления с еврейским подлинником и сирийским переводом. Лукиан и Дорофей стоят у истоков антиохийской богословской школы, которая сложилась во второй половине III столетия, представляя собой своего рода альтернативу александрийской школе. Главное различие этих двух направлений богословской мысли коренится в методе библейской экзегезы. Антиохийцы скептически относились к аллегорическому толкованию Священного Писания, к которому охотно прибегал Ориген. Отталкиваясь от буквального исторического содержания библейского текста, они тогда только находили допустимым усматривать в Писании более глубокое догматическое содержание, когда оно выявлялось контекстуальным методом экзегезы и не противоречило здравому смыслу. Это не значит, однако, что, придавая первостепенную важность буквальному значению священного текста, антиохийцы держались за него любой ценой. Антропоморфные выражения Ветхого Завета, например «руце Твои сотвористе мя», относящиеся к Богу, и они истолковывали метафорически, но к такой интерпретации они прибегали с разборчивостью, когда для этого имелись твердые догматические основания. И александрийцы, и антиохийцы пользовались герменевтической техникой, выработанной греческой философией, но при этом они опирались на разные школы: для александрийцев особую ценность представляло наследие Платона, в то время как для антиохийцев, как позже и для западной схоластики, самым авторитетным внешним философом был Аристотель.

http://pravoslavie.ru/42070.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010