Действия папы вызвали гнев Маврикия, «назвавшего Григория Великого “изменником и глупцом”, однако тот с достоинством и сдержанностью указал императору на его неспособность вести дела на западе империи» . Объясняясь в письмах с императором, он, возможно преувеличивая свои силы, писал: «Если бы он, слуга императора, добивался гибели лангобардов, то у них уже не было бы больше ни короля, ни герцога, ни графа; но он, папа, предвидя их исправление и опасаясь, что они проявят свою месть на католических церквях и имениях, которых много в занятых ими областях, решил войти с лангобардами в доброе соглашение» . Папе удалось убедить императора дать согласие на заключение перемирия: в 599 году оно было подписано со стороны лангобардов королем Агилульфом и герцогами, среди которых самым сильным и опасным был Сполетский герцог Ариульф, а с римской стороны – преемником уволенного Романа Равеннским экзархом Каллиником. Король настаивал на том, чтобы свою подпись под договором поставил и папа, которого он считал самым властным лицом в Италии, но Григорий уклонился от этой сомнительной чести, ссылаясь на свой сан епископа, а не носителя мирской власти. Перемирие было заключено на срок до марта 601 года, когда экзарх возобновил военные действия, но велись они по-прежнему неудачно, так что снова возникла угроза захвата Рима лангобардами. Григорий Великий был противником продолжения войны, с одной стороны, сознавая недостаточность ресурсов империи для ее победоносного завершения, а с другой – надеясь на радикально иное решение проблемы если не для Римской империи, то для Церкви – на обращение лангобардов в Православие, что со временем – но уже после него – и произошло. Последовавшее за кровавым переворотом в Константинополе заключение узурпатором Фокой мира с лангобардами расположило папу в пользу этого беспощадного душегуба. Папа направил ему и его жене поздравительные послания. В них, по словам Ф. Грегоровиуса, «Григорий говорит о ликовании неба и земли, как будто действительно со смертью справедливого и лично к Григорию расположенного Маврикия (хотя последний старался всё возраставшему значению Римского епископата противопоставить Константинопольского патриарха) с Рима снималось невыносимое иго, а с новым правлением наступала вновь эра свободы и благополучия» .

http://pravoslavie.ru/put/88906.htm

Во время этого шествия открыл ему Господь Свою тайну, что хочет погубить Содом с окрестными городами за великие и прескверные их беззакония. «Вопль, – сказал Он, – Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело: сошед убо да вижду, аще тако есть» ( Быт. 18, 20–21 ). И тотчас два ангела отлучившись пошли к Содому, а третий остался беседовать с Авраамом. Проникся Авраам смелостью и начал вопрошать Господа: «Погубит ли град грешных, в коем найдется 50 праведников?» ( Быт. 18, 23–24 ). Господь, услышав сие, милостиво отвечал: «Аще обрящется в Содомех 50 праведных, пощажу весь предел тех ради» ( Быт. 18, 26 ). Авраам проникся еще большим дерзновением и, уповая на Божие человеколюбие и называя себя пеплом и землею, с великим смирением спрашивал: «Аще меньшего ради числа праведных не погубит града грешных?» ( Быт. 18, 27–28 ). Господь, видя, что он милосердствует ради праведных, уменьшал число до сорока, тридцати, двадцати и даже до десяти человек: «Аще обрящется десять токмо праведных? Господь же отвеща: не погублю града грешнича десяти ради праведных» ( Быт. 18, 32 ). Сказав это, ангел отошел от него, а Авраам возвратился на свое место. Первым примером страннолюбия был праведный Авраам. Сколь сия добродетель благоугодна Богу, это на нем обнаружилось, так как и Сам Бог, как бы странствующий, вошел в его палатку. Пусть будет известно отсюда, что принимающий странников и упокоевающий их принимает ангелов и Самого Бога, как и Авраам принял. Принимает тот ангелов, по апостольскому слову: «Страннолюбия не забывайте, тем бо не ведуще нецыи, странноприяша ангелы» ( Евр. 13, 2 ). Принимает он и Бога, как Христос Бог наш в Святом Евангелии говорит: «Взалкахся, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя, странен бех, и введосте Мене» ( Мф. 25, 35 ). Это же стало известным и в самое последнее время, как видно из жития святого Григория Двоеслова , Римского папы. Когда однажды папа имел за трапезой своей двенадцать странников, среди них явился тринадцатый, который был ангелом Божиим, как он сам впоследствии открыл святому папе (смотри об этом в 12-й день месяца марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Папа Адриан ответил 2 посланиями от 26 окт. 785 ( Jaff é. RPR. N 2448-2449), в к-рых с особой настойчивостью