Святитель Григорий Богослов

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Догматика Православной Церкви. Том IV. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... одной добродетели к другой. Достаточно лишь захотеть — и мы всего достигнем». «Пути добродетелей многи суть, но [все] они приводят к единому Пути, о Котором сказано Я есмь Путь ( Ин. 14: 6 ) ». Святые мысли — это плоды на древе человеческой души, питаемые святыми добродетелями. Сердце христианской жизни суть христообразные добродетели, уподобляющие человеческую душу Христу, делая ее божественно-красивой и бессмертной. Богомысли (богомыслие) — это естественное выражение Богочеловека, Владыки Христа, обитающего в человеке через святые таинства и святые добродетели. Святой свидетель сему — святитель Григорий Богослов. Он благовествует: «Благородство души — в ее богообразии, в ее образе Божием, а уподобление Первообразу (ἡ πρὸς τὸ ἀρχέτυπον ἐξομοίωσις) совершается добродетелью». «Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро». Такой мудрец — святой Афанасий Великий. В похвалу ему святой Григорий говорит: «Восхваляя Афанасия, я хвалю добродетель; потому что одно и то же — сказать “Афанасий” и похвалить добродетель, ибо все добродетели вкупе имел он в себе... Восхваляя же добродетель, буду хвалить Самого Бога, от Которого в людях — добродетель». «Сближение с Богом и ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Избранные стихотворения - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Богослова и подчеркнул, насколько важна работа по созданию если не полного, то хотя бы достаточно обширного собрания русских стихотворных переводов этого наследия, с учетом богатейшего опыта отечественной поэтической и переводческой традиции. Действительно, хотя прозаический перевод зачастую и обеспечивает несколько более точную передачу мысли, тем не менее он утрачивает принципиальное, качественное отличие поэзии от всякой иной речи, позволяющее автору погружаться в тихую беседу с самим собой, которую мы столь часто наблюдаем в стихах великого каппадокийца. Талант св. Григория блистает и в его речах, и в его посланиях; однако лишь поэтическое творчество давало ему возможность совершить то, чего он никогда или почти никогда не делал в пределах других литературных форм: задать самому себе фундаментальные вопросы бытия и в смятении искать на них ответа 2. Первый перевод, представленный в настоящей подборке, показывает, что далеко не все современники святителя считали подобные выражения духовной жизни допустимыми и уместными. «О стихах своих» 3 представляет собой блестящий полемический ответ на критику в адрес поэтического творчества св. Григория Богослова. Тонко ... далее ...
Епископ Николай Мефонский и византийское ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Сл. 1, § 102–103. 469 Обличение и опровержение лжеименного знания. Кн. IV. Гл. 18, § 55. 470 Жизнь. Сл. 2, § 46. 471 Изъяснение. Гл. 44 PG Т. 150. Col. 464. Русск. пер. С. 396. 472 Жизнь. Сл. 4. § 27. Как это чуждо и несовместимо с концепцией «сатисфакции» и т. п.! 473 Там же. Сл. 1. § 67. 474 Там же. Сл. 6. § 85–6. 475 Исторические очерки. С. 439. 476 Там же. С. 445. 477 Например, Жизнь. Сл. 5, § 37. 478 Жизнь. Сл. 7. § 28. 479 Там же. Сл. 7. § 25. 480 Там же. Сл. 7. § 29. 481 Там же. Сл. 6. § 56, 57, 60, 61, 125, 139; Сл. 7. § 100 и др. 482 Там же. Сл. 7, § 33, 35, 87 и т. д. 483 См. святитель Григорий Богослов. Oratio 20. 7 PG Т. 35. Col. 1073; Oratio42. 15 PGT. 36. Col. 476В. Преподобный Иоанн Дамаскин. Expositio fidei, I. 8. 484 Пономарев П. О спасении Православный собеседник. 1915. № 11–12. С. 357–398; 1916. № 12. С. 426–447. 485 Изъяснение. Гл. 16. 486 Там же. Гл. 16 PG Т. 150. Col. 404С. Русск. пер. С. 333–334. 487 Там же. Гл. 1 PG Т. 150. Col. 372В. Русск. пер. С. 294. 488 Там же. Гл. 1 PG Т. 150. Col. 373А. Русск. пер. С. 296; см. также с. 293. 489 Автор не раз заявляет, что, например, «в полемике с Сотирихом выясняются два основных сотериологических ... далее ...
