«Богослов Троицы», как нарекло его Предание. В тринитарном богословии Церкви Григорий Богослов занимает главное место — никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено, как он. Григорий Богослов — автор мистических и автобиографических поэм и стихов. Если подход Василия к триадологии можно назвать «формальным» (на глубине это, конечно, не так), то подход Григория Богослова — личный, интимный, скорее молитва, чем рассуждение. Тайна единосущия Лиц, триединства Бога была для него драгоценнейшей и очевиднейшей истиной: «Троица воистину есть Троица», — это основная мысль Григория Богослова. «Имя Троицы, — говорит он, — означает не счет вещей неравных — но совокупность равных и равночестных», соединенных по естеству и в естестве. Со всею силою Григорий всегда подчеркивает совершенное единство Божественного бытия и жизни: «совершенная Троица из трех совершенных… Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому». Каждое из Трех, созерцаемое по Себе, есть Бог, и все Три, созерцаемые вместе, суть также единый Бог. «Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы». Назианский богослов не объясняет тайну, а прямо фиксирует ее как антиномию: «Бог разделяется, так сказать, неразделимо, и сочетавается разделенно, — потому что Божество есть Единое в Трех, и Единое суть Три». Созерцание единосущия и неслиянности Троицы — бесспорный факт личного духовного опыта Григория Богослова. Единство и равночестие Лиц по Григорию держится на трансцендентности и вневременности Троицы. Бог вечен по природе и выше всякой последовательности и разделения. Недостаточно сказать: Бог всегда был, есть и будет, — лучше сказать: Он есть, так как он сосредоточивает в Себе Самом целое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Здесь представлены все шесть томов собрания творений святителя Григорий Богослова. [Аудиокнига создана порталом «Предание.ру». Слово 20-е в ней начитал диакон Олег Петроченко, волонтер.]

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

В канун праздника Преображения Господня предлагаем вашему вниманию материал, посвященный учению святителя Григория Паламы . По словам святителя Григория, апостолы на горе Фавор видели нетварный свет Божества, который исходил от Иисуса Христа, поэтому его учение важно для понимания сущности праздника Преображения. Родился будущий святитель в 1296г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Григорий, однако, оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316г. он покинул дворец и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. В 1325г. из-за турецких нападений на Святую Гору он, наряду с другими монахами, вынужден был ее покинуть. В Фессалониках Григорий по просьбе своих спутников-монахов принял священнический сан. В 1331г. он вернулся на Святую Гору, где продолжил отшельническое житие в пустыни святого Саввы на афонском предгорье над Лаврой. Затем на краткий срок Григория избрали игуменом монастыря Эсфигмен. Несмотря на попечения, взятые им на себя, он постоянно стремился вернуться к безмолвию пустыни. И наверняка достиг бы этого, если бы ученый монах из Калабрии по имени Варлаам, неистово нападавший на исихастов, не побудил его к вступлению на полемическую стезю. На Паламу было возложено опровержение нападок Варлаама. Святитель Григорий составил многочисленные сочинения богословского, полемического, аскетического и нравственного содержания. Он богословствует на основании личного духовного опыта, который пережил, подвизаясь как монах и сражаясь как искусный ратоборец против тех, кто искажал веру. Варлаам уподобляет знание здоровью, которое неделимо на здоровье, подаваемое Богом, и на здоровье, приобретаемое благодаря врачу. Также и знания, божественное и человеческое, богословие и философия, согласно калабрийскому мыслителю, едины: «философия и богословие, как дары Божии, равны по ценности пред Богом». Отвечая на первое сравнение святитель Григорий писал о том, что врачи не могут целить неисцельные болезни, они не могут воскрешать мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Учитель безмолвия Так называют святителя Григория Паламу 29 марта, 2016 Так называют святителя Григория Паламу Второе воскресенье Великого поста посвящено в традиции Православной Церкви святителю Григорию Паламе. Этот день является логическим продолжением праздника Торжества Православия, отмечавшегося за неделю до того, – ведь именно учение святителя Григория систематизировало представления по столь важному для православного вероучения вопросу – о возможности реального богопознания. Святителя Григория называют учителем безмолвия, однако ему часто приходилось не только не молчать, но и возвышать свой голос в защиту истин православной веры. Годы аскезы Святитель Григорий родился в 1296 году, в семье с крепкими религиозными устоями. Отец святого — Константин Палама — был сенатором при дворе императора Андроника II. Сохранился рассказ о том, что иногда во время заседаний сената Константин так глубоко уходил в молитву, что не слышал обращенных к нему слов императора. Мальчик потерял отца, когда ему было всего семь лет. Заботу о воспитании юного Григория взял на себя сам император Андроник. По всей видимости, святителя готовили к административной карьере. Григорий показал блестящие способности в изучении философии, однако в возрасте семнадцати лет принял решение следовать монашескому призванию и решительно порвал с «гуманистическим» образованием, основанным на трудах языческих философов. В возрасте двадцати лет намерение принять постриг и встать на стезю монашеского подвига стало окончательным. Однако Григорий был старшим в многочисленной семье, и на нем лежала серьезная ответственность перед близкими. Святитель решил эту проблему необычным способом: примером своей жизни постепенно склонил всех родных — мать, двух сестер и двух младших братьев — также принять монашество. Так начались для будущего святителя годы незаметного для посторонних глаз духовного подвига на Горе Афон, затем он подвизался в Фессалониках, а позже — в небольшом городке Верии, где предался суровой аскезе: пять дней в неделю проводил в полном одиночестве, молчании и непрестанной молитве, и лишь в субботу и воскресенье выходил из затвора, чтобы участвовать в Литургии. Все эти годы святитель Григорий никак не обнаруживал своего выдающегося богословского и полемического таланта, сохраняя внутреннюю тишину. Спор о возможности богопознания