проводилась идея главенства Римской Церкви. Послания были зачитаны во 2-м деянии Собора ( Mansi. T. 12. P. 1055-1084; ДВС. Т. 4. С. 369-385). В ответе императору и императрице папа, выразив радость по поводу их намерения восстановить иконы, призвал их подражать святым Константину и Елене, к-рые «православную веру объявили всенародною и возвысили святую кафолическую и апостольскую духовную мать вашу, Церковь Римскую, и вместе с прочими православными императорами почитали ее, как главу всех Церквей». Далее папа рассуждает о первенстве Римской Церкви, отождествляя Православие с ее учением; в качестве обоснования особого значения кафедры ап. Петра, к-рой «всеми верующими в мире должно быть оказываемо великое почитание», папа указывает, что этому «князю апостолов… Господом Богом дана власть вязать и решить грехи на небесах и на земле… и вручены ключи Царствия Небесного» (ср.: Мф 16. 18-19; греч. версия послания наряду с ап. Петром всюду добавляет ап. Павла). Доказав древность иконопочитания пространной цитатой из Жития папы Сильвестра, папа вслед за свт. Григорием I Великим [Двоесловом] утверждает необходимость икон для наставления неграмотных и язычников (ср.: Greg. Magn. Ep. Sereno episcopo Massiliensi//MGH. Epp. 2/10. P. 269-272). При этом он приводит из ВЗ примеры символических образов, создававшихся человеком не по своему разумению, но по Божественному вдохновению (Ковчег Завета, украшенный золотыми херувимами; медная змея, созданная Моисеем - Исх 25; 37; 21). Приведя места из святоотеческих творений (блж. Августина, святителей Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Епифания Кипрского, блж. Иеронима) и большой фрагмент из слова свт. Стефана Бострского «О святых иконах» (CPG, N 7790), папа «коленопреклоненно умоляет» императора и императрицу восстановить святые иконы, «чтобы наша святая кафолическая и апостольская Римская Церковь приняла вас в свои объятия».

http://pravenc.ru/text/Вселенский VII ...

14 лет святитель Григорий нес служение предстоятеля Церкви, никогда не прекращая скорбеть о потере благ созерцательной жизни. Он больше страдал из-за беспорядка и морального упадка, в которые Церковь была ввергнута варварскими нашествиями, чем от своих собственных болезней. Однако недуги были настолько тяжелыми, что последние два года жизни он был прикован к постели, поднимаясь лишь ради Божественной литургии по великим праздникам. Он не просил у Бога иного утешения, кроме вечного покоя, который получил 12 марта 604 года. Переселившись в чертоги святых, он оставил в наследство учреждения и наставления, готовившие Церкви великое будущее на варварском Западе, который постепенно обращался в христианство. 25 марта 2013 г. В западной традиции он почитается как Григорий Великий в числе четырех величайших отцов латинской Церкви наряду с блаженными Августином и Иеронимом и святителем Амвросием Медиоланским. Британия была частично просвещена после эпохи апостолов, но частые вторжения саксов привели к возвращению язычества. Послания. 1, 5//PL 77. 448 sq. Они проводятся в латинской Церкви 25 апреля и называются Большой литанией, или Ротацией. Благодаря этому до нас дошли многие его проповеди. Этот титул использовался как знак вежливости с начала VI в., а с IX в. стал официально относиться к патриарху Константинополя – столицы Византийской ойкумены, т.е. империи. Он, следовательно, не предполагает вселенской юрисдикции, на которую претендуют епископы Рима. Так святой папа заранее отказывался от претензий на универсальную юрисдикцию над Церковью, которой требовали его преемники. Они распределены по 13 книгам: Указатель писем//SC 370–371 (полный текст: PL 77. 442–1327). SC 32, 212, 221. SC 251, 260, 265. Русский перевод: Святого отца нашего Григория Двоеслова Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань: Тип. губ. упр., 1858. Переиздано: Москва; Рига: Благовест, 1996. От другого названия этого труда – «Диалоги» – происходит прозвище святогоДвоеслов. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/put/60326.htm

