1) Григоровича Путешествие по Турции стр. 18. Казань 1848 г. 2) Зап. географ. общ. XIII, 174. 3) Гласник дружства сербск. лит. VI, 31-33. Сл. ниже прим. 29. 4) Послесловие грамматиста Феодора: «тогда же (1263 г.) предръжащю крьмыло хыландарскые лавры преподобному отцу нашему игумену курь Евстафию»… Калайдовича Экзарх стр. 164. 5) Гласник V, 32. О зетских епископах Иларионе и Неофите янв. 12 пр. 29. 24. уважавшая блаж. Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Кор. Драгутин должен был исполнить желание Сербии. Когда открыли гроб блаж. Иоанникия, тело его оказалось нетленным и его с почестию положили в Сопочанском монастыре, вблизи тела Урошева. Тогда-то приступили к избранию нового первосвятителя и избран был блаж. Евстафий. – Высокие добродетели Евстафия доставили ему уважение и нового короля Милютина. В звании архиепископа всей Сербии он с 12 епископами присутствовал на соборе, на котором краль Милютин утвердил за Хиландарским монастырем земли и угодья сербской страны6). Когда спустя 7 лет правления своего блаж. Евстафий почувствовал близость кончины своей: то, призвав ближних епископов и игуменов, простился со всеми, приобщился св. таин и с веселым лицем сказав «в руки Твои, Господи, предаю дух мой», мирно скончался7). Сербская церковь поет св. Евстафию: «на него же уповал еси, святителю, из млада возраста, радуяся же яко елень востекл еси на гору святую, земная вся оставил еси, прилепився закону Творца и Владыки исполнением заповедей».   6) Григоровича Путеш. 41. 46. 7) Гласник VI, 33. 34. Тронош. Летоп. В Гласнике V, 50-53. Последняя говорит, что после Иоанникия восходил на кафедру Даниил 1 и венчал Драгутина, тогда как по родослову Даниил 1 был на кафедре после Саввы 2 (муз. Румянц. Стр. 159. Гласник VI, 29). Но если управлению блаж. Иоанникия назначают всего 4 года (Гласник VI, 31): то могло быть, что по удалении Иоанникия Даниил 1 во второй раз восходил на кафедру, но как говорит и летоп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

По сравнению с творчеством более ранних сербских агиографов Жития, написанные свт. Даниилом, отличаются усложнением внутренней структуры текста и наличием композиционного «плетения» (напр., Житие кор. Елены) с использованием элементов других жанров: молитвы, «плача», внутреннего монолога и обращения к душе, покаянного исповедания и поучения . Исследователи считают эти новации влиянием духовной атмосферы предысихастской эпохи или раннего исихазма , характерным для Афона . Житие кор. Елены, католички по происхождению, покровительствовавшей православным обителям и храмам, представляет редкий для средневековой православной славянской литературы образец женского жития. Сборник «Жития королей и архиепископов сербских» нельзя назвать собранием уставных чтений на соответствующие дни памяти сербских святых (в этом случае показательно отсутствие отдельных, вне сборника, списков Житий, написанных свт. Даниилом), он скорее является аналогом «Книги степенной царского родословия» - рус. письменного свода XVII в. . Свт. Даниил также считается автором «автобиографической» части преамбулы жалованной грамоты («повели») кор. Милутина монастырю Хиландар о пасечниках (1317), дошедшей в списке (возможно, интерполированном) нач. XV в. . Позднее этот текст был положен святителем в основу Жития св. Милутина, вошедшего в сборник. Гимнографические сочинения святителя Даниила представлены службами его предшественникам - сербским святым архиепископам Арсению и Евстафию. Неясным до конца остается вопрос о связях этих служб с более ранними гимнографическими произведениями, посвященными тем же архиепископам, возможно послужившими для них источниками. Так, в старом собрании НБС в Белграде (погибшем в апр. 1941) хранилась болгарская Минея 15), содержавшая службу архиеп. св. Евстафию с проложным Житием, явно не связанным с написанным свт. Даниилом. Рукопись датировали Дж. Даничич XIII в., Л. Стоянович XIV в. . В дефектном списке службы св. Арсению Сербскому 1-й пол. XIV в. имеется 2-й канон, неизвестный в более поздней традиции .