http://pravmir.ru/uchitel-bezmolviya/

Григорий Назианзин (около 329–390 гг.) Уроженец Каппадокии Григорий, известный в церковной традиции под именем Богослова, был включен церковью (вместе с Василием Кесарийским и Иоанном Златоустом ) в число трех особо почитаемых «святителей». Он получил блестящее светское образование, увенчавшееся после школ Каппадокии, Кесарии Палестинской и Александрии десятилетним обучением в Афинах у известного ритора Гимерия. Григорий был всю жизнь ближайшим другом Василия Кесарийского и членом его кружка; но трудно представить себе человека, который был бы меньше похож на властного политика Василия, чем рафинированный, впечатлительный, самоуглубленный Григорий. В провинциальном и деловитом Василии он видел опору и руководителя, которому по большей части слепо подчинялся; иногда же, когда деспотизм друга становился слишком жестким, беспомощно обижался, протестовал, жаловался. Такая же разница разделяет и их литературное творчество. Для Василия писательство – один из способов целенаправленного воздействия на людей, для Григория – главная радость жизни и возможность выразить себя; это – литератор прежде всего, литератор до мозга костей. Самые сильные страницы Василия носят проповеднический, самые сильные страницы Григория – исповедальный характер. В особенности лирика каппадокийского святителя полна тяжелых, смутных, нерешенных вопросов: Кто я? Отколе пришел? Куда направляюсь? Не знаю. И не найти никого, кто бы наставил меня. В упоении игрой стихотворства Григорий не ограничивался духовной тематикой. Его продукция чрезвычайно обильна, и немалую ее долю составляют поэтические экзерсисы: например, одна и та же топика варьируется в стихах, написанных различными размерами. Ряд эпиграмм вдохновлен чувствами привязанности к памяти дорогих Григорию людей – отца Григория, набожной матери Нонны и нескольких друзей, первое место среди которых занимает, конечно, Василий; отсюда их интимный тон, мягкость, живость и задушевность интонаций. Это сближает их с поэтической автобиографией Григория «На мою жизнь», известное многословие которой искупается ее искренностью и непринужденностью. Возможно, что эта поэма (наряду с двумя другими – «О моей судьбе» и «О страданиях моей души») повлияла своим психологизмом и достигнутой в ней культурой самоанализа на возникновение «Исповеди» Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«На земле нужно жить только для неба». Вступительная статья В. В. Кашириной Эти слова архимандрит Григорий (Борисоглебский) написал в первом жизнеописании преп. Оптинского старца Амвросия 1 . Эти же слова были жизненным принципом и самого о. Григория, который прожил короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Несмотря на свою раннюю кончину, о. Григорий оставил о себе тёплые воспоминания как о ярком проповеднике, добром и чутком наставнике, а также как о подающем большие надежды исследователе и богослове. Эпоха, в которую довелось пройти свой краткий жизненный путь о. Григорию, явилась преддверием бурных революционных потрясений, охвативших Россию в начале ХХ-го века. Детство и ранняя юность будущего богослова пришлись на время торжества «духовных предтечи грядущих разрушителей России – разночинцев-народников и нигилистов, возмущавших народ «призывами к топору». Как известно, участниками и вдохновителями этой смуты, страшной кульминацией которой явилось убийство императора Александра II, в основном были выходцы из духовного сословия, отвергшие традиции, миропонимание и даже самую основу, цель и сущность бытия своих предков – православную веру. Но на рубеже веков последствия тяжкого кризиса, пережитого духовным сословием, были во многом преодолены. В стенах Московской духовной академии, по праву ставшей флагманом российского духовного просвещения, воссияла целая плеяда выдающихся профессоров, учёных и педагогов. Ф. А. Голубинский, А. В. Горский, П. С. Казанский – эти имена и поныне составляют гордость и славу своей alma mater. Имя о. Григория (Борисоглебского) 2 не затерялось среди знаменитых коллег. Несомненно, лишь ранняя кончина прервала стремительное восхождение этой одарённой, незаурядной личности, на редкость цельной, светлой и притягательной, воплотившей в себе лучшие качества русского священника – педагога и просветителя. В 1893 году архимандрит Григорий был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. Направляясь к месту назначения, он выехал из Московской духовной академии в Москву и там неожиданно скончался 18 ноября того же года. Ему было только двадцать шесть с половиной лет. Узнав об этом, святитель Феофан Затворник в письме, написанном за неделю до своей кончины, заметил: «о. архимандрит Григорий, инспектор Московской академии, сгорел. Его назначили в Константинополь. Поехал, доехал до Москвы и скончался» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Собеседования «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 книгах» святителя Григория Великого известны также как «Римский патерик». Именно за эту книгу св. Григорий получил прозвище «Двоеслов» (т. е. «Собеседник», «Диалогист»). «Собеседования» написаны в простой доступной манере, «популяризаторской», скажем так. В первых трех книгах Двоеслов, основываясь на личных воспоминаниях и на авторитетных свидетельствах, рассказывает другу юности диакну Петру о чудесах италийских святых VI в. Вторая книга, полностью посвященная прп. Бенедикту Нурсийскому, является единственным ранним источником сведений об этом святом. В четвертой книге на примере описаний множества видений обсуждается вопрос бессмертия души и ее загробной участи, содержится учение о чистилище. Святитель Григорий Двоеслов Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души Предисловие Св. Григорий, епископ Римский по прозванию Двоеслов, жил во второй половине шестого века по Рождестве Христовом. По происхождению он принадлежал к знатному римскому роду, но по внутреннему влечению к жизни созерцательной, в ранних летах отказавшись от богатства и мирских почестей, принял иноческий чин и вскоре приобрел славу строгого подвижника. В продолжение почти двадцатилетней иноческой жизни, св. Григорий был настоятелем разных монастырей и занимал другие важные церковные должности в римском клире. Наконец, в 590 году единодушным, настоятельным желанием народа и клира римского он был возведен на епископский престол в Риме. Четырнадцать лет проходил св. Григорий это высокое звание. Святая неутомимая ревность его была обращена постоянно к устроению блага не только собственной его паствы, но и всей Вселенской Церкви. Доказательством этого служат: мудрость, с какою он умиротворил споры, возникшие в его время на Западе по поводу определений V Вселенского собора, — благоразумные и строгие меры, предпринятые им к искоренению раскола Донатистов, — неусыпная заботливость его о благоустроении чина церковного Богослужения, — деятельность в распространении света веры христианской, стяжавшая св. Григорию титло апостола, или просветителя, целой страны — Англии. Заслуги сего святителя для всей христианской Церкви были вообще так важны и многочисленны, что Вселенская Церковь причислила его к лику святых, а безпристрастная история усвоила ему название: великого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский Содержание Предисловие    Предлагаемое вниманию читателей поэма святителя Григория Богослова, переведенная священником Алексием Ястребовым, никогда до настоящего времени не публиковалась на русском языке. В «Патрологии непосредственно за знаменитой поэмой «О своей жизни», которая была переведена на русский язык в XIX веке в числе других автобиографических сочинений Григория. Решение русских издателей не публиковать данный текст, очевидно, было обусловлено его содержанием: в нем Григорий с большой резкостью говорит о своих собратьях по архиерейству.    Впрочем, настоящий текст — далеко не единственный, в котором Григорий обрушивается с жесткой и нелицеприятной критикой на епископов своего времени. Помимо него Григорию принадлежит еще несколько стихотворений, специально посвященных теме достоинства архиерейского сана и недостоинства его носителей: все они вошли в русское собрание сочинений святителя. В этих стихотворениях Григорий критикует епископов, в частности, за расколы и раздоры, которые они вносят в Церковь: «Одни из нас спорят о священных престолах, враждуя друг с другом, навлекая бесчисленные бедствия и сами становясь их жертвами... Другие же, разделившись на партии, возмущают Восток и Запад: начав Богом, кончают плотью. От этих борцов и у прочих появляются имена и начинается битва: У меня бог — Павел, у тебя — Петр, а у него — Аполлос (Ср. 1 Кор. 3:4). Христос же напрасно пронзен гвоздями!».    В стихотворениях Григория содержится также немало резких обличений нравственного характера, подкрепленных сатирическим описанием архиерейского быта: «Григорий уже не сотрапезник земного царя, как прежде, он не сделает и малой поблажки своему мешку, не будет возлежать среди пирующих, потупленный и безмолвный, едва переводя дыхание и пожирая пищу, подобно рабам... Не буду лобызать рук, обагренных кровью, не буду касаться чьего-либо подбородка, чтобы добиться небольшой милости. На священный, именинный, похоронный или свадебный пир не пойду с многочисленной свитой, чтобы все или собственными челюстями истребить, или предоставить сопровождающим — хищническим рукам Бриарея; и чтобы вечером отвести обратно нагруженный корабль — одушевленный гроб — отправить домой отягощенное чрево; и чтобы, едва переводя дыхание от пресыщения, спешить на новое обильное застолье, не успев разрешиться от бремени предыдущего пиршества».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