596–598 гг. — период, преимущественно связанный с защитой от встречных претензий. Дело в том, что никто из адресатов не поддержал позицию римского епископа. Более того, император Маврикий и святитель Анастасий Антиохийский самого Григория упрекали в том, что своими посланиями он раздувает в Церкви нестроения. Папе приходится отправлять новую серию писем: обосновывать пагубность константинопольской практики и оправдываться, говоря, что разногласие с патриархом происходит из-за титула, а не потому, что папа забыл свои епископские обязанности и пренебрегает единодушием Церкви. Но вероятно, в тот момент он осознал, что его позиция в самом деле может обернуться церковным расколом. Дабы избежать этого, он «замедлил» спор [IX.176, 733. 3]. Папа перестал писать императору по поводу титула и стал осторожнее в формулировках, обращенных к патриарху Кириаку II (595–606). Другой адресат посланий, святитель Евлогий Александрийский, поначалу избегал вмешательства в спор и вообще ничего не ответил Григорию на первую серию писем. Лишь спустя три года он заверил папу, что в переписке с патриархом Константинополя больше не пользуется титулом «вселенский» [VIII.29, 552. 49–50]. Однако даже поддержка Евлогия, очевидно, представлялась папе недостаточной, чтобы вернуться к активным действиям. Тем более в письме Александрийского предстоятеля нашлась и для святителя неприятность, поскольку теперь Евлогий называл «вселенским» самого Григория, и последнему пришлось в очередной раз высказывать просьбу ни к нему, ни к кому-либо другому не обращаться с этим именем . 599–603 гг. — тем не менее вплоть до конца своего понтификата святитель Григорий пытается найти возможности для противостояния претензиям Константинополя. Когда он узнал, что на собор, запланированный к проведению в Новом Риме в 599 году, приглашены восемь архиепископов Иллирика, папа увещевал их, «чтобы там (в Константинополе — А.М. ) ни от кого из Вас никакими уговорами, никакими улещениями, никакими наградами и никакими угрозами не было получено согласие [с титулом]» [IX.157, 716.52–54]. В ноябре 602 г. военачальник Фока в результате переворота захватил императорский трон, зверски убив Маврикия, его сыновей, а позже и супругу Константину. Однако уже в мае следующего года папа Григорий приветствовал нового императора: « Да возвеселятся небеса, и радуется земля (Пс. 95:11) и возвеселится от Ваших деяний народ всего государства, вплоть доныне [бывший] страшно опечаленным» [XIII.32, 1033.2–18]. Возможно, показывая Фоке свою лояльность, папа Григорий надеялся на его содействие в церковный делах. Вскоре он отправляет патриарху Кириаку еще одно послание с призывом отказаться от титула. Однако и эта попытка не достигает желаемой цели, и эпитет «вселенский» сохраняется в титулатуре Константинопольского патриарха.

http://bogoslov.ru/article/6177039

596–598 гг . – период, преимущественно связанный с защитой от встречных претензий, поскольку ни один из адресатов не поддержал позицию Римского епископа. Более того, император Маврикий и святитель Анастасий Антиохийский самого Григория упрекали в том, что своими посланиями он раздувает в Церкви нестроения. Папе приходится отправлять новую серию писем: обосновывать пагубность константинопольской практики и оправдываться, говоря, что разногласие с патриархом происходит из-за титула, а не потому, что папа забыл свои епископские обязанности и пренебрегает единодушием Церкви. Но, вероятно, в тот момент он уже осознал, что его позиция на самом деле может обернуться церковным расколом. Дабы избежать этого, он приостановил спор [Ibid.: IX. 176, 733. 3]. Папа перестал писать императору по поводу титула и стал осторожнее в формулировках, обращенных к патриарху Кириаку II (595–606). Другой адресат посланий, святитель Евлогий Александрийский , поначалу избегал вмешательства в спор и вообще ничего не отвечал Григорию на первую серию писем. Лишь спустя три года он заверил папу, что в переписке с патриархом Константинополя больше не пользуется титулом «Вселенский» [Ibid.: VIII. 29, 552. 49–50]. Однако даже поддержка Евлогия, очевидно, представлялась папе недостаточной, чтобы вернуться к активным действиям, тем более что в письме Александрийского предстоятеля нашлась и для святителя неприятность, поскольку теперь Евлогий называл «Вселенским» самого Григория, последнему пришлось в очередной раз высказывать просьбу ни к нему, ни к кому-либо другому не обращаться с этим именем 7 . 599–603 гг . – тем не менее вплоть до конца своего понтификата святитель Григорий пытается найти возможности для противостояния претензиям Константинополя. Когда он узнал, что на собор, запланированный к проведению в Новом Риме в 599 г., приглашены восемь архиепископов Иллирика, папа увещевал их, «чтобы там (в Константинополе. – А. М.) ни от кого из вас никакими уговорами, никакими улещениями, никакими наградами и никакими угрозами не было получено согласие [с титулом]» [Ibid.: IX. 157, 716.52–54]. В ноябре 602 г. военачальник Фока в результате переворота захватил императорский трон, зверски убив Маврикия, его сыновей, а позже и супругу Константину. Однако уже в мае следующего года папа Григорий приветствовал нового императора: «Да возвеселятся небеса, и радуется земля ( Пс. 95, 11 ) и возвеселится от ваших деяний народ всего государства, вплоть доныне [бывший] страшно опечаленным» [Ibid.: XIII. 32, 1033.2–18]. Возможно, показывая Фоке свою лояльность, папа Григорий надеялся на его содействие в церковных делах. Вскоре он отправляет патриарху Кириаку еще одно послание с призывом отказаться от титула.