http://drevo-info.ru/articles/8997.html

Бесспорно, что именно в Похвальском приделе собралось тогда высшее греческое и русское духовенство для избрания первого патриарха. Теперь процедура немного изменилась. Выбрав трех кандидатов – Иова, митрополита Московского, Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Ростовского, список принесли государю. Царь пожелал Иова, после чего тот был объявлен «нареченным» патриархом. И 26 января 1589 года в Успенском соборе Константинопольский патриарх Иеремия посвятил в сан патриарха Иова, для чего был составлен особый чин службы. После поставления царь вручил патриарху Иову посох святителя митрополита Петра. В Похвальском же приделе состоялось наречение патриархов Ермогена и Филарета. И во время поставления все патриархи переоблачались в Похвальском приделе, наподобие того, как цари переоблачались в Дмитровском приделе во время венчания на престол. На южной стене Успенского собора находится икона «Похвала Богородицы с акафистом» конца XIV века, исполненная сербским мастером – это самая ранняя на Руси сохранившаяся икона с иллюстрациями к акафисту.   Наследство Потешного дворца Московский Кремль. Вид с севера на Потешный дворец и восстановленную в 1-й пол. 2000-х гг. церковь Похвалы Богородицы. Фото - Иванов Ю. В. Многие москвичи ныне удивляются: откуда взялась красивая, пряничная церковь, возвышающаяся над кремлевской стеной со стороны Моховой улицы? Это восстановили из небытия храм в честь Похвалы Богородицы, разобранный еще до нашествия Наполеона. В 1390 году в свите великой княгини Софии Витовтовны, привезшей из Литвы на Русь два чудотворных образа Богоматери – Смоленский и «Благодатное Небо», приехал в Москву литовский дворянин Вячеслав Сигизмундович Корсак. Он стал родоначальником сразу двух известных дворянских династий: от его старших внуков произошли Корсаковы и Римские-Корсаковы, от младших – Милославские. Милославские были сначала довольно захудалой фамилией и особыми почестями не жаловались. Лишь в Смутное время выделился один стольник при патриархе Филарете. А затем Даниил Иванович Милославский дослужился до воеводы в Сибири и Курске. Его сын Илья был в 1642 году направлен с посольством в Турцию. Кочевать бы ему по морям да на чужбине, но молодому царю Алексею Михайловичу приглянулась его дочь Мария. И государь женился на ней в январе 1648 года – в день праздника Поклонения веригам святителя Петра, а заодно выдал ее младшую сестру за своего фаворита боярина Б.И. Морозова. Через неделю после свадьбы царь пожаловал тестю боярский чин, высокую должность и подарил двор в Кремле рядом со своими теремами.

http://pravoslavie.ru/765.html

апостолов Петра и Павла, куда, уже по смерти Саввы, и перенес кафедру и положил там полученную из Тернова раку с главами св. мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария, Евгения и Ореста. Последние три года жизни своей был сильно болен и провел их на покое, посвятив вместо себя (1263) Савву; скончался 28 окт. 1266 года в основанной им обители, где и мощи его. Церковь сербская чтит память св. Арсения 28 октября 4 . 3) Св. Савва 2-й, сын Стефана Первовенчанного и племянник первосвятителя сербского, в мире Предслав, еще в молодости принял монашество, странствовал в Иерусалим и подвизался на Афоне. В сане архиепископа не долго управлял церковью и скончался 12 февр. 1268. Память его чтится 30 августа; мощи в Печской обители 5 . 4) Даниил 1-й, «некоторые ради вины, приключшияся ему, изменен бысть престола святительска; прочее время поживе честно и преставися». Так замечено об нем в «Гласнике» на 1854 г.; управлял он весьма не долго, потому что в 1269 году уже архиепископствовал. 5) Иоанникий, бывший игумен студеницкий, ученик св. Саввы 2-го. Когда Стефан Урош был лишен престола (1270) недовольными вельможами, признавшими сына его Драгутина, и удалился в Захлумье на жительство, то и сей преосвященный, из любви к изгнаннику, оставил престол и пошел с ним вместе; скончался скоро после Уроша в стране Пилотской (1271). 6) Св. Евстафий, родом из будимльского округа, в юности пострижен зетским епископом Неофитом в монастыре св. Михаила архистратига, странствовал по св. местам, игуменствовал в Хилендаре и наконец был епискомом зетским; по смерти Иоанникия вызван на архиепископию. Проразумев час отшествия своего, он собрал окрестных епископов и клириков, приобщился св. Таин, отдал всем последнее целование и скончался со словами: «ведый коегождо кончину жития, Боже богов и Господи господей! в руце Твои предаю дх мой». он 4 января 1279, и похоронен, согласно собственному желанию, в Жичипском монастыре. 7) Иаков, седьмой архиепископ, известен только по имени; скончался 3 Февраля в 1285 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Незадолго до своей кончины, в глубокой старости, Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви святителя Николая в Скадаре – в храме, который она сама построила и украсила. Упокоение и посмертное почитание Святая отошла ко Господу 8 февраля 1314 года во дворце в Брняцах и была похоронена в своей задужбине – монастыре Градац. На погребении святой Елены присутствовали ее сын король Милутин, архиепископ Печский Савва III, епископ Баньский Даниил, епископ Рашский Павел и вельможи, посланные ее сыном Драгутином. Сам он приехал позже, как и обе снохи Елены – Кателина и Симонида, украсившие гроб святой покрывалами, расшитыми золотом. С почившей пришли проститься многочисленные нищие и обездоленные, заступницей которых она была. Огромная любовь к Елене со стороны сербского народа, безусловно, была вызвана ее искренней заботой, делами милосердия и любви. Архиепископ Даниил II, лично знавший святую, составил со временем ее жизнеописание. Он же сообщает, что спустя три года после преставления произошло обретение мощей святой Елены. Это случилось около 1317 года. Обретение мощей связано с чудесным свидетельством, о котором был извещен епископ Рашский Павел, которого Елена при жизни любила как родного отца. Святая явилась одному старцу монаху в монастыре Градац. Игумен монастыря сразу же известил об этом владыку Павла. После совершения всенощного бдения в присутствии собора духовенства могила святой была открыта и обретены ее мощи, которые «лежали, как в росе, целыми и нетленными». Мощи были помещены в ковчег и положены перед иконостасом в храме монастыря Градац. Место упокоения святой Елены. Монастырь Градац      Сохранилось много редакций биографии святой Елены. Ее житие часто совмещается с житиями ее сыновей – Милутина и Драгутина. Отдельная служба святой Елене не была составлена, и она поминается в службе, посвященной ее сыну святому королю Милутину. Изображение святой на фресках и иконах с двумя сыновьями появилось очень рано. Так, одна икона находится в церкви святителя Николая в Бари, а другая – в церкви святого Петра в Риме. Святая Елена изображена на фресках в монастырях Джурджеви Ступови, Сопочанах, Грачанице и Градиште, храме святого Ахилия в Арилье.

http://pravoslavie.ru/put/125540.htm

ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ДАНИИЛ (Дайкович Томо; 1895 - 1993), митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви (1961-1990) ДАНИИЛ (Чоботя Дан-Илие; род. 1951), архиепископ Бухарестский, митрополит Мунтенский и Добруджийский, патриарх Румынский ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 99-108 108-109 ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 109-111 ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский 111-113 ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (2-я пол. XII в.- 1-я треть XIII в.?), автор и главный персонаж выдающегося произведения древнерус. лит-ры, созданного в XII-XIII вв. в Сев.-Вост. Руси 113-114 114-116 ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) 116-117 ДАНИИЛ ПУСТЫННИК (2-я пол. XV в.), один из наиболее почитаемых румын. святых (пам. румын. 18 дек.), иеросхим. 117-118 118-125 125-128 128-129 129-133 ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений 133-134 134-135 ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) 135-149

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

  На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Несчастная собственность. Как не «передавить» ребенка своей заботой о его судьбе. Фото Степана Толчеева, Виталия Романова//Фома. - – март 2018. – С.18-23. - (рубрика « Вопрос номера.  Мама всегда права» ). См. также: Илья Кузьменков, главный редактор радио «Вера»//Фома. - – март  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).     ВЕРА (раздел). – С.24-47.   Школа «Фомы». Именины:   Даниил . [Иллюстрированная информация: Значение имени :   Даниил – имя древнееврейского происхождения и переводится «судья мой Бог» или «Бог есть судия»;   Дни памяти : 17 марта – день памяти святого благоверного князя Даниила Московского; Святой благоверный князь Даниил Московский (1261-1303) . Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Даниил : Пророк Даниил (VI в. до Р. Х.). Святитель Даниил, архиепископ Сербский (ок. 1274-1337);  Известные люди с именем Даниил : Даниэль Дефо (ок. 1660-1731). Даниил Гранин (1919-2017); Интересные факты ]. Ил.: Святой благоверный князь Даниил Московский. Икона; Фото: www.lori.ru ;  Юрия Белинского/ТАСС; Антона Денисова/РИА Новости//Фома. - – март 2018. – С.24-25. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).  Протоиерей Александр Авдюгин . Мы все воскреснем. Размышления накануне Лазаревой субботы . Фото Алексея Мякишева//Фома. - – март 2018. – С. 26-27. - (раздел « Вера »).   Можно ли исповедоваться через Интернет? И другие вопросы про виртуальное общение со священником. [Отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского мужского монастыря, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, главный редактор православного молодежного журнала «Отрок.иа» архиепископ Обуховский Иона , викарий Киевской митрополии]. Беседовал протодиакон Александр Карпенко , главный редактор журнала «Фома в Украине»]. Фото из архива архиепископа Ионы//Фома. - – март 2018. – С.28-32. – (раздел « Вера »).   Патриарх Кирилл. Церковь живет не в виртуальном мире . Из доклада на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года. Заголовок дан редакцией. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – март 2018. – С.33. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-179-...

Со словами приветствия к митрополиту Илариону обратился настоятель Подворья протоиерей Даниил Андреюк. От имени духовенства и прихожан храма святой Екатерины он преподнес председателю ОВЦС икону, на которой изображены великомученица Екатерина и святитель Иоанн Шанхайский. «Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, когда Вы будете возносить свои молитвы перед этим образом, поминать наш храм, который совершает свои труды в винограднике Христовом», — сказал священнослужитель. В архипастырском слове председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство Преосвященнейший владыка Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси! Ваше Преосвященство Преосвященнейший владыка Антоний, представитель Патриарха Сербского! Ваше Высокопреосвященство Преосвященнейший владыка Ириней, представляющий на сегодняшних торжествах Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады! Ваше Высокопреподобие отец Даниил, настоятель этого святого храма и представитель Православной Церкви в Америке! Дорогие отцы, уважаемые представители дипломатического корпуса! Уважаемый Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре! Дорогие братья и сестры! Всех вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы этого храма. Сегодня мы совершаем престольный праздник Екатерининского храма на Всполье — Представительства Православной Церкви в Америке. Святая великомученица Екатерина жила в начале IV века, когда Церковь подвергалась жестоким гонениям от императора Римской империи Максимина II. Екатерина была знатного происхождения, ее отец являлся правителем Александрии. Но Господь пленил ее сердце Своей любовью и, последовав за Спасителем, святая отвергла поклонение идолам и поклонение императору, которое было непременной частью жизни Римской империи. Мы знаем из  жития великомученицы, что она предстала перед самим императором, который пытался склонить ее к отречению от веры. Благодаря ее твердому стоянию в вере, благодаря тому, что она не склонилась ни на какие посулы и увещания, многие люди, видя ее подвиг, уверовали во Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/5149645.ht...

В это время были восстановлены разрушенные части соборного храма, укреплены столбы, переложена крыша, увеличена башня, построены хозяйственные палаты. Также солунскими мастерами были выполнены новые фрески, возведена и расписана трапезная. Однако, несмотря на зримое возрождение Жичской обители, архиепископская кафедра оставалась там недолго. Архиепископ Даниил II перенес центр Сербской Церкви в Печ. Но Жичская обитель с ее многочисленными святынями продолжала оставаться в числе основных мест паломничества. В 1335 году монастырь посетил король Стефан Душан. Он обратился к Пресвятой Богородице с просьбой о помощи в борьбе с венграми. Венгры отступили, и в благодарность Пресвятой Богородице король направил в Жичский монастырь Патриарха Сербского Иоанникия I. Еще один предстоятель Сербской Церкви посетил Жичскую обитель в 1382 году – это был патриарх Сербский Спиридон. Во время паломничества им было принято решение об основании монастыря Дренча. В течение некоторого времени, в XV веке, в Жичском монастыре располагалась резиденция Патриарха Сербского Никона, но в 1428 году из-за угрозы нападений турок он покинул монастырь. Вскоре после этого, по воле деспота (князя) Георгия Бранковича, Жичская обитель вынуждена была взять на себя заботу об Афонском монастыре Есфигмене, который был объявлен его ктиторией. В 1446 году, при патриархе Никодиме, в Жичский монастырь были вложены Евангелие и Пролог. В 1455 году та область, где расположена Жичская обитель, попала под власть Османской империи. На несколько десятилетий все летописные упоминания о монастыре прекратились – обитель выживала под властью мусульман. Так продолжалось весь период турецкого ига, когда обитель то запустевала, то вновь возрождалась. Следующее летописное упоминание о Жичском монастыре относится к 1520 году, когда жичский игумен Феофил с монахами Иларионом и Виссарионом основал монастырь Шишатовац. Затем наступил период запустения обители: согласно турецким источникам, в 1560 году в ней проживало всего два монаха. В 1562 году митрополит Смередевский Захарий возродил Жичский монастырь и подарил соборному храму дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В конце XIV века сербы занимали господствующее положение на Афоне. Из их числа избирался прот. В Пантелеимоновом монастыре в ту пору преобладали сербские иноки, а монастырь Св. Павла приобрел значение «второй сербской лавры». Основанный в 1362 году, монастырь Дионисиат также являлся первоначально сербским. С именем сербского деспота Углеши связывают и создание монастыря Симонопетра. Вплоть до конца XVII века Хиландарь оставался крупнейшим центром сербской и в целом славянской культуры на Балканах, оказывавшим значительное воздействие на духовную жизнь и Сербии, и славянских народов. Находясь на значительном расстоянии от границ Сербской державы, Хиландарь стал главным монастырем Сербии и одним из основных центров церковной и культурной жизни страны. Из настоятелей и братии Хиландаря были хиротонисаны многие архипастыри Сербии. Кроме свт. Саввы Сербского, в лике святых прославлены подвизавшиеся на Афоне святители-сербы: архиепископы Сербские Иоанникий I, Савва II, Евстафий, Никодим, Даниил, патриарх Сербский Ефрем II. Святостью жизни, трудами или вкладами на Святой Горе прославились также прп. Симеон Мироточивый, св. Стефан Первовенчанный, митрополит Иаков Серрский, прп. Григорий Молчальник, епископ Рашский Мефодий, епископ Зетский Евстафий, архиепископ Савва III, духовный писатель кир Силуан и другие. В 1459 году Сербия пала под ударами турок. Турецкое иго для сербского народа было очень тягостным: замолкли в церквах колокола, закрылись школы, большинство храмов обращены в мечети, верующих насильно заставляли принимать ислам. В «Истории Поместных Православных Церквей» К.Е.Скурата приводится свидетельство очевидца того времени: «…народ был погружен в невежество и скован тяжкими узами рабства» (15, 106). Печская Патриархия была подчинена архиепископу в Охриде. Ее восстановление состоялось лишь в XVI веке. Патриархом был избран Макарий Соколович, который, как и первые предстоятели Сербской Церкви, прежде был игуменом Хиландарской обители на Афоне. И все-таки положение Церкви оставалось тяжелым. Это приводило к тому, что более слабые принимали магометанство. Но для сильных духом отказаться от Православия означало отказаться от своей народности. Одним из центров освободительного движения было Милешево, где находились мощи св. Саввы. Турки, видя большое стечение народа в Милешево и чувствуя в этом для себя опасность, 27 апреля 1595 года возле Белграда сожгли его святые мощи.

http://pravoslavie.ru/31826.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010