Слова, Слово 42 - читать, скачать - святитель ...Искать в Источникеazbyka.ru
... человеколюбивее первого, если еще не жесточе его, нося имя Христово, был лжехристом и поношением для христиан, которым и действовать было богопротивно, и страдать бесславно потому что, по-видимому, и несправедливости не терпели, и не украшались благолепным именем мученичества, но и в этом утаивалась истина, и страдая, как христиане, они были наказываемы, как нечестивые. О как мы были богаты бедствиями! «Огонь пожрал злачные пастбища» ( Иоил. 1: 19 ) ; «оставшееся от гусениц ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви» ( Иоил. 1: 4 ) , а потом не знаю уже, что было дальше, и как одно зло рождалось из другого. Да и кто бы вполне изобразил все бедствия того времени, и постигшее нас тогда наказание, или испытание и огненное очищение? Разве сказать, что «прошли сквозь огонь и воду» ( Пс. 65: 12 ) и по благоволению спасающего Бога «вышли на свободу». Но да обратится слово к сказанному в самом начале. Нива эта была некогда мала и скудна, не походила на ниву не только Бога, который благими семенами и учениями благочестия возделал и возделывает целый мир, но даже на ниву недостаточного и малоимущего бедняка. Это вовсе не была нива, не стоила, может быть, ни житниц, ни гумна, ни ... далее ...
Святоотеческое наследие и церковные древности. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... du jeune Basile de Césarée Revue d’Histoire Ecclésiastique. T. 54. P. 122. И вообще, еще раз следует подчеркнуть, что «автохтонная» малоазийская традиция монашества, восходящая прежде всего к Евстафию, играла в формировании аскетических взглядов св. Василия первичную роль и по сравнению с ней традиция египетского монашества отступала на задний план. См. : Gribomont J. L’état actuel de la recherche Basilienne Basilio di Cesarea. La sua etа, la sua opera e il basilianismo in Sicilia. Atti del congresso Internazionale. Messina, 1983. P. 40–41. 221 Свт. Григорий Богослов. Слово 43, 62 Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 542. 222 См. : Plagnieux J. Saint Grégoire de Nazianze Théologie de la vie monastique. P. 115–130. 223 Некий «конфликт идеалов» жизни созерцательной и жизни деятельной наблюдается в личности и творениях святителя, но он благополучно разрешился самой диалектикой его жизни. См. : Ruether R. R. Gregory of Nazianz. Rhetor and Philosopher. Oxford, 1969. P. 29–54. Разрешился именно потому, что св. Григорий всегда стремился в своей жизни следовать воле Божией. 224 Свт. Григорий Богослов. Стихотворения исторические II, 1. Увещательное послание к ... далее ...
Слова, Слово 43 - читать, скачать - святитель ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Оставалось еще, чтобы Великий Василий, который всегда предлагал мне многие предметы для слов (потому что настолько увеселялся моими словами, насколько никто другой не увеселяется собственными) , – оставалось еще, чтобы ныне самого себя предложил он в предмет для подвига в слове, предмет весьма высокий и для тех, которые много упражнялись в сложении слов. Ибо думаю, если бы кто, испытывая силы свои в слове, захотел потом определить их меру и на этот случай предложил себе из всех предметов один (как живописцы берут для себя образцовые картины) , то он исключил бы один настоящий предмет, как недоступный для слова, и избрал первый из прочих. Так трудно говорить в похвалу этого мужа, трудно не для меня одного, который давно отказался от всякого соискательства чести, но и для тех, которые целую жизнь посвятили слову, над ним единственно трудились и искали себе славы только в подобных этому предметах! Не иначе понимаю я дело, и понимаю, насколько сам в себе уверен, весьма правильно. Впрочем, не знаю, предложил ли бы я слова в другом каком случае, если бы не предложил ныне, или угодил ли бы настолько и себе, и ценителям ... далее ...
Беседы с патриархом Афинагором, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – это всегда лишь индивид или в лучшем случае некто, чье существование нельзя свести к научным и концептуальным редукциям. Было бы лучше в связи с Троицей и антропологией, ею проясняемой, предположить, что мы не знаем и не можем узнать без откровения, что такое личность, и потому только троичный догмат обозначает личность как сверхрациональное совпадение абсолютного единства и абсолютного разнообразия. Троичность порождает не изоляцию, не противопоставление и дурную множественность, но полноту разнообразия в тождестве. «Диада превзойдена…, и триада утверждает себя в полноте», – писал святой Григорий Богослов. И самом Боге открывается тайна другого, и в глубине вечности Отец всегда существует вместе с Сыном, но при этом преодоление их двоичности осуществляется к Духе Святом, Который исходит от Одного и почиет на Другом. В Духе Троица в Единице выходит за границы математики, она означает завершение личностного существования в тождестве равночестных Лиц. Индивид разделяет природу, коей является представителем. Он есть следствие ее греховной атомизации. В Троице нет ничего подобного, каждая ипостась в Ней воспринимает единую сущность, символический характер которой ... далее ...