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Ни одна из сохранившихся рукописей старше XV в. не атрибутирует Преждеосвященную Григорию Двоеслову . Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (+604), – один из великих отцов Церкви. Некоторые исследователи сравнивают его влияние на церковную традицию на Западе со значением свт. Василия Великого в литургических реформах на Востоке. Имя свт. Григория в над писании Преждеосвященной Литургии присутствует в списках начиная с XV в. Позже эта атрибуция утверждается в печатных изданиях. Существует мнение, согласно которому Григорий Великий задокументировал чин Преждеосвященной Литургии в годы своего пребывания в Константинополе в статусе папского легата c 579 по 585гг. (См., напр.: [Hudleston, 1909, 780–787]). В рукописной традиции свт. Василий Великий упоминается в синайском диакониконе – служебнике особого состава, предназначенном для диакона Diakonikon Sinai gr. 1040 (XII в.), в примечании на полях в Ottoboni gr. 344 (1177), а также в армянском переводе Литургии Преждеосвященных Даров, ранних грузинских [Желтов, 2016, 271–272], некоторых сирийских и славянских рукописях 2 . В русских рукописях до XV в. Литургия называется либо «Служба святого поста», либо «постная служба святого Василия». В рукописях XVI в. появляется современная атрибуция, хотя и редко. И лишь после XVII в. авторство Григория становится общепринятым [Желтов, 2016, 271–272]. Византийские комментаторы В византийском литургическом комментарии Protheoria (Протеория), написанном между 1054 и 1067гг., так говорится об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров: «…говорят одни, что она Иакова, называемого братом Господним, иные – Петра верховного апостола, иные – иных» [Феодор Андидский, 1884, 409]. Любопытным является мнение патр. Михаила Керулария Константинопольского (XI в.). Отметив древность Литургии Преждеосвященных Даров и поместив ее во времена «еще до великих мистагогов» – свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста , он замечает, что после принесения Даров к алтарю «произносится тайная молитва святителя Афанасия, патриарха Александрийского… Эта молитва встречается в каком-то древнем Евхологии» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 50]). Он же обращает внимание на то, что во многих современных ему богослужебных книгах свт. Григорий Двоеслов назывался автором Преждеосвященной Литургии, которая совершалась в Риме [Alexopoulos, 2009, 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Никакими мерами нельзя изгладить из души человека уважения, благоговения к тому, что доселе считалось священным, а потому во всех почти странах замечается подобная привязанность новообращенных христиан к местам, освященным прежними религиозными языческими обрядами. Благоразумные пастыри церкви, св. Отцы, не возбраняли новообращенным христианам собираться для молитв истинному Богу на местах прежних языческих капищ; чрез это неофиты в христианской вере постепенно возвышались в своих религиозных верованиях и, отставая от язычества – утверждались в догматах христ. веры. Так – в Греко-римской империи еще при Константине Великом особенно чтимые языческие храмы были превращаемы в христианские церкви; также поступали и преемники его – Констанций, Феодосий Великий и др. Св. Григорий Двоеслов укорял неразумных ревнителей христианской обрядности, которые разрушали языческие капища. Св. папа в этих мерах христианских миссионеров (в Англии) видел ревность не по разуму, потому что подобные действия христианских проповедников могут оказать более вреда, чем пользы в деле апостольской проповеди . В послании к Августину младшему, Английск. проповеднику, св. Григорий дает наставления относительно обращения с язычниками сообразно с их степенью развития и привычками. Папа предписывает не разрушать языческих храмов, но только выносить из них идолов, окроплять стены капищ св. водою, устроять новые жертвенники и полагать на них св. мощи, чтобы – таким образом – превращать языческие кумирницы в христианские храмы. Народ, видя свои храмы видоизменёнными, скорее отречётся от своих прежних заблуждений, с меньшими затруднениями познает истинного Бога и с большим усердием и доверием приступит к принесению Богу жертв в храме, к которому с детства питал благоговейное уважение. Св. Григорий советовал даже оставлять в употреблении и прежние жертвоприношения, но с тем, чтобы они совершались в духе и по обряду христианской церкви. Оставлением народу внешних празднеств, по убеждению святителя, легче можно привлечь его к христианской вере и расположить сердца новообращенных к ощущению духовной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Два саккоса св. Фотия, Всероссийского Митрополита (1408–1431). Первый из них украшен священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотом и обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нём по плану и в порядке, что придаёт сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход во Иерусалим, положение во гроб, Тайная вечеря, сошествие во ад; Царь Соломон, и пророки: Давид, Исаия, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, Царь Константин и лена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний; святые: Петр Александрийский , Иоанн Златоуст , Вавила, Кирилл, Тарасий, Климент, папа Римский, Григорий Богослов , Игнатий Богоносец , Афанасий Великий , Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский , Григорий Декаполит , Андрей Критский , Григорий Нисский , Трифиллий, Григорий Двоеслов , Спиридон, Епифаний Кипрский , Григорий Акрагантийский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский Великий Князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий Митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Св. Духа на Апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон, св. Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин , Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Аивросий, Поликарп Смирнский , Анания Дамасский, Дионисий, Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский , Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мучч. Прокопий, Феодор, Никита, Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие – оплечными, в греческом характере, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посередине его греческими словами Символ веры , который служит драгоценным памятником греческого правоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Он был реалистом и хорошо понимал знамения времени. Сохраняя добрые отношения с Константинополем и своим другом императором Маврикием, святой Григорий много сделал для обращения и морального воспитания варварских народов, завоевавших почти всю Западную Европу. Он помнил об англо-саксонских рабах, увиденных на римском рынке, и поэтому, как только смог (596), отправил туда миссию. Она состояла из 40 монахов под началом святого Августина, настоятеля монастыря святого Андрея. Новые апостолы получили полную поддержку папы Григория. Узнав о первых успехах миссии, он с воодушевлением написал всей империи об обращении нового народа. Обширная переписка святителя Григория красноречиво свидетельствует о попечении этого доброго пастыря не только о больших делах Церкви, но и о каждой самой малой овце его духовного стада . Болезни и бесконечные заботы должности не мешали ему предаваться литературному труду. В период своего понтификата он закончил «Нравственное толкование на Книгу Иова» – обширный комментарий на священный текст. В нем развертывается аллегорическая и моральная экзегеза, которая будет очень любима богословами в Средние века. Тонко чувствуя все повороты души человеческой, он описал все стороны христианской жизни – от будничных проблем до духовных высот. Ему принадлежит также книга «О чудесах италийских отцов», более известная как «Собеседования» . В ней, в форме диалога с диаконом Петром, он рассказывает о подвижничестве и чудесах святых отцов, которые жили в его время в окрестностях Рима. Сведения об этих деяниях он начал собирать для наставления иноков монастыря святого Андрея, а затем они послужили ему для того, чтобы показать: и в его эпоху, как и в апостольском веке, действует единый Святой Дух, и поэтому во всякое время возможно достижение единства с Богом. Каждый рассказ заканчивается моральным или догматическим наставлением, особенно в 4-й книге, посвященной продолжению жизни душ после смерти и действенности церковных молитв для облегчения их участи. Диакон Петр, его секретарь и доверенное лицо, клялся, что часто видел, как белый голубь диктовал папе на ухо небесные наставления. Да и сам святитель Григорий признавался в том, что слышал внутри себя, как Святой Дух подсказывал ему толкования Священного Писания, до которых он сам никогда бы не додумался.

http://pravoslavie.ru/put/60326.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010