Священномученик Григорий Златорунский, икона ЖМП 11 ноябрь 2022 /  21 ноября 2022 г. 15:00 «Возгревай во мне дар священства» О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ И ПОДВИГЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ ЗЛАТОРУНСКОГО Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища 1 , Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии 2 . В начале 1896 года вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, а 21 июня того же года рукоположен во диакона. В браке у отца Григория родились три дочери: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года)   PDF-bepcuя. Начиная с 1898 года Григорий Васильевич свыше десяти лет прослужил в диаконском сане на приходах Кубани и Ставрополья 3 . Все это время он также преподавал в церковно-­приходских школах и за усердное исполнение обязанностей был отмечен в 1902 и 1904 годах благодарностями вышестоящего начальства, а в 1909 году государственной наградой — юбилейной серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ» 4 . После успешной сдачи богословского экзамена отец Григорий в марте 1909 года хиротонисан во пресвитеры 5 и определен на священническое место Покровской церкви села Голицыно Кубанской области 6 .  Судьбоносной вехой в его пастырском служении стало участие в торжествах в честь прославления святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году 7 . У нетленных мощей святого он молился: «Святителю отче Иоасафе… Возгревай во мне дар священства, помоги достойно ходити своего звания!» Паломничество укрепило молодого священника в необходимом утверждении святой веры в душах его паствы и ограждении ее от влияния сект, ересей и раскольников. С этого момента гораздо больше внимания он стал уделять вразумлению заблудших в вере и жизни людей, с которыми приходилось встречаться в разных жизненных ситуациях.

http://e-vestnik.ru/analytics/svjaschenn...

Избранные творения Избранные творения/Сост. диакона Александра Гумерова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 384 с. — (Духовная сокровищница) Вниманию читателя предлагаются избранные произведения святителя Григория Нисского (ок. 335–394), младшего брата святителя Василия Великого и близкого друга святителя Григория Богослова, составившего вместе с ними круг величайших богословов IV века, так называемых Великих Каппадокийцев. Из обширного корпуса творений святителя Григория Нисского для настоящего издания были выбраны сочинения, посвященные вопросам духовной жизни и нравственного совершенствования христианина, а также проповеди на великие церковные праздники. Многие произведения данного сборника за последнее столетие публикуются впервые. Приводим отрывок из книги: О том, что значит имя и название «христианин» К Армонию Как поступают в отношении к правительству обязанные платить ежедневно подати, если не внесут деньги за многие дни, так поступлю и я по отношению к твоей святости. Они, как скоро представится кому удобный случай, выплачивают что были должны по частям, вдруг, соединив долг в одну сумму; и я, будучи должен посылать тебе письма непрерывно (потому что для христиан обещание — долг), невольное опущение переписки за прошедшее время хочу восполнить теперь, распространив меру послания настолько, что, если бы разделить его на письма обыкновенной меры, оно могло бы считаться вместо многих. Но чтобы длиннота письма не была пустым препровождением времени, думаю, что хорошо будет в этой письменной речи подражать личному нашему собеседованию. Конечно, ты помнишь, что предметом всегдашних наших взаимных бесед были заботы о добродетели и упражнения в богопочитании; причем ты всегда настойчиво предлагал вопросы относительно того, о чем шла речь, и ничего из сказанного не принимал без исследования; а я, как старший возрастом, каждый возникающий по ходу речи вопрос разрешал. Если бы возможно было и теперь быть сему, так чтобы твое разумение давало направление слову, то это было бы всего лучше; ибо для нас обоих была бы двойная польза, как от взаимного лицезрения (что приятнее этого для меня в жизни?), так и от того, что твое благоразумие наподобие музыкальной палочки привело бы в движение нашу ветхую цитру. Поскольку же обстоятельства жизни делают то, что мы разъединены по телу, хотя и соединены душами, то необходимо будет говорить и от твоего лица, как скоро по ходу речи возникнет у нас возражение против сказанного. Хорошо также предложить сперва какой-либо душеполезный предмет как цель письма, а затем уже заняться исследованием того, что предложено. Итак, предметом наших изысканий будет вопрос: что значит «христианин»?

http://pravoslavie.ru/6111.html

Заправленные добрыми началами в самом детстве в семье, святители – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – отличались прекрасными качествами во весь период своего школьного образования. Школы в то время, по преимуществу, были языческие. В них изучались науки: красноречие и философия, история и геометрия, физика, астрономия и медицина. Празднуемые святители все эти науки изучили в совершенстве. Но при этом ни системы философские, ни поучения языческих наставников, ни дурные примеры товарищей, ни светские удовольствия, ни увлечения юности – ничто не могло поколебать в них доброго направления. Вот как описывается школьная жизнь празднуемых святителей: в этом отношении особенно поучительный пример представляют Василий Великий и Григорий Богослов . С юных лет они познакомились и сдружились друг с другом, но особенно дружба их скрепилась в Афинах – в центре тогдашнего языческого мира, где они получали высшее образование. «Мы стали друг для друга всё, – писал св. Григорий, – и товарищи, и родные. Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви друг к другу; казалось, что в обоих у нас было одно упражнение – добродетель, и одно усилие – стремиться от земного, жить для будущих благ ». Они заранее уяснили себе цель жизни своей и прямо, неуклонно шли путём своим. Они решились посвятить Богу все силы свои и старались приобрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служение Богу. Эта мысль побуждала их заниматься науками усердно и трудиться постоянно. Одушевляемые такой высокой целью, они не знали усталости и развлечения, постоянно занимались своим делом; сходились они только с теми товарищами, которые были близки им по направлению; знали в городе только две дороги: в школу и церковь . Господь Бог благословил труды этих двух друзей – двух юношей, и они скоро сделались лучшими учениками. Василий отличался глубиной ума и способностью к наукам философским; Григорий более всего любил словесные науки, чувствовал в себе дар слова и развивал эту силу, как орудия для служения Христу. Св. Иоанн Златоуст получал высшее образование в Антиохии, после Афин славившейся, в то время, своей школой, и, основательно изучая философию, красноречие и др. науки, он был одним из лучших учеников знаменитого в то время Ливания, красноречивого языческого оратора. Но, изучая светские науки, всеми силами души своей он тяготел к христианской благочестивой жизни. И у Иоанна было несколько друзей – товарищей, одушевлённых, как и он, любовью к Богу; они вместе трудились над науками, преуспевая в то же время в благочестивой жизни. К одному из своих друзей, увлёкшемуся прелестями мира, языческой суетой, он написал увещание («к падшему»). В этом первом его сочинении уже обнаружилась твёрдость и чистота нравственных его правил, и живое, и увлекательное красноречие, изливавшееся из сердца полного любви, которые, впоследствии, так его проставили и дали ему имя – Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010