Стихотворения исторические, Надписания - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Сигантию пустыннику С радостью шел я, надеясь угасить пламень желания, какое имел насладиться твоей божественной беседой. Когда же ясно увидел, что водоем безводен, потому что не было удобопиемого для меня источника, 5. тогда возвратился с великой скорбью, приобретя одно - что же именно? - большую жажду. Помолись, однако же, чтобы мог я свидеться с тобой в другой раз и угасить великий пламень, заняв от тебя и тебе сообщив сколько‑нибудь божественных мыслей. 3. Двоим Евпраксиям Не в последних этот Евпраксий, а равно и другой; у обоих одно имя и одно сердце; оба были превосходными служителями иерея Григория. Ему же и ныне служа, там предстоят. 4. Филагрию, на его терпение У древних в великой славе Эпиктет, в великой - Анаксарх. Один, когда сокрушали его, не обращал внимания на славу; другой, когда толкли руки его в ступе, кричал: выбивайте мешок. 5. Но ты, Филагрий, терпишь долговременные страдания в теле, которое пожирает болезнь, и душа твоя никогда не поражается этим. 5. Другое 154 Если бы тело твое, Филагрий, не было так болезненно, то я не заметил бы всей силы твоей добродетели. А теперь оно истреблено болезнями, а ты непоколебим. Как справедливо то, что Бог посылает ... далее ...
Введение в Ветхий Завет, Отдел 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... как уже ты слышал. – Представленное исчисление, как видно, очень сходно с исчислением св. Афанасия, только книга Есфирь причисляется к каноническим книгам; не упоминается о назначении неканонических книг для оглашенных и книги эти совсем не перечисляются; с большей, чем у Афанасия, ясностью отмечается христианское происхождение этого канона от «апостолов и древних епископов, » а не иудейский лишь характер его. Так, в исчислении св. Афанасия мы имеем голос предания александрийской Церкви, у Евсевия – кесарийской Церкви, а у св. Кирилла – голос матери церквей иерусалимской Церкви. Святой Григорий Богослов (†389 г.) в стихотворном произведении своем: «О том, какие подобает чести книги ветхого и нового завета, » – говорит: «Дабы не прельщен был ум твой чуждыми книгами... приими, возлюбленный, сие мое верное исчисление. Исторических книг древнейшия еврейския премудрости всех дванадесять. Первая Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, потом Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последней имееши Ездру. Стихотворных книг пять: первая Иова, потом Давида, далее три Соломоновы: Екклезиаст, Песнь Песней и ... далее ...
Стихотворения исторические, Надгробия - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Надгробия 1. Навкратию, брату Василия Великого Однажды Навкратий, погрузившись в речной водоворот, в глубине отпутывал от камня рыболовную сеть, но сети отпутать не мог, а сам удержан ею в водах. Скажи мне, Слово, почему мрежи вместо рыбы уловили рыболова? А я гадаю, что образец чистой жизни - Навкратий извлек для себя из вод и благодать и смерть. 2. Другое Навкратий кончил жизнь в пучине завистливой реки, запутавшись в веревках погруженной в глубину мрежи. Научись из этого, что смертны забавы сей жизни, из которой исхищен этот молодой, высоко несущийся конь. 3. Другое Навкратий, запутавшись в веревках рыболовной мрежи, отрешился от уз сей жизни. 4. Мартиниану Перед тобой горы и море, нечестивец! Пользуйся равнинами, засеянными пшеницей, и стадами четвероногих. Таланты золота и серебра, драгоценные камни и тонкие шелковые нити - 5. все это жизнь приносит в дар живым. А умершим остается немного камней, и те им дороги. Но ты и сюда заносишь руку, несчастный, не страшась, что иной, по твоим же законам, но более правдивыми руками, может разорить и твою могилу. 5. Софисту Проэресию Не много величайся после этого Кекропсов город! Небольшой светильник невозможно сравнивать с ... далее ...
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Святитель Григорий Богослов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера